Научная статья на тему 'Международный опыт правового регулирования статуса иностранных граждан на примере романо-германской и религиозно-правовой семей'

Международный опыт правового регулирования статуса иностранных граждан на примере романо-германской и религиозно-правовой семей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1386
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / FOREIGN COUNTRIES / ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZENS / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬИ / THE ROMANO-GERMANIC LEGAL FAMILY AND RELIGIOUS / LAWS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Искевич И.С.

Приводится сравнительно-правовой анализ конституционных основ зарубежных стран касательно определения международного правового статуса иностранных граждан континентальной и религиозной правовых семей. Устанавливается правовой статус людей, находящихся на территории иностранного государства. Обеспечение соблюдения прав и свобод, а также обязанностей конкретного человека в зависимости от его правового статуса является одной из основных задач любого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Искевич И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience of legal regulation of the status of foreign citizens on the example romano-germanic and religious-legal families

The article is devoted to comparative legal analysis of the constitutional foundations of foreign countries regarding the determination of the international legal status of foreign citizens and religious continental legal family. The establishment of the legal status of people who are in a foreign country, enforcement of the rights and freedoms as well as responsibilities of a particular person, depending on its legal status is one of the main tasks of any state.

Текст научной работы на тему «Международный опыт правового регулирования статуса иностранных граждан на примере романо-германской и религиозно-правовой семей»

УДК 341 ББК 67

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ И РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВОЙ СЕМЕЙ

ИРИНА СЕРГЕЕВНА ИСКЕВИЧ,

исполняющая обязанности заведующего кафедрой «Международное право» ФГБОУВПО «Тамбовский государственный технический университет», кандидат юридических наук

E-mail: irina_77707@list.ru Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Приводится сравнительно-правовой анализ конституционных основ зарубежных стран касательно определения международного правового статуса иностранных граждан континентальной и религиозной правовых семей. Устанавливается правовой статус людей, находящихся на территории иностранного государства. Обеспечение соблюдения прав и свобод, а также обязанностей конкретного человека в зависимости от его правового статуса является одной из основных задач любого государства.

Ключевые слова: международное право, зарубежные страны, правовой статус иностранных граждан, Конституция, законодательство, романо-германская и религиозная правовая семьи.

Annotation. The article is devoted to comparative legal analysis of the constitutional foundations of foreign countries regarding the determination of the international legal status of foreign citizens and religious continental legal family. The establishment of the legal status of people who are in a foreign country, enforcement of the rights and freedoms as well as responsibilities of a particular person, depending on its legal status is one of the main tasks of any state.

Keywords: International law, foreign countries, the legal status of foreign citizens, the Constitution, laws, the Romano-Germanic legal family and religious.

Все государства мира, в связи с наличием постоянных процессов интеграции и интернационализации, уделяют большое внимание определению правового статуса иностранцев, находящихся на территории того или иного государства. Эта задача решается, в первую очередь, на основании существующих международно-правовых документов, но также с учетом наличия в стране внутренних проблем. Четкое регулирование статуса иностранных граждан имеет важное значения для пребывания в стране иностранных граждан.

Проанализируем и сравним конституционные основы и опыт зарубежных стран касательно определения правового статуса иностранных граждан.

По мнению Голованова А.С., учитывая традиции правового регулирования иммиграции, все зарубежные страны можно подразделить на две условные группы. В первую группу войдут страны, характерной особенностью которых можно назвать особую роль иммиграции как во времена возникновения государства, так и в настоящее время (это Канада, США, Австралия, новая Зеландия, ЮАР и некоторые другие). И эта группа будет относиться к англосаксонской правовой семье. Ко второй группе можно отнести страны с особым сегментом иммиграционного законодательства, основной массив которого сложился в настоящее время (это Россия, Великобритания, Франция, Германия и др.). Эта группа принадлежит к континентальной правовой

системе. Данная континентальная правовая система (романо-германская правовая семья) охватывает большую часть стран Африки, всю Латинскую Америку, страны Ближнего Востока, Индонезию, Японию, а также страны континентальной Европы. Классическими представителями романо-герман-ской правовой семьи являются Франция, ФРГ [1, с. 106; 2, с. 315; 3, с. 105—107; 4, с. 118; 5, с. 271— 272]. На становление этих стран иммиграция не оказала существенного влияния, она была использована руководствами данных стран как временная мера для восстановления разрушенного хозяйства после Первой и Второй мировых войн. Поэтому в основном законодательство этих стран идет по пути регулирования правового статуса иностранцев как временной рабочей силы [6, с. 172]. Также Голованов А.С. определяет первую группу стран как «страны иммиграционного права», а вторую группу называет «странами права иностранцев», поскольку основная задача корпуса законодательства об иммиграции состоит в определении правового положения иностранцев и определении особенностей их правового статуса по сравнению с гражданами страны [6, с. 172].

