Научная статья на тему 'Международный опыт повышения конкурентоспособности регионов в рамках региональных программ развития'

Международный опыт повышения конкурентоспособности регионов в рамках региональных программ развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2115
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боуш Галина Дмитриевна, Костенко Василий Александрович

This article contains the examples of the best international experience in stimulating of the regional (territorial) economic development, the positioning of the particular region (territory) at national and international level. The authors research on the basic principles and the theoretical approaches to the creation of the present regional development strategies. The successful practical applications of these principles and approaches are shown using the experience of Canada, The Republic of Ireland, Finland and China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт повышения конкурентоспособности регионов в рамках региональных программ развития»

УДК 339.1 (571.13)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ Г.Д. Боуш, В.А. Костенко

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

This article contains the examples of the best international experience in stimulating of the regional (territorial) economic development, the positioning of the particular region (territory) at national and international level. The authors research on the basic principles and the theoretical approaches to the creation of the present regional development strategies. The successful practical applications of these principles and approaches are shown using the experience of Canada, The Republic of Ireland, Finland and China.

Введение в проблему.

В настоящее время бесспорной истиной является понимание того, что фундаментальным условием стабильного развития России в долгосрочной перспективе является создание и развитие прочных основ конкурентоспособности ее экономики. Причем очевидно, что эффективная макроэкономическая политика, проводимая в национальном масштабе, способна лишь отчасти обеспечить рост международной конкурентоспособности российской экономики. Она является необходимым, но не единственным условием. Другим важным условием является эффективная региональная политика, направленная на повышение конкурентоспособности конкретного региона или территории. Так, Л.С. Шеховцева, один из ведущих специалистов в области конкурентоспособности региона, отмечает в работе [5, с. 42], что роль региона базирования фирмы в последнее время усилилась, и успех фирм в состязании с конкурентами сегодня зависит прежде всего от положения дел в регионе. Таким образом, обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка является ключевым элементом в числе региональных приоритетов в любой стране, важнейшей функцией государственного регулирования экономики. Совет по национальной конкурентоспособности РФ подчеркивает: «на региональном уровне лежит вся основа конкурентоспособности страны, потому что именно региональный уровень создает ту атмосферу, тот бизнес-климат, в котором действуют предприятия» [2].

Тем не менее российский опыт показывает, что подлинное понимание проблем конкурентоспособности регионов и регионального экономического развития пока не получило широкого распространения среди политических руководителей и должностных лиц, отвечающих за развитие регионов на всей территории Российской Федерации. Принимаемые программы все еще носят декларативный характер и не соответствуют современным реалиям. Однако в мировой

практике существует уже достаточно обширный опыт успешной реализации программ, нацеленных на повышение конкурентоспособности региона относительно национального и международного уровня. Использование данного опыта в российских реалиях могло бы значительно повысить уровень и качество долгосрочного планирования, помочь разработать наиболее эффективные программы достижения поставленных задач в области повышения конкурентоспособности региона. В статье мы рассматриваем позитивный опыт разработки и реализации программ развития регионов в отдельных странах, а также возможности повышения международной конкурентоспособности регионов в рамках данных программ.

1. Методологические принципы формирования программ развития конкурентоспособности региона за рубежом.

Следует заметить, что в развитых странах уже давно сложился определенный методологический подход к разработке программ, нацеленных на повышение региональной конкурентоспособности, который можно назвать «философией» конкурентоспособности. Так, с изменением аспектов в сторону стимулирования конкурентоспособности отдельных регионов как залога конкурентоспособности страны в целом, в мировой практике признается целесообразным использовать трансформацию модели «национального ромба» М. Портера [10] в «региональный ромб» для анализа роли региона в создании конкурентных преимуществ фирм. Анализ осуществляется в системе предложенных М. Портером четырех взаимосвязанных детерминант, аналогичных модели национального ромба. Данный подход можно рассматривать в качестве базового методологического принципа разработки зарубежных региональных программ развития конкурентоспособности.

