Хронотоп
Международный проект «Сравнительное конституционное право: теория и методология с точки зрения конституционных реформ»: аналитический обзор летней школы (Москва, Институт права и публичной политики,
29 июня — 11 июля 2009 г.)
Формирование конституционного строя Российской Федерации еще далеко от завершения, смысл закрепленных в Конституции России принципов переосмысливается, толкуется и интерпретируется научным сообществом по-разному в зависимости от политической ситуации, экономических условий и других факторов, однако более тревожно, что некоторые, иногда не совсем корректные взгляды ученых ложатся в основу деятельности отдельных политических сил . В подобной ситуации осмысление базовых категорий конституционного права, выявление их истинной природы представляется весьма важным для сохранения демократического характера основ системы российской государственной власти . Одним из наиболее эффективных способов исследования в данном направлении является сравнение отечественной практики и зарубежного опыта . Именно достижение такой цели стоит перед участниками трехлетнего проекта для молодых преподавателей из стран СНГ «Сравнительное конституционное право: теория и методология с точки зрения конституционных реформ» .
С 29 июня по 11 июля 2009 г. в Институте права и публичной политики в г. Москве прошла первая летняя школа проекта для молодых преподавателей из стран СНГ «Сравнительное конституционное право: теория и методология с точки зрения конституционных реформ» . В работе школы приняли участие представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Узбекистана, Украины, а также восьми регионов России . Целью летней школы было определено исследование генезиса и основных характеристик российской и постсоветской моделей разделения властей, выдвижение гипотез на основе междисципли-
нарного подхода, а также освоение новых методик преподавания конституционного права с использованием сравнительно-правового метода исследования и получение практических навыков проблемноориентированного метода преподавания («метод Сократа»), широко распространенного во многих юридических учебных заведениях стран мира
Программа прошедшей летней школы, посвященной проблемам теории конституционализма и применения конституционных положений, включала в себя проведение аудиторных занятий в Институте права и публичной политики, лекций и выступлений специально приглашенных гостей — известных юристов, политологов и академических работников, а также «круглых столов» в московских юридических вузах
Преподавание в летней школе осуществлял международный состав профессоров: Рената Уитц, Директор летней школы по научным вопросам, заведующий кафедрой сравнительного конституционного права Центрально-Европейского университета (г. Будапешт, Венгрия); Александр Бланкенагель, профессор Университета им Гумбольдта (г Берлин, Германия); Андрей Медушевский, профессор Государственного университета — Высшей школы экономики (г. Москва, Россия); Адам Боднар, доцент Варшавского университета (г. Варшава, Польша); Даниэл Смилов, директор программ Центра либеральных стратегий (г София, Болгария)
Утренние занятия участников летней школы были посвящены совершенствованию методологии преподавания сравнительного конституционного права и изучению отдельных проблем современного конституционализма и теории разделения
властей . В числе рассмотренных теоретических вопросов:
— история разработки и принятия Конституции Соединенных Штатов Америки;
— «классическое» разделение властей — опыт США;
— развитие конституционализма в России;
— проблемы разделения властей в современной России;
— история проведения «круглых столов» политических сил в государствах Центральной Европы;
— перспективы развития конституционализма в посткоммунистических странах;
— формы и методы анализа решений конституционных судов;
— основы использования сравнительно-правового метода при анализе решений конституционных судов
Во второй половине дня согласно учебному плану летней школы, помимо индивидуальных консультаций участников проекта, было организовано проведение дискуссионных «круглых столов» с участием видных деятелей российской юридической науки и практики .
1 июля на факультете права Государственного университета — Высшей школы экономики состоялся «круглый стол» с участием заведующего кафедрой конституционного и муниципального права доктора юридических наук, профессора М. А . Краснова на тему «„Игра с нулевой суммой“ как результат конституционной конструкции» Михаил Александрович высказал ряд тезисов, которые, с его точки зрения, предопределяют неэффективность Российской власти ввиду дисбалансов в конституционной модели системы разделения властей . Так, по его мнению, чрезвычайно широкие полномочия Президента РФ по формированию Правительства РФ и урезание полномочий Государственной Думы в этом процессе не позволяет сформировать эффективные механизмы парламентского контроля за деятельностью правительства, обеспечить своевременную смену неэффективного кабинета министров демократическим путем В свою очередь, подобная ситуация препятствует оформлению в России полноценной партийной системы, трансляции политической воли народа во власть, так как в условиях отсутствия достаточных средств партийного контроля правительства, возможности влиять на его деятельность или участвовать в процессе формирования через парламентские процедуры снижает заинтересованность партий в политической борьбе, не позволяя партии реализовывать свои политические цели
2 июля в ходе визита на юридический факультет Московского государственного университета им. М . В. Ломоносова участниками проекта под ру-
ководством заведующего кафедрой конституционного и муниципального права доктора юридических наук, профессора С А Авакьяна, с участием преподавателей кафедры доктора юридических наук, профессора Н. А . Богдановой, кандидата юридических наук, доцента И П Кененовой были обсуждены современные проблемы российского конституционного строя, а также методологические особенности преподавания государственно-правовых дисциплин в МГУ им. М. В. Ломоносова . По завершении дискуссии профессор Н А Богданова провела для участников летней школы экскурсию по музею истории юридического факультета
Профессор С А Авакьян выделил ряд наиболее острых теоретических и практических аспектов конституционно-правового характера в проблеме разделения властей в современном российском государстве Так, серьезные споры вызывает вопрос о сущности власти, представляет ли она собой единое целое, которое в результате определенных механизмов распределяется между органами или же это совокупность властей (трех или более), конкурирующих между собой, создающих определенный баланс сил, необходимый для общества? Поиск решения данной проблемы позволит более точно закрепить статус высших органов государственной власти, совершенствовать государственный механизм
