Научная статья на тему 'Международный аутсорсинг: плюсы и минусы покупки аутсорсинговых услуг в развитых и развивающихся странах'

Международный аутсорсинг: плюсы и минусы покупки аутсорсинговых услуг в развитых и развивающихся странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3088
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АУТСОРСИНГ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / РАЗВИТЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITY / OUTSOURCING / BUSINESS PROCESSES / INTERNATIONAL TRENDS / DEVELOPED AND DEVELOPING COUNTRIES / GLOBAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левицкая Евгения Александровна

Рассмотрены положительные и отрицательные стороны передачи бизнес-процессов на аутсорсинг в развитые и развивающиеся страны. Предложено использовать международный аутсорсинг как один из основных инструментов в конкурентной борьбе компаний за долю рынка и потребителей за счет оптимального использования возможностей международного разделения труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL OUTSOURCING: PROS AND CONS OF OUTSOURCING SERVICES PURCHASE IN DEVELOPED AND DEVELOPING COUNTRIES

The author examines positive and negative aspects of the business process transfer for outsourcing into the developed and developing countries. It is proposed to use the international outsourcing as one of the main instruments in the competition of companies for the share of market and consumers by the optimal use of opportunities of the international division of labor.

Текст научной работы на тему «Международный аутсорсинг: плюсы и минусы покупки аутсорсинговых услуг в развитых и развивающихся странах»

Для выбора адекватной инновационной стратегии Сегодня только те предприятия, которые ориенти-

компании необходимо непрерывно осуществлять мо- рованы на постоянное технологическое, организаци-ниторинг и диагностику степени соответствия ресурс- онное и кадровое усовершенствование, могут рассчи-ного и интеллектуального потенциала компании по- тывать на успех в долгосрочной конкуренции. стоянно меняющимся потребностям рынка.

Библиографический список

1. Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Управление инновациями в организации: учеб. пособие. М.: «Омега-Л», 2009. 415 с.

УДК 005.591.43

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АУТСОРСИНГ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПОКУПКИ АУТСОРСИНГОВЫХ УСЛУГ В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

Е.А.Левицкая1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Рассмотрены положительные и отрицательные стороны передачи бизнес-процессов на аутсорсинг в развитые и развивающиеся страны. Предложено использовать международный аутсорсинг как один из основных инструментов в конкурентной борьбе компаний за долю рынка и потребителей за счет оптимального использования возможностей международного разделения труда. Табл. 5. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; аутсорсинг; бизнес-процессы; международные тенденции; развитые и развивающиеся страны; мировая экономика.

INTERNATIONAL OUTSOURCING: PROS AND CONS OF OUTSOURCING SERVICES PURCHASE IN DEVELOPED AND DEVELOPING COUNTRIES E.A. Levitskaya

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15, Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.

The author examines positive and negative aspects of the business process transfer for outsourcing into the developed and developing countries. It is proposed to use the international outsourcing as one of the main instruments in the competition of companies for the share of market and consumers by the optimal use of opportunities of the international division of labor. 5 tables. 5 sources.

Key words: external economic activity; outsourcing; business processes; international trends; developed and developing countries; global economy.

Мировая экономика в рамках современной глобализации ведет к постоянному усилению международной конкуренции между товарами/услугами, компаниями, отраслями и странами. Это, в свою очередь, обуславливает стремление основных субъектов международных экономических отношений к повышению уровня своей конкурентоспособности, включая и использование преимуществ международного разделения труда путем применения аутсорсинговых схем ведения бизнеса.

Проблемы и возможности формирования и развития взаимодействия компаний на основе стратегии аутсорсинга рассматривались в трудах известных зарубежных ученых: Бравара Ж.-Л., Кассиди Г., Мелби Б., Клементса С., Хейвуда Дж., Чапмэна Р. и др.

Общие вопросы анализа развития международного аутсорсинга освещались и такими российскими исследователями, как: Е.Авдокушин, Б.Аникин, С.Календжян, И. Мезинова, Е.Пузакова, Т.Родкина, И.Рудая, Н.Филина и др.

