УДК 070:33
DOI 10.17150/2308-6203.2015.4(2).207-213
Чуприкова Анастасия Александровна
магистрант, кафедра журналистики и экономики средств массовой информации, Байкальский государственный университет экономики и права,
664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected] Anastasiya A. Chuprikova
postgraduate student, Department of Journalism, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Str., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ И РОССИЯ: МЕДИАЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАРТИНА СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация. В статье рассматривается проблема освещения в средствах массовой информации вопросов взаимодействия Международного банка реконструкции и развития и России. Дается краткий исторический экскурс предпосылок вступления России в группу Всемирного банка, а также в попытке ответить на вопрос, к чему ведет экономическое сотрудничество России и МБРР, раскрываются две точки зрения. Ставится вопрос о возможности неоднозначного толкования публикуемой информации, особенно, в настоящей экономической и политической обстановке.
В работе затрагиваются не только печатные и сетевые СМИ, но и документы, представленные на официальных сайтах МБРР и Министерства иностранных дел РФ. Анализ опубликованных материалов проводится с точки зрения объективности и полноты раскрытия данной темы.
Ключевые слова. Международный банк реконструкции и развития, Всемирный банк, информация, СМИ, кредитование, инвестиционные проекты, экономическая ситуация, политическая ситуация, международные отношения.
Информация о статье. Дата поступления 19 февраля 2015 г.; дата принятия к печати 5 марта 2015 г.; дата онлайн-размещения 20 апреля 2015 г.
INTERNATIONAL BANK FOR RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT AND RUSSIA: THE ECONOMIC PICTURE OF COOPERETION
Abstract. The article discusses the problem of the coverage in mass media questions about interaction between International Bank for Reconstruction and Development and Russia. There is the concise historical excursus of the precondition of the inclusion Russia to World Bank Group, and also two points of view are unfolded, in attempt to answer, what will the result of economic cooperation between Russia and IBRD. There is a question about possibility of ambiguous interpretation of published information, especially in today's economic and political situation.
© А. А. Чуприкова, 2015
207
Not only print media and Internet are involved in this scientific work, but documents submitted on the official sites of IBRD and Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. The analysis of published materials made in terms of objectivity and fullness of the revelation this topic.
Keywords. The International Bank for Reconstruction and Development, The World Bank, information, mass media, crediting, investment projects, economic situation, political situation, international relations.
Article info. Received February 19, 2015; accepted March 5, 2015; available online April 20, 2015.
Международные экономические отношения — неотъемлемая составляющая часть деятельности любого государства. На этой арене отражаются проблемы мировой и национальной экономик, развитие которых исторически идет параллельно, тесно взаимосвязано и переплетено между собой.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — International Bank for Reconstruction and Development (IBRD) — является одной из крупнейших фигур этой арены. Аббревиатура Банка (МБРР) широко известна, и достаточно часто мелькает в средствах массовой информации. По телевидению, в печатных изданиях, в Интернете можно найти немалое количество репортажей, статей, новостных заметок на предмет того, чем занимается Банк, а также как складываются отношения России и МБРР в сегодняшней, постоянно меняющейся экономической и политической ситуации. Но проблема заключается в том, что среди обилия всякого рода информации все же существуют пробелы в некоторых вопросах, связанных с МБРР и его деятельностью.
Известно, что МБРР был создан в 1944 г. и на начальном этапе своего существования оказывал содействие в послевоенном восстановлении. На сегодняшний день Международный банк реконструкции и развития входит в состав Группы Всемирного банка и представляет собой голов-
ное учреждение в его структуре. Членами Банка являются 188 стран. Банк располагает многопрофильным и разнообразным по своему составу штатом сотрудников, в том числе экономистов, экспертов по вопросам государственной политики, отраслевых экспертов и социологов. Штаб-квартира расположена в Вашингтоне. Организация насчитывает более 120 представительств по всему миру, свыше трети сотрудников Всемирного банка работают в постоянных представительствах Банка в странах [1].
На официальном сайте Банка декларируется, что МБРР предоставляет развивающимся странам займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты в таких областях как образование, здравоохранение, государственное управление, инфраструктура, развитие финансового и частного секторов, сельское хозяйство, охрана окружающей среды и управление природными ресурсами. Некоторые из проектов Банка могут софинан-сироваться правительствами, другими многосторонними организациями, коммерческими банками, экспортно-кредитными агентствами и частными инвесторами. Также предоставляется финансирование или управление финансами через траст-фонды, совместно с двусторонними и многосторонними донорами. Многие партнеры обращаются к Банку за помощью в управлении
инициативами, направленными на решение широкого спектра вопросов в развивающихся регионах [1].
