ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки ART 170222 2017, № 12 (декабрь) УДК 378.1
Международный опыт реформирования систем высшего образования на примере Скандинавских стран
Тропникова Валерия Валерьевна1
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Аннотация. Модернизация как процесс изменения в модели образования связана с вызовами и требованиями современности в инновационных составляющих. Рассмотрен опыт реформирования систем высшего образования в Финляндии, Швеции и Норвегии. Актуальность исследования связана с необходимостью изучения опыта развитых стран, использующих различные модели и современные технологии в обучении, с возросшей дифференциацией образовательных услуг для различных слоев населения. Движущие силы экономического, технологического, социального и человеческого развития лежат в основе изменений, коренным образом влияющих на образовательные технологии. Проблемой образования явилось противоречие между смещением к практической ценности и востребованности образования, с одной стороны, и необходимостью выделения под новые тенденции значительных ресурсов национальными правительствами, с другой стороны. Цель работы - изучение особенностей образовательных моделей Скандинавских стран, влияющих на формирование человеческого капитала. Результаты анализа позволили выявить значительные особенности программ обучения, успешный образовательный педагогический опыт и понимание практической ценности высшего образования. Модели обучения связаны с глобальными изменениями на рынке труда, миграционными потоками и старением населения европейских стран. Характерные черты зарубежных стран - наличие моделей для студентов от 25 до 64 лет. Определено, что роль государства и бизнеса в проведении образовательной и инновационной политики Скандинавских странах значительна. Правительства Скандинавских стран, развивая институциональную среду и базовую инфраструктуру, извлекают выгоду из глобализации образования, предоставляя гражданам возможность получать знания и навыки, иметь здоровую окружающую среду, необходимые им для получения работы и высокого дохода. Получив образование, граждане участвуют в дальнейшем в местных, национальных и глобальных сообществах. Теоретическая значимость статьи состоит в необходимости обоснования широкого распространения эффективных методик преподавания, особенно для послевузовского образования, различным категориям российских граждан. Рекомендуется расширять возможности современных дистанционных технологий электронного обучения, включая дисциплины естественнонаучного цикла.
Ключевые слова: Скандинавские страны, глобальные изменения рынка труда, образовательные технологии, методики преподавания.
Поступила в редакцию Received 09.11.2017 Получена положительная рецензия Received a positive review 06.12.2017
Принята к публикации Accepted for publication 10.12.2017 Опубликована Published 24.12.2017
1 Тропникова Валерия Валерьевна, аспирант ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Россия
Введение
Успешная экономическая составляющая стран является характеристикой инновационных процессов функционирующей образовательной модели. Во всех цивилизованных странах осуществляется поиск новых систем образования с позиций интересов общества и индивидуального развития человека.
Объектом исследования явились скандинавские модели систем высшего образования, показывающие успешный опыт реализации образовательных программ. Скандинавия, включающая пять стран: Финляндию, Норвегию, Швецию, Исландию и Данию с автономными регионами (Гренландией и Фарерскими островами), является развитым экономическим регионом с высоким уровнем инноваций, постоянно модернизируемой инфраструктурой, квалифицированным и образованным персоналом. Уровень жизни высокий. Так, в Швеции ВВП на душу населения в 2016 г. составлял 51,3 тыс. долл., в Финляндии - 42,6 тыс. долл., в Норвегии - 69,7 тыс. долл.; в Дании - 53,4 тыс. долл. [1] Индекс человеческого развития (ИЧР) в этих странах очень высокий: в Швеции - 0,898; в Финляндии - 0,892; в Норвегии - 0,948, в Дании - 0,900. Страны, имея различные формы правления (в Швеции, Норвегии и Дании - конституционная монархия, в Финляндии - парламентско-президентская республика) и понимая, что система образования неразрывно связана как с социально-экономической формацией, в рамках которой она развивается, так и с формой правления, консолидируют усилия по повышению уровня образования своих граждан [2]. Инструментом реализации Лиссабонской стратегии для Скандинавских стран является обучение в течение всей жизни. За последние 10 лет расходы на образование одного учащегося увеличились до 10% в начальной, средней и высшей школе практически во всех европейских странах, и Скандинавских в том числе. Исключение составили Дания и Исландия, где расходы не изменились только в начальной и средней школе.
