Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЧЕХОСЛОВАКИИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЧЕХОСЛОВАКИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЧЕХОСЛОВАКИИ»

ЗА РУБЕЖОМ

УДК 613.95<061.3)<437)

Л ф

0

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ В ЧЕХОСЛОВАКИИ

Е. М. Белостоцкая, К. И. Лучина, Москва

С 30/1Х по 3/Х 1963 г. в Либлице проходил Международный семинар по вопросу о предмете и задачах гигиены детей и подростков. Семинар был организован гигиенической и педиатрической секциями Чехословацкого медицинского общества им. Пуркинье совместно с Министерством здравоохранения ГДР.

В семинаре приняли участие около 100 научных и практических работников из 7 социалистических стран (Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, ЧССР). Среди них были не только специалисты, работающие в области гигиены детства, но и представители смежных дисциплин — педиатры, физиологи, психологи, архитекторы и -светотехники.

В состав советской делегации входили К. И. Лучина (Министерство здравоохранения СССР), проф. С. М. Громбах (Институт гигиены детей и подростков АМН СССР), Е. М. Белостоцкая (кафедра гигиены детей и подростков Центрального института усовершенствования врачей) и М. В. Антропова (Институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР).

На семинаре обсуждались следующие вопросы.

1. Предмет, методы и задачи гигены детей и подростков как научной дисциплины.

2. Итоги и перспективы научных исследований и организация практической работы, а также усовершенствование кадров по гигиене детей и подростков в разных странах.

3. Координация и сотрудничество в научной работе социалистических стран.

Семинар был построен в форме свободной дискуссии, без фиксированных докладов.

Наибольший интерес вызвал первый вопрос — предмет и задачи гигиены детей и подростков как научной дисциплины и ее связь с другими научными дисциплинами. Дискуссия началась двумя краткими вступительными словами: проф. С. М. Громбаха и проф. Е. Шмидт-Кольмер (ГДР) совместно с доц. Ф. Янда (ЧССР).

Основные положения обоих выступлений, которые и дали направление всей дискуссии, сводились к определению гигиены детей и подростков как научной дисциплины, положению о необходимости связи •с другими научными дисциплинами, установлению первоочередных задач научных исследований по гигиене детей и подростков.

В частности, было дано определение гигиены детей и подростков как науки, изучающей взаимодействие развивающегося организма и •внешней среды с целью разработки на этой основе гигиенических нор-

мативов, направленных на охрану и укрепление здоровья, благоприятное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Были также определены основные направления научных исследований по гигиене детей и подростков —' гигиена обучения и воспитания, гигиена учреждений для детей и подростков и предметов детского обихода, гигиена питания детей и подростков в учебно-воспитательных и лечебно-профилактических учреждениях и изучение состояния здоровья детей и подростков в организованных коллективах.

Подчеркивалось, что вопросы гигиены детей и подростков должны рассматриваться в тесном контакте с представителями других научных дисциплин и в первую очередь с педиатрами, физиологами, психологами, педагогами и др.

Вокруг высказанных положений развернулась оживленная дискуссия, в которой участвовало около 30 человек. Большинство выступавших поддержали указанные положения и несколько конкретизировали их, основываясь на практике здравоохранения и развитии медицинской науки в своих странах (Т. Йорданов и Б. Янев, Болгария; Э. Катана. Венгрия; Й. Кукура, В. Капалин и Студликова, ЧССР, и др.)- По этим же вопросам выступали с поддержкой основных положений и члены советской делегации.

Однако некоторые положения вызвали возражения ряда участников семинара, в первую очередь педиатров. Они отмечали, что указанные выше задачи в одинаковой мере относятся и к педиатрии (проф К. Курбат и О. Штолова, ЧССР). Высказывались также соображения, что изучение состояния здоровья . детей не входит в компетенцию специалистов по гигиене детей и подростков, а является предметом демографии.

