Научная статья на тему 'Международные программы и экспорт образовательных услуг во ВГУЭС'

Международные программы и экспорт образовательных услуг во ВГУЭС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные программы и экспорт образовательных услуг во ВГУЭС»

С. В. Севастьянов

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ И ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВО ВГУЭС

S. V. Sevastyanov

International programs and export of educational services to Vladivostok state university of

economics and service

The author of the article formulates the basic approaches in international educational politics of the university and summarizes an experience of fulfilling international educational programs in Vladivostok state university of economics and service. The main accent in this sphere is made to cooperation with universities of China. The article examines a unique program for Russian universities — co-education of Chinese students in Chinese universities and Vladivostok state university of economics and service on the programs of bachelor's degree. The program is based on application modern information technologies and built taking into consideration the basic rule oflearning Russian language and need of students to social adaptation.

одписав в сентябре 2003 г. Болонскую декларацию, Россия принимает все более активные меры, способствующие вхождению системы высшего профессионального образования нашей страны в европейское образовательное пространство.

C учетом передового зарубежного опыта и реалий Дальнего Востока РФ, ВГУЭС также принимает комплексные меры, направленные на повышение конкурентоспособности вуза за счет оптимизации университетского управления, перестройки учебного процесса, совершенствования всех компонентов университетской инфраструктуры и т. д. Важными средствами эффективного решения этих задач являются международная образовательная и научная деятельность. Основные компоненты первой из них — экспорт образовательных услуг и участие в международных образовательных проектах, второй — проведение совместных исследований с иностранными вузами и научными центрами.

Основными целями развития ВГУЭС в связи с международным сотрудничеством в образовании и науке являются:

— обеспечение ускоренной интеграции университета в мировое образовательное и научное пространство;

— повышение конкурентоспособности и рейтинга вуза, качества предлагаемых учебных программ, престижности дипломов о высшем образовании;

© С. В. Севастьянов, 2005

— развитие совместных научных исследований, внедрение инноваций по приоритетным для университета направлениям;

— увеличение доходов университета от образовательной и научной деятельности в целом и рост заработной платы преподавателей в частности;

— повышение профессиональной квалификации и компетенции преподавателей и сотрудников (в том числе в языковой и кросс-культурной сфере), развитие академической мобильности ППС и студентов.

В интересах эффективной реализации этих целей ВГУЭС установил и развивает международные связи с более чем 40 университетами и колледжами 10 стран мира, активно взаимодействует с ведущими правительственными и неправительственными организациями и иностранными фондами, в сферу компетенции которых входят вопросы развития науки и образования.

Ответственность за решение вышеупомянутых задач возложена на проректора по международным связям, который организует их выполнение, опираясь на подчиненные ему университетские структуры: управление международного сотрудничества (включает три отдела: протокольный, информационно-аналитический, международных программ), центр международного культурного сотрудничества, факультет русского языка для иностранцев и центр «Восток» (эту структуру, специально созданную в 2001 г. для реализации совместных образова-

тельных программ с КНР по схеме «2 + 2», курирует также и проректор по учебной работе).

ВГУЭС активно изучает и внедряет передовой международный опыт, адаптируя его к российским традициям и реалиям. Это касается таких принципиальных вопросов, как переход на двухуровневую систему высшего образования бакалавр/магистр, принятую во всех странах Азиатско-Тихоокеанского региона, внедрение зачетно-кредитной системы обучения, развитие программ «образования в течение всей жизни» и т. д.

ВГУЭС систематически привлекает средства международных грантов («Развитие бизнес-образования по дистанционной форме через Интернет», Госдепартамент США, и «Создание региональной сетевой инфраструктуры образовательных и научных учреждений», НАТО) на внедрение в образовательный процесс современных технологий, в том числе с использованием возможностей Интернета. Реализация этих проектов позволила внедрить передовые информационные технологии в практику учебного процесса и управления университетом, создать ресурсные центры: информационную обучающую среду «Аванта», портал цифровых учебных материалов и др.