Обобщая данные вышеперечисленными учеными определения аутсорсинга, можно сказать, что аутсорсинг в целом представляет собой вынесение бизнес-функций за пределы организации и передачу их исполнения другим компаниям.

При этом международный аутсорсинг, увеличивая гибкость предприятия путем расширения доступа к требующимся ресурсам мирового хозяйства (трудовым, производственным, техническим и др.), дает возможность предприятию гораздо быстрее приспосабливаться к изменениям окружающей конкурентной среды [1, с. 37].

За последние два десятилетия можно выделить следующие тренды в области становления аутсорсинга:

- развитые страны передают на аутсорсинг развивающимся странам в основном второстепенные бизнес-функции [1, с. 45];

- в своей практике используют аутсорсинг около 80% американских, около 60% европейских и около

1Левицкая Евгения Александровна, аспирант, старший преподаватель кафедры мировой экономики и экономической теории, тел.: (3952) 413940, e-mail: [email protected]

Levitskaya Evgenia, Postgraduate Student, Senior Lecturer of the Department of Global Economy and Economic Theory, tel.: (3952) 413940, e-mail: [email protected]

30% российских компаний [2];

- около 85% действующих на сегодняшний момент мировых аутсорсинговых соглашений обнаруживают тенденцию к пролонгации [2];

- исторически наиболее распространенным видом бизнес-процессов, передаваемых на аутсорсинг, являются бизнес-процессы в сфере информационных технологий [1, с. 45].

Обозначенные тренды, в свою очередь, могут привести к следующим тенденциям в сфере развития аутсорсинговых отношений:

- планирование стабильного роста аутсорсинга бизнес-процессов и познавательных процессов и знаний - примерно 30% на период 2010-2015 гг. [2];

- на период 2010-2015 гг. планирование стабильного ежегодного прироста около 35% аутсорсинга в сфере финансовых услуг и информационных технологий [2];

- прогнозирование к 2015 г. переведения на международный аутсорсинг около 580 тыс. рабочих мест на общую сумму более 24 млрд дол. [3].

Мировой рынок аутсорсинга бизнес-процессов к 2011 г. по прогнозам достигнет 323600 млн долларов [1, с. 46].

К крупнейшим игрокам на данном рынке можно отнести такие компании, как:

- консалтинго-аудиторские фирмы «Большой четверки»: KMPG, Deloitte&Touch, PricewaterhouseCoo-pers, Ernst&Young и др.;

- автомобильные концерны General Motors, Ford, Chrysler, Toyota и др.;

- ИТ-организации Electronic Data System Corporation, Oracle и др.;

- логистические компании UPS, FedEx, DHL и др.

Новейший период развития аутсорсинга отличается усилением влияния на него процесса глобализации. Это выражается в появлении на рынке аутсорсинговых услуг новых участников - стран и регионов мира, ранее не фигурировавших на данном рынке.

В результате исследования, проведенного компанией Global Services Tholons Study в 2008 году, было выявлено пятьдесят наиболее перспективных городов мира в сфере предоставления качественных аутсор-синговых услуг [4].

Города оценивались по следующим критериям:

• объем и качество рынка трудовых ресурсов;

• уровень развития бизнес-среды;

• объем возможных издержек;

• развитость инфраструктуры;

• уровень возможных рисков;

• качество жизни населения.

В табл. 1 перечислены некоторые из наиболее перспективных для аутсорсинга городов мира в соответствии с вышеуказанным исследованием.

Исходя из информации табл. 1, можно констатировать, что лидирующие позиции занимают города из азиатско-тихоокеанского региона, такие как: Себу (Филиппины), Шанхай (КНР), Пекин (КНР), Калькутта (Индия). Данный регион характеризуется низкой ценой труда, но высоким уровнем производительности труда, а также наличием большого числа фирм во всех

сферах деятельности, которые хорошо зарекомендовали себя среди заказчиков услуг.

