Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ ПО СКУЛЬПТУРЕ «МЕЛОДИЯ КАМНЯ (ТАШ МОҢЫ)» В КАЗАНСКОМ КРЕМЛЕ: ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОИСКОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ ПО СКУЛЬПТУРЕ «МЕЛОДИЯ КАМНЯ (ТАШ МОҢЫ)» В КАЗАНСКОМ КРЕМЛЕ: ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОИСКОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кураторский проект / скульптура / тюркская пластика / татарская культура / пластический язык / камерность / монументальность / curatorial project / sculpture / Turkic plastic arts / Tatar culture / plastic language / intimacy / monumentality

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рауза Рифкатовна Султанова

В статье анализируются произведения скульптуры, созданные во время международного симпозиума в Казани под руководством автора, которые после установления в Казанском кремле стали местом притяжения для туристов и гостей республики. Подробно описываются разные стилистические подходы в раскрытии темы в исполнении скульпторов, представляющих национальные школы тюркского мира (Азербайджан, Башкортостан, Крым, Турция, Татарстан), аккумулирующих в своем творчестве восточные и западноевропейские традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Рауза Рифкатовна Султанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL SYMPOSIUM ON SCULPTURE "STONE MELODY (TASH MONY)" IN THE KAZAN KREMLIN: A SPACE FOR ARTISTIC RESEARCH AND EXPERIMENTATION

The article analyzes works of sculpture, created during the international symposium in Kazan under the guidance of the author, that, after being installed in the Kazan Kremlin, became objects of attraction for tourists and guests of the Republic. Various stylistic approaches are described in detail in the disclosure of the theme performed by sculptors representing the national schools of the Turkic world (Azerbaijan, Bashkortostan, Crimea, Turkey, Tatarstan), accumulating Eastern and Western European traditions in their worklong or recent past.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ ПО СКУЛЬПТУРЕ «МЕЛОДИЯ КАМНЯ (ТАШ МОҢЫ)» В КАЗАНСКОМ КРЕМЛЕ: ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОИСКОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ»

Научная статья УДК 730

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-4-424-430

Искусствоведение

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ ПО СКУЛЬПТУРЕ «МЕЛОДИЯ КАМНЯ (ТАШ МОЦЫ)» В КАЗАНСКОМ КРЕМЛЕ: ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОИСКОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Рауза Рифкатовна Султанова

Центр искусствоведения Института, языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Казань, Россия, Rauzasultan.art@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются произведения скульптуры, созданные во время международного симпозиума в Казани под руководством автора, которые после установления в Казанском кремле стали местом притяжения для туристов и гостей республики. Подробно описываются разные стилистические подходы в раскрытии темы в исполнении скульпторов, представляющих национальные школы тюркского мира (Азербайджан, Башкортостан, Крым, Турция, Татарстан), аккумулирующих в своем творчестве восточные и западноевропейские традиции.

Ключевые слова: кураторский проект, скульптура, тюркская пластика, татарская культура, пластический язык, камерность, монументальность

Для цитирования: Султанова Р. Р. Международный симпозиум по скульптуре «Мелодия камня (Таш моцы)» в Казанском кремле: пространство художественных поисков и экспериментов Наследие и современность. 2023^(4^424-430. https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-4-424-430.

Original article Art History

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-4-424-430

INTERNATIONAL SYMPOSIUM ON SCULPTURE "STONE MELODY (TASH MONY)" IN THE KAZAN KREMLIN: A SPACE FOR ARTISTIC RESEARCH AND EXPERIMENTATION

Rauza R. Sultanova

Institute of Language, Literature and Art named after G. Ibragimov (Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan), Kazan, Russia, Rauzasultan.art@mail.ru

Abstract. The article analyzes works of sculpture, created during the international symposium in Kazan under the guidance of the author, that, after being installed in the Kazan Kremlin, became objects of attraction for tourists and guests of the Republic. Various stylistic approaches are

0 I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Султанова Р.Р., 2023 © Наследие и современность, 2023

ISSN 2619-0214 (Print)

424

described in detail in the disclosure of the theme performed by sculptors representing the national schools of the Turkic world (Azerbaijan, Bashkortostan, Crimea, Turkey, Tatarstan), ac-cumulatingEastern and Western European traditions in their worklong or recent past.

