Научная статья на тему 'Международный инженерный чемпионат «Case-in» от молодежной инициативы до федерального проекта'

Международный инженерный чемпионат «Case-in» от молодежной инициативы до федерального проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ЧЕМПИОНАТ "CASE-IN" / ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СТУДЕНТЫ / ШКОЛЬНАЯ ЛИГА / INTERNATIONAL ENGINEERING CHAMPIONSHIP "CASE-IN" / PLENARY SESSION / EDUCATIONAL PROCESS / FEDERAL PROJECT / STUDENTS / SCHOOL LEAGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королев А.С., Московских Е.В.

В рамках V юбилейного Международного инженерного чемпионата «Case-in» состоялась пленарная сессия. В обзоре представлены итоги сессии, на которой рассмотрена роль инженерных кейсов в подготовке молодых специалистов и перспективы проекта, отметившего пятилетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королев А.С., Московских Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Engineering Championship “CASE-IN” from the youth initiative to the Federal project

Plenary session was held within the framework of the V jubilee International Engineering Championship “Case-in”. The overview presents the results of the session, focusing on the role of the engineering cases in the young specialists training and prospects of the projects, which has marked its fifth anniversary.

Текст научной работы на тему «Международный инженерный чемпионат «Case-in» от молодежной инициативы до федерального проекта»

Шт

'А щ* i f -

if Ь V f Р

& J4 7 ft fit*-«* ^ m

УДК 061.3:378:622.3 © А. Королев, Е. Московских, 2017

Международный инженерный чемпионат «CASE-IN» -от молодежной инициативы до федерального проекта

В рамках Vюбилейного Международного инженерного чемпионата «Case-in» состоялась пленарная сессия. В обзоре представлены итоги сессии, на которой рассмотрены роль инженерных кейсов в подготовке молодых специалистов и перспективы проекта, отметившего пятилетие. Ключевые слова: Международный инженерный чемпионат «Case-in», пленарная сессия, образовательный процесс, федеральный проект, студенты, школьная лига.

ВВЕДЕНИЕ

В Москве завершился Финал Vюбилейного Международного инженерного чемпионата «Case-in», собравший 83 команды студентов 48 технических вузов России, Беларуси, Казахстана и Киргизии, которые представили решения инженерных кейсов в пяти лигах: геологоразведка, горное дело, металлургия, нефтегазовое дело, электроэнергетика.

Международный инженерный чемпионат «Case-in» отметил свое пятилетие. В связи с этим знаменательным событием в первый день финала Чемпионата в Государственном университете управления состоялась пленарная сессия, посвященная первому юбилею проекта. На сессии подвели итоги первой пятилетки Чемпионата, обсудили роль инженерных кейсов в подготовке молодых специалистов и перспективы проекта.

За прошедшие пять лет количество лиг Чемпионата увеличилось с одной лиги по горному делу в далеком 2013 г. до нынешних пяти, включающих такие направления, как «Электроэнергетика», «Горное дело», «Геологоразведка», «Нефтегазовое дело» и «Металлургия». Расширилось и количество вузов-участников Чемпионата - с 11 до 50. Одно в проекте осталось неизменным - основная образовательная технология Чемпионата,

Ведущий эксперт АО «СО ЕЭС» Ю.А. Куликов:

«Кейс-технологии широко распространены во всем мире уже в течение сотни лет. В западных университетах созданы ассоциации кейс-организаций, созданы фонды, содержащие сотни тысяч кейсов, которые можно использовать для обучения, но коллеги из западных университетов полагают, что этот метод подходит для управленцев, финансистов, технологов, а для энергетиков это не годится, это тормозит применение кейс-технологий в инженерном образовании на Западе. В России в инженерном образовании этот метод начал развиваться во многом благодаря созданию Международного инженерного чемпионата «Case-in».