Фактически данная модель является одним из основных способов определения направления развития региона с целью повышения его кон-

курентоспособности и определяет ряд принципиальных черт большинства разрабатываемых стратегий развития. Так, в большинстве программ подчеркивается важность повышения конкурентоспособности региона за счет улучшения качества человеческого капитала, что обусловлено влиянием уровня квалификации и структуры населения конкретного региона как на тип промышленности и производимой продукции и эффективность рабочей силы, так и на инновационный потенциал региона, предпринимательский менталитет населения и жизнеспособность региона в целом.

Инвестирование в человеческий капитал признается необходимым условием формирования конкурентоспособности региона в долгосрочной перспективе. В современных условиях это утверждение стало непререкаемой истиной при разработке стратегических программ развития регионов и территорий в развитых странах. Также сегодня широко признано, что способность региональных экономик выдерживать конкуренцию и адаптироваться к изменениям технологий связана с их потенциалом к инновациям, что становится ключевым фактором успеха в условиях глобализации. По сути, как справедливо замечает 8. ОагеШ, «инновации являются средством, позволяющим менее преуспевающим регионам догонять в своем развитии развитые регионы, не пытаясь имитировать то, чего уже достигли последние, но, в соответствии со своими особенностями и потребностями, создавая основу... для адаптации к конкурентным условиям мировой экономики» [9, р. 10]. Неслучайно поэтому, что большинство зарубежных программ развития конкурентоспособности региона исходят из нацеленности на создание условий, стимулирующих развитие инновационного процесса и инновационного потенциала. Естественно, что решение подобной задачи неразрывно связано с возможностью региональных властей стимулировать развитие «приобретаемых» факторов и улучшения их параметров, к которым, в частности, относится и инфраструктура.

Однако само по себе создание физической инфраструктуры, которая является одним из элементов регионального ромба М. Портера, не способно, по мнению западных исследователей, обеспечить эффективную деятельность инновационного процесса. Важное значение в современных условиях приобретает развитие информационной, административной и научной инфраструктуры, которая открывает новые широчайшие возможности для экономического развития и лежит в основе экономики знаний, сти-

мулирующей и рост инновационных потенциалов, и рост конкурентоспособности.

Таким образом, понимание того, что отсутствие объектов данных инфраструктур почти наверняка нанесет ущерб развитию и конкурентным перспективам регионов и будет удерживать компании от размещения там предприятий, является еще одним принципом зарубежных программ развития конкурентоспособности региона.

Следует заметить, что в зарубежных концепциях развития конкурентоспособности все больше утверждается мнение о том, что конкурентным преимуществом компаний в рамках глобальной экономики является усиление специализации, приводящее к большей степени взаимной зависимости с другими фирмами, организациями, поставщиками. Вследствие этого фирмы все более часто становятся частью сетей или кластеров, в рамках которых они, в числе прочего, могут получать преимущества от объединения ресурсов и обмена информацией. Таким образом, разработка программ повышения конкурентоспособности региона чаще всего основывается именно на стимулировании организации кластеров, которые имеют положительное влияние на развитие регионов, что является третьим методологическим подходом к формированию программ развития конкурентоспособности регионов в зарубежных странах.

Добавим, что, основываясь на концепции регионального ромба М. Портера, зарубежные программы зачастую разрабатываются исходя из его предположения, что конкурентоспособность региона, в зависимости от его текущего состояния, может развиваться по нескольким последовательным стадиям: конкуренция на

основе факторов производства, на основе инвестирования, на основе инноваций и на основе богатства.

По сути, региональная конкурентоспособность, зародившаяся на основе факторов (Factor-Driven Regional Economy), постепенно переходит к росту на основе инвестирования (Investment-Driven Regional Economy), но регион способен сохранить данную конкурентоспособность в долгосрочной перспективе только благодаря переходу к инновационной стадии (Innovation-Driven Regional Economy). Таким образом, традиционно большинство разработчиков программ повышения конкурентоспособности региона исходят из утверждения, что в современных условиях целесообразно делать упор на стадию инвестиций с последующим переходом к инновационному развитию. Но уже сегодня основным концептуальным принципом при раз-

работке подобных программ в развитых странах является соответствие региональной программы развития объективной потребности в инновационной «наполненности» привлекаемых инвестиций.

