Научная статья на тему 'Международный опыт организации неотложной медицинской помощи населению при чрезвычайных ситуациях'

Международный опыт организации неотложной медицинской помощи населению при чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
568
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖЕДЕЛ МЕДИЦИНАЛЫқ КөМЕК / EMERGENCY MEDICAL CARE / EMERGENCY SITUATIONS / MANAGEMENT / ORGANIZATION / ТөТЕНШЕ ЖАғДАЙЛАР / БАСқАРУ / ұЙЫМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Альмамбетов А. Г., Удербаев Н. Н., Оразбаев М. Б., Ахильбеков Н. С.

The international experience of interaction of the organizations of health care is given in article with other emergency services at emergency situations. World experience shows that optimization and ensuring efficiency of adoption of administrative decisions, improvement of technologies of elimination of medicosanitary consequences of emergency situations is reached at the expense of use of progressive forms and methods of rendering of emergency medical service. In the Republic of Kazakhstan, it is necessary to adjust complete cooperation and mutual aid between health services of various departments that should be carried out strictly on a legislative basis. In extensive territories of Republic of Kazakhstan with its various climatic conditions various natural cataclysms take place: hurricanes, heavy strong winds, tornadoes, long storm rains, heavy snowfalls, blizzards, ice, thunder-storms, hard frosts, dusty storms, droughts, dry winds, collapses, landslides, avalanches, mudflows, floodings and floodings in a zone of the Caspian Sea, forest and steppe fires. In seismic and dangerous zones of the republic are 27 cities, more than 400 settlements are located, more than 40% of industrial capacity of the republic are placed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION OF EMERGENCY MEDICAL SERVICE TO THE POPULATION AT EMERGENCY SITUATIONS

The international experience of interaction of the organizations of health care is given in article with other emergency services at emergency situations. World experience shows that optimization and ensuring efficiency of adoption of administrative decisions, improvement of technologies of elimination of medicosanitary consequences of emergency situations is reached at the expense of use of progressive forms and methods of rendering of emergency medical service. In the Republic of Kazakhstan, it is necessary to adjust complete cooperation and mutual aid between health services of various departments that should be carried out strictly on a legislative basis. In extensive territories of Republic of Kazakhstan with its various climatic conditions various natural cataclysms take place: hurricanes, heavy strong winds, tornadoes, long storm rains, heavy snowfalls, blizzards, ice, thunder-storms, hard frosts, dusty storms, droughts, dry winds, collapses, landslides, avalanches, mudflows, floodings and floodings in a zone of the Caspian Sea, forest and steppe fires. In seismic and dangerous zones of the republic are 27 cities, more than 400 settlements are located, more than 40% of industrial capacity of the republic are placed.

Текст научной работы на тему «Международный опыт организации неотложной медицинской помощи населению при чрезвычайных ситуациях»

УДК 614.88

А.Г. АЛЬМАМБЕТОВ, Н.Н. УДЕРБАЕВ, М.Б. ОРАЗБАЕВ, Н.С. АХИЛЬБЕКОВ

международный опыт организации неотложной

медицинской помощи населению при чрезвычайных ситуациях

АО «Республиканский научный центр неотложной медицинской помощи»

На обширных территориях Республики Казахстан с ее разнообразными климатическими условиями имеют место различные природные катаклизмы: ураганы, шквальные сильные ветры, смерчи, продолжительные ливневые дожди, сильные снегопады, метели, гололед, грозы, сильные морозы, пыльные бури, засухи, суховеи, обвалы, оползни, снежные лавины, сели, затопления и подтопления в зоне Каспийского моря, лесные и степные пожары [1,4,7]. В сейсмоопасных зонах республики расположено 27 городов, более 400 населенных пунктов, размещено более 40% промышленного потенциала республики, проживает 6 млн. человек [2].

Опыт мирового сообщества по управлению экстренными медицинскими силами ЧС, организация центрального и регионального уровней управления и их взаимодействия представляет значительный интерес.

