УДК 32.019.5+327
DOI статьи: 10.17238/issn2221-2698.2016.23.17
Mеждународный имидж государства как инструмент мягкой силы
© Коптяева Анна Алексеевна, магистрант кафедры регионоведения, международных отношений и политологии Института социально-гуманитарных и политических наук САФУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Аннотация. Международный имидж государства как инструмент мягкой силы раскрывается на примере России как одной из арктических стран. Проведён анализ основных аспектов международного имиджа России, выявляется совокупность причин и факторов, влияющих на восприятие образа России за рубежом. Представлена характеристика инструментов формирования международного имиджа России в мире. Ключевые слова: Россия, международный имидж государства, Арктика, мягкая сила, образ России в мире
The international image of the state as an instrument of soft power
© Anna A. Koptyaeva, master degree student, the Department of Regional Studies, International Relations and Political Science, Institute of Social, Humanitarian and Political Science of NArFU named after M.V. Lo-monosov. E-mail: [email protected]
Abstract. The international image of the state as an instrument of soft power is revealed on the example of Russia as one of the Arctic states. The analysis of the main aspects of the international image of Russia, a set of causes and factors that influence the perception of Russia abroad have been analyzed. The specific of the international image making of Russia is discussed.
Keywords: Russia, international image of the state, the Arctic, soft power, the image of Russia in the world
Введение
В последнее время всё большую актуальность приобретает проблема конструирования и продвижения международного имиджа страны. В эпоху глобализации многие государства занимаются целенаправленным созданием, развитием и продвижением положительного образа внутри страны и за рубежом с помощью «мягкой силы», понимая, что он является важным инструментом защиты её национальных интересов, внутренней консолидации, усиления национальной гордости, привлечения внешних инвестиций, усиления влияния в мире. Страны пытаются включить «мягкую силу» в свои внешнеполитические стратегии и расширить её влияние. Россия, обладая значительными ресурсами реализации «мягкой силы» на международной арене, пока ещё сильно отстаёт от своих партнеров и стран арктического региона. В настоящее время использование культурного потенциала страны в качестве инструментария имиджевой стратегии сведено к минимуму. Умелое использование этого ресурса позволит России активизировать скрытые возможности, которые могут оказать серьёзное влияние и на её внутреннее развитие, и на место в системе международных от-
ношений, включая Арктику. С целью комплексного и всестороннего изучения данной темы автор выявляет и анализирует формирование международного имиджа Российской Федерации за рубежом в теории и на практике.
Методологическую основу исследования современного восприятия России в мире составляют труды Алексеевой Т. [1], рассматривающей восприятие России в глобальном масштабе; Галумова Э.А. [2, 2003], главного эксперта, по мнению автора, по вопросу международного имиджа Российской Федерации; Сулакшина С.С. и Хвыля-Олинтер Н.А. [3, 2015], работающих в Центре научной политической мысли и идеологии и составивших отчёт восприятия страны в мире за текущий год. В целом, можно сделать вывод о том, что степень изученности темы достаточна высокая. Однако международный имидж РФ в качестве инструмента мягкой силы практически не рассматривается исследователями.
Источниковая база данной статьи представлена различными международными рейтингами, официальными данными российского исследовательского холдинга «Ромир», а также официальными сайтами российских СМИ и организаций, занимающихся пропагандой положительного образа России. Используются методы сравнительного анализа и синтеза.
Восприятие России за рубежом и внутри страны
Сегодня Россию в мире воспринимают скорее негативно, а отношение к ней со стороны мирового сообщества ухудшается. Наши соотечественники в последнее время стали лучше отзываться о внутренней и внешней политике России, но текущая ситуация такова, что говорить о позитивном восприятии страны за её пределами не приходится. Усиление позиции России в Арктике, стабилизация российской ситуации в будущем, рост влияния страны на мировом рынке энергоносителей пугает конкурентов и оппонентов. На протяжении последних десятилетий имидж новой России в глазах мирового сообщества неоднократно менялся. Его эволюция прошла долгий путь. Сначала от «тоталитарной империи» зла к поддержанной мировым сообществом «перестройке и гласности». Затем — к образу страны «молодой демократии и рыночной экономики». Позднее — вновь к образу «непредсказуемой, коварной, а потому опасной страны». Теперь Россию рисуют не только опасной в военном отношении, но и как агрессивного и сильного экономического конкурента [1].
