Научная статья на тему 'Международный опыт ведущих стран по рейтингу глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по защите права собственности и Интелле'

Международный опыт ведущих стран по рейтингу глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по защите права собственности и Интелле Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
707
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ИНДИКАТОР / ТОРГОВАЯ МАРКА / АВТОРСКИЕ ПРАВА / ВСЕМИРНЫЙ БАНК / ИН-ДЕКС / ПАТЕНТ / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулжабаева Жанат Орынбековна

Значение реформ, проводимых в рамках международных рейтингов для улуч-шения экономического состояния Казахстана достаточно высоко. Результаты различных рейтингов дают возможность для идентификации, классификации проблем и задач, использо-вания их для эффективного стратегического управления государством и экономикой. Основ-ная оценка конкурентоспособности страны базируется на результатах Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ГИК ВЭФ). ГИК ВЭФ формиру-ется из 114 показателей, из которых 34 рассчитываются по результатам статистических данных, а остальные по результатам опроса руководителей средних и крупных предприятий страны. Из 114 показателей определяются 12 факторов конкурентоспособности.Индикаторами, по которым Министерство юстиции РК (далее МЮ РК) является ос-новным исполнителем, являются вопросы эффективности законодательства в оспаривании административного регулирования и в решении спорных вопросов; защиты права собствен-ности и интеллектуальной собственности. Для укрепления позиций РК в рейтинге ГИК ВЭФ по индикаторам, закрепленным за МЮ, проводятся организационно-правовые реформы. В статье рассматривается передовой опыт некоторых стран по защите права собствен-ности и интеллектуальной собственности, в числе которых Соединенные Штаты Америки, Сингапур, Германия, Швейцария, Финляндия. К примеру, опыт Швейцарии может быть по-лезен в части строгой регламентации процедуры определения и оценки недвижимости; Син-гапура в сфере использования своей интеллектуальной собственности в качестве залога по банковским кредитам; Финляндии по части успешного ведения бизнеса, интернациона-лизации и повышения конкурентоспособности экономики; Германии касательно системы материальных и моральных стимулов в сфере поощрения и поддержки научных исследований в частном секторе; Соединенных Штатов Америки в отношении системы вещных прав и установления государственных привилегий на собственность. Все это может быть принято во внимание для улучшения позиций и нашей страны в международных рейтингах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кулжабаева Жанат Орынбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт ведущих стран по рейтингу глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по защите права собственности и Интелле»

Халыцаралыц цщьщ жэне салыстырмалы к^цыцтану

REFERENCES

1. Boguslavskij M.V. Reformy rossijskogo obrazovanija XIX-XX vv. kak global'nyj proekt // Voprosy obrazovanija. 2006. №3.

2. Kapuza A.V., Kersha Ju.D., Zaharov A.B., Havenson T.E. Obrazovatel'nye rezul'taty i social'noe neravenstvo v Rossii: dinamika i svjaz's obrazovatel'nojpolitikoj // Voprosy obrazovanija. 2017. №4.

3. Barber M., Murshed M. Kak dobit'sja stabil'no vysokogo kachestva obuchenija v shkolah// Voprosy obrazovanija. 2008. №3.

4. Grunicheva I.G., Pinskaja M.A., Kosareckij S.G. Podderzhka shkol, pokazyvajushhih nizkie obrazovatel'nye rezul'taty, kak chast'nacional'noj obrazovatel'nojpolitiki. Obzor mirovogo opyta// Voprosy obrazovanija. 2012. № 3.

5. Dudyrev F.F., Romanova O.A., Shabalin A. I. Dual'noe obuchenie v rossijskih regionah: modeli, luchshie praktiki, vozmozhnosti rasprostranenija // Voprosy obrazovanija. 2018. №2.

6. Danilova A.V. Sravnitel'nyj analiz sistemy vysshego obrazovanija v Rossii i za rubezhom // Molodezhnyj nauchnyj forum: Obshhestvennye i jekonomicheskie nauki: jelektr. sb. st. po mat. XXIII mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 4(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_ social/4(23).pdf (data obrashhenija: 05.01.2019)

УДК 347.23

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ВЕДУЩИХ СТРАН

ПО РЕЙТИНГУ ГЛОБАЛЬНОГО ИНДЕКСА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВСЕМИРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Кулжабаева Жанат Орынбековна

Заместитель директора Института законодательства Республики Казахстан, к.ю.н., доцент; г. Астана, Республика Казахстан; e-mail:kulzhabai@mail.ru

Ключевые слова: рейтинг; конкурентоспособность; интеллектуальная собственность; право собственности; индикатор; торговая марка; авторские права; Всемирный банк; индекс; патент; правовая защита; международный опыт.

