Научная статья на тему 'Международный опыт развития государственно-частного партнерства в экономически развитых странах: институциональный аспект'

Международный опыт развития государственно-частного партнерства в экономически развитых странах: институциональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7009
765
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ГЧП / КРИТЕРИЙ «СООТНОШЕНИЕ ЦЕНА-КАЧЕСТВО»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мерзлов И. Ю.

Обобщен международный опыт развития государственно-частного партнёрства (ГЧП) на примере таких экономически развитых стран, как Великобритания, Ирландия, Франция, США и Канада. Особый акцент делается на законодательстве и институтах развития, ответственных за реализацию политик в сфере ГЧП. Такая расстановка акцентов связана, в первую очередь, с необходимостью выявления лучших мировых практик в целях определения наиболее благоприятных условий для практической реализации подходов ГЧП в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт развития государственно-частного партнерства в экономически развитых странах: институциональный аспект»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012 ЭКОНОМИКА Вып. 3(14)

РАЗДЕЛ IV. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 334.726

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

И.Ю. Мерзлов, к. экон. наук, доц. кафедры менеджмента

Электронный адрес: imerzlov@yandex.ru

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Обобщен международный опыт развития государственно-частного партнёрства (ГЧП) на примере таких экономически развитых стран, как Великобритания, Ирландия, Франция, США и Канада. Особый акцент делается на законодательстве и институтах развития, ответственных за реализацию политик в сфере ГЧП. Такая расстановка акцентов связана, в первую очередь, с необходимостью выявления лучших мировых практик в целях определения наиболее благоприятных условий для практической реализации подходов ГЧП в России.

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство; центр развития ГЧП; критерий «соотношение цена-качество».

Мировой опыт последних двух десятилетий в сфере практической реализации государственно-частного партнёрства (ГЧП) на уровнях национальных экономик подтвердил тот факт, что рассматриваемый подход является одним из наиболее эффективных инструментов привлечения инвестиций в капиталоёмкие инфраструктурные проекты. Кроме того, объективно ясно, что для системного развития данного направления необходимо наличие соответствующей законодательной базы. Исключительно важно и создание специального института, основной задачей которого должна являться систематизация принципов ГЧП и организация практической работы как на федеральном, так и на региональном уровне.

Комиссия Организации объединённых наций (ООН) по социально-экономическому развитию отмечает, что в различных странах мира на сегодняшний день действует 51 институт развития ГЧП, 24 из них в Европе, 2 - в Северной Америке, 5 - в Южной Америке, 7 -в Африке, 13 - в Азии. Кроме того, функционируют 9 международных организаций, к компетенциям которых, наряду с другими функциями, относится развитие ГЧП (например, ООН, ЕБРР, Международная финансовая корпорация и др.) [2].

Рассмотрим наиболее типичные примеры развитых экономических держав, обобщение опыта которых позволит обеспечить фор-

мирование институционального базиса для создания предпосылок эффективного развития ГЧП в нашей стране.

Великобритания. Первые попытки привлечения частного капитала к реализации инвестиционных проектов, инициатором которых выступало государство, относятся к началу 80х гг. XX в. Эти мероприятия проводились правительством Тэтчер с целью уменьшения влияния государственного сектора на экономику страны. Фактически ситуация стала меняться в 1992 г., когда в стране начала реализовываться целевая программа «Частная финансовая инициатива» (Private Finance Initiative (PFI)), призванная стимулировать более активное участие частного сектора в государственных проектах [1].

В настоящее время PFI стала частью общей правительственной программы по развитию ГЧП в Великобритании, которая включает в себя процессы приватизации и любые другие формы совместной деятельности государства и частного сектора, в том числе предоставление гарантий. При этом наиболее специфическими чертами программы PFI являются следующие: прежде всего PFI-проекты рассматриваются с позиций того, как их реализация будет способствовать повышению качества жизни населения, а не с позиции приобретения государством новых активов; частная сторона берёт на себя долгосрочные обязательства по обслуживанию

© Мерзлов И.Ю., 2012

какого-либо актива или оказанию услуги; правительство, в свою очередь, берёт на себя долгосрочные обязательства по обеспечению спроса на соответствующие продукты или услуги; существенную часть рисков по проекту берёт на себя частная сторона; в качестве основного критерия, используемого при принятии решения об инициации проекта ГЧП, выступает оценка соотношения цены и качества (value for money (VFM)). При этом под оценкой VFM понимается система критериев, связанных с экономикой, результативностью и эффективностью услуги, продукта или процесса, например, сравнение стоимости затрат и ценности результатов, количественная и качественная оценки методов по вовлечению, использованию и управлению ресурсами.

