Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
300
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ / ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ / ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Цвирков Владимир Витальевич, Каско Людмила Ивановна, Каращук Марина Николаевна

В статье предлагается общий обзор опыта управления лесопромышленным комплексом в странах Северной Америки, ЕС и в странах постсоветского пространства. Правительством Республики Беларусь поставлена задача выработать согласованное решение по вопросу централизации управления лесным хозяйством и деревообрабатывающей промышленностью с учетом международного опыта и экономической эффективности. На основе проведенного авторами анализа работы лесопромышленного комплекса в США, Канаде, странах ЕС, ЕАЭС, в Украине и Грузии можно видеть отсутствие централизации управления лесопромышленным комплексом. По вопросам управления лесным хозяйством со стороны государства созданы отраслевые ведомства при Министерстве сельского хозяйства - в США, Латвии, Германии, Норвегии, при Министерстве в области охраны окружающей среды - в Канаде, Литве, Эстонии, Польше, странах ЕАЭС, Украине, Грузии, в Швеции - при Министерстве предпринимательства, в Финляндии отраслевые органы управления лесным хозяйством есть и при Министерстве сельского хозяйства, и при Министерстве охраны окружающей среды. В отрасли деревопереработки в США, Канаде и странах Евросоюза не существует отдельного самостоятельного органа централизованного управления отраслью. Общее руководство, управление деятельностью участников деревообрабатывающей промышленности и координация ее в России закреплены за Министерством промышленности и торговли, в Казахстане - за Министерством индустрии и инфраструктурного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN MANAGEMENT FORESTRY COMPLEX

The article offers a general overview of the experience of managing the timber industry complex in the countries of North America, the EU and in the countries of the post-Soviet space. The Government of the Republic of Belarus has set the task of working out an agreed decision on the centralization of forestry and woodworking industry management, taking into account international experience and economic efficiency. Based on the analysis carried out by the authors of the work of the timber industry complex in the USA, Canada, the EU, the EAEU, Ukraine and Georgia, one can see that there is no centralization of forestry and wood processing industry management in any of the countries we analyzed. The efficiency of the forest management system in these countries lies in the fact that it does not affect the development of the woodworking industry. On the issues of forestry management, the state has established sectoral departments under the Ministries of Agriculture - the USA, Latvia, Germany, Norway, under the Ministries in the field of environmental protection - Canada, Lithuania, Estonia, Poland, in Sweden - under the Ministry of Entrepre-neurship, in Finland has sectoral forestry management bodies under the Ministry of Agriculture and the Ministry of Environment. In the wood processing industry in the USA, Canada and in the European Union mills, there is no independent, separate body for centralized management of the industry. Analysis of the management systems of forestry complexes of the EAEU countries, Ukraine, Georgia indicates their similarity. In all countries, the authority to manage forestry is vested in the Ministries of the Environment, Natural Resources and Ecology. General management, management and coordination of the activities of participants in the woodworking industry in Russia is assigned to the Ministry of Industry and Trade, in Kazakhstan - to the Ministry of Industry and Infrastructure Development.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ»

УДК 630*6

В. В. Цвирков, Л. И. Каско, М. Н. Каращук

НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

В статье предлагается общий обзор опыта управления лесопромышленным комплексом в странах Северной Америки, ЕС и в странах постсоветского пространства. Правительством Республики Беларусь поставлена задача выработать согласованное решение по вопросу централизации управления лесным хозяйством и деревообрабатывающей промышленностью с учетом международного опыта и экономической эффективности.

На основе проведенного авторами анализа работы лесопромышленного комплекса в США, Канаде, странах ЕС, ЕАЭС, в Украине и Грузии можно видеть отсутствие централизации управления лесопромышленным комплексом.

По вопросам управления лесным хозяйством со стороны государства созданы отраслевые ведомства при Министерстве сельского хозяйства - в США, Латвии, Германии, Норвегии, при Министерстве в области охраны окружающей среды - в Канаде, Литве, Эстонии, Польше, странах ЕАЭС, Украине, Грузии, в Швеции - при Министерстве предпринимательства, в Финляндии отраслевые органы управления лесным хозяйством есть и при Министерстве сельского хозяйства, и при Министерстве охраны окружающей среды.

В отрасли деревопереработки в США, Канаде и странах Евросоюза не существует отдельного самостоятельного органа централизованного управления отраслью.

Общее руководство, управление деятельностью участников деревообрабатывающей промышленности и координация ее в России закреплены за Министерством промышленности и торговли, в Казахстане - за Министерством индустрии и инфраструктурного развития.

Ключевые слова: лесовосстановление, лесоразведение, лесохозяйственный комплекс, деревообрабатывающая промышленность, управление лесным хозяйством, эффективность системы управления.

Для цитирования: Цвирков В. В., Каско Л. И., Каращук М. Н. Международный опыт управления лесохозяйственным комплексом // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2021. № 1 (244). С. 130-138.