Аннотация. Значение реформ, проводимых в рамках международных рейтингов для улучшения экономического состояния Казахстана достаточно высоко. Результаты различных рейтингов дают возможность для идентификации, классификации проблем и задач, использования их для эффективного стратегического управления государством и экономикой. Основная оценка конкурентоспособности страны базируется на результатах Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ГИКВЭФ). ГИКВЭФ формируется из 114 показателей, из которых 34 рассчитываются по результатам статистических данных, а остальные - по результатам опроса руководителей средних и крупных предприятий страны. Из 114 показателей определяются 12 факторов конкурентоспособности.

Индикаторами, по которым Министерство юстиции РК (далее МЮ РК) является основным исполнителем, являются вопросы эффективности законодательства в оспаривании административного регулирования и в решении спорных вопросов; защиты права собственности и интеллектуальной собственности. Для укрепления позиций РК в рейтинге ГИК ВЭФ по индикаторам, закрепленным за МЮ, проводятся организационно-правовые реформы. В статье рассматривается передовой опыт некоторых стран по защите права собственности и интеллектуальной собственности, в числе которых Соединенные Штаты Америки, Сингапур, Германия, Швейцария, Финляндия. К примеру, опыт Швейцарии может быть полезен в части строгой регламентации процедуры определения и оценки недвижимости; Сингапура - в сфере использования своей интеллектуальной собственности в качестве залога

по банковским кредитам; Финляндии - по части успешного ведения бизнеса, интернационализации и повышения конкурентоспособности экономики; Германии - касательно системы материальных и моральных стимулов в сфере поощрения и поддержки научных исследований в частном секторе; Соединенных Штатов Америки - в отношении системы вещных прав и установления государственных привилегий на собственность. Все это может быть принято во внимание для улучшения позиций и нашей страны в международных рейтингах.

МЕНШ1К Ц¥К;ЫГЫ МЕН ЗИЯТКЕРЛ1К МЕНШ1КТ1 ЦОРГАУ

Ж0НШДЕГ1 ДУНИЕЖУЗ1Л1К ЭКОНОМИКАЛЬЩ ФОРУМНЬЩ БЭСЕКЕГЕ КАБ1ЛЕТТ1 ЖАЬАНДЬЩ ИНДЕКС РЕЙТИНГ1С1 БОЙЫНША ЖЕТЕКШ1 ЕЛДЕРДЩ ХАЛЬЩАРАЛЬЩ ТЭЖ1РИБЕС1

Жанат Орынбекцызы ^¥лжабаева

Казацстан Республикасыныц Зацнама институты директорътъщ орынбасары, з.г.к., доцент; Астана цаласы, Казахстан Республикасы; e-mail: kulzhabai@mail.ru

Ty^h создер: рейтинг; бэсекеге цабшеттшк; интеллектуалды меншгк; меншгк цуцыгы; индикатор; сауда маркасы; авторлыц цуцыцтар; ДYниежYзiлiк банк; индекс; патент; цуцыцтыц цоргау; халыцаралыц тэжiрибе

Аннотация. Казацстанныц экономикалыц жагдайын жацсарту мацсатында халыцаралыц рейтингшер аясында етюзшетт реформалардыц мацызы айтарлыцтай жогары. ТYрлi рейтингшершщ нэтижелерi мемлекет пен экономиканы стратегиялыц тиiмдi басцару Yшiн цолдануда мэселелер мен тапсырмаларды жттеуге, аныцтауга мYмкiндiк бередi. Мемлекет-тщ бэсекелестжке цабшеттшктщ негiзгi елшемi ДYниежYзiлiк экономикалыц форумыныц Жаhандыц бэсекелесттке цабшеттшк индексшц (ДЭФ ЖБКД) керсеткiштерiне негiзде-леди ДЭФ ЖБКД 114 керсеткштерден цуралады, оныц 34-i статистикалыц ацпарат цоры-тындылары бойынша, цалгандары - мемлекеттщ орта жэне iрi мекемелерШц басшыларына сураныс жасау арцылы есептеледi. 114 керсеткштерден бэсекел^ттке цабiлеттi 12 фак-торлар аныцталады.