Объемы, сроки, проценты кредитов МБРР обусловлены особенностями кредитуемой программы. МБРР, как правило, предоставляет кредиты с определенными условиями. Кредиты банка обязаны гарантироваться правительствами государств-участников. Кредиты выделяются с процентной ставкой, которая изменяется каждые полгода. Кредиты выдаются, в основном, на 20 лет, а отсрочка платежей по основному объему кредита составляет 3—5 лет.
Нужно подчеркнуть, что Банк перекрывает своими кредитами только 30 % цены объекта, притом наибольший процент кредитов идет в инфраструктуру: энергетику, связь, транспорт [5].
Таким образом, МБРР создан для кредитования и реализации конкретных проектов в реальной экономике.
Российская Федерация вступила в группу Всемирного банка в июне 1992 г. По состоянию на 2014 г., квота России в нем составила 44 795 акций, стоимость которых эквивалентна 5,4 млрд дол. Из них реально оплачено только 6,2 %. На долю России приходится 2,85 % суммарной величины капитала МБРР, что несколько больше нынешней доли российской квоты в МВФ [7, с. 57].
Что же касается самих проектов, информацию о них можно найти в печатной прессе и Интернете, в основном, в виде новостных обзоров и анонсов, поэтому информация достаточно краткая и сжатая. Материалы о новых проектах на 2015 г. и вовсе практически отсутствуют.
Возможно, это связано с тем, что за последние 5 лет объемы сотрудничества России с МБРР заметно сни-
зились. Это объясняется улучшением финансово-экономического положения страны и политикой Правительства Российской Федерации, направленной на сокращение государственного внешнего долга.
Происходит постепенное сокращение числа новых проектов Банка в России. Так, в 2007 г. вступил в силу один проект («Поддержка судебной реформы»), в 2008 г. — два проекта («Развитие системы государственной статистики-11» и «Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость»), в 2009 г. — еще один проект («Реформирование жилищно-коммунального хозяйства»). В 2011-2012 гг. Всемирный банк приступил к финансированию двух совместных проектов — по сохранению и использованию культурного наследия России с Администрацией Новгородской области (100 млн дол. сроком на 17 лет с отсрочкой выплат на 6 лет) и по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации (сумма обязательств — 25 млн дол.). Кроме того, в настоящее время Правительство Российской Федерации ведет переговоры с МБРР о привлечении средств Банка для финансирования проекта «Реформирование лесоу-правления и меры по борьбе с лесными пожарами в России. Лесной проект-11» [3].
Но если обратиться к истории, было время, когда западные страны противились вступлению тогда еще СССР в группу Всемирного банка. Предпосылки для вступления нашей страны в МВФ и Всемирный банк (ВБ) создала политика перестройки, провозглашенная М.С. Горбачевым. Необходимость такого шага была обусловлена всем ходом мирового развития. В условиях глобализации, резко возросшей взаимозависимо-
сти современного мира, СССР уже не мог со стороны наблюдать за трансформацией международного валютно-финансового механизма без ущерба своим интересам в торговле с высокоразвитыми и развивающимися странами. Со вступлением в МВФ открывался доступ к валютным кредитам.
Когда Советский Союз попытался войти в МВФ и Всемирный банк, выяснилось реальное препятствие — сомнения и колебания руководителей западных стран, которые определяли политику МВФ и ВБ.
Они опасались, что СССР будет руководствоваться идеологическими и политическими мотивами, и его действия могут приобрести обструкционистский характер. Их не устраивал слишком высокий, с точки зрения НАТО, уровень советских военных расходов, а также поддержка Кубы и КНДР, в которых западные страны, прежде всего США, видели политических противников. Высказывались предположения, что СССР попытается образовать в МВФ и ВБ под своей эгидой блок восточноевропейских и развивающихся стран, который будет противостоять Западу.
Особенно сильна была оппозиция со стороны США. Так, в официальном документе Белого дома «Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов» (1988 г.) говорилось: «Хотя мы отмечаем недавние заявления советских руководителей относительно перестройки и экономической реформы, советская экономическая система остается на данный момент фундаментально несовместимой с участием в институтах свободного мира. Прежде чем вопрос о таком участии мог бы подвергнуться рассмотрению, политические заявления должны быть воплощены в позитивные действия» [6, с. 5].
На сегодняшний день Россия перешла из категории заемщиков МБРР в категорию его партнеров, как по вопросам социально-экономического развития России, так и в решении мировых проблем борьбы с бедностью, списания задолженности беднейших стран и защиты окружающей среды.
