Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ ВО ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ ВО ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
392
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ПРАВО / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цветаева Ангелина Юрьевна

Проблема международного терроризма на сегодняшний день является одной из ключевых тем мирового сообщества. Связано это с тем, что терроризм как явление, не знающее ни моральных, ни государственных границ, вселяет страх и боязнь в граждан каждого государства. Широкое распространение терроризма заставляет государства и международные организации не только упрочить возможности военных ведомств, но и разработать новые концепции и законодательные акты, направленные на предотвращение террористических актов и определение юридического наказания за их совершение. В данном исследовании сделана попытка проанализировать международных терроризм в рамках законодательства современных государств и выявить возможные меры наказания за данное преступление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL TERRORISM IN STATE AND INTERNATIONAL LAW

Nowadays the problem of international terrorism is one of the core issues of the world society. This is due to the fact that the terrorism knows no both moral and state boundaries and frightens citizens of all states. Broad spread of terrorism makes state and international organizations not only to develop opportunities of military departments but also work out new conceptions and legislative drafts aimed at preventing of terrorism attacks and determination of punishment. The aim of this study is the research the international terrorism in frameworks of legislations of contemporary states and the revealing of possible punishments for the crime.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ ВО ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ»

Международный терроризм во внутригосударственном и международном праве International terrorism in state and international law

Цветаева Ангелина Юрьевна

Студент 2 курса,

Образовательной программы «Международные отношения» Санкт-Петербургского государственного университета

Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: angelofficial0110@mail. ru

Tsvetaeva A. Y.

2nd year student Educational program «International Relations» Saint-Petersburg State University Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail: angelofficial0110@mail.ru

Аннотация.

Проблема международного терроризма на сегодняшний день является одной из ключевых тем мирового сообщества. Связано это с тем, что терроризм как явление, не знающее ни моральных, ни государственных границ, вселяет страх и боязнь в граждан каждого государства. Широкое распространение терроризма заставляет государства и международные организации не только упрочить возможности военных ведомств, но и разработать новые концепции и законодательные акты, направленные на предотвращение террористических актов и определение юридического наказания за их совершение. В данном исследовании сделана попытка проанализировать международных терроризм в рамках законодательства современных государств и выявить возможные меры наказания за данное преступление.

Annotation.

Nowadays the problem of international terrorism is one of the core issues of the world society. This is due to the fact that the terrorism knows no both moral and state boundaries and frightens citizens of all states. Broad spread of terrorism makes state and international organizations not only to develop opportunities of military departments but also work out new conceptions and legislative drafts aimed at preventing of terrorism attacks and determination of punishment. The aim of this study is the research the international terrorism in frameworks of legislations of contemporary states and the revealing of possible punishments for the crime.

Ключевые слова: государство, международное право, международный терроризм, право, преступление, терроризм, террористический акт.

Key words: state, international law, international terrorism, law, crime, terrorism, terrorist attack.

Терроризм является противоправным действием, за которое необходимо привлекать лиц, совершающих это международно-правовое преступление, к ответственности. Но, к сожалению, данному феномену так и не дано четкое международно-правовое определение, нет четких критериев, по которым террористические преступления можно было бы отнести к международным для привлечения их субъектов к международной ответственности. Неспособность государств найти единое решение и дать конкретное, признанное мировым сообществом, определение термина «международный терроризм» является существенным барьером для создания законодательной базы.

Отечественные специалисты занимаются проблематикой международного терроризма, пытаясь дать ему определение. У. Р. Латыпов охарактеризовал понятие международного терроризма следующим образом - «это посягающее на международный правопорядок применение государством или самостоятельно действующим физическим лицом (их группой, организацией) насилия, направленного на достижение международно -противоправных целей путем устрашения лиц, не являющихся непосредственными жертвами нападения».

Понятие «международный терроризм» исследуется уже несколько десятилетий. Для изучения данного феномена в сфере международного права используется один их ключевых методов юридической науки - метод

обобщения основных форм международного терроризма в разного рода материалах исследований, конвенциях ООН, договорах международного сотрудничества, подписанных государствами для борьбы и противодействия международному терроризму как глобальной проблеме.