Таблица 1

Наиболее перспективные города мира в сфере предоставления аутсорсинговых услуг

Место в 2007 г. Место в 2008 г. Страна Город

4 1 Филиппины Себу

8 2 Китай Шанхай

10 3 Китай Пекин

6 4 Вьетнам Хошимин

16 5 Польша Краков

5 6 Индия Калькутта

11 7 Египет Каир

15 8 Бразилия Сан-Пауло

14 9 Аргентина Буэнос-Айрес

13 10 Китай Шеньчжен

12 11 Вьетнам Ханой

9 12 Индия Шандигар

17 13 Бразилия Куритиба

20 14 Чехия Прага

23 15 Филиппины Пасиг

28 25 Венгрия Будапешт

26 28 Польша Варшава

27 29 Чехия Брно

33 32 Россия Санкт-Петербург

42 39 Россия Москва

41 40 Болгария София

47 46 Эстония Таллинн

48 49 Украина Киев

49 50 Словения Любляны

Следующим по значимости регионом становится Центральная и Восточная Европа. В этом регионе сосредоточено большое количество высокообразованной рабочей силы, однако цена труда умеренная, а географическая приближенность к странам Западной Европы делает аутсорсинг в таких странах, как Польша, Чехия, Словения, Венгрия, особенно привлекательным.

Страны Западной Европы и Северной Америки менее привлекательны в качестве поставщиков аут-сорсинговых услуг из-за высокой цены труда. Однако компании из этих стран часто выступают в роли заказчиков данных услуг.

Страны Латинской Америки, такие как Бразилия и Аргентина, активно развиваются в сфере предоставления услуг ИТ-аутсорсинга, что в сочетании со средней ценой труда также делает их привлекательными для этого вида деятельности.

Россию представляют лишь 2 города: Москва и Санкт-Петербург (на 39 и 32 месте, соответственно).

Заказчики опасаются пользоваться услугами российских аутсорсеров по следующим причинам:

• низкая производительность труда;

• недостаточная развитость конкуренции;

• чрезмерное участие государства в экономике;

• несоответствие качества услуг завышенным ценам;

• правовая незащищенность.

На современном этапе развития международного аутсорсинга заказчиками услуг, в основном, выступают компании из развитых стран, а поставщиками -организации из развивающихся стран или стран с переходной экономикой. Однако существует и противоположная схема развития бизнес-отношений в сфере аутсорсинга.

Для определения факторов риска ведения аутсорсинга, а также для установления степени привлекательности развитых и развивающихся стран как потребителей и провайдеров аутсорсинговых услуг проведем PEST и SWOT анализ.

Информация табл. 2 позволяет сделать вывод, что развитые страны в качестве провайдера аутсорсинга особо интересны крупным транснациональным

компаниям, которые могут позволить себе услуги высококвалифицированных специалистов вне зависимости от стоимости труда. В целом благоприятная политическая, экономическая, технологическая и социальная обстановка в развитых странах позволила организациям из этих стран позиционировать себя как надежного поставщика качественных аутсорсинговых услуг и, таким образом, привлекать постоянные заказы и улучшать инвестиционный климат в стране.В табл. 3 представлены основные положительные и отрицательные стороны заказа услуг аутсорсинга в развитых странах в соответствии с проведенным SWOT - анализом. Можно заключить, что размещение заказа на аутсорсинговые услуги в развитые страны гарантирует качество и своевременное исполнение работ, а также долгосрочную основу контрактов.

Для компаний, предоставляющих данный вид услуг в развитых странах, обязательным условием со стороны государства является постоянное повышение квалификации своих сотрудников, что дает возможность заниматься большей частью дорогостоящим аутсорсингом бизнес-процессов, познавательных процессов и знаний.

Таблица2

РЕЭТ-анализ плюсов и минусов заказа услуг аутсорсинга в развитых странах_

Фактор Влияние фактора

способствует развитию аутсорсинга тормозит развитие аутсорсинга

Политический Высокий уровень правовой защищённости на международном уровне; нацеленность правительства на развитие аутсорсинговых отношений в долгосрочной перспективе; накопление положительной судебной практики по защите целесообразности внедрения аутсорсинга. Нестабильная политическая ситуация; угроза террористических актов.

