РАЗДЕЛ 2. МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»*
Э.Г. Аветисян
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ КНР: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ТРЕНДЫ
CHINA'S INTERNATIONAL IMAGE: FACTORS AND TRENDS
В статье рассматривается международный имидж КНР, факторы его формирования, а также процесс интеграции Китая в мировые процессы посредством улучшения политического имиджа. Особое внимание уделяется основным направлениям китайской политики «мягкой силы».
Ключевые слова: КНР, международный имидж, «мягкая сила», культурная дипломатия, многовекторная политика.
The article deals with the international image of China, factors of its formation, as well as the process of China's integration into global processes by means of improved political image. Particular attention is paid to the main directions of China's policy of "soft power".
Key words: People's China Republic, international image, "soft power", cultural diplomacy, multi-vector policy.
Имидж государства - комплекс взаимосвязанных характеристик, формирующихся в процессе развития государственности как сложной многофакторной системы. Политика государства по формированию своего позитивного имиджа направлена на достижение внешнеполитических целей, защиту национальных интересов, создание атмосферы поддержки его курса мировым сообществом.
Сегодня Китайская Народная Республика продолжает утверждаться в роли державы, имеющей реальную возможность претендовать на лидерство в международных отношения, и всё основательнее выдвигается как новая глобальная сила.
* Мероприятие прошло в ИИиМО СГУ 17 декабря 2016 г. в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 15-37-01208.
В последние годы Китай придает большое значение формированию своего позитивного образа на международной арене. Однако повысить доверие мировой общественности невозможно без убедительных ответов на вопросы, которые вызывает концепция восхождения Китая к мировому главенству. Одной из важнейших форм данной доктрины является международный имидж страны [1].
На международный имидж Китая оказывает влияние большое количество факторов. В настоящее время экономика является важным фактором, способствующим улучшению имиджа КНР. По мнению заместителя руководителя исследовательского центра внешних связей Китайской международной издательской корпорации (CIPH) Юй Юньцуаня, улучшение национального имиджа Китая и экономическое развитие стран взаимосвязаны. На национальный имидж оказывает влияние макроэкономическое развитие Китая (по данным МВФ и ВБ, Китай занимает 1-е место по ВВП, рассчитанному по ППС), укрепление позиций китайских предприятий и торговых марок [2].
В подтверждение этому можно привести «Доклад об исследовании национального имиджа КНР в 2014 году». Согласно этому докладу, высокого признания со стороны международного сообщества достигла концепция развития КНР. Иностранные респонденты полагают, что КНР обладает сильным инновационным и научно-техническим потенциалом [3].
Немалый вклад в создание позитивного имиджа Китая вносит стратегия массированного продвижения на мировой арене, которую активно реализует в последние годы китайский бизнес. Подтверждением этому выступают данные социологических опросов CIPG в 9 странах мира в 2014-2015 гг., опубликованных на сайте GB Times. Так, 36 % респондентов считают, что китайские предприятия принесут в их страны немалые капиталы и новые технологии. Также опрошенные отмечают рост популярности китайских брендов, особенно таких, как Huawei, Air China, Alibaba, Lenovo, Haier, что также не могло не сказаться положительно на имидже КНР на мировой арене.
Китай все чаще выступает с такими политическими инициативами, как «улыбчивая дипломатия», «публичная дипломатия», «добрососедская дипломатия» [4]. Однако их реализации мешает антикитайская риторика, которая, по мнению Джошуа Рамо, автора книги «Бренд Китай», мешает КНР накапливать потенциал внешнего доверия [5].
Принимая во внимание тот факт, что государству, наращивающему свое влияние на международной арене, недостаточно опоры исключительно на экономическую и военную мощь, китайские теоретики взяли за основу концепцию Дж. Ная и разрабатывают «мягкую силу» с китайской спецификой.
По мнению ряда экспертов, «мягкая сила» по-китайски - это нацеленность на благоприятный имидж и информационное сопровождение китайских экономических проектов.
В связи с возрастающей мощью КНР и улучшением ее международного имиджа более четко выделяются инструменты китайской «мягкой силы», в числе которых:
- культурный диалог (распространение китайского языка и культуры);
- дипломатия различных уровней (расширение контактов и содержания дипломатии).
Одним из инструментов культурной дипломатии и проявлением «мягкой силы» является популяризация китайского языка и китайской культуры. Именно с этой целью в разных странах активно развивается сеть Институтов Конфуция, которые находятся в ведении Государственной канцелярии по распространению китайского языка за рубежом (Ханьбань), находящейся в непосредственном подчинении Министерства образования КНР. Среди позитивных эффектов влиния данных мероприятий на международный имидж Китая можно указать то, что сегодня в мире, по разным оценкам, 50 млн человек профессионально изучают китайский язык [6], он включен в систему национального образования более чем в 40 странах [7].