Среди методологических основ разработки программ развития конкурентоспособности региона в зарубежных странах, по свидетельству С. Тейлора [4, с. 4], наиболее часто используется программно-целевой подход, в рамках которого осуществляется структуризация проблемы формирования конкурентоспособности региона и разрабатывается «дерево целей» для всех уровней в количественно-временном измерении.

Таким образом, зарубежные программы повышения конкурентоспособности основаны на фундаментальных условиях или принципах конкурентоспособности, исходящих из того, что конкурентоспособность это не краткосрочный феномен, она должна быть устойчивой и иметь длительное влияние. Следовательно, стратегия развития должна быть нацелена прежде всего на факторы, обеспечивающие долгосрочную основу конкурентоспособности, что обусловливает необходимость инвестирования в человеческий капитал, повышение уровня жизни и реальных доходов населения, стимулирование инновационного потенциала производителей и кластеризации. При этом конкурентоспособность на уровне региона не должна предусматривать «игры с нулевым результатом», когда успех одних происходит в ущерб другим. Здесь, как и на микроэкономическом уровне, успех одного региона должен создавать возможности для других регионов, в особенности соседних. В целом зарубежные программы основаны на глубоком убеждении в том, что конкурентные преимущества могут и должны создаваться, а не восприниматься как заданные и неизменные.

2. Практический опыт реализации теоретических концепций повышения международной конкурентоспособности региона.

Канада. Как уже было сказано выше, в зарубежной практике существует достаточно много примеров успешной разработки и реализации эффективных проектов, направленных на создание и развитие конкурентоспособности конкретных регионов и территорий.

Одним из таких примеров можно считать канадский опыт разработки подобных программ, ценность которого заключается в том, что создание конкурентоспособности региона достигается за счет реализации сбалансированной стратегии. При этом упор делается, как правило, на повышение конкурентоспособности конкретных городов, которые рассматриваются

в качестве полюсов роста для окружающих их муниципалитетов и провинций в целом.

Стоит заметить, что отличительной чертой данных стратегий является их ориентация на создание длительного конкурентного превосходства, детерминированного не географическим положением, а «создаваемыми» факторами. Так, исследования Э. Саджека и Р. Робинсона [3, с. 36] показывают, что одной из наиболее успешных и эффективных стратегий повышения международной конкурентоспособности конкретной территории является долгосрочная экономическая стратегия Оттавы, которая призвана привести столицу Канады к долгосрочному конкурентному превосходству. Цель данной программы - «содействие построению многообразного города, процветающего и удобного для жителей, города с растущей экономикой, создающей высококачественные рабочие места, обеспечивающей привлечение инвестиций и рост качества жизни» [6, с. 66]. Достижение долгосрочной конкуренции реализуется посредством достижения базовых задач по пяти стратегическим направлениям.

Первым стратегическим направлением является инвестирование в людей и место (город), заключающееся в увеличении поддержки инвестиционных проектов в физическую инфраструктуру и инфраструктуру обслуживания бизнеса, равно как и создание эффективного климата для улучшения «человеческого капитала». В частности, в рамках данного направления была реализована поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, призванная улучшить развитие, рост и жизнеспособность вновь созданных предприятий за счет организации двусторонней связи с деловыми кругами в целях совершенствования системы обслуживания и доступности для бизнеса всех видов помощи, информации, технологии и ресурсов. Снижение остроты проблемы нехватки квалифицированной рабочей силы было достигнуто за счет реализации ряда образовательных программ, поддерживающих целевые сектора экономики. Был принят ряд попыток сократить оторванность сельского бизнеса и бизнеса в отдаленных частях провинции от городских программ поддержки бизнеса за счет создания единой организации, представляющей интересы сельской местности и сельского бизнеса, что помогло бы налаживанию позитивных связей между окраинами провинции и центром.

Вторым стратегическим направлением стало распространение знаний и идей, в рамках которого активно преследовалась идея сотрудничества между государственными и частными

исследовательскими центрами, колледжами, университетами и больницами, чтобы достичь критической массы распространенного или общего «знания».