В настоящее время проекты ГЧП в Великобритании имеют различную отраслевую направленность, в том числе проекты реализуются в социально значимых сферах (школы, больницы, тюрьмы, суды, пожарные части, полиция, переработка отходов и жилищное строительство), транспортной инфраструктуре, информационных технологиях, производстве продукции военного назначения и досуге. Наиболее крупные проекты реализуются в транспортной отрасли. В частности, это реконструкция лондонского метро, расширение сети автомагистралей и строительство крупных мостов.

В проектах ГЧП в Великобритании, как правило, риски распределяются следующим образом. Частная сторона берёт на себя риск, связанный с возведением объекта недвижимости, а также риск непоставки продукции и/или непредоставления услуг, оговоренных в контракте. В случае когда право использования активов остаётся у частной стороны, она принимает на себя и риск изменения спроса. Г осу-дарство, в свою очередь, берёт на себя риск изменения спроса в объёмах, в которых планирует приобретать продукцию и/или услуги частной стороны, а также инфляционный риск. На наш взгляд, такое распределение рисков делает ГЧП эффективным инвестиционным инструментом.

Эффективность реализации политики ГЧП в Великобритании подтверждается и тем, что на основании информации из независимых аудиторских отчетов более чем две трети всех проектов ГЧП в стране были реализованы в установленные сроки и по ним отсутствовал перерасход средств сверх установленного бюджета. Для сравнения, согласно мировой статистике менее чем треть частных инвестиционных проектов реализуются в срок и в рамках первоначально установленных затрат. Кроме того, проекты ГЧП в Великобритании стабильно обеспечивают более значительную

экономию финансовых ресурсов в сравнении с любыми альтернативными формами государственного финансирования [2].

Позитивные результаты реализации программы PFI способствовали тому, что первый в истории центр развития ГЧП был создан именно в Великобритании в 1999 г. - Partnerships United Kingdom (PUK), - акционерами которого стали частные компании (51%) и государство (49 %, в том числе 44,6 % принадлежит казначейству Великобритании и 4,4 % - шотландскому правительству). На момент создания численность сотрудников составляла 20 человек, в настоящее время - 75 человек [6].

Основные функции PUK: помощь государственному сектору в отборе поставщиков и осуществлении процесса закупок, а также в управлении проектами ГЧП на основе привлечения внешних консультантов. В уставе организации чётко прописано, что основная цель функционирования PUK - забота об интересах государства на основе принципа VFM.

Вместе с тем, чтобы минимизировать потенциально возможный конфликт интересов государства и частного бизнеса, казначейством Великобритании был учрежден Консультационный совет, членами которого могут быть только государственные служащие. Этот Совет не имеет права вмешиваться в процесс принимаемых PUK решений, но в то же время обязан осуществлять мониторинг и оценку эффективности функционирования центра ГЧП с позиции соблюдения государственных интересов [6].

Законодательно предусмотрено, что государственные организации-заказчики по своему желанию могут обращаться либо в центр ГЧП, либо в любую другую коммерческую организацию, предоставляющую услуги по консультированию в сфере структурирования инвестиционных проектов, в том числе и на принципах ГЧП. Такое решение было принято с целью сохранения конкурентной среды и, как следствие, обеспечения высокого качества управлениями проектами, а также с целью минимизации бюрократии. По факту подавляющее большинство проектов ГЧП реализуется именно при участии PUK. Авторитетности центру ГЧП добавляет и то, что он функционирует под патронажем казначейства Великобритании.

Основная часть доходов, получаемых PUK, формируется как плата государственных заказчиков за предоставляемые услуги по подготовке и реализации проектов ГЧП.

Кроме того, PUK может быть стороной (акционером) в специальных проектных организациях (special purpose vehicle, SPV), создаваемых в начальной стадии реализации ГЧП -проекта. В качестве примера можно привести

участие PUK в проектной организации «Сотрудничество школ», где она является акционером вместе с Министерством образования. В свою очередь, эта организация является ответственной за реализацию целевой инвестиционной программы «Строим школы будущего».