КР Эдыет министрлт (будан эрi - КР ЭМ) негiзгi орындаушысы болып табылатын ин-дикаторлар келесшер: эюмшшк реттеу жэне даулы мэселелердi реттеуде зацнама тшмдш-гшц мэселелерi; меншт цуцыгы мен интеллектуалды цуцыцты цоргау. ЭМ-не беютшген ДЭФ ЖБКД рейтингшнде КР позицияларын кушейту Yшiн цурылымдыц-цуцыцтыц реформалар еткiзiледi.

Мацалада меншт цуцыгы мен интеллектуалды меншт цуцыгын цоргау бойынша кейбiр мемлекеттердщ озыц тэжiрибесi царастырылады. Оныц штде: Америка Курама Штатта-ры, Сингапур, Германия, Швейцария, Финляндия. Мэселен, Швейцария тэжiрибесi - жылжы-малы мYлiктi аныцтау мен багалау процедураларын цатац реттеуде; Сингапур тэжiрибесi - банкшк кредиттер кепл реттде ез интеллектуалды менштн пайдалануда; Финляндия тэжiрибесi - сэттi бизнес жургiзу,экономиканыц интернализациясы мен бэсекелесттке ца-быеттытн жогарлату бойынша; Германияда - жеке секторда гылыми зерттеулердi цолдау жэне ынталандыру аясында материалды жэне моральдi ынталандыру жуйеЫне цатысты; Америка Курама Штаттарында - меншт цуцыгы жуйеЫне жэне меншжке мемлекеттж артыцшылыцты бектуге цатысты пайдалы болуы мумшн. Буныц барлыгы бiздiц мемле-кетiмiздiц халыцаралыц рейтингтерде позициясын жацсарту Yшiн есепке алынуы мумшн.

THE INTERNATIONAL EXPERIENCE OF LEADING COUNTRIES IN THE RATING OF THE GLOBAL COMPETITIVENESS INDEX OF THE WORLD ECONOMIC FORUM ON THE PROTECTION OF RIGHT TO PROPERTY AND

INTELLECTUAL PROPERTY

Kulzhabayeva Zhanat Orynbekovna

Deputy director of Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, Candidate of Law, assistant professor; Astana city, Republic of Kazakhstan; e-mail: kulzhabai@mail.ru

Хальщаральщ щщьщ жэне салыстырмалы цщьщпюну

Keywords: rating; competitiveness; intellectual property; ownership; indicator; trademark; copyright; World Bank; index; patent; legal protection; international experience.

Abstract. The value of reforms carried out within the framework of international ratings for improving the economic condition of Kazakhstan is quite high. The results of various ratings make it possible to identify, classify problems and tasks, use them for effective strategic management of the state and the economy. The main assessment of the country's competitiveness is based on the results of the Global Competitiveness Index of the World Economic Forum (GCI WEF). The GCI WEF is formed from 114 indicators, of which 34 are calculated on the basis of statistical data, and the rest on the basis of a survey of managers of medium and large enterprises in the country. From 114 indicators, 12 competitive factors are determined.

Indicators on which the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan (hereinafter referred to as MJ RK) is the main executor are the issues of the effectiveness of legislation in challenging administrative regulation and in resolving controversial issues; protection of property rights and intellectual property. In order to strengthen the position of the Republic of Kazakhstan in the rating of the GCI WEF on indicators assigned to the MJ RK, organizational and legal reforms are being carried out.

The article discusses the best practices of some countries in the protection ofproperty rights and intellectual property, including the United States of America, Singapore, Germany, Switzerland, and Finland.

For example, the experience of Switzerland may be useful in terms of strict regulation of the procedure for determining and evaluating real estate; Singapore - in the use of its intellectual property as collateral for bank loans; Finland - in terms of successful business, internationalization and improving the competitiveness of the economy; Germany - on the system of material and moral incentives in the promotion and support of research in the private sector; United States of America -in relation to the system ofproperty rights and the establishment of state privileges on property. All this can be taken into account to improve the position of our country in international rankings.

Всемирный экономический форум, являющийся швейцарской неправительственной организацией, в неформальной обстановке обсуждает ключевые вопросы современности, перспективы экономического развития, укрепления стабильности и мира, положение в «горячих точках». В рамках давосских встреч проводится около 300 пленарных заседаний, семинаров и «круглых столов», а также «мини-встречи в верхах» с участием государственных деятелей. ВЭФ — это не только трибуна для дискуссий, он инициирует экономические и политические исследования. Так, с 1979 года специалисты ВЭФ составляют ежегодный доклад «Глобальная конкурентоспособность», в котором оценивают более чем 100 стран мира по двум главным показателям — индексу потенциального роста и индексу конкурентоспособности. В последнее время ВЭФ стал выпускать дополнительные рейтинги отдельных регионов и секторов экономики. В частности, в 2005 году был обнародован доклад «Конкурентоспособность арабского мира», первое исследование такого рода для арабского региона; к 60-й юбилейной сессии ГА ООН был опубликован доклад ВЭФ о партнёрстве между государством и бизнесом в решении таких проблем, как проблема бедно-

сти в мире; в рамках «Инициативы глобального управления» ВЭФ был представлен доклад об успехах в решении глобальных проблем в 2005 году1.

