Научная статья на тему 'Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека и гражданина как основа реализации реадмиссионных отношений государствами-членами ЕС'

Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека и гражданина как основа реализации реадмиссионных отношений государствами-членами ЕС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реадмиссия / Российская Федерация / государства-члены ЕС / нелегальные мигранты / права человека / международные стандарты / readmission / Russian Federation / EU member states / illegal migrants / human rights / international standards

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анастасия Игоревна Серпионова

Рассматривается реализация процедуры реадмиссии государствами-членами ЕС как элемент международных стандартов в области защиты прав и свобод человека и гражданина с целью выявления общих проблем, возникающих при осуществлении данной процедуры как государствами-членами ЕС, так и Российской Федерацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анастасия Игоревна Серпионова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International standards in the field of protection of human and civil rights and freedoms as the basis for the implementation of readmission relations by the EU member states

This article examines the implementation of the readmission procedure by the EU member states as an element of international standards in the field of protection of human and civil rights and freedoms in order to identify common problems arising in the implementation of this procedure by both the EU member states and the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека и гражданина как основа реализации реадмиссионных отношений государствами-членами ЕС»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-266-269 NIION: 2003-0059-6/21-113 MOSURED: 77/27-003-2021-06-312

Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека и гражданина как основа реализации реадмиссионных отношений государствами-членами ЕС

Анастасия Игоревна Серпионова

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, anastasia.serpionova@gmail.com Научный руководитель: профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор А. С. Прудников

Аннотация. Рассматривается реализация процедуры реадмиссии государствами-членами ЕС как элемент международных стандартов в области защиты прав и свобод человека и гражданина с целью выявления общих проблем, возникающих при осуществлении данной процедуры как государствами-членами ЕС, так и Российской Федерацией.

Ключевые слова: реадмиссия, Российская Федерация, государства-члены ЕС, нелегальные мигранты, права человека, международные стандарты

Для цитирования: Серпионова А. И. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека и гражданина как основа реализации реадмиссионных отношений государствами-членами ЕС // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 266-269. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-266-269.

Original article

International standards in the field of protection of human and civil rights and freedoms as the basis for the implementation of readmission relations

by the EU member states

Anastasia I. Serpionova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia, anastasia.serpionova@gmail.com

Scientific supervisor: Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor A. S. Prudnikov

Abstract. This article examines the implementation of the readmission procedure by the EU member states as an element of international standards in the field of protection of human and civil rights and freedoms in order to identify common problems arising in the implementation of this procedure by both the EU member states and the Russian Federation.

Keywords: readmission, Russian Federation, EU member states, illegal migrants, human rights, international standards

For citation: Serpionova A. I. International standards in the field of protection of human and civil rights and freedoms as the basis for the implementation of readmission relations by the EU member states. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):266-269. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-266-269.

© Серпионова А. И., 2021

JURISPRUDENCE

В настоящее время между Российской Федерацией и Европейским союзом действует соглашение о реад-миссии 2006 года, в рамках которого был создан особый компетентный орган — совместный комитет. Совместный комитет выступает как механизм контроля, компетентные органы общаются между собой непосредственно в ходе реализации соглашений. Согласно последним статистическим данным с 2010 года по настоящее время, 19 граждан Европейского союза и 416 граждан третьих государств было принято на территорию РФ в ходе реализации процедуры реадмиссии.

Следует отметить, что на сегодняшний день, проблема реадмиссии подвергнута конструктивному осмыслению в связи с практической реализацией государственной миграционной политики. По решению Президента Российской Федерации осуществлена разработка правовых основ о реадмиссии. В настоящее время ряд задач в этой области уже решен, но есть более глубинные и ресурсоемкие вопросы, требующие более детального осмысления. Наиболее ярким примером может служить отсутствие точного определения «реадмиссии», закреплённого в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Правовое регулирование реадмиссии выходит за рамки юрисдикции одного государства, так как «вопросы реадмиссии касаются внешней для государств миграции и могут быть решены только совместными усилиями всех заинтересованных стран посредством заключения международных соглашений». Как справедливо отмечает ряд авторов, «реадмиссия существенно упрощает высылку нелегальных мигрантов, эта процедура эффективно работает только в том случае, если цепочка реадмиссии охватывает все страны, находящиеся на пути нелегального иммигранта» [1]. Процесс заключения соглашений о реадмиссии и, соответственно, сложности, которые могут возникнуть при их заключении и реализации, значительно могут отличаться.