Экономический Появление новых товаров/услуг; развитие новых рынков; долгосрочная экономическая и управленческая стратегия развития; снижение налоговой нагрузки для организаций, которые используют аутсорсинг; низкий уровень безработицы; высокая стабильность национальной валюты. Высокая цена труда; высокие таможенные пошлины; высокие издержки.

Социальный Высококвалифицированная рабочая сила; хороший уровень образования; высокий уровень языковой подготовки. Немногочисленное (по сравнению с развивающимися странами) население; малая емкость рынка рабочей силы.

Технологический Развитая инфраструктура; высокий уровень развития НИОКР; высокое качество предоставляемых услуг. Быстрое моральное устаревание технологий и оборудования.

Примечание. Таблица составлена автором.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SWOT-анализ плюсов и минусов заказа услуг аутсорсинга в развитых странах

Сильные стороны заказа услуг аутсорсинга Возможности аутсорсинга во внешней среде

Преимущественно долгосрочная основа контрактов; высокий уровень образования персонала; большой опыт в предоставлении услуг аутсорсинга; стабильная бизнес-среда; высокий уровень культуры ведения бизнеса; наличие мировых сертификатов стандартов качества предоставляемых услуг; более мягкий налоговый режим; широкий спектр специализации. Отсутствие монополии на данный вид услуг; возможность для фирмы легко войти на рынок аутсорсинга; государственная поддержка аутсорсинга.

Слабые стороны заказа услуг аутсорсинга Угрозы внешней среды для использования аутсорсинга

Высокая цена труда; высокие издержки. Экономический спад в развитых странах; высокий уровень конкуренции; недобросовестность провайдеров.

Примечание. Таблица составлена автором.

При продуманной стратегии, новой компании в развитых странах легко войти на рынок аутсорсинга и успешно развиваться в условиях постоянной конкуренции за клиента. В случае же низкого качества или нарушения установленных контрактом сроков, компа-ния-аутсорсер заносится в «черный список» и теряет свою деловую репутацию. И, наоборот, при условии наличия положительной оценки своих услуг, компания

может занять достойное место в рейтинге лучших поставщиков услуг аутсорсинга.

Ниже рассмотрим, как политические, экономические, социальные и технологические факторы влияют на выбор поставщика услуг аутсорсинга из развивающихся стран или стран с переходной экономикой (табл. 4).

Таблица 4

РЕЭТ-анализ плюсов и минусов заказа услуг аутсорсинга в развивающихся странах

Фактор Влияние фактора

способствует развитию аутсорсинга тормозит развитие аутсорсинга

Экономический Низкая цена труда; рынок рабочей силы большой емкости; высокие темпы экономического роста; низкий уровень прямых издержек; благоприятный налоговый режим. Отсутствие высококвалифицированных управленческих и технических кадров; неразвитость инфраструктуры; высокий уровень инфляции заработной платы; слаборазвитая бизнес-среда; высокий уровень дополнительных косвенных издержек; несвоевременное или недостаточно качественное выполнение заказа.

Социальный Постепенное повышение уровня образования; грамотное использование ментальных различий между странами заказчика и исполнителя. Недостаток англоговорящего персонала; слаборазвитая культура ведения бизнеса; риск ошибочного понимания задания в связи с различием менталитета.

Технологический Ускоренное развитие НИОКР; наличие технологических центров судостроения, автомобилестроения, энергомашиностроения и проч. Отсутствие современной развитой производственной базы для внедрения новых разработок и технологий; заявленный уровень качества услуг часто не соответствует реальному уровню; высокий риск подделки или копирования товара/технологии, так как возможна утечка информации.

Политический Возможность использования уже разработанных норм международного права в сфере аутсорсинга. Нестабильная политическая обстановка; разнородность судебной практики в зависимости от региона.

Примечание. Таблица составлена автором.

