• КАДРЫ
Международный образовательный проект TEMPUS RELNET IB-JEP-27114-2006
Е. П. ДУДКИН, докт. техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Промышленный и городской транспорт»
Глобальная цель проекта «Расширение кооперации вузов России на основе внедрения дистанционного обучения (E-Learning) для переподготовки и повышения квалификации кадров транспортного сектора» — взаимодействие и кооперация российских университетов с предприятиями транспортного сектора для создания системы дистанционного обучения при повышении квалификации и переподготовке специалистов с учетом опыта зарубежных университетов-партнеров.
Координатор проекта — университет г. Падерборн (Германия), генеральный менеджер — профессор университета г-н Клаус Розенталь. В состав консорциума со стороны ЕС входит Государственный университет Гронинген, Нидерланды (Rijksuniversiteit Groningen), и консалтинговая фирма Kaufmann Unternehmensberatung GmbH во главе с доктором Гидо Кауфманном; со стороны РФ — Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения, Российская академия транспорта, Липецкий государственный технический университет, хабаровский Дальневосточный университет путей сообщения.
В 2006 году в ПГУПС прошла конференция руководителей и ответственных работников промышленного железнодорожного транспорта, где обсуждались возможности дистанционного образования. В результате было принято решение о необходимости внедрения подобной формы обучения для подготовки и переподготовки кадров транспортного сектора России.
Преимущества обучения, организованного в виртуальной обучающей среде (E-Learning), в настоящий момент уже абсолютно очевидны. Среди них снижение издержек организации за счет исключения командировочных расходов для сотрудников, проходящих переподготовку, усиление индивидуального контроля за прохождением программ переподготовки каждым обучающимся, облегчение подготовки к тестированию.
Основное же достоинство такой формы организации обучения — отсутствие необходимости отрыва персона-
ла, проходящего обязательные и добровольные программы переподготовки кадров и курсы повышения профессиональной квалификации, от производственного процесса. Очевидно, что для получения устойчивого эффекта повышения качества обучения в системе подготовки и переподготовки кадров для транспорта необходимо и дальше наращивать усилия в этом направлении.
Дистанционное обучение (ДО) — новая, а не модифицированная форма заочного обучения (learning via correspondence), самостоятельная система, а не технология. Таким образом, ни в коем случае нельзя приравнивать ДО просто к Интернет-технологии. Главное в ней — образовательная концепция и личность преподавателя.
Под дистанционным обучением специалисты Американской ассоциации дистанционного обучения (The United States Distance Learning Association — USDLA) понимают процесс обучения, в котором учитель и ученик географически разделены и потому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса.
Дистанционное обучение включает дистанционное преподавание (деятельность преподавателя в учебном процессе) и дистанционное учение (познавательную деятельность учащихся). К основным факторам, определяющим дистанционную форму обучения, можно отнести:
• разделение учителя и учащихся расстоянием, по крайней мере, на большую часть учебного процесса;
• использование учебных средств, способных объединить усилия учителя
и учащихся и обеспечить усвоение содержания курса;
• обеспечение интерактивности между учителем и учащимися, между администрацией курса и учащимися;
• приоритет самоконтроля над контролем со стороны учителя.
Основное внимание при организации дистанционного обучения необходимо уделять таким процессам, как:
• организация конкретных занятий в соответствии с логикой познавательной деятельности — учебный процесс;
• осуществление разных форм контроля и тестирования;
• взаимодействие преподавателя с учащимися;
• взаимодействие учащихся между собой.
Исследование систем управления электронным обучением, проведенное в рамках дипломного проектирования на кафедре «Менеджмент и маркетинг», показало, что современные тенденции развития рынка ОрепЭоигсе LMS\LCMS (открытых, или бесплатных, систем) направлены в сторону универсализации и увеличения функциональности систем.
Использование коммерческих систем управления электронным обучением недоступно большинству отечественных вузов по причине их высокой стоимости и необходимости продления лицензии на каждый учебный год. К тому же системы с открытым исходным кодом позволяют реализовать тот же набор возможностей, что и коммерческие, с существенно меньшими затратами и большей эффективностью. Проведенный анализ показал, что оптимальной платформой для реализации проекта являются системы LMS\LCMS МооШе и Sakai. На сегодняшний день размещение материалов по нашей программе проводится на базе виртуальной обучающей среды МооШе.
Помимо упомянутого исследования по определению платформы, для организации дистанционного обучения с
КАДРЫ •
технической точки зрения нами рассматривалось два варианта. Первый вариант — организация деятельности ДО на основе приобретения собственных активов: покупка сервера и его обслуживание собственными силами. Второй вариант — использование услуг аутсор-синговой компании: аренда сервера в DATA-центре и его централизованное обслуживание. Выбор второго варианта означает для нас возможность сфокусироваться на ключевой компетенции, т.е. на формировании курсов и обучении. На сегодняшний день аутсорсинговая компания осуществляет техническую поддержку и администрирование всей системы с гарантией работоспособности в режиме 24/7.
