Научная статья на тему 'Международный опыт борьбы с коррупцией применительно к российским условиям'

Международный опыт борьбы с коррупцией применительно к российским условиям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1.КОРРУПЦИЯ / 2.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юхачев С.П.

Статья посвящена исследованию достижений стран Европы и Америки в борьбе с коррупцией, а также отдельным успешным наработкам по данному вопросу государств СНГ. В статье анализируются возможные меры и направления по совершенствованию антикоррупционной деятельности в России в контексте единой государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт борьбы с коррупцией применительно к российским условиям»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РОССИЙСКИМ УСЛОВИЯМ

THE INTERNATIONAL EXPERIENCE OF THE FIGHT AGAINST CORRUPTION WITH REFERENCE TO THE RUSSIAN CONDITIONS

С.П. ЮХАЧЕВ,

доцент кафедры мировой и национальной экономики Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, к.э.н.

S.P. YUHACHEV,

senior lecturer of chair world and national economy of the Tambov State University named after G.R. Derzhavin, candidate of Economical Science

Аннотация

Статья посвящена исследованию достижений стран Европы и Америки в борьбе с коррупцией, а также отдельным успешным наработкам по данному вопросу государств СНГ. В статье анализируются возможные меры и направления по совершенствованию антикоррупционной деятельности в России в контексте единой государственной политики.

Abstract

Article is devoted research of achievements of the countries of Europe and America in a fight against corruption, and also to separate successful operating time on this point in question of the states CIS. In article possible measures and directions on perfection of anticorruption activity in Russia in a context of a uniform state policy are analyzed.

Ключевые слова

1. Коррупция

2. Государственная политика противодействия коррупции

Key words

1. Corruption

2. A state policy of counteraction of corruption

Противодействие коррупции в России выходит на общенациональный уровень. В своем Послании Федеральному собранию РФ Президент Д.А. Медведев выделил проблему борьбы с коррупцией как одну из наиболее первоочередных задач: «Национальный план противодействия коррупции подписан еще в июле, а соответствующий пакет законов уже внесен мной в Государственную Думу. Их главная особенность - в комплексности, системности и адресной направленности. В первоочередном устранении тех причин коррупции, которые порождены несовершенством нашего государственного и хозяйственного механизмов.

Сейчас уже вносятся изменения в законы, регулирующие деятельность сотрудников таможни и органов внутренних дел, прокуратуры и Федеральной службы безопасности, судей и служащих аппаратов судов, органов государственной власти, муниципальных органов и других. Крайне важно и то, что антикоррупционная работа строится на использовании мер упреждения. На создании атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения» [1].

Первым сигналом активизации борьбы с коррупцией стал Указ Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 129, в соответствии с которым была образована межведомственная рабочая группа для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. Логическим продолжением стали Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции»

№ 815 от 19 мая 2008 года и принятие Национального плана противодействия коррупции 31 июля 2008 года.

Развитие России по пути демократизации и глобального распространения и интеграции рыночной экономики, а период политической и структурной трансформации экономики представляет собой благоприятную почву для развития в государстве коррупции, то к концу переходного периода масштабы этого явления приняли угрожающие размеры для развития и стабильности национального хозяйства.

Немецкий криминолог В. Хетзер считает, что «во многих странах продажность стала уже основным принципом общественного устройства», «важным элементом в борьбе за политическую власть». На основании этого он выражает сомнения в осуществимости выработки государственной стратегии борьбы с коррупцией. Правоохранительные органы становятся бессильными в рамках политических и экономических систем, связанных, по сути дела, круговой коррупционной порукой [2]. Наиболее полная характеристика термина «коррупция» была сформулирована междисциплинарной группой Совета Европы по коррупции в 1995 г.: «Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других» [3].

Несмотря на то, что коррупция существует в большинстве стран мира, однако меры по сокращению данной преступной деятельности существуют уже давно, причем мировая практика этой борьбы позволила создать механизмы для почти полного искоренения или минимизации этого явления.

Так, в США наказанием за коррупционную деятельность могут служить штрафы в тройном размере взятки или тюремное заключение от 15 лет либо то и другое одновременно, а при отягчающих обстоятельствах - лишение свободы до 20 лет. Причем коррупци-

онными признаются сделки между любыми лицами по поводу устройства на федеральную государственную службу. Так, уголовно наказуемым является требование денег или имущественных благ или их получение для содействия в устройстве на государственную службу. Одним из наиболее привлекательных с точки зрения заимствования в российскую практику является фактически полное отсутствие иммунитетов для должностных лиц: любой чиновник, включая президента, конгрессменов и сенаторов, в особом порядке может быть привлечен к уголовной ответственности после отстранения его от должности. А также единые правила поведения для чиновников всех рангов и ветвей государственной власти, регламентирующие размеры и правила получения подарков от частных лиц и организаций, а также от представителей иностранных государств.