При этом надо учитывать, что не всегда хорошо зарекомендовавшие себя в зарубежных

вузах формы организации академической и вне-учебной деятельности могут быть столь же успешно реализованы в России. Так, в настоящее время во ВГУЭС изучается целесообразность создания постоянно действующего общеуниверситетского центра поддержки студентов, сотрудники которого оказывают все виды консультаций как по академическим (регистрация на курсы, возможности дополнительного обучения, организация сдачи и пересдачи экзаменов и зачетов и др.), так и по организационным вопросам — проживание вне и на территории кампуса, участие в культурных, спортивных и других мероприятиях.

В университете внимательно исследуют зарубежный опыт по повышению социальной роли университетов и превращению их в центры регионального сообщества. Во ВГУЭС разработана и реализуется система мер, направленных на усиление эффективности диалога университета с обществом за счет повышения качества взаимодействия с образовательными учреждениями региона всех уровней подготовки (создан образовательный округ ВГУЭС), краевой и городской администрацией, бизнес-сообществом, студентами и их родителями, общественными организациями. Развитие образовательного округа позволяет на практике построить стратегию развития учебных заведений с

учетом нужд и тенденций развития региона, отработать различные модели интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, сформировать многофункциональные программно-отраслевые комплексы непрерывного профессионального образования, за счет мощного научного потенциала вуза повысить качество учебного процесса на всех его этапах.

Оптимизация учебного процесса, предусматривающая возможность сопряжения учебных программ высшего и среднего образования, позволяет выпускникам техникумов и колледжей, входящих в образовательный округ, пройти подготовку по программам высшего профессионального образования и получить диплом в сокращенные сроки. При этом предоставляется возможность получения в ходе обучения не только дипломов о завершении высшего образования (бакалавра и магистра), но и различных промежуточных ступеней/степеней, ведущих к выдаче свидетельств, сертификатов и дипломов (как правило, по завершении очередного учебного года). Такая организация учебного процесса, весьма развитая в иностранных вузах, предоставляет обучаемым больше вариантов выбора с учетом сложности, длительности и стоимости образовательных программ, а российским вузам позволяет расширить спектр и объем предоставляемых услуг.

Повышению социальной роли ВГУЭС в регионе также способствуют такие меры, как: задействование профессорско-преподавательского состава и инфраструктуры университета для реализации программ «образования в течение всей жизни»; подготовка кадров с учетом интересов конкретных работодателей (в 2003 г. во ВГУЭС успешно реализован грант Фонда Евразия «Старт-карьера», на средства которого были организованы дни компаний с участием ведущих компаний и кадровых агентств Приморского края, а также издано учебное пособие «Технология карьеры», используемое для занятий со студентами старших курсов ВГУЭС); предоставление спортивных площадок, театра и других объектов жителям г. Владивостока и Приморского края и т. п.

В то же время международный опыт свидетельствует и о том, что университет не будет конкурентоспособен на рынке образовательных услуг, не обеспечив общепринятые в современном мире высокие стандарты проживания и

жизнеобеспечения российских и иностранных студентов в общежитиях. Этот опыт учтен при планировании развития ВГУЭС на перспективу, одним из приоритетных направлений которого определено строительство комплекса комфортабельных общежитий на территории и в непосредственной близости от университетского кампуса.

Важнейшим критерием состоятельности современного вуза является уровень профессиональной подготовки ППС и востребованности выпускников на рынке труда. Для обеспечения качественного роста этих показателей ресурсы международного сотрудничества во ВГУЭС направляются на создание преподавателям и студентам максимальных возможностей для:

— прохождения (на конкурсной основе) зарубежных стажировок по специальности и иностранным языкам;

— качественного изучения английского и других иностранных языков;

— участия в международных программах образовательных обменов;

— обучения студентов по совместным программам с выдачей двух дипломов бакалавра/ магистра (ВГУЭС и вузов США, Великобритании, Новой Зеландии).

В интересах формирования в университете устойчивой мультиязычной среды и повышения уровня знаний иностранных языков, ППС предоставляются широкие возможности участия в зарубежных научных и образовательных стажировках, а к учебному процессу ежегодно привлекаются носители иностранного языка. Последние преподают английский, китайский, японский и корейский языки. Выбор языков обусловлен составом основных международных торгово-экономических партнеров Приморского края и Дальневосточного региона.