V. V. Tsvirkov, L. I. Casko, M. N. Karashchuk

NIEI of the Ministry of Economy of the Republic of Belarus

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN MANAGEMENT FORESTRY COMPLEX

The article offers a general overview of the experience of managing the timber industry complex in the countries of North America, the EU and in the countries of the post-Soviet space. The Government of the Republic of Belarus has set the task of working out an agreed decision on the centralization of forestry and woodworking industry management, taking into account international experience and economic efficiency.

Based on the analysis carried out by the authors of the work of the timber industry complex in the USA, Canada, the EU, the EAEU, Ukraine and Georgia, one can see that there is no centralization of forestry and wood processing industry management in any of the countries we analyzed. The efficiency of the forest management system in these countries lies in the fact that it does not affect the development of the woodworking industry.

On the issues of forestry management, the state has established sectoral departments under the Ministries of Agriculture - the USA, Latvia, Germany, Norway, under the Ministries in the field of environmental protection - Canada, Lithuania, Estonia, Poland, in Sweden - under the Ministry of Entrepre-neurship, in Finland has sectoral forestry management bodies under the Ministry of Agriculture and the Ministry of Environment.

In the wood processing industry in the USA, Canada and in the European Union mills, there is no independent, separate body for centralized management of the industry.

Analysis of the management systems of forestry complexes of the EAEU countries, Ukraine, Georgia indicates their similarity. In all countries, the authority to manage forestry is vested in the

Ministries of the Environment, Natural Resources and Ecology. General management, management and coordination of the activities of participants in the woodworking industry in Russia is assigned to the Ministry of Industry and Trade, in Kazakhstan - to the Ministry of Industry and Infrastructure Development.

Key words: reforestation, afforestation, forestry complex, woodworking industry, forestry management, efficiency of the management system.

For citation: Tsvirkov V. V., Kasko L. I., Karashchuk M. N. International experience in management forestry complex Proceedings of BSTU, issue 5, Economics and Management, 2021, no. 1 (244), pp. 130-138 (In Russian).

Введение. Совет Министров Республики Беларусь совместно с заинтересованными органами прорабатывает вопрос централизации управления лесным хозяйством и деревообрабатывающей промышленностью. Вопрос объединения Министерства лесного хозяйства и Беллесбум-прома поднимался 6 октября 2020 г. во Дворце Независимости на совещании по развитию деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Окончательное решение по объединению министерства и концерна не принято. Участники рынка считают, что слияние двух ведомств на базе госконцерна преследует краткосрочные цели и может иметь негативные последствия в будущем. Совету Министров было поручено детально проработать международный опыт и дать экономическую оценку ожидаемым результатам.

Основная часть. Анализируя международный опыт по вопросу централизации управления лесохозяйственной деятельностью и деревопе-реработкой, мы рассмотрели лесохозяйственный комплекс в США, Канаде, ряде стран ЕС, а также странах ЕАЭС, Украине и Грузии.

Система управления лесами в США носит ярко выраженный децентрализованный характер - ее регулирование происходит как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, при этом основные полномочия сконцентрированы в регионах. В этом заключено ее принципиальное отличие.

Федеральные лесные земли управляются рядом агентств в зависимости от права собственности и ведомственной принадлежности.

Федеральная лесная служба США, являющаяся структурным подразделением Министерства сельского хозяйства США, - основной орган управления лесными ресурсами, который выполняет задачи по поддержанию здоровья, разнообразия и продуктивности национальных лесов в интересах нынешних и будущих поколений; совершенствованию методов управления лесным хозяйством; оказанию финансовой и технической помощи в рациональном использовании лесов в частных угодьях; контролю за соблюдением требований защиты и охраны лесов, в т. ч. от пожаров; пресечению незаконных рубок; проведению научных исследований; формулированию

политики и координации поддержки США в деле защиты и рационального управления мировыми лесными ресурсами.

Особенности правового режима земель лесного фонда в США заключаются в совокупности полномочий собственника в установленных государством (штатом) пределах, т. е. подразделения федеральных Министерств могут выполнять свои функции, относящиеся к лесному хозяйству лишь в пределах юрисдикции конкретного штата. При этом в каждом из штатов действуют свои законодательные акты и инструкции по ведению лесного хозяйства. Они обеспечивают выполнение программ по защите лесов от пожаров, вредителей и болезней, а также по технической и финансовой поддержке частных ле-совладельцев. Некоторые штаты для лучшего регулирования лесохозяйственных отношений заключают договоры между собой или с участием правительства [1].

В Канаде леса находятся в ведении Канадской лесной службы - подразделения Министерства природных ресурсов. Роль лесной службы сводится к организации научно-исследовательской работы; принятию мер, обеспечивающих охрану окружающей среды; сбору и распространению информации о качестве и количестве лесных насаждений; осуществлению нормативно-правового надзора за лесами, их использованием и распоряжением, а также к защите прав коренных народов страны. К исключительной компетенции федерального правительства относятся вопросы внешней торговли и контроля за соблюдением международных соглашений в сфере ведения лесного хозяйства и торговли лесо-продукцией.

Администрирование владением, распоряжением и пользованием лесами осуществляется правительствами провинций, в состав которых входят министерства лесного хозяйства. В регионах территориальные органы представлены лесными округами и лесными районами, границы которых не совпадают с границами административных округов, а определяются лесо-экономическими условиями.