Еще одним важным теоретическим аспектом был назван вопрос о характере принципа разделения властей Предполагает ли он формирование системы сдержек и противовесов или закрепляет лишь разделение компетенции между органами власти? Сегодня постановка и разрешение указанных исследовательских задач является серьезным шагом вперед как для юридической науки, так и для модернизации существующей системы власти
Активная дискуссия развернулась в аудитории при обсуждении вопроса о порядке наделения полномочиями глав субъектов Российской Федерации. С А Авакьян отметил, что в целом не видит ничего противоречащего демократии и принципу разделения властей в возможности избрания глав субъектов законодательными органами соответствующего уровня, однако назвал неприемлемым существующий порядок, подверг критике характер участия в этом процессе Президента Российской Федерации с позиции нарушения системы сдержек и противовесов
3 июля в Институте права и публичной политики прошла встреча участников проекта с судьей Конституционного Суда Российской Федерации доктором юридических наук, профессором Г А Гаджиевым, который в своей лекции «Конституционные суды в лабиринтах разделения властей» сформулировал ключевые проблемы функционирования консти-
64
Научный вестник Омской академии МВД России № 3(38), 2010
туционного правосудия в системе государственной власти, обратил внимание аудитории на сложные вопросы деятельности Конституционного Суда РФ, его место и роль в системе разделения властей. Ряд позиций лектора по дискуссионным вопросам, касающимся природы властных полномочий Конституционного суда РФ, вызвал особый интерес аудитории Так, в споре о сущности решений Конституционного Суда Г А Гаджиев придерживается принципиальной позиции о наличии у Суда права на осуществление судебного нормотворчества посредством принятия решений по важнейшим вопросам конституционного права (ряд ученых считают такую позицию неприемлемой, отводя суду только роль правоприменителя) .
4 июля референт Государственно-правового управления Президента Российской Федерации О. А. Тарасова обсудил с участниками проекта проблемы места и роли Президента в системе разделения властей в России Одним из важнейших аспектов, по мнению Олега Анатольевича Тарасова, являются распределение полномочий Президента и исполнительной власти, отсутствие пределов вторжения Президента в сферу полномочий Правительства РФ, отсутствие четких юридических ограничений компетенции Президента РФ В ходе дискуссии О А Тарасов вступил в заочную полемику с позицией профессора Г. А. Гаджиева, отметив, что придание позициям Конституционного Суда РФ нормативного содержания в том числе и для законодателя является излишним и нарушает баланс сил в системе разделения властей .
7 июля был проведен «круглый стол» на базе Института права и публичной политики с участием директора Центра сравнительного права факультета права Государственного университета — Высшей школы экономики доктора юридических наук, профессора А С Автономова, который изложил свои взгляды на эволюцию и особенности российского парламентаризма В ходе доклада было отмечено, что события в Советском Союзе и в России на рубеже 80-90-х гг. ХХ в . обусловили возрастание значимости парламента и буквально взлет ценности парламентаризма в политической культуре . Это продемонстрировали выборы на альтернативной основе 1989 г. сначала в Советском Союзе, а в 1990 г. — в России. Эти и затем уже выборы в Государственную Думу, многочисленные выборы в региональные законодательные собрания показывают, что сохраняется довольно высокий интерес населения к представительным коллегиальным органам государственной власти В общем, сравнительно короткая современная история отечественного парламентаризма показывает, что парламентаризм в целом вписался в систему властвования в нашем государстве, его существование и развитие отвечают интересам России
8 июля в ходе визита в Российскую правовую академию Министерства юстиции Российской Федерации участники летней школы встретились с заведующим кафедрой конституционного и муниципального права доктором юридических наук, профессором В А Виноградовым, который совместно с доцентом кафедры А . В. Мадьяровой и доцентом факультета права Государственного университета — Высшей школы экономики С В Васильевой провел «круглый стол» на тему «Гибкость российской Конституции и влияние гибкого прочтения Конституции на систему разделения властей» Интересной оказалась представленная В А Виноградовым позиция о положительном влиянии некоторой недосказанности конституционных норм относительно статуса Президента в системе разделения властей, что позволяет более гибко разрешать противоречия между органами государственной власти Гибкость Конституции предоставляет возможность, в зависимости от складывающейся ситуации, дрейфовать российской модели от «более президентской» к «более парламентской» В то же время такая ситуация предполагает наличие сильной судебной власти, которая не позволяла бы нарушать оптимальный баланс сил в системе сдержек и противовесов
Результаты самостоятельной исследовательской работы участников проекта во время летней школы были представлены ими на семинаре 10 июля, где слушатели представили разработанные ими в ходе обучения индивидуальные проекты по различным аспектам конституционного права На базе этих проектов к Зимней сессии, которая будет проходить в Санкт-Петербурге с 18 по 22 ноября 2009 г. , предполагаются расширение и углубление исследования по выбранной тематике, а также разработка основ собственной методологической программы преподавания конституционного права с использованием конституционной компаративистики и применением «метода Сократа» Результаты исследовательской деятельности участников школы, основанные на полученном в ходе занятий и дискуссий опыте, позволили им выявить и проанализировать важные аспекты проблемы разделения властей в современной России, предложить ряд интересных теоретических моделей совершенствования институтов государственной власти Проделанная работа свидетельствует о достижении первым этапом проекта «Сравнительное конституционное право: теория и методология с точки зрения конституционных реформ» своих целей, а также о наличии у слушателей хорошего потенциала для дальнейшей совместной научной деятельности
Участник Проекта кандидат юридических наук Д. В. Кузовкин