Ежегодно около 30 преподавателей и 50 студентов ВГУЭС проходят стажировки за рубежом. Программы образовательных обменов наиболее активно развиваются с университетами и колледжами Республики Корея (12-15 студентов в год). Среди студенческих инициатив приоритетной в области международного сотрудничества является проект «Модель ООН на Дальнем Востоке». Его участники (студенты ВГУЭС) три года подряд (2002-2004 гг.) становились победителями международных конкурсов «Модель ООН», проводимых в г. Сан-Франциско, США.

Став победителями конкурсов на участие в межгосударственных и региональных программах обменов, в 2004/05 уч. г. 14 студентов и аспирантов ВГУЭС проходят длительные (годовые и более) учебные стажировки за границей. При этом впервые два представителя университета выиграли престижные стипендии Президента РФ и приступили к обучению в США. Пять студентов проходят годовую языковую стажировку в лучших университетах Китая, а два выпускника ВГУЭС учатся в аспирантуре Харбинского политехнического университета. По одному студенту обучается по программам магистратуры в вузах Республики Корея и Японии. Три студента, победив в исключительно сложном конкурсе, получили право на годовое обучение в США по программе Госдепартамента этой страны.

По совокупности этих показателей ВГУЭС стал одним из лидеров среди вузов региона, что объясняется целым рядом причин, в том числе большим вниманием к изучению иностранных языков. Высокой конкурентоспособности студентов университета способствует и участие в конкурсе «Модель ООН» — наиболее интеллектуально наполненном студенческом проекте на всей территории Дальнего Востока.

Основной целью развития импорта образовательных услуг во ВГУЭС является повышение конкурентоспособности университета в целом, а также качества и престижности образования за счет внедрения современных образовательных технологий, разработки и реализации совместных с иностранными вузами образовательных программ, предполагающих выдачу двух дипломов.

Важнейшей задачей в достижения этой цели является формирование в университете критической массы ППС, способного работать с иностранной учебно-методической литературой, вести занятия на английском языке и в конечном счете обеспечить реализацию совместных программ бакалавриата /магистратуры с ведущими зарубежными вузами.

Для решения этой важнейшей задачи последние несколько лет во ВГУЭС реализованы два крупных международных гранта: Госдепартамента США — с Калифорнийским государственным университетом (Хейвард) и Калифорнийским политехническим университетом (По-мона), а также ЕС — совместно с Туринским университетом (Италия) и университетом Севильи (Испания). Во ВГУЭС сформирована груп-

па квалифицированных преподавателей, готовящих учебные материалы и ведущих занятия в соответствии с американскими (МБА) и европейскими (бакалавриат) стандартами бизнес-обучения. В марте 2003 г. во ВГУЭС начата подготовка специалистов по программе МБА. Им на выбор предложена схема обучения не только по полной программе, но и по отдельным учебным дисциплинам, которой уже воспользовались представители ряда компаний и фирм.

Знания и навыки, полученные во время участия в предыдущих программах, позволили семи преподавателям ВГУЭС успешно пройти конкурсный отбор на обучение в 2002-2004 гг. в Университете Аляска Анкоридж (УАА) и получить дипломы магистра наук по двум специальностям: управление научной и технической деятельностью (4 человека), логистика (3 человека). С 2005 г. во ВГУЭС совместно с УАА успешно реализуются две образовательные программы. Первая предполагает, что две группы преподавателей (по четыре человека в каждой) в апреле и сентябре пройдут месячные стажировки в Анкоридже по актуальным проблемам университетского управления, стратегического планирования, финансового менеджмента. В рамках второй программы с сентября этого года во ВГУЭС начнется реализация совместной образовательной программы уровня бакалавриата, которая позволит студентам университета, если они этого пожелают, в течение двух лет обучаться в США (третий и четвертый курсы) и по окончании получить два диплома бакалавра (российский и американский).