Покупка аутсорсинговых услуг в развивающихся странах, с точки зрения покупателя, выглядит экономически привлекательной: низкая цена труда, хороший уровень навыков в сфере программирования и ИТ, быстро развивающаяся инфраструктура и заинтересованность в развитии данного вида услуг со стороны государства.

Развивающиеся страны все чаще выступают в качестве зон аутсорсинга и оффшоринга в автомобилестроении, судостроении и самолетостроении, точном машиностроении, электронике и ИТ-индустрии.

По оценкам аналитического агентства McKinsey, автомобилестроение и дальше будет перемещаться в страны БРИК, а массовое гражданское крупнотоннажное судостроительное производство - из Европы и Японии в Корею и Китай. За последние 20-30 лет в этих странах уже сформировались технологические центры судостроения, автомобилестроения, энергомашиностроения и др. [5, с.121].

Однако нельзя забывать и о возможных рисках. Часто более низкая цена труда влечет за собой исполнение услуг ненадлежащего качества. А наличие языкового барьера со стороны работников низшего звена может привести к неправильному пониманию задания, что влечет за собой «переделывание» работы заново. Это же, в свою очередь, ведет к значительным издержкам по ресурсам и времени либо к срыву сроков контракта. Таким образом, часто (особенно при первом заказе) выгода от низких изначальных затрат может перекрываться издержками, возникающими в процессе постоянного наблюдения за проектом со стороны заказчика.

Для более полной картины угроз и потенциальных преимуществ покупки данного вида услуг, рассмотрим в табл. 5 SWOT - анализ плюсов и минусов заказа

услуг аутсорсинга в развивающихся странах.

Табл. 5 подтверждает выводы, сделанные автором ранее на основании PEST-анализа плюсов и минусов заказа услуг аутсорсинга в развивающихся странах (см. табл. 4).

Заманчивый уровень цен на услуги аутсорсинга в развивающихся странах часто имеет большую значимость для заказчика, чем присутствующие риски из-за неразвитой бизнес-среды или недостатка персонала, говорящего на английском языке. Отдавая на аутсорсинг второстепенные бизнес-функции, организация также получает возможность для большего развития НИОКР и повышения квалификации штатных сотрудников в сфере основных бизнес-процессов, что будет способствовать повышению ее конкурентоспособности на рынке.

При ведении бизнеса в развивающихся странах для выполнения аутсорсингового контракта обычно создается группа, состоящая из руководящего персонала организации-заказчика и организации-исполнителя. На протяжении всего срока действия договора она должна регулярно обмениваться информацией, чтобы избежать неверного исполнения услуг ввиду ментальных различий. Однако это может тормозить аутсорсинговые процессы и привести к противодействию со стороны штатных работников и местных трудовых ресурсов. Также возможна утечка конфиденциальной информации и последующее распространение контрафактной продукции (угроза особенно актуальна при заказе аутсорсинговых услуг в Китае, Малайзии и Тайване).

Автор считает, что международный аутсорсинг может стать одним из основных инструментов в конкурентной борьбе компаний за долю рынка и потребителей за счет оптимального использования возможно-

Таблица5

SWOT-анализ плюсов и минусов заказа услуг аутсорсинга в развивающихся странах

Сильные стороны заказа услуг аутсорсинга Возможности аутсорсинга во внешней среде

Низкая цена труда; благоприятный налоговый режим; в целом хороший уровень образования; распространенность англ. языка как языка бизнес-среды; возможность использования уже разработанных норм международного права в сфере аутсорсинга. Низкий уровень конкуренции; относительно мягкая система налогообложения; государственная поддержка.

Слабые стороны заказа услуг аутсорсинга Угрозы внешней среды для использования аутсорсинга

Только определенные виды аутсорсинга имеют высокий уровень исполнения услуг; требуется постоянный контроль со стороны заказчика; недостаток квалифицированных управленческих кадров; недостаток англоговорящего персонала низшего звена; утечка конфиденциальной информации; отсутствие мировых сертификатов стандартов качества. Высокий уровень косвенных издержек; слабая правовая защита интеллектуальной собственности; развитость бюрократии и коррупции; недостаточно развитая инфраструктура; различие культурных особенностей; недобросовестность провайдеров; сильная зависимость от политической ситуации в стране.