Начиная с 2007 г., в условиях разрастания мирового финансового кризиса, многие проекты ГЧП остались недофинансированными в связи с тем, что частный бизнес всё чаще начал сворачивать свои инвестиционные планы. В таких условиях в целях дальнейшего стимулирования частной стороны к участию в проектах ГЧП в 2009 г. в рамках казначейства было создано подразделение по инфраструктурному финансированию (infrastructure finance unit, TIFU). Первоочередными задачами данного подразделения стали финансирование проектов ГЧП при условии их соответствия заранее установленным критериям, консультирование правительства по вопросам долгосрочных инфраструктурных проектов, а также обеспечение коммерческой экспертизы крупных проектов.

Необходимо отметить задачи, которые ставят в настоящее время перед PUK и TIFU с целью дальнейшего развития методологии ГЧП:

1. Обеспечение дальнейшего развития методологических подходов к проведению государственных закупок.

2. Совершенствование юридической структуры договорной базы ГЧП.

3. Обеспечение большей предсказуемости и прозрачности при структурировании и реализации проектов ГЧП.

4. Снижение транзакционных издержек.

5. Совершенствование отчетности о ходе реализации проектов ГЧП в целях повышения уровня её системности и информативности.

6. Развитие гарантийных инструментов и механизмов привлечения финансирования в случаях, когда государство выступает сначала заёмщиком, а впоследствии - кредитором частной стороны, результатом чего должно быть снижение стоимости привлекаемых ресурсов.

Таким образом, опыт Великобритании по системному внедрению подходов ГЧП в экономику страны стал своего рода эталоном и образцом для ряда других стран.

Ирландия. Взаимодействие частного сектора и государства в Ирландии началось с создания больниц и школ при участии религиозных организаций и управления платными автодорогами. Решение развивать ГЧП на системной основе было принято в начале 1998 г., чему поспособствовал колоссальный дефицит в финансировании инфраструктурных проектов. Объединенные усилия Ирландского союза ра-

ботодателей и работников, Федерации строителей и национального социальноэкономического Совета способствовали тому, что в декабре 1999 г. был принят Национальный план развития 2000-2006, который формализовал ГЧП как один из способов развития национальной экономики. При этом ГЧП определяется как соглашение между государственным и частным сектором, в котором фиксируется чёткое распределение рисков между участниками и предоставляется право частной стороне оказывать социально значимые услуги, используя общественную инфраструктуру, на принципах, отличных от стандартных государственных закупок.

На первоначальном этапе шаги по внедрению ГЧП на практике были предельно взвешенными и осторожными. В июне 1999 г. правительство объявило, что программа начнётся с восьми базовых пилотных проектов, связанных со школами, общественным транспортом, дорогами и переработкой мусора. Тем не менее Национальный план развития включал в себя достаточно масштабные задачи роста инвестиций в проекты ГЧП, что находило соответствующее отражение в отчетах правительства. Так, из 17,6 млрд ирландских фунтов, инвестированных за 2000-2006 гг. в развитие инфраструктуры, 1,85 млрд было потрачено на проекты, реализуемые в форме ГЧП.

Росту значимости ГЧП способствовали три фактора:

1. Была предоставлена возможность быстрого вхождения в проекты ГЧП заинтересованных сторон. Особенно важно, что правительство обеспечило абсолютную прозрачность проектов для частной стороны в части получения любой информации о предлагаемых к реализации проектах.

2. Продолжающийся процесс улучшения ситуации в сфере бюджетного финансирования позволил правительству большее внимание уделять макроэкономическим, социальным и другим положительным эффектам от проектов ГЧП в сравнении с налоговыми поступлениями.

3. Несмотря на ряд институциональных сложностей, которые появлялись в ходе реализации пилотных проектов, изначально было принято решение о необходимости доведения до конца каждого реализуемого проекта, что в конечном итоге и способствовало успешному внедрению подходов ГЧП.

Непосредственно сам закон о ГЧП был принят 22 марта 2002 г. Это способствовало дальнейшему развитию Программы ГЧП и уже к середине 2003 г. было одобрено 36 крупных проектов ГЧП, средняя стоимость каждого из которых составляла около 6,4 млн евро, а наряду с ними ещё более 100 небольших про-

ектов ГЧП. Большинство проектов были связаны с водными ресурсами, а самые крупные - с дорожным строительством. Подавляющее большинство проектов реализовывалось на уровне муниципалитетов. К тому же правительство начало практиковать выделение грантов муниципалитетам, чтобы стимулировать реализацию небольших проектов ГЧП в сферах, напрямую не связанных с основными направлениями развития инфраструктуры (например, бизнес-парки, культура, досуг, туризм и доступное жильё). Тем не менее количество проектов ГЧП увеличивалось медленно, что, в первую очередь, было связано с более длительной, чем ожидала частная сторона, процедурой заключения контрактов. Кроме того, в общем объёме инфраструктурных проектов проекты ГЧП составляли только 5 %, в то время как Национальный план развития предусматривал 10 % [5].