Глобальный индекс конкурентоспособности (ГИК) - это комплексное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. Рассчитывается по методике Всемирного экономического форума (ВЭФ)2. ГИК формируется из целого ряда показателей по результатам статистических данных международных организаций и опроса руководителей компаний. В числе контрольных показателей имеются и институты, включающие, в том числе имущественные права и институт интеллектуальной собственности (ИС).

Показатели этого индекса не были в поле зрения Правительства Казахстана до 2015 года, тогда наша страна заняла 42 место. Но через год наши экономические показатели ухудшились на 11 позиций, потом ещё на 4. По итогам в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума в 2018 году Казахстан занял 59-е место, что соответствует позиции государства в предыдущем году. Из 12-ти факторов конкурентоспособности улучшение

1 https://ru.wikipedia.org/wiki

2 Рейтинг ВЭФ всемирно известен. Он распространяется через структуры Всемирного экономического форума и находится в свободном доступе в сети Интернет.

произошло по 5-ти факторам.

«Это институты +12, рынок товаров +10, инфраструктура +3, рынок труда, финансовая система. Снижение отмечено по 4-м факторам - навыки, здоровье, динамичность бизнеса, макроэкономическая стабильность. Само сравнение индикаторов, по которым произошли улучшение и снижение, показывает, что 12 улучшилось и 4 снизилось. По трем факторам позиции не изменились». При этом, Республика Казахстан занимает лидирующее место по таким параметрам, как права акционеров, адекватность и целостность правовой базы, применимой к процедурам ликвидации и реорганизации, степень электрификации. Казахстан находится на 7-м месте по стоимости открытия бизнеса, и на 11-м месте - по регулированию конфликта интересов [1].

В 2018 году глобальный индекс конкурентоспособности пережил некоторую смену формата. Во-первых, составители значительно изменили методику: к примеру, всё больше учитываются показатели статистики, а не опросные данные, как раньше. Появилось 64 новых индикатора, а их общее количество сократилось со 114 до 98. По мнению эксперта Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Сергея Домнина, корректировки в первую очередь связаны с тем, что составители хотели конкурентоспособность поставить в контекст Четвёртой индустриальной революции [2]. До смены формата и системы подсчёта индекса это, в целом, не самая худшая позиция страны за последние 10 лет. В 2008-2009 годах страна занимала 66-67 место, в 2010-2012 - упала на 72 позицию, с 2013-го наблюдается динамика улучшения показателей.

Индикаторами, по которым Министерство юстиции РК (далее МЮ РК) является основным исполнителем, являются вопросы эффективности законодательства в оспаривании административного регулирования и в решении спорных вопросов; защиты права собственности и интеллектуальной собственности. Для укрепления позиций РК в рейтинге ГИК ВЭФ по индикаторам, закрепленными за МЮ, проводятся организационно-правовые реформы3.

Показатели «права собственности» и «защита ИС» предполагают ответы на два основных вопроса: «Как бы вы оценили права собственности, включая собственность на финансовые активы, в вашей стране?»;«Как бы вы оценили защиту ИС, включая меры по борьбе с контрафакцией, в вашей стране?».

В этой связи необходимо заметить, что международный индекс защиты прав собственности является комбинированным показателем, который измеряет достижения стран мира с точки зрения защиты прав собственности. Этот индекс измеряет достижения страны с точки зрения состояния и эффективности защиты прав частной собственности в трех основных категориях:

- Правовая и политическая среда: независимость судебной системы и беспристрастность судов, верховенство закона, политическая стабильность, уровень коррупции.

- Права на физическую собственность: защита физических прав собственности, регистрация собственности, доступность займов.

- Права на ИС: защита интеллектуальных прав собственности, защита патентного права, уровень «пиратства».

