Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕНАЦИФИКАЦИИ И ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕНАЦИФИКАЦИИ И ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
114
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
денацификация / нацизм / сверхдержава / центр силы / «Русский мир» / цивилизационный подход / denazification / nazism / superpower / center of power / Russian World / civilizational approach

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — М.А. Булавина

Денацификация является важнейшей составляющей развития цивилизованного общества. Сейчас, когда мир стоит перед колоссальной угрозой возрождения нацизма, правительство России делает все возможное для подавления этого разрешительного воздействия на страну. В данной статье рассмотрены мероприятия, разработанные в целях денацификации в 1945 году, и приводится их соотнесение с сегодняшней обстановкой. Перечислены международные проблемы денацификации, которые упираются в создание цивилизационного законодательства. Отмечается важность сохранения культурных традиций «российской цивилизации» для обеспечения лидирующего положения нашей страны в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL PROBLEMS OF DENAZIFICATION AND CIVILIZATIONAL LEGISLATION

Denazification is an essential component of the development of a civilized society. Now, when the world is facing a colossal threat of the revival of Nazism, the Russian government is doing everything possible to suppress this permissive influence on the country. This article discusses the measures developed for the purpose of denazification in 1945, and their correlation with the current situation is given. The international problems of denazification, which rest against the creation of civilizational legislation, are listed. The importance of preserving the cultural traditions of the «Russian civilization» to ensure the leading position of our country in the world is noted.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕНАЦИФИКАЦИИ И ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО»

УДК 32

МА. Булавина,

кандидат юридических наук, доцент, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕНАЦИФИКАЦИИ И ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

MA. Bulavina,

PhD in Legal Sciences, Associate Professor V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

E-mail: m.a.bulavina@yandex.ru

INTERNATIONAL PROBLEMS OF DENAZIFICATION AND CIVILIZATIONAL LEGISLATION

Аннотация. Денацификация является важнейшей составляющей развития цивилизованного общества. Сейчас, когда мир стоит перед колоссальной угрозой возрождения нацизма, правительство России делает все возможное для подавления этого разрешительного воздействия на страну. В данной статье рассмотрены мероприятия, разработанные в целях денацификации в 1945 году, и приводится их соотнесение с сегодняшней обстановкой. Перечислены международные проблемы денацификации, которые упираются в создание цивилизационного законодательства. Отмечается важность сохранения культурных традиций «российской цивилизации» для обеспечения лидирующего положения нашей страны в мире.

Ключевые слова: денацификация, нацизм, сверхдержава, центр силы, «Русский мир», цивилиза-ционный подход.

Abstract. Denazification is an essential component of the development of a civilized society. Now, when the world is facing a colossal threat of the revival of Nazism, the Russian government is doing everything possible to suppress this permissive influence on the country. This article discusses the measures developed for the purpose of denazification in 1945, and their correlation with the current situation is given. The international problems of denazification, which rest against the creation of civilizational legislation, are listed. The importance of preserving the cultural traditions of the «Russian civilization» to ensure the leading position of our country in the world is noted.

Key words: denazification, nazism, superpower, center of power, Russian World, civilizational approach.

В последние десятилетия очень часто, как в средствах массовой информации, так и научной литературе стало употребляться понятие «денацификация». С исторической точки зрения данное понятие имеет следующее смысловое содержание: «денацификация представляет собой мероприятия по очищению государственной, общественно-политической, экономической и культурной жизни Германии и Австрии от наследия нацист-ского режима, выявлению и наказанию нацистских преступников и активных национал-социалистов. Решение о проведении Д. главы правительств СССР, США и Великобритании приняли на Крымской (Ялтинской) конференции 1945. Цели политики Д. были изложены в документе «Политические и эконо-мические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обраще-нии с Германией в начальный

контрольный период», одобренном руководителями этих держав на Берлинской (Потсдамской) конференции 1945; правовая основа Д. заложена постановлениями № 1 от 20.9.1945 и № 2 от 10.10.1945 Союзнического Контрольного совета в Германии (СКС)» [2].