Различные традиции правового регулирования иммиграции налагают отпечаток на правовую позицию и законодательство этих стран в отношении иммигрантов. Так, в странах права иностранцев, количество прибывающих или убывающих иностранных граждан напрямую зависит от экономического состояния. Соответственно, техника правового регулирования статуса иностранных граждан строится по принципу пирамиды. У основания этой пирамиды находится статус временно пребывающего иностранца (на основании визы), потом расположен статус временно проживающего лица (на основании разрешения на временное пребывание), и на верхушке расположен статус постоянно проживающего иностранца (на основании вида на жительство).

В странах права иностранцев государство регулирует статус иностранных граждан, устанавливая возможность перехода из одного сегмента данной пирамиды в другой сегмент путем изменения условий приобретения дальнейшего статуса.

Классическим примером страны права иностранцев является Германия. Правовую основу ста-

туса иностранного гражданина составляет Закон об иммиграции 2004 г. и Закон о гражданстве 2000 г. Определяя статус иностранного гражданина законом об иммиграции, в законодательстве закреплено понятие «титул на пребывание». В структуре этого титула можно выделить визу, разрешение на временное пребывание и вид на жительство.

Право на временное пребывание иностранца в Германии дает виза, которая ограничена тем сроком действия, на который она выдана. Визу необходимо получить до въезда в страну.

Разрешение на временное пребывание является видом правового титула на пребывание, ограниченным по цели и сроку визита. В зависимости от цели визита Закон о проживании определил свои правовые требования.

Вид на жительство дает иностранному гражданину самую гарантированную правовую позицию, включая защиту от выдворения из страны. Этот вид титула не имеет ограничений по времени и месту пребывания; имея его можно осуществлять трудовую деятельность в Германии без каких-либо ограничений. Чтобы его получить, необходимо соблюсти пятилетний ценз оседлости, выучить немецкий язык и располагать достаточными финансовыми средствами.

Основы правового статуса иностранного гражданина в той или иной стране всегда закреплены в основном законе любой страны — Конституции. Рассмотрим Конституции различных стран с позиций урегулирования правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Китай. Согласно ст. 32 Конституции КНР, государство охраняет права и интересы иностранных граждан, пребывающих в Китае, а те, в свою очередь, обязаны соблюдать законы КНР. Основной акцент в Конституции КНР сделан на участии иностранцев в различных формах экономического сотрудничества, это можно связать с темпами экономического развития этой страны в последние десятилетия. Ст. 18 Конституции разрешает вкладывать капиталы в предприятия КНР, а также взаимодействовать иным образом в ходе экономического сотрудничества с хозяйственными организациями страны [7].

Бразилия. Особенностью Конституции 1988 г. Бразилии является нормативное закрепление в ней

порядка и возможности выдачи другим странам собственных граждан и иностранцев. Эта норма имеет историческую подоплеку и связана с многочисленными военными переворотами в прошлом столетии в странах Латинской Америки. Такие события всегда активизируют процессы миграции: появляются противники режимов, беженцы. Касательно иностранцев Конституция Бразилии закрепляет принцип, согласно которому ни один из них не может быть выдан за совершенные им политические преступления в связи с его убеждениями. Конституционная поправка № 19 1998 г. установила возможность иностранным гражданам даже поступать на государственную и военную службу [7].

Испания. Конституция Испании гласит: «Иностранцы будут пользоваться в Испании публичными свободами, которые гарантируются настоящей частью, на условиях, установленных договорами и законом» (ч. 1 ст. 13 Конституции). Эта норма по сути говорит о политических правах, принадлежащих в принципе только гражданам, поскольку остальные права (права человека) принадлежат, и гражданам, и иностранцам. Ч. 2 указанной статьи наделяет иностранцев возможностью участвовать в муниципальных выборах, если это предусмотрено законом или договором. «Экстрадиция будет производиться только во исполнение договора или закона, принимая во внимание принцип взаимности. Не подлежат экстрадиции лица, совершившие политические преступления, при том что акты терроризма таковыми не считаются» (ч. 3 ст. 13) [7].

Мексика. В Мексике основной закон закрепляет преимущества граждан перед иностранцами при занятии любых государственных постов, должностей, военной службы и осуществлении деятельности, когда мексиканское гражданство не является обязательным. Мексиканцам оказывается предпочтение перед иностранцами при равных условиях (ст. 32). Также установлен запрет иностранным гражданам на любое вмешательство в политические дела страны (ст. 33). Конституция Мексики предоставляет исполнительной власти исключительное право выслать за пределы национальной территории любого иностранца, чье пребывание в стране является нежелательным, без

предупреждения и без предварительного судебного разбирательства [7].

