МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ
МУХИТДИНОВА ШОИРАХОН САИДЮСУФОВНА
Заведующая кафедрой мировой экономики ИЭТТГУК, Худжанд, Республика Таджикистан
В данной статье рассматривается специфика регулирования рынка труда в зарубежных странах. Особенно подробно анализируются особенности политики занятости и регулирования трудовых отношений в развитых странах. В статье рассматриваются современные модели рынка труда, признанные в мировом сообществе. Анализируются идеи и взгляды ученых на модели рынка труда, предпосылки формирования этих моделей и причины возникновения современных видов занятости. В данной статье также рассматриваются основные цели политики "гибкости", одной из целей данной модели является расширение возможностей для реализации прав человека, улучшение отношений между работодателем и работником, повышение значимости активных мер по решению проблемы безработицы, особенно среди молодежи.
Ключевые слова: рынок труда, модели рынка труда, регулирование, занятость, работники, экономическая политика.
Рынок труда является ключевой составляющей в социально-экономической системы каждой страны, особенно в социально-экономической политике государств В связи с этим, в первую очередь, возникает необходимость изучения специфических особенностей политики занятости населения в регионах мира.
В мировом сообществе среди моделей рынка труда японская модель признана наиболее эффективной и перспективной. Одной из характерных особенностей японской модели является то, что система регулирования трудовых отношений осуществляется по следующему принципу, а именно по принципу пожизненного найма на работу. Работнику предоставляется гарантия занятости на длительный срок, то есть до 55-60 лет, предоставляемая предприятием. В свою очередь, от количества лет занятости зависят социальные льготы, их объем, размер ежемесячной заработной платы работника. Одновременно в рамках деятельности предприятия сотрудники в долгосрочной перспективе проходят курсы повышения профессиональной квалификации в специальных производственных службах и по плану переводятся на новые должности.
Необходимо отметить, что министерство труда Японии также принимает следующие меры для постоянного регулирования безработицы:
- в условиях циклических изменений спроса на рабочую силу предложение дотаций для удержания сотрудников на своих рабочих местах;
- оказание практической помощи выпускникам образовательных учреждений в поиске работы и трудоустройстве;
- совершенствование программ поддержки и повышения уровня занятости молодежи, инвалидов и других уязвимых слоев населения;
- поддержка местных и государственных органов (структур) по обеспечению населения работой» [6].
Другой моделью, признанной в мире, является американская модель рынка труда, которая принципиально отличается от японской модели. В этой модели наблюдаются строгие меры в отношении занятости населения. Если возникнет необходимость в сокращении рабочих мест, снижении объема производства, сотрудники фирмы будут уволены, то есть будут предусмотрены критические отношения к работнику. Вопросы развития системы образования и переподготовки рабочей силы имеют особое значение в социально-экономической политике США. В связи с этим, одной из важных и основных задач государства в области регулирования рынка труда является недопущение роста безработицы,
представляющей угрозу социальному развитию США. Поэтому приоритетами экономической политики США является решение проблем занятости населения, развития человеческого капитала и трудовых отношений. Осуществление социального страхования по безработице, разработка и реализация специальных программ по подготовке и переподготовке рабочей силы, сильное содействие росту наемной рабочей силы и одновременно стимулирование и обеспечение роста занятости населения» [7].
США также можно выделить некоторые аспекты регулирования рынка труда с точки зрения его реализации. В силу того, что в современном обществе уровень квалификации рабочих имеет большое значение в деятельности предприятий, то они могут обеспечить конкурентоспособность предприятия.
Среди моделей рынка труда французская модель также имеет несколько привлекательных аспектов. Например, в политике регулирования трудовых отношений во Франции делается попытка построить развитие рынка труда с высокой гибкостью, французский рынок труда адаптируется к структурным изменениям внешней и внутренней среды.
В свою очередь, стоит отметить, что по сравнению с другими европейскими странами, продолжительность рабочей недели во Франции примерно на 25% меньше. Кроме того, французское правительство стремится официально сократить рабочую неделю до 35 часов, в соответствии с национальным законодательством, что приведет к улучшению рынка труда [8].
В последние десятилетия ХХ века в рамках Европейского Союза возродились новые модели занятости населения, связанные с развитием инновационной экономики. В европейских странах до 90-х годов шведская модель занятости пользовалась наибольшей популярностью, так как шведская экономическая политика смогла обеспечить высокий уровень занятости населения и решить проблему бедности.
Одной из характерных особенностей шведского регулирования рынка труда является законодательная система государства, которая предоставляет правовые гарантии социальной защиты. Законы о труде в шведской модели очень многочисленны, они направлены на защиту интересов наемных работников, которые действительно сыграли положительную роль в развитии шведских экономических условий и трудовых отношений. Однако, со временем, эффективность такого подхода снизилась. Например, некоторые аспекты шведского трудового законодательства не соответствовали требованиям постиндустриального развития экономики, и между ними возникли противоречия. Это связано с тем, что инновационная экономика требовала увеличения гибкости трудовых отношений и расширения возможностей трудоустройства[4]. В результате в конце ХХ века шведская модель занятости населения потеряла свою эффективность, так как в ней наблюдался резкий рост безработицы, снижение коэффициента занятости населения.
В данное время датская модель набирает популярность. Одной из характерных особенностей датской модели является то, что в ней предпринята попытка обеспечить слияние концепций гибкости рынка труда (flexibility) и социальной защиты (social security). Поэтому Датская модель называется введением в действие теории «гибкости», которая приобрела большую популярность в странах Европейского Союза в конце двадцатого века [1].
Характерной особенностью политики «гибкости» является то, что в ней доля неполной занятости очень высока, то есть временно занятые работники значительны и характеризуются нестандартной занятостью, что повышает гибкость рынка труда. В то же время предлагаются меры по улучшению социальной защиты при нестандартной занятости. В результате использования данной модели датскому государству удалось увеличить занятость населения, существенно урегулировать проблемы бедности и безработицы. В экономической науке предпосылки для формирования датской модели оцениваются учеными объективным образом. Так, например, российский ученый И.Я. Киселев отмечает: "Экономика с высоким технологическим развитием предъявляет принципиально новые требования к рынку труда. В
результате методы правового регулирования трудовых отношений, имевшие популярность в прошлом веке, в новом веке оказались в кризисе» [5].
Таким образом, системы и меры, которые существуют в политике регулирования трудовых отношений этих государств, заслуживают внимания, поскольку опыт этих стран может дать определенный эффект в национальной экономике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Варшавская Е^1ехюигку, или как обеспечить сочетание гибкости и защищенности на рынке труда // Человек и труд. 2007. № 10. С. 28-29.
2. Варшавская Е. Flexicurity, или можно ли сочетать гибкость и защищенность? Опыт европейских стран в преодолении дисбаланса между гибкостью рынка труда и социальной защищенностью работников // Служба занятости. 2007. № 11
3. Гимпельсон В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда // Вопросы экономики. 2006. № 1. С. 126.
4. Гришин И. Стимулирование и динамизация занятости: рецепт Flexicurity // Мировая экономика и международные отношения, 2012, № 4, с. 40-50
5. Киселев И.Я.Новый облик трудового права в странах За-пада: прорыв в постиндустриальное общество // Управление персоналом. 2002. № 4 (http://ecsocman.edu.ru/ text/18009905/).
6. Красноженова Г. Управление трудовыми ресурсами // Уч. пособие: управление трудовыми ресурсами, М: Инфра-М., 2010 (-159 с.) - С.59
7. Сулян В. США: человеческий потенциал и экономика // Человек и труд. 2008. №4.