Рассмотрены особенности системы высшего образования в Скандинавии на примере Финляндии, Швеции и Норвегии, в которых проводилось реформирование системы образования, выделены достоинства и недостатки. Акцентировано внимание на высшей ступени образования стран.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Изучение международного опыта реформирования систем образования обусловлено тем, что современное образование России переживает этап преобразований, что связано с трансформацией российского общества, становлением и развитием воспроизводства инновационного типа. Основные требования к изменениям в системе образования были сформулированы государством в Законе РФ «Об образовании» [3]. В настоящее время происходят изменения в нормативно-правовой базе, в содержании образования и организационной структуре [4, 5]. Известно много научных и научно-методических работ, раскрывающих проблемы реформирования образования. Многие авторы работ оценивали сложность существующих экономических условий реформирования образовательной сферы. Так, А. А. Воронин подробно рассматривает новые условия хозяйствования, которые, при изменении основных механизмов рынка - спроса и предложения, наличия конкуренции, требуют кардинальных изменений в вузах [6]. Е. М. Воронов анализирует методы оптимизации управления, современные подходы на основе иерархических систем для оптимальной межуровне-вой координации решений и/ или управлений, что достаточно эффективно использовать для образовательной системы в целом [7].
Исследователи раскрывают вопросы технологии обучения. Ю. С. Васильев считает, что технология - это способ перевода знаний студента из одного состояния в другое [8], например из среднего в высшее образование. Данная технология может включать всю совокупность учебно-методических, информационных, технических средств, а также режим обучения, способы контроля знаний и сочетание производственного и теоретического обучения [9].
При реформировании системы образования центр тяжести в развитии методик, по мнению И. А. Слеткова, будет смещаться в регионы, в конкретные учебные заведения, а результаты будут определяться конкретными факультетами и кафедрами, конкретными педагогами в содружестве с коллегами и студентами [10].
Е. А. Петрякова, изучив региональное образовательное пространство как взаимосвязанную сложную структуру уровней в системе образования, пришла к выводу, что в высшей школе по целому ряду направлений образовался разрыв между глобальными потребностями общества и результатами образования [11]. Было предложено считать именно региональное образовательное пространство «феноменом, включающим в себя комплекс закрепленных позиций взаимодействующих субъектов и имеющим наряду с содержанием, обусловленным мировыми и общегосударственными особенностями развития системы образования, региональную специфику» [12].
Е. Н. Подшибякина указывала, что «российская система образования находится как бы под двойным прессом перемен, испытывая воздействие мировых и внутренних изменений», среди которых исследователь выделяет необходимость бюджетной финансовой поддержки [13]. Были предложены принципы организации финансового контроля за региональной системой образования в целом для обеспечения целевого развития образования и рационального использования ресурсного потенциала системы [14].
А. В. Степаненко акцентировал внимание на важнейшем элементе управления -контроле и анализе финансово-хозяйственной деятельности применительно к системе образования на региональном уровне ввиду хронического недофинансирования учреждений высшей школы в регионах РФ [15]. Предложена комплексная система финансирования вузов с применением рыночных технологий и методик [16].
В зарубежной литературе значительное место занимают вопросы необходимости глобализации и интеграции образовательных систем.
С. Бахтиари, Х. Шаджар подчеркивали влияние глобализации на систему образования [17]. Авторами выделено положительное и отрицательное воздействие глобализации и акцентировано, что эффективные системы образования являются основой возможностей вести достойную жизнь. Важнейшая функция государственного сектора -предоставление адекватного доступа к образовательным услугам. Наличие разницы в возможностях образования между странами является одной из причин глобального неравенства, особенно в новой технологической среде [18].
М. А. Геожажа, С. Майханович говорили о влиянии неолиберализма и рыночных реформ, которые усиливают негативные силы глобализации и интернационализации для развивающихся стран. Часто страны, имеющие формирующийся рынок, сталкиваются с универсализацией учебных программ и интернационализацией образования. Ученые предлагают для различных стран свою альтернативную дорожную карту для развития системы образования [19].
П. Сантьяго и другие ученые анализируют важнейшие приоритеты политики в странах ОЭСР: регулирование, распределение, управление ресурсами образования в целях улучшения его качества и эффективности. Рассматриваются четыре типа ресурсов:
финансовые, такие как государственное финансирование; людские, такие как учителя и администрация; физические, такие как здания и оборудование; и другие, такие как время обучения [20]. Рекомендуется развивать стратегическое планирование, предоставлять более широкие возможности для профессионального развития педагогических кадров. П. Сантьяго, Б. Авалос, Т Бернс обращают внимание на то, что эффективность образования является ключевым компонентом всей системы образования [21].