В основу антикоррупционной политики Германии положено 10 базовых принципов:

• охранять государственную казну и конкуренцию посредством регистра коррупции;

• создавать стимулы для новой этики предпринимательства;

• запрещать должностным лицам, уволенным со службы за оказание протекции, в течение 5 лет иметь отношение к предпринимательству;

• ликвидировать пробелы в законах;

• вести санкционированный контроль за телефонными разговорами;

• урегулировать положение главного свидетеля посредством смягчения наказания;

• улучшать уголовное преследование путем создания центров по борьбе с коррупцией;

• обеспечивать широкую гласность своей деятельности;

• создать «телефон доверия»;

• усилить контроль с целью предупреждения самообогащения и злоупотребления субъективным правом.

Значительных успехов удалось добиться в борьбе с коррупцией в Финляндии, которая по данным международной неправительст-

венной организации по противодействию коррупции Transparency International, занимает место в пятерке наименее коррумпированных стран. Низкому уровню коррупции в органах государственной власти и управления Финляндии способствуют: наличие эффективно действующих институтов гражданского общества; либеральная политика государства; прозрачность и гласность процесса принятия решений должностными лицами, открытость и доступность большинства нормативных и подзаконных актов; полная независимость системы правосудия от исполнительной власти, эффективная организация административной системы, характеризующейся компактностью, малой степенью бюрократизации; высокий уровень зарплаты государственных служащих, наличие социального пакета, начисляемого по итогам выслуги лет.

Кроме того, в большинстве стран Европы и Америки существуют специальные правительственные органы и общественные организации, занимающиеся вопросами этики государственной службы («Высший совет по этике» - Франция, Американское общество государственного управления - ASPA и др.). Учитывая, что государственное управление играет значительную роль в демократическом обществе, а государственные служащие являются ключевым элементом в государственном управлении, Комитет министров Совета Европы рекомендует, чтобы правительства государств-членов в соответствии со своими внутренними законодательствами и принципами государственного управления содействовали принятию внутренних кодексов поведения государственных служащих [4]. Этика государственной службы и правила поведения государственных служащих в разной степени регулируются и странами - членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Поскольку стандарты и критерии государственной службы определяются целым рядом как формальных, так и неформальных факторов, Совет ОЭСР 23 апреля 1998 г. принял «Рекомендации по совершенствованию этики поведения государственных служащих», содержащие принципы этики поведения государственных учреждений.

Несмотря на то, что в Российской Федерации также действует ряд нормативных актов, регламентирующих деятельность государственных служащих (Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации», «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», утвержденные Указом Президента Российской Федерации, а также ведомственные нормативные акты, устанавливающие правила поведения сотрудников в профессиональной и внеслужебной деятельности), тем не менее говорить об их эффективности и видимых результатах их принятия в нашей стране пока не приходится.

Особый интерес для России также представляет успешный опыт ряда стран СНГ в силу общего исторического прошлого, схожих условий переходного периода.

В Республике Казахстан уже ведется активная борьба с коррупцией, начало которой было положено в 1998 г. принятием Закона РК «О борьбе с коррупцией». На базе этого закона были приняты государственные программы борьбы с коррупцией на 1999-2000 гг., на 2001-2005 гг., на 2006-2010 гг. и т.д. Программные документы в наиболее систематизированном и обобщенном виде содержат те меры, которые были приняты и реализованы в рамках антикоррупционной политики.

В заключение можно отметить, что, несмотря на относительную успешность развития политико-экономической базы стран СНГ и России, все же сохраняются серьезные проблемы с коррупционными правонарушениями в системе государственного управления. Тем не менее осознание руководством Российской Федерации данного аспекта общественной жизни позволяет надеяться на формирование конструктивных мер по борьбе с коррупцией, которые будут носить систематический характер. На наш взгляд, особое внимание при этом следует уделить преодолению ряда негативных факторов, в большей степени способствующих существованию коррупции:

1. Низкие темпы перехода от закрытой и неподконтрольной обществу власти.

2. Низкая эффективность институтов власти, как в плане реализации ее задач и стратегий, так и в плане ментального отхода от пережитков бюрократического прошлого служащих системы государственного управления. То есть сохраняется тенденция неповоротливости и отсталости государственного аппарата управления и исполнения, особенно на региональном и муниципальном уровнях.

3. Низкий уровень развития политических партий и системы формирования норм и правил ведения конкурентной борьбы в политической сфере. Мировой опыт свидетельствует, что реальная политическая конкуренция служит ограничителем коррупции в политической сфере.

4. Сохраняющиеся социально-экономические проблемы среди населения, в том числе невысокое заработное обеспечение госслужащих и бюджетников, что может служить катализатором массовой низовой коррупции.

5. Несовершенство законодательства. В процессе реформирования экономики преобразования экономической практики существенно обгоняют ее законодательное обеспечение. Кроме того, неразвитость законодательства проявляется в низком качестве законов, в нечеткости законотворческих процедур и отсутствии эффективных механизмов контроля за их соблюдением.

6. Относительная слабость гражданского общества, сохраняющийся пока отрыв общества от власти.