Университет приступил к разработке совместных программ подготовки бакалавров: с английским университетом Лутона — по схеме 3 + 1 (3 года во ВГУЭС и 1 год в Великобритании) и с новозеландским университетом Юни-тек — по схеме 2 + 1 (с выдачей новозеландского диплома) + 1 (с выдачей диплома ВГУЭС). Более тесному долговременному партнерству ВГУЭС с университетом Лутона в реализации образовательных программ и повышении качества образования будет способствовать совместная разработка заявки на грант Европейского сообщества по программе «Темпус Тасис», работа над которой идет в настоящее время.

В последние годы ВГУЭС большое внимание уделяет развитию экспорта образовательных услуг, ставшего важнейшим приоритетом

на перспективу: руководством университета поставлена задача в ближайшие три года довести численность иностранных студентов до 10 % (в настоящее время — около 4,5 %). Основной целью развития экспорта образовательных услуг является повышение доходной базы университета, сохранение (в условиях грядущего сокращения числа российских абитуриентов) рабочих мест ППС и повышение уровня их заработной платы.

Для решения этой задачи во ВГУЭС разработан и реализуется комплекс мер, направленный на повышение эффективности экспорта образовательных услуг путем создания единой инфраструктуры набора, обучения и жизнеобеспечения иностранных студентов (проживание и досуг). Высокая конкурентоспособность этой инфраструктуры обеспечивается за счет главных ее компонентов:

— эффективной системы мер, направленных на совершенствование имиджа и рекламу образовательных возможностей ВГУЭС за рубежом;

— развитого информационно-образовательного комплекса, включающего внедрение долгосрочных, высокотехнологичных, реализуемых совместно с иностранными партнерами образовательных программ;

— международного центра культурного сотрудничества, призванного обеспечить социокультурную адаптацию иностранных студентов во Владивостоке;

— комфортабельного общежития для совместного проживания иностранных и российских студентов.

В целях распространения информации об образовательных возможностях ВГУЭС проводились неоднократные встречи с аккредитованными во Владивостоке и Хабаровске сотрудниками генеральных консульств КНР, США, СРВ, РК, Японии, осуществлялась активная переписка с иностранными вузами-партнерами. На сайтах ВГУЭС и за рубежом представлена подробная информация о возможностях и условиях обучения в университете иностранных студентов.

Предпринятые меры обеспечили весьма позитивную динамику роста численности иностранных студентов, обучающихся во ВГУЭС. В 2001/02 уч. г. во ВГУЭС обучалось 23 иностранных студента, в 2002/03 — уже 79, в 2003/04 — 282 человека (КНР — 259, РК — 9, СРВ — 6,

США — 5, Япония — 2, Индия — 1). В 2004 г. во ВГУЭС приступили к занятиям 380 иностранных студентов.

Рост их численности произошел преимущественно за счет китайских студентов, что объясняется рядом факторов, в первую очередь экономическим подъемом и ростом платежеспособности населения Китая, а также усилением интереса к российскому высшему образованию благодаря политической стабилизации и улучшению экономической ситуации в РФ. Кроме того, в связи с постоянным снижением численности населения в дальневосточных субъектах РФ в целом и российских студентов в вузах этой части страны в частности, высвобождающийся в российских вузах преподавательский ресурс может быть эффективно использован для обучения иностранных студентов.

Изучив рынок услуг и опыт обучения китайских студентов в российских вузах, ВГУЭС определил перспективные направления международного сотрудничества в образовательной сфере и основные факторы, препятствующие его развитию. Наиболее значительным среди последних является отсутствие долгосрочных комплексных программ обучения, что обусловливает низкую эффективность преодоления языкового барьера, недостаточное освоение китайскими студентами учебных программ и в конечном итоге ограничивают перспективу экспорта российских образовательных услуг. Для преодоления вышеуказанных недостатков во ВГУЭС создана, детально обсуждена с китайскими коллегами и успешно реализуется долгосрочная программа «2 + 2», предусматривающая совместное обучение китайских студентов в вузах КНР и ВГУЭС по программам бакалавриата.

