Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1020
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА / ТЕСТИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / МОНИТОРИНГ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ПРОГРАММА PISA / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зацепин Алексей Владимирович, Козлова Лола Салимбековна

В статье рассматривается проблема внедрения в практику международных программ оценки знаний учащихся общеобразовательных учреждений Узбекистана. Проводится анализ международных программ, определяющих качество и уровень образования, которые широко используются в качестве критерия дальнейшего повышения качества образования в разных странах. Актуальность данной темы обусловлена растущим интересом образовательных учреждений Узбекистана к новой системе мониторинга оценки качества образования, основанной на выявлении и сопоставлении с международными оценочными программами. Цель нашего исследования - показать положительные стороны международной программы PISA - системы оценки грамотности и компетентности для улучшения образовательного процесса в школах Узбекистана. Глобальные социальные, экономические и идеологические изменения в жизни узбекского общества влекут за собой изменения и в сфере образования. В связи с этим 12 ноября 2018 г. между Государственной инспекцией по контролю качества образования при Кабинете министров Республики Узбекистан и Международной организацией сотрудничества и развития была достигнута договоренность об участии в международной программе оценки знаний и студентов. Одной из таких международных программ является программа PISA - система оценки грамотности и компетентности 15-летних учащихся, проводимая раз в 3 года Международной организацией экономического сотрудничества и развития. Термин PISA только недавно вошел в национальную систему образования Узбекистана. Исследование по внедрению данной программы проводилось поэтапно. Сначала в процессе выполнения тестовых заданий были проверены знания учащихся 4-х классов, материалы тестирования обобщались и анализировались, и на основе этого были выявлены факторы, оказывающие негативное влияние на успехи в обучении учащихся. После чего на базе Государственной инспекции по контролю качества образования при Кабинете министров Республики Узбекистан был создан Национальный центр по проведению международных исследований в области оценки качества образования. В ходе исследований программы PISA можно сравнить и сопоставить изменения, происходящие в системе образования государств-членов PISA, принять стратегические решения в области образования и, в свою очередь, найти практические ответы на вопросы о том, является ли уровень знаний, предоставляемых в школах Республики Узбекистан, достойной услугой для учащейся молодежи, чтобы найти свой путь во взрослой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL PROGRAMS USED TO DETERMINE THE QUALITY OF KNOWLEDGE IN THE EDUCATION SYSTEM OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article discusses the problem of introducing international programs for assessing the knowledge of students in educational institutions of Uzbekistan into practice. The analysis of international programs that determine the quality and level of education, which are widely used as a criterion for further improving the quality of education in different countries, is carried out. The relevance of this topic is undoubtedly due to the growing interest of educational institutions in Uzbekistan in a new monitoring system for assessing the quality of education, based on identification and comparison with international assessment programs. The purpose of our study is to show the positive aspects of the international PISA program - a system for assessing literacy and competence to improve the educational process in schools in Uzbekistan. Global social, economic and ideological changes in the life of the Uzbek society entail changes in the field of education. In this regard, on November 12, 2018, an agreement was reached between the state inspection for quality control of education under the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan and the international organization for cooperation and development to participate in the international program for assessing knowledge and students. One of such international programs is the PISA program - a system for assessing the literacy and competence of 15-year-old students, carried out every 3 years by the international organization for economic cooperation and development. The term PISA has only recently entered the national education system of Uzbekistan. Research on the implementation of this program was carried out in stages. First, in the process of completing the test tasks, the knowledge of 4th grade students were tested, the test materials were summarized and analyzed, and on the basis of this, factors were identified that had a negative impact on the success of students in learning. After that, on the basis of the state inspection for quality control of education under the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan, a national center for conducting international research in the field of assessing the quality of education was created. During the research of the PISA program, it is possible to compare and contrast the changes taking place in the education system of the PISA member states, make strategic decisions in the field of education and, in turn, find practical answers to questions about whether the level of knowledge provided in schools of the Republic of Uzbekistan, a worthy service for student youth to find their way into adulthood.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

УДК 371.3

А. В. Зацепин1, Л. С. Козлова2

Международные программы, используемые для определения качества знаний в системе образования Республики Узбекистан

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия Региональный центр переподготовки и повышения квалификации работников народного образования Наманганской области, Республика Узбекистан