Keywords: curatorial project, sculpture, Turkic plastic arts, Tatar culture, plastic language, intimacy, monumentality

For citation: Sultanova R.R. International Symposium on Sculpture "Stone Melody (Tash Mony)" in the Kazan Kremlin: a space for artistic research and experimentation. Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times. 2023;6(4):424- 430. https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-4-424-430.

20 февраля 2023 года в Институте языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан прошли Искусствоведческие чтения «Актуальные проблемы скульптуры Татарстана», посвященные 120-летию Садри Салаховича Ахуна (Ахунова) (19031990), в рамках которых были обсуждены такие вопросы, как роль традиций и новаций в искусстве скульптуры, воссоздание и реконструкция памятников культурного наследия, синтез искусств в пространственной среде и др.

В связи с постановкой в таком масштабе проблем развития скульптуры, актуальной стала реализация кураторских проектов, в частности, проведение симпозиумов с привлечением мастеров из различных регионов, представителей различных школ ваяния.

Артсобытия последних лет показали, что кураторские исследования невероятно популярны в процессе концептуальных исканий, позволяющих раскрыться художнику в ярком авторском жесте [1, c. 7]. Как говорит Гамзатова П.Р., «куратор - это не просто организатор или менеджер, но научно-творческая личность, способная выявить те или иные художественные процессы, почувствовать дуновение нового, ветры перемен» [2, с. 38].

Первый подобный симпозиум по камню в Казани был организован в 1996 году под руководством главного художника города Нургалеевой Р.М.: он стал переломным моментом вступления скульптуры региона в новую пору активности в контексте современного пластического искусства. Этот симпозиум, с одной стороны, отразил современное состояние этого вида искусства в России, с другой - обозначил направления развития татарской скульптуры в ее национальном преломлении [3, с. 134140]. Мастерами ваяния из разных уголков России было создано 11 скульптурных композиций, которые украшали сквер перед зданием Национально-культурного центра «Казань» до его реконструкции под Национальную библиотеку Республики Татарстан.

© Sultanova R.R., 2023 © Nasledie i sovremennosf, 2023

THEORY AND HISTORY OF CULTURE, ART

Sultanova R.R. International Symposium on Sculpture "Stone Melody (Tash Mony)"... Heritage and Modern Times. 2023;6(4):424-430

Усилиями автора данной статьи при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан после долгого перерыва с 29 июня по 18 июля 2014 года в музее-заповеднике «Казанский кремль» был организован Международный симпозиум по скульптуре «Мелодия камня (Таш моцы)» в рамках мероприятий 2014 года «Казань - культурная столица тюркского мира». Симпозиум был посвящен памяти известного художника-монументалиста Ильдара Ханова (1940-2013), основателя Вселенского храма в Казани (пос. Старое Аракчино).

В симпозиуме участвовало 8 скульпторов тюркского мира (Турции, Азербайджана, Башкортостана, Украины, России и Татарстана). В роли подмастерьев выступили молодые скульпторы, выпускники и студенты филиала института имени В. Сурикова. В рамках проекта была реализована обширная культурная программа. Участники симпозиума посетили достопримечательности Елабуги, Казани. В Казанском художественном училище имени Н.И. Фешина прошел круглый стол с участием скульпторов «Актуальные проблемы развития современной скульптуры».

Нами была поставлена цель - разнообразить город Казань, небогатый малыми архитектурными формами, новыми скульптурами. Одной из главных задач было отражение в работах черт этнической идентичности, творческое осмысление национальных традиций, что позволяет оживить символический язык тюркской пластики.

