Научная статья на тему 'Международный опыт взаимодействия бизнес-структур и университетов'

Международный опыт взаимодействия бизнес-структур и университетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
881
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / FOREIGN EXPERIENCE IN ATTRACTING INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баженова Валентина Семеновна, Каурова Ольга Александровна, Намханова Маргарита Валентиновна

Продвижение научного прогресса и коммерциализация его результатов невозможны без привлечения инновационного потенциала высшей школы. В связи с этим в статье рассмотрены международный опыт сотрудничества государства и бизнеса в образовании, конкретные виды взаимодействия бизнеса с университетами, применяемые в развитых странах. Авторами представлены новые возможности привлечения инвестиций в систему высшего образования и его использования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF INTERACTION BETWEEN BUSINESS STRUCTURES AND UNIVERSITIES

The development of scientific progress and commercialization of its results are impossible without the involvement of innovation potential of higher education. The article consideres the international experience of cooperation between state and business in education, the specific types of interaction between business and universities, used in developed countries. The authors have presented new opportunities to attract investments to the system of higher education and its use in Russia.

Текст научной работы на тему «Международный опыт взаимодействия бизнес-структур и университетов»

УДК 351.712.4(075)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР И УНИВЕРСИТЕТОВ

© Баженова Валентина Семеновна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции

Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в E-mail: valbazh@mail.ru

© Каурова Ольга Александровна, доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой «Трудовое право и правовое регулирование управления персоналом»

Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В

E-mail: sharaldaeva_ia@mail.ru

© Намханова Маргарита Валентиновна, доктор экономических наук, доцент кафедры менеджмента Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: mv_namhanova@bk.ru

Продвижение научного прогресса и коммерциализация его результатов невозможны без привлечения инновационного потенциала высшей школы. В связи с этим в статье рассмотрены международный опыт сотрудничества государства и бизнеса в образовании, конкретные виды взаимодействия бизнеса с университетами, применяемые в развитых странах. Авторами представлены новые возможности привлечения инвестиций в систему высшего образования и его использования в России.

Ключевые слова: высшее образование, государственно-частное партнерство, зарубежный опыт привлечения инвестиций.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF INTERACTION BETWEEN BUSINESS STRUCTURES AND UNIVERSITIES

Valentina S. Bazhenova, DPhil in Economics, Professor Department of Management, Marketing and Commerce East-Siberian State University of Technologies and Management 40v Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670042 Russia

Olga A. Kaurova, DPhil in Economics, Professor

Head of the Department of Labor Law and Legal Regulation of Personnel Management, East-Siberian State University of Technologies and Management 40v Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia

Margarita V. Namkhanova, DPhil in Economics, A/Professor Department of Management, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The development of scientific progress and commercialization of its results are impossible without the involvement of innovation potential of higher education. The article consideres the international experience of cooperation between state and business in education, the specific types of interaction between business and universities, used in developed countries. The authors have presented new opportunities to attract investments to the system of higher education and its use in Russia.

Keywords: higher education, public-private partnership, foreign experience in attracting investments.

Развитие современной экономики и общества в целом базируется на стремительном продвижении научного и технологического прогресса. Для реализации этого вектора необходимо использовать инновационный потенциал высшей школы, все это требует модернизации материально-технической базы университетов, разработки организационно-экономического механизма привлечения инвестиций в учебные заведения.

В связи с этим рассмотрим сотрудничество бизнеса и университетов в странах Запада. Широкое взаимодействие бизнес-структур и высших учебных заведений произошло вследствие сокращения автономии университетов, более активного участия государства. Катализатором этого процесса выступил рынок труда, когда потребовалось внести изменения в систему подготовки специалистов для более динамичного социально-экономического развития в эпоху «экономики знаний».

Данная тенденция сопровождалась соответствующими законодательными актами, способствующими обеспечению потребностей экономики высококвалифицированными специалистами. Эти нововведения происходили на фоне снижения государственного финансирования и поиска новых внебюджетных источников вливаний. Одновременно с этим наблюдались структурные изменения в системе управления и организации высшего образования, как на уровне стран, так и внутри университетов. Характерной чертой системы высшего образования любой страны является наличие множества институтов, оказывающих влияние на процесс принятия властных решений в этой сфере. Это связано с тем, что система высшего образования строится по сетевому признаку, поступательное движение экономики требует усилий не только университетов, но и бизнес-сообщества, государственных структур, банковской системы, а также средств массовой коммуникации.

Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночных отношений.

Например, «в Великобритании создан Инновационный фонд высшего образования (ИФВО), который на конкурсной основе предоставляет университетам финансирование. Таким образом, учреждения высшего образования имеют возможность создавать специализированные офисные площадки для проведения встреч и координации усилий. Проводится централизация маркетинговых исследований и оказания образовательных услуг и консультаций, путем финансовых вливаний поощряется создание новых фирм на основе технологических разработок, а также обучение студентов навыкам предпринимательской активности»[2].

Одной из основных задач взаимодействия бизнеса и власти является финансовая поддержка деятельности вуза. В Западной Европе государство несет основные расходы по финансированию университетов. Например, «в Швеции финансирование университетов и других высших учебных заведений осуществляется преимущественно из государственного бюджета — в 2012 г. более чем на 80 %. Причем 78,2 % этих средств направляется им в виде прямых государственных дотаций. Еще 4,8 % поступает из других общественных фондов. Тем самым целых 84,9 % бюджета высшей школы в этом году составили государственные средства в той или иной форме. Остальное покрывается за счет частных источников финансирования и собственных доходов высших учебных заведений. По данным за 2012 г., суммарные затраты в системе высшего образования Швеции составили 60,7 млрд шведских крон» [3].

Система высшего образования США, лидера на международном рынке образовательных услуг, имеет ряд отличий по сравнению с европейской системой. В стране создана эффективная система успешного функционирования университетов, в основе которой тесное сотрудничество бизнеса и учебного заведения. Недаром бывший президент США Билл Клинтон сказал: «Мы имеем хорошие университеты не потому, что мы богаты, а мы богаты потому, что имеем хорошие университеты».

Главный источник дохода государственных вузов в США — это государственное финансирование, с преобладанием средств из бюджетов штатов, так как система высшего образования находится под их юрисдикцией. Для частных вузов основные источники дохода — оплата обучения, частные гранты и пожертвования. Чем выше статус государственного учебного заведения, тем меньше доля оплаты за обучение в общих доходах и больше доля собственного дохода, получаемого за товары и услуги. В доходах частных некоммерческих вузов преобладают доходы от собственных вложений и плата за обучение, присутствуют также доходы от продажи товаров (услуг) и государственное финансирование. Однако чем выше статус частного некоммерческого вуза, тем больше объемы его государственного финансирования. В частных коммерческих вузах львиную долю доходов обеспечивает плата за обучение, а государственное финансирование и собственные доходы составляют лишь малую часть.

Источники формирования доходов американских высших учебных заведений показаны на рис. 1.

В целом университеты США менее зависимы от государства, так как основное финансирование зависит от разного рода дотаций, начиная от пожертвований, заканчивая крупными инвестициями. Поэтому для американского высшего образования характерно участие бизнеса в управлении университетом, когда представители крупнейших фирм становятся непосредственными разработчиками и руково-

дителями образовательных программ и курсов. В результате достигаются диверсификация источников финансирования и высокая адаптивность университетов к меняющимся требованиям рынка.

Рис. 1. Источники финансирования американских университетов [5]

Таким образом можно отметить, что организационный механизм привлечения частных инвестиций в разных странах весьма разнообразен, но большей частью он представляется в виде государственно-частного партнерства (ГЧП).

Для России, где проблема привлечения частных инвестиций в высшее образование весьма актуальна, интересен опыт стран, имеющих определенный опыт в этой сфере. Если анализировать использование ГЧП по странам, то в зависимости от уровня социально-экономического развития страны картина будет меняться. Так, по сравнению с общей картиной в странах «Большой семерки» (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония) проекты транспортной инфраструктуры стоят далеко не на 1-м месте. В странах «Большой семерки» на 1-м месте — здравоохранение (184 из 615 проектов), на 2-м месте — образование (138 проектов), на 3-м — автодороги (92 проекта) [4].