Третьим стратегическим направлением стала организация связи инноваций с рынком, основная цель которого, по выражению разработчиков стратегии, - «наведение мостов от источников творческого потенциала - индивидуального творчества, научно-исследовательских центров и лабораторий частного сектора к разработке технологии, изготовлению продукта и коммерческому производству» [6, с. 76] за счет развития «бизнес-инкубаторов» - элементов инфраструктуры, облегчающих передачу и распространение знаний, их комерционализацию. При этом данные институты способствуют не только организации новых предприятий, но и развитию региональных фондов начальных инвестиций, что помогает инновациям пройти этап «доказательства концепции», навести мост между разработкой и началом ее использования.

Четвертым стратегическим направлением стало укрепление промышленных кластеров и предпринимательства, в рамках которого был выработан и реализован ряд программ (например, «Партнерство Оттавы») по стимулированию развития и роста промышленных кластеров и развития предпринимательских возможностей в целом.

Пятым стратегическим направлением стало продвижение Оттавы на международную арену, заключающееся в организации совместных усилий по стратегическому маркетинговому продвижению Оттавы и региона в целом как центра рекреационного и делового туризма на мировой рынок и создания определенного имиджа провинции, «связывании» экономической стратегии с другими планами управления роста («План социальной сферы», план «Искусство и историческое наследие», «Градостроительный план» и «Стратегия окружающей среды»), которые призваны вместе обеспечить прочные основы долгосрочной конкурентоспособности региона.

Помимо этого, канадский опыт интересен еще и тем, что в данной стране на практике удалось перейти от инвестиционной стадии развития конкурентоспособности к инновационной. При этом стратегии стимулирования инноваций, хоть и разработаны на национальном уровне, реализуются на региональной основе. Так, усилия правительства были сконцентрированы на реализации программы Национального исследовательского совета помощи в промышленных исследованиях, сущность которой заключалась

в организации помощи малым и средним предприятиям, которые представляют большую часть экономических субъектов, в реализации их инновационного потенциала, за счет чего они могут достичь критической массы для успешного конкурирования на национальном и международном рынке. В обобщенном виде программа ориентирована на помощь конкретному предприятию в проведении НИОКР и построение прочных основ для партнерства за счет распределения затрат, упрощения процедур лицензирования и патентования, прямой финансовой помощи - от составления технико-экономического обоснования, проведения технического анализа, открытия доступа к технологии и ресурсам Канады, до продвижения неопробованных и адаптации имеющихся технологий. При этом учитываются потенциальный коммерческий эффект проекта, возможное воздействие на потенциал предприятия в области инноваций, способности предприятия завершить проект и применить его результаты в Канаде.

Кроме программы Национального исследовательского совета, в Канаде создана также Канадская технологическая сеть, призванная предоставить лучший доступ к сети региональных, национальных и международных ресурсов за счет организации связи с лабораториями и агентствами федерального и провинциального подчинения, университетами и колледжами, промышленными ассоциациями, технологическими центрами и агентствами экономического развития. В целом основными уроками канадского опыта в области повышения региональной конкурентоспособности является комплексность разработанных программ, нацеленность их ключевых моментов - человеческий капитал, инновации, показатели бизнес-среды в целом и избежание «неестественных» инвестиций в «неестественные» цели и проекты.

Ирландия. Многие специалисты в области конкурентоспособности стран и регионов едины во мнении, что успешный опыт повышения конкурентоспособности страны - это, бесспорно, опыт Ирландии. Так, по данным журнала «The Economist» [11], еще 20 лет назад Ирландия рассматривалась развитым миром как аутсайдер экономического развития, характеризующийся отсутствием эффективного государственного управления и страдающий от ужасного коктейля высокой безработицы и инфляции, медленного роста, неэффективной системы налогообложения и запредельного государственного долга. Республику Ирландию сейчас называют «Кельтским Тигром», это государство, которое является уникальным примером развитой

европейской страны, побивающей по темпам экономического роста рекорды широко известных «азиатских тигров» и имеющей одни из самых низких в Европе показатели безработицы и инфляции, налоговой нагрузки и величины государственного долга. Однако не случайно, что одним из способов, если не основным, успешного развития этой страны являлось повышение привлекательности регионов, их эффективное позиционирование на международном рынке. И один из ценных уроков Ирландского опыта заключается в разработке эффективной региональной политики страны в области повышения конкурентоспособности отдельных регионов, который является примером того, что для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности на национальном и международном уровне необходим переход от инвестиционной основы к инновационной составляющей.