Мастерам было предложено создать скульптурные формы из известняка, который широко использовали в строительном деле Волжской Булгарии и Казанского ханства. Известняк по своей природе - ломкая порода, которая не допускает острой и точной трактовки форм. Вместе с тем относительно легкая обработка позволяет применять его в монументальной скульптуре. Достаточно напомнить архаическую декоративную скульптуру Древней Греции. Поскольку концепцию ваятеля определяет не столько особенность материала (хотя он тоже играет немаловажную роль), а сколько смысл, идея, задача художественного произведения, то не были поставлены ограничения скульпторам ни в тематике, ни в стилистических возможностях.

Общее название симпозиума «Мелодия камня» («Таш моцы») как нельзя лучше определило сущность этого вида искусства. Мастер, высекающий камень, преодолевая плотность, тяжесть твердого материала, одухотворяет его, насыщая своими эмоциями. Разные по конфигурациям, по размерам, по заложенным в них идеям, они своей простотой и прихотливостью форм гармонируют со строгостью исторической архитектуры Казанского кремля. Переходя от одной работы к другой, мы переключаем взгляд на разные фигуры и приобщаемся к разнообразным микромирам. Они, как и «философские сады», или «сады камней», пробуждают наше воображение, нарушая бурный и шумный ритм туристского центра, настраивают на созерцание, чуждое суетности. Как иероглифы, «священные высеченные знаки», как арабески, далёкиеот натурализма, они

требуют расшифровки, интеллектуального напряжения, поскольку представляют собой сокровенные мысли, тяготеют к символам, знакам и аллегориям.

Символично исполнение замысла известного казанского мастера Ильдара Ханова (1940-2013) - композицию «Крест человечества», задуманную им еще в конце семидесятых годов, молодым выпускником Казанского филиала Суриковского института Фанилем Валиуллиным. Эта небольшая композиция, похожая на хаотично несущийся вверх вихрь, требует ощупывания пластических форм. В гипнотическом ритме выпуклостей и углублений скульптура таит в себе огромную концентрированную энергию, повышенное ощущение жизни. При внимательном разглядывании с разных сторон в ломаных и резких линиях просматриваются очертания двух плавных гармонично переплетенных фигур, единение мужского и женского начал, рождение божественного союза, породившего все живое. И в то же время «Крест человечества» И. Ханова -это метафора жизненного пути, изобилующего неожиданными поворотами и препятствиями, метафора поиска сокровенной мудрости.

Изящная и утонченная композиция уфимского скульптора Руслана Нигматуллина «Ашина», развивающая рельефную композицию скульптуры, перекликается с пластикой древнеегипетского искусства. Художник в тонко гравированном рельефе, в плавной непрерывной линии изображает прекрасную гибкую небожительницу Ашину, легендарную волчицу - прародительницу всех тюрков. Пластической красотой и утонченной грацией отличается вся ее фигура. Нежно и трепетно все ее тело в мягком изгибе рук, плавном наклоне головы с распущенными волосами, изящны ноги, изогнутые в коленях. Неземные пальцы рук подчеркивают божественную женственность образа. Идея сверхчеловеческого величия в земном образе выражена через застылость, статичную неподвижность позы.

Женская красота - одна из главных тем в творчестве московского скульптора Тагира Субханкулова. Он опирается на традиции европейского ваяния, скульпторов-модернистов первой трети - середины ХХ века (А. Майоль, К. Бранкузи, Г. Мур и др.). Скульптура мастера «Тайна озера Кабан» завораживает утонченной грацией. В плотном упругом теле женщины, в ее округлых формах угадываются и камни древних цивилизаций, и черты каменных балбалов. Видна перекличка с работами Генри Мура. В скульптуре достигнута максимальная динамика, доступная лежащей фигуре; своеобразно сочетаются юмор и монументальность, мощь и вялость одновременно.

Живой непосредственностью и плавным ритмом движения привлекает небольшая скульптура «Мелодия» («Моц») Рустама Габбасова (Казань). Это гротесковая фигура музыканта, играющего на курае, выразительна с разных точек зрения. Магия музыки воспроизведена в этом образе с захватывающей силой. Скругленная фигура кураиста напоминает графику, наполненную объемом с гладко обработанной поверхностью.