Аннотация. В статье рассматривается проблема внедрения в практику международных программ оценки знаний учащихся общеобразовательных учреждений Узбекистана. Проводится анализ международных программ, определяющих качество и уровень образования, которые широко используются в качестве критерия дальнейшего повышения качества образования в разных странах. Актуальность данной темы обусловлена растущим интересом образовательных учреждений Узбекистана к новой системе мониторинга оценки качества образования, основанной на выявлении и сопоставлении с международными оценочными программами. Цель нашего исследования - показать положительные стороны международной программы PISA - системы оценки грамотности и компетентности для улучшения образовательного процесса в школах Узбекистана. Глобальные социальные, экономические и идеологические изменения в жизни узбекского общества влекут за собой изменения и в сфере образования. В связи с этим 12 ноября 2018 г. между Государственной инспекцией по контролю качества образования при Кабинете министров Республики Узбекистан и Международной организацией сотрудничества и развития была достигнута договоренность об участии в международной программе оценки знаний и студентов. Одной из таких международных программ является программа PISA - система оценки грамотности и компетентности 15-летних учащихся, проводимая раз в 3 года Международной организацией экономического сотрудничества и развития. Термин PISA только недавно вошел в национальную систему образования Узбекистана. Исследование по внедрению данной программы проводилось поэтапно. Сначала в процессе выполнения тестовых заданий были проверены знания учащихся 4-х классов, материалы тестирования обобщались и анализировались, и на основе этого были выявлены факторы, оказывающие негативное влияние на успехи в обучении учащихся. После чего на базе Государственной инспекции по контролю качества образования при Кабинете министров Республики Узбекистан был создан Национальный центр по проведению международных исследований в области оценки качества образования. В ходе исследований программы PISA можно сравнить и сопоставить изменения, происходящие в системе образования государств-членов PISA, принять стратегические решения в области образования и, в свою очередь, найти практические ответы на вопросы о том, является ли уровень знаний, предоставляемых в школах Республики Узбекистан, достойной услугой для учащейся молодежи, чтобы найти свой путь во взрослой жизни.

Ключевые слова: международная программа, тестирование, оценка знаний, мониторинг, контроль качества, знания, умения, навыки, программа PISA, компетенции.

ЗАЦЕПИН Алексей Владимирович - к. филол. н., доцент кафедры интенсивного РКИ, Института РКИ, РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия.

E-mail: za.alexey.2010@gmail.com

ZATSEPINAlexeyVladmirovich - PhD, associate professor of Institute of Russian as a foreign language of The Herzen University, St. Petersburg, Russia.

КОЗЛОВА Лола Салимбековна - зав. кафедрой методики преподавания языков, Региональный центр переподготовки и повышения квалификации работников народного образования Наманганской области, Республика Узбекистан.

E-mail: uchitel27@mail.ru

KOZLOVA Lola Salimbekovna - Head of the Department of Methods of Teaching Languages of the Republican Center for Education and Research of the Republic of Uzbekistan of Namangan Region, Republic of Uzbekistan.

А. V. Zatsepin1, L. S. Kozlova2

International programs used to determine the quality of knowledge in the education system of the Republic of Uzbekistan

^erzen University, Saint Petersburg, Russia

2Republican Center for Education and Research of the Republic of Uzbekistan of Namangan Region,

Republic of Uzbekistan

Abstract. The article discusses the problem of introducing international programs for assessing the knowledge of students in educational institutions of Uzbekistan into practice. The analysis of international programs that determine the quality and level of education, which are widely used as a criterion for further improving the quality of education in different countries, is carried out. The relevance of this topic is undoubtedly due to the growing interest of educational institutions in Uzbekistan in a new monitoring system for assessing the quality of education, based on identification and comparison with international assessment programs. The purpose of our study is to show the positive aspects of the international PISA program - a system for assessing literacy and competence to improve the educational process in schools in Uzbekistan. Global social, economic and ideological changes in the life of the Uzbek society entail changes in the field of education. In this regard, on November 12, 2018, an agreement was reached between the state inspection for quality control of education under the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan and the international organization for cooperation and development to participate in the international program for assessing knowledge and students. One of such international programs is the PISA program - a system for assessing the literacy and competence of 15-year-old students, carried out every 3 years by the international organization for economic cooperation and development. The term PISA has only recently entered the national education system of Uzbekistan. Research on the implementation of this program was carried out in stages. First, in the process of completing the test tasks, the knowledge of 4th grade students were tested, the test materials were summarized and analyzed, and on the basis of this, factors were identified that had a negative impact on the success of students in learning. After that, on the basis of the state inspection for quality control of education under the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan, a national center for conducting international research in the field of assessing the quality of education was created. During the research of the PISA program, it is possible to compare and contrast the changes taking place in the education system of the PISA member states, make strategic decisions in the field of education and, in turn, find practical answers to questions about whether the level of knowledge provided in schools of the Republic of Uzbekistan, a worthy service for student youth to find their way into adulthood.

