Научная статья на тему 'Международный опыт деятельности и регулирования банковских агентов'

Международный опыт деятельности и регулирования банковских агентов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ / АГЕНТ / ДИСТАНЦИОННЫЙ БАНКИНГ / СЧЕТ / КЛИЕНТ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОЗНИЧНЫЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демченко Н.Л.

В статье рассмотрен международный опыт функционирования и регулирования банковских агентов. По итогам проведенного исследования сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт деятельности и регулирования банковских агентов»

7(97) - 2012

Зарубежный опыт

УДК 339.732

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКИХ АГЕНТОВ

Н. Л. ДЕМЧЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела E-mail: demchenko_nataly@inbox. ru Всероссийская государственная налоговая академия

В статье рассмотрен международный опыт функционирования и регулирования банковских агентов. По итогам проведенного исследования сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: банковский, агент, дистанционный банкинг, счет, клиент, регулирование, розничный.

Модели дистанционного банковского обслуживания продолжают быстро развиваться во всем мире, в том числе и в СНГ. В ходе осмысления причин и последствий международного финансового кризиса потенциал охвата финансовыми услугами и проблемы правового регулирования привлекли всеобщее внимание и стали основной темой для Экспертной группы G-20 при анализе доступных механизмов финансирования.

В предлагаемой статье изучение российских особенностей правового регулирования банковской деятельности и внеофисного (дистанционного) оказания услуг сопровождается анализом текущего состояния розничного финансового рынка и обзором накопленного мирового опыта, преимущественно на примере развивающихся стран и стран с переходной экономикой, наиболее близких России по уровню и темпам развития. Только такой подход позволяет сформировать целостную картину происходящих нормативных, организационных, продуктовых и технологических изменений, а также выявить про-

блемы правового регулирования, препятствующие развитию банковской агентской модели в России.

Международные эксперты понимают под дистанционным (внеофисным) банкингом предоставление финансовых услуг вне отделений традиционного банка с использованием информационных и коммуникационных технологий и (или) небанковских розничных агентов [1].

Выделяют две модели дистанционного банкинга - банковскую и небанковскую [2].

В первом случае у клиента возникают прямые договорные отношения с банком или кредитной организацией, подлежащей банковскому регулированию и надзору. При этом клиент может иметь дело только с сотрудниками розничных агентов, привлеченных для проведения операций от имени и за счет банка.

Во втором случае у клиентов возникают прямые договорные отношения с небанковским поставщиком услуг, например с оператором мобильной связи, эмитентом предоплаченных карт или электронных денег. Клиент передает наличные деньги розничному агенту, запись о внесенной сумме, как правило в электронной форме, производится таким агентом. Обычно в системах дистанционного банкинга возможно как внесение, так и получение денежных средств у розничных агентов.

В дальнейшем будет рассмотрена лишь банковская модель дистанционного оказания банковских услуг. В классическом варианте модели с

использованием банка для внеофисного банкинга лицензированная финансовая организация (обычно банк) разрабатывает финансовые продукты и услуги и предлагает их через розничных агентов, которые отвечают за все контакты с клиентами или за большинство из этих контактов.

Банк является провайдером финансовых услуг и организацией, в которой клиенты открывают счета. Описание этой модели представлено в табл. 1. Розничные агенты осуществляют контакты с клиентами и операции с наличными примерно так, как сотрудники отделений принимают депозиты и выдают наличные.

В некоторых странах розничные агенты также проводят все процедуры по открытию счета, а в некоторых случаях даже проводят идентификацию клиентов и обслуживают займы. Практически каждая торговая точка, работающая с наличными, расположенная рядом с клиентами, может выступать розничным агентом. Независимо от рода своей деятельности каждый розничный агент имеет оборудование для электронной связи с банком, от имени которого он работает. Оборудованием может быть мобильный телефон или электронный кассовый терминал, который считывает карты.