Изучение образовательного рынка в ряде провинций КНР позволило выбрать в качестве основного партнера ВГУЭС в этой стране Институт международного образования в г. Циндао, провинция Шаньдун. Университет обеспечил высокую техническую оснащенность образовательного процесса: в настоящее время на 250 студентов, обучающихся по программе «2 + 2» в г. Циндао, приходится 200 компьютеров. В сентябре 2004 г. первая группа китайских студентов прибыла на третий курс ВГУЭС для продолжения обучения совместно с российскими студентами по программе бакалавриата.

В чем заключаются отличительные особен-

ности модели обучения по программе «2+2»? Во-первых, на базе новейших информационных технологий во ВГУЭС создаются качественные учебные программы с широким использованием очной и дистанционной форм обучения, активно развивается и эффективно используется университетская инфраструктура, обеспечивающая оптимальные условия обучения и проживания иностранных студентов.

Во-вторых, программа обучения сформирована с учетом основных закономерностей освоения иностранцами русского языка. Первые два года китайские студенты находятся в своей стране — в КНР: программа предусматривает обучение у китайских преподавателей по учебным программам основного профиля и у российских преподавателей, прибывших из ВГУЭС, которые дают им углубленную языковую подготовку. В последующий период обучения уже во ВГУЭС студент, имея достаточную подготовку по русскому языку, способен продолжить успешную учебу по основному профилю с преподаванием предметов на русском языке. Таким образом, начальный этап обучения включает адаптационный период, позволяющий китайским студентам постепенно знакомиться с традициями, культурой российского народа и развивать навыки самообучения в условиях российской высшей школы.

Данный проект получил полную поддержку Министерства образования и науки РФ, которое своим приказом предоставило ВГУЭС статус федерально-региональной экспериментальной площадки развития экспорта образовательных услуг по Дальневосточному федеральному округу и выделило университету дополнительное финансирование на разработку учебных материалов и приобретение необходимого оборудования. В настоящее время ВГУЭС ведет разработку технологий обучения иностранных студентов на основе новых информационных моделей и современных образовательных средств, затем планируется распространение этих технологий среди вузов России.

Во время визита во ВГУЭС в мае 2004 г. заместитель министра образования КНР господин Чжан Синьшэн также высоко оценил эту программу и высказался за ее дальнейшее развитие в рамках формирующегося российско-китайского университета.

В интересах более эффективной психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов к условиям обучения и проживания в России в сентябре 2004 г. во ВГУЭС был создан и успешно действует международный центр культурного сотрудничества. В рамках последнего проводятся мероприятия по изучению иностранцами российских культурных тра-

диций, в том числе участие в российских народных праздниках, фестивалях моды, знакомство с кухней различных государств. Иностранные студенты совместно с российскими студентами принимают участие в спортивных соревнованиях, совершают походы в музеи и т. п.

В интересах дальнейшего расширения экспорта российских образовательных услуг на базе реализуемой ВГУЭС программы бакалавриата по схеме «2 + 2» в перспективе предусматривается:

— создать на основе Института международного образования в Циндао базовый институт фундаментальной подготовки (в течение первых двух лет) по программам российского бакалавриата, предоставив китайским студентам возможность обучения на третьем и четвертом курсах по любой выбранной специальности в различных вузах РФ;

— предусмотреть в учебных планах вузов-партнеров после первого года обучения взаимные стажировки: российских студентов — в Циндао, китайских — во Владивостоке.

Важными направлениями развития экспорта образовательных услуг на перспективу руководство ВГУЭС также считает:

— диверсификацию состава иностранных студентов во ВГУЭС за счет более широкого привлечения представителей других стран АТР. С этой целью планируется участие в международных образовательных выставках, расширение сети вузов-партнеров и агентов по набору студентов в этих странах;

- развитие уже созданной инфраструктуры, а также строительство для иностранных студентов новых общежитий, соответствующих современным мировым стандартам удобств и услуг (размещение не более двух человек в одной комнате, наличие в них мини-кухни, душа и туалета).