Keywords: international program, testing, knowledge assessment, monitoring, quality control, knowledge, skills, skills, PISA program, competencies.

Введение

Знания, полученные в школе, определяют дальнейший жизненный путь человека. Многие измеряют знания оценкой. Но оценка не является точным критерием, определяющим знания. Это лишь своеобразный стимул, средство, побуждающее учащихся к активности. У каждого педагога свой метод работы, своя методика оценки знаний учащихся. Для любого учителя оценка - это стимуляция учащихся или средство удержать внимание ученика в течение 45 минут. Опять же среди педагогов есть те, кто ставит оценку относительно выше имеющихся у детей знаний или экономит «5», даже если уровень знаний ученика соответствует требованиям [1]. Какой из этих подходов является правильным?

Общий анализ знаний и квалификации учащихся определяет уровень качества образования в стране. С этой целью в течение учебного года в каждом образовательном учреждении проводится внутренний и внешний мониторинг. По его результатам определяется последовательность наиболее образцовых школ, потенциал учителей и уровень усвоения учащимися знаний. Поскольку этот процесс является важным критерием, определяющим развитие образования, по инициативе Министерства народного образования Республики Узбекистан были предприняты первые шаги по внедрению в практику международных программ оценки знаний учащихся общеобразовательных школ [2], то есть в целях доведения знаний учащихся до международных требований, изучения их соответствия планируется широкое применение

оценочных программ PISA (Programme for International Student Assesment), TIMSS (Trendsin Mathematics and Science Study).

Актуальной задачей, поставленной перед образованием, является формирование у школьников, проходящих тестовые испытания международного уровня, соответствующих этим требованиям знаний, умений, навыков и компетенций.

Цель данной статьи - показать, что международная программа оценки образовательных достижений учащихся СОШ Республики Узбекистан, основной целью которой является оценка уровня читательской грамотности, математической грамотности и естественнонаучной грамотности 15-летней учащейся молодежи в форме различных тестов, призвана помочь им мыслить творчески и критически, оценивать свои способности применять полученные знания в жизни, а затем мотивировать их на формирование этих навыков.

Интеграция системы образования Узбекистана в международный образовательный процесс и рекомендации о необходимых изменениях в системе образования Узбекистана

Посредством частичного использования материалов международной оценки в процессе внешнего мониторинга, проводимого Министерством народного образования, учащиеся обучаются на уровне международного спроса. В мае текущего года Министерством народного образования совместно с представительством ЮНИСЕФ в Узбекистане было проведено исследование на тему «выявление факторов, оказывающих негативное влияние на успешное освоение учащимися». В нем в экспериментальном порядке были проверены знания учащихся 4-х классов, обучающихся в 255 школах республики по математике, чтению и естествознанию. Для мониторинга были подготовлены тестовые вопросы, исходя из содержания, требований к материалам исследования TIMSS [3]. Материалы тестирования обобщались и анализировались в сотрудничестве с организацией ЮНИСЕФ. Министерство также работает с ЮНИСЕФ над совершенствованием государственных образовательных стандартов и учебных программ общего среднего образования по требованию программы PISA. Утвержденные постановлением Кабинета министров от 6 апреля 2017 года № 187 г. ДТС, учебные планы и учебные программы (в первую очередь, математика, физика, биология, родной язык и литература) рассматриваются международными экспертами, принимаются заключения и рекомендации [4]. На основании предварительных результатов было определено, что необходимо осуществить следующие изменения в системе образования:

- внесение изменений и дополнений в содержание государственных образовательных стандартов, учебных программ и учебной литературы по родному языку, математике и естественным наукам на основе результатов международных исследований;

- создание национальной базы вопросов по родному языку, математике и естественным наукам и интеграция их в учебные программы;

- создание и внедрение в практику дополнительных пособий и литературы на основе учебных программ, включающих вопросы по программе оценки PISA;