Исследователи Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования получили экспертную оценку динамики отношения мирового сообщества к России. Методология исследования основывалась на том, что экспертам было предложено оценить отношение к стране в конкретные периоды времени, затем полученные оценки усреднялись.
Рисунок 1. Негативное отношение к России в мире [2, с. 4]
В 2014 г. Международной службой BBC было проведено масштабное исследование, посвящённое оценке характера влияния шестнадцати крупнейших государств на положение дел во всём мире. В опросе приняло участие 24,5 тысячи человек из 24 стран, включая Россию. Нужно отметить, что проводился опрос в период с 17 декабря 2013 г. по 28 апреля 2014 г., т. е. ещё до развития украинского кризиса и частично совпадая с проводимой в Сочи Олимпиадой. В результате исследования выяснилось, что в половине стран отношение к России ухудшилось [3, с. 5].
По данным последнего опроса (август 2015 г.), проведённого исследовательским центром Pew, ни Россия, ни её президент Владимир Путин не пользуются особым уважением или поддержкой за рубежом. В среднем лишь 30% респондентов из зарубежных стран относятся к России положительно. В 26 странах преобладает отрицательное отношение к России. Крайне негативно в её адрес высказываются в Польше и Иордании (в обоих случаях по 80%). В первом случае такое восприятие является результатом длительных напряжённых отношений между двумя странами. На общественное мнение в Иордании, возможно, повлияло то, что Москва поддерживает режим президента Башара Асада в соседней с Иорданией Сирии, откуда к ним прибыли сотни тысяч беженцев. Антироссийские настроения также особенно ярко выражены в Израиле (74%), Японии (73%), Германии (70%) и Франции (70%)1.
Самый высокий уровень поддержки России отмечается во Вьетнаме (75%). Но стран, в которых Россию воспринимает положительно более половины опрошенного населения, всего две — это Гана (56%) и Китай (51%). В ряде стран многочисленные контингенты опрошенного населения вообще не имеют конкретного мнения о России. К таким группам относятся
1 Основные результаты опроса общественного мнения, провёденного центром Pew в 40 странах в период с 25 марта по 27 мая 2015 г., в котором приняли участие 45 435 респондентов.
более половины опрошенных в Эфиопии и около трети респондентов в Пакистане, Индии, Буркина-Фасо, Танзании, Сенегале, Аргентине и Перу .
Чтобы наиболее объективно представить образ России на мировой арене сегодня, следует обратиться к соответствующим международным рейтингам и индексам за 2015 г. Согласно The World Competitiveness Yearbook Россия занимает 45-е место (из 60) по рейтингу конкурентоспособности стран мира, находясь между Словакией и Индией. Первые места в данном рейтинге занимают США, Китай, Сингапур 3. Среди арктических стран РФ занимает последнее место по данному рейтингу (таб. 1). Ежегодный рейтинг мировой конкурентоспособности — это рейтинг глобального исследования стран мира по показателю экономической конкурентоспособности по версии ведущего в Европе Института менеджмента (Institute of Management Development), базирующегося в Лозанне (Швейцария). Рейтинг показывает, насколько государства способны создавать условия для эффективного развития бизнеса и экономического роста, управляя своими экономическими и человеческими ресурсами. Страны оцениваются по 369 показателям, которые разбиты на четыре группы: общая эффективность экономики, включая макроэкономические показатели; государственное управление, в том числе уровень коррупции; эффективность бизнеса; развитость инфраструктуры как транспортной, так и социальной. При составлении рейтинга учитывается официальная статистика и опросы экспертов.
Таблица 1
Место России в рейтинге конкурентоспособности стран мира «The World Competitiveness Yearbook» среди арктических стран
Страна Место в рейтинге конкурентоспособности стран мира «The World Competitiveness Yearbook»
США 1
Канада 5
Норвегия 7
Дания 8
Швеция 9
Финляндия 20
Исландия 24
Россия 45
По Индексу свободы прессы "Global Press Freedom" (Freedom House) среди 199 стран Россия получает 83 балла (из 95), то есть считается одной из наименее свободных 4. Среди
2 Там же.
