Научная статья на тему 'Международный контроль за атомной энергией: к истории постановки вопроса'

Международный контроль за атомной энергией: к истории постановки вопроса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международный контроль над атомной энергией / внешняя политика СССР / Комиссия по атомной энергии ООН / План Баруха / Международное право / Конвенция о запрещении атомного оружия / мирный атом / резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 1 / international control of atomic energy / foreign policy of the USSR / UN Atomic Energy Commission / Baruch Plan / International low / Convention for the Prohibition of Atomic Weapons / Peaceful Atom / UN General Assembly Resolution № 1

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таршилова А.М.

Статья посвящена истории проекта международного контроля над атомной энергией, рассматривавшегося Комиссией по атомной энергии ООН в 1946-1952 гг. Уточняется понятие о международном контроле над атомной энергией, соответствующее периоду с 1945 по 1952 гг. Рассматривается позиция США в отношении международного контроля над атомной энергией и политика СССР по этому вопросу. Указаны причины, по которым англо-американский проект международного контроля над атомной энергией заведомо не мог быть реализован. Утверждается, что советское руководство было заинтересовано в международном контроле над атомной энергией, а администрация США нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International control of atomic energy: a history of the problem

An article is devoted to the international control of atomic energy project the UN Atomic Energy Commission has been worked on in 1946-1952. The concept of international control of atomic energy as it was seen in the period from 1945 to 1952, is clarified. The position of the United States regarding international control over atomic energy and the policy of the USSR on this issue are considered. The reasons the Anglo-American project of international control over atomic energy a priori was impossible are found out. It argues the Soviet leadership was interested in international control of atomic energy and the US Administration was not.

Текст научной работы на тему «Международный контроль за атомной энергией: к истории постановки вопроса»

История геополитики,

международны^ отношений и всеобщая история 200

Таршилова А.М.

Аспирант Факультета мировой политики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Международный контроль за атомной энергией: к истории постановки вопроса*

Автор благодарит главного библиотекаря Центра документов международных организаций Российской государственной библиотеки Галину Витальевну Шандуренко за помощь в работе с источниками.

Международный режим нераспространения ядерного оружия и комплекс договоров по контролю за вооружениями пребывают сейчас в состоянии упадка. Вместе с тем, проблема безопасности гражданских ядерных объектов в международных конфликтах в последнее время едва ли не более значима, чем риск применения ядерного оружия и политика ядерного сдерживания. Мы как бы возвращаемся во времена недостигнутых еще договоренностей, когда атом не был разделен на мирный и военный. Каким образом будет обеспечиваться ядерная безопасность и контроль над атомной энергией в дальнейшем пока не ясно. Поэтому актуально изучение истории «атомного вопроса»1, уточнение связанных с ним понятий, а также позиции советского руководства и администрации США в этом отношении.

Международный контроль над атомной энергией - это понятие, введенное в общественно-политический дискурс физиками-ядерщиками Л. Сци-лардом, Н. Бором, Р. Оппенгеймером и др. Под международным контролем над атомной энергией они понимали некоторый комплекс мер, направленных на исключение использования внутриядерной энергии во вред человечеству [23]. Вопрос о международном контроле над атомной энергией был поставлен президентом США Г. Трумэном, премьер-министром Великобритании К. Эттли и премьер-министром Канады У.Л.М. Кингом в Совместной декларации 15 ноября 1945 г. (Декларация Трумэна-Эттли-Кинга) [20]. Они призвали установить международный контроль над атомной энергией в объеме, необходимом для использования ее только в мирных целях. То есть впервые о международном контроле над атомной энергией заговори-

1 В советской историографии словосочетаниями «атомным вопрос» или «атомная проблема» обозначались проблемы и задачи, связанные с установлением контроля над атомной энергией и запрещением атомного оружия.

© Таршилова А.М., 2023.

ли создавшие атомную бомбу физики, а установить международный контроль над атомной энергией потребовали впервые применившие ее США.