Таким образом, существует корреляция между уровнем развития страны и отраслью, которая выбирается для привлечения в нее инвестиций с помощью ГЧП. В странах с высоким уровнем социально-экономического развития приоритетность отраслей здравоохранения и образования обусловлена политикой государств в этой сфере.

Форма государственно-частного партнерства в значительной степени определяется тем, что является объектом управления, на который направлены инициативы (усилия, действия) партнерства. Поэтому в качестве основных форм ГЧП в образовании можно выделить институциональную форму, когда объектом управления, на который направлены инициативы партнерства, является организация или отдельное ее структурное подразделение, и программно-проектную форму, при которой объек-

том управления является программа или проект. Классификация форм и механизмов ГЧП в образовании представлена в таблице 1.

Таблица 1

Классификация форм и механизмов ГЧП в образовании

№ Механизмы ГЧП в образовании Форма ГЧП в образовании

Институциональная (объектом управления, на который направлены инициативы партнерства, являются организация, структурное подразделение) Программно-проектная (объектом управления, на который направлены инициативы партнерства, являются программа, проект)

Финансовые Эндаумент-фонд (ФЦК) Образовательный кредит

Концессия Государственные и муниципальные гарантии

Аренда Гранты

Лизинг Займы

Налоговые кредиты Стипендиальные программы

Образовательный ваучер

Выпуск акций, векселей

2 Организационно-административные Институты общественного участия (общественные, управляющие, попечительские, наблюдательные и иные советы) Ярмарки проектов (образовательных и др.)

Технопарки Совместные программы (в том числе грантовые)

ОЭЗ технико-внедренческого типа Аккредитация программ и другая независимая оценка качества

Центры трансфера технологий Научно-производственная практика

Ресурсные центры Стажировка преподавателей на предприятиях

Ассоциации выпускников Разработка стандартов и нормативов (на программы)

Аккредитация образовательных организаций

Рейтинги

3 Правовые Договоры на управление имуществом (концессионные соглашения, контракты на управление) Инвестиционный контракт

В основе выделения отдельных механизмов партнерства бизнеса и университета лежат особенности методов, посредством которых реализуются партнерские инициативы (усилия, действия). В качестве ключевых можно выделить организационно-административные механизмы, к которым отнесены институты общественного участия (общественные, управляющие, попечительские, наблюдательные и иные советы), различные технопарковые структуры, создаваемые при вузах (центры трансфера технологий, инкубаторы и технопарки), другие институты инновационной инфраструктуры, ассоциации выпускников.

Бизнес всегда сотрудничал с университетами, причем если раньше частный сектор ограничивался лишь благотворительной помощью, спонсорством или просто пожертвованиями, то сегодня он ориентирован на активное участие в жизни учебного заведения, его развитие, совершенствование материальной базы, вовлечение за свой счет уникальных специалистов в систему подготовки кадров, при-

влечение своих специалистов в процесс модернизации учебных заведений на территории своего присутствия, привлечение средств других благотворителей, а также бюджетов различных уровней для реализации совместных образовательных проектов. Характерным примером является создание корпоративных университетов, как в самих компаниях, так и в рамках высшего учебного заведения. Данный процесс развивается вне традиционного высшего образования, по своим специфическим закономерностям. Например, в США насчитывается уже более 1600 корпоративных учебных заведений. Учебные программы бизнес-школ, работающих при университетах, зачастую носят теоретический характер и не отвечают актуальным запросам бизнес-сообщества. Поэтому многие крупные корпорации создают свои университеты, «заточенные» на решение проблем своего предприятия. В советский период нашей страны существовала такая практика, когда многие предприятия имели собственные центры обучения и даже вузы, например Московский автомобилестроительный институт, организованный на базе филиала Московского автомеханического института при Московском заводе им. И. А. Лихачева.

Американский университет Кеттеринга, прежнее название Дженерал Моторс институт, вырос из корпоративного учебного заведения, но учебный процесс ориентирован на конкретные нужды американской промышленности.

