МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК КОСМЕТИКИ
Парья Надери, магистрант Российский университет дружбы народов (Россия, г. Москва)
Аннотация. В статье анализируются международная косметическая отрасль, основные продуктовые категории и географическое распределение производителей. В исследовании содержится анализ размера рынка, динамики, изменения предпочтений потребителей. Показано, что на международный рынок косметических продуктов значительное влияние оказал экономический спад, однако в настоящее время возобновился рост рынка.
Ключевые слова: мировой рынок косметики.
Косметическая продукция отличается значительным разнообразием и варьируется от повседневных гигиенических продуктов, таких как мыло, шампунь, дезодоранты и зубная паста, до люксовой продукции, такой как духи, предметы макияжа и другие. Производство и стандарты этой продукции регулируются на национальном и международном уровнях с целью обеспечения безопасности потребителей.
Мировым лидером в области косметической промышленности, а также крупнейшим экспортером является Азиатско-Тихоокеанский регион, на долю которого приходится 35% рынка (таблица 1). Сектор
косметической продукции считается инновационным; кроме того, его особенностью является то, что в нём более высокую долю в себестоимости занимают расходы на маркетинг. В более широком плане данная специализация соответствует специализации Азии в международном разделении труда на химической отрасли.
Другими крупными производителями косметики являются Европа и США. Наряду с существованием глобального рынка косметической продукции также существуют региональные и даже страновые рынки, на которые влияют особенности местного спроса, вкусов и моды в различных регионах мира или странах.
Таблица 1. Международный рынок косметической продукции
Место Регион Доля
1 Азиатско-Тихоокеанский регион 35%
2 Западная Европа 22%
3 Северная Америка 21%
4 Латинская Америка 12%
5 Восточная Европа 7%
6 Африка, Ближний Восток 3%
Источник: Global Cosmetic News [Electronic Resource]. - Mode of access: www.consultancy.uk
Последними тенденциями рынка косметики являются рост использования натуральных продуктов и снижение использования вредных химических веществ, применяемых в создании макияжа. Потребители всё чаще стремятся к нахождению оптимального соотношения цены и качества продуктов, которые являются естественными и полезными для кожи; также отдельно развивается рынок дорогостоящих натуральных продуктов премиум-
класса. В мусульманских странах Азии (Индонезия, Иран, Турция, Саудовская Аравия и др.), в которых проживает более 1 млрд чел., развивается рынок вегетарианской и халяльной продукции [2, с. 40].
Основные виды продукции на международном косметическом рынке
Глобальный косметический рынок составил 460 млрд долл.в 2014 году; он растет со скоростью 6,4% в год [7]. Среди групп товаров выделяются пять секторов:
35% косметического рынка приходится на средства по уходу за кожей, затем следуют средства по уходу за волосами (их доля составляет 23%), на третьем месте находится декоративная косметика 17%, далее — парфюмерия с долей 13%, на пятом месте — предметы гигиены (доля - 11%), в то время как на все остальные сектора приходится 1%.
Крупнейшим регионом по продажам косметической продукции является Азиатско-Тихоокеанский регион, на который
приходится 35% мирового спроса. Западная Европа занимает второе место с долей 22%, доля Северной Америки — 21%, Латинской Америки — 12%, Восточной Европы — 7%.
Основные производители, потребители и тенденции мирового рынка косметики
Самыми дорогими косметическими брендами являются L'Oreal, Gillette, Dove и др. (см. таблицу 2).
Таблица 2. Топ-20 крупнейших косметических брендов в мире
Место Название Стоимость (млрд долл)
1 L'Oreal 11,218
2 Gillette 8,988
3 Dove 5,821
4 Pantene 5,364
5 Nivea 5,322
б Chanel 4,921
7 Estee Lauder 4,792
S Garnier 4,630
9 Olay 3,986
10 Lancome 3,984
11 Avon 3,897
12 Johnson & Johnson 3,591
13 Clarins Paris 3,550
14 Natura 3,220
15 Dior 3,051
1б Maybelline 2,814
17 Head & Shoulders 2,577
18 Shiseido 2,353
19 Neutrogena 2,122
20 Palmolive 1,997
Источник: Ranking the Brands 2015 [Electronic Resource] / Sync Force. - Mode of access: http://www.rankingthebrands.com/The-Brand-Rankings.aspx?rankingID=30&year= 886
Особенностью косметической промышленности является то, что этот сектор развивается крайне циклично. Поскольку на поведение потребителей влияют ценовые характеристики косметических товаров, то в периоды общеэкономического спада в стране продажи значительно падают, а в период роста — увеличиваются. Однако у косметических товаров есть ряд характеристик, которые делают их близкими по свойствам к товарам повседневного спроса, в связи с чем даже в условиях кризиса эти товары продолжают пользоваться спросом.
Рынок косметики на Ближнем Востоке быстро расширяется. Согласно текущим оценкам, объем отрасли будет составлять 29,4 млрд долл. к 2017 году. Рост продол-
жается, несмотря на политическую нестабильность. По оценкам компании Organic Monitor, доходы косметических компаний на Ближнем Востоке в 2016 году увеличатся на 20%. Самым крупным в регионе рынком, на который приходится более половины от общей выручки, являются Объединенные Арабские Эмираты [5].
Рост мирового рынка обеспечивается в основном за счет роста спроса со стороны развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Значительный потенциал содержат рынки Китая, Индии, России и стран Ближнего Востока (и в частности, Ирана). Весьма интересна политика Южной Кореи, осуществляющей большое количество инноваций в сфере косметики, в результате чего этот сектор
13S
стал важным направлением экспортной помощи местным компаниям в выходе на специализации данной страны [3]. Суще- внешний рынок используются такие мето-ствует вероятность того, что китайские и ды, как субсидирование расходов на НИ-южнокорейские косметические бренды ОКР, налоговые каникулы, экспортные будут постепенно выходить на рынки за- кредиты и др. [1, с. 44], что будет способ-падных стран. В этих странах для под- ствовать наращиванию экспортных поста-держки национального производства и вок из данных стран.
Библиографический список
1. БирюковЕ.С. 20 мер по выводу российской экономики на траекторию экономического роста // Банковское дело. — 2015. — № 2. — С. 50-54.
2. Бирюков Е.С. Механизмы структурной перестройки экономики в странах Залива. Настоящее и будущее // Азия и Африка сегодня. — 2015. — № 1. — С. 38-44.
3. Cosmetic Industry Applies Asian Trends to West // World Street Journal. — 2016 — March
11.
4. Global Cosmetic News /Electronic Resource]. — Mode of access: www.consultancy.uk
5. Key players in global beauty and personal care growth [Electronic resource]. — Mode of access: www.organicmonitor.com
6. Ranking the Brands 2015 [Electronic Resource] / Sync Force. - Mode of access: http://www.rankingthebrands.com/The-Brand-Rankings.aspx?rankingID=30&year=886
7. Research Markets. Global Cosmetics Market / www.businesswire.com — Mode of access: http://www.businesswire.com/news/home/20150727005524/en/Research-Markets-Global-Cosmetics-Market-2015-2020-Market
WORLD COSMETICS MARKET
Parya Naderi, graduate student Russian people's friendship university (Russia, Moscow)
Abstract. This paper provides an overview of the global beauty care products industry, tracking product categories, main geographic regions and mass/premium cosmetics segments. The study presents annual trend and highlights market size, industry dynamics, consumers attitudes. Worldwide market for cosmetics and toiletries products was severely affected by economic downturn, but with the global economy recovering it showed significant growth. Keywords: world cosmetics market.