Научная статья на тему 'Международные встречи молодежи финно-угорских народов в 90-е гг. ХХ в'

Международные встречи молодежи финно-угорских народов в 90-е гг. ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ / FINNO-UGRIC PEOPLES / МАФУН / MAFUN / МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ / YOUTH MOVEMENT OF THE FINNO-UGRIC PEOPLES / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / КОНГРЕСС / CONGRESS / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / INTERNATIONAL CONFERENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юзыкайн Татьяна Васильевна

Рассматривается роль международных встреч финно-угорской молодежи в становлении и развитии молодежного финно-угорского движения в конце XX в., раскрываются задачи, формы и виды таких встреч, обобщаются их итоговые документы. Определяется значение Молодежной ассоциации финно-угорских народов в формировании сотрудничества между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of public preschool education in Komi ASSR in the 1930’s

The article examines the role of international meetings of the Finno-Ugric youth in the development of the Finno-Ugric youth movement in the late XX century. It shows the task, forms and types of such meetings; summarizes their final documents. It determines the value of the Youth Association of FinnoUgric peoples for the formation of cooperation among them.

Текст научной работы на тему «Международные встречи молодежи финно-угорских народов в 90-е гг. ХХ в»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВСТРЕЧИ МОЛОДЕЖИ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ в 90-е гг. ХХ в.

Т. В. ЮЗЫКАЙН,

соискатель сектора «Отечественная история» ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН» (г. Сыктывкар, РФ)

Характерными чертами общественного развития во всем мире в конце ХХ столетия явились стремление к национальному возрождению, формирование национальных организаций и движений, перераставших во многих случаях в межрегиональные движения родственных народов. В России одним из немногих примеров подобного взаимодействия организаций на протяжении длительного времени можно считать сотрудничество в области развития культур финно-угорских народов. В нем активно участвуют общественные объединения, государственные учреждения, органы исполнительной власти. Особое место в финно-угорском сотрудничестве занимают молодежные общественные объединения, которые обеспечивают преемственность его идей.

1990-е гг. стали временем зарождения и становления финно-угорского молодежного движения. Первая встреча финно-угорской молодежи состоялась в июне 1990 г. в г. Йошкар-Оле Марийской АССР. Главными организаторами были объединение национальной творческой молодежи «У вий» («Новая сила») и Марийский областной комитет ВЛКСМ. На встречу приехали представители творческих организаций и объединений Коми, Мордовской, Удмуртской, Башкирской, Чувашской АССР, Ханты-Мансийского и Коми-Пермяцкого автономных округов, Эстонии, Москвы и Ленинграда. Они сожалели об отсутствии представителей фин© Юзыкайн Т. В., 2013

ской и венгерской молодежи и надеялись на их участие в последующих подобных мероприятиях.

Темой первой встречи стала «Молодежь и культура». Однако перечень обсуждаемых вопросов был намного шире. В рамках мероприятия работало пять секций по профессиональному принципу: для комсомольских работников; художников, мастеров народного промысла; литераторов, журналистов; ученых; учителей и театральных работников. Участники обсуждали проблемы литературы, журналистики, развитие национального театра, высказывали серьезную озабоченность в связи с тенденциями отрыва части финно-угорской молодежи «от своих священных корней, языка, добрых традиций предков, тысячелетиями сохранявших уважительное отношение ко всем народам, волею судеб оказавшихся рядом с ними» [6]. В связи с этим они призывали «преодолеть укоренившееся суждение о неизбежности исчезновения культуры малочисленных народов», приложить максимум усилий к тому, чтобы «молодежь сделала все для сохранения, изучения и возвращения своим народам бесценного клада духовного богатства предков, стремилась использовать его для благородных целей - взаимопонимания друг с другом, укрепления дружбы и мира» [6].

Результаты работы секций, предложения и замечания вошли в итоговые документы «Обращение к молодежи финно-угорских народов» и «Обращение

к Президенту СССР, Президиуму Верховного Совета СССР, Президиуму РСФСР, Верховным Советам автономных республик».

В рамках мероприятия состоялось знакомство с культурой марийского народа. Следует отметить, что формы культурных мероприятий: участие в народных праздниках, поездки, творческие встречи, - а также структура основного мероприятия (пленарные и тематические секционные заседания, общее итоговое решение, обращения), используемые в программах I Международной встречи финно-угорских писателей (г. Йошкар-Ола, 1989 г.) и I Международной встречи финно-угорской молодежи, стали традиционными для подобных форумов. Это было первое мероприятие, инициатива которого полностью исходила от молодежи, а сама встреча была нужна не только для поиска совместных решений задач, но и для эмоционального единения. Ее участник А. Абдулов вспоминает: «Тогда мы впервые открывали друг друга. Мы радовались этой встрече и в то же время были удивлены тому, что наши души, характеры, наше миропонимание удивительно похожи. Мы оказались похожими в том, что до сих пор мы, финно-угры, трепетно относимся к окружающей нас природе, мы похожи, но в то же время отличаемся от других народов России, Поволжья своим языческим миропониманием, оставшимся в характере, традициях, обрядах наших народов ...мы узнавали друг в друге самих себя» [1].