По мнению таких авторов, как П. Бланхеней, Т. Бернс, Ф. Кестер, правительства стран, занимающиеся реформированием образования, выделяют финансовые ресурсы, не учитывая реальных потребностей рынка труда [22, 23]. Рассматриваются типы ресурсов, такие как финансовые и физические, время обучения, местоположение вузов и техническое оснащение, изучаются вопросы регулирования, распределения, использования и управления системой образования с целью улучшения качества, доступности для различных слоев населения и справедливости образования. Проблемой рынка образовательных услуг стран ОЭСР, и Скандинавских стран в том числе, становится нежелание молодых людей получить солидные базовые навыки для активного участия в жизни общества, несмотря на имеющиеся возможности [24]. Страны, сталкиваясь с миграционными потоками, со старением населения, вводят всеобъемлющие стратегии и реформы, связанные с изменениями в учебных программах, уделяя особое внимание обеспечению качества образования. Так, в Швеции с 2011 г. введена новая система высшего и среднего профессионального образования, включающая ученичество [25]. Содержимое учебных программ также претерпевает изменения. Например, в Норвегии при прохождении производственной практики в вузе необходимо получать свидетельство (сертификат) о производственной практике, что указывает на усиление практической направленности учебных программ. В Швеции доходы университетов от практических разработок и научных исследований составили только в 2009 г. 30 млрд крон [26].
Следует оговориться, что изучение международного опыта развитых стран актуально и не может быть исчерпано только представленными авторами.
Методологическая база исследования
При осуществлении исследования на поисковом этапе сбора информации изучались авторефераты диссертационных работ по системам и финансированию образования, по содержанию рабочих программ, акцентировалось внимание на проблемах реформирования системы образования на региональном и местном уровнях. Информационно-правовую базу составили федеральные законы РФ. Применялись теоретические методы, такие как анализ педагогической, социологической и философской литературы; анализ учебных и методических пособий. Методологическую базу исследования составили также теоретические методы сравнительного и системного анализа и статистический анализ данных по Скандинавским странам и отдельным странам Евросоюза. Анализировались статистические данные, представленные на официальных сайтах Швеции, Норвегии и Финляндии. Анализ методической, аналитической, педагогической литературы был посвящен изучению международного опыта реформирования системы образования Скандинавских стран. Использовалась база глобальной сети Интернет и официальных образовательных педагогических порталов. Исследование основывалось на опыте, представленном в российских и международных публикациях в сборниках научных статей и научно-методических периодических изданиях.
Результаты исследования
Скандинавские страны постоянно занимаются реформированием систем образования. Охарактеризуем особенности реформирования Финляндии. Изменения в системе образования начались с 1994 г. с реформы школ, включая изменения в базовых школьных учебных программах [27]. Активная позиция учителей позволила организовать межшкольное сотрудничество в целях передачи опыта применения инновационных подходов. Особенностью структуры финского высшего образования, контролирующим органом которого является Министерство образования страны, является наличие двух систем: университетов и политехнических институтов; и те и другие - государственные. Принципиальное отличие политехнических институтов состоит в предпочтительной многоступенчатости циклов с ориентацией на потребности регионов и практическую направленность. Общее количество вузов - 29. Сроки обучения - от 3,5 до 4 лет. Каждое высшее учебное заведение страны устанавливает свой регламент вступительных экзаменов для абитуриентов после предварительного конкурса аттестатов. Если до 2000-х гг. преподавание в университетах велось только на финском и шведском языках, то после резко увеличилось количество программ на английском языке, что обеспечило процесс интеграции и международное признание программ. Ежегодные расходы на одного учащегося за все услуги значительны: от 5,7 тыс. долл. в доначальном образовании (табл. 1) до 18,0 тыс. долл. на одного студента вуза [28].