В целях дальнейшего стимулирования эволюции процесса ГЧП было создано Национальное финансовое агентство развития, основными функциями которого стали мобилизация финансовых ресурсов для проектов ГЧП и оказание консультационной помощи министерствам и ведомствам в подготовке и реализации проектов ГЧП.

Франция. 17 июня 2004 г. президентом Франции был подписан приказ № 2004-559 «О контрактах ГЧП», в котором были определены базовые подходы к организации ГЧП-проектов на территории страны. В частности было дано определение контракту ГЧП: это гражданско -правовой договор, в соответствии с которым государство или компания, представляющая интересы государства, поручает третьей стороне в течение инвестиционного периода или периода, установленного условиями финансирования, комплексную работу по проекту, связанную со строительством, перепланировкой, ремонтом, текущим обслуживанием или управлением основными средствами или нематериальными активами. При этом проект должен иметь высокую социальную значимость.

Вступление в силу данного приказа привело к тому, что министерство финансов инициировало создание центра развития ГЧП Франции (Mission d’Appui aux PPP (MAPPP)) (MAPPP), который официально был открыт в мае 2005 г. Основной целью MAPPP является содействие исполнительным органам государственной власти (инициаторам проектов ГЧП) в подготовке и реализации проектов ГЧП на всей территории Франции [8].

Центр ГЧП образован как структурное подразделение министерства финансов, в нём работает шесть человек. Все решения, принимаемые центром и связанные с регламентом

функционирования, согласовываются с министерством.

Основными функциями MAPPP являются следующие: разработка методологии проведения государственных закупок и оценки проектов ГЧП; проверка комплектности документов на соответствие рассматриваемого проекта ГЧП юридическим, финансовым и качественным требованиям (в том числе по критерию VFM); проверка достоверности и корректности представленного технико-экономического обоснования проекта; помощь в выборе частных консультантов; проведение комплексной оценки проекта перед его окончательным утверждением в министерстве финансов. Кроме того, центр разрабатывает методические материалы в целях оказания консультационной помощи профильным министерствам и ведомствам в процессе развития ГЧП. Центр занимается публикацией информационных бюллетеней и принимает участие в различных конференциях и других мероприятиях, направленных на расширение сферы ГЧП и обмен опытом между участниками. При этом центр не имеет полномочий по самостоятельной реализации проектов ГЧП, не проводит тендеры и какие-либо другие мероприятия, связанные с процессом государственных закупок.

Финансирование текущей деятельности MAPPP осуществляется исключительно по соответствующей статье государственного бюджета. Соответственно, MAPPP не имеет права получать вознаграждение от профильных министерств и ведомств (инициаторов проектов ГЧП). Проекты на региональном и местном уровнях могут реализовываться без участия MAPPP.

Дальнейшему развитию ГЧП во Франции способствовало принятие закона № 2008735 от 28 июля 2008 г. «О контрактах ГЧП», который развил и уточнил положения приказа, упомянутого выше. В частности, были введены критерии эффективности заключаемых контрактов ГЧП. В последние несколько лет наибольшее количество проектов ГЧП реализуется в сфере строительства и обслуживания дорог, а также водообеспечения.

США. В США отсутствует какой-либо федеральный закон, устанавливающий единые подходы к реализации проектов ГЧП. Вместе с тем анализ законодательства показывает наличие в подавляющем большинстве штатов действующих нормативно-правовых документов, регулирующих конкретные сферы (по отраслевому признаку) применения подходов ГЧП.

Основным институтом, отвечающим за развитие ГЧП в стране, является Национальный совет по ГЧП (The National Council for Public-Private Partnerships, NCPPP), который был образован в 2005 г. Совет является неком-

мерческой организацией в составе правительства штата Колумбия, миссия которой заключается в пропаганде и продвижении подходов ГЧП на всех уровнях власти в тех сферах, где это необходимо, а также в создании предпосылок для делового сотрудничества государства и частного сектора с целью улучшения качества товаров и услуг на основе эффективного управления затратами в социально значимых для населения страны сферах [4].