Преодоление перечисленных проблем, факторов будет способствовать повышению эффективности антикоррупционной борьбы на уровне устранения первоисточников ее возникновения. Проблемы формирования и совершенствования целостной системы антикоррупционного законодательства носят комплексный характер. Они связаны с проблемами компетенции и взаимодействия органов, осуществляющих властные полномочия в сфере противодействия коррупции.

Присоединение России к ряду международных конвенций по проблемам борьбы с организованной преступностью и коррупцией и сопряженными с ними налоговыми преступлениями и отмыванием незаконных доходов неизбежно сегодня ставит вопрос о не-

обходимости принятия комплексного законодательного акта, который будет предусматривать меры, направленные в первую очередь на устранение причин и условий, порождающих коррупцию [5].

В Российской Федерации должны быть сформированы эффективные и дееспособные «вертикаль» и «горизонталь» власти, создающие основу жизнедеятельности и процветания федеративного государства. Это потребует: рационализации структуры органов государственной власти и управления, мер по повышению профессионализма и ответственности государственных служащих, усиления борьбы с коррупцией; перестройки государственной кадровой политики; создания условий для развития институтов гражданского общества, повышения роли и авторитета средств массовой информации.

Главной целью антикоррупционной политики должно являться преодоление сложившейся в стране коррупционной системы, формирование новых общенациональных приоритетов государственной политики, направленной на реализацию общих интересов большинства граждан, а не на узкокорпоративные или семейные интересы отдельных чиновников.

Исходя из изложенного с целью повышения эффективности антикоррупционной деятельности можно предложить:

• сконцентрировать усилия органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, на предотвращении, выявлении и пресечении проявлений коррупции в государственных органах, где коррупционные деяния получили наиболее широкое распространение;

• разработать систему мер по совершенствованию деятельности органов, которые ведут борьбу с коррупцией, определить механизм их взаимодействия с иными органами, на которые в соответствии с законодательством возлагается оперативное, техническое, информационное и иное обеспечение борьбы с теневой экономикой и коррупцией;

• определить порядок и механизм своевременного и адекватного реагирования на получение оперативной информации о коррупционных деяниях, в соответствии с которыми руководители соот-

ветствующих правоохранительных органов или их подразделений будут нести персональную ответственность за принятие решений в соответствии с предусмотренными законом мерами реагирования на такую информацию;

• обеспечить эффективную защиту, безопасность и анонимность (в случае такой необходимости) лиц, которые сообщают о фактах коррупционных деяний и принимают участие в уголовных делах по их рассмотрению.

В укрупненном виде политика Российской Федерации по преодолению коррупции должна представлять собой систему мер, действующих в нескольких направлениях:

• формирование твердого политического курса со стороны руководства страны;

• формирование полномасштабной, четко организованной и скоординированной борьбы с коррупцией на всех ее уровнях;

• создание институциональной среды, препятствующей развитию коррупционной деятельности в стране.

Таким образом, меры по борьбе с коррупцией должны стать неотъемлемым элементом всех реформ. Для повышения эффективности антикоррупционной деятельности к разработке ее законодательной основы необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов, возможно, даже иностранных, профессионально разрабатывавших соответствующие вопросы. Устранение «белых пятен» в правовом поле борьбы с коррупцией, системное и постоянное противодействие коррупции и теневой экономике должно стать одной из стратегических задач государства.

Библиографический список

1. www.kremlin.ru

2. Голиков Г. А. Коррупция: легализация или борьба // Борьба с преступностью за рубежом. М., 2006. № 1. С. 36-37.

3. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: НОРМА, 1999. С. 271.

4. Рекомендация № R (2000) 10 Комитета министров государствам - членам по Кодексу поведения государственных служащих. Принята Комитетом министров на 106-й сессии 11 мая 2000 г.

5. Нургалиев Р.Г. О реализации положений Послания Президента Российской Федерации на 2006 год по вопросам борьбы с коррупцией // Государственная Дума. Стенограмма заседаний. Бюллетень № 194 (908) от 17.11.2006.

Bibliographical list

1. www.kremlin.ru

2. Golikov G.A. Corruption: legalisation or struggle // Struggle against criminality abroad. М, 2006. № 1. P. 36-37.

3. Luneev V.V. Prestupnost of the XX-th century. World, regional and Russian tendencies. М: NORM, 1999. P. 271.

4. The recommendation № R (2000) 10 Committees of ministers to member states under the Code of behaviour of civil servants. It is accepted by Committee of ministers at 106th session on May, 11th, 2000.

5. Nurgalyev R.G. About realisation of positions of the Message of the president of the Russian Federation for 2006 concerning a fight against corruption//the State Duma. The shorthand report of sessions. The bulletin № 194 (908) from 17.11.2006.

Контактная информация

E-mail: rector@tsu.tmb.ru

Тел.: (4752)79-68-53.

Contact links

E-mail: rector@tsu.tmb.ru

Тel.: (4752)79-68-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.