Таблица 1
Ежегодные расходы на одного учащегося в учебных заведениях за все услуги в 2012 г., долл. США [29]
Страна Доначальное образование (для детей с трех лет и старше) Первичное образование Среднее образование Высшее образование (включая деятельность в области НИОКР)
Финляндия 5700 8159 9792 18 002
Норвегия 6730 12 459 13 939 18 840
Исландия 9138 10 339 8470 8169
Швеция 6915 10 299 10 938 20 818
Дания 14 148 9434 10 937 21 254
США 1 010 10 958 12 731 26 021
Российская Федерация - - 4470 7424
До 2017 г. при поступлении в университеты оплачивались только стоимость учебных материалов и членские взносы за обязательное вступление в университетские молодежные союзы. С 2017 г. обучение по программам на английском языке платное, исключение составляют студенты из стран ЕС. Иностранные студенты не из стран ЕС и ЕЭС составляли в 2014 г. 77%, российские студенты - 6,7% от общего числа студентов в Финляндии [30]. При поступлении в университеты нерезидентам необходимо подтверждение финансового статуса. По окончании университета можно получить степени бакалавра, магистра, лиценциата и доктора наук. Особую роль в сфере образования играет международная мобильность, позволяющая с 1990-х гг. Министерству образования и культуры Финляндии расширять и углублять сотрудничество в сфере образования и деловой жизни со многими странами, и с Министерством образования и науки РФ в том числе. К несомненным достоинствам системы образования Финляндии, по данным Организации Объединенных Наций, относится экономическая эффективность школьной
системы, которая как результат предоставляет на рынок образовательных услуг конкурентоспособных студентов. Реформирование образования позволило достичь Финляндии самого высокого в мире Индекса образования (Education Index). Несмотря на достигнутые успехи, гарантию равных возможностей, правительство страны озабочено начавшимся общим упадком школьного образования, выразившемся в низком освоении программ естественнонаучного цикла. Другой проблемой можно считать низкую среднюю заработную плату учителей и преподавателей в муниципальном секторе, которая составляла в 2015 г. 3100 евро, что значительно ниже, чем, например, у врачей и юристов [31]. Количество преподавателей в среднем и высшем звене сократилось в 2015-2016 гг. Реформирование затронуло проблему повышения образования преподавателей. Считается, что преподавателю в Финляндии необходимо иметь степень не ниже магистра.
Изменения системы образования связаны с миграционными потоками. В 2015 г. в стране увеличилось количество мигрантов - до 315,9 тыс. человек официально, в основном из Ирака и Афганистана, что составило 5,7% от населения страны. Возникла необходимость расширения и адаптации образовательных программ [32]. В 20152016 гг. правительством было создано 140 центров обучения мигрантов для взрослых и 80 - для детей. Языковые курсы оплачивались миграционной службой. Целью обучения мигрантов было распространение европейских идей толерантности и снижение проблем на рынке труда.
Следует подчеркнуть, что университеты и другие высшие учебные заведения Финляндии отвечают на вызовы, связанные с быстрыми изменениями по всей Европе, особенно в отношении развития общих навыков (skills). По мнению исследователей, можно выделить четыре образовательные модели получения и развития навыков:
- специалист (Specialist Model);
- наука на основе обновления (Science-based Renewal Model);
- проект на основе интегрированной модели (Project-based Integrative Model) и
- модель сетевой культуры (Model of Networked Culture) [33].
Эти модели служат аналитическими инструментами, которые помогают высшим учебным заведениям осуществлять образовательный процесс, изучать происходящие изменения и разрабатывать новые адаптированные модели [34].
Рассмотрены изменения в системе образования в Швеции. Правительством в 2013 г. было проведено реформирование трех органов власти, отвечающих за систему образования. Руководство и надзор стали осуществлять два правительственных органа: UKA и UHR. Функции первого включают оценку качества высшего образования и экзаменов, сотрудничество с международными организациями по оценке курсов, надзор за всеми образовательными организациями страны с последующим анализом эффективности использования государственных ресурсов университетами. Функциями второго правительственного органа UHR являются предоставление объективной информации о правилах приема в университеты и колледжи, проводимых научных исследованиях, анализ международной деятельности университетов страны (стажировки за рубежом, проекты сотрудничества, соревнования высших учебных заведений Евросоюза). Отличительной особенностью контролирующего правительственного органа UHR в области университетского образования является борьба с дискриминацией, содействие расширению возможностей независимо от гендерной идентичности, религиозной направленности и сексуальной ориентации [35].
Модернизация всего образования началась со школы. Принята «Национальная стратегия оцифровки школьной системы», где государство и бизнес, понимая эволюцию
систем образования, сделали инвестиции в развитие и использование цифровых инструментов для преподавателей и обучающихся [36]. Была реформирована структура высшей школы Швеции, которая включает 40 учебных заведений, состоит из 13 государственных университетов, 24 университетских колледжей и 13 частных высших учебных заведений. Предоставляется более 120 международных программ. Все предлагаемые программы имеют европейский стандарт: бакалавриат, магистратура и докторантура. Сроки также стандартизированы - от 3 до 4 лет. На одного студента университета в Швеции (см. табл. 1) в среднем тратится более 20,8 тыс. долл. [37]. С 2011 г. в Швеции образование платное для граждан стран, не входящих в ЕС и ЕЭС.