Советское правительство было заинтересовано в соблюдении Устава ООН, закреплении итогов Второй мировой войны и международном сотрудничестве [2]. А также в развитии мирного применения атомной энергии. Один из авторов плана ГОЭЛРО Г.М. Кржижановский осенью 1945 г. писал: «Успехи зарубежного мира в области внутриатомной энергии свидетельствуют о том, что эта энергия может открыть новые страницы культуры и энергетики. Однако мы уверены, что союз советских физиков и советских энергетиков и в этой области скажет свое особое, свое решающее и несущее новую победную радостную весть всему человечеству, слово» [3].

Советский Союз присоединился к «инициативе трех наций». По итогам Московского совещания министров иностранных дел Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства 27 декабря 1945 г. было подписано коммюнике, в котором говорилось о создании комиссии ООН по атомной энергии [4].

Резолюция № 1 Генеральной Ассамблеи ООН Об учреждении Комиссии для рассмотрения проблем, возникших в связи с открытием атомной энергии, от 24 января 1946 г. дословно повторяла положения декларации Трумэна-Эттли-Кинга [11]. Комиссии было поручено подготовить предложения о контроле над атомной энергией в объеме, необходимом использования ее только в мирных целях, и исключении атомного оружия из вооруженных сил национальных государств.

Первой сессии Комиссии по атомной энергии ООН, назначенной на июнь 1946 г., предшествовали важные события.

5 марта 1946 г. выступавший с речью в Фултоне бывший военный премьер Великобритании У. Черчилль заявил, что «было бы неблагоразумно вверять секретные знания об атомной бомбе, которыми сообща владеют Соединенные Штаты, Великобритания и Канада, незрелой пока еще мировой организации. Никому ни в одной стране мира не пришлось еще плохо спать в связи с тем, что эти знания, а также метод и сырье для их применения, в настоящее время остаются в руках американцев» [17].

15 марта 1946 г. на Первой сессии Верховного совета СССР с докладом о Пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. выступил председатель Госплана СССР Н.Л. Вознесенский. План включал в себя работы по исследованию в интересах промышленности и транспорта вопросов внутриатомной энергии [10].

16 марта 1946 г. был подготовлен совместный отчет комитета под руководством заместителя госсекретаря США Д. Ачесона и консультативного совета при нем во главе с председателем Комиссии США по атомной энергии Д. Лилиенталем («Отчет Ачесона-Лилиенталя»), содержащий план учрежде-

История геополитики,

международны^ отношений и всеобщая история 202

ния агентства по атомному развитию (англ. plan for an atomic development authority, ADA) [14]. Отчет называл опасной любую деятельность, решающую одну из «трех главных проблем производства атомного оружия» - поставок сырья, производства урана-235 и плутония нужного количества и качества, использования этих материалов для изготовления атомного оружия. О ядерных материалах в отчете говорилось не только как о военной угрозе безопасности, но и как о механизме межгосударственной конкуренции.

14 июня 1946 г., выступая на открытии первой сессии Комиссии по атомной энергии ООН, представитель администрации США Б. Барух изложил план создания агентства по атомному развитию [16]. В дополнение к идеям Ачесона-Лилиенталя план Б. Баруха предполагал ликвидацию права вето постоянных членов Совета безопасности ООН в отношении вопросов, связанных с атомной энергией.

19 июня 1946 г. глава советской делегации А.А. Громыко представил проект конвенции о запрещении атомного оружия, отказавшись поддержать предложения делегации США [1]. 5 июля 1945 г. США официально отклонили предложенный СССР проект конвенции о запрещении атомного оружия. Формальным поводом послужило отсутствие в советском проекте эффективных механизмов контроля. Сопоставление американского и советского плана по контролю над атомной энергией см. в Таблице 1.

1 августа 1946 г. президент США Г. Трумэн подписал Закон Макмаго-на (Atomic Energy Act of 1946, вступил в силу 1 января 1947 г.) [15]. Закон объявлял закрытыми все сведения о производстве и использовании расщепляющихся материалов, как в военных, так и в мирных целях. Запрет распространялся и на обмен информацией с союзниками. Запрещалась передача расщепляющихся материалов какому бы то ни было иностранному правительству и любым лицам вне юрисдикции США. Закон Макмагона выражал политику администрации США в отношении международного контроля над атомной энергией. Вступление этого закона в силу делало дальнейшие переговоры по международному контролю над атомной энергией практически бессмысленными.

