Научная статья на тему 'Международные стандарты в делопроизводстве российских предприятий'

Международные стандарты в делопроизводстве российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1489
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Митина М. С., Жереб Л. А.

Приводится сравнительный анализ международных стандартов ИСО и российских стандартов в области делопроизводства. Объясняется значение международных стандартов в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты в делопроизводстве российских предприятий»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 651.4/.8(075.8)

М. С. Митина Научный руководитель - Л. А. Жереб Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Приводится сравнительный анализ международных стандартов ИСО и российских стандартов в области делопроизводства. Объясняется значение международных стандартов в этой сфере.

Наличие эффективной системы делопроизводства обеспечивает бесперебойную работу любого объекта, где присутствуют элементы управления. Эффективность системы обеспечивается наличием соответствующих стандартов, обеспечивающих единую форму того или документа. Это способствует, во-первых, оперативному составлению самого документа. Во-вторых, облегчает работу с исходящими, входящими и внутренними документами. В-третьих, обеспечивает бесконфликтное взаимодействие между различными субъектами. Таким образом, создание стандартов в области делопроизводства является одной из немаловажных задач, которую необходимо решить государству.

Российская история делопроизводства насчитывает ни одно десятилетие. Основная работа по нормативно-правовой обеспеченности российского делопроизводства пришлась на период существования СССР. И это неудивительно, так как государство стремилось унифицировать работу всех объектов системы. В 1972 г. введены в действие первые ГОСТы на организационно-распорядительную документацию (ОРД), которые в последующие годы неоднократно перерабатывались и утверждались в новой редакции. В середине 1970-х годов были утверждены первые унифицированные системы документации (УСД). Отечественное делопроизводство характерно тем, что каждый стандарт должен быть подкреплен нормативно-правовой базой. Когда распался СССР, и устарели источники правовой силы стандартов, возникла необходимость заново ввести стандарты и создать соответствующую базу нормативно-правовых актов. С 1 июля 2003 г. постановлением Госстандарта России утвержден ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», в котором устанавливается состав реквизитов, правила их оформления и расположения, требования к бланкам, к текстам документов и к документам, изготавливаемым с помощью печатающих устройств. Впервые стандарт носит рекомендательный характер [1].

Кроме того, в 2000-е годы увеличивается использование электронных документов в делопроизводстве различных управленческих органов, в том числе негосударственных структур. Необходимой нормативной базой стал Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

В соответствии с ФЗ РФ «О техническом регулировании» от 27.02.2002 № 184-ФЗ (изм. ФЗ № 65 от

01.05.2007) важной особенностью российского делопроизводства является рекомендательный характер национальных стандартов, что серьезно снижает уровень их распространения и применения. Поэтому для решения некоторых конкретных вопросов делопроизводства на предприятиях руководители и специалисты службы ДОУ руководствуются международными стандартами.

Еще одной причиной использования международных стандартов является глобализации процессов управления. В России, где полноценная система делопроизводства начинает развиваться, при создании национальны стандартов стоит принимать во внимание зарубежную практику в этой сфере.

Одним из таких источников зарубежного опыта можно считать разработанный на базе австралийского стандарта AS 4390 стандарт ISO 15489 «Информация и документация. Управление документацией», Достоинство этого стандарта заключается в том, что он позволяет управлять документами любого формата и на любых носителях в различных организациях. Он состоит из двух частей: часть 1 «Основные положения» и часть 2 «Руководящие указания (Технический отчет**)». 2 часть содержит детальное описание процедур управления документами в соответствии с принципами, содержащимися в первой части стандарта [2; 3]. Созданный на основе первой части российский ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Управление документами», можно сказать, является своего рода просто переводом этой части. То есть, российскими предприятиями используется лишь более понятная версия международного стандарта, которая никак не отражена в законодательстве.

Стандарты ISO носят рекомендательный характер, так как в каждой стране свои обычаи и особенности делопроизводства, и в стандартах определенным образом унифицируются общие моменты в этой сфере. Однако, рекомендательный характер ГОСТа Р ИСО 15489-1-2007 не совсем оправдан, так как он создавался для унификации делопроизводства в России.