Показатели, используемые в рейтинге, базируются на статистическом анализе данных Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка, Всемирной Торговой организации, международных и национальных исследовательских центров. Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных для него приводится в ежегодном выпуске рейтинга по результатам очередного сравнительного исследования. Вызывают интерес научные публикации по новеллам в области правового регулирования результатов интеллектуальной деятельности, правовой природы интеллектуальной собственности как вида собственности, вопросы соотношения права интеллектуальной собственности и традиционного права собственности; теоретико-методологические аспекты права интеллектуальной собственности [3].

Государствами-лидерами рейтинга конкурентоспособности, по-прежнему, остаются США, Сингапур, Германия, Швейцария, Финляндия. Нами изучена положительная динамика этих государств по показателям «права собственности» и «защита ИС» для использования в вопросах совершенствования отечественного законодательства.

1) Швейцария

Швейцария является одной из самых безопасных государств в мире в вопросах защиты частной собственности, а ее юридическая система отличается высокой степенью эффективности и справедливости.

Характерными чертами данной системы

3 Справка о проведенных и проводимых реформах для укрепления позиций РК в рейтинге ГИК ВЭФ по индикаторам, закрепленным за МЮ / URL: Официальный Интернет-ресурс Министерства юстиции Республики Казахстан http://www.adilet.gov.kz/ru/articles/spravka-o-provedennyh-i-provodimyh-reformah-dlya-ukrepleniya-poziciy-rk-v-reytinge-gik-vef (дата обращения: 5 декабря 2018 года)

Хальщаралыц цщьщ жэне салыстырмалы цщьщпюну

являются строго регламентированная процедура определения и оценки недвижимости; высокая компетентность регистрирующих инстанций; опыт судебной защиты оценки недвижимости; строгое соблюдение банковской тайны, раскрытие которой предусмотрено только по решению суда; реальная независимость судебной системы от влияния государства.

Согласно Швейцарской Конституции легальное осуществление экспроприации либо ограничение имущественных прав по причинам общественной значимости предусматривается в исключительных случаях. К таковым относятся, в частности, строительство крупных инфраструктурных и общественных объектов - автобанов, железных дорог и аэропортов при полной финансовой или иной согласованной компенсации. При возникновении споров, разрешаемых кантональными или федеральными судами, последние руководствуются Европейской конвенцией по правам человека.

Эффективная защита права собственности на недвижимость обеспечивается достаточным объемом жилого фонда, соответствующего общемировым стандартам: техническим и экологическим. Кроме того, условия арендного жилья доступны для населения и имеется оптимальная классификация различных категорий территорий, а именно рациональное соотношение между территориями под застройку, сельскохозяйственными угодьями, лесами и иными.

Вопросы защиты торговых марок и авторского входит в компетенцию Федерального института интеллектуальной собственности (IGE). Деятельность последнего гарантирует, что результаты инноваций и творчества защищены на национальном и международном уровнях. Это обеспечивается автономным статусом Института, подтверждающего особую правосубъектность, регистрацию в Коммерческом реестре, наличием собственных счетов, независимость от швейцарского федерального бюджета. Институт оказывает услуги Федеральному департаменту юстиции и полиции, посредством разработки законодательства по ИС: консультирует Федеральный совет и иные органы власти, должностных лиц. Таким образом, вопросы регистрации, проверки и администрирования интеллектуальной собственности в Швейцарии занимается дан-

ный Институт. Защита интеллектуальной собственности в Швейцарии регулируется различными федеральными актами4.

Заслуживает детального изучения система технополисов, созданных для функционирования малых инновационных предприятий и вовлечения заинтересованных субъектов бизнеса для разработки и приобретения высоких технологий. В структуре технопарка имеется бизнес-инкубатор, где фокусируются организационно-правовые вопросы, а именно: оценивается коммерческая привлекательность идей и проектов, защита ИС и авторских прав, осуществляются маркетинговые исследования, формируются бизнес-планы и бизнес-стратегии.

2) Сингапур

В рейтинге Всемирного банка Ease of Doing Business Сингапур занимает 1-е место, в мировом индексе конкурентоспособности в области защиты прав инвесторов, защиты ИС, эффективности государственных расходов - 2-е, в Global Competitiveness Index (GCI) уступил только Швейцарии. Такое широкое признание объяснимо стабильностью законодательства в этой сфере, где государство имеет цель стать двигателем инновационного развития мировой экономики, а также отсутствием непредвиденных правовых и политических рисков5. Сингапур использует ИС как стратегический и конкурентоспособный ресурс для целей развития отраслей промышленности с высокой добавленной стоимостью и значительным творческим наполнением.

Законодательство Сингапура определяет равный правовой статус компаний-резидентов и нерезидентов в основных законах в области ИС и имплементационных положениях6.

