2009
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Воздушное право
№144
УДК 006.032: 656.07
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 - ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ АВИАТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
С.И. КРАСНОВ, Л.В. ФЕДОТОВ Статья представлена доктором юридических наук, профессором Елисеевым Б.П.
В статье проводится анализ практики разработки и внедрения систем качества как эффективного инструмента совершенствования деятельности предприятия. Рассмотрены основные проблемы внедрения новой версии стандартов серии ИСО 9000, приведены практические меры по их решению для обеспечения развития авиатранспортных систем.
Ключевые слова: универсальные методы управления качеством, стандарты ИСО серии 9000, система менеджмента качества.
Транспорт - одна из немногих отраслей, состояние которой во многом определяется формой государства, идеалами и особенностями его развития. Поэтому изменения в таких сферах деятельности происходят по мере пересмотра общественного мировоззрения и правосознания граждан и по мере накопления данных и открытий в практической сфере. Социально-значимый характер транспортных систем определяет их очевидные особенности. С одной стороны, они обусловлены интеграцией транспортных систем с экономическими системами по вопросам места производства товаров, места их потребления и товародвижения. Все эти вопросы являются частью планирования развития регионов на национальном уровне, а сегодня и международном уровне. С другой стороны, транспортные системы демонстрируют качества, присущие стране, поскольку наличие ресурсов сильно отличается для каждой отдельной страны, в результате чего в мире сосуществует великое разнообразие моделей, используя которые можно реализовывать развитие транспортных систем. Нетрудно усмотреть аналогичные особенности в образовании, медицине, энергетике и других отраслях, определяющих уровень развития общества и качество жизни населения, в конечном счете.
Согласованному развитию социально значимых отраслей сегодня уделяется пристальное внимание, выражающееся в соответствующих функциях государственного регулирования, которые реализуются в госпрограммах, в проектах национального и международного масштаба. Вместе с тем, реализация согласованных стратегий развития отраслей и образующих их предприятий требует использования эффективных универсальных инструментов управления. К числу таких инструментов по праву можно отнести универсальные методы управления качеством, сформировавшиеся в результате разработки, внедрения и постоянного обобщения обширной практики использования систем управления качеством на основе Международных стандартов ИСО серии 9000 в различных областях практической деятельности.
Постоянное обобщение практики применения системы требований к качеству, заложенной в стандартах ИСО серии 9000, привело к появлению третьей, начиная 1996 года, редакции данных стандартов. Версия стандартов 1996 года положила начало широкомасштабному внедрению системных методов управления качеством. В свое время, данная версия стандартов вошла в обязательную схему сертификации авиапредприятий, предусмотренную Федеральными авиационными правилами, и была реализована в руководствах по деятельности авиапредприятий (производство полетов (РПП), техническое обслуживание(РОТО), организационное обеспечение полетов (РООП)) в виде систем управления качеством (СК), содержащих 20 жестко связан-
ных элементов, встраиваемых в систему административного управления предприятием [1]. Следующая версия стандартов ИСО 2000 года потребовала разработки и внедрения более адаптивных (гибких) систем, что отражено в названии данной редакции стандартов - «Системы менеджмента качества»(СМК) [2]. Основным условием эффективного управления качеством на основе СМК является их интеграция в менеджмент предприятия, когда реализуется управление деятельностью как сетью процессов в интересах потребителей и заинтересованных сторон. Результатом разработки, внедрения и обобщения практики использования СМК явились интегрированные СМК, максимально учитывающие профессиональную специфику предприятий. Требования к данным системам качества нашли отражение в так называемых производных от ИСО стандартах качества отраслевого позиционирования [3] (рис. 1).
•ИСО 9001 Отрасль •ИСО 9004
•ТУ 16949 автомобилестроение •ТОМ
•ОБ 9000 •6 сигма
ША 2:2003 образование самооценка
ТЬ 9000 телекоммуникации
АБ 9100 аэрокосмонавтика
ІОБА авиатранспортные системы Р2М
СТАНДАРТЫ КОНЦЕПЦИИ
Рис. 1. Стандарты качества отраслевого позиционирования
Новая очередная версия стандартов ИСО серии 9000 предполагает менеджмент устойчивого успеха предприятия, обеспечивающего соответствующий уровень доверия потребителей и заинтересованных сторон, когда степень соответствия продукции и услуг установленным и ожидаемым требованиям гарантирует приемлемый для потребителя уровень риска от их не выполнения. Менеджмент риска требует новых подходов, которые направлены на опережающее развитие предприятий и отраслей.
Из широкого круга проблем формирования систем качества следующего поколения главными выделяются три: эффективность, этика, энтропия [4] (рис. 2).