Подготовка к обучению на дистанционной основе ведется по следующим курсам:
• «Обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте необщего пользования». По этому курсу проводятся периодические очные занятия на базе ИПКП ПГУПС. В планах — переход на смешанную форму обучения (очно-дистанционную). Стоит отметить, что экологическая составляющая курса включает в себя материалы еще одного совместного европейского образовательного проекта с участием ПГУПС — TEMPUS PROJEKT UMRU IB-JEP-27115-2006 «Управление охраной окружающей среды (Экологический менеджмент)» для России и Украины.
• «Менеджмент и маркетинг в логистических системах на транспорте». Это новый курс, разрабатываемый на основе материалов завершенного проекта TEMPUS MW RUTRANS IB-JEP-24053-2003.
По адресу www.pgups-tempus.ru размещаются материалы по перечисленным курсам, а также вся необходимая информация для слушателей курсов повышения квалификации по программе «Обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте необщего пользования».
Эти курсы могут использоваться для проведения занятий по повышению квалификации специалистов транспортной отрасли. Помимо этого, мы размещаем в виртуальной обучающей среде курсы, которые могут быть использованы как для повышения квалификации специалистов, так и для обучения и тестирования студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения.
В феврале 2009 года слушатели, обучающиеся по специальности «Маркетинг» по заочной и вечерней форме, первыми прошли курс лекций и тестирование по дисциплине «Маркетинго-
вые исследования». Теперь нам предстоит проанализировать их мнение относительно дистанционной формы обучения с целью устранения выявленных недостатков и дальнейшего совершенствования предоставляемых услуг.
Изначально финансовое обеспечение проводится из средств бюджета проекта, которые используются как для оплаты услуг аутсорсинговой компании, так и для закупки компьютерной и другой техники для организации работы преподавателей в системе ДО.
В дальнейшем дистанционное обучение будет осуществляться за счет средств от коммерческого оказания образовательных услуг.
Очередная координационная встреча в рамках проекта TEMPUS RELNET состоялась в октябре этого года на базе университета-партнера ДВГУПС (Хабаровск). На семинарах в рамках встречи нами был изучен крайне интересный опыт ДВГУПС относительно организации дистанционного обучения и других вопросов. Так, в ДВГУПС во внутренней сети университета размещен единый стандарт составления и оформления учебно-методического комплекса (УМК), для студентов в виртуальной среде университета создана база контрольных вопросов и ответов по текущим дисциплинам, создан и успешно функционирует центр тестирования.
Помимо этого, в 2008 году в ДВГУПС начата разработка и внедрение программного обеспечения и баз данных для организации тематических форумов по учебным дисциплинам между преподавателями и студентами в системе ИСДО ДВГУПС на основе использования платформы Microsoft Learning Gateway. Эта система сочетается с уже существующими в учебном заведении системами управления и обеспечивает их надежность и безопасность. Эта технология не только удовлетворяет основные потребности вуза в работе с информацией, но и может быть надежной основой для дальнейшего развития учебного учреждения. Решение Microsoft Learning Gateway разработано на базе Microsoft SharePoint Portal Server специально для образования. Оно включает в себя технологии Microsoft по управлению знаниями, взаимодействию и совместной работе.
Также на встрече был проведен семинар «Бенчмаркинг в электронных обучающих системах», заслушан доклад директора центра тестирования ДВГУПС «Теория и практика использования тестовых технологий в подготовке специалистов», подписан меморан-
дум по учреждению международного образовательного консорциума «Евроазиатский киберуниверситет логистики и транспорта». Нашему университету предложено использование общего проектного портала на основе использования платформы Microsoft Learning Gateway для организации дистанционного обучения.
Таким образом, у нас существует два не исключающих друг друга варианта организации дистанционного обучения:
1. На базе платформы Moodle по адресу www.pgups-tempus.ru/
2. В кибер-университете на базе платформы Microsoft Learning Gateway при условии работы администратора.
В заключение хотелось бы отметись, что уже началась подготовка к проведению международной конференции «Дистанционная система обучения как практическая сеть современных технологий образования в транспортном секторе России», намеченной на ноябрь 2009 года в рамках программы юбилейных мероприятий, посвященных 200-летию Петербургского государственного университета путей сообщения. Это мероприятие будет проведено с одобрения Министерства транспорта РФ и Федерального агентства железнодорожного транспорта при поддержке Российской академии транспорта, правительства Санкт-Петербурга, Октябрьской железной дороги и ассоциации «Промжелдортранс РФ».
В рамках конференции пройдет обсуждение следующих актуальных тем:
• юридические и организационно-правовые аспекты дистанционного образования;
• комплексный подход к использованию различных учебных программных продуктов в системе дистанционного образования;
• технические, методические и организационные особенности процесса дистанционного обучения;
• отечественный и международный опыт использования дистанционной системы обучения «Международный проект TEMPUS RELNET JEP_27114_2006: расширение кооперации вузов России на основе внедрения дистанционного обучения (E-Learning) для переподготовки кадров транспортного сектора»;
• бенчмаркинг в электронных обучающих системах.
Информацию о конференции можно будет получить на нашем сайте www.pgups-tempus.ru.