Научная статья на тему 'Международные стандарты оценки точности навигационной информации'

Международные стандарты оценки точности навигационной информации Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВИГАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СТАНДАРТ STANAC 4278 / ACCURACY OF NAVIGATION / STANAC 4278

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Гарматенко И. С.

В данной статье описаны международные стандарты оценки точности навигационной информации, принятые в стандарт «Методы выражения точности в навигации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Гарматенко И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Standards of the Assessment of Accuracy of Navigation Information

This article describes the international standards for assessing the accuracy of navigation data taken in STANAC 4278 standard “methods of navigation accuracy”.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты оценки точности навигационной информации»

Journal of Siberian Federal University. Engineering & Technologies 8 (2013 6) 863-866

УДК 006:627.7:528.088

Международные стандарты оценки точности навигационной информации

И.С. Гарматенко*

Военно-морская академия им. адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова Россия 197045, Санкт-Петербург, Ушаковская набережная, 17/1

Received 30.05.2013, received in revised form 16.10.2013, accepted 08.12.2013

В данной статье описаны международные стандарты оценки точности навигационной информации, принятые в стандарт «Методы выражения точности в навигации».

Ключевые слова: навигационная информация, стандарт STANAC 4278.

Основополагающим документом в стандартизации погрешностей навигационной информации, ратифицированным всеми государствами, входящими в состав НАТО, и используемым для оценки точности навигационной информации, является STANAC 4278 в его 3 -й редакции, принятый 3 июня 1995 года [1].

При рассмотрении данного документа видны различия в стандартах оценки точности навигационной информации НАТО и оценки точности навигационной информации, используемых в ВМФ РФ.

Погрешности измеряемых навигационных величин можно разделить на три группы: грубые (промахи), систематические и случайные. Грубые ошибки являются следствием искажения масштабов, перестановки цифр, ошибочных расчетов или неосторожности наблюдателей. Систематические погрешности характеризуются постоянством своего значения в течение рассматриваемого интервала времени. Случайные погрешности остаются после удаления грубых и систематических погрешностей и рассматриваются в стандарте STANAC 4278 как основной источник погрешностей.

Стандарт НАТО исходит из того, что систематические погрешности скомпенсированы, а случайные погрешности измерения навигационных величин подчиняются нормальному закону распределения. Наличие систематического смещения в том или ином навигационном параметре должно оговариваться с указанием его величины и знака [2].

При описании временной зависимости погрешностей в стандарте STANAC 4278 предлагается использовать величины, характеризующие скорость их нарастания, а для оценки точности величин, зависящих от пройденного кораблем расстояния, предусматривается использование погрешностей, выраженных в процентах к пройденному расстоянию.

© Siberian Federal University. All rights reserved

* Corresponding author E-mail address: garmatenkoigor@gmail.com

Для оценки интервала погрешностей в стандарте STANAC 4278 используется Р=0,95 (95%-ная вероятность), вместе с тем для характеристики интервалов погрешностей могут применяться и другие вероятности - 50, 63,2, 90, 95 и 99 %.

В оценке погрешности одномерных (линейных) навигационных величин используются:

- линейная вероятная погрешность LEP (LINEAR ERROR PROBABLE) ограничивает интервал, за пределы которой действительная погрешность не выходит с вероятностью 50 %;

- MAS (MAP ACCURACY STANDARD) ограничивает интервал, за пределы которого действительная погрешность не выходит с вероятностью 90 %;

- линейная средняя квадратическая погрешность RMS (ROOT MEAN SGUARE) ограничивает интервал, за пределы которого действительная погрешность не выходит с вероятностью 68 %. 2RMS и 3RMS соответствуют интервалу, за пределы которого действительная погрешность не выходит с вероятностью 95,4 и 99,7 %.

Для перехода между значениями вышеперечисленных вероятностей используются коэффициенты, приведенные в табл. 1.