В ходе дискуссии (С. М. Громбах, М. В. Антропова, Б. Янев. Ф, Янда, Пажисек, Й. Кукура, В. Капалин и др.) участники семинара в основном пришли к единой точке зрения в вопросе о предмете и задачах гигиены детей и подростков как научной дисциплины. Было* отмечено, что следует разграничить сложившуюся практику медицинского обслуживания детей и научные исследования по изучению влияния факторов окружающей среды на детский организм. Первое действительно осуществляется педиатрами, второе является предметом научных исследований гигиенистов. Педиатры, даже мыслящие профилактически, не занимаются и не могут заниматься гигиеническим нормированием среды. Подавляющее большинство вопросов гигиены детей и подростков должно разрешаться с участием педиатров. Такая точка зрения нашла отражение и в резолюции семинара.

По частной проблеме изучения состояния здоровья участники семинара пришли к единодушному мнению, что без изучения состояния здоровья детей и подростков в организованных коллективах гигиенисты не могут проводить своих научных исследований и разрабатывать гигиенические нормативы окружающей среды. Вопросы же демографии в широком смысле слова (рождаемость, смертность, заболеваемость всего детского населения в целом) не входят в задачу ученых, занимающихся гигиеной детей и подростков.

Большое внимание при обсуждении задач гигиены детей и подростков как науки и отрасли практического здравоохранения уделялось подготовке и переподготовке кадров. Многие выступающие отметили настоятельную необходимость улучшения системы гигиенической подготовки и усовершенствований знаний всех врачей (гигиенисты, педиатры, терапевты и др.) и среднего медицинского персонала, заботящихся о здоровье детей и подростков, а также представителей других специальностей, работающих с детьми, в первую очередь педагогов и психологов. Так, С. Радюкевич (Министерство здравоохранения Поль-

ской Народной Республики) поделился интересным опытом усовершенствования врачей. В Польше имеется более 500 специальных школьных врачей и более 3 тыс. врачей, работающих в школе неполный день и готовящихся стать специалистами по школьной медицине. Эта специализация врачей продолжается на первой ступени 2 года, а на второй ступени 3 года с отрывом от работы в течение 2 месяцев как в первом, так и во втором случае. Для присвоения звания школьного врача специалистам необходимо сдать экзамены по следующим дисциплинам: физиология и патология развития, педиатрия, школьная гигиена, эпидемиология и инфекционные заболевания, психология, педагогика, профориентация, санитарное просвещение. Особый интерес представляет наличие в Польше 8 специальных учебных заведений, готовящих так называемых школьных гигиенисток, т. е. медицинских сестер — специалисток в области работы в школе.

Большое число выступлений было посвящено итогам и перспективам научных исследований в области гигиены детей и подростков, а также методическим вопросам в этой области.

Из выступлений следовало, что во многих странах наибольшее внимание уделяется работам по изучению физического и нервно-психического развития детей в разных условиях. В частности, в Румынии, как указывал в своем выступлении Танасеску, в 1950 г. и повторно в 1957 г. было изучено физическое развитие детей в 11 районах страны, различных по климатическим и социально-экономическим условиям. Обследованию подверглось от 6 до 16% всего населения в возрасте от 0 до 18 лет. Эти исследования свидетельствуют об улучшении показателей физического развития во всех возрастных группах детей, особенно в промышленных центрах и районах социалистического земледелия, что соответствовало резкому снижению смертности детей в этих районах. Полученные данные использованы в практике, например для определения размеров мебели и одежды для детей.

В Болгарии, как сообщил Б. Янев, закончено изучение физического развития детей дошкольного возраста и начато изучение физического развития населения страны в возрасте от 0 до 26 лет. Результаты исследований постоянно находят применение в практике. В ГДР в течение 10 лет проводилось изучение состояния здоровья всех первоклассников, поступающих в школу (Р. Нейберт).