Особенностью системы шведского образования является активное участие в формальном и неформальном обучении взрослых (от 25 лет и старше). Это связано со старением населения европейских стран, проблему которого для рынка труда Швеция ощутила одной из первых. В Швеции 20% населения старше 65 лет, а продолжительность жизни одна из значительных в мире - 79,9 лет для мужчин, 83,7 года у женщин. В связи с этим правительством страны принято стратегическое решение о необходимости увеличения инвестиций в образование и увеличении числа мест в региональном профессиональном образовании, народной школе, колледжах и университетах. Так, с 2018 г. только для государственных и частных общих и специальных курсов системы Folkhбgskolar инвестиции составят 641 млн шведских крон ежегодно, что эквивалентно 5000 местам. В университеты и колледжи инвестиции без исследовательских программ составят 353 млн шведских крон. Для возрастных групп «25 и старше» правительство предоставляет возможность получать образование и повышать квалификацию на протяжении всей жизни и по всей стране. Единственным ограничением является то, что при поступлении в учебные заведения на бюджетной основе необходимо быть резидентом страны [38]. Обучение имеет общий термин '^^ЫИт^", осуществляется образовательной ассоциацией и частично финансируется государством. Политика правительства по обучению взрослых связана с требованиями современной экономики и инновационными направлениями в промышленности, что, в свою очередь, требует повышения квалификации работников. Данная форма обучения имеет низкий порог при поступлении, возможна без отрыва от работы. Используются современные технологии электронного обучения е-1еагш^ с базами данных для цифровых учебных объектов и цифровыми учебными материалами, задействован национальный портал образования как для преподавателей, так и для «взрослых» студентов [39]. Данный опыт поддержки технологий электронного обучения е-1еагш^, особенно «после среднего и догоняющего среднего образования» для взрослых, по мнению шведского правительства, должен являться одной из целей образования стран не только Швеции, в целом стран Европейского союза [40].
Еще одной особенностью системы шведского образования с 2017 г. следует назвать то, что значительные инвестиции направлены на подготовку учителей и преподавателей. Инвестиции на их обучение и подготовку в 2018 г. составят 149 млн крон. Необходимость увеличения количества учителей, их компетентности, популяризации профессии связана с тем, что с осеннего семестра 2018 г. в Швеции вводится обязательный дошкольный класс. Правительство в лице Национального агентства по образованию направляет усилия для целенаправленной информационной работы с учителями начальной школы, преподавателями колледжей и университетов. Остро стоят вопросы обучения мигрантов. Только в 2015 г. в Швецию официально мигриро-
вало 1639,8 тыс. человек. Мигранты составили 16,8% от населения страны [41]. Абсолютное большинство - выходцы из Афганистана, велико количество несовершеннолетних беженцев, без документов. Средний возраст мигрантов, прибывших в Швецию, в динамике за 2000-2015 гг. составлял 30 лет, уровень образования и квалификации низкий. Каждый, получивший разрешение на жительство, сразу получает доступ к различным программам подготовки и обучения, включая курсы шведского языка. Местное правительство несет ответственность за обучение иностранца [42]. Расходная часть бюджета в 2015 г., направленная на обучение, пособия и благоустройство, превысила расходы страны на военные цели. Внедрены в образовательную модель дорогостоящие обучающие программы для повышения уровня образования и квалификации. Серьезные проблемы от наплыва мигрантов испытывают школы. Противоречия в обучении данной категории связаны с тем, что мигранты не воспринимают принятое в Швеции образование, религиозные взгляды различны, большинство не стремится изучать шведский язык. Для решения проблемы начального и среднего образования в Мальме запланировано строительство с 2018 г. 25 новых школ, инвестиционный бюджет составил 720 млн долл. Мигранты в большинстве своем не стремятся трудоустраиваться, предпочитают жить за счет государства на пособия. В 2017 г. миграционное управление Швеции резко снизило показатели по мигрантам до 23,5 тыс. человек, заменило «постоянный» вид на жительство на «временный», ограничило права на воссоединение с родственниками мигрантов и повысило размер декларируемого дохода для тех, кто хочет привезти родственников.