Как будто в подкрепление своей позиции США провели силовую демонстрацию. 1 июля и 25 июля 1946 г. была произведена серия испытаний атомной бомбы на атолле Бикини (операция «Перекресток») [23].

30 декабря Комиссия по атомной энергии ООН одобрила предложения делегации США (10 голосов «за», СССР и Польша воздержались). «План Баруха» был направлен в Совет Безопасности ООН в форме первого доклада Комиссии по атомной энергии от 31 декабря 1946 г. [6].

10 марта 1947 г. Совет безопасности ООН единогласно принял резолюцию № 296, отправившую предложения по контролю над атомной энергией обратно в Комиссию по атомной энергии ООН на доработку с указани-

ем продолжать изучение всех фаз проблемы международного контроля над атомной энергией и готовить новый проект договора или конвенции [13].

Таблица 1. Предложения СССР и США, внесенные на рассмотрение Комиссии по атомной энергии ООН (1946 г.).

Название проекта

Агентство по атомному развитию Конвенция о запрещении и уничтожении атомного оружия

Кто и когда утвердил

президент США Г.Трумэн в мае 1946 г. Политбюро ЦК ВКП(б) 13 июня 1946 г.

Кем и когда представлен

14 июня 1946 г. представителем администрации США Б. Барухом 19 июня 1946 г. главой делегации СССР А.А.Громыко

Суть предложений

полный контроль над мировыми запасами урана и тория, непрерывное ведение геологоразведочных работ; добыча урана и тория полное запрещение производства и применения атомного оружия

строительство и эксплуатация атомных реакторов и заводов по разделению изотопов уничтожение всех запасов готовой и незаконченной продукции атомного оружия

выдача лицензий на использование урановых и ториевых рудников, иинспекцион-ная деятельность признание, что нарушение конвенции является тягчайшим преступлением против человечества

решение об обращении в ООН и СБ ООН; привлечение вооруженного персонала ООН к охране атомных предприятий. санкции за нарушение конвенции, накладываемые договаривающимися государствами.

Источник: составлено автором на основании: Тимербаев Р.М. Международный контроль над атомной энергией. - М.: 2003. и др. указанных в списке литературы материалов.

В 1947 г. СССР дополнил свой проект конвенции о запрещении атомного оружия. Для осуществления мероприятий по контролю за объектами атомной энергии предлагалось создать в рамках Совета Безопасности международную комиссию по контролю над атомной энергией, именуемую Международной контрольной комиссией. Международная контрольная комиссия должна была проводить инспекции предприятий по добыче атомного сырья и по производству атомных материалов и атомной энергии. Комиссия по атомной энергии ООН в своем втором докладе, принятом 11 сентября 1947 г. 10 голосами против 1 (СССР) при 1 воздержавшемся (Польша), отметила, что обсуждение советских предложений не привело

История геополитики,

междУндродны^ отношений и всеобщая история 204

к примирению взглядов по принципиальным вопросам [5].

В третьем докладе Комиссии по атомной энергии ООН от 17 мая 1948 г., принятом 9 голосами против 2 (Украинская ССР и СССР), прямо сказано, что Комиссия зашла в тупик и не может подготовить проект договора о контроле над атомной энергией. Проблема, говорилось в докладе, состояла в том, что Советский Союз отверг «план Баруха» как противоречащий принципу национального суверенитета [5]. Советский Союз считал, что любому соглашению о контроле должна предшествовать конвенция, запрещающая атомное оружие, и запрещение атомного оружия - единственно возможное основание для установления системы контроля. При этом большинство членов Комиссии, наоборот, утверждали, что такая конвенция без гарантий не обеспечит никакой защиты [19].

Переговоры в комиссии ООН фактически продолжались до 1948 г, но задачи, поставленные Генеральной Ассамблеей ООН, выполнены не были. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 502 от 11 января 1952 г. «Регулирование, ограничение и соразмерное сокращение всех вооруженных сил и всех вооружений; международный контроль над атомной энергией» [12] Комиссия по атомной энергии ООН была ликвидирована.

Исследующие причины провала работы Комиссии по атомной энергии ООН англоязычные авторы в один голос твердили, что во всем виновато нежелание Советского Союза устанавливать какой бы то ни было международный контроль [25; 26 и др.].