как и прежде, - инженерный кейс. Итоги, результаты и перспективы дальнейшего развития инженерных кейсов и собрались обсудить представители отраслевых компаний, вузов, государственных органов исполнительной власти, а также студенты - победители прошлых сезонов Чемпионата. Специальным гостем пленарной сессии стал известный журналист, публицист, телеведущий, многократный победитель интеллектуальных игр Анатолий Вассерман. Модератором сессии выступил директор Благотворительного фонда «Надежная смена» Артем Королев.

РАБОТА ПЛЕНАРНОЙ СЕССИИ

В ходе пленарной сессии эксперты отметили, что профессиональный успех зависит не только от знаний, полученных в результате освоения различных образовательных программ, но и от умения применять полученные навыки на практике, а применение кейс-технологий в образовательном процессе является одним из наиболее перспективных направлений подготовки кадров. Метод позволяет раскрыть творческий потенциал студентов, учит думать и действовать нестандартно.

В Россию метод кейс-обучения («метод-казусов») пришел не так давно, в начале прошлого века. Современная система образования активно использует кейсы в качестве образовательной технологии, а работодатели тестируют знания молодых специалистов, предлагая им решить задачи из реальной производственной практики. Так сложилось, что на протяжении длительного периода времени кейсы использовались исключительно в бизнес-среде и находились в стороне от процесса подготовки будущих инженеров.

Основоположниками применения метода кейсов в российском инженерном образовании стали организаторы Международного инженерно-

го чемпионата «Case-in». Вспоминая историю создания Чемпионата, директор Департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго России С.В. Мочаль-ников отметил, что «изначально задачи для студентов ставились в том числе и сотрудниками Департамента угольной и торфяной промышленности и были абсолютно прикладными, при этом основной расчет делался не на практический опыт студентов при решении подобных задач, а на набор знаний и желание». Ведущий эксперт АО «СО ЕЭС» Ю.А. Куликов, являющийся на протяжении трех лет председателем экспертной комиссии лиги по электроэнергетики финала Чемпионата, отметил постоянный поиск оптимального формата подачи кейсов: «В начале задания были достаточно громоздкие и были обременены расчетами, мы от этого ушли и постоянно ищем оптимальные варианты заданий для команд... На первом этапе я, например, почувствовал, что было бы очень полезно, чтобы с командой работал опытный человек, знающий свое дело и помогающий команде осознать задание и оформить его».

Спустя пять лет с момента проведения первого Чемпионата эксперты отмечают, что оптимальный формат кейсов найден, а Чемпионат стал площадкой, которая объединила в одно целое вузы, работодателей, студентов и государственные органы. Доцент кафедры открытых горных работ ЗабГУ С.С. Рязанцев сказал: «Кейс-технология - новая технология для инженерного образования, она связывает работодателя, вуз, студентов. Это действительно более яркая картина происходящего, поскольку в последние десятилетия связь между вузами и предприятиями была потеряна, и общей картины никто не представлял: что происходит в вузе и что на предприятии. Эта площадка позволяет увидеть полную картину происходящего и студентам, и преподавателям...». Он также рассказал присутствующим о новой тенденции, наметившейся в российских вузах, - помимо участия в Чемпионате студентам предлагается сдавать контрольные аттестации в форме кейсов.

Важной вехой в истории инженерного кейс-чемпионата стало появление менторов во многих университетах страны. Так, например, капитан команды победителей лиги по горному делу первого Чемпионата, а ныне руководитель группы научно-технического сопровождения и проектно-изыскательских работ ООО «БХПЭНЕРГО» Н.А. Липниц-кий, завершив участие в проекте, стал помогать студентам Санкт-Петербургского горного университета готовиться к соревнованиям. Еще один участник пленарной сессии И.А. Синцов, канд. техн. наук, доцент кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений Тюменского индустриального университета, поделился своим опытом работы со студентами в рамках неформального кружка, где собираются самые талантливые и заинтересованные ребята: «Для организации такого кружка нужно не так уж много - один деятельный человек, который будет все организовывать, собирать вокруг себя людей, в которых он видит потенциал, и развивать их компетенции», - отметил он.