Сотрудничество по вопросам реадмиссии и возвращения между странами ЕС и государствами, не входящими в состав ЕС, должно быть основано на Соглашениях с Европейским Союзом о реадмиссии, которые определяют общие обязательства и процедуры для органов власти стран, не входящих в состав ЕС, и государств ЕС, относительно того, когда и как возвращать лиц, незаконно проживающих в ЕС.

Проанализировав практику иностранных государств, в частности рассматривая правовое поле ЕС, соглашения о реадмиссии являются важным элементом стратегий в сфере миграции не только общей политики Европейского Союза в отношении возвра-

щения, но и государств-членов Совета Европы, в который, входит и Российская Федерация.

Они облегчают и ускоряют исполнение решений о возвращении в отношении нелегальных мигрантов и, предположительно, также служат стимулом для стран происхождения или транзита, которые являются сторонами соглашений о реадмиссии, для улучшения их пограничного контроля. Основная идея, исследуемая в этой статье, заключается в том, представляет ли существование или выполнение соглашений о реад-миссии прямую или косвенную угрозу правам человека. Конкретно стоит рассматривать угрозу правам нелегальных мигрантов находящихся на территории ЕС. Это, в частности, касается риска того, что направляющая или принимающая страна не выполнит свои обязательства по Женевской конвенции 1951 года «О статусе беженцев» и протоколу к ней 1967 года и Европейской конвенции «О правах человека» 1950 года. Российская Федерация также ратифицировала данные конвенции в целях защиты прав и свобод граждан и соблюдает их при реализации реадмиссионных соглашений.

Таким образом, рассматривая, в частности, двусторонние соглашения о реадмиссии между Российской Федерацией и государствами-членами ЕС, возьмем к примеру соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Дания о реадмиссии, отметим что в соглашении подчеркивается, что оно не наносит ущерба правам, обязательствам и ответственности обоих государств по международному праву в области защиты прав человека, закреплённых в упомянутых выше конвенциях.

Соглашения о реадмиссии касаются возвращения нелегальных мигрантов, лиц, которые по тем или иным причинам не имеют права находиться (либо утратили такое право) на территории определенного государства. Мигрант может считаться незаконным по нескольким причинам. Он или она может быть соискателем убежища, чье заявление о предоставлении убежища было отклонено или даже не рассмотрено, или могло въехать в страну без необходимых документов. Страны имеют право высылать нелегальных мигрантов при условии, что высылка не нарушает Женевскую конвенцию 1951 года или другие международные документы по правам человека, включая Европейскую конвенцию о правах человека, Международный пакт о гражданских и политических правах или Конвенцию Организации Объединенных Наций против пыток (1984 г.) [2]. На наш взгляд, процедура реадмиссии в отношении человека не всегда можно считать гуманным актом, в виду многообразия раз-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

личных положений этих конвенций, однако всё же существует вероятность недобросовестной реализации данной процедуры. В этом контексте особенно важно сосредоточить внимание на правах граждан третьих стран, именно они подвергаются еще большему риску оказаться в ситуации, когда у них нет доступа к системе убежища.

В соглашениях о реадмиссии повторяется и определяется обязанность государства принимать своих граждан, подвергшихся процедуре реадмиссии. Некоторые соглашения о реадмиссии также устанавливают условия, при которых государства-участники обязаны повторно принимать иностранных граждан стран, которые прошли через их территорию. Сторонники соглашений о реадмиссии утверждают, что такие соглашения нейтральны с точки зрения прав человека и являются всего лишь средством борьбы с нелегальной миграцией [3]. Однако, на наш взгляд нельзя отрицать, что существует риск того, что соглашения о реадмис-сии создают угрозу базовым правам нелегальных мигрантов и праву тех, кто нуждается в международной защите, не подвергаться принудительному возвращению.

Стоит отметить, что Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендует государствам-членам и Европейскому союзу вести переговоры и применять соглашения о реадмиссии только в отношении стран, которые уважают права человека, и тех, в которых действует действующая система предоставления убежища. Они должны гарантировать, что соглашения о реадмиссии содержат соответствующие правовые гарантии с точки зрения прав человека. Государствам-членам также настоятельно рекомендуется собирать статистические данные о выполнении соглашений о реадмиссии и изучать их влияние, а также рассмотреть возможность создания механизма для мониторинга их использования.