Системы быстрого реагирования при чрезвычайных ситуациях стали создаваться в различных странах после ряда крупных химических аварий (г. Бхопал, Индия - 1984 г.; г. Севезо, Италия - 1975 г.; г. Аббистед, Великобритания - 1984 г. и др.).

В Европе в 1987 г. комиссией ООН по защите окружающей среды -UNEP (United Nations Environment Programme) началась реализация проекта АРЕLL (Awereness and Preparedness for Emergencies at the Local Level). АРЕLL содержит рекомендации по повышению осведомленности местной общественности о потенциально опасных предприятиях и предназначен для подготовки скоординированных планов реагирования на чрезвычайные ситуации. Это система действий при промышленных авариях [9].

Основным ведомством в США, которому отводится главная роль при катастрофах, является FЕМА (Federal Emergency Management Agency). Оно координирует деятельность органов гражданской обороны штатов, федеральных министерств и ведомств (министерства энергетики, министерства транспорта и др.) и предприятий частного сектора. FЕМА непосредственно связано с региональными центрами и центрами чрезвычайного реагирования штатов. Городской центр взаимосвязан со следующими агентствами и организациями: управлением коммунального хозяйства, школами, воинскими частями, больницами и другими медицинскими учреждениями, в том числе и военными: американским отделением Красного Креста, Армией спасения, страховыми агентствами, пожарными агентствами, окружным следственным отделом, местными радиолюбительскими обществами, транспортными агентствами.

Медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях в США осуществляется в рамках Национальной системы медицины катастроф (National Disaster Medical System -HDMS). Ответственными за HDMS являются Министерство здравоохранения и социального обеспечения и Министерство обороны [5,8].

Во Франции принята децентрализованная форма координации спасательных работ. Каждый департамент и крупный населенный пункт имеет специальную систему сил и средств для ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий, приводящих к появлению большого числа пострадавших. Сигнал о катастрофе поступает сначала в полицию, а затем передается в центральный совет по Организации и помощи службам префектуры. В 1956 г. создана неотложная медицинская служба Service Aide Medicaled' Urgence. На каждом из 97 пунктов круглосуточно дежурят терапевты, хирурги, анестезиологи-реаниматологи и средний медицинский персонал. Кроме того, SAMU укомплектована специалистами, постоянно работающими в других учреждениях (медицинских, полицейских, пожарных, транспортных и др.) и прошедшими специальную подготовку по 400-часовой программе.

Важную роль в системе оказания экстренной помощи людям, пострадавшим в результате ЧС, играют формирования добровольных спасателей (secourism) — очень популярные во Франции в настоящее время. Есть и другой термин — заиуег, что означает — спасатель. Очень часто эти два понятия фигурируют одновременно. Французские ассоциации добровольных спасателей показали на деле свою эффективность, особенно в тех случаях, когда эти добровольные формирования были обеспечены необходимым снаряжением. Как считают во Франции, цель оказания первой помощи — принятие всех необходимых мер экстренной помощи при угрозе жизненным функциям организма. Дипломированный спасатель должен уметь вывести человека из критического состояния. Хорошо подготовленные спасатели легко включаются в спасательные мероприятия в случае крупных катастроф. В специализированных командах скорой медицинской помощи дипломированные спасатели берут на себя функции руководителей таких команд, а медицинский персонал в них выполняет только свои непосредственные обязанности.

В Швеции служба неотложной медицинской помощи при катастрофах, аналогично французской, находится в ведении пожарного управления.

Министерства внутренних дел страны. В 1975 г. была образована Шведская Ассоциация неотложной медицинской помощи с целью усовершенствования навыков работы в условиях катастроф. С помощью Ассоциации проводится усиленный курс для службы скорой помощи и спасателей. Цель обучения — выработка навыков оказания помощи пострадавшим при пожарах и взрывах, разрушениях конструкций, оползнях, наводнениях и штормах, дорожно-транспортных происшествиях, радиоактивном заражении местности, утечках нефти и опасных химических веществ.