Как только счет открыт или заявка на получение займа одобрена, клиент обращается к розничному агенту для того, чтобы осуществить все финансовые операции или некоторые из них. Розничный агент проверяет документы клиента и обрабатывает операцию, дебетуя счет клиента и кредитуя счет банка-получателя, если это покупка или перевод средств со счета на счет.

Кроме случаев, когда операция является простым переводом средств, наличные либо поступают в кассу розничного агента, либо выдаются из нее. Электронная запись об операции либо непосредственно передается от розничного агента банку, либо

Модель испол

обрабатывается агентом по проведению платежей, который переводит средства со счета клиента на счет получателя.

В некоторых версиях модели с использованием банка, например в Бразилии, банки могут заключать контракты с уполномоченной компанией, которая подбирает розничных агентов, заключает с ними контракты, обеспечивает их оборудованием и проводит мониторинг от имени банка. Во многих случаях уполномоченные агенты несут ответственность за сохранность денежных средств, которыми распоряжаются розничные агенты (хотя банк также отвечает перед клиентом в случае мошенничества или небрежности со стороны розничных агентов). В некоторых случаях платежный агент может осуществлять транзакции между банками.

Развитие моделей дистанционного банкинга позволяет существенно повысить доступность финансовых услуг для населения. По оценкам Консультационной группы по оказанию финансовых услуг малоимущим (CGAP), в мире насчитывается не более 500 тыс. банковских отделений. Наряду с ними функционирует более 665 тыс. отделений почтовой связи, 1 млн банкоматов, 28 млн POS-тер-миналов и 4 млрд мобильных телефонов. Таким образом, даже без учета мобильных телефонов число точек доступа к банковским услугам почти в 60 раз превышает количество банковских отделений [5].

Использование агентской схемы расширения банковского присутствия обеспечивает экономические (стоимостные) преимущества всем участникам.

Для банка использование инфраструктуры агента означает минимизацию капитальных затрат на расширение сети, новые экономические характеристики обслуживания малоимущих клиентов и отдаленных районов, быстрое увеличение объемов продаж, необходимых для прибыльного осуществления платежных операций.

Таблица 1

ования банка

Клиент Банковский агент Банк

Этап 1. Клиент обращается за финансовой услугой. Примеры предлагаемых услуг: пополнение счета и снятие наличных; денежные переводы; погашение кредитов и уплата налогов, оплата счетов; подача заявки на получение кредитов и выдача кредитов; открытие счетов и прием заявок на получение банковских платежных карт Этап 2. Розничный агент устанавливает личность клиента и проводит операцию либо непосредственно через инфраструктуру банка, либо через платежного агента. Примеры розничных агентов: предприятия розничной торговли (продуктовые магазины, пункты реализации лотерейных билетов, аптеки и т. д.); организации социальной направленности; почтовые отделения Этап 3. Банк осуществляет списание и зачисление денежных средств по счетам клиента и второй стороны операции. Примеры второй стороны операции: розничные агенты (для внесения или снятия средств) и получатели денежных переводов (другие клиенты, коммунальные службы, налоговые органы и т. д.)

Зарубежный опыт

7(97) - 2012

Для банковского агента сотрудничество с банком обещает приток новых покупателей, возникновение нового источника дохода в виде комиссионного вознаграждения, уплачиваемого банком; дифференциацию предложения, в том числе за счет использования бренде банка, который привлекает клиентов.

Для клиента близость точки обслуживания гарантирует экономию времени и затрат, удобство общения с местной торговой точкой и ее представителями, доступ к банковским услугам через регулируемого посредника (банк).

Принятие агентом денежных средств физических лиц без открытия банковского счета и немедленного проведения платежной операции ставит целый ряд вопросов, связанных в том числе с регулированием электронных денег. Как правило, в международной практике в таких случаях вводятся ограничения на сумму, которая может быть помещена на электронный «депозит». Иногда устанавливается также предельный срок хранения средств либо вводятся ограничения на частоту операций. Не меньшее значение имеют также вопросы о том, выплачиваются ли проценты, застрахованы ли «депозиты», изолированы ли средства от кредиторов эмитента на случай его банкротства, производится ли размещение данных средств.

