Научная статья на тему 'Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации как средство рассмотрения международных споров из торговых и инвестиционных отношений'

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации как средство рассмотрения международных споров из торговых и инвестиционных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1790
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕТЕЙСКИЙ СУД / ARBITRATION / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ / INTERNATIONAL COMMERCIAL ARBITRATION / ИНСТИТУЦИОННЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ ОРГАН / INSTITUTIONAL ARBITRATION BODY / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЕ СПОРЫ / INTERNATIONAL COMMERCIAL DISPUTES / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL TRADE RELATIONS / ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN INVESTMENTS / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ ГОСУДАРСТВА / INVESTMENT CLIMATE OF THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казаченок Светлана Юрьевна

Вопросы совершенствования законодательства о третейских судах, формирования позитивного имиджа Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации не только у зарубежных, но и у отечественных предпринимателей в целях расширения возможностей реализации серьезных проектов с участием крупных иностранных инвесторов приобретают особое исследовательское значение. Именно поэтому SWOT-анализ деятельности МКАС, представленный в статье, с целью выявления соответствия ее внутригосударственной правовой регламентации мировым тенденциям развития законодательства о международном коммерческом арбитраже, а также современным потребностям международной торговли и трансграничного инвестиционного сотрудничества приобретает особую актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казаченок Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The International commercial arbitration court at the Russian Chamber of commerce and industry a method of settlement of trade and investment disputes

Due to the fact that the Russian Federation should stimulate efforts to improve the business and investment climate, and not be satisfied with the current level of interest in the domestic economy from foreign investors, further improvements in the legislation on arbitration courts, creating a positive image of the ICAC not only from foreign but also from domestic entrepreneurs to empower the implementation of major projects involving major foreign investors are particularly research significance. That is why the SWOT-analysis of the ICAC presented in the article, in order to identify its compliance with domestic legal regulation of global trends of development of legislation on international commercial arbitration, as well as the contemporary needs of international trade and cross-border investment cooperation are of particular relevance.

Текст научной работы на тему «Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации как средство рассмотрения международных споров из торговых и инвестиционных отношений»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАССМОТРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ ИЗ ТОРГОВЫХ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

С.Ю. Казаченок

Кафедра гражданского и международного частного права Волгоградский государственный университет

Университетский просп., 100, Волгоград, Россия, 400062

Вопросы совершенствования законодательства о третейских судах, формирования позитивного имиджа Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации не только у зарубежных, но и у отечественных предпринимателей в целях расширения возможностей реализации серьезных проектов с участием крупных иностранных инвесторов приобретают особое исследовательское значение. Именно поэтому SWOT-анализ деятельности МКАС, представленный в статье, с целью выявления соответствия ее внутригосударственной правовой регламентации мировым тенденциям развития законодательства о международном коммерческом арбитраже, а также современным потребностям международной торговли и трансграничного инвестиционного сотрудничества приобретает особую актуальность.

Ключевые слова: третейский суд, международный коммерческий арбитраж, институционный арбитражный орган, международный коммерческие споры, международные торговые отношения, иностранный инвестиции, инвестиционный климат государства.

За 80 лет своей деятельности Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ) как постоянно действующий институционный арбитраж стал одним и признанных в международном сообществе органов по разрешению споров.

В пользу популяризации МКАС при ТПП РФ говорит статистика: за последние пять лет наблюдается существенный рост количества разрешенных споров (со 158 в 2008 г. до 274 в 2013 г.; впрочем, наибольшее количество дел было рассмотрено в 2011 г. — 299).

Представляется интересной статистика цены исков, поступивших в МКАС при ТПП РФ за 2013 г. Наибольшее количество исков было предъявлено на небольшие суммы — от 10 до 50 тыс. долл. (27% всех споров); однако второе место занимает самая «дорогая» категория исков — свыше 10 млн долл. (23%). На третьем месте находятся иски средней ценовой категории — от 200 до 500 тыс. долл. (13%) [5]. Таким образом, анализ статистики позволяет сделать вывод о том, что МКАС при ТПП РФ является востребованным арбитражным институтом с максимальным охватом различных категорий бизнеса.

Среди множества существующих в России третейских судов Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ являются старейшими, наиболее востребованными и авторитетными и, как следствие, во многом формируют деловой образ России в международной коммерческой сфере.

Одним из преимуществ МКАС при ТПП РФ перед иными авторитетными мировыми арбитражными институтами является относительно небольшой размер регистрационных и арбитражных сборов. Например, регистрационный сбор составляет 1000 долл. США [4]; для сравнения, в Лондонском международном коммерческом арбитражном суде он составляет 1750 фунтов стерлингов (около 2900 долл.). Очевидно, что такая большая разница в размере сборов должна привлекать предпринимателей (в особенности в сфере малого и среднего бизнеса).