Общая стратегия развития лесного хозяйства разрабатывается на основе национального диалога и взаимодействия различных ветвей власти

и заинтересованных субъектов. Для эффективной организации такого взаимодействия, для согласования интересов и выработки общей лесной политики создан Совет Министров лесного хозяйства, членами которого являются главы лесных ведомств всех провинций и территорий, а также Министр природных ресурсов Канады [2].

В Латвии Лесной департамент и Государственная служба леса (ГСЛ) входят в структуру Министерства сельского хозяйства.

Лесной департамент выполняет нормативную функцию, а также инициирует принятие законодательных актов.

В обязанности ГСЛ входит поддержка и управление государственными лесами, включая мониторинг, лесовосстановление и лесоразведение, поддержание биологического разнообразия.

Лесничества - территориальные подразделения Государственной службы леса - делают отвод, оформляют лесорубочный билет, осуществляет надзор за тем, как компания разработала лес. Заготовкой леса подразделения ГЛС не занимаются [3].

В Литве государственным субъектом лесо-хозяйственной деятельности выступает Главное управление государственных лесов при Министерстве охраны окружающей среды, в состав которого входит 42 лесных предприятия.

Основной целью деятельности Главного управления государственных лесов является повышение экологических, экономических, рекреационных характеристик лесного фонда путем координации регенерации, содержания, охраны лесов и эксплуатация лесных ресурсов. Оно устанавливает лесным предприятиям обязательные квоты по лесовосстановлению и охране, а также организует единую систему профилактики состояния пожарной и санитарной охраны лесов [4].

Лесхозы заготовку древесины не осуществляют - эта функция передана на аутсорсинг, но реализуют продукцию.

Основным органом, ответственным за лесной сектор в Эстонии, является Министерство охраны окружающей среды, в составе которого функционирует Департамент Леса. В его функции входит выработка лесной политики и ее реализация, в т. ч. путем принятия законодательных актов в области лесного хозяйства; координация составления долгосрочного плана развития лесного хозяйства; сбор и анализ информации о состоянии лесного сектора; контроль за ведением охотничьего хозяйства; оказание поддержки частным лесным собственникам; инвентаризация ключевых биотопов и оказание финансовой помощи для их охраны.

На региональном уровне 15 уездных служб охраны окружающей среды, являющихся подразделением министерства, контролируют состояние

лесов, занимаются выдачей разрешений, организуют проведение работ по охране лесных экосистем и консультируют частных владельцев леса.

В непосредственном подчинении министерства находятся также Центр управления государственными лесами (КМК), функциональными обязанностями которого являются контроль качества семян для лесовозобновления, осуществление мониторинга санитарного состояния лесов [5].

В Германии выстроена вертикальная система управления лесом. Основным субъектом проведения государственной политики является Департамент «Леса, устойчивость, возобновляемое сырье» при Федеральном министерстве продовольствия и сельского хозяйства Германии.

Федеральный орган координирует разработку и внедрение лесной политики, программ развития лесного хозяйства, организует практическую реализацию принципов устойчивого и эффективного развития лесного хозяйства, координирует проведение консультаций для частных лесовла-дельцев и поддерживает развитие частного лесного хозяйства, проводит инвентаризацию лесов.

Следующий уровень - федеральные земли, каждая из которых имеет особенности в организации управления государственными лесами. Так, к примеру, в Саксонии функции государственного управления лесами осуществляет Земельный лесной президиум, а в Саксонии - Ан-хальт - Министерство сельского хозяйства и т. д.

Заключительным звеном являются лесохозяй-ственные предприятия (лесные центры), которые делятся на обходы.

Вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности для всех лесных организаций характерно комплексное ведение хозяйства [6].

Функцию управления лесных хозяйством в Польше выполняет Министерство охраны окружающей среды, в ведомственной подчиненности у которого находится Государственный лесной национальный холдинг «Ьа8у Panstwowe».

Основными задачами Государственного лесного холдинга Польши являются управление лесами, включая мониторинг, лесовосстановле-ние и лесоразведение, поддержание биологического разнообразия и сохранение генетических ресурсов лесов, охрану и контроль, защиту от пожаров, вредителей и болезней, а также координация экологических проектов, научных исследований, проведение лесной сертификации.

Структура государственного холдинга включает генеральную дирекцию, 17 региональных дирекций, 430 надлесничеств, которые поделены на лесничества [7].

В Финляндии леса, находящиеся в государственной собственности, управляются государственными органами, леса коммун управляются

органами управления, относящимися к этим территориальным единицам, частные леса - собственниками этих лесов и их представителями.

Государственные леса находятся под управлением государственного лесного предприятия Metsahallitus, сочетающего в себе функции лесной организации, но осуществляющего коммерческую деятельность и являющегося одновременно ле-сохозяйственной и природоохранной организацией. Задачи данному предприятию определяются и Министерством сельского и лесного хозяйства, и Министерством окружающей среды.

Государственный контроль за лесным хозяйством и соблюдением лесного законодательства в лесах Финляндии осуществляется Финским лесным центром [8].