Примечание. Таблица составлена автором.

стей международного разделения труда. Наиболее эффективным применение аутсорсинга будет для организаций, которые смогут так использовать преимущества географической локации в разных часовых поясах, чтобы производственный процесс стал непрерывным.

Таким образом, международная практика исполь-

зования аутсорсинга показывает, что международный аутсорсинг при грамотном и взвешенном подходе к нему может стать для предприятия наиболее целесообразным выбором, позволяющим снизить издержки производства и повысить производительность, качество управления и, как результат этого, повысить прибыль предприятия.

Библиографический список

1. Мезинова И.А., Пузакова Е.П. Международный аутсорсинг и его роль в повышении конкурентоспособности российских компаний в мирохозяйственной среде: монография. Ростов-н/Д: Рост. гос. экон. ун-т, 2010. 214 с.

2. http://informationweek.com/story/showArticle.jhtml?articleID=2 0900333 - Англоязычный портал аналитической информации в области аутсорсинговых отношений.

3. http://www.industryanalystsreporter.com/T2/Analyst_Researc h/ResearchAnnouncementsDetails.asp?Newsid=3080 - Англоя-

зычный портал исследований в области международного бизнеса.

4. Global Services Research Report: Top 50 emerging global outsourcing cities. http://www.globalservicesmedia.com - Топ-50 наиболее перспективных городов мира в сфере предоставления качественных аутсорсинговых услуг.

5. D. Brown, S. Wilson. The Black Book of Outsoursing/New-York; John Wiley&Sons Inc., 2007. 366 p.

УДК 339.727.22: 330.341.1.

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ ОТТОКА ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Ма Цзэфэн1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проанализирован механизм влияния прямых иностранных инвестиций на повышение инновационного потенциала в принимающей стране. Хотя международная передача технологий происходит различными путями, одним из доминирующих каналов являются ПИИ. Показано, что присутствие иностранных компаний в какой-либо развивающейся стране-реципиенте может оказать позитивное влияние на повышение ее инновационного потенциала. Библиогр. 15 назв.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции; инновационный потенциал; эффект оттока технологий; НИОКР; ТНК; экономика КНР.

DIRECT FOREIGN INVESTMENTS AND THE EFFECT OF THE MECHANISM OF TECHNOLOGIES OUTFLOW ON THE INCREASE OF THE INNOVATION POTENTIAL Ma Zefeng

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author analyses the mechanism of the influence of direct foreign investments on the increase of the innovation potential in the host country. Although the international technology transfer occurs in different ways, one of the dominant channels is direct foreign investments. It is shown that the presence of foreign companies in some developing country-recipient can have a positive impact on increasing its innovation potential. 15 sources.

Key words: direct foreign investments; innovation potential; technologies outflow effect; scientific-research and development works; transnational companies; economy of Chinese People's Republic.

В мировой экономике последних лет наблюдаются две важные тенденции. Во-первых, технологические инновации становятся все более важным фактором экономического благополучия. Во-вторых, страны мировой экономики становятся все более открытыми и более взаимозависимыми. Быстрая связь и тесные контакты между новаторами в различных странах способствуют изобретению и распространению новых идей. Быстрые изменения в технологической сфере мотивируют к глобализации и интернационализации производства и НИОКР, что приводит к интеграции в

мировую торговую систему и созданию международной инновационной сети [1, а1].

Успешная индустриализация и экономическое развитие в целом требуют, чтобы развивающиеся страны наиболее эффективно использовали свои ограниченные ресурсы. Развивающиеся страны по определению отстают по уровню технологического развития от развитых стран и задаются вопросом о том, каким образом сократить разрыв в уровне технологического развития. С этой целью таким странам нужно полагаться на притоки иностранных технологий, а

1Ма Цзэфэн, аспирант, тел.: 89526332580, e-mail: [email protected] Ma Zefeng, Postgraduate Student, tel.: 89526332580, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.