Организационная структура защиты ИС представлена SPRING Сингапур (Singapore Productivity Innovation and Growth - Производительность, инновации и рост Сингапура) - агентством по развитию и защите предпринимательства при Министерстве торговли и промышленности, которое поддерживает отечественные предприятия. Подразделения агентства обеспечивают развитие предпринимательского потенциала в Сингапуре, оказывают услуги, необходимые сингапурским предпринимателям и руководителям малых и средних предприятий при ведении своей деятельности. Имеется информационная под-

4 Law and policy / URL: IGE\IPI https://www.ige.ch/en/law-and-policy/national-ip-law/trade-mark-law.html (дата обращения 5 декабря 2018 года)

5 Сингапур - лидер азиатского рынка интеллектуальной собственности / URL: Confideri http://confideri.com/ ru/news/detail.php?ID=217 (дата обращения 5 декабря 2018 года)

6 Сингапур: документы / URL: WIPO https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/profile/SG (дата обращения: 5 декабря 2018 года)

124

держка посредством портала Enterprise One, на котором содержится полная информация по государственным программам и предлагается онлайн помощь и ответы на вопросы касательно того, как начать бизнес, как поддержать его рост и стабильность лицам с низким уровнем дохода. Отдельная платформа IE Сингапур - «Международное предпринимательство - Сингапур» обеспечивает информационную поддержку сингапурских предприятий за вывод на международные рынки; направляет компании, занимающиеся международной торговлей и конкурентоспособные на международном уровне в глобальную сеть зарубежных центров.

Разработана одна конкретная инициатива, которая привлечет внимание малых и средних предприятий в Сингапуре. Это новелла касается создания определенной схемы финансирования, которая позволит компаниям использовать свою ИС в качестве залога по банковским кредитам. Согласно этой схеме, государство будет частично гарантировать стоимость патента, использованного в качестве залога в случае невыполнения обязательств [4]. Таким образом, целью программы является убедить банки рассматривать ИС как актив, что позволит предприятиям получать финансирование в местных банках.

3) Финляндская Республика

Финляндия имеет высокие показатели Международного индекса защиты права собственности (International Property Right Index) . В частности, по совокупному Индексу защиты права собственности страна имеет индекс 8.5 (в рейтинге - от «0 до 10», который указывает место страны среди других государств), а по трем основным категориям состояния права собственности, а именно: (1) Правовая и политическая среда; (2) Права на физическую собственность; (3) Права на интеллектуальную собственность - 8.8, 8.5 и 9.1 соответственно.

Собственность (частная собственность) признается и защищается нормами Конституции, отраслевого законодательства и международного права. Так, например, Конституция устанавливает порядок отчуждения с полной компенсацией имущества для общих нужд (п.15) и порядок передачи имущества, составляющего государственную собственность (п.90).

Отдельные отрасли права, в том числе вопросы прав собственности регулируются Законом 1734 г. В сфере гражданского права особую роль играет Закон о договорах 1929 г., а гражданская ответственность наступает по правилам, изложенным в Законе о причинении ущерба 1974 г.

В Финляндии основные правовые нормы,

касающиеся охраны ноу-хау (секретов производства), содержатся в законах о недобросовестной конкуренции, в Законе о трудовых договорах и в Уголовном кодексе. Производственные секреты имеют равную судебную защиту. Потерпевший вправе потребовать возмещения убытков или выдачи судебного запрета на основании Закона о недобросовестной деловой практике и Закона об обеспечении предоставления доказательств. Требование о компенсации убытков может быть предъявлено и в рамках Закона о деликтной ответственности, при этом размер компенсации должен соответствовать размеру понесенного потерпевшим реального ущерба. Доход ответчика может быть принят во внимание, но размер компенсации все равно не сможет превысить сумму действительного ущерба. Размер договорной ответственности таким пределом не ограничен.

Законодательное обеспечение, определяющее формирование недвижимости, ее передачу и регистрацию, представлено Земельным кодексом 1995 г.; законами об аренде земли 1966 г.; о формировании недвижимости 1995 г.; о сделках купли-продажижилых квартир 1994 г.

На сегодняшний день в Финляндии право граждан владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом имеет должную защиту со стороны государства. В стране созданы условия и соответствующие механизмы обеспечения и защиты прав частной собственности, повышена ответственность судей и должностных лиц за принимаемые решения, обеспечена независимость судей.