В Швеции функции государственного управления и контроля и хозяйственные функции разделены между лесным агентством Skogsstyrelsen и государственной лесной компанией Sveaskog.

Шведское лесное агентство находится в ведении Министерства предпринимательства и содействует достижению целей национальной лесной политики. Оно несет ответственность за обеспечение соблюдения лесного законодательства, развитие лесного сектора и за сохранение лесных биотопов.

Ведением лесного хозяйства на большей части государственных лесов в Швеции занимается не лесное агентство, а государственная лесная компания Sveaskog, которая занимается реализацией продукции деревообработки, саженцев, оказывает лесоводческие услуги, а также занимается развитием на своих территориях экологического туризма, охоты и рыболовства [8].

Государственными лесами Норвегии управляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия, а интересы лесного бизнеса отстаивает Норвежская ассоциация лесовладельцев.

В рамках реализации государственной лесной политики Министерство сельского хозяйства и продовольствия Норвегии выполняет задачи по поддержанию здоровья и разнообразия лесов, сбору и анализу информации о состоянии лесного сектора, составлению плана развития лесного хозяйства, контролю за соблюдением требований охраны лесов.

Норвежская ассоциация лесовладельцев является центральной организацией для четырех региональных кооперативов: Glommen Mjosen Skog, Viken Skog, AT Skog, ALLSKOG. Региональные кооперативы охватывают почти всю территорию Норвегии и представляют около 35 000 семейных лесовладений, а их доля на рынке древесины составляет примерно 80%. Основные функции ассоциации состоят в следующем: взаимодействие с органами управления по вопросам выработки направлений государственной лесной

политики, правам собственности, политики в области изменения климата и защиты окружающей среды, а также представление интересов лесовладельцев перед СМИ [9].

Продажи древесины в США, Канаде и странах Европы осуществляются путем реализации леса на корню, круглого леса и пиломатериалов - в основном на аукционах и торгах. Кроме традиционных методов проведения открытых и закрытых аукционов, практикуются аукционы online, которые предоставляют возможность привлечения более широкого круга покупателей древесины.

В приобретении древесины на аукционах и торгах могут участвовать как отечественные переработчики древесины, так и зарубежные предприятия лесоперерабатывающей промышленности.

Кроме аукционной продажи, органы управления лесным хозяйством довольно часто практикуют продажу продукции по долгосрочным договорам.

Основными факторами обеспечения развития деревообрабатывающей промышленности в США, Канаде и европейских странах являются конкуренция и свободное рыночное ценообразование.

Государственная политика данных стран в отрасли направлена на создание среды, стимулирующей развитие частного сектора для предотвращения возникновения монополий в де-ревоперерабатывающем секторе [10].

В этой связи особое значение среди всего множества вариантов государственного воздействия на развитие отраслей народного хозяйства приобретают такие направления поддержки, как помощь в проведении сертифицирования производства и готовой продукции на соответствие признанным на мировом уровне стандартам, а также обеспечение доступа субъектов деревообработки к получению актуальной рыночной информации. Именно эти, весьма значимые для бизнеса инструменты в основном и применяют для осуществления отраслевой политики в США, Канаде и странах Европейского Союза.

Государственную политику в сфере деревообработки Канады осуществляют сразу несколько министерств в рамках выполнения стоящих перед ними задач и своих компетенций. Основными органами управления являются Министерство инноваций, науки и экономического развития и Министерство инфраструктуры и местного самоуправления, в сферу ответственности которых входит развитие малого предпринимательства, в т. ч. в регионах, поддержка экспорта, выработка инициатив по модернизации существующей практики управления, а также координация проведения исследований и разработок по темам, связанным со стратегией отраслевой политики [11, 12].

Как и при управлении лесохозяйственной деятельностью, государственная отраслевая политика в области деревообработки в США характеризуется предельной децентрализацией. Это значит, что, с одной стороны на функционирование субъектов деревообработки оказывают влияние федеральные ведомства, например, Управление по делам малого бизнеса США, Агентство США по окружающей среде, Министерство торговли США, с другой - основные регуляторы находятся непосредственно в регионах и реализуют выработанную правительствами штатов отраслевую политику в сфере деревообработки [10].

Основными субъектами-регуляторами процессов отраслевой политики в сфере деревообработки в Польше выступают подчиненные Министерству финансов, фондов и региональной политики Агентство промышленного развития и Польский фонд развития, а также Польское агентство развития предпринимательства (входящее в Министерство развития, труда и технологий) и Национальный центр исследований и разработок, реализующие программы поддержки долгосрочного инвестиционного и экономического потенциала Польши, экспорта и зарубежной экспансии польских предприятий, предоставление равных возможностей субъектам хозяйствования и защиты окружающей среды [13].

Пример Польши показателен, так как схожая структура системы управления и осуществления государственной отраслевой политики в области деревообработки, основанная на принципах ведомственной децентрализации, региональной самостоятельности и ответственного пользования, выстроена и во многих других европейских государствах. Именно поэтому, по нашему мнению, не стоит перечислять наименования всех госучреждений рассматриваемых стран, ответственных за промышленное развитие.

