Научная статья на тему 'Международный симпозиум по древней керамике в Цзиндэчжене'

Международный симпозиум по древней керамике в Цзиндэчжене Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жущиховская И. С.

24—27 октября 2012 г. в Цзиндэчжене (пров. Цзянси, КНР) состоялся очередной международный симпозиум по древней керамике (International Symposium on Ancient Ceramics — ISAC).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный симпозиум по древней керамике в Цзиндэчжене»

Международный симпозиум по древней керамике в Цзиндэчжене

24—27 октября 2012 г. в Цзиндэчжене (пров. Цзянси, КНР) состоялся очередной международный симпозиум по древней керамике (International Symposium on Ancient Ceramics — ISAC). Впервые он был организован в 1982 г. по инициативе Шанхайского научно-исследовательского института керамики и ряда американских и европейских специалистов. На протяжении тридцати лет он проходил через каждые три года в разных городах Китая, чаще всего в Шанхае. В центре внимания симпозиума всегда были вопросы техники и технологии производства керамики и фарфора в прошлом: сырьевые материалы, рецептура формовочных масс, способы формовки, декорирования, обжига гончарных изделий. Эти области исследования требуют применения широкого спектра методов химии, физики, минералогии, направленных на всесторонний анализ вещества и позволяющих получить информацию, недоступную визуальному изучению. Поэтому ведущим методологическим принципом симпозиума является интеграция гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.

В работе симпозиума 2012 г. участвовали учёные из Китая, США, Великобритании, Японии, Республики Корея, России, Италии, Франции, Германии, Нидерландов, Тайваня, Вьетнама, Камбоджи, Индонезии, Таиланда, Австралии. География стран-участниц симпозиума всё время расширяется, растёт число новых имён. Вместе с тем за три десятилетия сформировался своего рода «костяк» специалистов, постоянно участвующих в симпозиуме, способствующих его успешной работе. Имена Памелы Вэндивер, Найджела Вуда, Лю Хунцзе, Тацуо Сасаки, Ян Чжич-женя, Роуз Керр, Ли Цзячжи хорошо известны в научном сообществе, занимающемся исследованиями истории керамического и фарфорового производств.

Хронологические рамки исследований, представленных на симпозиуме в качестве докладов и статей в опубликованном сборнике материалов, очень широки — от раннего неолита до XVII—XIX вв. Тематика исследований разнообразна, но большинство их посвящены технологической истории китайского фарфора. Получен ряд новых наблюдений и выводов, позволяющих говорить о том, что появление фарфора и отдельных его видов надо датировать более ранним временем, чем принято считать. Коллектив авторов (Ян Ючжан и др.) представил доказательства того, что самые первые опыты изготовления посуды из фарфоровой массы («прото-фарфор») относятся к раннему периоду династии Шан. В работе Лю Хунцзе и его коллег показано, что навыки изготовления белого

фарфора были уже в период династии Северная Вэй (386—534), тогда как до недавнего времени начало производства белого фарфора связывалось со второй половиной VI в. В докладе Чжао Цинюань и коллег были представлены новые данные о появлении технологии изготовления белого фарфора с синей кобальтовой росписью в позднем периоде династии Тан (618—907), а не во времена последующей династии Юань.

Большой интерес вызвала группа докладов, где рассматривались различные аспекты влияния средневекового китайского гончарства на производство керамики и фарфора в соседних странах Восточной и Юго-Восточной Азии и даже в Северной Африке (А. Сукхам, И. Дэрит, Д. Хэйн, Ли Кун-хё, Н. Вуд и др.). Также были представлены материалы об импорте китайской гончарной продукции в средние века в Таиланд, Камбоджу, Вьетнам, Индонезию (Вон Вэй-и и др.). Особое направление исследований — история появления и распространения китайского фарфора в странах Западной Европы (Р. Керр, А. Мартенс, Т. Канепа и др.). Группа докладов была посвящена результатам изучения гончарного производства в средние века в странах Ближнего Востока, Средней и Центральной Азии (Т. Сасаки, А. Гечкинли, Лян Цзяфан и др.).

Как всегда, широко представлена была тематика естественнонаучных методов и подходов в изучении, а также реставрации и консервации древней керамики и фарфора (П. Вэндивер, Ян Чжичжень, У Юньмин, Чжан Маолинь и др.). По уровню исследований с применением методик естественных и точных наук китайские специалисты сегодня не уступают своим европейским и американским коллегам. Лидерами здесь являются учёные из Шанхайского института керамики, Шанхайского института оптики и точной механики, Университета Фудань в Шанхае, Пекинского университета.