Собравшиеся пришли к единодушному мнению о том, что подобные встречи необходимы для совместного решения проблем в этнокультурном развитии финно-угров, обмена опытом между общественными объединениями, совместной защиты политических, социально-экономических, национально-экономических прав коренных народов. Для достижения этих целей участники мероприятия учредили Молодежную ассоциацию финно-угорских народов (МАФУН). Высшим органом ее управления стала конференция.

Вторая встреча финно-угорской молодежи по решению совета МАФУН должна была пройти в Саранске. Однако, прежде

всего из-за финансовых трудностей, она не состоялась. Активность самой ассоциации после бурного старта снизилась. Причину этого Яак Прозес (председатель правления МАФУН в 1997 и 1999 гг.) видит не только в сложной экономической ситуации в стране после распада СССР, но и в слабости молодежных организаций, сформировавших ассоциацию [7]. Кроме того, стоит отметить неопытность молодежи в данном вопросе.

Следующим важным событием в молодежном движении финно-угорских народов стала конференция МАФУН «Финно-угорский мир: перспективы и проблемы» (г. Ижевск, октябрь 1993 г.). В работе форума приняли участие около 250 представителей республик Карелии, Коми, Марий Эл, Мордовии, Башкортостана, Удмуртии, Пермской и Тюменской областей, Эстонии, Финляндии. Присутствовали также правительственно-парламентские делегации. Была обсуждена деятельность МАФУН, внесены изменения и дополнения в устав организации. В частности, конференции ассоциации переименовали в конгрессы - по примеру Всемирного конгресса финно-угорских народов.

По итогам конференции были приняты обращения к Международному консультативному комитету финно-угорских народов, Организации наций и народов, не имеющих представительства. В результате МАФУН получила статус наблюдателя в них. Мнения участников мероприятия о готовящемся изъятии из проекта Конституции РФ Федерального договора и Положения о суверенном статусе республик в составе Российской Федерации стали темой обращения к Президенту РФ Б. Н. Ельцину и участникам Конституционного совещания. Этот шаг участники конференции оценили как направленный «против полнокровного национального развития» [4].

В целом конференция носила отчетно-выборный характер и являлась подготовительным шагом к международному научно-практическому форуму «Молодежь и финно-угорский мир», прошедшему в октябре 1994 г. в г. Ижевске в рамках подготовки к 10-летию Международного года молодежи. Он дал мощный импульс в развитии

молодежного финно-угорского движения. Его целями были формирование механизма взаимодействия финно-угорской молодежи для повышения ее конкурентоспособности в мировом сообществе, выработка программных положений по ее вовлечению в социально-экономические, политические преобразования и культурное развитие финно-угорских народов. В работе форума приняли участие около 200 делегатов из Венгрии, Эстонии и финно-угорских регионов Российской Федерации. Несмотря на то что мероприятие анонсировалось прежде всего как «семинар-конференция для молодых политиков» [9], также здесь присутствовали бизнесмены, лидеры молодежных движений, представители государственных структур по работе с молодежью, ученые, журналисты.

Научная база конференции обеспечивалась социологической, психологической и юридической службами. Были проведены соответствующие исследования, итоги которых легли в основу Концепции программы развития финно-угорской молодежи. Она включала концепцию возрождения и развития культуры молодежи финно-угорских народов, положение об информационно-координационном центре финно-угорской молодежи и т. д. Подобных документов с того времени больше не вырабатывалось. Сами рекомендации конференции как основа программно-целевых методов деятельности были упомянуты в резолюции III Конгресса МАФУН, а на IV конгрессе было принято решение создать рабочую группу по формированию программы развития финно-угорской молодежи. Воплотить в реальность выработанные решения удалось лишь частично и без опоры на данную концепцию. На дальнейших конгрессах принимались резолюции и обращения, которые в той или иной форме содержались в ней. Однако этот документ оказался забыт.

В июне 1995 г. в г. Сыктывкаре состоялся III Конгресс МАФУН. Его участниками стали около 200 чел. Задачей конгресса являлась «выработка дальнейших шагов в сближении и сотрудничестве молодежи финно-угорских стран и регионов, в максимальном раскрытии ее творческого

и духовного потенциала» [10]. Для этого работали три секции: по государственной молодежной политике; межвузовскому и межстуденческому сотрудничеству; сотрудничеству творческой молодежи. Рекомендации секций касались законодательных инициатив, мер по поддержке молодежных и детских общественных объединений, развитию национальных СМИ, подготовке национальных кадров и др.