Эффективность
энтропия [_____________\ этика
Рис. 2. Три проблемы формирования систем качества нового поколения
Этика в системах качества носит инфраструктурный характер. Она объединяет все элементы системы, создает основу корпоративной культуры. Решение данной проблемы в полной мере согласуется с современными требованиями ИКАО к корпоративной культуре безопасности полетов, которая способствует применению безопасной практики, поощряет сообщение информации, касающейся безопасности полетов, и активно влияет на управление безопасностью полетов [5]. Более того, в случае формирования культуры качества достигается больший эффект за счет как характеристик безопасности во всех их проявлениях, так и характеристик надежности (летной годности, надежности персонала и системы профессионального образования и допуска к выполнению профессиональных функций в целом).
Проблема повышения эффективности систем качества решается эмпирическим путем, опираясь на опыт специалистов, менеджеров по качеству, их профессиональное владение соответствующими инструментами менеджмента качества и интуицию. При этом, учитывая профессиональное владение арсеналом инструментов менеджмента качества, информационного менеджмента, менеджмента риска (например, БМЕЛ- анализ и др.), эффект от практического использования СМК может быть значительным, если реализовать соответствующие специализации по составляющим качества: менеджмент безопасности полетов, менеджмент летной годности, менеджмент авиационной безопасности и т.п.
Более сложной представляется задача эффективности, когда возникают альтернативные варианты, из которых нужно выбрать наиболее эффективный (более приемлемый). В этой сфере следует опираться на методы количественных, численных оценок. К ним следует отнести методологию энтропии [6]. Энтропия выступает как мера упорядоченности системы. Широкое применение методов энтропии находится в анализе сложных экономических, социальных, организационных и других систем, к числу которых, как было отмечено выше, можно отнести и авиатранспортные системы. Использование закономерного изменения энтропии, которое может произойти, например, в виде нежелательного высвобождения накопленных где-либо запасов энергии, вредного вещества или конфиденциальной информации, уменьшения разнообразия в свойствах продукции/услуг, при разработке системы качества, предоставляет возможность прогнозирования и предупреждения нежелательных событий-происшествий. Они связаны с появлением ущерба людским, материальным и природным ресурсам, а их возникновение обусловлено цепями соответствующих предпосылок, образуемыми, в случае авиатранспортных систем, ошибками людей, отказами авиационной техники, неблагоприятной внешней средой [5] (рис. 3).
Практическая реализация энтропийной методологии в рамках систем менеджмента качества нового поколения опирается на вероятностные методы анализа, многие из которых могут быть разработаны и /или внедрены на основе статистических методов, разработанных в рамках соответствующих стандартов ИСО серии 9000 [7].
Рис. 3. Компоненты авиационной системы
ЛИТЕРАТУРА
1. ИСО 9001-1994. Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
2. ГОСТ Р ИСО 9001—2001. Системы менеджмента качества. Требования.
3. Свиткин М.З. Интегрированные системы менеджмента качества // Стандарты и качество. 2004. №2.
4. Гличев А.В. О формировании систем качества следующего поколения // Научно-производственный журнал «Качество и жизнь». - М.: АПК, 2007.
5. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)/ ИКАО Doc 9859 AN/460/ издание первое. 2006.
6. Белов П.Г., Гражданкин А.И., Махмутов Н.А., Розенталь О.М. Стандартизация и регламентации в сфере безопасности: реалии и перспективы // Стандарты и качество. 2004. №2.
7. ГОСТ Р ИСО/ТО 10017—2005. Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001.
INTERNATIONAL STANDARDS ISO OF A SERIES 9000 - THE EFFECTIVE TOOL OF DEVELOPMENT OF AIR TRANSPORT SYSTEMS
Krasnov S.I, Fedotov L.V.
The article contains the analysis of the practice of development and implementation of quality systems as an effective instrument of improving organization activity. The main problems of implementation of the new version of ISO 9000 standards are considered, the practical actions for their decision to ensure airtransport systems development are shown.
Сведения об авторах
Краснов Сергей Иванович, 1959 г.р., окончил Всесоюзный юридический институт (1984), действительный член Академии проблем качества УВАУ ГА(И), кандидат философских наук, доцент, ректор УВАУ ГА(И) , автор 20 научных работ, область научных интересов - концептуальные основы систем безопасности, систем обеспечения качества .
Федотов Леонид Викторович, 1960 г.р., окончил Ульяновский политехнический институт (1982), действительный член Академии проблем качества, менеджер систем качества ІОА, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой управления качеством техники и технологии авиатранспортных систем УВАУ ГА(И), автор 70 научных работ, область научных интересов - области измерений , метрологического обеспечения, стандартизации и управлении качеством.