Научная статья на тему 'Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS) 15: особенности применения в сфере СМИ'

Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS) 15: особенности применения в сфере СМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS / МСФО (IFRS) 15 / IFRS 15 / СФЕРА УСЛУГ / SERVICES / ВЫРУЧКА РЕКЛАМНЫХ КОМПАНИЙ ОТ ОКАЗАНИЯ РЕКЛАМНЫХ УСЛУГ В СМИ / ADVERTISING REVENUE COMPANIES FROM THE PROVISION OF ADVERTISING SERVICES IN THE MEDIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеботарева Зоя Валентиновна, Шкапова Ольга Вячеславовна

Представлены аргументы, обосновывающие процесс модификации показателей бухгалтерской отчетности организаций сферы услуг в отчетность по МСФО. Предопределена специфика сферы услуг рекламных компаний в СМИ, состоящая в отсутствии материального выражения услуг в СМИ, вызывающая сложность оценки конечного результата от оказания рекламных услуг. Раскрыты перспективы использования новейших технологий, новых моделей получения прибыли рекламных компаний в СМИ с помощью использования различных видов нематериальных активов, оцененных по правилам МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чеботарева Зоя Валентиновна, Шкапова Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS (IFRS) 15: ESPECIALLY THE USE OF THE MEDIA

There are presented arguments justifying the process of modification of indicators of the accounting reporting of organizations of service sector in the IFRS financial statements. Predefined specificity in the sphere of services of advertising companies in the media, a material expression of services in the media, causing the complexity of the evaluation of the final result from the provision of advertising services. Disclosed prospects for the use of new technologies, new models profit advertising companies in the media through the use of various types of intangible assets, valued according to the rules of IFRS 15 «Revenue from contracts with customers».

Текст научной работы на тему «Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS) 15: особенности применения в сфере СМИ»

УДК 657

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IFRS) 15: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ СМИ

Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие процесс модификации показателей бухгалтерской отчетности организаций сферы услуг в отчетность по МСФО. Предопределена специфика сферы услуг рекламных компаний в СМИ, состоящая в отсутствии материального выражения услуг в СМИ, вызывающая сложность оценки конечного результата от оказания рекламных услуг. Раскрыты перспективы использования новейших технологий, новых моделей получения прибыли рекламных компаний в СМИ с помощью использования различных видов нематериальных активов, оцененных по правилам МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями».

Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, МСФО (IFRS) 15, сфера услуг, выручка рекламных компаний от оказания рекламных услуг в СМИ.

INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS (IFRS) 15: ESPECIALLY THE USE OF THE MEDIA

Annotation. There are presented arguments justifying the process of modification of indicators of the accounting reporting of organizations of service sector in the IFRS financial statements. Predefined specificity in the sphere of services of advertising companies in the media, a material expression of services in the media, causing the complexity of the evaluation of the final result from the provision of advertising services. Disclosed prospects for the use of new technologies, new models profit advertising companies in the media through the use of various types of intangible assets, valued according to the rules of IFRS 15 «Revenue from contracts with customers». Keywords: international financial reporting standards, IFRS 15, services, advertising revenue companies from the provision of advertising services in the media.

Процесс модификации показателей бухгалтерской отчетности организаций сферы услуг в отчетность по МСФО находится под влиянием специфики сферы услуг. Начиная с конца ХХ в. сфера услуг занимает преобладающее пространство в государственных экономиках большинства государств. Термин «услуги» включает в себя обширный перечень видов деятельности, окончательный продукт которых подпадает под определение услуг [2].