Это профессиональное образование на уровне высшей школы является альтернативой традиционным академическим занятиям. Оно охватывает продвинутые программы профессиональной подготовки, разрабатываемые в сотрудничестве с сектором занятости и отражающие потребности работодателей в квалифицированных специалистах.

Важным направлением взаимодействия в сфере образования «сотрудничающих организаций» является создание и развитие институтов общественного участия. К таким институтам относятся наблюдательные, попечительские, общественные, управляющие и иные виды советов, функционирующие во всех зарубежных университетах. Эти институты позволяют подключать к развитию материальной, интеллектуальной и научной базы университета как представителей самого учебного заведения, так и представителей государства, частного бизнеса, науки, широкой общественности, обучаемых и других. Своим участием каждый представитель призван вносить свой вклад в развитие учебного заведения. Это могут быть привлечение финансирования, разработка стратегии, предоставление грантов на обучение, помощь в трудоустройстве выпускников, лоббирование интересов в органах власти, доведение информации об учебном заведении до общественности и средств массовой информации и другие формы участия.

Распространенным и эффективным направлением партнерства являются гранты и грантовые программы в виде безвозмездного финансирования конкретных направлений деятельности: академических курсов и программ, мероприятий и исследований, научной деятельности, проектов, стипендиальных программ и др. Активное участие принимают в этом направлении благотворительные фонды. Это повышает доступность образования, способствует его модернизации, предоставляет новые возможности для соискателей.

Например, главным источником финансирования научной работы в университетах и других высших учебных заведениях в Швеции является государство. «Четыре государственных учреждения по поддержке науки в 2012 г. выделили около 8 млрд шведских крон на проведение исследований. Также прямое бюджетное финансирование науки в университетах существенно дополняется рядом фондов. В 2012 г. из шести фондов, финансируемых государством, на научные исследования было выделено 1,3 млрд крон. Еще одним крупнейшим источником финансирования является независимый фонд, основанный Госбанком Швеции к своему 300-летнему юбилею, Riksbankens Jubileums fond. В 2013 г. им выделены средства на поддержку науки в размере 400 млн крон. Немалый вклад в поддержку научных исследований вносят и частные организации. Так, Фонд Кнута и Алис Валленбергов (Knut och Alice Wallenbergs Stiftelse) за последние пять лет выделил на научные исследования 5 млрд крон (1 шв. крона (SEK) = 4,74 р., май 2013)» [3].

Другим активно функционирующим направлением сотрудничества бизнеса и университета являются Ассоциации выпускников университета (Alumni) — общественных организаций, являющихся добровольными общественными самоуправляемыми организациями. Выпускники в рамках таких организаций поддерживают свой университет в различных направлениях, так как они понимают, что успешность университета увеличивает конкурентоспособность их дипломов. Поэтому они содействуют налаживанию деловых и профессиональных контактов, инициируют совместные проекты, организуют взаимодействие с администрацией и студентами учебного заведения, проводят совмест-

ные мероприятия, способствуют трудоустройству и помогают друг другу в поиске работы. Очень часто эти ассоциации становятся инициаторами создания попечительских советов, а в дальнейшем принимают активное участие в их деятельности.

Нельзя не отметить, что для эффективной организации партнерских отношений в инновационном процессе первостепенное значение имеет регулирование прав на интеллектуальную собственность. Зарубежный опыт регулирования вопросов интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств, показывает, что несмотря на различие применяемых схем ряд стран имеет определенные сходства. Общим для большинства развитых стран является возрастание роли нижестоящих звеньев системы — университетов и научных организаций — в распоряжении правами на результаты научно-технологической деятельности. Основная тенденция состоит в том, что для ускорения процессов вовлечения ИС в хозяйственный оборот государство уступило право на результаты финансируемой из госбюджета научно-технической деятельности исполнителям работ (университетов, государственных НИИ, частных фирм). Вторая важная тенденция — распространение государственно-частного партнерства на доконкурентной стадии. Такие партнерства используют права ИС как механизм для стимулирования фирм сотрудничать с государственными исследовательскими структурами. Данная тема вызывает отдельный интерес, но нельзя не отметить, что опыт стран Запада показывает, что, получив права, руководители университетов и других научно-технических организаций смогли добиться существенных успехов в сфере коммерциализации [1, с.93-95].

