Научная статья на тему 'Международные стандарты, методология оценки и законодательное регулирование платежных систем'

Международные стандарты, методология оценки и законодательное регулирование платежных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
623
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жирный Николай Васильевич

В статье рассматриваются вопросы формирования и реализации принципов организации платежных систем и проведение их экономической оценки. На основе анализа даны рекомендации по развитию платежных систем в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with development and implementation of the principles of organization of payment systems and their economic evaluation. Based on the analysis results, recommendations for the development of payment systems in Russia.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты, методология оценки и законодательное регулирование платежных систем»

отметить, что в умственном труде в той или иной степени может присутствовать творческая составляющая.

Интеллектуальный труд в нашем понимании - это качественно новый вид трудовой деятельности, имеющий в качестве своей генетической основы умственный труд (духовное производство), однако по своему характеру и содержанию преодолевающий традиционное противопоставление физического и умственного труда (материального и духовного производства), являющийся информационно емким и производительным.

В самом общем представлении интеллектуальный труд - это труд, порождающий знания, труд, требующий перекомбинирования старых элементов в новые конфигурации - в зависимости от того, что необходимо сейчас - по праву такие действия можно назвать инновационными, творческими. В определенном, более узком, понимании интеллектуальный труд представляет собой совокупность творческих видов умственной деятельности. Интеллектуальный труд не имеет своего антипода.

Л.А. Лебединцева [3] выделяет следующие содержательные признаки, отличающие понятия интеллектуального и умственного труда: «интеллектуальный труд в большей степени персонифицирован как труд высокого качества и социальной эффективности. Он в большей степени, чем умственный труд, монополизирован определенной группой людей. Монополией является преимущественное право и способность к интеллектуальной деятельности. По своему характеру и содержанию интеллектуальный труд является информационно емким и производительным». К данным признакам следует добавить значительную степень подготовки работников, занимающихся интеллектуальным трудом.

Таким образом, изменение условий общественного производства привело к изменению взаимоотношений работника с обществом и необходимости комплексного исследования проблем трудовой деятельности человека с последующим установлением более четких критериев для отдельных ее видов, выработки методологических способов оценки сложности труда, его количества и полученных результатов. Классификация интеллектуального труда, проведенная в работе, в некоторой степени помогает решить эти задачи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: более 5000 психологических терминов и понятий / А.Б. Альмуханова и др. - М.: Эксмо, 2007. - C. 542.

2. Друкер Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI в. [Электронный ресурс] / Питер. Ф. Друкер. - Электрон. дан. - URL: http://enbv.narod.ru/text/Econom/drucker/str/05.html.

3. Классификация труда по характеру подготовки. Четыре категории труда [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://ecouniver.com/6905-klassifíkaciya-truda-po-xarakteru-podgotovki.html.

4. Лебединцева, Л.А. Понятие и сущность интеллектуального труда в современных экономико-социологических исследованиях [Электронный ресурс] // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). -Электрон. дан. - 2012. - № 1. - С. 108-111. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-intellektualnogo-truda-v-sovremennyh-ekonomiko-sotsiologicheskih-issledovaniyah

5. Мотаев, А. Почему нужно увеличивать производительность интеллектуального труда? [Электронный ресурс] / А. Мотаев. - URL: http://potokzadach.ru.

6. Одегов, Ю.Г. Экономика труда: учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - C. 105.

7. Психология: учебник для гуманитарных вузов [Электронный ресурс] / под ред. В.Н. Дружинина. - Электрон. дан. - СПб: Изд. дом «Питер», 2001. - URL:- http://www.bibliotekar.ru/psihologia-2-1/49.htm

8. Юдина, С. К вопросу об оценке интеллектуального труда в корпорациях // Человек и труд. - 2012. - № 7.

9. Экономическая энциклопедия / гл. ред. Л.И. Абалкин. - М.: Экономика. 1999. - C. 856-857.