В оценке точности двумерных навигационных величин применяются следующие характеристики:

- радиальная средняя квадратическая погрешность DRMS (DISTANCE ROOT MEAN SQUARED) - круг, за пределы которого действительная погрешность не выходит с вероятностью 68,3 % при С=0 и 63,2 % при С=1, где С =стш1п/стшах;

- стш1п, стшах - полуоси эллипса погрешностей, равные средним квадратическим погрешностям места по направлениям ориентации осей эллипса погрешностей;

DRMS=V<m+ +aY, (1)

где стх, cty - дисперсия погрешностей по осям прямоугольной системы координат;

- предельная радиальная погрешность 2DRMS (2 DISTANCE ROOT MEAN SQUARED) -круг, за пределы которого действительная погрешность не выходит с вероятностью 95,4 % при С=0 и 98,2 % при С=1;

Таблица 1. Коэффициенты перехода между линейными показателями точности стандарта STANAC 4278

К От 50 % (LEP) 90 % (MAS) 95 % (НАТО) RMS 2RMS 3RMS

50 % (LEP) 1 2,4387 2,9059 1,4826 2,9652 4,4478

90 % (MAS) 0,4100 1 1.1910 0,6079 1,2158 1,8237

95 % (НАТО) 0,3441 0.8396 1 0.5102 1,0204 1.5306

DRMS 0,6745 1.6450 1,9600 1 2 3

2DRMS 0,3372 0.8225 0,9800 0.5000 1 1,5

3DRMS 0,2248 0,5483 0,0653 0,3333 0,6667 1

2DRMS = 2V <in +<ах = ^V^Î+^T; (2)

- предельная радиальная погрешность 3DRMS (3DISTANCE ROOT MEAN SQUARED) -круг, за пределы которого действительная погрешность не выходит с вероятностью 99,7 % при С=0 и 1,0 при С=1;

3DRMS = ^1 a^ + а^ах ; (3)

- круговая вероятная погрешность СЕР (CIRCLE ERROR PROBABLE) - круг, за пределы которого действительная погрешность не выходит с вероятностью 50 %;

CEP-> R50 = 0,6142а mm + 0,56320^; (4)

- круговая вероятная погрешность R95 (CIRCLE PROBABLE) - круг, за пределы которого действительная погрешность не выходит с вероятностью 95 %;

R95 = (1,960790C + 0,004071C + 0,114276C2 + 0,371625C3)amax . (5)

Использование приближенных формул для вычисления радиуса окружности оцениваемого места с заданной вероятностью возможно использовать при соотношении (amin/amax) полуосей эллипса более чем 0,25.

Для перехода между значениями вышеперечисленных вероятностей с учетом соотношения полуосей эллипса погрешностей С используются соответствующие коэффициенты.

В основе способа расчета двухмерных погрешностей, принятого в стандарте STANAC 4278, заложен частный случай эллиптического распределения, в котором для оценки точности места корабля используется радиальная средняя квадратическая погрешность. При этом способы расчета значений полуосей эллипса погрешностей и перевод дисперсии погрешностей в ориентацию прямоугольной системы координат отдельно не рассматриваются. Использование в расчете двумерных погрешностей вместо эллиптического распределения радиального позволяет подстраховаться в оценке навигационной безопасности.

Переход от эллиптической к радиальной средней квадратической погрешности без существенного загрубения точности возможен при соотношении значения малой и большой полуосей среднего квадратического эллипса погрешностей более чем в 0,35 раза [3, 4].

Принятые в качестве стандарта погрешностей, соответствующих единому 95%-ному уровню доверительной вероятности, способствует исключению неопределенности при толковании навигационных погрешностей. Кроме того, такой подход в полной мере соответствует стандарту точности и навигационной безопасности плавания, принятому странами, входящими в Международную морскую организацию по безопасности судовождения (IMO) [2].

Список литературы

[1] STANAC 4278. «Method of expressing navigation accuracies» Edition 3, NATO unclassified North Atlantic treaty military agency for standardization. Bureau. 1995. 42.

[2] Груздев Н.М. // Морской сборник. 1993. № 4. С. 47-49.

[3] Груздев Н.М. Теория навигационных погрешностей. СПб.: СПб ВМИ, 2002. 325 с.

[4] Абезгауз Г.Г. Справочник по вероятностным расчетам. М.: Воениздат, 1970. 536 с.

- 865 -

International Standards of the Assessment of Accuracy of Navigation Information

Igor S. Garmatenko

Naval Academy Admiral Fleet of the Soviet Union NG Kuznetsova 17/1 Ushakovskaya embankment, St. Petersburg, 197045 Russia

This article describes the international standards for assessing the accuracy of navigation data taken in STANAC 4278 standard "methods of navigation accuracy".

Keywords: accuracy of navigation, STANAC 4278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.