С точки зрения органа банковского регулирования, перекладывание контактов с клиентами на плечи различных розничных агентов, используемое как в модели с использованием банка, так и в модели с небанковской (нефинансовой) организацией, представляется более рискованным, чем исполнение таких функций сотрудниками банка непосредственно в отделении (служебном помещении) банка.

Розничные агенты могут работать в труднодоступных или опасных районах, не имея систем безопасности и специально обученного персонала. Отсутствие специальной подготовки может оказаться особой проблемой, если функции розничных

Таблица 2

Количество агентов в странах-лидерах

на конец 2010 г.

Страна Количество агентов

Бразилия 160 000

Филиппины 20 000

Кения 17 000

Индия 10 000

Колумбия 7 500

Южная Африка 7 000

Пакистан 7 000

Источник: [5].

агентов не будут ограничены выдачей и приемом денег, а также будут подразумевать роль принятия решений о выдаче кредитов.

Но в целом модель с использованием банка влечет за собой ряд дополнительных серьезных рисков по сравнению с классическим филиальным банкингом.

В банковском регулировании обычно выделяют несколько видов рисков. Пять из них - кредитный, операционный, юридический, репутационный и риск ликвидности - особенно значимы в случае, когда клиентам приходится пользоваться услугами розничных агентов, а не отделений банков, чтобы получить доступ к банковским услугам.

Привлечение розничных агентов потенциально порождает также специфические вопросы, касающиеся защиты потребителей и соответствия требованиям, предъявляемым законодательством о борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно проведенному CGAP в 2009 г. опросу органов регулирования в 139 странах, 40 % стран разрешают привлечение банковских агентов [4]. Однако из числа тех стран, где это разрешено, только одна треть позволяет агентам открывать банковские счета, включая проведение процедуры идентификации («знай своего клиента»). Режимы ее проведения оказывают влияние на издержки, связанные с привлечением новых клиентов. Когда использование агентов не допускается, внеофисное банковское обслуживание, опирающееся на агентов, вообще не сможет быть инициировано.

Схемы внеофисного банковского обслуживания, существующие в настоящее время, в значительной степени связаны с оказанием услуг по проведению платежей и денежных переводов внутри страны. Более половины клиентов M-PESA в Кении пользуются этим сервисом в основном для осуществления дистанционных платежей между физическими лицами. Платежи юридическим лицам составляют три четверти операций, осуществляемых бразильскими корреспондентами.

Тем не менее услуги, отличные от платежей, уже предоставляются, и ими могут пользоваться клиенты с низким уровнем доходов. Менее чем за пять лет мексиканский банк Banco Azteca открыл 8,1 млн депозитных счетов и 8,3 млн ссудных счетов и продал 11 млн страховых полисов в основном мексиканцам с низким уровнем дохода [5].

Аналогичным образом компания FINO в Индии в дополнение к базовому банковскому обслужива-

нию и социальным выплатам предлагает услуги медицинского страхования.

Даже модели, предназначенные только для осуществления платежей, используются клиентами для решения различных задач, например для хранения денег. Принято считать, что потребители поднимаются по лестнице финансовых продуктов, первой ступенькой на которой являются платежи -денежные переводы и плата за мобильную связь. С их помощью у людей возникает желание перейти к следующей ступени - открытию банковского счета, и в конечном итоге они приходят к получению официального кредита и оформлению страховки.

\Существует достаточно свидетельств, подтверждающих эти предположения о повышении спроса на более традиционные отношения «клиент -банк» со стороны более обеспеченных клиентов. Вместе с тем есть также основания полагать, что в случае внеофисного банковского обслуживания спрос на дополнительные услуги со стороны малоимущих клиентов будет значительно ниже.