Для того чтобы предприятия стали руководствоваться ГОСТами, необходимо закреплять ГОСТы законодательно. По этому поводу есть два мнения. Некоторые разработчики считают, что в условиях глобализации необходимо полное совпадение с международным стандартом. Другие говорят о том, что необходимо создать свой стандарт с учетом национальных особенностей, а стандарт ISO взять за основу, и внедрить его только после тщательной «состыковки» каждого пункта с реальностью на российских предприятиях.

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

Нужно заметить, что полное совпадение стандартов не будет так эффективно, как создание национального стандарта на основе международного, так как организация ISO не стремиться диктовать правила, а лишь дает некоторые рекомендации.

Таким образом, можно сделать вывод, что, учитывая национальные традиции российского делопроизводства, степень соответствия стандартов ISO и российских стандартов должна быть не абсолютной, а относительной.

Библиографические ссылки

1. Кузнецов И. Н. Документационное обеспечение управления и делопроизводство учебник для бакалавров. М. : Юрайт, 2012. 576 с. Сер. Бакалавр.

2. PRO-Делопроизводство и СЭД [Электронный ресурс]. URL: http://www.sekretariat.ru/magazine/491/ (дата обращения: 29.03.2013).

3. InterTrust [Электронный ресурс]. URL: http://www.intertrust.ru/press_center/articles/view/5 71 -rekomendatsii-po-ispolzovaniyu.htm (дата обращения: 04.04.2013).

© Митина М. С., 2013

УДК 338.27

О. А. Немчинов Научный руководитель - В. А. Хайтбаев Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королёва (национальный исследовательский университет), Самара

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Рассматриваются преимущества и недостатки использования метода анализа иерархий при проведении анализа многокритериальных задач принятия решений. Предложена авторская методология реализации технологии IPF-планирования, направленной на создание общего у участников процесса видения будущего.

Управление социально-экономическими процессами в обществе переходного периода изобилует противоречиями, полное или частичное разрешение которых невозможно без стратегического прогнозирования и планирования. В современных российских условиях важно определить приемлемые варианты развития и оптимальную «траекторию» движения в будущее. Целый ряд методологических подходов к прогнозированию требуют серьезного переосмысления и корректировки в условиях нынешнего этапа развития экономики. Подобная работа уже началась, но необходимы более активная разработка и переход на новый уровень обсуждения, требующий введения новых и пересмотра ряда устоявшихся положений и понятий. В данных условиях возрастает потребность в формировании долгосрочных сценарных прогнозов.

В связи этим нами разработана и представлена методология долгосрочного планирования, дополненная одновременной постановкой показателей хозяйственной деятельности того или иного предприятия на среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Эта процедура названа IPF-планирование (от сочетания англ. Indicative Planning - «индикативное планирование» и Foresight - «предвидение») - технология долгосрочного прогнозирования крупномасштабных процессов, как отраслевых, так и корпоративных, основанная на обработке коллективных экспертных оценок, получаемых от различных слоёв общества, способствующих формированию совокупности плановых индикаторов [1, с. 35].

Полное IPF-исследование проводится в четыре этапа [2, с. 63]. Особенность технологии состоит в сочетании экспертных методов предвидения будущего и формализованных методик обработки данных.

Сделано предположение, что в ряде случаев даже не проводя факторного анализа, можно руководствоваться мнением компетентных экспертов, обладающих информацией по исследуемому вопросу.

В настоящее время среди методов решения задач многокритериального выбора наибольшее распространение получили методы теории полезности, методы теории нечетких множеств, методы векторной стратификации и метод анализа иерархий Т. Саати.

Метод анализа иерархий (МАИ), предложенный Т. Саати, является замкнутой логической конструкцией, которая обеспечивает с помощью простых и хорошо обоснованных правил, решение многокритериальных задач, включающих как качественные, так и количественные факторы, причем количественные факторы могут иметь разную размерность. Метод основан на декомпозиции задачи и представлении ее в виде иерархической структуры, что позволяет включить в иерархию все имеющиеся у лица, принимающего решение знания по решаемой проблеме и последующей обработке суждений лиц, принимающих решения.

Существенным преимуществом МАИ является четкое описание суждений экспертов и лиц, принимающих решения, а также ясное представление структуры проблемы: составных элементов проблемы и взаимозависимостей между ними. Сложность характеризуется большим числом взаимодействий между многими субъективными и объективными факторами различного типа и степени важности, а также между группами людей с различными целями интересами. Эти обстоятельства определяют вероятность выбора одной из альтернатив, которая приемлема для всех лишь с определенной степенью компромисса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.