3 The 2015 IMD World Competitiveness Scoreboard. URL: http://www.imd.org/uupload/imd.website/wcc/ score-board.pdf (дата обращения: 24.11.2015).
4 Freedom of the Press 2015. URL: https://freedomhouse.org/report/freedom-press/freedom-press-2015#.VkHmf5 Cs1qM (дата обращения: 24.11.2015).
арктических стран Российская Федерация занимает последнее место по данному индексу (таб. 2). У Норвегии и Финляндии 10 баллов, что характеризует их как государства с самой свободной прессой.
Таблица 2
Место России по индексу свободы прессы среди арктических стран
Страна Индекс свободы прессы
Норвегия 10
Швеция 10
Финляндия 11
Дания 12
Исландия 16
Канада 18
США 22
Россия 83
Всемирный индекс свободы прессы — это ежегодное исследование и сопровождающий его рейтинг о состоянии свободы прессы в странах мира. Выпускается международной неправительственной организацией «Репортёры без границ» (Reporters Without Borders), которая представляет собой сообщество организаций, действующих в интересах защиты свободы прессы и прав журналистов. Выводы о состоянии свободы СМИ в той или иной стране специалисты организации делают на основе 43 ключевых показателей, включая такие критерии, как наличие различного рода нарушений в отношении журналистов (убийства, лишение свободы, физическое насилие и угрозы) и средств массовой информации (цензура, запреты и конфискации выпусков изданий, закрытие изданий), а также уровень самоцензуры в СМИ, степень политической и финансовой зависимости СМИ, состояние правовой среды в сфере СМИ (штрафы, государственная монополия, существование регулирующего органа), возможность свободного доступа граждан к Интернету и так далее. Индекс распределяет государства по степени свободы прессы в баллах — от нуля (лучший показатель — отсутствие каких-либо ограничений для работы СМИ) и выше (худший показатель).
Рейтинг несостоятельности государства (Failed States Index, Fragile States Index) отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Из 178 стран Россия, согласно этому рейтингу, заработала 90 баллов из 120 наряду с Ираном, Египтом, Узбекистаном, Таджикистаном. Самая устойчивая и состоятельная страна — Финляндия 5. Исследование и сопровождающий его рейтинг выпускается ежегодно независимой общественной организацией The Fund for Peace (специализируется на изучении причин и условий, вызыва-
5 Fragile States Index. URL: http://fsi.fundforpeace.org/rankings-2015 (дата обращения: 24.11.2015).
ющих войны, и предпринимает усилия по их предотвращению) совместно с политологическим журналом Foreign Policy. При составлении индекса эксперты в течение года анализируют страны мира и связанные с ними информационные потоки с помощью специального системного инструмента оценки конфликтов (Conflict Assessment System Tool). Анализ проводится на основании 12 критериев — так называемых «индикаторов уязвимости» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и политические (устойчивая и перманентная эмиграция из страны, неравномерность экономического развития, наличие и качество общественных услуг и др.). Среди арктических стран РФ занимает последнее место по данному рейтингу (таб. 3).
Таблица 3
Место России в рейтинге несостоятельности государства «Failed States Index» среди арктических стран
Страна Место в рейтинге несостоятельности
государства «Failed States Index»
Финляндия 18
Норвегия 20
Швеция 20
Дания 22
Исландия 23
Канада 26
США 35
Россия 80
Индекс «Верховенства права» (The Rule of Law Index) рассматривает то, насколько страны мира следуют принципам верховенства закона и защиты прав человека в своей внутренней политике. Российский индекс среди 180 стран — 0,47 наряду с Мексикой, Эквадором, Замбией, Танзанией, Киргизией, что является средним значением. Самый высокий индекс верховенства права у Норвегии (0,87) 6. Он рассчитан по методике международной неправительственной организации The World Justice Project, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса экспертов. Индекс составлен из 47 переменных, которые детально характеризуют уровень развития правовой среды и законодательную практику в различных странах мира. Все переменные объединены в восемь контрольных показателей: ограничение полномочий институтов власти; отсутствие коррупции; порядок и безопасность; защита основных прав; прозрачность институтов власти; соблюдение законов; гражданское правосудие; уголовное правосудие. Среди арктических стран Россия занимает последнее место по данному индексу (таб. 4).