В 1986 г. создано Национальное управление спасательных служб, руководящее в чрезвычайных ситуациях аварийными работами спасателей 284 местных органов самоуправления. Оно несет ответственность за

Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (36) 2012 гГ

3

организацию и обучение муниципальных и спасательных служб коммун, оказывает справочно-консультативную помощь при их работе в экстремальных ситуациях, обеспечивает население всей необходимой информацией и др. В чрезвычайных ситуациях медицинские учреждения Швеции переходят в подчинение командования гражданской обороны соответствующего уровня и готовы принять до 200 тысяч пораженных (общая численность населения — 8 млн человек). Кроме того, могут быть развернуты 92 стационарных, 90 временных госпиталей и 76 отдельных медицинских пунктов. Для этого на государственных, муниципальных складах и складах коммун созданы соответствующие запасы медикаментов, медицинского оборудования и других материальных средств [3,7].

В Великобритании центральным органом, координирующим действия аварийно-спасательной службы в стране, является Министерство внутренних дел. В составе правительства, кроме Министерства внутренних дел, в координации подготовки и проведения аварийно-спасательных работ участвует ведущее министерство, в ведении которого находится район или объект, оказавшийся в зоне бедствия. Наряду с Министерством внутренних дел оно информирует о происшествии и ходе ликвидации его последствий правительство, парламент и население. При крупных бедствиях после оценки ведущим министерством масштаба и характера создавшейся в чрезвычайной ситуации кабинет министров вырабатывает необходимые решения по активизации спасательных работ и оказанию помощи местным властям, соответствующим службам и населению [6,8,10].

В Бельгии система реагирования при возникновении ЧС включает 5 центров кризисных ситуаций, укомплектованных профессиональными специалистами. Руководит ими Министерство внутренних дел страны. Центры оснащены необходимыми техническими средствами локализации аварий и спасения людей. Управление силами и средствами потенциально опасных объектов, а также кризисных центров осуществляется в единой системе информационного обеспечения. Подготовка аварийно-спасательных подразделений и специалистов предприятий в Бельгии организована на базе специального центра, оснащенного необходимым оборудованием и укомплектованного квалифицированными преподавателями. В нем имеется полигон, созданы учебные места для отработки практических действий в чрезвычайной обстановке.

В Голландии национальный план предусматривает при возникновении ЧС использование 20 больниц, каждая из которых располагает бригадой экстренной медицинской помощи в составе хирурга, анестезиолога и двух медицинских сестер. При необходимости эти бригады направляются на место катастрофы и оказывают помощь 200 пораженным в час.

Систему объединенных сил быстрого реагирования стран Европы составляют подвижные медицинские бригады и отряды, организованные на базе многопрофильных больниц. Их деятельность начинается с предварительной медицинской разведки, проводимой в зоне катастрофы, которая позволяет оценить ситуацию: определить примерное число пострадавших, характер и тяжесть поражений, потребность в конкретных

специалистах, медицинском имуществе, медикаментах, перевязочных и других материально-технических средствах [4].

Следовательно, изучение зарубежного опыта показывает, что для каждой страны характерны свои особенности в создании систем защиты и спасения населения при ЧС. И хотя большинство авторов отмечает, что лучших результатов можно достичь при централизованном руководстве, опыт Франции свидетельствует об обратном. Учитывая накопленный опыт по ликвидации медицинских последствий аварий и катастроф, специалисты на первый план выдвигают профессиональную подготовку кадров, заблаговременное проведение мероприятий по обеспечению материально-технической базы, связь и взаимодействие различных аварийно-спасательных служб, а также международное сотрудничество.