В связи с ускорением роста и развитием инновационных и информационных технологий в экономике возрастает и роль компаний, работающих в сфере услуг. Выделены две основные отличительные особенности сферы услуг от других сфер деятельности: первая - услуги не имеют материального выражения и потребляются сразу в момент их оказания; вторая - существует высокая степень неопределенности в отношении конечного результата. Эти индивидуальности предопределяют в рекламной деятельности в СМИ ряд сложностей, связанных с оценкой конечного результата от оказания услуг до момента получения, по причине отсутствия материального выражения. Рекламная деятельность в СМИ ассоциируется с инновациями и креативностью. С переходом на цифровой формат компании медиа-сектора претерпевают кардинальные конфигурации по всем направлениям своей деятельности. Чтобы оставаться прибыльными и конкурентоспособными на нынешнем рынке, им необходимо использовать новейшие технологии, разрабатывать новые модели получения прибыли. Этот нюанс определяет высокую долю наличия на балансах таких рекламных компаний в СМИ различных видов нематериальных активов, далее НМА. Выделены особенности оценки стоимости некоторых видов нематериальных активов по МСФО (см. таблицу 1).

З.В. Чеботарева О.В. Шкапова

Zoya Chebotareva Olga Shkapova

© Чеботарева З.В., Шкапова О.В., 2015

Таблица 1

Особенности оценки стоимости нематериальных активов по МСФО

НМА Особенности оценки по МСФО

Веб-сайты Затраты, связанные с их разработкой, капитализируются, когда сайт полностью готов к использованию

Программное обеспечение Приобретенное программное обеспечение отражается по первоначальной стоимости без учета накопленной амортизации и убытков от обесценения. Затраты, связанные с разработкой программного обеспечения, капитализируются в том случае, если планируется продать разработанное программное обеспечение по цене, превышающей затраты на его разработку, или использовать его в своей операционной деятельности. При этом затраты на поддержку сайта и его доработку, разработку содержания и внешнее оформление относятся на расходы по мере их осуществления

Капитализированные затраты на научно-исследовательские разработки Расходы на исследования, проводимые с целью получения новых научных и технических знаний, отражаются в составе прибыли или убытка по мере их осуществления. Разработка предполагает подготовку плана или проекта с целью внедрения новых или модернизации существующих видов продукции или процессов. Расходы на разработку капитализируются только в том случае, если они могут быть оценены с достаточной степенью точности, подобный продукт или процесс технически и экономически обоснован, велика вероятность получения в будущем экономических выгод от использования актива и имеется достаточное количество средств для завершения разработок и последующего использования или продажи актива. Капитализируемые расходы включают стоимость материалов, прямые трудовые затраты и соответствующую часть накладных расходов, непосредственно относящихся к подготовке актива к эксплуатации. Затраты, связанные с привлечением заемных средств на разработку квалифицируемых активов, признаются как часть стоимости квалифицируемых активов

Товарные знаки Приобретенные товарные знаки и представляющие собой зарегистрированные права отражаются по фактической стоимости за вычетом сумм накопленной амортизации и убытков от обесценения

Бренды Бренды, возникшие в связи с приобретением интернет-ресурсов, учитываются по фактической стоимости без учета сумм накопленной амортизации и убытков от обесценения. Внутренние затраты на создание брендов отражаются в составе совокупной прибыли или убытка по мере их возникновения

Учитывая специфику деятельности рекламных компаний в СМИ, возникают также вопросы о моменте признания выручки рекламных компаний в СМИ. Как правило, в рекламных компаниях, работающих в медиа-секторе, большой объем составляют долговременные договоры с покупателями и заказчиками. В соответствии с требованиями МСФО (IAS) 18 по прибыльным договорам выручка от реализации признается пропорционально степени завершенности работ на отчетную дату на основании отчета об исполнении работ [5]. Момент признания выручки от реализации, т.е. момент перехода рисков и выгод зависит от конкретных условий каждого договора с покупателями и заказчиками.

Когда в мае 2014 г. Совет по международным стандартам финансовой отчетности опублико-

вал МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», то рекламные компании в СМИ получили всестороннее руководство по учету выручки от реализации, которое заменило действующие на тот момент требования, изложенные в нескольких Стандартах и Интерпретациях [4]. Требования МСФО (IFRS) 15 полностью совпадают с аналогичными требованиями ОПБУ США, которые не разрешается применять ранее 2017 г., и содержат значительно больше предписывающих и точных требований, по сравнению с существующим МСФО. Это означает, что поменяется срок и порядок признания выручки от реализации.