6 The Rule of Law Index. URL: http://data.worldjusticeproject.org/ (дата обращения: 24.11.2015).
Таблица 4
Место России в индексе верховенства права «The Rule of Law Index»
среди арктических стран
Страна Место в индексе верховенства права
«The Rule of Law Index»
Норвегия 0,87
Дания 0,87
Финляндия 0,85
Швеция 0,85
Канада 0,78
США 0,73
Россия 0,47
В соответствии с рейтингами проекта «Политический атлас современности»7 из 192 государств Россия находится в сравнении с арктическими странами (табл. 5):
> на 7-м месте по индексу потенциала международного влияния (между Великобританией и Индией; первое место — США). Индекс объединяет многие важные показатели и рейтинги: расходы на оборону, доли участия в уставном капитале МВФ, в мировом экспорте, в финансировании ООН и доля в ВВП, численность населения и численность армии и др.;
> на 27-м месте по индексу государственности (между Данией и Исландией; первые — США, Япония, Швейцария). Индекс призван показать степень самостоятельности государства, возможности его выживания и автономно независимого развития. Индекс показывает, способно ли само государство решать свои внешние и внутренние дела или без помощи ему не обойтись; эффективно ли оно использует природные ресурсы и в какой степени зависит от других стран;
> на 93-м месте по индексу институциональных основ демократии (между Перу и ЮАР; первые — Швейцария, Канада, Нидерланды). Индекс учитывает факторы укрепления основ демократии: непрерывность демократических традиций, неконституционные смены власти, пребывание одного лица на высшем посту свыше двух сроков; включенность граждан в избирательный процесс и др.;
> на 73-м месте по качеству жизни (первые — Люксембург, Ирландия, Норвегия). Индекс включает в себя ВВП на душу населения, продолжительность жизни, расходы на здравоохранение, уровень образования, смертность и др.;
> на 81-м месте по индексу внешних и внутренних угроз (самыми безопасными странами являются Нидерланды, Франция, Канада). Индекс угроз включает в себя несколько по-
7 Политический атлас современности. URL: http://worldpolities.org/ (дата обращения: 24.11.2015).
казателей: попытки переворотов, стихийный бедствия, эпидемии, присутствие нелегальных движений, угрозы агрессии и терроризма, а также проблемы снабжения водой, наличие территориальных претензий, несбалансированный экспорт и др.
Таблица 5
Место России в рейтингах проекта «Политический атлас современности»
среди арктических стран
Страна Место по индексу потенциала международного влияния Место по индексу государственности Место по индексу институциональных основ демократии Место по качеству жизни Место по индексу внешних и внутренних угроз
США 1 1 18 5 118
Канада 11 15 2 15 192
Норвегия 42 31 5 3 163
Дания 44 26 4 16 176
Швеция 30 11 8 12 188
Финляндия 52 10 6 17 186
Исландия 137 28 12 7 147
Россия 7 27 93 73 81
Рассмотрев основные официальные показатели международного рейтинга России в других странах, необходимо заметить, что они не являются высокими, кроме международного влияния (7-е место в мире) и безопасности (первое место среди арктических стран). Это в очередной раз актуализирует тему формирования международного имиджа России.
Галумов Э.А. отмечает, что имидж государства непосредственно связан с отношением к нему не только зарубежной общественности, но и его собственных граждан [2, ^ 107]. Сегодня каждый пятый россиянин (21%) считает, что сразу после забот о благосостоянии народа государство должно уделить повышенное внимание усилению престижа России в мире. В 2003 г. такой ответ дали вдвое меньше респондентов (12%). Об укреплении российской гоcударственности, как одной из наиболее важных задач, сегодня заявили 18% россиян. И эта проблема значительно больше волнует сегодня респондентов, чем 12 лет назад, когда такой ответ дали только 11% опрошенных. По мнению автора, такой подъём интереса к вопросам имиджа России на международной арене связан с новыми глобальными вызовами и угрозами, военно-политическим противостоянием нашего государства странам Запада, изменением геополитической ситуации в мире не в пользу России. «Актуализация и повышение важности вопросов престижа России в мире и укрепления государственности говорит о том, что сегодня население страны, как никогда, нуждается в глобальной цели, национальной идее», — поясняет президент исследовательского холдинга «Ромир» А. Милехин 8.