В рамках нашего исследования предпримем попытку соотнести мероприятия, разработанные в целях денацификации в 1945 году, с сегодняшней обстановкой: — ликвидация Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), её филиалов и подконтрольных ей организаций. Центральная управленческая структура всегда имеет массу не столько подконтрольных, сколько сочувствующих организаций и институтов. Следовательно, необходимо понимать — процесс ликвидации

чего-то укоренившегося и значимого в определённый момент в сложно сформированной и смыслодрейфу-ющей системе всегда не простая задача. Прежде всего, требуется разобраться в истоках тех процессов, которые подвергаются ликвидации. Эта же проблема неожиданно встала и перед Россией, которая пережила эпоху внутреннего терроризма в 90-е годы. Особо необходимо обратить внимание на наличие процессов, спонсируемых специальными службами стран коллективного Запада. Однако многие из них являются информационно закрытыми до настоящего времени и как следствие их анализ может производиться только из общих представлений, представленных нередко фейковых СМИ;

— роспуск всех нацистских учреждений и предотвращение их возрождения, в какой бы то ни было форме. Предотвращение возрождения нацизма требует, как минимум, глубоких смысловых различий межу понятиями: «национальная борьба», «национальное самоопределение», «национализм», «нацизм», «фашизм». В современной Украине создано большое количество учреждений, которые потребуется распустить после окончания СВО. Поэтому необходимо уже на текущий момент составить список таких организаций. Особо важно, что они могут казаться не связанными с идеологией нацизма, но на практике быть таковыми. К сожалению, опыт борьбы России с международным терроризмом в этом плане сегодня не подвергался необходимому исследованию. Специальная военная операция, которая имеет место сегодня тому подтверждение. Денацификация длительный и не простой процесс, который требует цивилиза-ционного анализа;

— пресечение всякой нацистской деятельности и пропаганды. Но совокупность этих мероприятий не может быть простым запретом, а должно исходить из освоения ещё в раннем

детстве представлений о невозможности использования в реальной политике таких идеологем как: «этнические чистки», «завоевание жизненного пространства», «недочеловек» («Untermenschen»), «расовая гигиена», «низшие неарийцы» и т.д. В связи с этим требуется подойти на качественно новом уровне к системе гуманитарного образования. Новое гуманитарное образование должно исходить из системно сформированного знания, базирующегося на цепочке взаимосвязанных дисциплин: история, цивилизационистика, прогностика. Только в этом случае можно будет говорить о создании у каждой личности, цивилизацион-но ориентированной воззренологи-ческой платформы и как следствие создания предпосылок к адекватной оценке произошедших, происходящих и будущих событий самого различного характера и природы. Необходимо учить молодёжь мыслить и любить учиться; — удаление нацистов со всех постов. Анализируя данный пункт, становится очевидным, что процесс денацификации является крайне сложным и требует от исполнителей неординарных решений и политического мужества. Как только появляются внешние условия, так начинают в том или ином виде прорастать мысли и деяния нацистского толка, которые призывали и призывают «к необходимости отринуть современную цивилизацию, построенную на излишнем интеллектуализме, разрывающие связи человека с природой и расой». Мифологическое сознание, по мысли приверженцев данной идеологии, содержит намного более глубокую истину, чем заумная наука или быто-ориенти-рованный здравый смысл. Нацизм сознательно строил и строит «миф крови», или «религию расы» с целью создания, по их мнению, «нового человека и новой цивилизации». Необходимо понимание того, что «нацистская цивилизация» есть во-

площение бездуховности и безнравственности и что она может прятаться за фасадом упрощенчества и догматизма. Постулатам нашим идейным врагам необходимо противопоставить качественно другое, научно выверенное и действенное знание. Это не просто борьба добра и зла, а цивилизационное противостояние;

— отмена нацистского законодательства с одновременным устранением нацистских доктрин и учений из системы народного образования. Необходимо отметить, что этот пункт является с позиций текущей проблематики наиболее существенным и одновременно менее проработанным. Однако, как показывает анализ ни в политологии, ни в социологии, ни в юридических науках нет представления о том, что необходимо предпринять для формирования законодательной системы, которая бы позволила на качественно другом уровне подойти к рассматриваемой проблеме — денацификации сознания, прежде всего, граждан, подвергшихся атаке античеловеческой идеологической обработке.

Естественно, что одним единственным мероприятием здесь не обойтись. Требуется выделить главное звено во всей этой сложнейшей и тяжелейшей цепи. Для этого необходимо понять и оценить ситуацию, которая сложилась на данный момент.