В то же время в странах Европейского Союза получили широкое распространение и развитие иные формы рыночной координации деятельности субъектов деревообработки - отраслевые союзы и ассоциации производителей, оказывающие непосредственное влияние на развитие отрасли посредством осуществления функций маркетинга, взаимодействия с государственными органами, установления стандартов работы и требований к готовой продукции, расширения международных связей.

Так, на уровне ЕС сформирована Конфедерация европейской бумажной промышленности (СЕР1), представляющая интересы субъектов лесной и целлюлозно-бумажной промышленности (объединяет 495 компаний). Она имеет четыре постоянных комитета, которые рассматривают долгосрочные стратегические перспективы по

вопросам, затрагивающим отрасль. Это комитеты по окружающей среде и безопасности, изменению климата и энергетике, лесному хозяйству и переработке отходов, в рамках которых действует ряд специальных тематических групп [14].

В Германии создана Ассоциация немецкой мебельной промышленности (VDM). Как ведущая ассоциация VDM представляет экономические, политические, правовые и технические интересы около 500 немецких производителей мебели. Основное внимание в работе Ассоциации уделяется стратегическому и перспективному позиционированию мебельной промышленности в социальных сетях, нормативно-технической и целевой экспортной поддержке, внедрению знака RAL «мебель - сделано в Германии» [15].

Шведская федерация лесной промышленности (Swedish Forest Industries Federation - SFIF) объединяет большинство отраслевых компаний страны. Цель ее деятельности - увеличение потребления древесины в Швеции и на международных рынках, а также повышение конкурентоспособности компаний. Подразделение SFIF «Древесина Швеции» (Swedish Wood) объединяет шведский лесопромышленный сектор и предприятия, специализирующиеся на деревянном домостроении.

В сотрудничестве с компаниями-членами Федерация занимается вопросами торговой политики в Европе, мониторингом и стандартизацией в лесном секторе, в области энергетики и окружающей среды. Федерация является естественным дискуссионным партнером, который поддерживает постоянный диалог с правительством, парламентом.

Шведская федерация деревообрабатывающей и мебельной промышленности (TMF) является национальной торговой ассоциацией и ассоциацией работодателей деревообрабатывающей и мебельной промышленности Швеции. В ассоциации состоит около 750 предприятий, совокупно предоставляющих свыше 30 000 рабочих мест [16].

Федерация лесной промышленности является лоббистской организацией для компаний лесной промышленности Финляндии. Она способствует повышению конкурентоспособности и прибыльности лесной отрасли путем укрепления условий ее функционирования и положительного имиджа как в Финляндии, так и за рубежом. Цель Федерации состоит в том, чтобы повысить конкурентоспособность отрасли, укрепить инновационную операционную среду.

Федерация состоит из 77 компаний-членов, среди которых представители целлюлозно-бумажной, картонной и упаковочной промышленности, промышленные лесопильные заводы, компании по производству древесных панелей,

производители столярных изделий, а также организации сектора деревянного строительства [17].

Также политику в управлении деревопере-рабатывающей отраслью в европейских странах формируют крупные компании, такие как Ikea, Lars Larsen Group, VMG, Stora Enso, Hildebrandt Group.

Управление лесным хозяйством и деревообрабатывающей промышленностью в странах ЕАЭС, Украине и Грузии в некоторой степени отличается от управления этими отраслями в странах ЕС, США и Канаде.

Государственное управление лесным хозяйством в России на федеральном уровне осуществляют:

Министерство природных ресурсов и экологии, которое выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны лесов, земельных отношений, связанных с переводом земель лесного фонда в земли другой категории, лесных отношений;

Федеральное агентство лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии, которое исполняет функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Государственное управление лесопромышленным комплексом осуществляет Министерство промышленности и торговли, которое выполняет функции по оказанию государственных услуг, управлению госимуществом в сфере лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности [18].

Следует отметить, что в РФ может появиться ведомство, которое объединит полномочия по управлению лесным хозяйством и лесной промышленностью. Предложение о формировании такого органа власти 27 июля 2020 г. вице-премьер России Виктория Абрамченко направила Президенту России Владимиру Путину.

В качестве аргумента в пользу объединения полномочий в лесной сфере вице-премьер указала на нескоординированность госуправления в отрасли на федеральном уровне и внесла предложение сосредоточить все федеральные функции, связанные с государственным регулированием в указанных сферах, в едином органе управления, наделив его необходимыми полномочиями.

Исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере формирования и реализации государственной политики, координации процессов управления в области лесного хозяйства, является Комитет

лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.

Комитет выполняет функции по формированию государственной лесной политики в части охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, регулирует лесопользование, занимается вопросом мониторинга лесов и лесоустройства, осуществляет международное сотрудничество, определяет направления научно-технического развития, предоставляет лесопользователям участки под объекты строительства на землях государственного лесного фонда для оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных целей, нужд охотничьего хозяйства.

Руководство в сфере деревообрабатывающей промышленности в пределах своей компетенции осуществляется Республиканским государственным учреждением - Комитетом индустриального развития, который является ведомством Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан [19].