8 Исследования: Народ мечтает о национальной идее. URL: http://romir.ru/studies/724_1446498000/ (дата обращения: 23.11.2015).
В марте 2015 г. исследовательский холдинг «Ромир» совместно с Центром ситуационных исследований ИСПИ РАН провели общероссийский опрос населения на тему доверия различным социальным институтам. Последнее аналогичное исследование проводилось в ноябре 2013 г., поэтому полученные результаты демонстрируют, как изменились оценки и настроения россиян за прошедшие полтора года, столь насыщенные различными событиями. За это время россияне ещё больше укрепили свое доверие исконному принципу «за Веру, Царя и Отечество». Более трёх четвертей опрошенных выразили доверие в той или иной степени президенту, армии и православной церкви, что на 11—16% выше аналогичных показателей 2013 г. (диаграмма 1)9. Особенностью нашей культуры, российского менталитета всегда было отношение к власти как к данности свыше. У народа всегда были определённые ожидания по отношению к власти (забота, справедливость, решительная борьба с ворами, казнокрадами и другими преступниками, укрепление могущества России и реализация её предназначения в мире) [2, с. 11].
Рисунок 2. Динамика доверия социальным институтам (%) / «Ромир», ИСПИ РАН, март 2015
Нельзя не отметить, что ощутимо поднялись с 2013 г. в рейтинге доверия россиян такие институты, как правительство РФ (+20%), Совет Федерации РФ (+18%) и Государственная Дума РФ (+17%). Судя по всему, события прошедших пятнадцати месяцев: успехи на Олимпиаде в Сочи, присоединение Крыма, санкции против России, последовавшее продуктовое эмбарго в отношении ряда западных стран, экономический кризис — сплотили нацию, вызвав волну патриотизма. Именно поэтому столь высока, как никогда ранее, поддержка населением официальных органов власти. Президент холдинга «Ромир» и директор Центра ситу-
9 Доверие на патриотизме. URL: http://romir.ru/studies/664_1430254800/ (дата обращения: 23.11.2015).
ационных исследований ИСПИ РАН Андрей Милехин объясняет результаты опроса «нереализованным чувством гордости россиян, усталостью от переживаний и неопределённости, потребностью в ценностях и целях. Как это ни парадоксально звучит, но именно проблемы в
политике и экономике встряхнули нацию. Россияне увидели позицию власти и щедро отве-
10
тили на это нерастраченным кредитом доверия» .
Рассмотрев то, как воспринимает Российскую Федерацию её собственное население, можно прийти к выводу о подъёме показателей доверия государству, об увеличении национальной сплочённости. В свою очередь, хорошо известно, что улучшение ситуации внутри страны и положительное отношение граждан к внутренней и внешней политике государства является неотъемлемым компонентом формирования международного имиджа России. Это закладывает основу для создания успешного образа страны и актуализирует данный процесс.
Инструменты формирования международного имиджа России Нельзя сказать, что Россия не занимается созданием своего привлекательного образа в зарубежных странах. По мнению автора, формирование международного имиджа страны происходит в основном благодаря усилиям государственных структур и СМИ. Одним из ключевых институтов, формирующих, транслирующих и впоследствии отслеживающих международный имидж России является Министерство иностранных дел (МИД). В Положении о МИД Российской Федерации № 865 (утверждено Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года) определена одна из важнейших миссий МИД России — координация и распространение за рубежом информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, соци-
и и и п /-> "
ально-экономической, культурной и духовной жизни страны. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537) наряду с национальными интересами России в социальной, духовной, международной, военной, пограничной, экологической сферах были прописаны интересы в информационной сфере. Значимость доведения до внутренней и внешней аудитории информации о государственной политике РФ определена в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», утверждённой Указом Президента РФ В.В. Путиным № Пр-1895 от 9 сентября 2000 г.
Оформляются также институциональные структуры, ответственные за налаживание общественных и культурных связей и международное сотрудничество. Среди них наиболее значимыми являются Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами при Администрации Президента РФ, созданное в феврале 2005 г., Комиссия Обще-
10 -Г
Там же.