Еще одним направлением «мягкой силы» является укрепление образовательных контактов. Китай уделяет большое внимание расширению своего влияния на молодежь целевых государств. Причиной служит то, что перспективы сохранения Китаем своей «мягкой силы» зависят от уровня восприятия его молодым поколением в соответствующей стране. С целью привлечения молодежи на территории Китая организуется большое количество различных образовательных площадок, которые условно можно разделить на следующие направления: культурные симпозиумы и научные конференции, политико-экономические саммиты молодых лидеров, спортивные мероприятия. Как сообщает китайское издание China Daily, активизация таких мероприятий связана с данными социологических опросов, где молодежь высказала более позитивное отношение к Китаю.
Помимо вышеуказанного, частью китайской «мягкой силы» является иновещание, работа с зарубежной аудиторией. Для решения этой проблемы китайское руководство приняло решение о запуске ряда медиапроектов, ориентированных на иностранцев. Так, Центральное телевидение Китая увеличило число англоязычных каналов, открыло CCTV-русский. По инициативе Международного радио Китая (МРК) запущен новостной портал china.com, ведущий работу на 25 языках. 2014 г. был ознаменован подписанием договора о сотрудничестве официального печатного органа КПК «Жэньминь Жибао»
с информационным агентством «Россия сегодня». Итогом данных проектов стало повышение узнаваемости китайского иновещания и, как следствие, благоприятный эффект на имидж государства в целом.
Можно сделать вывод, что «мягкая сила» продвигается разными путями. В ход идут саммиты, журналистские автопробеги и многое другое [8].
Растет роль Всемирной паутины. Это отчасти связано со снижением уровня доверия к традиционным СМИ. Влияние посредством социальных сетей и блогов имеет потенциальную способность создать напряженную атмосферу политической нестабильности. Таким образом, «возникает синтез двух видов власти - информационной, или власти общественного мнения, и политической, или власти закона и порядка» [9]. Результатом их диалога и становится выстраивание имиджа государства как формы управления геополитическими, социальными и экономическими процессами. КНР не стала исключением. Китайское руководство активно проводит политику улучшения международного имиджа государства: публикуется значительное количество литературы, посвященной перспективам, особенностям китайской политики, доктрине Китая, обоснованию концепции позиционирования страны, в которых содержатся положения о целенаправленном формировании позитивного имиджа Китая [10].
Так, в официальном печатном органе КПК «Жэньминь Жибао» были опубликованы результаты социологического исследования международного общественного мнения о Китае после летней Олимпиады в Пекине, проведенные социологом Лю Каном. По мнению ученого, «заинтересованность иностранцев в Китае растет, и это устойчивая тенденция». К примеру, «60,8 % американцев считают «Китай обладает влиянием в мировой политике», большинство жителей США (77 %) верят, что в ближайшие 10 лет Китай увеличит свое влияние в мире, а 3/5 граждан США считает, что КНР имеет решающее влияние в мире; угроза разрыва отношений принесет больше вреда США, а не Китаю.
В свою очередь, российская газета «Известия» сообщает, что стабильный экономический рост страны и успешное противодействие мировому экономическому кризису явились толчком для Китая в продвижении еще одного бренда - своей страны. Следствием стало решение китайского руководства о запуске 50-серийного проекта с участием знаменитостей, которые будут рассказывать миру о современном Китае. «К съемкам в 30-секундных роликах, -сообщают «Известия», - планируется привлечь известных личностей, среди которых баскетболист Яо Мин, первый китайский астронавт Ли Вэй, чемпионка мира по настольному теннису Дэн Япин, гонконгский магнат Ли Кашин, создатель популярного интернет-портала Дин Лэй и многие другие.
Одна из важных ролей в формировании имиджа КНР отводится созданию специализированных сайтов. На сегодняшний день зарегистрировано 687 сайтов, имеющих цель сформировать имидж КНР в мире. Они отражают разные сферы деятельности государства: политику, экономику, культуру, спорт, СМИ и т.д.
Примером служит созданный в 2009 г. информационный портал о Китае - ChinaModern. На сайте публикуются ежедневные новости Китая, представлена история государства. Информация дана на трех языках - русском, английском, китайском. Кроме того, на портале широко представлены разделы, позиционирующие правительство Китая и его деятельность, культуру страны, что тоже оказывает положительное влияние на формирование образа страны посредством глобальной сети.