УДК 33 ББК 65.262.3

Н.В. Жирный

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ, МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и реализации принципов организации платежных систем и проведение их экономической оценки. На основе анализа даны рекомендации по развитию платежных систем в России.

Ключевые слова: организационные принципы, международные стандарты, методология оценки и законодательное регулирование платежных систем.

N.V. Zhirniy

INTERNATIONAL STANDARDS, THE ASSESSMENT METHODOLOGY AND THE LEGAL REGULATION OF PAYMENT SYSTEMS

Abstract. The article deals with development and implementation of the principles of organization of payment systems and their economic evaluation. Based on the analysis results, recommendations for the development of payment systems in Russia.

Key words: organizational principles, international standards, the assessment methodology and the legal regulation of payment systems.

Одним из ключевых видов деятельности по наблюдению за платежными системами является деятельность по оценке платежных систем на соответствие установленным стандартам. Такая оценка позволяет составить представление как об уровне управления рисками в платежных системах, так и о других аспектах их деятельности.

Использование стандартов также чрезвычайно важно для четкого понимания наблюдаемыми организациями правил оценки систем и способов проведения их реформирования для достижения большей эффективности и безопасности.

Применяемые центральными банками стандарты обычно основаны на следующих международных стандартах, разработанных КПРС БМР или с его участием: Ключевые принципы для системно значимых платежных систем [1], Рекомендации для систем расчета по ценным бумагам [2], Рекомендации для центральных контрагентов [3].

Международные стандарты для платежных систем и систем расчета по ценным бумагам являются обобщением опыта и лучшей мировой практики и служат, прежде всего, ориентиром операторам систем для их развития.

Вместе с тем, стандарты лежат в основе деятельности центральных банков, других государственных органов для проведения оценки систем и разработки планов действий по их выполнению. Стандарты также предназначены непосредственно самим операторам систем для формирования самооценки. В этих целях рядом международных финансовых институтов разработаны документы, определяющие методологию оценки.

Ключевые принципы разработаны КПРС БМР и основаны на предыдущих работах КПРС и в наибольшей степени на докладе Комитета по схемам межбанковского неттинга центральных банков стран Группы десяти, более известном как "Доклад Ламфалусси" [4].

В этом докладе устанавливаются минимальные стандарты для международных и мультивалютных схем неттинга, а также принципы совместного наблюдения за ними со стороны центральных банков. Стандарты Ламфалусси получили широкое применение не только в той области, для которой были разработаны, но и в платежных, клиринговых и расчетных системах других типов. Ключевые принципы расширяют Стандарты Ламфалусси, добавляя ряд новых принципов, применяемых к системно значимым платежным системам всех типов.

Системно значимые платежные системы являются важным компонентом поддержки эффективности финансовой системы. Представляя собой механизмы, при помощи которых осуществляется денежный перевод средств между банками, системно значимые платежные системы одновременно являются потенциально крупнейшими каналами передачи рисков, которые могут в них возникнуть, в связи с чем, такие системы должны всегда стремиться к обеспечению высокого уровня безопасности.

Ключевые принципы предназначены для использования в качестве универсального руководства в целях содействия более безопасному и эффективному функционированию системно значимых платежных систем во всем мире.

Ключевые принципы носят достаточно общий характер, что позволяет их использовать в различных странах в течение длительного времени. Они не являются руководством по созданию и функционированию какой-либо конкретной системы, а содержат ключевые характеристики, которым должны соответствовать все системно значимые платежные системы. Они широко применяются для анализа платежных систем, наблюдения за ними и их реформирования.

Ключевые принципы применяются в отношении системно значимых платежных систем вне зависимости от видов инструментов, используемых в системах, вида расчета и технологий обработки информации. Ключевые принципы могут также применяться для характеристики систем, не имеющих системной значимости. Такие системы могут соблюдать все или часть принципов. Ключевые принципы также применимы к трансграничным и мультивалютным платежным системам.

Ключевые принципы включают в себя десять принципов, содержащих требования к наличию правовой базы, определяющей деятельность платежной системы, уровню управления рисками в системе, процедурам и видам расчета в системе, степени безопасности и надежности системы, прозрачности и доступности системы, процедурам управления системой.