1. Сегодня наравне с понятием «сверхдержава» необходимо использовать понятие «центр силы». При этом не всегда сверхдержава является центром силы, а центры силы есть сверхдержава. Например, только в последнее время Индия, начала претендовать на роль сверхдержавы с акцентом на центр силы. «Призыв индийского премьер-министра Нарендры Моди превратить страну в ведущую державу — сигнал о том, что политическое руководство Индии стремится изменить ее роль в международной политической системе. С точки зрения Моди, «ведущая держава» — это, по сути, то же самое, что «великая держава». Как бы то ни было, добиться этого статуса Индия сумеет, только если

укрепит свою экономику, государственные институты и военный потенциал, что потребует напряженной работы» [6].

2. Центры силы образуют союзы стран. Например, Лига арабских государств, в которую входят 22 государства, включая Египет, Катар, ОАЭ, Кувейт, Саудовскую Аравию, Оман и Бахрейн.

Штаб-квартира организации находится в Каире. Официальный язык — арабский. В 19 из 22 стран — членов ЛАГ арабский язык является родным для большинства граждан. Сегодня это значительная сила, которая уже вступает в полемику с США. Необходимо отметить, что союзы государств на текущий момент образуются по старым технологиям. Также нельзя забывать о мощной точке на карте мира — Китае. Но современные информационные возможности позволяют создать принципиально другую систему организации центров силы нового поколения. Тема «центры силы нового поколения» только-только возникает и требует особого внимания со стороны России. Прежде всего, она должна сосредотачиваться в образовательно-воспитательной сфере цивилизации «Русский мир». Именно через данную цивилизацию необходимо бороться с различного рода поползновениями нацизма.

3. Сегодня Западный мир осуществляет долгосрочный проект (главный разработчик и заинтересованная сторона — США) по дискредитации и последующего размыванию цивилизацион-но-национальной идентичности социума потенциальных партнеров/противников. При этом интенсивно растут эффекты хаотизации и коммерциализации всех сфер жизни современного общества. Формируется гибридизация операционного пространства экономики. Вырастает «монстр» невозможности дальнейшего следования базовым постулатам «экономики всепоглощающей рентабельности», зачастую невежественно отождествляемой с «рыночной экономикой» — базовое положение, которое уходит в небытие. Это требует принципиально новых подходов со стороны России, в том числе в вопросах взаимоотношений с экономическими партнерами, политическими союзниками и цивилизационными соперниками. Не-

обходим последовательный пересмотр базовых принципов формирования систем взаимодействия со всеми контрагентами. Перед Россией стоит задача цивилизацион-ного обновления на базе формирования изменений в политике глобальной многополярности. Это невозможно на фундаменте той правовой системы, которая сложилась в настоящее время. Требуется пересмотр всего правового многообразия. Необходимо осуществить переход к цивилизацион-ному законодательству.

4. Нарастающие международные проблемы денацификации упираются в создание цивилизационного законодательства. Именно цивилизационное законодательство должно быть фундаментом формирования «образа будущего» для всех структурных составляющих современного миропорядка. Ранее при формировании основ цивилизационного законодательства автор совместно с К.А. Кирсановым выделил ряд фундаментальных функций, которые позволяли в той или иной мере удовлетворять насущные потребности на базе их системного единства функций. Предложено к данным функциям относить [3]:

— репродуктивную (формирующую национальную идентичность с её возможностью к самоопределению) функцию;

— гомеостатическкю (формирующкю адаптивно-народную идентичность с её формирующим многообразием) функцию;

— экспансионисткую (формирующаю захватническо-этническую идентичность с её желанием подчинить себе всё и вся) функцию;

— футурологическую (формирующую прогностическо-цивилизационную идентичность с её пониманием, что ожидает впереди исходя из исторического опыта) функцию.

Выделенные фундаментальные функции человеческого общества образуют быстро изменяющееся системное единство. При этом на текущий момент все они в Западной философской мысли понимаются либо искажённо, либо просто лженаучно. Требуется пересмотреть все наши учебники по политологии, социологии и юриди-

ческим наукам на предмет формирования новой воззренологической платформы, которая должна соответствовать понятиям цивилизации знания и риска.