При определении порядка признания выручки от реализации в рекламных компаниях в СМИ сформулирован перечень следующих необходимых внутренних действий:

- время признания выручки от реализации: на определенный момент времени или в течение определенного периода времени;

- влияние момента признания выручки от реализации на оценку и признание степени завершенности процесса, т.е. если выручка от реализации признается постепенно в течение определенного периода времени, как должна быть оценена и признана степень завершенности процесса;

- обоснование необходимости разделения договора на множество компонентов или необходимости учитывать два или более контрактов в виде единого обязательства;

- определение конкретной стороны в договоре, т.е. кем является компания агентом или принципалом;

- определение порядка учета операций по договорам, включающим переменные суммы вознаграждения;

- определение порядка учета изменений условий в договорах;

- определение порядка учета расходов, связанных с заключением договора, т.е. расходы капитального характера или текущие расходы;

- разработка перечня корректировок, необходимых для учета влияния временной стоимости денег («компонент финансирования»).

Таким образом, руководствуясь МСФО (IFRS) 15, существенно шире будет раскрыта информация о выручке от реализации. МСФО (IFRS) 15 будет использоваться с 1 января 2017 г. либо позднее. Преждевременное использование разрешается для компаний, которые составляют отчетность в соответствии с МСФО, принятыми на территории Европейского союза. Согласованные стандарты ожидаются во втором квартале 2015 г. [1].

Поскольку введение МСФО (IFRS) 15 может привести к значительным изменениям в порядке признания выручки от реализации и прибыли, то это является предпосылкой для решения следующих задач:

- соблюдение договорных обязательств перед банками;

- выплата вознаграждений по результатам деятельности (включая выплаты на основе долевых инструментов);

- организация процесса внутреннего планирования;

- определение корпоративных обязательств по налогу на прибыль;

- взаимодействие с инвесторами и участниками рынка, включая соответствие нормативным требованиям, вследствие ожидаемых значительных изменений в финансовом положении и показателях результатов деятельности компании.

В этой связи рекламные компании в СМИ могут своевременно внести соответствующие изменения в условия договоров, особенно в долгосрочные контракты, действие которых станет распространяться на периоды финансовой отчетности, затрагиваемые периодом внедрения МСФО (IFRS) 15) и действием договоров с покупателями и заказчиками, которые предполагается заключить в будущем.

Таким образом, внедрение МСФО (IFRS) 15 внесет значительные изменения в порядок признания выручки от реализации, потребует тщательного планирования, позволит консолидировать деятельность многих структур рекламной компании в СМИ. В первую очередь это коснется отделов продаж, которые более слаженно и конструктивно будут взаимодействовать с бухгалтерией для того, чтобы заблаговременно осмыслить воздействие условий договоров на соответствующие финансовые результаты и показатели бухгалтерской отчетности, модифицированной по МСФО.

Библиографический список

1. Рогуленко, Т. М. Международные стандарты финансовой отчетности : учебно-практическое пособие / Т. И. Рогуленко, В. М. Мироненко, А. В Бодяко. - 2014. - 135 с. - ISBN 978-5-215-02603-8.

2. Рожкова, Н. К. Совершенствование системы государственного финансового контроля / Н. К. Рожкова // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2006. - № 4. - С. 108-115.

3. Чеботарева, З. В. Организация аудита расходов на рекламу (начало) / З. В. Чеботарева // Бухучет в торговле. - 2003. - № 11.

4. МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» [Электронный ресурс] : Приложение к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 21.01.2015 № 9н. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 21.04.2015).

5. МСФО (IAS) 18 «Выручка» [Электронный ресурс] : Приложение № 10 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 № 160Н. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 16.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.