Становление и развитие конкурентоспособности Ирландии в начале и в первой половине этапа роста можно охарактеризовать как инвестиционную стратегию повышения привлекательности отдельных регионов с целью привлечения зарубежных инвестиций, создания совместных предприятий и т. д. При этом данная стратегия была основана на соответствующей промышленной политике правительства и первоначально фокусировалась на развитии наиболее развитых регионов, таких как Шеннон и окрестности Дублина. Создание привлекательности данных регионов было основано на льготном налогообложении в рамках свободных экономических зон, предоставлении субсидий, грантов на создание перспективных предприятий, совершенствовании физической инфраструктуры, устранении административных барьеров для иностранных инвестиций, выгодном позиционировании наличия образованной и относительно дешевой рабочей силы. Данная политика привела к значительному росту иностранных инвестиций, развитию совместных производств. Со временем акцент подобной политики несколько изменился. Так, доступность, условия получения и размер гранта сегодня зависят от географии инвестиционного проекта, а также регламентируется законодательством Ирландии и ЕС.

Значительным плюсом в развитии отстающих регионов является тот факт, что самые крупные гранты предоставляются в пограничных, внутренних и западных районах страны (относительно менее развитых), самые маленькие - в окрестностях Дублина. Также существует дифференциация по сектору экономики, в котором будет реализовываться проект, и по

уровню квалификации, который потребуется от работников предприятия.

Однако в последнее время ирландское правительство осознало, что успех инвестиционной стратегии развития конкурентоспособности отдельно взятых регионов и страны в целом в перспективе должен быть подкреплен чем-то более весомым. Иностранные инвестиции и технологии открыли перед Ирландией уникальную возможность перехода к инновационной стратегии поддержания конкурентоспособности. Идеология развития страны и ее отдельных регионом на современном этапе, по сути, основывается на развитии инновационной инфраструктуры, активном инвестировании в человеческий капитал, повышении привлекательности бизнес-климата и удержании конкурентных преимуществ в наиболее перспективных инновационных отраслях (фармацевтика, производство медицинского оборудования, информационные и мультимедиа технологии, оффшорное программирование). Стоит заметить, что при проведении своей региональной политики Ирландия делает акцент на повышении инновативности, видя в этом ключ к экономическому росту регионов. При этом основной акцент делается на то, что сами предприниматели в большей степени должны создавать локальную конкурентоспособность своих предприятий на инновационной основе.

Европейский Союз, Финляндия. Опыт Европейского Союза в повышении конкурентоспособности регионов также заслуживает тщательного изучения по ряду причин. Однако наиболее весомой из них, по нашему мнению, является то, что одним из главных факторов конкурентоспособности ЕС в условиях глобализации и быстрого научно-технического прогресса считается способность регионов генерировать и внедрять в промышленное производство инновационные разработки. Так, Е.С. Батманова и Л.Е. Стровский [1] указывают, что при формировании инновационной политики регионам отводится важная роль в процессе превращения ЕС в самую конкурентоспособную и динамично развивающуюся экономику знаний к 2010 г. И если раньше считалось, что самым эффективным способом вмешательства в региональную экономику с целью ускорения ее экономического роста является инвестирование в основной капитал и инфраструктуру, то в настоящее время приоритет отдается мерам по повышению инновационной активности региона и содействию диффузии инноваций.

Так, согласно ряда исследований (прежде всего «European Innovation Scoreboard 2003 -

Technical paper № 3: Regional Innovation Performances» [7]), проведенных в ЕС, было выяснено, что конкурентоспособность и экономический рост регионов коррелирует с их инновационным потенциалом. При этом критическими факторами, влияющими на успешное инновационное развитие, считаются наличие исследовательской базы, высокие расходы на НИОКР, связь между исследовательскими центрами и бизнесом, использование передовых информационных и телекоммуникационных технологий.