Советские юристы-международники писали, что «план Баруха» не соответствовал Резолюции № 1 Генеральной Ассамблеи ООН, противоречил уставу ООН, был заведомо нереализуем в построенной по итогам Второй мировой войны системе отношений национальных государств. Советские историки указывали, что администрация США желала навязать такую систему международного контроля над производством и потреблением атомной энергии, опираясь на которую американский монополистический капитал получил бы неограниченные возможности для экономической, политической и военной экспансии [22]. Но любое обсуждение вопроса о международном контроле над атомной энергией, как он был поставлен американской стороной, в итоге работало на дискредитацию миролюбивой внешней политики СССР.

С роспуском Комиссии по атомной энергии ООН вопрос о международном контроле над атомной энергией был окончательно снят с рассмотрения. В дальнейшем «атомный вопрос» был разделен. США инициировали обсуждение темы мирного применения атомной энергии: в декабре 1953 г. запущена американская программа «Атом для мира» [18].

К 1958 г. американский политолог Дж. Ноги имел все основания заявить, что тема международного контроля над атомной энергией - «закры-

тая книга современной истории» [24].

Впоследствии атомная проблема рассматривалась в рамках переговоров по разоружению, нераспространению ядерного оружия и контролю над вооружениями, которые не предполагали установления международного контроля над атомной энергией, как это было заявлено изначально. В ходе советско-американских переговоров о контроле над ядерными вооружениями стороны всеобъемлющих целей уже не ставили. Может быть поэтому дальнейший переговорный процесс показался относительно успешным [21]. Международный контроль над атомной энергией отчасти был реализован в сочетании договоров частно-правового характера между СССР и США, объединенных под «зонтиком» контроля за вооружениями, и системы гарантий МАГАТЕ в рамках международного режима нераспространения ядерного оружия.

Библиографический список:

[1] В комиссии по контролю над атомной энергией. Выступление тов. Громыко / «Правда» № 146, 21 июня

1946 г.

[2] Коровин Е.А. Основные принципы советской внешней политики: стенограмма публ. лекции, прочит.

25-го мая 1947 г. в лекц. зале в Москве. - М.: 1947.

[3] Кржижановский Г.М. К 25-летнему юбилею плана ГОЭЛРО. // Журнал «Электричество», 1945. № 12.

[4] Московское совещание министров иностранных дел Советского Союза, Соединенных Штатов Америки

и Соединенного Королевства 16-26-го дек. 1945 г.: Сообщение и состав делегаций. - М.: 1946.

[5] Объединенные нации. Комиссия по атомной энергии. Официальный отчет. Специальное дополнение.

Второй доклад Совету Безопасности. 11 сентября 1947 г. (AEC/25).

[6] Объединенные нации. Комиссия по атомной энергии. Официальный отчет. Первый год. Специальное

дополнение. Первый доклад Совету Безопасности. - Нью-Йорк, 1946.

[7] Объединенные нации. Комиссия по атомной энергии. Официальный отчет. Специальное дополнение.

Третий доклад Совету Безопасности. 17 мая 1948 г. ( 31/Rev.1).

[8] Предложения советского правительства, внесенные на рассмотрение комиссии по контролю над атом-

ной энергией. // «Известия», № 145 (9061), 21 июня 1946 г.

[9] Предложения советского правительства, внесенные на рассмотрение комиссии по контролю над атом-

ной энергией. // «Известия», № 147 (9063), 23 июня 1946 г.

[10] Пятилетий план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. Доклад председателя Госплана СССР Н.Л. Вознесенского / «Правда», № 64, 16 марта 1946 г.

[11] Резолюция ГА ООН № 1 от 24 января 1946 г. Учреждение Комиссии для рассмотрения проблем, возникших в связи с открытием атомной энергии A/RES/1(I).

[12] Резолюция ГА ООН № 502 от 11 января 1952 г. Регулирование, ограничение и соразмерное сокращение всех вооруженных сил и всех вооружений; международный контроль над атомной энергией A/RES/502 (VI).

[13] Резолюция СБ ООН от 10 марта 1947 года [S/296].