Болгария. Конституция Болгарии закрепляет право всех иностранцев, пребывающих в страну, иметь права и обязанности, за исключением прав и обязанностей, для осуществления которых требуется болгарское гражданство (ст. 26 Конституции Болгарии). Также Конституцией установлены ограничения по приобретению в собственность права собственности на землю для иностранных граждан и юридических лиц — нерезидентов, кроме наследования по закону (ст. 22 Конституции) [7].

Индия. Конституция Индии устанавливает ограничения для иностранцев в занятии определенных должностей (в частности, судьи Верховного суда Союза или высшего суда штата Генерального атторнея, губернатора, Президента и Вице-президента). Также иностранцы не могут быть избраны членами Парламента или легислатур штатов. Отдельные ограничения установлены для так называемых «враждебных чужаков» — под ними понимаются граждане государств, находящихся в состоянии войны с Индией, а также индийские граждане, поддерживающие какие-либо отношения с этими странами. Такие «чужаки» не могут рассчитывать на процессуальные гарантии при аресте и задержании (ч. 1 и 2 ст. 22 Конституции) [7].

Швейцария. Либерально по отношению к иностранцам швейцарское законодательство. «Швейцарская Конфедерация защищает свободу и права народа и обеспечивает независимость и безопасность страны» — гласит ст. 2 Федеральной конституции Швейцарской Конфедерации. Также конституция закрепляет идею равенства всех людей перед законом, защиту и уважение человеческого достоинства. Каждое лицо имеет право обращаться в органы государства, действующие без произвола и в соответствии с добросовестно применяемыми правовыми нормами. Согласно ст. 121 иностранцы, угрожающие безопасности страны, могут быть высланы из Швейцарии [7].

Таким образом, в демократических государствах постоянно проживающие в стране иностранцы по своему правовому положению, в основном, приравнены к правовому положению граждан данного государства.

Гораздо хуже обстоят дела с правами иностранных граждан в странах мусульманского мира. Рассмотрим основные законы стран арабского мира на примере религиозно — правовой семьи.

Египет. Конституция Арабской Республики Египет права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства не регулирует никак. Единственное упоминание об иностранцах в ст. 53 Конституции «государство предоставляет право политического убежища любому преследуемому иностранцу, руководствуясь при этом защитой интересов народа, прав человека, мира или справедливости». Одновременно в Конституции установлены государством гарантии равных возможностей только для египтян [8].

Ирак. Правовое положение иностранных граждан в Ираке практически не отличается от правового положения иностранных граждан в Египте. Согласно п. а ст. 34 Конституции Ирака «Иракская Республика предоставляет политическое убежище всем борцам, преследуемым в своих странах за защиту принципов освобождения человека, которых придерживается иракский народ в соответствии с данной Конституцией» [7].

Ливан. Конституция Ливанской Республики умалчивает о правах, свободах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства, наделяя гражданскими и политическими правами только граждан Ливана. (ст. 6 гл. 2 Конституции Ливана) [8].

Алжир. Ст. 67 Конституции Алжира говорит о том, что «любой иностранец, который на законных основаниях находится на национальной территории, в отношении себя и своего имущества пользуется защитой закона». Ст. 69 устанавливает запрет на экстрадицию политических беженцев. Следует отметить, что Алжир — единственное арабское государство, где права иностранцев, пусть и имущественные, хотя бы как-то регулируются [8].

Иордания. Конституция Иордании не регулирует правовой статус иностранцев, однако в стране существует закон «О гражданстве», где выделены три категории: иностранцы — граждане арабских стран, иностранцы — граждане неарабских государств и лица без гражданства. Объем правомочий

каждой из этой категории законом не определен, каждой из них соответствует свой правовой режим. Так, иностранцам из арабских стран законодательство Иордании предоставляет наиболее благоприятный правовой режим по сравнению с другими иностранцами, что обусловлено необходимостью реализации принципа арабского единства, содействия развитию сотрудничества с другими арабскими государствами. Согласно ст. 17 гл. 118 запрещена только выдача другим странам политических беженцев [8].

Подводя итог этому сравнительно-правовому анализу основных законов стран мира можно отметить, что в большинстве демократических стран права и свободы иностранных граждан презюми-руются. Они, как правило, имеют право на трудоустройство, обладают правом собственности, могут получать медицинскую помощь. Ограничения в их правовом статусе касаются в основном политических прав, хотя в отдельных странах (например Германия) они участвуют в муниципальных выборах, а в странах Латинской Америки и в выборах в парламент. В конституциях Швеции, Дании, и Ирландии иностранным гражданам предоставляется право участвовать в выборах в местные органы власти в зависимости и от срока проживания в стране.