Еще одним медийным способом формирования имиджа КНР стала он-лайн-конференция с участием главы Московского представительства государственного управления по делам туризма в КНР Лю Цзьньмина и членов экспедиции «Русский PR в Китае» на российском PR- портале 11 мая 2012 г. В рамках данной конференции участники рассказывали о Китае, его традициях и культуре, что не могло не возыметь положительного эффекта.
Можно говорить о том, что деятельность китайского руководства по формированию позитивного международного имиджа страны имеет неплохие результаты. За последние несколько лет имидж Китая в мире изменился в лучшую сторону. Об этом свидетельствуют результаты опросов, проведенных в конце 2014 г. Исследовательским центром МИД КНР совместно с международными исследовательскими институтами MillWard Brown и Lightspeed GMI в 9 странах с различным уровнем экономического развития. Оказалось, что лучше всех к Китаю относятся в России, имидж был оценен на 7,6 баллов из 10. Можно сделать предположение, что столь высокая оценка отражает динамику и состояние отношений между двумя странами. Жители США выставили Китаю 5,4 балла, а самый низкий балл Китай получил от жителей Японии - 3,4, что неудивительно с учетом современных напряженных отношений между двумя странами и исторического фона.
Примечательно и то, что в развивающихся странах имидж КНР получил более высокие оценки, что свидетельствует о том, что эти страны рассматривают Китай как важного игра, играющего значимую роль в поддержании глобальной безопасности и мира. В целом имидж КНР по оценкам составил 5,9 баллов, что выше чем в 2013 г. [11]
Подводя итог вышесказанному, можно сказать о том, что одним из ключевых направлений деятельности Китайской Народной Республики на международной арене в последние годы стали действия, направленные на
снижение уровня негативной реакции на процесс стремительного становления Китая как потенциальной глобальной державы. Сможет ли Пекин создать еще более благоприятные условия для развития страны в реалиях XXI столетия с реализацией концепции «китайской мечты» и станет ли данная деятельность успешной, покажет дальнейшее развитие событий. А пока Китай во многом остается загадкой, которую нужно постараться разгадать, ведь как сказал бывший госсекретарь США Д. Хэй: «Кто понимает Китай с точки зрения социальной, политической, экономической, религиозной, тот держит ключ к мировой политике на следующие пять столетий».
Список использованных источников и литературы
1. Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: Грани социокультурного измерения. - М.: Восточная книга, 2010.
2. Власти Китая спрогнозировали показатели экономического роста в 2016 году // Lenta.ru. - 05.03.2016. - URL: https://lenta.ru/news/2016/03/05/chinaplan/
3. Обзор: улучшение национального имиджа Китая и экономическое развитие взаимообусловлены и взаимовыгодны // China.com. - 23.03.2015. -URL: http://russian.china.com/news/reports/1793/20150323/325343.html
4. Мисакян С.И. Китайская политика «мягкой силы» в отношении АСЕАН // 60 лет КНР: Шестидесятилетие дипломатических отношений СССР/РФ и КНР: тезизы докладов XVIII Междунар. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир: История, современность, перспективы» (Москва, 2123 октября 2009 г.). Ч. 1. - М., 2009.
5. Cooper R.J. Brand China // The Foreign Policy Centre. - L., 2007. -URL: http://www.fpc.org.uk/fsblod/827.pdf
6. The rise and rise of Mandarin - but how many people will end up speaking? // The Telegraph. - URL: http: // www.telegraph.co.uk/news/worldnews/asia/china/8776515/The-rise-and-rise-of-Mandarinbut-how-many-will-end-up-speaking-it.html
7. Китай создал в 120 странах и регионах мира 440 Институтов Конфуция // Жэньминь жибао онлайн. - 08.12.2013. - URL: http: // rus-sian.people.com.cn/31516/8478245.html
8. Алешина М., Горшкова О. Имидж по-пекински // Российская газета. - 24.06.2015. - URL: https://rg.ru/2015/06/24/kitai-site.html
9. Золина Г.Д. Модусы информационной политики // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. - Майкоп, 2013. - Вып. 4. - С. 191-198.
10. Лю Юаньюань. Имидж Китая в восприятии российского общества: дис. ... канд. социол. наук. - М., 2010.
11. Имидж Китая в мире изменился в лучшую сторону // GBTimes. -19.03.2015. - URL: http://ru.gbtimes.com/novosti/imidzh-kitaya-v-mire-izmenilsya-v-luchshuyu-storonu
Коротко об авторе
Аветисян Элеонора Геворгиевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about the author
Avetisyan Eleonora Gevorgievna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]