Примечательно, что в Чемпионате принимают участие не только вузы, в которых есть профильные специальности, но и те, где не готовят специалистов по представленным направлениям. На протяжении нескольких лет в мероприятии активно участвует Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Заведующая кафедрой международного бизнеса университета Н.В. Трифонова сказала: «Наш вуз представляет объединение финансово-экономического, инженерно-экономического и социально-экономического университетов. Мы вступили в этот Чемпионат два года назад и для нас этот Чемпионат - прежде всего апробация магистров на предмет готовности решения сложных инженерных кейсов. Мы подходим к подготовке магистров дифференцированно, потому что те, кто имеет сильную инженерную, техническую и математическую подготовку, должны сохранять те самые компетенции, которые были получены в период бакалавриата и специалитета, для того, чтобы в дальнейшем развиваться как инженеры-экономисты. Фактически речь идет о том, что наш университет вступает на путь подготовки программ по направлению «Экономика для инженеров». Тем самым, для нас очень важными являются вопросы организации производства, труда, технического контроля, которые сформируют векторы создания новых отраслевых магистерских программ, прежде всего топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов».

Ежегодно в Чемпионате участвуют порядка 3000 чел. Опрос финалистов 2017 г. показал, что большую часть студентов на мероприятие приводят возможность найти работу в хорошей компании и жажда новых знаний (рис. 1).

Лишь малая доля студентов принимает участие в мероприятии ради призов, подарков и ради самого соревновательного процесса.

В результате проведенного опроса также выяснилось, что большая часть участников положительно оценивает применение кейсов в образовательном процессе и полагает, что они должны стать обязательной частью образовательного процесса (рис. 2). При этом менее 10% студентов сообщили, что знаний, полученных в вузе, им оказалось вполне достаточно для решения кейса и больше половины студентов отметили необходимость дополнительных консультаций (рис. 3).

Что привело вас на Case-in?

42,9%

■ жажда новых знаний

■ возможность найти работу в хорошей компании

■ подарки, призы и почет

■ соревновательный дух, борьба, соперничество

Рис. 1

Место кейса в образовательном процессе?

■ Должны войти в образовательный процесс как обязательный элемент

■ Остаться факультативом, но в рамках программы

■ Должны быть самостоятельной работой вне учебного времени

Рис. 2

Достаточно ли вам знаний, полученных в вузе, для решения кейса?

12,5% 9,4%

■ Достаточно

■ В целом да,но требуются дополнительные консультац ии

■ Слореунет, очень много приходилось изучатьдоп млнотеьоло

■ Нее, ендаЛныу знаниол вузе не дают

еос.З

Пойдете ли вы работать по специальности после окончания вуза?

0% 0%

■ точно да

■ скорее да

■ скорее нет 65% ■ точно нет

Рис. 4

Рис. 1,2,3,4. Результаты опроса финалистов 2017 г.

Также опрос подтвердил профориентационную составляющую Чемпионата - большинство участников в дальнейшем планируют работать по специальности (рис. 4).

Результаты опроса с готовностью подтвердили участники пленарной сессии - победители Международного инженерного чемпионата «Case-in» прошлых сезонов. Так, Никита Липницкий отмечает: «На первом плане должно быть получение знаний от всего происходящего. В период соревнования те студенты, которые хотят решить эту задачу лучше, показать себя перед отраслевыми компаниями, общаются с представителями производства и научными деятелями, что дает им колоссальные преимущества». Своими впечатлениями об участии в Чемпионате поделилась и победитель лиги по геологоразведке 2015 г., инженер-геолог ООО НУЦ «Минеральные ресурсы» М.С.Ходня: «Участие в Чемпионате было очень интересным во многом потому, что он связан через экспертов с производством. Мне было безумно интересно пообщаться слюдьми, которые заинтересованы в кадрах и, возможно, во мне тоже, которые сталкивались с этими задачами, потому что так получается, что когда обучаешься в вузе представления о том, чего от тебя будут требовать на производстве, не возникает».