Система образования Норвегии ориентирована на удовлетворение общественных потребностей и всеобщее благосостояние. Ежегодно до 20 млрд долл. откладывается в фонд будущих поколений, бюджет профицитен. Страна, являясь крупнейшим производителем нефти и газа в Северной Европе, расходует на образование 6,6% от ВВП, что является лучшим показателем среди европейских стран [43]. 11 государственных университетов, контролируемых Министерством образования и исследований, имеют единый образовательный стандарт. 31% населения имеет высшее образование. Норвегия предоставляет бесплатное образование гражданам страны. При численности населения более 4,5 млн человек более 900,0 тыс. ежегодно проходят обучение или подготовку [44]. На одного студента, получающего высшее образование, в 2012 г. в среднем расходы (см. табл. 1) составляли 18,8 тыс. долл. [45] В Норвегию, так же как и во все европейские страны, прибывают значительные потоки мигрантов. Так, в 2015 г. количество официальных мигрантов в Норвегию составило 741, 8 тыс. человек, или 14,2% от общей численности населения страны [46]. Общая проблема, связанная с обучением последней волны большинства мигрантов, несмотря на многочисленные льготы правительства, - это отсутствие желания обучаться и пополнять ряды квалифицированной рабочей силы.
Особенностью образования в Норвегии является его практико-ориентирован-ность и высокая инновационная составляющая. Используются новые решения в сфере подготовки кадров и повышения эффективности образования. Уделяется значительное внимание программам университетов, связанным с природными ресурсами, экологией, мореплаванием, судоходством. Техническое оснащение университетов на высоком уровне. Так, с 2004 г. приоритетными являлись информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) во всем секторе образования, определенные программой «Цифровая компетенция для всех», где цифровая компетентность должна
быть центральной в образовании на всех уровнях [47]. ИКТ позволили творчески развивать знания и умения, быть интегрированным инструментом для инноваций. Сроки обучения в норвежских вузах длительные - от 4,5 до 6 лет. Для любых категорий обучающихся, желающих учиться, имеется возможность саморегуляции обучения (self-regulated learning) [48]. При участии в международных программах, таких как Norad, Erasmus Mundus и других, для норвежских студентов Государственный образовательный фонд предоставляет ссуды в размере 10,0 тыс. евро, ставка банковского процента составляет 2,5% годовых. Данная ссуда (образовательный кредит) может быть частично (до 40% от суммы), при отличной учебе, переоформлена в грант. Ежегодно более 15 тыс. студентов получают ссуды. Банковские проценты студент выплачивает только после окончания университета. Особенностью структуры студенчества является то, что 60% от общего количества студентов составляют девушки.
Во всех Скандинавских странах происходит изменение расходов на одного учащегося. Наибольший вклад в 2011 г. в образование граждан был внесен Финляндией и Швецией, индекс изменения составил 121 и 112 соответственно (табл. 2).
Таблица 2
Изменение расходов на одного учащегося в высших учебных заведениях для всех служб по сравнению с различными факторами (2005, 2008, 2010, 2011 гг.).
Индекс изменения (дефлятор ВВП 2005 г. = 100, в постоянных ценах) [49]
Страна Высшее образование
Изменение расходов, 2005=100 Изменение числа студентов, 2005 = 100 Изменение расходов на одного учащегося, 2005=100
2008 2010 2011 2008 2010 2011 2008 2010 2011
Финляндия 108 116 120 98 99 100 110 118 121
Норвегия 102 105 107 99 106 109 102 100 98
Исландия 114 101 98 110 117 117 104 86 84
Швеция 105 117 120 94 103 106 112 114 112
Дания 102 110 113 100 108 101 102 102 111
США 112 118 120 106 123 126 105 96 96
Российская Федерация 147 145 136 175 156 149 84 93 91
Как было отмечено выше, миграционный кризис наблюдается во всех Скандинавских странах. Но в отличие от, например, Канады и Швейцарии, миграционная политика не является экономически мотивированной, т. е. миграционная политика реализуется без доминирующей установки «гостевого рабочего», где именно занятость является основой для приобретения вида на жительство и разрешения на въезд. Правительства таких стран, как Швеция, имея низкую производительность труда мигрантов, предоставляют возможность овладения языком и навыками, специфичными для страны, планируют более быстрый процесс ассимиляции мигрантов, инвестируя в образование.