Служба экстренной медицинской помощи (СЭМП) в Казахстане, или употребляемое в последние годы по аналогии с зарубежными странами наименование «служба медицины катастроф» (СМК) - это централизованная служба в приоритетной подсистеме «Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС». Порядок создания и деятельности Службы определяется законом Республики Казахстан от 5 июля 1996 года «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», а также Кодексом Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Приоритетными компонентами совершенствования системы экстренной медицинской помощи являются: оптимальные структурно-функциональная модель службы и модель управления системой с усовершенствованной информационной составляющей для внутриведомственного и межведомственного взаимодействия в различных режимах деятельности (повседневном, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации); приведенная в соответствии с этой моделью нормативно-правовая база; адекватная материально-техническая база, построенная с учетом результатов прогнозирования медико-санитарных последствий ЧС на отдельных территориях страны; изменение подходов к формированию поведенческих навыков самозащиты и взаимопомощи в условиях ЧС у населения и субъектов аварийно-спасательных служб для повышения их исходной готовности к ЧС [4,11,12].

ГУ «Центр медицины катастроф» (далее - ЦМК) организован в 1994 году с целью оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при природных и техногенных катастрофах, помощи в эвакуации пострадавших, сохранения и восстановления здоровья участников ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно Постановления Правительства Республики Казахстан «О передаче и переименовании государственного учреждения «Центр медицины катастроф» от 17 августа 2007 года № 704 из ведения Министерства здравоохранения Республики Казахстан ЦМК передан в ведение Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

Основными задачами ЦМК являются организация, руководство и координация деятельности формирований, входящих в состав территориальных филиалов ЦМК для оказания медицинской помощи населению в

4

/ЧБатые Цазацстан медицина журналы №4 (36) 2012 ж.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР _

чрезвычайных ситуациях. Предметом деятельности в пределах выполняемых задач является взаимодействие с учреждениями аварийно-спасательной, противопожарной службами, а также с органами внутренних дел, гражданской обороны, транспортными ведомствами и организациями здравоохранения для оказания необходимой медицинской помощи на месте происшествия, направление пострадавших в соответствующие профильные клиники и организации для их дальнейшего лечения. Осуществляет оперативное руководство деятельностью территориальных филиалов ГУ «Центра медицины катастроф», координацию взаимодействия с органами управления здравоохранением, медицинскими учреждениями к действиям в чрезвычайных ситуациях.

На базе филиалов ЦМК осуществляют круглосуточное дежурство бригады экстренного реагирования (БЭР), которые выезжают с базы в течение 15 мин после поступления сигнала о чрезвычайной ситуации. Основной задачей БЭР является медицинская сортировка, оказание пострадавшим экстренной медицинской помощи, подготовка их к эвакуации и при необходимости -сопровождение в организации здравоохранения. Личный состав БЭР формируется из врачей и среднего медицинского персонала, владеющих современными методами оказания экстренной медицинской помощи при всех неотложных состояниях.

Маркером организации оказания экстренной медицинской помощи в ЧС может служить процент погибших на месте происшествия из числа пораженных. Это утверждение основывается на данных ВОЗ о том, что через 1 час после тяжелой травмы погибает до 30% пораженных, получивших тяжелую, но не смертельную травму, через 3 часа- 60%, а через 6 часов - до 90%. Не случайно этот часовой промежуток от начала катастрофы, когда нельзя терять ни одной минуты, получил название «золотого часа» [3,11]. Установлено, что в целом погибало на месте ЧС 16,5-22,2% пострадавших.

В своем Послании народу Казахстана Глава государства затронул актуальный вопрос в улучшении здравоохранения и спасении тысячи жизней граждан нашей страны - развитие транспортной медицины. Одним из приоритетных направлений развития транспортной медицины, является создание трассовых медико-спасательных пунктов (ТМСП), которые необходимо создать на аварийно-опасных участках дорог республиканского значения. Согласно Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казакстан» на 2011 - 2015 годы планируется до 2015 года создать на наиболее аварийно-опасных участках автодорог 40 ТМСП. Основной целью создания ТМСП является снижение числа погибших в результате ДТП на трассах в зоне оказания экстренной медико-спасательной помощи до 16% к 2015 году, а также сокращение времени прибытия и начала оказания экстренной медико-спасательной помощи до 30 минут с момента поступления сигнала о ДТП (правило золотого часа) [13].