Главной целью деятельности МАФУН было признано «формирование конкурентоспособных в мировом сообществе молодых финно-угров, знающих и обогащающих свою культуру благодаря сотрудничеству с другими народами, прежде всего с финно-угорскими» [3]. В Заявлении III Конгресса отмечалось, что, несмотря на расширяющееся финно-угорское сотрудничество, в этой области остаются негативные моменты: недостаточная поддержка органов государственной власти, отсутствие единого информационного пространства, недостаточный объем межвузовского и межстуденческого сотрудничества. Для преодоления этих трудностей делегаты предложили создать единый центр общей координации финно-угорского сотрудничества на основе Международного консультативного комитета финно-угорских народов.

IV Конгресс МАФУН состоялся в ноябре 1997 г. в местечке Лауласмаа Эстонской Республики. Он прошел в самый плодотворный период деятельности ассоциации, насыщенный разнообразными мероприятиями (конкурсы, выставки, встречи, фестивали, летние лагеря, конференции). Участники конгресса с удовлетворением отмечали положительные тенденции в работе ассоциации: вовлечение в ее деятельность творческой молодежи Венгрии и Финляндии; рост авторитета организации в структурах государственной власти [8]. Однако они подчеркивали, что значительная часть запланированных мероприятий не состоялась.

По итогам конгресса делегаты приняли обращение к руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти по вопросам культуры и делам национальностей, директорам

государственных телерадиокомпаний, призывая к совместной работе для создания «обновленной финно-угорской культурной среды и повышению привлекательности национальной культуры в глазах молодого человека» [5].

V Конгресс МАФУН состоялся в декабре 2000 г. в г. Хельсинки (Финляндия) как молодежная часть III Всемирного конгресса финно-угорских народов. Обращение совета ассоциации о проведении одновременно двух форумов поддержал Консультативный комитет финно-угорских народов [2]. Конгресс оказался подготовленным не на должном уровне. Например, произошла техническая подмена редакций уставов: делегаты получили устав МАФУН, утративший силу. Впервые не был избран президент ассоциации. Вместо совета МАФУН был избран временный совет координаторов из 19 представителей финно-угорских народов, действовавший до следующего форума. Делегаты пришли к единодушному мнению о необходимости пересмотра основ функционирования финно-угорского молодежного движения.

В 2003-2009 гг. прошло еще четыре конгресса МАФУН: в Йошкар-Оле, Ижевске, Сыктывкаре, Петрозаводске. Междуна-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК -

1. Абдулов, А. «Мы объединяемся» // Финно-угорская молодежная общественно-художественная газета «Родство». - 1994. - №2 1. - С. 2.

2. Информационное сообщение о заседании Консультативного комитета финно-угорских народов // Финно-угорский вестник. - 1999. - № 3. - С. 3-4.

3. Макаров, В. Вместе с другими народами // Красное знамя. - 1995. - № 114. - С. 4.

4. Обращение участников Международной конференции Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) к Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину, участникам Конституционного совещания // Феномен Удмуртии. -Т. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций. - М. ; Ижевск, 2003. - С. 661.

5. Обращения делегатов IV Конгресса МАФУН // Молодежная ассоциация финно-угорских народов : сб. материалов (Избранное) / сост. Л. Н. Камбалова. - Сыктывкар, 2007. - С. 118-119.

родные встречи финно-угорской молодежи стали демократическим инструментом в поиске решений насущных проблем этнокультурного развития финно-угров. Однако на основании анализа документов таких встреч можно утверждать, что позиция молодежи чаще всего была потребительской. При обсуждении вопросов этнокультурного развития прежде всего подвергались критике органы власти, а неэффективность деятельности самой ассоциации объяснялась слабой поддержкой со стороны государства. Формирование приоритетных направлений деятельности МАФУН между конгрессами не имело системного характера. На каждом форуме вносились изменения в устав ассоциации, принципы голосования и формирования ее руководящих органов.

Тем не менее конгресс Молодежной ассоциации финно-угорских народов является не только отчетно-выборным мероприятием, но и способом развития общественно-политических и дипломатических навыков, приобретаемых в процессе совместной работы, а также формой межкультурной коммуникации молодежи разных регионов и стран, объединенной общей целью.

Поступила 02.09.2013

6. Приложение № 2 к Протоколу I Международной встречи финно-угорской молодежи. - Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. П-9. Оп. 25. Д. 84. Л. 43.

7. Прозес, Я. Духовное единство молодежи. К 10-летию создания Молодежной ассоциации финно-угорских народов // Международная финно-угорская газета «Kudo + kodu». - 2000. - № 19. - С. 4.

8. Резолюция IV Конгресса МАФУН. Предложения секции «Творческая молодежь» // Молодежная ассоциация финно-угорских народов : сб. материалов (Избранное). -С. 114.

9. Смирнова, С. За работу, друзья! // Финно-угорская молодежная общественно-художественная газета «Родство». - 1994. -№ 1. - С. 3.

10. IIIКонгресс Молодежной ассоциации финно-угорских народов (16-19 июня 1995 г., г. Сыктывкар, Республики Коми). Основные материалы. - Сыктывкар, 1995. - С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.