- организация курсов повышения квалификации с целью обновления форм, методов, технологий преподавания родного языка, математики и естественных наук, и повышения квалификации учителей в этой области;

- создание национальной системы оценки грамотности учащихся по этим предметам и систематическое проведение тестов, направленных на оценку формирования практических навыков в 2019-2021 гг.;

- организация повышения квалификации и стажировки педагогических и научных кадров образовательных учреждений с высоким потенциалом в ведущих образовательных и научных учреждениях развитых стран;

- установление связей с авторитетными образовательными и научными центрами, международными и зарубежными организациями в государствах-членах Организации экономического сотрудничества и развития, изучение опыта передовых и развитых стран, добивающихся высоких результатов, участвуя в программе оценки PISA;

- привлечение зарубежных ученых, преподавателей и специалистов в учебный процесс центров переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;

- создание достаточных условий для самостоятельного обучения, подготовки учащихся к международной оценочной программе PISA по родному языку, математике и естественным наукам.

Своевременное и качественное выполнение вышеуказанных задач обеспечит интеграцию системы образования страны в международный образовательный процесс, послужит выявлению пробелов в сфере, определению новых задач. Самое главное, можно будет добиться справедливой и прозрачной оценки знаний учащихся.

Участие Узбекистана в международной программе PISA

Сегодня в нашей стране формируется новая система мониторинга оценки качества образования, основанная на выявлении и сопоставлении с международными оценочными программами. Важным является изучение международного опыта оценки качества образования, сравнительный и всесторонний анализ существующей системы, тесное сотрудничество с международными и зарубежными организациями, агентствами, научно-исследовательскими учреждениями соответствующей направленности, внедрение международных проектов по оценке качества образования, совершенствование соответствующей требованиям времени Национальной системы оценки.

В соответствии с постановлением кабинета министров республики Узбекистан «О мерах по организации международных исследований в области оценки качества образования в системе народного образования» от 8 декабря 2018 года при Государственной инспекции по контролю качества образования при Кабинете министров Республики Узбекистан создан Национальный центр по проведению международных исследований в области оценки качества образования.

Что еще более важно, 12 ноября 2018 года между Государственной инспекцией по контролю качества образования при Кабинете министров республики Узбекистан и международной организацией сотрудничества и развития была достигнута договоренность об участии в международной программе оценки знаний студентов (Agreement for participation programme for inter national student assessment (PISA) 2021).

Что такое система PISA?

В свою очередь, кратко рассмотрим исследование PISA. PISA - это международная программа оценки грамотности и компетентности 15-летних учащихся, проводимая раз в 3 года Международной организацией экономического сотрудничества и развития. В нем осуществляется мониторинг качества знаний учащихся по чтению, математике и естественным наукам и оценка по 1000-балльной системе. Данная международная программа была разработана в 1997 г. и впервые применена на практике в 2000 г. При поддержке программы выявляются, сравниваются, оцениваются изменения в системе образования разных стран. Результат этих исследований с большим интересом наблюдается во всем мире. Поэтому из года в год возрастает его значение и охват. Так, например, если в 2000 г. в тестах программы приняли участие 265 000 учащихся из 32 стран, то в 2018 г. этот показатель увеличился в 2 раза, то есть более 540 000 учащихся из 78 стран. Количество учащихся из каждого региона формируется в размере 2% от общего числа 15-летних детей в данном регионе [5]. Тестирование программы PISA проводится Организацией экономического сотрудничества и развития в консорциуме с участием ведущих международных организаций и национальных центров.

Программа охватывает 15% от общей численности 3-летней студенческой молодежи в стране. Каждые 3 года предпочтение отдавалось одному предмету, а в 2000 г. впервые обучение проводилось с акцентом на грамотность. Таким образом, акцент будет сделан на математической грамотности в 2021 г., учитывая, что она будет проводиться раз в три года.

Возникает вопрос, почему PISA проводится каждые три года и в возрасте 15 лет? Основная цель программы PISA заключается в поддержке принятия решений в области образовательной

политики внутри стран. Реализация программы в течение трехлетнего цикла, в свою очередь, позволит своевременно информировать страны, предоставлять данные для анализа воздействия соответствующих программ.

Если периодичность проведения программы осуществляется в короткие сроки, развитие изменений и нововведений либо приводит к неспособности собрать достаточную информацию и, в свою очередь, к снижению производительности труда [6].