ственной палаты РФ по международному сотрудничеству и общественной дипломатии, учреждённая в 2006 г., и активизировавший свою деятельность российский центр международного научно-культурного сотрудничества при МИДе РФ (Росзарубежцентр). Однако формирование позитивного образа страны за рубежом не является главной и единственной функцией перечисленных подразделений. Таким образом, единый государственный орган, координирующий эту деятельность, отсутствует. Разработанные на сегодняшний день государственные проекты по формированию благоприятного имиджа России в мире можно классифицировать следующим образом.
Экономические проекты. Одна из традиционных форм — экономические форумы. Наряду с государством активная роль принадлежит российскому бизнес-сообществу. Цели проекта: формирование благоприятного инвестиционного климата, интенсификация экономического сотрудничества, формирование представления о России как о надёжном и стабильном партнёре.
Культурные, научные, образовательные проекты. В этой сфере Россия традиционно занимает уверенные позиции. 2014 г. был объявлен в России Годом культуры. 14—16 декабря 2015 г. состоялся IV Санкт-Петербургский международный культурный форум, посвященный 70-летию ЮНЕСКО. В 2016 г. в Санкт-Петербурге пройдёт уже V международный культурный форум. Характерной чертой проводимых сегодня культурных мероприятий является актуализация с их помощью наиболее острых общественных проблем. Фонд «Русский мир», возглавляемый В. Никоновым, занимается популяризацией русского языка и культуры.
Социальные проекты. Россия ориентирована на широкое участие в различных социальных международных проектах, начиная от активного участия в программах по борьбе со СПИДом и наркоманией и заканчивая гуманитарной помощью населению стран, пострадавшим от стихийных бедствий. Это один из наиболее традиционных, но в то же время действенных способов улучшения образа страны в мире.
Спортивные проекты связаны, прежде всего, с попытками России стать центром проведения спортивных мероприятий планетарного масштаба. Например, проведение зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г., Чемпионата мира по футболу в 2018 г. Безусловно, положение «хозяйки» спортивных соревнований мирового масштаба прибавляет популярности стране и повышает её международный престиж).
Проект «церковная дипломатия» — реанимирование российскими властями традиционного в исторической ретроспективе направления для российской публичной политики может оказаться весьма продуктивным в связи с возрастающим влиянием религиозного и
этнического фактора в мировой политике. К проектам подобного рода можно отнести Всемирный религиозный саммит, проводившийся с 2006 по 2011 г. Причём участники саммита обсуждают не религиозные вопросы, а наиболее серьёзные проблемы и вызовы современного мира: терроризм и экстремизм, распространение оружия массового уничтожения, эпидемии, наркомания, бедность, экология и воспитание молодёжи. Историческим событием назвали встречу патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска, которая состоялась 12 февраля 2016 г. в Гаване на Кубе.
Проект «Празднества» — придание торжествам, приуроченным к празднованию особо важных исторических дат, официального статуса общественно-политического мероприятия высокого уровня и организация в рамках торжественных мероприятий неформальных встреч с лидерами мировой политики. К наиболее значимым проектам в данной сфере стоит отнести празднование 300-летия Санкт-Петербурга и 70-летия Победы.
Медийные проекты. Нельзя сказать, что ничего не предпринимается для информирования зарубежных читателей «из первых уст». Российское правительство в конце 2003 г. определило, что главным инструментом «управления» образом страны должно стать информационное агентство РИА «Новости». Спустя 10 лет, 9 декабря 2013 г., указом Президента РФ Международное информационное агентство «Россия сегодня» создано в форме федерального государственного унитарного предприятия. МИА «Россия сегодня» стала правопреемником всех проектов и имущества РИА Новости. Его непосредственной задачей является освещение за рубежом государственной политики и общественной жизни в Российской Федерации. Генеральный директор — Дмитрий Киселёв, тележурналист, экс-заместитель руководителя ВГТРК, ведущий программы «Вести недели» на телеканале «Россия»11. Генерального директора агентства назначает и освобождает от должности президент РФ. Агентство включено в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. С 2004 г. активно разрабатываются и выходят в свет крупномасштабные медиа-проекты. Среди них «Валдайский клуб», «Russia Profile», «Russia Today». Пионером в этой сфере можно считать совместный проект МИДа и РИА «Новости» «Открытая Россия»12 (2003 г.), в рамках которого организуются пресс-конференции и обсуждения текущих событий в стране и внешней политики России; причём приглашаются не только МИДовские чиновники, но и ведущие ньюсмейкеры. Необходимо отметить, что благоприятный международный
11 Россия сегодня (Международное информационное агентство) // Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. URL: http://megabook.ru/article/Россия сегодня (Международное информационное агентство) (дата обращения: 26.11.2015).