Финляндия традиционно занимает лидирующие позиции в глобальных экономических и инновационных рейтингах. Она рассматривает ИС как важный инструмент успешного ведения бизнеса, интернационализации и повышения конкурентоспособности экономики. Правительство Финляндии координирует вопросы регулирования в области ИС. Под председательством Премьер-министра функционирует Совет по науке и инновациям, призванный ликвидировать фрагментарность инновационной системы и системы ИС и усилить аналитическую составляющую принятия решений Правительством в области инноваций и ИС.

В Финляндии к основным нормативным правовым актам, регулирующим отношения в области ИС, относятся законодательные акты и декреты Правительства. Финляндская Республика является участницей всех основных международных соглашений в области международной торговли и ИС, а также как государство-член ЕС применяет нормы Евросоюза.

По вопросам патентов принят ряд нормативных правовых актов, среди которых можно отметить Закон о патентах 15 декабря

Хальщаралыц цуцыц жэне салыстырмалы цуцыцпшну

1967 года, Закон о защите соответствующих изобретений 15 декабря 1967 года и др.

4) Федеративная Республика Германия

Гарантия правовой защиты, содержащаяся в абз. 4 ст. 19 Основного Закона ФРГ реализуется при нарушении конкретных собственных прав лица. В связи с этим Основной Закон ФРГ не дает возможности для предъявления «популярного» иска (жалобы) с целью защиты прав граждан. В такой же степени едва ли найдут понимание у законодателя и требования, содержащиеся в «общественном» иске (или «альтруистском общественном иске»), когда какое-то объединение преследует защиту не принадлежащих ему субъективных прав, а интересов общественности. Это может продолжаться до того времени, пока законодатель в обычных законах не предоставит этим объединениям особые полномочия по направлению в суд исков. Если же исходить из конституционно-правового обеспечения защиты прав, то следует отметить, что в некоторых землях Германии была установлена возможность направления исков в суд и коллективных субъектов, например, в области - охраны окружающей природной среды.

Обычно по результатам рассмотрения гражданского дела по существу выносится одно судебное решение. Вместе с тем, в ряде государств допускается вынесение отдельных решений в отношении факультативных соучастников, первоначального и встречного исков, иска третьего лица (например, ст. 300 ГПК Германии).

В Германии существует разнообразные виды научных и научно-исследовательских учреждений с высокой степенью их автономности и множественностью форм взаимодействия. Кроме того, особенности германского законодательства в сфере ИС, которое отличается большой степенью детализации, способствовали созданию системы источников по законодательному регулированию последних: кодекс «О патентных поверенных», законы «О патентах», «О правовой охране промышленных образцов», «Об авторском праве и смежных правах», «Об охране товарных знаков и других обозначений», «О полезной модели», «Об управлении авторскими правами и смежными правами организациями по управлению правами на коллективной основе»; «О расширении прав промышленной собственности»; «Об охране топологий интегральных микросхем полупроводниковых продуктов», «О расходах на Германское ведомство по патентам и товарным знакам и Федеральный патентный суд», «Об охране изобретений наемных работников», «О порядке реализации положений Протокола к Мадридскому соглашению о международной

регистрации знаков», «О тарифах Патентного ведомства и патентного суда» и другие.

Современные тенденции развития нормативного правового обеспечения инновационной деятельности в стране защищают национальные интересы и создают благоприятные условия для использования достижений науки и техники в производстве. Широко применима система материальных и моральных стимулов, направленных на поощрение и поддержку научных исследований в частном секторе. Проводится децентрализация патентно-лицензионной деятельности, расширяются права федеральных лабораторий на ИС, полученную за счет средств федерального бюджета.

5) Соединенные Штаты Америки

Институт собственности, занимающий одно из центральных мест в системе общественных отношений любого государства, имеет в американском праве специфические модели: элементарную и сложноструктурную [5].

Американская система вещных прав выделяет землю из общего ряда объектов права собственности и устанавливает на нее государственные привилегии (eminent domain), т.е. имеется в возможность изъять собственность для общественных нужд за компенсацию. Кроме того, имеется законодательное закрепление права собственника определять судьбу принадлежащего ему имущества в долгосрочной перспективе. Механизм защиты законных интересов зависит от формы нарушенного права. Если нарушены условия качества объекта владения без вторжения в его пределы, то применяется деликтно-правовая конструкция «nuisance». Если имеются факты непосредственного вторжения в пределы владения, действует деликтно-правовая концепция «trespass».