В соответствии с рекомендациями КПРС БМР системно значимые платежные системы должны соблюдать все десять Ключевых принципов, причем по двум из них, касающимся используемых в системе процедур и видов расчета, платежные системы должны стремиться к превышению заложенных в них минимальных требований.

Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ) в рамках Программы оценки финансового сектора в 2001 году разработали "Руководство для оценки выполнения Ключевых принципов для системно значимых платежных систем, структура и объем оценочного отчета" [5]. Документ предназначен для использования лицами, проводящими оценку платежных систем в составе миссий МФВ и ВБ.

Указанное Руководство предназначено для применения к отдельным платежным системам, включает методику анализа и оценки деятельности центрального банка как оператора собственной системно значимой платежной системы, а также деятельности в качестве органа наблюдения в отношении систем, находящихся в собственности и управляемых негосударственными организациями. Системная значимость платежных систем устанавливается регулирующими органами (центральными банками) исходя из определенных критериев. Обычно система признается системно значимой, если выполняется по крайней мере одно из следующих условий:

- это единственная платежная система в стране или основная система по совокупной стоимости платежей;

-она обрабатывает в основном платежи с высокой индивидуальной стоимостью;

- она используется для расчетов по сделкам на финансовом рынке или для расчетов других платежных систем.

Существуют также и другие дополнительные критерии системной значимости.

На практике граница между платежными системами, которые являются и не являются системно значимыми, не всегда может быть проведена абсолютно четко. Кроме того, должно быть принято решение, оценивать ли таким же образом розничные платежные системы, поскольку эти системы в некоторых странах балансируют на грани системной значимости. Это особенно вероятно, если розничная система широко используется и пользователи не имеют альтернативных способов перечисления платежей.

Страны, вступающие в Европейский союз [6], придерживаются во многом схожих подходов к формированию нормативно-правовой базы для функционирования и регулирования национальных платежных систем. Практически во всех странах приняты законы о платежных системах и электронных платежных инструментах. При этом национальная правовая база дополняется общеевропейской нормативной базой.

На сегодняшний день лучшая международная практика в области наблюдения за платежными системами определена в документах Банка международных расчетов [7]. В материалах КПРС БМР отмечается важность определения государственной политики наблюдения, обычно формируемой центральным банком в виде официального публичного документа (вне зависимости от того, прямо или косвенно он определен законодательством как орган наблюдения). Разработанная КПРС БМР методология наблюдения базируется на рекомендациях для системно значимых платежных систем, систем расчета по ценным бумагам и для центральных контрагентов [1; 2; 3], признанных в качестве международных стандартов. Политикой наблюдения детализируются цели и задачи наблюдения. Применительно к системам для крупных сумм обычно большее значение придается аспекту бесперебойности их функционирования, в то время как для систем розничных платежей акцент делается на аспекте эффективности.

Определяя сферу наблюдения, политика раскрывает подходы (критерии) центрального банка к определению значимых для экономики платежных систем из числа систем для крупных сумм, систем розничных платежей, систем расчета по ценным бумагам и иностранной валюте. К сфере наблюдения могут быть отнесены: крупные банки, имеющие развитую сеть корреспондентских отношений или выполняющие функции крупных депозитариев ценных бумаг, организации, предоставляющие различного рода услуги по передаче финансовых сообщений, обработке (процес-сингу) платежной информации и т.п. В сферу наблюдения могут быть включены платежные инструменты, поскольку они являются существенным элементом платежных систем.

Практика осуществления наблюдения показывает многообразие форм, в которых она реализуется от страны к стране. Это многообразие обусловлено как различиями в полномочиях центральных банков в отношении плтежных и расчетных систем, так и многочисленностью и разнообразием систем, действующих на территории соответствующего государства.