Кроме того, в МКАС при ТПП РФ отсутствует практика почасовой оплаты работы арбитров и административных работников (как, например, в уже упомянутом Лондонском арбитражном суде). Предприниматели, отдающие предпочтение разрешению споров в порядке арбитража, заинтересованы в тщательном и всестороннем исследовании обстоятельств их дела, однако без излишнего затягивания. Почасовая же оплата труда арбитров может порождать порочную практику как стимулирования ускорения рассмотрения спора, так и его затягивания с целью вынудить контрагента нести серьезные финансовые расходы.

Регламент МКАС при ТПП РФ содержит указание на максимально допустимые сроки, в которые должно быть вынесено арбитражное решение. Он составляет 180 дней, что находится в общем русле с наиболее авторитетными западными арбитражными институтами, большинство из которых также устанавливает шестимесячный срок, в течение которого спор должен быть разрешен.

На наш взгляд, это достаточный срок, в течение которого арбитры могут объективно и всесторонне исследовать обстоятельства дела, а стороны — изложить все доводы и аргументы в поддержку своей позиции. В то же время шестимесячный срок позволяет избежать чрезмерного затягивания процесса.

Обращение в МКАС при ТПП РФ дает, на наш взгляд, оптимальные условия по конфиденциальности разбирательства. Параграф 25 Регламента устанавливает, что арбитры, докладчики, назначенные составом арбитража эксперты, МКАС и его сотрудники, ТПП РФ и ее сотрудники обязаны не разглашать ставшую им известной информацию о спорах, разрешаемых МКАС, которая может нанести ущерб законным интересам сторон.

Таким образом, установленный режим конфиденциальности связывает только арбитров и технических работников суда, при этом оставляя сторонам определенную свободу использования результатов рассмотрения дела.

В ряде случаев, если в ходе разрешения спора происходило раскрытие коммерческой тайны или иной информации подобного рода, стороны вправе заключить между собой соглашение о конфиденциальности, устанавливающее условия и ограничения по ее использованию [1], однако, по общему правилу, Регламент МКАС предоставляет им право распоряжаться сведениями о споре по своему усмотрению.

Одним из достоинств избрания МКАС при ТПП РФ в качестве места арбитража является стабильность нормативно-правовой базы. Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже», являющийся базовым актом, регулирующим разрешение внешнеторговых споров в российских третейских судах, действует уже более 20 лет, оставаясь при этом в практически первозданном виде; более того, он был создан на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 г. и лишь незначительно отличается от него, что обеспечивает единообразие не только законодательства, но и подходов к его толкованию. Таким образом, российское законодательство о международном коммерческом арбитраже отличается высокой степенью стабильности, проработанности и понятно не только отечественным, но и зарубежным предпринимателям.

В целом, к преимуществам рассмотрения коммерческих и инвестиционных споров в МКАС при ТПП РФ можно отнести:

- гибкий подход к формированию коллегии арбитров. МКАС располагает обширным списком рекомендуемых арбитров, включающим в себя как практических работников, так и именитых представителей профессуры; однако стороны коммерческого контракта вправе самостоятельно избрать арбитров, не представленных в списке;

- слушание дел производится на русском языке, однако по соглашению сторон может быть избран другой язык. Список рекомендованных арбитров МКАС сформирован таким образом, что можно сформировать коллегию, говорящую практически на любом языке;

- МКАС принимает от сторон спора документы на английском языке без обязательного перевода на русский;

- низкие арбитражные расходы по сравнению с другими институционными арбитражами;

- возможность переноса места слушания дела из Москвы по всей территории России;

- оптимальный режим конфиденциальности;

- независимость арбитров;

- окончательность решения;

- функционирование международного механизма признания и приведения в исполнение вынесенных решений.

При этом при избрании МКАС при ТПП РФ как места разрешения именно инвестиционных споров необходимо учитывать ряд негативных факторов:

- в российском арбитражном законодательстве не нашла отражения специфика инвестиционных споров, вследствие чего правовой режим рассмотрения инвестиционных и торговых (хозяйственных) споров в МКАС при ТПП РФ будет одинаковым;

- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [6] содержит существенное внутреннее противоречие, связанное с компетенцией арбитражного органа по разрешению инвестиционных споров. Статья 10 указанного закона устанавливает, что спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением предпринимательской деятельности на тер-

ритории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде). При этом в соответствии с двусторонними международными соглашениями Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций споры данной категории относятся также к компетенции специализированного арбитража — Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, либо арбитража аёИос в соответствии с Регламентом ЮНСИТРАЛ и др. [3]. Поэтому необходимо учитывать положения международных соглашений, которые могут устанавливать определенную последовательность обращения в судебные и арбитражные учреждения, несоблюдение которой может повлечь отказ арбитража в принятии спора к рассмотрению;

- как уже неоднократно упоминалось в настоящей работе, исполнение решений МКАС на территории России имеет определенную специфику. В частности, сам МКАС при ТПП РФ не принимает никаких мер к принудительному исполнению своих решений — это относится к компетенции государственного арбитражного суда. При этом в литературе отмечается, что споры, решения по которым необходимо будет исполнить на территории РФ, предпочтительно передавать на рассмотрение именно российского арбитражного института во избежание риска непринятия государственным арбитражным судом мер к принудительному исполнению решения иностранного арбитража.