Одним из таких партнерских, немногочисленных новых проектов 2015 г. является «Сохранение и развитие малых исторических городов и поселений» в число которых, согласно проекту, вошли Торжок, Выборг, Гороховец, Чистополь (большие инвестиции), а также Суздаль, Ростов, Старая Русса, Арзамас и Тутаев (малые инвестиции). Минкультуры России совместно с МБРР планируют выделить около 200 млн дол. на поддержку исторических малых городов России. Половина суммы будет выделена из федерального бюджета, а другую выдаст МБРР в виде займа под низкие ставки (около 2 % годовых). Средства будут возвращены из бюджета России в течение 12—15 лет [2]. Интересно, что на официальном сайте самого Банка нет ни одного проекта 2015 г., включая, соответственно и данный проект.
Как уже было сказано выше, в СМИ можно найти немало информации о МБРР и его деятельности.
На официальном сайте Банка недвусмысленно подчеркивается благородность его целей и мировая значимость. Банк позиционирует себя как один из важнейших источников финансовой и технической помощи развивающимся странам по всему миру, провозглашая что ««реконструкция» остается одним из важных направлений его деятельности, а главной задачей является сокращение бедности посредством всеобъемлющего и
устойчивого развития в глобальном масштабе» [1].
Тем не менее, все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.
Как уже было упомянуто выше, членами организаций Группы Всемирного банка в МБРР являются 188 государств, другими словами, объектами управления являются практически все страны мира.
Кроме того, размеры паев государств-членов не одинаковы. Наибольшей процентной долей акций, причем, с большим отрывом (16,51 %) обладает США, на втором месте Япония (9,8 %), на третьем Германия (4,51 %). Россия в данном списке занимает лишь 8 место (2,79 %). Размеру паев соответствует количество голосов страны в руководящих органах МБРР [5, с. 438].
Согласно уставу, для принятия наиболее принципиальных, стратегических решений, требуется получить не менее 85 % голосов акционеров Всемирного банка. Это положение дает возможность США заблокировать принятие не устраивающих их решений.
Приоритетными целями кредитов являются: приватизация, либерализация торговли, реформы образования и здравоохранения, инвестиции в объекты инфраструктуры (энергетики, транспорта, связи), а также развитие сельского хозяйства. Предоставляя такого рода кредиты, банк дает государству-заемщику рекомендации по вопросам экономической политики, предъявляет требования. К навязываемым требованиям относятся: ослабление государственного воздействия на экономику, реформы в области государственных финансов, либерализация цен и отмена их контроля, стимулирование экспорта, опора на частный капитал в развитии экономики.
Получение прибыли не является основным мотивом в деятельности Всемирного банка. Однако он неизменно сводит свой баланс с прибылью. Обращает на себя внимание, что среди десяти стран, на которые Всемирный банк потратил наибольшие ресурсы за всю свою историю, проекты для России были самыми дорогостоящими.
Это означает, что проекты, реализованные в России, были самыми масштабными и затратными. В 1990-е гг. на деньги Всемирного банка, в том числе МБРР, в России были проведены приватизация, земельная и сельскохозяйственная реформы, модернизация налоговой системы, структурная перестройка угледобывающей отрасли. Значительные суммы были выделены также на подготовку управленческих и финансовых кадров, развитие фондового рынка, реформу электроэнергетики. В этом смысле «успехи» экономического развития России программировались.
Начиная с 1997 г. Всемирный банк предоставил России более 160 млн дол. на реализацию проектов в сфере образования: на «повышение» качества учебников и введение ЕГЭ.
Было выпущено около 75 новых «модернизированных» наименований учебников, общим тиражом более 20 млн экз. Среди действующих проектов Всемирного банка и МБРР в России: реформа здравоохранения, реформа судебной системы, реформа ЖКХ.
Существуют независимые аналитические оценки результатов деятельности Всемирного банка и МБРР. За период с 1980 по 2003 г. его кредиты и гранты получили 105 государств. В результате в 39 странах валовой внутренний продукт уменьшился, в 17 странах — рост
ВВП был минимальным (от 0 до 1 %), в 33 странах — умеренным (1—4 %). Только 12 получателей помощи смогли существенно увеличить темпы экономического развития. Еще более удручающая ситуация сложилась в Африке. Здесь деньги Всемирного банка получили 48 государств, но лишь 3 из них смогли успешно развиваться экономически, а в 23 странах был отмечен экономический спад.
Несложно предположить, что МБРР как часть Всемирного банка превратился в инструмент американской внешней политики.
США периодически блокируют выделение кредитов и грантов неугодным им государствам мира, поддерживают проекты, выгодные транснациональным корпорациям (90 % из которых имеют «прописку» в США).