На заседаниях симпозиума прозвучало несколько докладов российских исследователей. В докладе И.С. Жущиховской (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН) рассматривались технологические связи двух древнейших производств Восточной Азии — плетения и изготовления керамической посуды. Родственной проблемы касался доклад А. В. Гарковик (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН), посвящённый связям древнего гончарства Приморья и изготовления текстиля. Надо заметить, что в настоящее время тематика технологических взаимоотношений между производством керамики и мастерством изготовления изделий из растительных волокон вызывает большой интерес среди специалистов по первобытной археологии. В докладе В.А. Лынши (Школа педагогики ДВФУ) были представлены новые материалы по традициям гончарства неолита — палеометалла на севере Приморья. Тема доклада Е.Г Лапо (Инженерная школа ДВФУ) — возможности использования показателя водопоглощения керамики для исследования качества обжига в древнем гончарстве.

Важной составляющей частью международного симпозиума по древней керамике всегда является профессиональный экскурсионный тур по местам, связанным с производством керамики и фарфора в древности и средневековье. Программа экскурсий симпозиума 2012 г. включала посещение в Цзиндэчжене музейных комплексов, где реконструирован процесс производства фарфора в периоды Мин (1368—1644) и Цин (1644—1911); выезд в местность Яоли, где находятся остатки мастерских и обжигательных печей периодов династий Тан и Сун (960—1279) и знаменитый Гаолин — месторождение каолиновых глин; поездку в Цзичжоу, где в средние века располагался крупный центр производства керамической посуды.

Основное местное сырьё для изготовления фарфора в Цзиндэчжене — «фарфоровый камень» и каолин. Технология обработки сырья и приготовления формовочной массы всегда отличалась достаточной сложностью. «Фарфоровый камень», представляющий собой особую горную породу с высоким содержанием кремнезёма, дробили и измельчали в порошок, смешивали с водой, отстаивали и отмучивали в специальных каменных бассейнах (рис. 1). Именно «фарфоровый камень» изначально стали использовать для изготовления фарфоровых изделий. На рубеже ХШ—Х1У вв. в местечке Гаолин (отсюда и европеизированное название

Рис. 1 — Комплекс остатков гончарных мастерских периода Сун в местности Яоли, провинция Цзянси. Каменные бассейны для промывки сырья и отстаивания формовочной массы

Рис. 2 — Комплекс остатков гончарных мастерских периода Сун в местности Яоли, провинция Цзянси. Тоннель «драконовой» печи

этого сырья), в горах, в 40 км к северо-востоку от Цзиндэчженя, были открыты месторождения каолиновой глины — сырья, которое придавало фарфору особую белизну, твёрдость, огнеупорность. Начиная с периода династии Мин, в императорских мастерских Цзиндэчженя формовочная масса готовилась из смеси «фарфорового камня» и каолина. Зона в горах, где расположены старые шахты и карьеры по добыче каолина, превращена в историко-культурный парк, посвящённый уникальному природному материалу для производства фарфора.

В местах расположения средневековых мастерских по изготовлению фарфора и многих видов керамики самыми интересными объектами являются остатки так называемых «драконовых», или длинных, обжигательных печей. Конструкция печи, представлявшей собой расположенный на склоне тоннель из кирпича, позволяла достигать при обжиге устойчивых высоких температур и получать продукцию высокого качества (рис. 2). Такие печи использовались очень широко уже в период Тан, и во все последующие столетия вплоть до начала XX в. продолжали сохранять своё значение в производстве фарфора и керамики в Китае. Срок функционирования «драконовой» печи мог составлять до 200—300 лет, а иногда и более.

Район Цзичжоу в центре провинции Цзянси известен остатками гончарных мастерских и печей, которые начали здесь работать в период Тан, а время их расцвета пришлось на период Сун. Посуда Цзичжоу, которая по качеству представляла собой скорее керамику с очень прочным, «каменным» черепком, чем фарфор, отличалась оригинальным декором. В частности, одним из изобретений местных мастеров была довольно сложная технология получения узоров на изделиях при помощи вырезок из бумаги, которые выгорали при обжиге и оставляли на поверхности замысловатый рисунок тёмной окраски. В период Сун получило значительное развитие декорирование посуды изысканными по цвету блестящими глазурями — чёрными, сине-зелёными, крапчатыми. Во время пребывания в Цзичжоу участникам симпозиума была предоставлена возможность посмотреть и сфотографировать наиболее ценные экземпляры старинных гончарных изделий, обожжённых в здешних печах.

В заключение можно заметить, что древние традиции производства фарфора и керамики в провинции Цзянси сохраняются и сегодня. В Цзиндэчжене и Цзичжоу работают десятки фабрик, небольших артелей, творческих мастерских, изготовляющих как массовую продукцию, так и штучные, элитные изделия. Последние, кстати, стоят очень дорого. Современные технические и технологические достижения и средства значительно расширяют возможности мастеров, сочетающих в своей работе приёмы, отработанные веками, и новаторские методы.

И.С. Жущиховская,

доктор исторических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.