Вполне возможно, что традиционная парадигма банковского счета меняется. Если в развитых странах банки предлагают открытие текущего счета в качестве убыточного продукта, поскольку в силу долгосрочнос-ти возникающих отношений он способствует продаже других, более прибыльных услуг, в развивающихся странах ситуация может складываться иначе.

В случае предоплаченных услуг, что имеет место при обслуживании малоимущих потребителей, услуги оказываются в рамках отношений между провайдером и потребителем и представляют собой прием платежей за товары (работы, услуги). В тех случаях, когда имеется несколько провайдеров, наблюдается высокая текучесть клиентов; это ограничивает возможности для продаж дополнительных финансовых продуктов. Но именно такие кросс-продажи становятся крайне важными для построения устойчивой бизнес-модели.

Возможность продаж дополнительных продуктов отчасти определяется регулированием. Возможность банков выполнять посреднические депозитные услуги у эмитентов электронных денег почти во всех случаях заблокирована, например путем запрета на получение ими кредитной маржи.

Серьезные успехи в сфере дистанционного банкинга на конец 2010 г. можно отметить в странах СНГ. Согласного постановлению кабинета министров Украины, на каждом предприятии розничной торговли или услуг площадью свыше 20 м2 в на-

селенном пункте более с 25 тыс. жителей к концу 2011 г. должен был быть установлен платежный терминал. В настоящее время в стране их действует более 63 тыс., и за последнее полугодие 2009 г. они показали 56 %-ный рост оборота [5].

Компания «Информ-Системы» ввела в действие платежные терминалы с биометрией (по отпечатку пальца) для облегчения идентификации клиента. Показательно, что услуги платежных терминалов оказываются более востребованными населением, чем платежи с банковского счета с управлением через мобильный телефон. Менее половины пользователей мобильных телефонов и смартфонов (47 %) ничего не знают об услугах мобильного банкинга, предлагаемых банками, а 15 % пользователей знают об этих услугах, но все равно не пользуются ими.

В Азербайджане большую популярность приобрели предоплаченные карты (например, Azerfon-\с^аЮпе). Быстро развивается сеть платежных терминалов Раурот1 Постановлением кабинета министров Азербайджана от 03.02.2006 №№ 033 утвержден график поэтапного внедрения платежных терминалов в регионах. В течение четырех лет количество платежных терминалов увеличилось почти в 4,5 раза [5].

Объем дистанционных банковских операций растет также в Армении. Поставщики платежных систем и услуг регулируются центральным банком этой страны. Действуют 11 лицензированных поставщиков платежных услуг. 10 из них (в том числе «Айпост» - армянская почтовая служба) имеют лицензии на денежные переводы [5].

Службы денежных переводов работают по всей стране. Один из операторов мобильной связи предлагает услугу по переводу средств с баланса телефона. В июле 2010 г. Центральный банк Армении принял Положение о выпуске и обращении электронных денег, согласно которому эмитентами электронных денег могут выступать банки, службы денежных переводов и другие юридические лица.

Особенностью казахстанского варианта развития дистанционного банкинга является самое широкое привлечения к проведению финансовых операций АО «Казпочта» как агента и поставщика услуг. В 1999 г. Казпочта получила лицензию национального банка на проведение некоторых видов банковских операций, в 2006 г. - лицензию Агентства по финансовому надзору, дающую право выступать в качестве платежного агента. В 2009 г. были приняты поправки к закону «О почте», разрешающие почте проводить операции по выдаче кре-

Зарубежный опыт

7(97) - 2012

дитов. Так, Альянс-Банк использует АО «Казпочта» для выдачи потребительских кредитов работникам, получающим зарплату.

Наряду с почтой банки предлагают услуги мобильного банкинга, например, ХалыкБанк - Народный банк Казахстана, Цеснабанк и др.