Таким образом, концептуальные основы СМК РК и модель системы экстренной медицинской помощи в ЧС, разработанные с учетом мирового опыта, социально-экономических, климато-географических особенностей,

приоритетов развития государственной политики и общественного здравоохранения страны, прогноза уровня чрезвычайных ситуаций и их медико-санитарных последствий, очевидно, являются оптимальными для Республики Казахстан.

Список литературы:

1. А.Р. Медеу, П.А. Плеханов, Р.Ю. Токмагамбетова,

A.С. Есжанова и др. Уроки Луговского землетрясения 23 мая 2003 г. в Казахстане. Алматы: ПРООН, 2004. 72 с.

2. Организация хирургической помощи при чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте. Н.Т. Джайнакбаев «Высшая школа», 2003. -147 с.

3. Медицинская помощь при экстремальных ситуациях: Справочник. Т.В. Гитун, А.Г. Елисеев,

B.А. Подколзина, М.П. Спешилов, О.И. Чапова М.: Эксмо. 2005, 702 с.

4. Практическое руководство для врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи. А.Г. Альмамбетов, Н.Н. Удербаев, Б.К. Искакова, и др.: Астана, 2012.-64с.

5. В.П. Спичев, В.М. Шолохов Организация и функционирование системы медицинского обеспечения при ЧС в США // ЦЭМПИНФОРМ - М 1995.-№1(7).-С. 32-38.

6. S.W.A. Gunn /Medicine for disaster/ Ed.P. Baskett, R. Weller-London, Boston Wright , 1988. - Р. 145-151.

7. Противоэпидемическое обеспечение населения при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного характера. И.В. Ковальчук Медицина катастроф. 2005. № 3-4. с. 81-82.

8. Emergency Treatment and Management / Ed. H.D. Cain, 7 th.- Philadelphia, 1985-P 1-58

9. National Disaster Medigal System: Medical manpover component establishment. Health resources and services administration, HHS//Fed. Registr- 1988. V. 53, N 76. - Р. 12994-12995.

10. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи (под общ. ред. Р.И. Айзмана,

C.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко) 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. — 396 с.

11. Понятия и критерии техногенных чрезвычайных ситуаций. Н.Г. Топольский, Н.П. Блудчий, К.А. Афанасьев; М-во РФ по делам гражд. обороны, чрезвыч. ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Академия Гос. противопожар. службы. - Москва, 2004. - 56 с.

12. Планирование на объекте здравоохранения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Ю.М. Шефер - Медицина катастроф. 2005., №3-4. С. 62.

13. Особенности межгоспитальной воздушной медицинской транспортировки: Р.К. Жакупов, Г. Ахметова, А.А. Елтаева, и др.: Методические рекомендации. - Астана, 2012.-27 с.

Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (36) 2012 гГ

5

ТУЙ1Н

А.Г. ЭЛМАМБЕТОВ, Н.Н. YДЕРБАЕВ, М.Б. ОРАЗБАЕВ, Н.С. АКЫЛБЕКОВ

Т0ТЕНШЕ ЖАГДАЙЛАР КЕЗ1НДЕГ1 Т¥РГЫНДАРГА ЖЕДЕЛ МЕДИЦИНАЛЫК ЖЭРДЕМД1

¥ЙЫМДАСТЫРУДЫН ХАЛЬЩАРАЛЬЩ ТЭЖ1РИБЕС1

АК «Республикалык гылыми жедел медициналык кемек орталыгы»

Макалада тетенше жагдайлар кезшдеп денсаулык сактау уйымдарыныц баска да шугыл кызметтермен езара байланысыныц халыкаралык тэжiрибесi келтiрiледi. Элемдiк тэжiрибе керсеткендей, тетенше жагдайлардыц медициналык-санитарлык салдарын жою технологиясын жетiлдiру, баскару шешiмдерiнiц жеделдеттуш оцтайландыру жэне камтамасыз ету жедел медициналык жэрдем керсетудщ озык тYрлерi мен эдiстерi есебiнен юке асырылады. Казакстан Республика-сында катац зацнамалык негiзде жYзеге асырылатын тYрлi ведомствалардыц медициналык кызметтерi арасындагы толык тYPдегi ынтымактастык жэне езара кемект жолга кою кажет.