Таким образом, в современных условиях регулирование отношений по ведению профессиональной коммерческой деятельности в наибольшей степени опирается уже не на формальные источники права, а на те правила, которые вырабатывает само деловое сообщество. Такие процессы саморегулирования, безусловно, предполагают высокий уровень стабильности и достаточную зрелость рыночных отношений и всей экономической системы в целом. Именно в этом отчетливо просматривается роль международных коммерческих арбитражных судов, призванных в том числе урегулировать споры, возникающие в связи с возникновением новых сложных форм деловых взаимоотношений, непосредственно не регламентирующихся позитивным правом [2].

Российской Федерации не следует довольствоваться существующим уровнем интереса к отечественной экономике со стороны иностранных инвесторов. Необходимо стимулировать работу по улучшению делового и инвестиционного климата с учетом превалирования деловой практики регулирования внешнеэкономических отношений над нормативным регулированием.

Полагаем, проведенный в статье SWOT-анализ относительно характеристик МКАС как места арбитражного разбирательства инвестиционных споров будет способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства о третейских судах, формированию позитивного имиджа МКАС при ТПП РФ не только у зарубежных, но и у отечественных предпринимателей в целях улучшения инвестиционного климата РФ, что в конечном итоге повлечет за собой расширение возможностей реализации серьезных проектов с участием крупных иностранных инвесторов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Белова А.А. Соглашение о конфиденциальности в отечественном гражданском обороте (практические аспекты) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Юриспруденция». — 2009. — № 1. — С. 76-85.

[2] Комаров А. С. Роль третейского суда в развитии гражданского права Российской Федерации применительно к предпринимательской деятельности // Гражданское право современной России. — М.: Статут, 2008. — С. 75-86.

[3] Постановление Правительства РФ от 09.06.2001 № 456 (ред. от 17.12.2010) «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений» // Собрание законодательства РФ. — 18.06.2001. — № 25. — Ст. 2578.

[4] Регламент МКАС (с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2013 г.) // Официальный сайт МКАС при ТПП РФ. URL: http://www.tpprf-mkac.ru/ru/lregl/reglrus.

[5] Статистика МКАС // Официальный сайт МКАС при ТПП РФ. URL: http://www.tppf-mkac.ru/ru/whatis/-2012.

[6] Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская газета.— 1999. — № 134. — 14 июля.

THE INTERNATIONAL COMMERCIAL ARBITRATION COURT AT THE RUSSIAN CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY A METHOD OF SETTLEMENT OF TRADE AND INVESTMENTDISPUTES

S.Yu. Kazachenok

The Department of Civil and Private International Law Volgograd State University

100 University Avenue, Volgograd, Russia, 400062

Due to the fact that the Russian Federation should stimulate efforts to improve the business and investment climate, and not be satisfied with the current level of interest in the domestic economy from foreign investors, further improvements in the legislation on arbitration courts, creating a positive image of the ICAC not only from foreign but also from domestic entrepreneurs to empower the implementation of major projects involving major foreign investors are particularly research significance. That is why the SWOT-analysis of the ICAC presented in the article, in order to identify its compliance with domestic legal regulation of global trends of development of legislation on international commercial arbitration, as well as the contemporary needs of international trade and cross-border investment cooperation are of particular relevance.

Key words: arbitration, international commercial arbitration, institutional arbitration body, international commercial disputes, international trade relations, foreign investments, investment climate of the state.

REFERENCES

[1] Belova A.A. Soglashenie o konfidencial'nosti v otechestvennom grazhdanskom oborote (prakticheskie aspekty) // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija «Jurisprudencija». — 2009. — № 1. — S. 76-85.

[2] Komarov A.S. Rol' tretejskogo suda v razvitii grazhdanskogo prava Rossijskoj Federacii primenitel'no k predprinimatel'skoj dejatel'nosti // Grazhdanskoe pravo sovremennoj Rossii. — M.: Statut, 2008. — S. 75-86.

[3] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 09.06.2001 № 456 (red. ot 17.12.2010) «O zakljuchenii soglashenij mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i pravitel'stvami inostrannyh gosudarstv o pooshhrenii i vzaimnoj zashhite kapitalovlozhenij» // Sobranie zakonodatel'stva RF. — 18.06.2001. — № 25. — St. 2578.

[4] Reglament MKAS (s izmenenijami i dopolnenijami ot 8 nojabrja 2013 g.) // Oficial'nyj sajt MKAS pri TPP RF. URL: http://www.tpprf-mkac.ru/ru/lregl/reglrus.

[5] Statistika MKAS // Oficial'nyj sajt MKAS pri TPP RF. URL: http://www.tpprf-mkac.ru/ru/whatis/-2012.

[6] Federal'nyj zakon «Ob inostrannyh investicijah v Rossijskoj Federacii» ot 09.07.1999 № 160-FZ (red. ot 06.12.2011) // Rossijskaja gazeta.— 1999. — № 134. — 14 ijulja.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.