Причина, по которой программа реализуется именно среди 15-летней учащейся молодежи, заключается в том, что в этом возрасте учащаяся молодежь большинства стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития переходит на последний этап обязательного образования.

Превосходство этой программы заключается в том, что она служит единственной программой во всем мире, которая измеряет уровень знаний и навыков именно 15-летней студенческой молодежи. Также в программе поднимаются вопросы государственной политики:

- могут ли школы адекватно подготовить учащуюся молодежь к переходу во взрослую жизнь?

- являются ли одни виды учебных программ более эффективными, чем другие?

Можно сказать, что учащаяся молодежь не в состоянии в течение всего периода школьной

жизни в достаточной мере овладеть всеми необходимыми для нее знаниями и квалификационными навыками. Программа PISA - это программа, которая служит основой для мотивации, убеждения и укрепления стратегий обучения не только уровня знаний и навыков, но и уровня их готовности к взрослой жизни.

Сегодня PISA работает на основе программы, разработанной и внедренной в практику по решению совета директоров PISA под ответственностью министерств образования. В состав совета входят все государства-члены-участники, а также государства-партнеры, имеющие статус партнерства. Сегодня этого статуса заслуживает только Бразилия. Представители государств-членов совета состоят из представителей правительства и научно-педагогических работников. Совет определяет приоритеты политики для PISA и контролирует соблюдение этих приоритетов в процессе реализации.

Это включает в себя определение приоритетов и стандартов для подготовки, анализа и отчетности данных, а также определение объема работ, которые будут служить основой для реализации PISA. Результаты исследования, проведенного в период с 2000 по 2015 гг., показали нам, что сегодня в Восточной Азии, Китае, Корее, Сингапуре, Японии, Европе хорошо развита система среднего образования таких стран, как Финляндия, Эстония, Швейцария, Польша и Нидерланды, что требует от нас анализа и сопоставления положительных моментов в системе образования этих стран [7].

В ходе исследований программы PISA мы можем сравнить и сопоставить изменения, происходящие в системе образования государств-членов PISA, принять стратегические решения в области образования и, в свою очередь, найти практические ответы на вопросы о том, является ли уровень знаний, предоставляемых в наших школах, достойной услугой для нашей учащейся молодежи, чтобы найти свой путь в более взрослой жизни.

Слово PISA только недавно вошло в национальную систему образования Узбекистана. Как известно, система образования в период преобразований требует бурного развития, обусловленного социальными процессами. Посредством воспитания в обществе формируется новое поколение, способное выполнять будущие задачи.

Учитывая это, особое внимание уделяется укреплению материально-технической базы общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений, созданию необходимых условий и возможностей для всестороннего обучения подрастающего поколения.

В результате осуществляемых в стране реформ достигаются огромные показатели экономического роста, что способствует дальнейшему росту спроса на квалифицированные кадры и квалифицированных специалистов.

Удовлетворение такого спроса, в свою очередь, порождает необходимость повышения читательского и познавательного характера интереса у молодежи и повышения внимания педагогов к всестороннему воспитанию посредством современных социальных инноваций.

Заключение

Специалисты Независимого института мониторинга формирования гражданского общества изучили некоторые передовые практики, направленные на повышение качества образования путем оценки и мониторинга развития сферы образования и науки в большинстве зарубежных стран с учетом того, что именно такие требования сегодня очень важны для системы образования.

В частности, в мире существует ряд международных программ, определяющих качество, уровень образования, таких как PISA (международная программа оценки образовательных достижений учащихся), PIRLS (международное исследование уровня чтения и понимания текста), TIMSS (международный мониторинг качества математики и точных наук в школе), которые широко используются в качестве критерия дальнейшего повышения качества образования в развитых странах.

Как было упомянуто выше, программа PISA, направленная на мониторинг качества образования в школе, проводится по трем основным направлениям: чтению, математике и обще-ствознанию [8].

Только в 2015 г. более 70 стран приняли участие в тестировании международной программы PISA. В целом программа PISA оказывает значительное влияние на образовательную политику государства. Каждое государство на основе результатов проведенного исследования объективно определяет свои сильные и слабые стороны в сфере образования, выстраивает свою позицию по отношению к другим государствам и определяет свои направления и стратегию совершенствования образовательного процесса в образовательных учреждениях.