Нег'зг'! свздер: жедел медициналык кэмек, тетенше жагдайлар, баскару, уйым.

summary

A.G. ALMAMBETOV, N.N. UDERBAYEV, M.B. ORAZBAYEV, N.S. AKHILBEKOV

THE INTERNATIONAL EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION OF EMERGENCY MEDICAL SERVICE TO THE POPULATION AT EMERGENCY SITUATIONS

JSC «Republican scientific center of emergency medical care»

The international experience of interaction of the organizations of health care is given in article with other emergency services at emergency situations. World experience shows that optimization and ensuring efficiency of adoption of administrative decisions, improvement of technologies of elimination of medicosanitary consequences of emergency situations is reached at the expense of use of progressive forms and methods of rendering of emergency medical service. In the Republic of Kazakhstan, it is necessary to adjust complete cooperation and mutual aid between health services of various departments that should be carried out strictly on a legislative basis.

In extensive territories of Republic of Kazakhstan with its various climatic conditions various natural cataclysms take place: hurricanes, heavy strong winds, tornadoes, long storm rains, heavy snowfalls, blizzards, ice, thunder-storms, hard frosts, dusty storms, droughts, dry winds, collapses, landslides, avalanches, mudflows, floodings and floodings in a zone of the Caspian Sea, forest and steppe fires. In seismic and dangerous zones of the republic are 27 cities, more than 400 settlements are located, more than 40% of industrial capacity of the republic are placed.

Key words: emergency medical care, emergency situations, management, organization.

УДК 616.9 (574)

И.Н. МУСАБЕКОВА

современные аспекты листериоза в республике казахстан

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

За последние десятилетия в клинической практике наблюдается всё более частая регистрация листериоза, расширился не только удельный вес этой инфекции, но и спектр её клинических проявлений. По мнению большинства исследователей [1-4], это связано с изменениями условий окружающей среды, благоприятными для возбудителя и улучшением лабораторной диагностики заболевания.

По данным государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Алматы в структуре инфекционных болезней с неясным клиническим диагнозом и длительной лихорадкой, листериоз составляет 14,7 %. Высокой (до 10 - 15%) является инфицированность листериями беременных женщин с угрозой для жизни плода и новорожденного [5]. При обследовании больных домашних животных листерии выявлены у 37,7 % собак и 10,6 % кошек, а в структуре патогенной флоры у грызунов листерии достигают 22,2 %.

Листериоз, как и ранее, не является широко распространенной инфекцией. До 1960 года листериоз человека был редкостью, но с 1960 по 1982 г сообщалось уже о более чем 10 000 бактериологически подтвержденных случаях. В последующем в мире регистрировали ежегодно более тысячи заболевших. Крупные вспышки листериоза описаны в высокоразвитых странах Западной Европы (Франции, Великобритании, Финляндии) и Северной Америке (США, Канаде), связанные с употреблением продуктов животного (мягких сыров, мясных полуфабрикатов, колбасных изделий в вакуумной упаковке, сосисок, сливочного масла и др.), растительного (салатов, овощей) происхождения, а также морепродуктов.

За период, прошедший с начала систематического изучения этой болезни, выявлены и изучены многие её аспекты. Все яснее вырисовываются особенности этой болезни. Но к концу ХХ века листериоз открылся

.• Батые

Цазацстан медицина журналы №4 (36) 2012 ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.