Совет даёт следующее определение ГЧП: это форма соглашения между любым уровнем государственной власти (федеральной, штата или муниципалитета) и представителем частного бизнеса. В соответствии с условиями данного соглашения предусматривается совместное использование опыта и активов каждой из сторон в целях создания продуктов или оказания услуг, необходимых для общества в целом. Помимо распределения ресурсов, условиями соглашения предусматривается распределение рисков и доходов по проекту между участвующими сторонами.

NCPPP решает следующие задачи:

• Осуществляет общее информирование в целях популяризации подходов ГЧП.

• Способствует информационному обмену между государством и частными партнёрами в части практической реализации подходов ГЧП.

• Проводит обучающие семинары и тренинги по ГЧП.

• Обеспечивает методологическую поддержку в ходе подготовки и реализации международных проектов ГЧП, включая анализ нормативно-законодательной базы, связанной с ГЧП.

Предусмотрено два вида членства представителей частного сектора в Совете:

1. Спонсорское участие. Такими участниками могут быть представители бизнеса, некоммерческих общественных организаций и других организаций, которые готовы оплачивать членские взносы. Члены-спонсоры имеют право быть членами совета директоров.

2. Основное участие. Такими участниками могут быть организации любых отраслей и организационно-правовых форм. Эта категория членов не имеет права голоса в принятии управленческих решений от имени Совета. Такая форма участия позволяет вносить собственные инициативы по развитию ГЧП для принятия окончательного решения советом директоров.

Кроме того, в США функционирует ряд других организаций, связанных с развитием ГЧП в стране [9]: в сфере развития транспортной инфраструктуры - Федеральное агентство автомобильных дорог (Federal Highway Administration (FHWA)), в сфере поддержки

международных проектов - Агенство поддержки глобальных инициатив (Department of State: Global Partnership Initiative) и Корпорация тысячелетия (The Millennium Challenge Corporation (MCC)), а также ряд региональных центров ГЧП (например, California: Performance Based Infrastructure, Maryland: Transport Authority, Texas; Transportation Authority).

Канада. Законодательство Канады определяет ГЧП как форму совместной кооперации между государственным и частным сектором, основанную на опыте каждого из партнёров и призванную наилучшим образом обеспечивать решение социально значимых для населения задач на основе эффективного управления ресурсами, рисками и распределением доходов.

На федеральном уровне в Канаде функционируют две организации, деятельность которых направлена на развитие ГЧП.

Одна из них - Центр развития федеральных проектов ГЧП (PPP Canada), созданный в феврале 2009 г [7]. Он является управляющим инвестиционным фондом ГЧП Канады (PPP Canada Fund), который, в свою очередь, предоставляет финансирование инновационных проектов ГЧП федерального масштаба. Кроме того, PPP Canada оказывает консультационную поддержку правительству в вопросах, связанных с реализацией инвестиционных проектов, а также активно пытается внедрять принципы ГЧП в другие федеральные инвестиционные программы, связанные с развитием инфраструктуры страны.

Вторая организация, которая носит название Комитет Канады по развитию ГЧП (Canadian Council for Public-Private Partnerships (CCPPP)), была создана в 1993 г. и нацелена на продвижение и привлечение общественного внимания к проблематике ГЧП на основе проведения системной исследовательской работы и организации ежегодных конференций и специальных семинаров [3].

При этом нужно обратить внимание на особенность канадского законодательства, которая заключается в том, что все проекты с планируемой стоимостью более 50 млн канадских долларов должны реализовываться только на принципах государственных закупок. Проекты меньшей стоимостью могут осуществляться на принципах ГЧП.

Исследование опыта организации и функционирования ГЧП в развитых странах позволило выделить три основные группы центров ГЧП по выполняемым функциям:

1. Центры, функции которых ограничены оценкой проектов ГЧП, подготовленных исполнительными органами власти и разработкой методических рекомендаций по реализации проектов ГЧП.

2. Центры, выполняющие максимально широкие функции по развитию ГЧП, в том числе предоставление комплексных консультаций органам исполнительной власти, содействие развитию деловой и политической среды для успешного функционирования ГЧП в разных отраслях, поиск и распространение лучших практик.

3. Центры, выполняющие единственную функцию - распространение лучших практик.

Опыт показывает, что центры, относящиеся к третьей группе, рано или поздно расширяют свой функционал и переходят в первую либо вторую группу.