Иностранные граждане не подлежат призыву на военную службу, не занимают те государственные должности, которые предназначаются исключительно гражданам страны: это должности судьи, полицейского, президента и т.п.

Незначительное конституционное регулирование прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства или его полное отсутствие, можно отметить в арабских странах. Надо сказать, что особенностью конституций этих стран является и ограниченное регулирование правового статуса собственных граждан, что, несомненно, вызвано совокупностью причин: слабым развитием политических систем ведущих арабских стран и демократических традиций, присутствием тенденций авторитаризма в государственном управлении, влиянием шариата и проч.

Литература

1. Осокин Р.Б. Уголовно-правовая охрана общественной нравственности: история и

зарубежный опыт противодействия: монография. Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2013. 156 с.

2. Осокин Р.Б. Специфика криминализации общественно опасных деяний против нравственности по уголовному кодексу Испании // Актуальные проблемы уголовного права, криминологии, уголовного процесса и уголовно-исполнительного права: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции (10—11 апреля 2012 г.). Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. С. 305—308.

3. Осокин Р.Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 581 с.

4. Осокин Р.Б. Совершенствование средств уголовно-правовой борьбы с преступлениями против нравственности в сфере сексуальных отношений // Уголовному кодексу Российской Федерации 10 лет (итоги и перспективы): сборник научных статей. Московский ун-т МВД России. М.: Изд-во Московский ун-т МВД России, 2006. С. 117—124.

5. Осокин Р.Б. К вопросу об эффективности уголовной ответственности за незаконное распространение порнографических материалов и предметов // Современные тенденции развития государства и права России: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Московский университет МВД России, Тамбовский филиал. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010. С. 271—275.

6. Голованов А.С. Традиции правового регулирования статусов иностранных граждан в современном мире // Бизнес в законе. 2008. № 3. С. 172—173.

7. Пашков Р. Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова [Электронный ресурс]. URL: www.worldconstitutions.ru/.

8. Аль-Зуби Мухаммед Ахмед. Правовое положение иностранных лиц в странах Ближнего Востока: дис. ... канд. юрид. наук. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов [сайт]. URL: www.dissercat.com.

References

1. Osokin R.B. Ugolovno-pravovaya okhrana obshchestvennoy nravstvennosti: istoriya i zarubezhnyy opyt protivodeystviya: monografiya. Tambov: Izdatel'stvo Pershina R.V., 2013. 156 p.

2. Osokin R.B. Spetsifika kriminalizatsii obshchestvenno opasnykh deyaniy protiv nravstvennosti po ugolovnomu kodeksu Ispanii // Aktual'nye problemy ugolovnogo prava, kriminologii, ugolovnogo protsessa i ugolovno-ispolnitel'nogo prava: teoriya i praktika: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (10—11 aprelya 2012 g.). Tambov: Izdatel'skiy dom TGU im. G.R. Derzhavina, 2012. P. 305—308.

3. Osokin R.B. Teoretiko-pravovye osnovy ugolovnoy otvetstvennosti za prestupleniya protiv obshchestvennoy nravstvennosti: dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2014. 581 p.

4. Osokin R.B. Sovershenstvovanie sredstv ugolovno-pravovoy bor'by s prestupleniyami protiv nravstvennosti v sfere seksual'nykh otnosheniy // Ugolovnomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii 10 let (itogi i perspektivy): sbornik nauchnykh statey. Moskovskiy un-t MVD Rossii. M.: Izd-vo Moskovskiy un-t MVD Rossii, 2006. P. 117—124.

5. Osokin R.B. K voprosu ob effektivnosti ugolovnoy otvetstvennosti za nezakonnoe rasprostranenie pornograficheskikh materialov i predmetov // Sovremennye tendentsii razvitiya gosudarstva i prava Rossii: sbornik materialov vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Moskovskiy universitet MVD Rossii, Tambovskiy filial. Tambov: Izd-vo Pershina R.V., 2010. P. 271—275.

6. Golovanov A.S. Traditsii pravovogo regulirovaniya statusov inostrannykh grazhdan v sovremennom mire // Biznes v zakone. 2008. № 3. P. 172—173.

7. Pashkov R. Internet-biblioteka konstitutsiy Romana Pashkova [Elektronnyy resurs]. URL: www. worldconstitutions.ru/.

8. Al'-Zubi Mukhammed Akhmed. Pravovoe polozhenie inostrannykh lits v stranakh Blizhnego Vostoka: dis. ... kand. yurid. nauk. [Elektronnyy resurs]: Nauchnaya elektronnaya biblioteka dissertatsiy i avtoreferatov [sayt]. URL: www.dissercat.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.