Международный опыт утилизации ТБО и возможности его применения в России International experience of disposal of solid domestic waste and possibilities of its
application in Russia
УДК 351.85 Кривулькин Дмитрий Андреевич,
студент факультета землеустройства кафедры «Менеджмента» Государственного университета по землеустройству, [email protected] Dmitry A. Krivulkin,
student of the faculty of land management of the department of «Management» of the State University of Land Management, [email protected]
Научный руководитель: Ефремова Л.Б., к.э.н., доцент кафедры экономической теории и менеджмента ФГБОУВО ГУЗ, г. Москва, Россия
Аннотация: Сегодня во всем мире остро стоит проблема утилизации твердых бытовых отходов. Во многих странах мусор сортируется, компостируется и сжигается. В России же основная масса отходов вывозится на полигоны, которые отрицательно влияют на экологию. В статье рассматривается мировой опыт утилизации ТБО.
Summary: Today the problem of utilization of solid domestic waste is one of the most important in the world. In many countries trash is being sorted, composted and burned. In Russia largesr part of waste is transported to landfills, which negatively affect the environment. The article discusses the world experience in the disposal of solid waste.
Ключевые слова: твердые бытовые отходы, утилизация мусора, вторичное сырье, переработка отходов, раздельный сбор мусора, полигоны ТБО.
Keywords: solid domestic waste, disposal of waste, secondary raw materials, recycling of waste, selective waste collection, landfills.
Долгие годы в России практически не развивалась мусороперерабатывающая отрасль, из-за чего серьезно пострадала экология. Сдвиг наметился лишь несколько лет назад, когда решением этого вопроса озаботились общественные организации и государство. Ориентиром стал опыт иностранных коллег, которые давно и весьма успешно занимаются утилизацией твердых бытовых отходов. В их число входят бумага, картон, текстиль, пищевые остатки, древесина, резина, стекло, черный и цветной металлы, керамика, пластик,
строительный мусор, старая мебель и бытовая техника. Главная проблема заключается в том, что большинство ТБО в крайней степени токсичны - они заражают химикатами и солями тяжелых металлов землю, сточные воды, воздух.
В нашей стране основная часть отходов по-прежнему вывозится на полигоны, число которых постоянно растет. Это логично, ведь, по данным международной экологической организации «Гринпис», россияне ежегодно выбрасывают 70 млн тонн бытового мусора (на каждого жителя в среднем приходится 400-500 кг), а под свалки отводится около 4 млн га земли. Приблизительно пятая часть этого объема приходится на столичный регион. Сложность заключается еще и в том, что количество ТБО постоянно растет - места, официально отведенного под свалки, не хватает, из-за чего в лесах, на полях возникают несанкционированные полигоны. Они наносят серьезный вред окружающей среде и здоровью людей. Минприроды России проводит работы по их ликвидации, но результаты пока оставляют желать лучшего.
В марте 2018-го прозвучал тревожный звонок: после сильного выброса сероводорода на мусорном полигоне «Ядрово» более 50 детей обратились за медицинской помощью из-за плохого самочувствия. Эта свалка ТБО по-прежнему функционирует с одной оговоркой: мусор теперь привозится в ограниченном количестве. Власти пообещали провести рекультивацию и дегазацию полигона, которая обойдется казне в несколько миллионов рублей. В июне 2017-го после многочисленных жалоб был закрыт другой полигон ТБО -«Кучино». Это произошло после публичного обращения жителя близлежащей Балашихи к президенту РФ Владимиру Путину во время «Прямой линии». С тех пор вопрос утилизации мусора в России не теряет актуальности.
Надо отметить, что в начале 2019 года президент подписал указ о создании компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор». Цель проекта - предотвращение вредного воздействия этих отходов на окружающую среду и превращение их во вторичные ресурсы.
До недавнего времени утилизацией ТБО в России серьезно не занимались - отходы, как уже было упомянуто выше, складировались и до сих пор продолжают складироваться на полигонах. Эксперты считают, что альтернативной депонированию может стать раздельный сбор мусора и дальнейшая его переработка или сжигание. Второй вариант, по мнению специалистов, оказывается наиболее доступным с учетом наших реалий. В прошлом в России не раз предпринимались попытки наладить сортировку отходов, но системы как таковой не сложилось. Во всем винят менталитет: мол, далеко не каждый захочет устанавливать дома несколько контейнеров для мусора разного происхождения.