12 Открытая Россия. URL: https://openrussia.org/ (дата обращения: 24.11.2015).
имидж — это позитивная информация о стране, которая должна привлекать зарубежное общественное мнение. Однако в перечисленных источниках не всегда подаётся только такая информация, значительное место занимают негативные информационные аспекты.
В 2004 г. был создан «Валдайский дискуссионный клуб»13, где ежегодно собираются иностранные эксперты и журналисты, приглашённые Кремлем на встречи с высокопоставленными представителями российской политики. С 2014 г., после вступления во вторую декаду своего существования, Клуб перешел от формата «рассказа миру о России» к практически ориентированной работе по формированию глобальной повестки дня, от исследования ситуации в России к квалифицированной и объективной оценке мировых политических и экономических проблем.
С начала 2005 г. выходит еженедельный журнал на английском языке «Russia Profile»14, в котором представлены аналитические материалы о политических и экономических процессах, происходящих в России. И, судя по высказываниям председателя думского комитета по международным делам, члена попечительского совета журнала Константина Косачева, после презентации проекта «журнал вызвал большой интерес США».
А с декабря 2005 г. начал свое вещание англоязычный телеканал «Russia Today»15 для зарубежной аудитории. Уже сейчас у «Russia Today» есть несколько зарубежных кор-пунктов в Лондоне, Вашингтоне, Париже и Иерусалиме. В ближайшее время планируется открыть корпункт в Каире, а потом в Нью-Йорке, а в будущем будет создана сеть в СНГ. По версии создателей, телеканал «Russia Today» призван «показать русский взгляд на Россию и на мир». Правда, многие эксперты сомневаются, сможет ли телеканал успешно справиться с поставленной задачей, поскольку у зарубежного зрителя есть довольно широкий выбор новостных каналов, таких как, например BBC, CNN, Euronews. Они полагают, что «Russia Today» вряд ли сможет составить им реальную конкуренцию, да и сам «русский взгляд» на происходящие в мире события едва ли может вызывать особый интерес. От того, насколько успешно эта задача будет решена, зависит и влияние на формирование позитивного имиджа России в мире16. Данная российская телекомпания 10 декабря 2015 г. отметила 10 лет с начала работы в эфире. Круглосуточное информационное вещание смотрят более чем в 100 странах мира. Кроме того, RT — лидер среди новостных каналов на YouTube. Число просмотров RT на этом ресурсе пре-
13 Valdai Discussion Club. URL: http://valdaiclub.com/ (дата обращения: 25.11.2015).
14 Profile Russia. URL: http://www.profilerussia.com/ru/ (дата обращения: 25.11.2015).
15 Russia Today. URL: https://www.rt.com/ (дата обращения: 25.11.2015).
16 Формирование образа России как аспект публичной внешней политики. URL: http://hr-portal.ru/article/ formi-rovanie-obraza-rossii-kak-aspekt-publichnoy-vneshney-politiki (дата обращения: 25.11.2015).
высило 3 миллиарда, это в разы больше, чем получили CNN, BBC, Euronews и другие информационные каналы17. По мнению автора, это говорит о том, что перспектива улучшения образа России на международной арене существенно увеличивается с каждым годом.