THEORY AND HISTORY OF CULTURE, ART

Sultanova R.R. International Symposium on Sculpture "Stone Melody (Tash Mony)". Heritage and Modern Times. 2023;6(4):424-430

Лаконичная, без особой деталировки, она тяготеет к знаку и при освещении дает все новые и новые нюансировки восприятия.

Если «Мелодию» можно созерцать по кругу, как бы повторяя ритм круговращения Вселенной, то «Воин» Асии Минулиной (Казань), продолжающей тюркские восточные традиции с их тяготением к рельефу, фронтальностью, родственностью с эпиграфикой, рассчитан на одну точку восприятия. Округлое скуластое лицо воина воплощает канонический тюркский тип красоты. По первоначальному замыслу это должен был быть лучник, но в ходе работы у автора возникла идея создать образ защитника Казанского кремля. Лук был заменен на щит.

В абстрактной динамичной композиции «Любовь» («Ашик») Метина Кара из Турции, состоящей из двух сильно редуцированных антропоморфных форм, напоминающих пластику арабской буквы, проявляется одна из особенностей изображения человека в искусстве ислама. Автор напоминает зрителю о метафорическом переосмыслении незыблемых вещей в красивые и меткие иносказания, создающие новые игровые ситуации восприятия. Здесь можно увидеть противостояние и единство, мощь и беззащитность, а в устремленной ввысь вертикали - божественную торжественность. Мастер стремился сохранить в законченной работе следы необработанного материала, как бы показывая рождение живого образа из аморфной массы.

Мамед Рашидов из Баку в своей скульптурной композиции обратился к древнейшим фигуративным и орнаментальным мотивам. Монументальность его работ обусловлена сознательным выбором древних мотивов: с одной стороны, музыки - «гавалдаш» (тюрк. - букв «камень-бубен»), с другой стороны - «камня-балбала», «тотемного столба», охраняющего и оберегающего. Сохраняя природную цветовую гамму камня, он экспериментирует с яркой тонировкой, используя роспись в авангардном ключе, как современный граффитист на архитектурной плоскости. Тонирование с эффектом патины придает глыбам древний естественный вид. Нанесенные на поверхность камня рисунки сакрального свойства, «идеограммы», угловатые насечки и штрихи, горизонтальные полоски, треугольники своими графическими формами и линиями подчеркивают геометрическую монолитность камня, а в причудливых формах тотемов, напоминающих загадочного и таинственного Шурале, автор подчеркивает высеченность их из скалы.

Композиция «Остров» Айдера Алиева (Крым) посвящена древней Киммерии, где пластический язык впитал восточные и западные культурные традиции. В ней торжество стихии природы, стихии скал и холмов, романтики моря, игры света и тени. Мы чувствуем подвижность мира и ощущаем неокончательность всего сущего, неопределенность и неуловимость, недоговоренность... Ее поверхность характеризуется живописной подвижностью самих пластических масс, одухотворением пла-

стической субстанции, приведенной в движение глубинными силами и отныне не находящей покоя. Международный симпозиум

«Мелодия камня», прошедший в Казани, доказал, что подобный форум, являясь одним из социально-культурных феноменов современного художественного процесса, обладает большими творческими возможностями. Во-первых, он способствует установлению творческих связей между профессионалами разных регионов и созданию единого культурного пространства. Во-вторых, происходит творческий информационный обмен художников разных поколений, зрители получают возможность прямых контактов с творцами и созерцания живого процесса рождения скульптуры. В-третьих, симпозиум позволяет увидеть современные тенденции развития и наметить новые перспективы. Самый главный результат: на территории Казанского кремля появились интересные пластические произведения, которые навсегда остались знаками необычного для нас года. вангардистские направления русского, европейского искусства с опорой на собственные и общетюркские традиции открывают своеобразный плодотворный путь для развития скульптуры республики.