В Республике Армения правомочия в сфере охраны, контроля, защиты, воспроизводства и использования лесов принадлежат Министерству окружающей среды.

В составе Министерства окружающей среды Республики Армения лесохозяйственной деятельностью занимаются Управление лесной политики, а также Лесной комитет.

Управление лесной политики проводит исследования по устойчивому управлению лесами и лесными землями, разрабатывает предложения по результатам мониторинга состояния лесов и лесных земель, по улучшению бизнес-инвестиционной среды в лесном секторе, а также по социально-экономическим программам, занимается созданием экономических механизмов управления, рационального использования и восстановления лесов.

Лесной комитет занимается обеспечением сохранения, защиты, восстановления и эффективного использования государственных лесов, повышением производительности и сохранением биоразнообразия государственных лесов [20].

Государственную политику в сфере лесного и охотничьего хозяйств в Украине формирует и реализует Государственное агентство лесных ресурсов Украины - подразделение Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведение лесного хозяйства на местном уровне осуществляют государственные предприятия, которые входят в сферу управления Государственного агентства лесных ресурсов Украины и координируются его соответствующим территориальным органом.

Гослесагентство осуществляет государственное управление в области ведения лесного и охотничьего хозяйства, а также государственного контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов по ведению лесного хозяйства (кроме государственного контроля по карантину растений и в сфере защиты растений), ведет государственный лесной кадастр и учет лесов, осуществляет мониторинг лесов, организует функционирование государственной лесной охраны, участвует в обеспечении реализации государственной политики в сфере пожарной безопасности [21].

В Грузии разработка и реализация государственной политики в области лесного хозяйства, мониторинг ее реализации возложены на Национальное агентство лесного хозяйства, ведомственно подчиненное Министерству охраны окружающей среды и сельского хозяйства.

Основными задачами агентства являются: уход за лесами и восстановление их; устойчивое использование компонентов биоразнообразия на территории лесного фонда; управление лесным фондом в пределах полномочий, определенных законодательными и другими подзаконными актами; осуществление мероприятий по уходу и восстановлению леса; регулирование лесопользования; осуществление контроля над территорией лесного фонда [22].

Заключение. На основе проведенного анализа работы лесохозяйственного комплекса и де-ревоперерабатывающей промышленности в США, Канаде, в странах ЕС, ЕАЭС, Украине, Грузии можно видеть, что централизации управления лесным хозяйством и деревоперерабатывающей промышленностью нет ни в одной из проанализированных нами стран. Эффективность системы управления лесными ресурсами в этих странах состоит в том, что она не влияет на развитие деревообрабатывающей промышленности.

По вопросам управления лесным хозяйством со стороны государства в США, Канаде и в странах Евросоюза созданы отраслевые ведомства при Министерстве сельского хозяйства - в США, Латвии, Германии, Норвегии, при Министерстве в области охраны окружающей среды - в Канаде, Литве, Эстонии, Польше, в Швеции - при Министерстве предпринимательства, в Финляндии

отраслевые органы управления лесным хозяйством есть и при Министерстве сельского хозяйства, и при Министерстве охраны окружающей среды.

В отрасли деревоперерабатывающей промышленности в США, Канаде и странах ЕС в целях создания среды, стимулирующей развитие частного сектора и предотвращение возникновения монополий в деревоперерабатыва-ющем секторе, централизованного управления отраслью при государственных органах управления нет. Основными факторами в развитии деревообрабатывающей промышленности в США, Канаде и странах Евросоюза являются рыночная экономика и свободная конкуренция.

Анализ систем управления лесными комплексами стран ЕАЭС, Украины, Грузии позволяет сделать вывод о их схожести. Во всех странах полномочиями управлять лесным хозяйством наделены министерства окружающей среды, природных ресурсов и экологии. В составе министерств созданы специальные лесные управления, комитеты либо агентства, основными целями и задачами которых являются охрана и защита лесов, лесоразведение и лесовосстановление. Общее руководство, управление и координация деятельности участников деревообрабатывающей промышленности в РФ закреплено за Министерством промышленности и торговли, в Казахстане - за Министерством индустрии и инфраструктурного развития.

Опыт создания нового единого органа по управлению лесным комплексом, который бы включал всю производственную цепочку обращения с лесными ресурсами - от выращивания насаждений до получения готовой продукции -в этих странах отсутствует.

Следует отметить, что в 2019 г. в Украине рассматривался вопрос создания нового центрального органа исполнительной власти -Министерства лесного хозяйства и деревообрабатывающей промышленности. Однако положительное решение по нему так и не было принято. В 2020 г. в РФ также вносилось предложение о создании единого органа управления всем лесным комплексом, однако также не было рассмотрено в заинтересованных кругах.

Список литературы

1. Смирнова А., Петров В. Управление лесами в США // ЛесПромИнформ. № 2 (116). 2016. С.162-165.

2. Шматков Н., Григорьев А., Луговая, Д. Лесной сектор Канады // ЛесПромИнформ. № 4 (142). 2019. С.158-164.