Ресурсы международного сотрудничества, в первую очередь такие его формы, как привлечение средств международных грантов иностранных организаций и фондов, совместное финансирование вузами-партнерами и зарубежными научными центрами исследовательских проектов, успешно используются в университете в целях развития и повышения качества научных исследований.

Принципиальной позицией руководства ВГУЭС в развитии научных исследований и выделении средств университета на их финан-

сирование является их прикладной характер и четкая направленность на решение приоритетных задач развития вуза. Так, сильной стороной ВГУЭС сегодня можно считать высокий уровень вузовских наработок в области стратегического планирования, которые были поддержаны грантами фондов Форда и Евразии.

Важной составляющей научной деятельности ВГУЭС является проведение на базе университета международных конференций, семинаров и т. п., что способствует укреплению престижа университета как в России, так и в странах АТР. Серьезные усилия прилагаются для вовлечения в процесс научных исследований студентов и аспирантов. Так, ежегодно в мае во ВГУЭС проводится крупномасштабная международная конференция с участием молодых преподавателей, аспирантов и студентов ВГУЭС и стран АТР.

Значительные усилия ВГУЭС затрачивает на изучение эффективных моделей сотрудничества Дальнего Востока РФ со странами региона в области безопасности, экономики и образования, что является важным условием успешного планирования и реализации программ развития экспорта образовательных услуг. Так, Центр международных исследований ВГУЭС при поддержке зарубежных и российских партнеров за последние годы провел три представительные конференции, посвященные интеграционным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Северо-Восточной Азии и изучению возможностей для эффективного включения России в эти процессы. При этом в 2001 г. конференция была посвящена проблематике международного сотрудничества в области безопасности (софинансирование проекта осуществили два канадских университета — Йорка и Торонто), а в 2003 г. преимущественно обсуждались модели экономического сотрудничества (ведущим спонсором выступил Институт развития Кореи, Сеул).

В октябре 2004 г. ВГУЭС совместно с Федеральным агентством по образованию РФ была организована международная конференция под названием «Проблемы и перспективы интеграции систем образования России и стран АТР». В конференции принял участие начальник Управления международного образования и сотрудничества Федерального агентства по образованию профессор Н. М. Дмитриев. С достижениями и наработками ВГУЭС в развитии

экспорта образовательных услуг участников конференции ознакомили ректор университета профессор Г. И. Лазарев, представители 10 дальневосточных вузов РФ, а также университетов КНР, США, Канады и Новой Зеландии. Результаты состоявшегося на конференции заинтересованного научного диалога свидетельствуют о том, что хотя рынок образовательных услуг в АТР уже во многом сформировался, Россия способна и должна активно бороться за расширения своего сектора на этом рынке, прежде всего в странах с устойчивыми социокультурными связями с нашей страной, такими как КНР, СРВ и др.

При этом особое внимание вузам России необходимо уделять рынку образовательных услуг КНР, который по емкости существенно превосходит другие страны региона. Этому выбору способствует также то, что между нашими странами уже около десяти лет действует межправительственный договор о взаимном признании документов в сфере образования, а с 2000 г. эффективно функционирует подкомиссия по сотрудничеству в области образования российско-культурной комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здра-

воохранения и спорта. В соответствии с принятыми в сентябре 2004 г. решениями этой подкомиссии ВГУЭС определен приоритетным высшим учебным заведением РФ в осуществлении совместной подготовки бакалавров в двух провинциях КНР: Цзилинь (совместно с Цин-даосским институтом международного образования «Север») и Хейлунцзян (совместно с Цзи-линьским институтом русского языка).

В развитии экспорта образовательных услуг ВГУЭС планирует и дальше опираться на поддержку Федерального агентства по образованию, которое формулирует стратегические цели в этой сфере деятельности, разрабатывает нормативную базу организации международного сотрудничества в российских вузах, организует выставки и ярмарки российских образовательных услуг в странах АТР. В то же время актуальным является и более эффективное использование университетами региональных межвузовских центров международного сотрудничества, которым необходимо постепенно передавать часть полномочий. Реализация всего комплекса вышеназванных мероприятий позволит вузам России занять достойное место на рынке образовательных услуг АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.