Автором был издан каталог симпозиума на русском, татарском, английском языках, в котором нашли отражение созданные произведения, данные о скульпторах, зафиксирован процесс работы [4]. Недавно нами обнаружено, что некоторые скульптуры по неизвестной причине исчезли из экспозиции (Асии Минулиной «Воин», Тагира Субханкулова «Озеро Кабан»).

Литература

1. Султанова Р.Р. Слово редактора о концепции и перспективах издания // Альманах. Искусствоведение Татарстана. «Сэнэигы нэфисэ». Выпуск 1. Теория, история, современная художественная практика, арт-рынок. Авт.-сост. Р.Р. Султанова, 2017. 313 с.

2. Гамзатова П.Р. Художественные события и кураторская политика в современном искусстве мусульманских ареалов СНГ издания // Альманах. Искусствоведение Татарстана. «Сэнэигы нэфисэ». Выпуск 1. Теория, история, современная художественная практика, арт-рынок. Авт.сост. Р. Р. Султанова, 2017. С. 38-393. Кривошеева Т.Н. Скульптура Татарстана: истоки, становление, продолжение

традиций // Скульптура Татарстана: альбом / Т.Н. Кривошеева, Д.Д. Хисамова; [науч. ред. Р.Р. Султанова, авт. предисл. Ф.Ш. Хузин]. Казань: Татар. кн. изд-во, 2022. С. 6-164.

4- Султанова Р.Р. Таш моцы. Мелодия камня. The stone Melody / Каталог международного симпозиума по скульптуре. 29 июня - 18 июля 2014 г. (тат., рус., англ. яз.). Казань, 2015. 40 с.: ил.

References

1. Sultanova R.R. Slovo redaktora o kontseptsii i perspektivakh izdaniya // Al'manakh. Iskusstvovedenie Tatarstana. «^rnigy nэfisэ». Vypusk 1. Teoriya, istoriya, sovremennaya khudozhestvennaya praktika, art-rynok. Avt.-sost. R.R. Sultanova, 2017. 313 s.

THEORY AND HISTORY OF CULTURE, ART

Sultanova R.R. International Symposium on Sculpture "Stone Melody (Tash Mony)". Heritage and Modern Times. 2023^(4^424-430

2. Gamzatova P.R. Khudozhestvennye sobytiya i kuratorskaya politika v sovremennom is-kusstve musul'manskikh arealov SNG izdaniya // Al'manakh. Iskusstvovedenie Tatarstana. «Ssnsigy nsfiss». Vypusk 1. Teoriya, istoriya, sovremennaya khudozhestvennaya praktika, art-rynok. Avt.sost. R. R. Sultanova, 2017. S. 38-39.

3. Krivosheeva T.N. Skul'ptura Tatarstana: istoki, stanovlenie, prodolzhenie traditsii / / Skul'ptura Tatarstana: al'bom / T.N. Krivosheeva, D.D. Khisamova; [nauch. red. R.R. Sultanova, avt. predisl. F.Sh. Khuzin]. Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 2022. S. 6-164.

4. Sultanova R.R. Tash mony. Melodiya kamnya. The stone Melody / Katalog mezhdu-narodnogo simpoziuma po skul'pture. 29 iyunya - 18 iyulya 2014 g. (tat., rus., angl. yaz.). Kazan', 2015. 40 s.: il.

Сведения об авторе Султанова Рауза Рифкатовна, доктор искусствоведения, заведующая Центром искусствоведения Института, языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация. Е-таП:КаигазиИ:ап.аг:@таП.ги

Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье Поступила в редакцию: 6.08.2023. Одобрена после рецензирования: 18.08.2023.

Принята к публикации: 14.10.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author of the publication Rauza R. Sultanova, Doctor of Arts, Head of the Center for Art History of the Institute of Language, Literature and Art named after G. Ibragimova (Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan), Kazan, the Republic of Tatarstan, Russian Federation.

E-mail:Rauzasultan.art@mail.ru

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: 08.06.2023. Approved after peer reviewing: 08.18.2023.

Accepted for publication: 10.14.2023. The author has read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.