В сектора розничных платежей на пространстве СНГ действует целый ряд международных компаний. Крупнейшая в России компания платежных терминалов ОСМП (Объединенная система моментальных платежей) работает в 12 странах - Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Китай, Румыния, Южная Африка, Вьетнам - и владеет розничным брендом QIWI. Платежная система в режиме онлайн WebMoney оказывает услуги, доступные в 8 069 городах 70 стран мира и имеет 12,3 млн пользователей [5].

Как отмечают международные эксперты [3], в процессе создания агентского канала банковского обслуживания перед банком может встать целый ряд неизвестных ранее проблем технического и операционного характера. Однако основная проблема носит стратегический характер - это проблема четкого понимания того, как этот канал соответствует сегментации банковской клиентуры, предлагаемому набору услуг и задачам брендинга. Эта проблема имеет особое значение для тех банков, которые рассматривают агентскую сеть как способ охвата банковскими услугами лиц, прежде не имевших банковских счетов. Банкам необходимо будет:

• повысить уровень финансовой грамотности потенциальных клиентов;

• разработать подходящие банковские продукты, соответствующие их потребностям и уровню благосостояния;

• изыскать эффективные способы охвата этой аудитории убедительными маркетинговыми обращениями;

• ввести механизм проверки личности клиентов (поскольку многие из них могут не иметь никаких официальных документов, удостоверяющих их личность).

Агент не способен решить эти задачи самостоятельно: по всем этим аспектам ему необходима надлежащая помощь со стороны банка. В противном случае банк будет располагать сетью «форпостов», которые не смогут обеспечить широкого охвата клиентов.

Принятый Федеральный закон РФ от 27.06.2011 №161 -ФЗ «О национальной платежной системе» определяет электронные денежные средства как денежные

средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета обязанному лицу, для исполнения денежных обязательств лица предоставлять денежные средства перед третьими лицами.

Эмиссия электронных денег осуществляется после получения эмитентом денежных средств в размере не менее эмитированной денежной стоимости. Данное положение и другие нормы закона РФ «О национальной платежной системе» позволяют установить границы эмиссии электронных денег и законодательно фиксируют, что электронные деньги, обращаясь в виртуальном киберпространстве, сохраняют свое значение знаков стоимости и не утрачивают кредитного характера.

Электронные деньги необходимо отличать от электронных средств платежа, которые широко используются для проведения безналичных расчетов. Электронное средство платежа - средство или способ, позволяющие оператору по переводу денежных средств1 составлять, удостоверять и передавать распоряжения для перевода денежных средств с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

В настоящее время электронные деньги используются в сервисах систем дистанционного банковского обслуживания интернет-банкинг2, веб-банкинг3, мобильный банкинг4.

На основе развития современных информационных технологий в последние годы возникли и быстро развиваются альтернативные глобальные системы расчетов (Global transaction services, GTS). Однако опыт показал, что такие системы наиболее

1 Согласно российскому законодательству оператором по переводу денежных средств, т. е. организацией, которая вправе осуществлять перевод денежных средств, может быть Банк России, кредитная организация, имеющая право на осуществление перевода денежных средств, государственная корпорация «Внешэкономбанк».

2 Шегпе^банкинг - управление банковскими счетами и картами через Интернет и веб-браузер в режиме оп-1те, содержит механизм электронно-цифровой подписи, обеспечивающий защиту информации.

3 WеЬ-банкинг является облегченной версией 1п1егпе1;-банкин-га, не содержит механизма электронно-цифровой подписи и предназначен для доступа к банковским счетам и картам через Интернет и любой веб-браузер.

4 МоЫ1е-банкинг - управление банковскими счетами и картами с мобильных телефонов, коммуникаторов и смартфонов. Работает в режиме оп-1те.

эффективны, когда они находятся в партнерских отношениях с банками. Использовать современный iPhone для того, чтобы оплатить чашку кофе, значительно удобнее, чем для управления корпоративными денежными потоками в миллионы долларов.