Исследователи пока не могут прийти к единому мнению о том, какими признаками обладает международный терроризм. Рассматривая Конвенции ООН, относящиеся к указанной проблемной теме, можно заметить, что их правила распространяются только на те ситуации, которые удовлетворяют определенным пунктам Конвенции. Представляется необходимым прийти к единому мнению для более эффективного и скорого решения проблемы, так как необходимо учитывать не только на территории какого государства был совершен террористический акт, например, но и цели, которые ставят перед собой террористические группировки, осуществлять оценку масштаба нанесенного ущерба в ходе теракта, в ходе которого могут быть повреждены или даже уничтожены памятники всемирного культурного наследия, потому что, изучив некоторые Конвенции, можно сделать вывод о том, что основополагающие критерии, на которых строит свою деятельность ООН в сфере борьбы с международным терроризмом, - на территории какого государства был совершен акт террористической деятельности и гражданином какой страны является субъект данного акта.

В Российской Федерации 25 июля 1998 года был принят Федеральный закон №130-Ф3, в котором были четко прописаны признаки международного терроризма как деятельности, осуществляемой:

1) Террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящей ущерб интересам более чем одного государства;

2) Гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства;

3) В случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств.

В Великобритании впервые закон о терроризме был издан в 2000 году - «Terrorism Act 2000». На сегодняшний день он является главным законом по борьбе с терроризмом на всей территории Королевства. Согласно данному закону, террористический акт признается таковым в тех случаях, если он его действия или угроза его совершения направлены против Правительства Англии или международную правительственную организацию или акт приводится в действия для запугивания населения с целью достижения экономических, политических и другого рода целей. Кроме этого, действия террористов должны угрожать жизнедеятельности человека или, по крайней мере, угрожать его безопасности.

Законодательно в США понятие международного терроризма было зафиксировано в 1989 году в 18-м своде законов. Таким образом, данному термину давалось следующее определение. «Международный терроризм - это насильственные или иные действия, представляющие опасность для человеческой жизни, являющиеся нарушением уголовного законодательства США или иного государства, при условии, что уголовное правонарушение было совершено в пределах юрисдикции США или иного государства; а также действия, совершаемые с целью запугать или принудить гражданское население; или оказывать влияние на политику правительства; а также территориальной юрисдикции США или за пределами их национальных границ, но совершаемое преступниками с целью запугать или принудить США или ту страну, где находится преступник, или получить политическое убежище.» Из определения терроризма, данным Соединенными Штатами, следует то, что терроризм может считаться таковым, если направлен на применения насильственных методов в политических целях, главная задача которых - запугать общество, попытаться вселить в него чувство страха и беззащитности.

Говоря о Французском законодательстве, понятие терроризма впервые было зафиксировано в законе «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» в Уголовном кодексе. Согласна данному законодательному акту, действия признаются террористическими при условии, если их субъекты или субъекты нарушают общественный порядок, используя методы запугивания и террора.

Германия относится к той группе государств, которая еще не выработала общепринятого понятия терроризма для своего государства. Более того, в законодательной базе ФРГ нет и закона, который бы обозначал критерии для терроризма и предусматривал меру пресечения за его совершение. Исследователь зарубежного правоведения В. И. Власов отмечает, что такой подход Германии к терроризму образовался на основе неоднократных попыток многих государств, закончившихся неудачно, наделить единым определением терроризм, несмотря на то что государства пытаются прийти к единому мнению по данной проблеме с 1937 года, когда Лигой Наций была принята Международная конвенция «О предупреждении и наказании терроризма».

История Испании демонстрирует мировому сообществу большой опыт в борьбе с терроризмом. В 80-е годы XX века государство значилась одной из первых по проявлению и осуществлению терроризма. Испанские юристы берут за основу начала борьбы с терроризмом закон, изданный 10 июля 1894 года «О борьбе с вооруженными бандитскими формированиями и террористическими элементами». Данный закон уже в конце XIX века выделял преступления, целями которых являются не только посягательство на смену государственного строя и глава государства со своей семьей и другими высокопоставленными лицами, но и угроза безопасности жизнедеятельности человека, а также изготовление и хранение взрывчатых веществ. В 1995 году в Уголовном кодексе Испании был выделен целый второй отдел, получивший название «О терроризме», мера пресечения за осуществление террористической деятельности грозит лицам, совершающих акты в объектах путей сообщения, аэропорту, станции, здании, публичном месте, общественном месте, шахте, месте хранения взрывчатых веществ.