Впрочем, представители Минприроды с оптимизмом смотрят в будущее: чиновники уверены, что Россия сможет наладить сортировку гораздо быстрее, чем Германия и Япония, которым потребовались десятилетия для этого. Добропорядочных граждан, вероятно, будут поощрять, а для нарушителей разработают штрафы. Пользу в раздельном сборе отходов видят и предприниматели, которые в своем производстве использует вторсырье и вообще заботятся об экологии. Так, например, в некоторых магазинах принимается текстиль для дальнейшей переработки, предлагаются бумажные пакеты из вторсырья вместо опасных целлофановых, ведь они не подаются биологическому разложению. Первые шаги к переходу на селективный сбор ТБО сделаны, но для того, чтобы отработать систему раздельного в любом случае потребуется немало времени.
Пока власти возлагают большие надежды на мусоросжигание. В Москве есть несколько заводов, в ближайшее время новые предприятия откроются и в Подмосковье. Метод эффективный, но его безопасность находится под большим вопросом. Именно поэтому многие россияне активно выступают против строительства новых мусоросжигательных заводов - распространено мнение, что в выбрасываемых в атмосферный воздух газах высоко содержание вредных примесей. Наиболее опасными являются тяжелые металлы и диоксины, провоцирующих возникновение онкологии, заболеваний сердечно-сосудистой и респираторных систем, сильнейших аллергических реакций. Так, «Гринпис», активно выступающая за внедрение раздельного сбора отходов, заказала масштабное международное исследование о влиянии мусоросжигательных заводов на людей, которые живут поблизости. Согласно полученным данным, в исследованных регионах повышен уровень смертности от рака легких и печени, а также высока вероятность появления детей с врожденными аномалиями.
Стоит взять во внимание, что организация, ратующая за сохранение природы, несколько сгустила краски. Мысль о двойных стандартах подтверждают другие исследования. По сведениям научного журнала Waste Management за 2015 год, мусоросжигательные заводы выбрасывают в воздух мизерное количество опасных примесей. Ученые-экологи сходятся во мнении, что полигоны ТБО приносят гораздо больше вреда окружающей среде и здоровью человека. Другое дело, если бы на свалки свозился исключительно органический мусор, но для этого в начале необходимо ввести раздельный сбор. В том же году другое научное издание Atmospheric Environment озадачилось работой предприятий по сжиганию ТБО в Великобритании. Вопреки распространенному мнению, такие заводы не способствуют повышению концентрации тяжелых металлов даже в непосредственной близости.
В 2018 году Немецкий институт экономики (Instituts der deutschen Wirtschaft) назвал Германию лидером по переработке мусора в Евросоюзе. Несмотря на это, немалая часть ТБО в стране утилизируется путем сжигания. На данный момент насчитывается около 70 подобных предприятий. В большинстве из них используется метод слоевого сжигания, температура горения при котором составляет более 1000 градусов. При этом в Германии сильно влияние партии «Зеленых» (в настоящее время она является второй по популярности у избирателей), которая занимается в том числе решением экологических проблем.
Перед сжиганием мусор, разумеется, сортируется - разделяется на горючий и негорючий. Такая практика была введена еще в начале 1980-х. Большая часть негорючих ТБО идет на переработку. Это дело приносит солидную прибыль и обеспечивает работой около 250 тысяч человек. В 2017-м оборот в описываемой отрасли составил более 70 млрд евро. Из пищевых отходов, к примеру, производят органический компост, который повышает плодородие почв.
Селективный сбор ТБО развит в большинстве европейских стран. На улицах Швейцарии установлены контейнеры для вторсырья. Также многие жители страны собирают алюминий (фольгу, банки от прохладительных напитков), который впоследствии сдают на переработку. Швейцария, к слову, - одна из самых прогрессивных стран в плане развития мусороперерабатывающей отрасли. В стране немало заводов по сжиганию отходов, которые располагаются в живописных деревнях. Любопытно, что жители совсем не против такого соседства. Во-первых, современные заводы на Западе строятся на совесть: соблюдены все меры безопасности, а благодаря надежным фильтрам воздух из труб выходит практически без вредных примесей. Во-вторых, подобные предприятия выглядят, скорее, как арт-объекты.
В столице Австрии мусоросжигательный завод расположен прямо в столице - Вене. Архитектура завода Шпиттелау очень необычна: трубу украшает стеклянный купол, а само здание усыпано пестрыми декоративными элементами. В Дании предприятие по сжиганию ТБО Copen Hill также расположено в столице. Особенность этого завода в том, что на его крыше располагается современный горнолыжный склон. У Copen Hill есть еще один весомый плюс: сжигаемые отходы перерабатываются в энергию, которая обеспечивает теплом десятки тысяч жилых домов. В Швеции на сегодняшний день более 30 мусоросжигательных заводов. Кроме того, страна занимается импортом отходов для сжигания из других точек Земли.