Заключение
Сравнительный анализ систем высшего образования стран Скандинавии позволил сделать выводы: реформирование системы образования затронуло все ступени, базируется на единых образовательных стандартах, универсальности и широком внедрении современных технологий электронного обучения [50]. Модели систем образования в Финляндии, Швеции и Дании на рынке образовательных услуг эффективны, ис-
пользуют передовой инновационный опыт. Получение ключевых компетенций связано с пожизненным обучением. Процент населения в возрасте от 25 до 64 лет и старше, участвующий в неформальном и формальном образовании для взрослых, увеличивается, что связано с инновационными технологиями, интенсификацией производства, старением населения в европейских странах. Учитывая миграционные процессы, страны активно адаптируют образовательные модели, инвестиции в которые значительны. Так, Швеция, имея до 16% мигрантов от всего населения страны в возрасте до 30 лет и ощущая миграционный кризис острее, чем другие Скандинавские страны, осуществляет значительные инвестиции в образовательные программы. Адаптация образовательных моделей связана с изменением международного рынка труда. Скандинавские страны функционируют как интегрированный рынок рабочей силы; исторически миграционные потоки при увеличении среднего дохода возрастали, а снижение происходило с ростом уровня безработицы, граждане с высшим образованием мигрировали чаще, чем со средним образованием [51]. Качество образования высокое, дипломы «котируются» во всем мире. До 77% от общего количества обучаемых в университетах Финляндии, Швеции и Дании представлено гражданами европейских стран. Отмечено снижение доступности образования за счет введения платы для граждан стран, не входящих в ЕС, за исключением Норвегии. Изменения в высшей школе обеспечивают международное признание благодаря высокому качеству и конкурентоспособности получаемых образовательных услуг. Роль государства в осуществлении стратегии образовательной и инновационной политики значительна. Российской Федерации необходимо:
- активно использовать положительный международный опыт реформирования образования;
- развивать международные научные связи;
- наряду с педагогическими традициями высшей школы расширять использование педагогических инноваций;
- использовать опыт «Цифровая компетенция для всех»;
- увеличивать количество программ обучения для различных возрастных категорий на национальном и региональном уровнях.
Ссылки на источники
1. Список стран по ВВП на душу населения в 2016 г. - URL: http://investorschool.ru/spisok-stran-po-vvp-na-dushu-naseleniya-2016
2. Подшибякина Е. Н. Финансирование образовательных учреждений при казначейской системе исполнения бюджета. - СПб.; Казань: Изд. центр ТИСБИ, 2002. - 31 с.
3. Закон РФ «Об образовании» от 10.021992 г. (в редакции, введенной в действие с 23.01.1996 г. Федеральным законом от 06.01.1996 г. № 12 ФЗ).
4. Аксенова Е. И. Международный опыт реформирования и повышения эффективности системы образования // Экономика образования. - 2012. - № 2. - С.7.
5. Бикчантаева А. И. Реформирование системы образования в условиях перехода к инновационной экономике // Вестник Казанского технологического университета. - 2009. - № 5. - С. 149.
6. Воронин А. А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. - М.: НИИВО, 1999. - 324 с.
7. Воронов Е. М. Методы оптимизации управления многообъектными многокритериальными системами на основе стабильно-эффективных игровых решений: учеб. / под ред. Н. Д. Егупова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. - 576 с.
8. Васильев Ю. С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. - СПб.: Лань, 2001. - 544 с.
9. Там же.
10. Слетков И. А. Социокультурная и профессиональная деятельность регионального ВУЗа в условиях реформирования системы образования в России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2000. - 24 с.
11. Петрякова, Е.А. Роль крупного вуза в формировании и развитии регионального образовательного поля: дис. ... канд. социол. наук. - Астрахань, 2004. - 145 с.
12. Там же.
13. Подшибякина Е. Н. Формирование экономического механизма развития региональной системы образования: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - СПб., 2004. - 36 с.
14. Там же.
15. Степаненко А. В. Финансовое управление образовательным учреждением в условиях реформирование системы образования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2004. - 25 с.
16. Там же.
17. Bakhtiari S., Shajar H. Globalization and education: challenges and opportunities // Internation Bisiness & Economics Research Journal. (IBER). -2011. - V. 5. - № 2. - Feb. - P. 95-101.
18. Ibid.
19. MacLeans A. Geo-JaJa, Majhanovich S. Effects of Globalization on Education Systems and Development. Debates and Issues. - Sense Publishers-Rotterdam, 2016. - 172 p.
20. Santiago, P. et al. OECD Reviews of School Resources: Uruguay 2016. - OECD Publishing, Paris, 2016. - 30 р.
21. Ibid.
22. Blanchenay, P., T. Burns and F. Köster. Shifting Responsibilities - 20 Years of Education Devolution // Sweden: A Governing Complex Education Systems Case Study, OECD Education Working Papers. - OECD Publishing. France. Paris. - 2014. - № 104. - 41 р.
23. Education Policy Outlook 2015: Making Reforms Happen. - OECD Publishing, 2015. - 316 p.
24. Ibid. - Р. 71.
25. Ibid. - Р. 65.
26. Волков А. Образование в Швеции // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - Т. 60. -№ 11. - С. 90.