Научные исследования в области гигиенического нормирования условий, режима воспитания и обучения детей, согласно докладам, занимают значительно меньшее место. Так, в своем интересном выступлении архитектор проф. Г. Трауцеттель (ГДР), указывая на точки соприкосновения гигиены детей и подростков и архитектуры, особое внимание обратил на необходимость разработки гигиенических норм строительства, микроклимата, освещения, для того чтобы архитекторы применяли .их в своей практической работе. Специалист по светотехнике доц. Б. Машкаров (Болгария), приведя ряд интересных соображений, указал на необходимость физиологических обоснований норм освещения для учебных помещений школ.

В Советском Союзе, как известно, проблематика нормирования условий и режима воспитания и обучения занимает значительное место среди исследовательских работ, проводимых в научно-исследовательских институтах и на кафедрах гигиены детей и подростков. Об этом рассказали участникам совещания Е. М. Белостоцкая и К. И. Лучина. Благодаря этим работам научно обоснованы основные гигиенические нормы строительства, микроклимата, освещения, а также нормативы режима и трудового воспитания, которые используются в практике здравоохранения.

Научные работы этого направления, как отмечал Ф. Янда, за последние годы находят все более широкое распространение и в Чехосло-

вакии. В частности, наряду с изучением состояния здоровья детей большое внимание уделяется проблеме развития физической устойчивости подростков в связи с политехническим обучением.

Представляет интерес выступления психологов — И. Лингарта (ЧССР) и Е. Росслера (ГДР). Они высказали удовлетворение по поводу возможности присутствовать на гигиеническом семинаре, так как отрасль психологии, которая занимается разработкой норм развития нормального ребенка, тесно связана с гигиеной детей и подростков В этом плане, по их мнению, особенно важны психологические исследования по вопросам психологии обучения (чему учить, когда учить и как проверять знания) и определения критериев психической зрелости учащихся. Вопросы психологии приобретают особое значение в момент поступления в школу и привыкания к ней, а также в связи с выбором профессии, в момент окончания школы. Между тем именно на этом участке наука отстает.

Интересными методическими исследованиями в области изучения, биологического возраста 'при наблюдениях над физическим развитием школьников поделилась Л. Копчинская (Польша). Биологический возраст, определяемый по степени окостенения, по ее мнению, является важным критерием возрастного развития, в то время как календарный возраст недостаточно объективен. Так, на основании обследования 12 000 школьников в возрасте от 7 до 18 лет установлено, что у мальчиков скелетное созревание наступает позже по сравнению с календарным возрастом. На основании полученных данных предполагается разработать отечественные стандарты физического развития.

Бассан (Болгария) высказал ряд интересных, хотя и не новых для научных работников Советского Союза, соображений о проведении физиологических наблюдений в ходе гигиенических работ. Он подчеркнул,, что влияние различной деятельности детей можно уловить только при изучении его не до и после, а в процессе этой деятельности в естественных условиях труда. Такие исследования возможны только при помощи радиотелеметрических методов. При исследовании высшей нервной деятельности необходимо применять адекватные раздражители и учитывать характер имеющейся доминанты. Он предложил провести международный семинар по методам физиологических исследований, методике и методологии научных работ, а также ускорить публикацию результатов для обмена опытом и избежания ненужного дублирования. Все это нашло поддержку у участников семинара и было отражено в принятой резолюции.

Таким образом, по представленным сообщениям участники семинара познакомились с организацией научных и практических работ по медико-санитарному обслуживанию детей и подростков в 7 странах, обменялись опытом, укрепили личные контакты.

С удовлетворением можно отметить, что подавляющее большинство предложений советской делегации получило поддержку представителей остальных стран — участниц семинара. При обсуждении проекта резолюции они единодушно высказались за необходимость расширить, научные связи между социалистическими странами (совместное проведение научных исследований, общность информаций, созыв международных семинаров и симпозиумов и т. д.), а также за вступление всех социалистических стран в Международный союз по школьной и университетской гигиене.

Следует отметить весьма положительный факт — выработку единого согласованного представления о предмете и задачах гигиены детей и подростков как науки и единого направления научных исследований в этой области.

Поступила 9/1 1964 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.