Банковские платежные системы более приспособлены для платежей и расчетов крупных и средних корпораций. Напротив, платежи предприятий малого бизнеса, частных лиц коммунальным или страховым компаниям, а также небольшие оплаты корпораций частным лицам могут быть проведены с минимальными издержками для получателей и отправителей платежей при помощи GTS 5.

Не исключено, однако, что в ближайшем будущем масштабы использования глобальных систем расчетов как инструмента платежей и расчетов в обороте по коммерческим сделкам юридических и физических лиц с недвижимостью, товарно-материальными ценностями и услугами, с ценными бумагами и другими активами будут сопоставимы с масштабами использования безналичных денежных средств. По этой причине проблемы качества электронных денег, используемых в глобальных системах расчетов, объемов и обоснованности эмиссии электронных денежных средств, безопасности их использования для осуществления платежей и расчетов продолжают сохранять актуальность на глобальном уровне.

Подводя итог, можно сказать, что существует ряд препятствий, которые предстоит преодолеть, чтобы разнообразная деятельность банковских агентов (внеофисный банкинг) стала привлекательной альтернативой для кредитных организаций и их клиентов. Основные проблемы связаны с:

• пониманием факторов, побуждающих клиентов к использованию и оплате соответствующего спектра финансовых и платежных услуг. Осознание психологии клиентов и разработка надлежащих услуг существенно важны для стимулирования спроса;

• учетом экономических интересов агентов, занимающихся приемом/выдачей денег. Проблема заключается в определении размера комиссионного вознаграждения за проведение финансовых операций. Она, очевидно, должна быть значительно меньше обычной торговой наценки розничного магазина. Представляется маловероятным, что в большинстве случаев привлечение микросбережений может подде-

5 New GTS outlook. Special report. The Banker. Sept. 2011.

ржать комиссионные на уровне, типичном для розничных продаж;

• обеспечением расчетных счетов для всех. В рамках платежной сети базовой услугой для любого клиента является его расчетный счет. Его открытие должно быть простой операцией, а поставщики услуг должны видеть экономические преимущества от широкого предложения таких счетов. В частности, требования в отношении соблюдения правила «знай своего клиента» должны быть практически осуществимыми, пропорциональными соответствующим рискам. При оказании услуг малоимущим гражданам должны быть предусмотрены более эффективная и облегченная процедура и инфраструктура, работающая со счетами с низким балансом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• определением общих для всей отрасли моделей и передовой практики, которые поддерживают надлежащий уровень сотрудничества и конкуренции между всеми участниками платежной сети - банками, их агентами, почтовыми отделениями, операторами мобильной связи и т. п. Для достижения надлежащих стандартов операционной совместимости, согласования используемых частными организациями схем стимулирования и создания необходимой единой инфраструктуры требуется время.

Список литературы

1. Лайман Т. Развитие дистанционного банкинга в регионе: эволюция бизнес-моделей и их регулирование. Доклад на пятом Краковском форуме по вопросам политики, законодательства и регулирования для создания всеохватывающей финансовой системы. Киев, 6-8 октября 2010 г.

2. Лайман Тимоти Р., Гаутам Иватури, Шта-шен Штефан. Использование агентов во внеофис-ном банковском обслуживании малообеспеченных слоев населения: стимулы, риски и регулирование // CGAP, 2006. № 38.

3. Мас Игнасио, Зидек Ханна. Банковское обслуживание через сети розничных агентов // CGAP. 2008. № 47.

4. Пикенс Марк, Портеус Дэвид, Ротман Сара. Сценарии внеофисного банковского обслуживания в 2020 году // CGAP, DFID. 2009. № 57.

5. Правовое регулирование банковских агентов: действующее законодательство и рекомендации на будущее. Российский микрофинансовый центр, Институт финансовых технологий. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.