Развитие профессионального образования и обучения сегодня должно быть на основе эффективного партнерства государства и бизнеса. Плюсы такого сотрудничества — это единые стандарты обучения и дополнительная финансовая поддержка, с одной стороны, и знания, максимально приближенные к запросам бизнеса, — с другой.

Для системы профессионального образования взаимодействие университетов и бизнес-структур является естественной формой существования, которая в условиях рыночной экономики помогает эффективно реализовать основную функцию профессионального образования — обеспечение рынка труда квалифицированными рабочими и специалистами, востребованными реальным сектором, также коммерциализация научных разработок.

Российской системе профессионального образования, в русле общемирового процесса, необходимо прямое привлечение компетенций и инвестиций частного сектора для создания качественно новых условий с целью получения профессионального образования, адекватных современным требованиям; совместного участия в едином инновационном цикле; повышения конкурентоспобности университетов в стране и мире. Особенно это становится актуальным в условиях кризисных явлений в экономике, когда существенно снижается бюджетное финансирование образования. Таким образом, государство получит развитый конкурентный рынок образовательных услуг, бизнес сможет влиять на качество подготовки специалистов, а учебные учреждения — привлекать дополнительное финансирование и реализовывать инновационные образовательные программы.

Литература

1. Баженова В. С., Пивоваров Н. А. Государственное регулирование инновационно-технологического развития в современных условиях. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006.200 с

2. Куфтырев И. Г., Рыхтик М. И. Партнерство университетов и бизнеса: опыт США [Электронный ресурс]. URL : http : //www. int. unn. ru/files/2013/08/04.pdf (дата обращения: 30.07.2015).

3. Официальный портал Швеции в Интернете [Электронный ресурс]. URL: http://www.sweden.se/ru/Start/ Education/Facts/Education-in-Sweden (дата обращения: 30.07.15).

4. Фрумкин И. Д., Поляруш П. П. Частно-государственное партнерство в образовании: уроки международного опыта // Вопросы образования. 2008. № 8. С. 89-90.

5. Шаргер А. А. Система финансирования высшего образования в России и зарубежных странах [Электронный ресурс]. URL: http://sdo.rea.ru/cde/conference/3/file.php?ffleId=21 (дата обращения: 29.07.2015).

6. Целевой капитал: как его создать и что нужно знать о функционировании данной модели: практ. рекомендации / под общ. ред. А. А. Барковец. М., 2014. 118 с.

References

1. Bazhenova V. S., Pivovarov N. A. Gosudarstvennoe regulirovanie innovatsionno-tekhnologicheskogo razviti-ya v sovremennykh usloviyakh [State regulation of innovational and technological development under the current conditions]. Ulan-Ude: East Siberian State Technological University Publ., 2006. 200 p.

2. Kuftyrev I. G., Rykhtik M. I. Partnerstvo universitetov i biznesa: opyt SShA [Partnership of universities and business: the USA experience]. Available at: http://www.int.unn.ru/files/2013/08/04.pdf (accessed July 30, 2015).

3. Ofitsial'nyi portal Shvetsii v Internete [The official Swedish online portal]. Available at: http://www.sweden.se/ru/Start/Education/Facts/Education-in-Sweden (accessed July 30, 2015).

4. Frumkin I. D., Polyarush P. P. Chastno-gosudarstvennoe partnerstvo v obrazovanii: uroki mezhdunarodnogo opyta [Public-Private Partnerships in Education: international experience]. Voprosy obrazovaniya — Problems of Education. 2008. No. 8. Pp. 89-90.

5. Sharger A. A. Sistema finansirovaniya vysshego obrazovaniya v Rossii i zarubezhnykh stranakh [System of higher education financing in Russia and abroad]. Available at: http://sdo.rea.ru/cde/conference/3/file.php?fileId=21 (accessed July 29, 2015).

6. Tselevoi kapital: kak ego sozdat' i chto nuzhno znat' o funktsionirovanii dannoi modeli [Endowment: how to create it and what you need to know about this model functioning]. Moscow: Forum Donorov. 2014. 118 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.