Заключение
В целом, в современных условиях проблема формирования позитивного имиджа Российского государства представляется насущной и актуальной. Как известно, Арктика — важнейший геополитический регион столкновения национальных интересов ведущих зарубежных стран, поэтому позиционирование России, согласно рассмотренным рейтингам, как слабейшей из них далеко не содействует укреплению наших стратегических позиций в арктическом регионе. В МИД есть структурные подразделения, в обязанности которых входит улучшение имиджа страны в мире. Тем не менее, представляется, что в России не существует целенаправленной линии формирования имиджа за рубежом, мало российских СМИ в зарубежных странах, вещающих на их языках. Деятельность различных структур, участвующих в этом процессе, выглядит несогласованной и разрозненной, они не объединены единой целью и теоретически проработанной программой действий.
Современный образ России, по мнению многих исследователей данной проблемы, за рубежом весьма противоречив. «В мире немало людей и организаций, с большой симпатией наблюдающих за выходом нашей страны из кризиса, ростом её влияния на международные дела. Не меньше и тех, кто смотрит на неё подозрительно, если не с огульным негативизмом, отвергая перспективные и взаимовыгодные проекты только потому, что они исходят от России или предполагают её активное участие» [1]. Совершенно справедливо профессор Т.А. Алексеева подчёркивала в одной из своих статей, что «Россию укоряют в том, что она пытается играть по имперским правилам. Это проявилось в кампании, поднятой в СМИ по поводу российской экспедиции по исследованию шельфа в Арктике летом 2007 г. Газета «Вашингтон таймс» 6 сентября 2007 г. вещала, что «агрессивное поведение России полностью соответствует её реваншистской политике, проводимой президентом Путиным. Он не делает тайны из своего стремления сделать Россию влиятельным и мощным государством, а для реализации амбиций использует энергосырьевое богатство своей страны». Японская газета «Асахи симбун» назвала полемику между Россией, США, Норвегией, Данией и Канадой «борьбой за захват Арктики» [1].
17 Христенко А. Пока только 10: RT отмечает юбилей. URL: http://www.vesti7.ru/news?id=48802 (дата обращения: 14.12.2015).
Основная проблема заключается в том, что ни в российском, ни в западном общественном мнении не сложился чётко очерченный и адекватный образ современной России, и все представления о нашей стране весьма фрагментарны, противоречивы и плохо оформлены. Кроме того, следует признать, что интерес к России в мире сегодня не столь высок. А чем меньший интерес вызывает страна, тем большую силу обретают стереотипы, а клиширование образа меняет его далеко не в лучшую сторону. Не надо забывать, что против России постоянно ведётся и информационная война. В СМИ появляются публикации о текущей гибридной гражданской войне даже внутри самой России, когда целенаправленно осуществляется перекодировка национальных идентичностей, нагнетается напряжённость в сфере межэтнических отношений, ведётся переоценка отечественной истории .
Следовательно, вопросы построения и эффективного функционирования современного имиджа РФ, включая Российскую Арктику, являются весьма актуальными, требующими законодательного урегулирования и непосредственного участия государства в разработке своего имиджа в зарубежных странах.
Литература
1. Алексеева Т.А. Россия в пространстве глобального восприятия // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. 2007. Т.5. №2 (14). С.52—63. URL: http://www.intertrends.ru/fourteen/005.htm (дата обращения: 23.11.2015).
2. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003. 450 с.
3. Сулакшин С.С., Хвыля-Олинтер Н.А. Отношение к России в мире. Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 8, январь 2015 г. М.: Наука и политика, 2015. 28 с.
References
1. Alekseeva T.A. Rossiya v prostranstve globalnogo vospriyatiya. Mezhdunarodnye processy. Zhurnal te-orii mezhdunarodnyh otnoshenij i mirovoj politiki. 2007. T.5. №2 (14). pp.52—63.URL: http://www. in-tertrends.ru/fourteen/005.htm (Accessed: 23 November 2015).
2. Galumov E.A. Mezhdunarodnyj imidzh Rossii: strategiya formirovaniya. M.: Izvestiya, 2003. 450 p.
3. Sulakshin S.S., Hvylya-Olinter N.A. Otnoshenie k Rossii v mire. Trudy Centra nauchnojpoliticheskoj mys-liiideologii. Vyp. № 8, yanvar 2015. M.: Nauka i politika, 2015. 28 p.
18 Владимир Лепехин. В России разворачивается гибридная гражданская война. URL: http://ria.ru/analytics/ 20160314/1389538763.html (дата обращения: 14.03.2016).