Некоторые опасения у международных правоведов возникают при реадмиссии граждан третьих стран. Нелегальные мигранты, которые возвращаются в страну, которая не является их страной происхождения, могут рисковать оказаться в неустойчивой ситуации, особенно с точки зрения социальных прав. Существует также риск того, что нелегальные мигранты, третьих стран, подвергаемые процедуре реадмиссии, будут отправлены обратно в страну происхождения, не имея возможности подать прошение о предоставлении убежища в любой из стран, через которые они проходят.

Чтобы упростить выполнение обязательств по реадмиссии, ЕС заключил 18 юридически обязывающих

соглашений ЕС о реадмиссии с третьими странами. Однако третьи страны могут неохотно участвовать в переговорах по соглашениям о реадмиссии, в основном из-за внутренних политических соображений, поскольку соглашения такого типа могут быть источником враждебности в обществе. Поэтому с 2016 года уполномоченная комиссия ЕС сосредоточила свое внимание на разработке практических механизмов сотрудничества с третьими странами, и было принято несколько юридически необязательных соглашений о возвращении и реадмиссии. Это вызвало критику, что по своей сути, соглашения о реадмиссии бросают вызов принципам демократической и судебной ответственности.

Подводя итог, следует отметить, что правовое регулирование реадмиссии в Российской Федерации основано на приверженности нашей страны общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод человека и гражданина; соблюдении и защите прав мигрантов, исполнении федеральных законов, иных законодательных актов и международных обязательств Российской Федерации в области миграции Однако, следует отметить, что в случае нежелания гражданина другого государства, либо лица без гражданства сотрудничать с компетентными миграционными органами нашей страны, так или иначе существует риск того, что процедура реадмиссии будет несколько отличаться от общепризнанных международных стандартов.

Список источников

1. Плюгина, И. В Проблемы заключения и реализации соглашений о реадмиссии : международно-правовой аспект // Журнал российского права. 2010. 11 с.

2. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза от 25 мая 2006 года // Электронный ресурс. URL: http://docs.cntd.ru/document/902035042.

3. Ястребова, А. Ю. Международно-правовые механизмы регулирования миграции : доктринальные подходы и опыт Российской Федерации. Москва, 2017. 580 с.

References

1. Plyugina, I. V. Problems of concluding and implementing readmission agreements : an international legal aspect // Journal of Russian Law. 2010. 11 p.

2. Agreement between the Russian Federation and the European Community on simplification of visa issuance to citizens of the Russian Federation and the European

JURISPRUDENCE

Union dated May 25, 2006 // Electronic resource. URL: http://docs.cntd.ru/document/902035042.

3. Yastrebova, A. Y. International legal mechanisms of migration regulation : doctrinal approaches and experience of the Russian Federation. Moscow, 2017. 580 p.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

2. Женевская конвенция «О статусе беженцев» 1951 года и протокол 1967 года // СПС «КонсультантПлюс».

3. Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» 1950 года // СПС «Консуль-тантПлюс».

4. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих досто-

инство видов обращения и наказания от 10 марта 1984 г. Электронный ресурс. URL: http://docs.cntd.ru/ document/1900532.

Bibliographic list

1. Federal law "On legal status of foreign citizens in the Russian Federation" dated 25.07.2002 N 115-FZ // ConsultantPlus.

2. Geneva Convention "To the status of refugees" of 1951 and the Protocol thereto of 1967 // ConsultantPlus.

3. European Convention "About protection of human rights and fundamental freedoms" of 1950 // ConsultantPlus.

4. The UN Convention against torture and other cruel, inhuman or degrading treatment or punishment of 10 March 1984 Electronic resource. URL: https: http:// docs.cntd.ru/document/1900532.

Информация об авторе

А. И. Серпионова - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

Information about the author A. I. Serpionova - Adjunct of the Training Faculty of scientific, educational and scientific training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 14.05.2021; одобрена после рецензирования 01.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.

The article was submitted 14.05.2021; approved after reviewing 01.10.2021; accepted for publication 25.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.