[14] Acheson D., et al. A Report on the International Control of Atomic Energy. Washington, D.C.: US Department of State Publication No. 9498, 16 March 1946 URL: Acheson at al. to Byrnes, Mar. 17, 1946, in A Report on the International Control of Atomic Energy (Washington, 1946). // URL: https://www.cia.gov/library/ readingroom/docs/Report_on_the_International_Control_of_Atomic_Energy_16_Mar_1946.PDF.

[15] Atomic Energy Act of 1946 (McMahon Act).

[16] Baruch's Speech at Opening Session of U.N. The New York Times. 15 June 1946: 4.

[17] Churchill W. The Sinews of Peace Speech in Westminster College, Fulton, Missouri, 05.03.1946. // URL: https://winstonchurchill.org/resources/speeches/1946-1963-elder-statesman/the-sinews-of-peace.

[18] Eisenhower D.D. Address before the General Assembly of the United Nations on Peaceful Uses of Atomic Energy, Public Papers of the Presidents of the United States. Dwight D. Eisenhower, 1953.

[19] United Nations and Disarmament. Chapter 1. The atomic energy commission 1945-1952 - UN, Dec 1970. P. 11-24. - DOI: https://doi.org/10.18356/8c81b842-en

[20] United States - Great Britain - Canada: Declaration on Atomic Energy 15 November 1945 - Department of State Bulletin (United States), Vol. XIII, #334, November 18, 1945. P. 781-782.

История геополитики,

междУнародныд отношений и всеобщая история 206

[21] Батюк В.И. План Баруха и СССР. // Холодная война: новые подходы, новые документы. - М.: 1995. С. 85-98.

[22] Тарасенко В.А. Борьба делегации СССР в атомной комиссии ООН за запрещение атомного оружия и учреждение международного контроля над атомной энергией: 1946-1949 гг.: автореферат диссертации... кандидата исторических наук. - Киев, 1951.

[23] Тимербаев Р.М. Международный контроль над атомной энергией. - М.: 2003.

[24] Nogee J.L. Soviet Policy Toward International Control of Atomic Energy. - Notre Dame, Indiana, 1961.

[25] Oppenheimer J.R. (1948). International Control of Atomic Energy. Foreign Affairs, 26 (2), 239. -D0I:10.2307/20030103

[26] Shils Е.А. (1948) The Failure of the United Nations Atomic Energy Commission: An Interpretation. // University of Chicago Law Review: Vol. 15. Iss. 4. Art. 5.

Reference

[1] In the Atomic Energy Control Commission. Speech by Comrade Gromyko / Pravda No. 146, June 21, 1946

[2] Korovin E.A. Basic principles of Soviet foreign policy: transcript of publ. lectures, reading May 25, 1947 in

lecture. hall in Moscow. - M.: 1947.

[3] Krzhizhanovsky G.M. To the 25th anniversary of the GOELRO plan. // Magazine "Electricity", 1945. No. 12.

[4] Moscow meeting of the foreign ministers of the Soviet Union, the United States of America and the United

Kingdom, December 16-26. 1945: Message and composition of delegations. - M.: 1946.

[5] United Nations. Atomic Energy Commission. Official report. Special addition. Second report to the Security

Council. 11 September 1947 (AEC/25).

[6] United Nations. Atomic Energy Commission. Official report. First year. Special addition. First report to the

Security Council. - New York, 1946

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] United Nations. Atomic Energy Commission. Official report. Special addition. Third report to the Security

Council. May 17, 1948 (31/Rev.1).

[8] Proposals of the Soviet government submitted to the Atomic Energy Control Commission. // Izvestia, No. 145

(9061), June 21, 1946

[9] Proposals of the Soviet government submitted to the Atomic Energy Control Commission. // Izvestia, No. 147

(9063), June 23, 1946

[10] Five-year plan for the restoration and development of the national economy of the USSR for 1946-1950. Report of the Chairman of the USSR State Planning Committee N.L. Voznesensky / Pravda, No. 64, March 16, 1946

[11] UNGA Resolution No. 1 of January 24, 1946 Establishment of a Commission to consider the problems arising in connection with the discovery of atomic energy A/RES/1(I).

[12] UNGA Resolution No. 502 of January 11, 1952. Regulation, limitation and proportionate reduction of all armed forces and all weapons; international control of atomic energy A/RES/502 (VI).