Отраслевые компании, учитывая перспективы роста экономики, отмечают рост ежегодной потребности в качественно подготовленных специалистах технического профиля. Молодые сотрудники, прошедшие школу Чемпионата, составляют серьезную конкуренцию тем, у кого соответствующего опыта нет. Директор ООО «Ай Эм Си Монтан» С.Б. Никишичев на пленарной сессии отметил положительный опыт прохождения практики в компании студентами - участниками Чемпионата, их погруженность в процесс и знание деталей, а также призвал студентов использовать Чемпионат как способ повышения своей квалификации. Ведущий эксперт АО «СО ЕЭС» Ю.А. Куликов также отметил: «Во время обучения в высшей школе студенты приобретают набор знаний, но в настоящее время помимо знаний работодателям необходимы компетенции, которые в вузах не развиваются. Технология «кейс-ин» позволяет студентам -

Директор ООО «Ай Эм Си Монтан» С.Б. Никишичев

участникам Чемпионата приобрести такие компетенции, как работа в команде, умение представлять результаты своей работы, а также умение находить решение при ограниченном количестве данных».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги дискуссии, можно с уверенностью сказать, что спустя пять лет с момента старта Международного инженерного чемпионата «Case-in» он стал хорошо зарекомендовавшей себя площадкой для общения вузов, отраслевых компаний и студентов. Опыт такого взаимодействия положительно оценивают все участники данного процесса. Для кого-то он стал проводником в мир реальных отраслевых кейсов и возможностью общения с крупнейшими компаниями топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов, кому-то дал уникальный опыт. Компании по итогам мероприятия получают компетентных молодых специалистов, имеющих опыт решения практических задач, а вузы - представление о том, чего ждут современные работодатели от молодых специалистов.

«Думаю, мы продолжим расширение Чемпионата, привлечем школьников и запустим новую школьнуюлигу, будем активнее работать со студентами колледжей. В скором времени, возможно, появятся новые лиги: минеральные удобрения, экология, жилищно-коммунальное хозяйство. С каждым годом таких направлений будет все больше и больше», - заключил директор Благотворительного фонда «Надежная смена» А.С. Королев. Сегодня профориентаци-онные проекты, реализуемые среди школьников, активно поддерживает государство. «Популяризациярабочего дела начинается сейчас вместе со школьниками, это процесс, который приведет нашу страну к хорошим результатам в инновационной и технической сфере», - отметила представитель Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив» А.Г. Клюс.

Положительно оценил Чемпионат и его основную образовательную технологию и специальный гость мероприятия, известный журналист, публицист, телеведущий, многократный победитель интеллектуальных игр А.А. Вас-

серман: «Такие чемпионаты, как этот, заставляющие решать целостную задачу и применять в ее решении весь спектр полученных знаний, - очень хороший способ и формирования целостной картины мира, и обретения навыков, которые понадобятся в дальнейшей жизни, где уж точно никто не сообщит, что вот эта проблема решается методами сейсмического зондирования, а эта -методами изучения электропроводности почв».

Артем Королев, Евгения Московских (Фонд «Надежная смена»)

CURRENT ISSUES

UDC 061.3:378:622.3 © A.S. Korolev, E.V. Moskovskikh, 2017 ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2017, № 10, pp. 62-65

Title

INTERNATIONAL ENGINEERING CHAMPIONSHIP "CASE-IN" FROM THE YOUTH INITIATIVE TO THE FEDERAL PROJECT

Authors

Korolev A.S.1, Moskovskikh E.V.'

1 "Nadezhnaya Smena" Charity Fund, Moscow, 115114, Russian Federation

Authors' Information Korolev A.S., Director Moskovskikh E.V., tel.: 8-916-530-15-44

Abstract

Plenary session was held within the framework of the V jubilee International Engineering Championship "Case-in". The overview presents the results of the session, focusing on the role of the engineering cases in the young specialists training and prospects of the projects, which has marked its fifth anniversary.

Keywords

International Engineering Championship "Case-in", Plenary session, Educational process, Federal project, Students, School league.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.