3. Интернет-портал Министерства сельского хозяйства и промышленности Латвии. URL: https://www.zm.gov.lv/ (дата обращения: 02.02.2021).

4. Интернет-портал Министерства окружающей среды Литовской Республики. URL: https://am.lrv.lt/ (дата обращения: 02.02.2021).

5. Интернет-портал Министерства окружающей среды Эстонии. URL: https://www.envir.ee/ru/ ministerstvo-okruzhayushchey-sredy (дата обращения: 04.02.2021).

6. Интернет-портал Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии. URL: https://www.bmel.de/EN/Home/home_node.html (дата обращения: 03.02.2021).

7. Интернет-портал Министерства охраны окружающей среды Польши. URL: https://www.gov.pl/ web/srodowisko (дата обращения: 04.02.2021).

8. Добрынин Д. Управление государственными лесами в Финляндии и Швеции // Устойчивое лесопользование. № 2 (58). 2019. С. 14-15.

9. Интернет-портал Норвежской ассоциации лесовладельцев. URL: https://www.skog.no/om-oss/ skogeiersamvirkene/ (дата обращения: 04.02.2021).

10. Интернет-портал о лесозаготовке и деревообработке FOREST COMPLEX.RU. URL: https://foiestcomplex.iu/ forestry/lesnoe-hozyajstvo-v-ssha/ (дата обращения: 05.02.2021).

11. Интернет-портал Министерства инноваций, науки и экономического развития Канады. URL: https://www.ic.gc.ca/eic/site/icgc.nsf/eng/home (дата обращения: 05.02.2021).

12. Интернет-портал Министерства инфраструктуры и местного самоуправления Канады. URL: https://thecanadaguide.com/government/local-governments/ (дата обращения: 03.02.2021).

13. Интернет-портал Польского агентства развития предпринимательства. URL: https://www.parp.gov.pl/ index.php/component/parpabout/ (дата обращения: 04.02.2021).

14. Интернет-портал Конфедерации европейской бумажной промышленности. URL: https://www.cepi.org/ (дата обращения: 03.02.2021).

15. Интернет-портал Ассоциации немецкой мебельной промышленности. URL: https://www.moebelindustrie.de/ presse/ (дата обращения: 03.02.2021).

16. Интернет-портал Шведской федерации лесной промышленности. URL: https://www.forestindustries.se/ forest-industry/ (дата обращения: 05.02.2021).

17. Лесопромышленный комплекс Швеции и Финляндии. URL: https://lesprominform.ru/jarticles.html ?id=3453 (дата обращения: 05.02.2021).

18. Колесник В. Г., Синятуллина Л. Х. Вопросы государственного и муниципального управления // Система государственного управления лесным комплексом: текущая ситуация и основные проблемы. № 1. 2017. С.129-148.

19. Интернет-портал Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/forest ?lang=ru (дата обращения: 02.02.2021).

20. Интернет-портал Министерства окружающей среды Республики Армения. URL: http://www.mnp.am/ru (дата обращения: 04.02.2021).

21. Интернет-портал Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины. URL: https://mepr.gov.ua/ (дата обращения: 04.02.2021).

22. Интернет-портал Министерства охраны окружающей среды и сельского хозяйства Грузии. URL: https://mepa.gov.ge/En (дата обращения: 03.02.2021).

References

1. Smirnova A., Petrov, V. Forest Management in the USA. LesPromInform [LesPromInform], 2016, no. 2 (116), pp. 162-165 (In Russian).

2. Shmatkov N., Grigoriev, A., Lugovaya, D. Forestry sector of Canada. LesPromInform [LesPromInform], 2019, no. 4 (142), pp. 158-164 (In Russian).

3. Internet-portal Ministerstva sel'skogo khozyaystva i promyshlennosti Latvii [Ministry of Agriculture and Industry of Latvia]. Available at: https://www.zm.gov.lv/mezi/#jump (accessed 02.02.2021).

4. Internet-portal Ministerstva okruzhayushchey sredy Litovskoy Respubliki [Ministry of the Environment of the Republic of Lithuania]. Available at: https://am.lrv.lt/ (accessed 02.02.2021).

5. Internet-portal Ministerstva okruzhayushchey sredy Estonii [Ministry of the Environment of Estonia]. Available at: https://www.envir.ee/ru/ministerstvo-okruzhayushchey-sredy (accessed 04.02.2021).

6. Internet-portal Federal'nogo ministerstva prodovol'stviya i sel'skogo khozyaystva Germanii [Federal Ministry of Food and Agriculture of Germany]. Available at: https://www.bmel.de/EN/Home/home_node.html (accessed 03.02.2021).

7. Internet-portal Ministerstva okhrany okruzhayushchey sredy Pol'shi [Ministry of Environmental Protection of Poland]. Available at: https://www.gov.pl/web/srodowisko (accessed 04.02.2021).

8. Dobrynin D. Management of state forests in Finland and Sweden. Ustoychivoye lesopol'zovaniye [Sustainable forest management], 2019, no. 2 (58), pp. 14-15 (In Russian).