[13] UN Security Council Resolution of March 10, 1947 [S/296].

[14] Acheson D., et al. A Report on the International Control of Atomic Energy. Washington, D.C.: US Department of State Publication No. 9498, 16 March 1946 URL: Acheson at al. to Byrnes, Mar. 17, 1946, in A Report on the International Control of Atomic Energy (Washington, 1946). // URL: https://www.cia.gov/library/ readingroom/docs/Report_on_the_International_Control_of_Atomic_Energy_16_Mar_1946.PDF.

[15] Atomic Energy Act of 1946 (McMahon Act).

[16] Baruch's Speech at Opening Session of U.N. The New York Times. 15 June 1946: 4.

[17] Churchill W. The Sinews of Peace Speech in Westminster College, Fulton, Missouri, 05.03.1946. // URL: https://winstonchurchill.org/resources/speeches/1946-1963-elder-statesman/the-sinews-of-peace.

[18] Eisenhower D.D. Address before the General Assembly of the United Nations on Peaceful Uses of Atomic Energy, Public Papers of the Presidents of the United States. Dwight D. Eisenhower, 1953.

[19] United Nations and Disarmament. Chapter 1. The atomic energy commission 1945-1952 - UN, Dec 1970. P. 11-24. - DOI: https://doi.org/10.18356/8c81b842-en

[20] United States - Great Britain - Canada: Declaration on Atomic Energy 15 November 1945 - Department of State Bulletin (United States), Vol. XIII, #334, November 18, 1945. P. 781-782.

[21] Batyuk V.I. Plan of Baruch and the USSR. // Cold War: new approaches, new documents. - M.: 1995. P. 85-98.

[22] Tarasenko V.A. The struggle of the USSR delegation in the UN Atomic Commission for the prohibition of atomic weapons and the establishment of international control over atomic energy: 1946-1949: abstract of the dissertation ... candidate of historical sciences. - Kyiv, 1951.

[23] Timerbaev R.M. International control of atomic energy. - M.: 2003.

[24] Nogee J.L. Soviet Policy Toward International Control of Atomic Energy. - Notre Dame, Indiana, 1961.

[25] Oppenheimer J.R. (1948). International Control of Atomic Energy. Foreign Affairs, 26(2), 239. -DOI:10.2307/20030103

[26] Shils E^. (1948) The Failure of the United Nations Atomic Energy Commission: An Interpretation. // University of Chicago Law Review: Vol. 15. Iss. 4. Art. 5.

Таршилова А.М.

Аспирант Факультета мировой политики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Международный контроль за атомной энергией: к истории постановки вопроса Аннотация. Статья посвящена истории проекта международного контроля над атомной энергией, рассматривавшегося Комиссией по атомной энергии ООН в 1946-1952 гг. Уточняется понятие о международном контроле над атомной энергией, соответствующее периоду с 1945 по 1952 гг. Рассматривается позиция США в отношении международного контроля над атомной энергией и политика СССР по этому вопросу. Указаны причины, по которым англо-американский проект международного контроля над атомной энергией заведомо не мог быть реализован. Утверждается, что советское руководство было заинтересовано в международном контроле над атомной энергией, а администрация США нет.

Ключевые слова: международный контроль над атомной энергией, внешняя политика СССР, Комиссия по атомной энергии ООН, План Ба-руха, Международное право, Конвенция о запрещении атомного оружия, мирный атом, резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 1.

Tarshilova A.M.

Postgraduate student, Lomonosov Moscow State University.

International control of atomic energy: a history of the problem Abstract. An article is devoted to the international control of atomic energy project the UN Atomic Energy Commission has been worked on in 1946-1952. The concept of international control of atomic energy as it was seen in the period from 1945 to 1952, is clarified. The position of the United States regarding international control over atomic energy and the policy of the USSR on this issue are considered. The reasons the Anglo-American project of international control over atomic energy a priori was impossible are found out. It argues the Soviet leadership was interested in international control of atomic energy and the US Administration was not.

Key words: international control of atomic energy, foreign policy of the USSR, UN Atomic Energy Commission, Baruch Plan, International low, Convention for the Prohibition of Atomic Weapons, Peaceful Atom, UN General Assembly Resolution № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.