В целом в ЕС существует уже достаточно много успешных примеров реализации программы развития конкурентоспособности отдельных территорий и стран через инновационную стратегию. Однако наиболее ярким и поучительным из них, как нам кажется, является опыт Финляндии, которая всего за 15 лет смогла превратить свою ресурсную «лесную» экономику в настоящую экономику знаний и сейчас является одной из самых конкурентоспособных стран мира с высочайшим уровнем развития технологий. Одна из главных особенностей финской модели развития конкурентоспособности регионов заключается в том, что государственная промышленная и инновационная политика поставила своей целью сдвиг фокуса с макроэкономики к микроэкономической активности по улучшению общих условий для компаний целых отраслей, особенно в сфере развития и распространения знаний и инноваций. Ключевым инструментом при этом являлся системный подход, реализованный через публичночастные партнерства, включающие организацию экономических исследований, отраслевые федерации и частные компании. Такое сотрудничество, по сути, помогло связать фундаментальные исследования и прикладные НИОКР с развитием бизнеса и коммерциализацией инноваций. При этом большинство подобных институтов было создано как на национальном (Совет по политике в сфере науки и технологии, Национальное агентство по технологиям, Комитет по вопросам будущего), так и на региональном уровне, создав прочные основы для долгосрочной конкуренции данных регионов.

Наиболее известным примером стимулирования конкурентоспособности отдельного региона, основанной на инновационном потенциале, может служить пример города Оулу -столицы одноименного региона, основой повышения конкурентоспособности которого стало решение о создании на его территории специального технополиса, который по форме представляет собой акционерное общество (Real Estate Company), изначальным пакетом которого

владеет муниципалитет города. При этом администрация технополиса не ведет инновационной деятельности, она предоставляет помещения, коммуникации, инфраструктуру и все то, что является базисом для проведения этой деятельности со стороны частного бизнеса. Основа технополиса - малые фирмы, которые занимаются разработкой и комерцианализацией инноваций. При этом внутреннее структурирование работы производит государственное агентство и агентство, призванное обеспечить привлечение финансирования под перспективные научные проекты. Данные агентства, по сути, помогают в подготовке заявок на финансирование перспективных проектов со стороны частных фирм. Финансирование идет как со стороны ЕС и правительства Финляндии, так и со стороны правительства региона, муниципалитета и частного сектора. В целом создание подобного технополиса помогает решить проблему перехода от факторной и инвестиционной к инновационной составляющей конкурентоспособности. Следует особо подчеркнуть, что подобная модель является фактически наиболее эффективной для тех регионов, где существует достаточный уровень образования и квалифицированных работников, но где нет пока еще эффективного инструмента для связывания данного потенциала с рынком.

Китай. Эффективные программы развития конкурентоспособности реализуются и в менее развитых странах мира. Примером этому могут служить программы развития регионов Китая, нацеленные на стимулирование открытости экономик отдельных регионов и организацию стабильных инвестиционных потоков в эти регионы, ключевой особенностью которых была их «сфокусированная» нацеленность. Первостепенное значение было уделено регионам, имеющим относительно выгодное геоэкономи-ческое положение (портовые города и прилегающих к ним акваторий больших рек на востоке Китая) [8].

Ценность китайского опыта заключается в том, что в концептуальном плане он показывает, что стратегия «сфокусированного» развития не должна противопоставляться стратегии «выравнивания» условий хозяйствования и уровней развития. На каждом временном отрезке - в зависимости от конкретной ситуации (анализ и характеристика которой находятся в ведении центральных властей) - необходима своя пропорция «сфокусированного» подхода и «выравнивания». При этом главным принципом реализации «сфокусированного» подхода является государственное инвестирование в те сферы экономики, которые важны для частного бизне-

са, но пока ему неинтересны. Так создаются экономические условия, которые впоследствии привлекут в данные сферы и частных предпринимателей.

На государство ложится и задача по сглаживанию возможных негативных социальных последствий стратегии «фокусирования». Важность данной стратегии заключается в том, что она применима как для страны в целом, так и для отдельного региона, который может применять стратегию сфокусированного развития относительно отраслевой и/или географической структуры экономики региона.