Кроме того, все существующие в развитых странах Центры ГЧП можно классифицировать по качеству взаимодействия с министерством финансов, разделив их на две группы:

1. Центры ГЧП, являющиеся структурными подразделениями министерства финансов. К преимуществам таких центров можно отнести следующие: обеспечивается более качественное взаимодействие с органом, принимающим окончательное решение по проектам ГЧП, и минимизируется вероятность появления конфликтов интересов. Вместе с тем присутствует и существенный недостаток -отсутствуют полномочия по самостоятельному принятию решений, что увеличивает общий срок рассмотрения проекта. Кроме того, центры, по сути, являются государственными структурами, следовательно, в них возможно появление проявлений бюрократии.

2. Центры ГЧП, являющиеся самостоятельными институциональными единицами. К преимуществам таких центров можно отнести то, что они вызывают больше доверия представителей частной стороны, а также меньше ограничивают сотрудников в уровне трудового вознаграждения, что способствует привлечению более высококвалифицированных специалистов. Но при этом возможно замедление темпов прохождения согласовательных процедур с органами исполнительной власти.

Еще одну классификацию центров ГЧП можно провести по критерию используемых источников финансирования, подразделив, таким образом, все центры на три группы:

1. Центры, финансируемые из бюджета. Такие центры составляют подавляющее большинство.

2. Центры, получающие вознаграждение за предоставляемые услуги и находящиеся на самоокупаемости.

3. Центры, использующие оба источника финансирования.

Помимо выявленных различий, необходимо отметить общие черты, присущие всем центрам ГЧП:

1. Они не обладают правом принятия окончательного решения по реализации того или иного проекта ГЧП. Такие полномочия, как правило, остаются в рамках министерства финансов или другого аналогичного органа исполнительной власти. Тем не менее рекомендации центров в подавляющем большинстве случаев совпадают с окончательным решением министерства, принимающего решение.

2. Все центры ГЧП в том или ином виде занимаются бизнес-планированием.

3. Оказывают помощь инициаторам проектов в подборе финансовых, технических и других консультантов.

4. Участвуют в процессе государственных закупок, в том числе запрашивают предложения на заключение контрактов, делают анализ поступивших предложений, оказывают помощь органам исполнительной власти в заключении контракта.

Общим для всех стран (кроме США) является то, что на законодательном уровне утверждены и действуют нормативно-правовые документы, устанавливающие общие правила реализации ГЧП.

Таким образом, сложность и возрастающее число проектов ГЧП привели к тому, что на государственном уровне многих стран мира стали создаваться специальные центры или структурные подразделения по разработке, реализации и мониторингу проектов ГЧП. Важно понимание того, что качественный и количественный скачок в развитии ГЧП в рассмотренных странах наступал именно после появления соответствующего института, усиленного проработанной законодательной базой. Следовательно, можно сделать вывод, что эффективное развитие ГЧП в России в долгосрочной перспективе возможно только при условии создания таких центров и последующей разработки практикоориентированной законодательной базы на федеральном и региональном уровнях.

Список литературы

1. Официальный сайт Казначейства

Великобритании. URL: <http://www.hm-

treasury.gov.uk> (дата обращения: 30.03.2012).

2. Официальный сайт Комиссии Орга-

низации объединённых наций по социально -экономическому развитию. URL: <http://www. unescap.org/ttdw/ppp/PPPUnits.html > (дата обращения: 30.03.2012).

3. Официальный сайт Комитета Канады по развитию ГЧП. URL: <

http://www.pppcouncil.ca> (дата обращения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30.03.2012).

4. Официальный сайт Национального совета по ГЧП США. URL: <http://ncppp.org> (дата обращения: 30.03.2012).

5. Официальный сайт Национального финансового агентства развития ГЧП Ирландии. URL: < http://ppp.gov.ie> (дата обращения:

30.03.2012).

6. Официальный сайт Центра развития ГЧП Великобритании (PUK). URL: <http://www. partnershipsuk.org.uk> (дата обращения: 30.03.2012).

7. Официальный сайт Центра развития

ГЧП Португалии. URL: < http://

http://www.parpublica.pt> (дата обращения:

30.03.2012).

S. Официальный сайт Центра развития ГЧП Франции. URL: < http://www.cefoppp.org> (дата обращения: 30.03.2012).

9. Шешукова Т.Г., Пономарева С.В. Методология трансформации финансовой отчетности в условиях перехода на МСФО в нефтегазовом комплексе // Международный бухгалтерский учет. 2005. №11. С. 17-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.