Позиция государства по усилению защиты прав ИС отражается в ежегодном отчете о торговых барьерах, подготовленного торговым представителем США в Комитет по финансам Сената США. Совместная деятельность Федерального бюро расследования, Министерства юстиции и Таможни обеспечивает систему охраны прав ИС. Ежегодно составляется список «Специальный отчет 301», определяющий страны, не обеспечивающие эффективную охрану прав ИС.

Полагаем, что для улучшения показателей «права собственности» и «защита ИС» в Казахстане в ГИК Всемирного экономического форума необходимо применять лучшую правоприменительную практику, а именно:

- в связи с актуальностью статуса арендного жилья для социально уязвимых слоев населения считаем приемлемым для отечественного законодательства соответствие механизму общемировых стандартов;

- рассмотреть возможность использования статуса Федерального института интеллектуальной собственности (IGE) в Швейцарии для Национального института интеллектуальной собственности;

- не будет революционной и идея создания определенной схемы финансирования, которая позволит казахстанским компаниям использовать свою ИС в качестве залога по банковским кредитам, как это предусмотрено в Сингапуре;

- финский опыт отхода от фрагментарности инновационной системы и системы ИС, усиление аналитической составляющей принятия решений Правительством в области ин-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новаций и ИС усилит государственную поддержку как в опросах защиты собственности, так и в инновационной политике.

Таким образом, достижение высокого рейтинга глобальной конкурентоспособности способствует повышению инвестиционной привлекательности и поднимает престиж страны на мировой арене. В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года указано, что «индикативной оценкой прилагаемых усилий и общестранового прогресса станет улучшение позиций Казахстана в рейтинге ГИК Всемирного экономического форума: 46 место в 2021 году, 40 место в 2025 году, 30 место в 2050 году»7.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тукпиев Ж. Сулейменов озвучил итоги РК в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности ВЭФ-2018 // Казахстанская правда, 2018. - 18 октября URL: https://www.kazpravda.kz/news/ekonomika/ suleimenov-ozvuchil-itogi-rk-v-reitinge-globalnogo-indeksa-konkurentosposobnosti-vef-2018 (дата обращения: 5 декабря 2018 года)

2. См. статьи Домнина С. //http://expertonline.kz/mag/2018/5/

3. Мирских И.Ю., Мингалева Ж.А.// Вестник Пермского университета», серия «Юридические науки», 2014; Васильев В.В.// Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал, 2012; Байдекенова М.И.// Вестник Актюбинского университета им. С.Баишева, 2009; Рахматулина Р.Ш.// Вопросы Правоведения, 2013; Косинков В.В.//Философия права, 2015.

4. Эрлангер А. Сингапур как новый центр по защите прав интеллектуальной собственности / URL: International Wealth https://internationalwealth.info/trade-marks-offshore/singapore-intellectual-rights-protection/ (дата обращения: 5 декабря 2018 года)

5. Тягай Е.Д. Модели права собственности в современном праве США //Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». - 2009. - № 4. - C. 41.

REFERENCES

1. Tukpiev Zh. Sulejmenov ozvuchil itogi RK v rejtinge global'nogo indeksa konkurentosposobnosti VJeF-2018 // Kazahstanskaja pravda, 2018. - 18 oktjabrja URL: https://www.kazpravda.kz/news/ ekonomika/suleimenov-ozvuchil-itogi-rk-v-reitinge-globalnogo-indeksa-konkurentosposobnosti-vef-2018 (data obrashhenija: 5 dekabrja 2018 goda)

2. Sm. stat'i Domnina S. //http://expertonline.kz/mag/2018/5/

3. Mirskih IJu, Mingaleva Zh.A.// Vestnik Permskogo universiteta», serija «Juridicheskie nauki», 2014; Vasil'ev V.V.// Probely v rossijskom zakonodatel 'stve. Juridicheskij zhurnal, 2012; Bajdekenova M.I.// Vestnik Aktjubinskogo universiteta im. S.Baisheva, 2009; Rahmatulina R.Sh.// Voprosy Pravovedenija, 2013; Kosinkov V.V.//Filosofijaprava, 2015

4. Jerlanger A. Singapur kak novyj centr po zashhite prav intellektual'noj sobstvennosti / URL: InternationalWealthhttps://internationalwealth.info/trade-marks-offshore/singapore-intellectual-rights-protection/ (data obrashhenija: 5 dekabrja 2018 goda)

5. Tjagaj E.D. Modeli prava sobstvennosti v sovremennom prave SShA // Vestnik RUDN. Serija «Juridicheskie nauki». - 2009. - № 4. - S.41.

7 Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года//http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.