Основными видами деятельности центрального банка по наблюдению принято считать согласно методологии КПРС БМР мониторинг, оценку и инициирование изменений, которые детализируются в политике исходя из полномочий центрального банка и его видения текущих и перспективных задач развития национальной платежной системы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ключевые принципы для системно значимых платежных систем: доклад Рабочей группы по принципам и практическим аспектам платежных систем Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. Базель, Швейцария, январь 2001 года // Вестник Банка России. - 2002. - № 18-19.

2. Рекомендации для систем расчета по ценным бумагам. КПРС БМР. Технический комитет Международной организации комиссий по ценным бумагам. Базель, Швейцария, ноябрь 2001 года // Платежные и расчетные системы. Международный опыт. - 2008. - Вып. 8.

3. Рекомендации для центральных контрагентов. КПРС БМР. Технический комитет Международной организации комиссий по ценным бумагам, ноябрь 2004 года // Платежные и расчетные системы. Международный опыт. - 2008. - Вып. 11.

4. Доклад Комитета по схемам межбанковского неттинга центральных банков стран Группы десяти - КПРС БМР, ноябрь 2010 года [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: www.ebis.org.

5. МВФ и Всемирный банк. Руководство для оценки выполнения Ключевых принципов для системно значимых платежных систем, структура и объем оценочного отчета // Центральный банк Российской Федерации. Справочно-информационный центр. - М., 2001.

6. Копытин, Ю.В. Обзор платежных систем Европейского союза // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - 2013. - № 11.

7. Наблюдение центрального банка за платежными и расчетными системами. КПРС БМР. Базель, Швейцария, май 2005 года // Платежные и расчетные системы. Международный опыт. - 2007. - Вып. 2.

УДК 331.55 ББК 65.24

П.В. Леманова

ВЛИЯНИЕ МОБИЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА

Аннотация. В статье рассматривается понятие мобильности рабочей силы, и приводятся основные ее виды. Характеризуются причины трудовой мобильности. Статья содержит актуальные статистические данные, характеризующие состояние рынка труда.

Ключевые слова: рынок труда, мобильность рабочей силы, миграция, занятость.

P.V. Lemanova

INFLUENCE OF MOBILITY ON АLABOUR MARKET CONDITION

Abstract. In this article the concept of labor mobility and its main types are considered. Also, the reasons of labor mobility are characterized. Article contains the actual statistical data characterizing a condition of labor market.

Key words: labor market, mobility of labor, migration, employment.

Под мобильностью рабочей силы понимается способность рабочего класса к быстрому передвижению, активному действию по продаже своей рабочей силы, то есть все лица, создающие своим группам прибавочную ценность (по терминологии К. Маркса) или чистый доход (по терминологии Д. Риккардо), но не имеющие в нем ни какой доли. Иными словами, рабочий класс -это все только получатели заработной платы, заключающийся в получении народного дохода. Известно, что отдельный класс, или отдельное лицо может продать не свою силу рабочую силу, а головной продукт ее приложения. Но если в цене продукта реализуется лишь заработная плата или другие издержки производства и не реализуется прибавочная ценность, то такой продавец в социально - экономическом смысле представляет собой только получателя заработной платы и принадлежит к рабочему классу в широком смысле.

Мобильность на рынке труда представляет собой, таким образом, процесс перемещения рабочей силы на новое рабочее место, которое сопровождается рядом факторов (от нового рабочего места внутри предприятия, до изменения профессии, работодателя, места жительства и др.).

На рынке труда мобильность рабочей силы является одним из ключевых понятий экономики. Благодаря мобильности рабочей силы рынок труда занимает одну из первостепенных, значительных мест в экономике. Она, по сути, выступает важным, создающим звеном всех отраслей хозяйства в единое целое - экономику страны. Очевидно, что движение трудовых ресурсов это сложный социально экономический и демографический процесс изменения количественных и качественных характеристик части населения, выступающим носителем рабочей силы [1].

В современной России негативными причинами, влияющими на мобильность рабочей силы на рынке труда, определяется многими факторами, среди которых: неудовлетворенность заработ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.