27. Literature review teacher education in the 21st century / I. Menter, M. Hulme, D. Elliot, J. Lewin. - Scottish Government Social Research, 2010. - Р. 97.
28. Nationell digitaliseringsstrategi för skolväsendet. Utbildningsdepartementet. Bilaga till regeringsbeslut. - Stockholm, 2017 - Р. 207, 215.
29. Ibid. - Р. 215.
30. Финские вузы станут платными для россиян с 2017 года // 47 NEWS. - 2015. - 23 окт. - URL: http://47news.ru/articles/95012.
31. Education in Finland. - Finnish National Agency for Education, 2017. - Р. 53.
32. International Migration Report 2015 Highlights. - United Nations New York, 2016. - Р. 28.
33. Päivikki Jääskelä, Seija Nykänen, Päivi Tynjälä. Models for the development of genetic skills in Finish higher education // Journal of Further and Higher Education. - 2016. - 01 Aug. - P. 130-142.
34. Ibid.
35. Högskoleverket lades ned vid arsskiftet 2012/13 - tva nya myndigheter bildades. - URL: http://www.hsv.se.
36. Nationell digitaliseringsstrategi för skolväsendet. Utbildningsdepartementet // Bilaga till regeringsbeslut. - 2017.
- № 1. - Р. 14.
37. Ibid. - Р. 207.
38. Country Report on Adult Education in Sweden. - Helsinki, 2011. - Р. 9.
39. Ibid. - Р. 10.
40. Research for cult committee - adult education and open educational resources. - European Union, 2015. - 142 p.
41. International Migration Report 2015 Highlights. - Р. 28.
42. Густафссон Б. Современный опыт Швеции в области международной миграции: проблемы и исследования // Журнал исследований социальной политики. - 2003. - Т. 1(2). - С. 188.
43. Экономические показатели Норвегии по итогам 2015 года. - URL: http://total-rating.ru/1795-ekonomicheskie-pokazateli-norvegii-po-itogam-2015-goda.html.
44. Education - from Kindergarten to Adult Education. - Published by: Ministry of Education and Research, 2007. - 28 p.
45. Nationell digitaliseringsstrategi för skolväsendet. Utbildningsdepartementet. - Р. 207.
46. International Migration Report 2015 Highlights. - Р. 28.
47. Education - from Kindergarten to Adult Education. - Р. 23.
48. Braten Ivar, Str0ms0 Helge I. The relationship between epistemological beliefs, implicit theories of intelligence, and self-regulated learning among Norwegian postsecondary students // British Journal of Educational Psychology.
- 2005. - Vol. 75. - Is. 4. - P. 539-565.
49. Nationell digitaliseringsstrategi för skolväsendet. Utbildningsdepartementet. - Р. 220.
50. Система образования в Скандинавских странах / Л. К. Иванова, Л. В. Столярова, З. И. Сысоенко, С. В. Черняев. -М., 2011. - 91 c.
51. Густафссон Б. Указ. соч. - Р. 190.
Valeriya V. Tropnikova,
Postgraduate Student, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia [email protected]
International experience of higher education system reforming on the example of Scandinavian countries Abstract. Modernization as a process of change in the education model is related to the challenges and requirements of the present in innovative components. The experience of reforming higher education systems in Finland, Sweden and Norway is studied. The results of the analysis made it possible to identify significant features of the training programs. They are related to global changes on the labor market, migration flows and the aging of the population of European countries. Economy, technology, society are changing education models. The problem of education was the contradiction between the shift to practical value and the relevance of education, on the one hand, and the need to allocate considerable resources to new trends by national governments, on the other hand. A distinctive feature is the presence of foreign models for the students from 25 years to 64 years. It was made the conclusion about the significant role of government and business in educational and innovation politics of the Nordic countries. The governments of the Scandinavian countries, developing the institutional environment and basic infrastructure, benefit from the globalization of education, giving citizens the opportunity to gain knowledge and skills, to have a healthy environment that they need to get a job and a high income. Having received education, citizens participate in local, national and global communities. The article has important theoretical value. The possibilities of using these teaching methods for postgraduate education are justified. It is recommended to expand the capabilities of modern remote e-learning technologies, including the disciplines of the natural-science cycle. Key words: Scandinavian countries, global changes in labor market, educational technology, teaching methods.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Тропникова В. В. Международный опыт реформирования систем высшего образования на примере Скандинавских стран // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12 (декабрь). - С. 246-257. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170222.htm.
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Тропникова В. В., 2017
977230412017312