Таким образом, многие экономисты и политологи склоняются к тому, что Всемирный банк с входящими в его структуру организациями, головным учреждением которого является МБРР, имеют общую направленность своих действий по реализации неолиберальной модели развития мировой экономики. Из чего следует, что эти международные финан-
сово-экономические организации выполняют роль не столько регуляторов, сколько авторов проведения идеи монополярной мировой конфигурации [4, с. 489].
Таким образом, можно сделать вывод, что тема взаимодействия МБРР и России достаточно широко представлена в различных СМИ. Пресса внимательно следит за изменениями, происходящими на мировой финансовой и политической арене, освещая насущные вопросы, преимущественно кратко, в виде новостных обзоров. Официальные сайты Всемирного банка и МБРР предоставляют более детальную информацию о своей деятельности, с отчетами и докладами. И тем не менее, несмотря на разнообразие информации, и большое количество материалов по данной теме, существуют так называемые «белые пятна». Вопрос о том, что же на самом деле стоит за деятельностью МБРР по отношению к нашей стране, остается открытым, а ответы в виде множества публикаций, официальных докладов и репортажей не столь однозначны, особенно на фоне сложившейся непростой экономической и политической ситуации между Россией, странами Запада и США.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всемирный банк. МБРР и МАР : офиц. сайт. — URL : http://www.worldbank.org/ ru/about/history.
2. Кармунин О. На развитие древних российских городов выделят $200 млн / О. Кар-мунин // Известия. — 2015. — 15 февраля. — URL : http://izvestia.ru/news/58307.
3. Сотрудничество России со всемирным банком : справка : офиц. сайт / М-во иностранных дел РФ. — URL : http://mid.ru/bdomp/nsdipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576 bf002c1caf/24158d355935559a44257bb8003e6978!0penDocument.
4. Сулакшин С. С. Политическое измерение мировых финансовых кризисов / С. С. Сулакшин // Феноменология, теория, устранение. — М. : Науч. эксперт, 2012. — 632 с.
5. Форекс на Форекс — первая в России независимая свободно-редактируемая энциклопедия Forex / Международный банк реконструкции развития. — URL : http://форекс-на-форекс.рф/x/ %D0 %97 %D0 %B0 %D0 %B3 %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %BD %D0 % B0 %D1 %8F_ %D1 %81 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %86 %D0 %B0.
6. Feinberg Richard E. The Soviet Union and the Bretton Woods Institutions: Risks and Rewards of Membership / Richard E. Feinberg // Public Policy Papers / Institute for East-West Security Studies. — N. Y., 1989. — P. 5.
7. The World Bank Annual Report 2008. International Bank for Reconstruction and Development Financial Statements and Internal Control Reports. June 30, 2008. — Washington : The World Bank, 2008. — Pp. 57-60.
REFERENCES
1. The World Bank. Available at: http://www.worldbank.org/ru/about/history. (In Russian).
2. Karmunin O. On the development of ancient Russian city, scroll $200 million. Izvestiya = News, 2015, 15 Febr. Available at: http://izvestia.ru/news/58307. (In Russian).
3. Ministerstvo inostrannykh del RF. Sotrudnichestvo Rossii so vsemirnym bankom. Spravka [Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Russia's cooperation with the World Bank. Reference]. Available at: http://mid.ru/bdomp/nsdipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf0 02c1caf/24158d355935559a44257bb8003e6978!0penDocument. (In Russian).
4. Sulakshin S. S. The political dimension of the global financial crisis. Fenomenologiya, teo-riya, ustranenie [Phenomenology, theory, elimination]. Moscow, Nauchnyi ekspert Publ., 2012. 632 p. (In Russian).
5. International Bank for Reconstruction and Development. Forex to Forex — The first Russian independent free-editable encyclopedia. Forex. Available at: http://форекс-на форекс.рф/х/ %D0 %97 %D0 %B0 %D0 %B3 %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %8F_ % D1 %81 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %86 %D0 %B0. (In Russian).
6. Feinberg Richard E. The Soviet Union and the Bretton Woods Institutions: Risks and Rewards of Membership. Public Policy Papers. N.Y., Institute for East-West Security Studies Publ., 1989, p. 5.
7. The World Bank. Annual Report 2008. International Bank for Reconstruction and Development Financial Statements and Internal Control Reports. June 30, 2008. Washington, The World Bank, 2008, pp. 57-60.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Чуприкова А. А. Международный банк реконструкции и развития и Россия: медиаэконо-мическая картина сотрудничества / А. А. Чуприкова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2015. — Т. 4, № 2. — С. 207-213. — DOI : 10.17150/2308-6203.2015.4(2).207-213.
REFERENCE TO ARTICLE
Chuprikova A. A. International Bank for Reconstruction and Development and Russia: the economic picture of cooperation. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2015, vol. 4, no. 2, pp. 207-213. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(2).207-213.