Так, в большинстве отдельно взятых экономических территорий или регионов наиболее часто встречаемая проблема - географическая диспропорция экономического развития. По сути, имеется «точка роста», «очаг» - крупный город и прилегающая к нему территория. При этом остальные территории, как правило, менее экономически развиты, и, следовательно, являются тормозом повышения конкурентоспособности региона в перспективе. Стратегия сфокусированного роста в этом случае должна быть нацелена на поэтапное развитие территорий региона, в которых существует реальный потенциал или перспективные возможности, но которые по какой-то причине не интересны пока частным инвесторам (отсутствие физической и административной инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и т. д.). При этом создание необходимых условий для развития данных возможностей стимулирует рост не только конкурентоспособности данной территории, но отчасти и развитие конкурентоспособности уже развитых территорий. Экспортоориентированным предприятиям, перед которыми стоит проблема расширения, будет выгоднее размещать свои новые производства на данных территориях, чем перемещаться в другие регионы.

С другой стороны, подобная стратегия достаточно эффективна с точки зрения отраслевой структуры региона. Так, концентрация усилий на стимулировании эффективно развивающихся отраслей за счет избыточных инвестиций может принести и негативный эффект: слишком узкая специализация региональной экономики снижает потенциал конкурентоспособности в стратегическом плане. Если на определенном этапе достигнуто такое состояние одной или нескольких отраслей, при котором данные отрасли будут развиваться независимо от государственного влияния (за счет частных инвестиций), то гораздо эффективнее сконцентрировать усилия на развитии тех отраслей, которые могут быть конкурентоспособны в перспективе, которые еще недоста-

точно развиты или только зарождаются, но имеют огромный потенциал с точки зрения усиления конкурентоспособности региона. Так, стратегия сфокусированного развития может применяться для повышения привлекательности инновационных и высокотехнологичных производств, особенно если в регионе имеется относительно большое количество квалифицированной рабочей силы и предприятий-генераторов идей (университеты, институты, лаборатории). В целом модернизированный вариант стратегии «сфокусированного развития» открывает достаточно перспективные направления в плане разработки и реализации программ повышения конкурентоспособности регионов.

Заключение.

Таким образом, исследование зарубежного опыта в организации программ повышения конкурентоспособности регионов является необходимым и полезным способом разработки эффективной стратегии развития российских регионов. При этом, естественно, простое копирование отдельных программ не приведет к желаемому эффекту: стратегия должна иметь гармоничную увязку с местными условиями и стратегиями предприятий. Однако сохранение старых принципов в данном подходе также губительно. Именно изучение лучшего международного опыта и его разумное и умелое применение в местных условиях способно заложить основы долгосрочной конкурентоспособности регионов, что обеспечит развитие долгосрочной конкурентоспособности уже на национальном уровне.

1. Батманова Е.С., Стровский Л. В. Опыт ЕС: Роль инноваций в повышении конкурентоспособности регионов // http://www.uran.ru/ reports/2005/3dic_2004/section3/s3p161.htm

2. Материалы заседания оргкомитета Совета по национальной конкурентоспособности от 15.07.2003 // www.naco.ru/o/dejatel.shtml.

3. Саджек Э., Робинсон Р. Муниципальная реформа в Онтарио, Канада // Стратегия и конкурентоспособность. 2005 № 1.

4. Тейлор С. Региональное экономическое развитие на базе программно-целевого подхода: опыт Западной Европы // Регион: экономика и социология. 2000. № 1.

5. Шеховцева Л. С. Конкурентоспособность региона: факторы и методы создания // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.

6. Экономическая стратегия Оттавы // Стратегия и конкурентоспособность. 2005. № 3.

7. Creating an innovative Europe. Report of independent expert group on R&D and innovation.

Office for Official Publications of the European Communities, Luxembourg, 2006. P. 10.

8. Enright M., Scott E., Chang K. Regional Powerhous: The Greater Pearl River Delta and the Rise of China. John Wiley & Sons (Asia) Inc., 2005. P.3.

9. Garelli S. Competitiveness of nations: the fundamentals // International Institute for Manage-

ment Development (IMD), World Competitiveness Yearbook, Lausanne, 2004.

10. Porter M. The Competitive Advantage of Nations, 2nd edition. MacMillan, London, 1990.

11. The luck of the Irish. Survey: Ireland // The Economist. Octoder 14th 2004. P. 32-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.