5. Процесс создания цивилизационно-го законодательства может быть успешным только тогда, когда в образование будут внедрены представления о том, что человек (социальная страта) всегда находится в поле циклических воздействий различной длительности с изменяющейся степенью влияния. При этом должна учитываться вся палитра циклического воздействия начиная от солнечных циклов и заканчивая морфологическими циклами. Естественно, что каждый из циклов определённым образом влияет на воззрено-логическую платформу человека (социальную страту). Прежде всего, применительно к рассматриваемой тематике требуется уметь качественно анализировать процессы формирования захватническо-этниче-ской идентичности с её желанием подчинить себе всё и вся. Но для этого, в свою очередь, требуется понимать социологию того общества (начиная от мелких коллективов до центов силы и сверхдержав), которое сформировано на текущий момент.

6. В большинстве стран так называемой «демократической направленности» сегодня набирает популярность нацизм (неонацизм). Так в США — «оплоте демократии» в предпандемические годы действовало 939 экстремистских группировок, включая неонацистские:

— «Национал-социалистическое движение»,

— «Национальный Альянс»,

— «Арийские нации»,

— «Белое арийское сопротивление»,

— «Движение креативности»,

— «Рыцари Ку-Клукс-Клана»,

— «Объединенные кланы Америки»,

— «Бригада арийского террора»,

— «Американский фронт»,

— «Команда 38» и др.

В последние годы (в до пандемийный период) наблюдался небывалый рост популярности правоэкстремистских объединений в Швеции. Рост составлял около 24 процентов в год [7].

Эти факты и множество других позволяют сделать вывод, что мир стоит перед

колоссальной угрозой возрождения нацизма (формирования неонацизма). Этот процесс в настоящее время в основном является латентным, но можно ожидать его выплески в ближайшем будущем. При этом необходимо особо отметить, что на текущий момент большая часть мировой законодательной базы влияет на эти процессы тлетворно, а если оценивать с позиций антикризисного управления, то в основном бессистемно. Экономическая проблематика, таким образом, отходит на второй план и актуализируется политическая, переходящая в цивилизационное противостояние с изменяющимся количеством центров силы и их содержательным дрейфом.

7. На текущий момент всё гуманитарное знание заточено на иделогемы и доктрины западного образца и ценностей. Россия только тогда сможет возглавить процессы денацификации в мире и соответственно на своей территории, когда отринет неоколониальные, глубоко запрятанные в красивые обёрточные представления, взгляды.

Обобщая изложенное необходимо отметить, что международные проблемы денацификации упираются в создание циви-лизационного законодательства. Первые шаги в этом направлении в России сделаны. Так согласно утвержденным в 2014 г. Основам государственной культурной политики в Российской Федерации одной из важнейших целей государственной культурной политики обозначена «...передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения» [1]. Таким образом, понятие «российская цивилизация» вошло в государственный нормативно-правовой оборот, а цивилизационный подход становится официальной методологической основой государственной культур-

ной и законотворческой политики. Циви-лизационные достижения России — такое же ее достояние, как и природные и культурные богатства [4]. В современном мире цивилизационные достижения становятся значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс] // URL: pravo.gov.ru

2. Большая российская энциклопедия «Денацификация» —/ [Электронный ресурс] // URL: https://bigenc.ru/world_history/ text/1947513.

3. Кирсанов КА, Булавина МА. Цивилизационное законодательство: часть вторая — ретроспективный анализ в аксиоматических категориях // Либерально-демократические ценности. — 2021. — № 2. — URL: https:// liberal-journal. ru/PDF/01UNLD221.pdf.

4. Путрик, Ю.С. К вопросу об измеряемости ци-вилизационных ценностей как компонента формирования брендов обширных территорий / Ю.С. Путрик // Культурологический журнал. — 2018. — № 1 (31). — С. 3.

5. Фролова, ИА. Особенности механизма вовлечения молодых ученых в инновационную деятельность / И.А. Фролова // Вестник Казанского технологического университета. — 2014. — Т. 17. — № 15. — С. 411-416.

6. Эшли Дж. Теллис Индия как ведущая держава. — [Электронный ресурс] // URL: https:// carnegieendowment.org/2016/05/0 5/ru-pub-63509.

7. Abdullaeva RA. Neo-nazism as one of the major threats of the XXI century // Journal International Journal of Applied and fundamental research. — 2015. — № 9 (part 3) — P. 547-551.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.