В Японии также предельно серьезно относятся к утилизации ТБО. Жители давно практикуют раздельный сбор мусора. В стране остро стоит территориальная проблема, поэтому нет и речи о том, чтобы негорючие отходы свозились на полигоны. Вместо этого их плавят, отправляют на переработку для дальнейшего производства строительного материала. Аэропорты Тюбу и Кансай построены на искусственных островах, созданных из переработанного мусора.
Абсолютным лидером по количеству мусора на душу населения является США. Однако в стране практикуется раздельный сбор мусора и его дальнейшая переработка, сжигание. Впрочем, и полигоны для захоронения ТБО там тоже есть. Жителей сызмальства приучают к разумному потреблению, отчего многие отказываются от целлофановых пакетов и сдают пластиковые бутылки и алюминиевые банки в автоматы, которые есть во многих магазинов. Помимо этого, школьники часто устраивают соревнования по сбору макулатуры и пластика.
Как уже было упомянуто, в нашей стране отсутствует культура селективного сбора мусора, отчего затрудняется его переработка, несмотря на наличие специализирующихся на этом заводах. Большая часть ТБО отправляется на полигоны для дальнейшего захоронения, остальное - сжигается. В 2018-м Владимир Путин объявил, что к 2024 году будет построено 200 мусоросжигательных заводов, при этом будут соблюдены все правила безопасности и установлены качественные фильтры. В ближайшее время такие предприятия появятся в Подмосковье. Что же касается раздельного сбора ТБО в России, то этот вопрос по-прежнему остается открытым. Остается лишь надеяться, что количество свалок в нашей стране перестанет расти, а люди наконец переймут международный опыт осознанного потребления, чтобы спасти окружающую природу и, разумеется, самих себя.
Список использованной литературы
1. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24 июня 1998 г.№ 89-ФЗ. Доступ по ссылке: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19109/
2. Бельдеева Л. Н., Лазуткина Ю. С., Комарова Л. Ф. Экологически безопасное обращение с отходами. - Барнаул: Изд-во «АлтГТУ», 2013. - 147 с.
3. Горбачева Л. А. Зарубежный опыт мусоросжигания // Энергия: экономика, технология, экология. - 2009. - № 7.
4. Систер В. Г., Животов В. К., Коробцев С. В. Инновационные технологии переработки отходов // Известия МГТУ МАМИ. - 2013. - Т. 2, № 3(17).
5. Greenpeace // Что делать с мусором в России?. Доступ по ссылке: https://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/report/toxics/recycle/RUSSIA-GARBAGE FIN.pdf
6. Дубов Г., Подобедова Л. Главный по отходам: зачем стране нужен единый мусорный оператор // РБК. - 01.2019. Доступ по ссылке: https://www.rbc.ru/politics/14/01/2019/5c3ca9109a794741366304c8?from=main
7. Фомин А.А. Разные корзины. Российская газета. 2012. С. 24.
8. Шагайда Н.И., Фомин А.А. Продовольственная независимость, продовольственная безопасность и продовольственные санкции. Интеграл. 2014. № 5-6. С. 57-59.
9. Рубанов И.Н., Фомин А.А. Последствия присоединения к ВТО для сельского хозяйства России. Хлебопродукты. 2014. № 6. С. 4-7.
10. Рубанов И., Фомин А. Последствия присоединения к ВТО для сельского хозяйства России. Международный сельскохозяйственный журнал. 2014. № 3. С. 48-56.
11. Волков С., Фомин А., Черкашина Е., Черкашин К. Землеустроительное обеспечение перехода от категорий земель к территориальному зонированию в Российской Федерации land relations and land management. Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 5. С. 3-8.
12. Фомин А.А. О состоянии и перспективах машинно-тракторного парка сельхозпредприятий России. Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 3. С. 56-60.
13. Фомин А.А., Шаповалов ДА., Лепехин П.П. Создание общедоступных информационных систем управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве. Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 45.
14. Anna Font, Kees de Hoogh, Maria Leal-Sanchez, Danielle C. Ashworth, Richard J. C. Brown. Using metal ratios to detect emissions from municipal waste incinerators in ambient air pollution data // Atmospheric Environment. - 07.2015.
15. Deutsche recyceln am besten // Die Welt. - 04.2018. Доступ по ссылке: https://www.welt.de/print/die_welt/finanzen/article175560227/Deutsche-recyceln-am-besten.html
16. Volkov S.N., Fomin A.A. Provision of effective regulation of land relation and efficient agricultural land use. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 8.
17. Tikhomirov A.I., Fomin A.A. Macroeconimic factors in realizing export potential for animal production. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 4.
18. Fomin A. Import substitution in the agro-industrial complex of Russia. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 1. С. 1.