Таким образом, тестирование учащихся Республики Узбекистан на основе международной программы оценки качества знаний, умений, навыков и компетенций в формате PISA намечено на 2021-22 учебный год, а в настоящее время на территории страны ведется обширная работа по подготовке учеников к подобного рода мониторинговым исследованиям. Проведенные до настоящего времени опросы, анкетирования и мониторинги выявили необходимость дальнейшего совершенствования и подходов в обучении и воспитании учащихся, направленных на развитие их логического, критического и аналитического мышления, а также формирования читательской грамотности.

Литература

1. Зацепина, Т. В. Использование элементов игры в процессе обучения / Т. В. Зацепина, А. В. Зацепин // Наука и Образование. - 2020. - Т. 3. - № 4. - С. 337.

2. Козлова, Л. С. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по русскому языку / Л. С. Козлова // Материалы 23-й междисциплинарной конференции. - Ташкент, 2020.

3. PISATest // OECD. - URL: https://www.oecd.org/pisa/test/.

4. Зацепин, А. В. Оценка читательской грамотности учащихся на основе критериев PISA в системе народного образования Республики Узбекистан / А. В. Зацепин, Л. С. Козлова // Образование в поликультурном обществе: коллективная монография. - Санкт-Петербург : Издательство ГРПУ им. А. И. Герцена, 2021.

5. Цукерман, Г. А. Оценка читательской грамотности : материалы к обсуждению / Г. А. Цукерман // Центр оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Министерства просвещения РФ. - URL: http://www.centeroko.ru/public.htm// pisa_pub.

6.American Press Institute. (2014). HowAmericans get their news. - URL: http://www.americanpressinstitute. org/publications/reports/survey-research/how-americans-get-news/.

7. Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA-2018 // Центр оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Министерства просвещения РФ. - URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html.

8. YKyBHHnapHHHTcaBogxoHnHraHHÖa^onamöyHHHaxanKapoTagKHKpTgacTypH^aKuga. ^y.maHMa. - Tom-KeHT : TaMHM cu^aruHH öa^onam öyftHHa xan;apo TagKHK;oTJiapHH aManra omupum Mumun MapKa3H, 2019. - 68 6.

References

1. Zacepina, T. V. Ispol'zovanie jelementov igry v processe obuchenija / T. V. Zacepina, A. V. Zacepin // Nauka i Obrazovanie. - 2020. - T. 3. - № 4. - S. 337.

2. Kozlova, L. S. Ispol'zovanie interaktivnyh metodov obuchenija na zanjatijah po russkomu jazyku / L. S. Kozlova // Materialy 23-j mezhdisciplinarnoj konferencii. - Tashkent, 2020.

3. PISATest // OECD. - URL: https://www.oecd.org/pisa/test/.

4. Zacepin, A. V. Ocenka chitatel'skoj gramotnosti uchashhihsja na osnove kriteriev PISA v sisteme narodnogo obrazovanija Respubliki Uzbekistan / A. V. Zacepin, L. S. Kozlova // Obrazovanie v polikul'turnom obshhestve: kollektivnaja monografija. - Sankt-Peterburg : Izdatel'stvo GRPU im. A. I. Gercena, 2021.

5. Cukerman, G. A. Ocenka chitatel'skoj gramotnosti : materialy k obsuzhdeniju / G. A. Cukerman // Centr ocenki kachestva obrazovanija FGBNU «Institut strategii razvitija obrazovanija Rossijskoj akademii obrazovanija» Ministerstva prosveshhenija RF. - URL: http://www.centeroko.ru/public.htm7/pisa_pub.

6.American Press Institute. (2014). HowAmericans get their news. - URL: http://www.americanpressinstitute. org/publications/reports/survey-research/how-americans-get-news/.

7. Ocenka chitatel'skoj gramotnosti v ramkah mezhdunarodnogo issledovanija PISA-2018 // Centr ocenki kachestva obrazovanija FGBNU «Institut strategii razvitija obrazovanija Rossijskoj akademii obrazovanija»Ministerstva prosveshhenija RF. - URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html.

8. Y;uvchilarningsavodhonliginiba^olashbyjichahal;arotad;i;otdasturi^a;ida. ^yllanma. - Toshkent : Ta#lim sifatini ba^olash byjicha hal;aro tad;i;otlarni amalga oshirish Millij markazi, 2019. - 68 b.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.