Анализируя различный материал по данной теме, представляется возможным определить примерные характерные черты, которые выделяет большинство исследователей в своих работах и на которых выстраиваются различные конвенции ООН по противодействию международным террористическим актам как глобальной проблеме современности:

1. Террористический акт должен быть совершен за пределами государства, гражданином которого является субъект или объект теракта;

2. Подготовка совершения преступления ведется в одном государстве, а его совершение происходит в

другом;

3. Акт международной террористической деятельности совершен против лица / лиц, находящихся под международной защитой.

Несмотря на то, что термин «международный терроризм» каждым государством и международной организацией характеризуется по-разному, международному сообществу уже удалось выстроить определенную структуру по противостоянию актам международной террористической деятельности для объединения усилий государств. Так, например, ООН уже подготовила целый ряд Конвенций: Токийская Конвенция 1963 года, Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года, Монреальская Конвенция 1971 года и другие международные договоры, которые будут рассматриваться подробнее в третьей главе. Но, конечно же, считать, что международные договоры способны ликвидировать международный терроризм и стереть его из списка глобальных проблем, - абсолютное заблуждение. Всё перечисленное выше - это лишь то, что задает некий регламент тем действиям, которые необходимо принимать для эффективной борьбы.

Подводя черту международно-правовому аспекту международного терроризма, необходимо все-таки ответить на главный вопрос, который возникает при исследовании данного объекта в рамках международного

права: почему, казалось бы, явное уголовное преступление не может получить международно-правовую квалификацию и считаться правонарушением в рамках международного сообщества? В течение длительного промежутка времени совершаемые террористические акты носили внутригосударственный характер, каждый акт рассматривался в рамках уголовного кодекса по-разному во всех государствах мира, международное сообщество не выдвигало определенных требований или критериев для судопроизводства по вопросам терроризма, то есть сами террористические акты рассматривались только в рамках внутригосударственной юрисдикции. Но, как уже было отмечено выше, государства не могут прийти к общему понятию самого международного терроризма, выявить конкретные критерии. Тогда возникает еще один не менее важный вопрос: как регистрировать в качестве международного уголовного преступления действие, не имеющее единого толкования в международно-правовой теории, но что есть на практике, чему не дано определение и что не предполагает за своим понятием никаких черт и критериев, которые могли бы четко отличить международный терроризм от ряда других преступлений? Безусловно, мы видим работу, которую ведет ООН как самая крупная международная организация и ее специализированные учреждения по борьбе с международным терроризмом, но конвенции и протоколы затрагивают только различные ветви террористической деятельности. Кроме этого, трудность определения международного терроризма в международно-правовой среде вызывают народы, которые могут находиться на оккупированной территории со стороны другого государства. Они могут выказывать недовольство, выраженное в сопротивлениях по отношению к захватчикам, что не должно считаться актом международного терроризма.

Как можно заметить, терроризм не фиксируется в международном праве как преступление международного характера по ряду причин. Представляется, что конструктивная работа по каждому из выше указанных пунктов стала бы важнейшим шагом для разрешения глобальной проблемы международного терроризма и достижения консенсуса по созданию единой конвенции по борьбе с данной глобальной проблемой.

Список используемой литературы:

1. Лапытов У. Р. Об определении международного терроризма // СЕМП. 1988. С. 136

2. Федеральный закон от 25.07.1998 г. № 130-Ф3 О борьбе с терроризмом. [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/acts/bank/12717

3. Terrorism Act 2000 (Remedial) Order 2011. Prevention and suppression of terrorism. [Электронный

ресурс] :

https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment data/file/97940/terrorism-act-remedial-order.pdf

4. Terrorism Act 2000 (Remedial) Order 2011. Prevention and suppression of terrorism. [Электронный

ресурс]:

https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment data/file/97940/terrorism-act-remedial-order.pdf

5. Законодательство США по борьбе с терроризмом. [Электронный ресурс]: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4397/14156

6. Законодательство США по борьбе с терроризмом. Закон 86-1020 от 9 сентября 1986 года. О борьбе с терроризмом и посягательством на государственную безопасность. [Электронный ресурс]: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4397/14156

7. Власов В.И. Экстремизм, терроризм, сепаратизм: политико-правовое осмысление в условиях глобализации: Лекция. М.: Издательство РАГС, 2009. с. 25.

8. Законодательство Испании. Органический закон от 26 декабря 1984 года. О борьбе с вооруженными бандитскими формированиями и террористическими объединениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.