9. Internet-portalNorvezhskoy assotsiatsii lesovladel'tsev [Norwegian Forest Owners Association]. Available at: https://www.skog.no/om-oss/skogeiersamvirkene/ (accessed 04.02.2021).

10. Internet-portal o lesozagotovke i derevoobrabotke FOREST COMPLEX.RU [Portal about logging and woodworking FOREST COMPLEX.RU]. Available at: https://forestcomplex.ru/forestry/lesnoe-hozyajstvo-v-ssha/ (accessed 05.02.2021).

11. Internet-portal Ministerstva innovatsiy, nauki i ekonomicheskogo razvitiya Kanady [Department of Innovation, Science and Economic Development of Canada]. Available at: https://www.ic.gc.ca/eic/site/ icgc.nsf/eng/home (accessed 05.02.2021).

12. Internet-portal Ministerstva infrastruktury i mestnogo samoupravleniya Kanady [Department of Infrastructure and Local Government of Canada]. Available at: https://thecanadaguide.com/government/local-governments/ (accessed 03/02/2021).

13. Internet-portal Pol'skogo agentstva razvitiya predprinimatel'stva [Polish Agency for Enterprise Development]. Available at: https://www.parp.gov.pl/index.php/component/parpabout/ (accessed 04.02.2021).

14. Internet-portal Konfederatsii evropeyskoy bumazhnoy promyshlennosti [Confederation of the European Paper Industry]. Available at: https://www.cepi.org/ (accessed 03.02.2021).

15. Internet-portal Assotsiatsii nemetskoy mebel'noy promyshlennosti [Association of the German Furniture Industry]. Available at: https://www.moebelindustrie.de/presse/ (accessed 03.02.2021).

16. Internet-portal Shvedskoy federatcii lesnoy promyshlennosti [Swedish forestry federation]. Available at: https://www.forestindustries.se/forest-industry/ (accessed 05.02.2021).

17. Lesopromyshlennyy kompleks Shvetsii i Finlyandii [Timber industry complex in Sweden and Finland]. Available at: https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=3453 (accessed 05.02.2021).

18. Kolesnik V. G., Sinyatullina L. Kh. Issues of state and municipal administration. Voprosy' gosu-darstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [System of state management of the forestry complex: current situation and main problems], 2017, no. 1, pp. 129-148 (In Russian).

19. Internet-portal Komiteta lesnogo khozyaystva i zhivotnogo mira Ministerstva ekologii, geologii ipri-rodnykh resursov Respubliki Kazahstan [Committee for Forestry and Wildlife of the Ministry of Ecology, Geology and Natural Resources of the Republic of Kazakhstan]. Available at: https://www.gov.kz/memleket/ entities/forest?Lang=ru (accessed 02.02.2021).

20. Internet-portal Ministerstva okruzhayushchey sredy Respubliki Armeniya [Ministry of Environment of the Republic of Armenia]. Available at: http://www.mnp.am/ru (accessed 04.02.2021).

21. Internet-portal Ministerstva zashchity okruzhayushchey sredy i prirodnykh resursov Ukrainy [Ministry of Environmental Protection and Natural Resources of Ukraine]. Available at: https://mepr.gov.ua/ (accessed 02/04/2021).

22. Internet-portal Ministerstva okhrany okruzhayushchey sredy i sel'skogo khozyaystva Gruzii [Ministry of Environment Protection and Agriculture of Georgia]. Available at: https://mepa.gov.ge/En (accessed 03.02.2021).

Информация об авторах

Цвирков Владимир Витальевич - кандидат сельскохозяйственных наук, ведущий научный сотрудник отдела экономики АПК и лесного хозяйства НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь (220086, г. Минск, ул. Славинского, 1, корп. 1, Республика Беларусь). E-mail: tsvirkov@mail.ru

Каско Людмила Ивановна - научный сотрудник отдела государственного управления и регулирования отношений собственности НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь (220086, г. Минск, ул. Славинского, 1, корп. 1, Республика Беларусь). E-mail: kasko_mila@mail.ru

Каращук Марина Николаевна - младший научный сотрудник отдела экономики АПК и лесного хозяйства НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь (220086, г. Минск, ул. Славинского, 1, корп. 1, Республика Беларусь). E-mail: marina.karashchuk@tut.by

Information about the authors

Tsvirkov Vladimir Vitalievich - PhD (Agricultural), Leading Researcher, the Department of Economics of the Agroindustrial Complex and Forestry. NIEI of the Ministry of Economy of the Republic of Belarus (1, Slavinskogo, building 1, 220086, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: tsvirkov@mail.ru.

Kasko Lyudmila Ivanovna - Researcher, the Department of Public Administration and Regulation of Property Relations. NIEI of the Ministry of Economy of the Republic of Belarus (1, Slavinskogo, building 1, 220086, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: kasko_mila@mail.ru.

Karashchuk Marina Nikolayevna - Junior Researcher, the Department of Economics of Agroindustrial Complex and Forestry. NIEI of the Republic of Belarus (1, Slavinskogo, building 1, 220086, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: marina.karashchuk@tut.by.

Поступила 11.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.