УДК 343.815+94(47) ББК 67.409
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ГУМАНИЗАЦИЮ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
СТАНИСЛАВ ИВАНОВИЧ КУЗЬМИН,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
ЛАРИСА ФЕДОРОВНА ПЕРТЛИ,
кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории, уголовно-исполнительной системы, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства НИИ ФСИН России г. Москвы
E-mail: larisa.pertli@mail.ru
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье освещается деятельность международных конгрессов, содержание принятых ими резолюций по борьбе с преступностью и их влияние на гуманизацию пенитенциарного законодательства России. Ключевые слова: политика, гуманизация, законодательство, система, акты.
Annotation. The article observes the practices of the international congresses, the content of their anti-crime resolutions and their role in humanization of Russia's penitentiary legislation.
Keywords: politics, humanization, legislation, system, instruments.
Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) политика, как неотъемлемая часть общегосударственной внутренней политики, определяет цели, задачи, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства в сфере исполнения уголовных наказаний, исправления осужденных, предупреждения совершения осужденными и иными лицами новых преступлений. В соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации содержание пенитенциарной политики определяет Президент Российской Федерации. Реализацию уголовно-исполнительной политики следует рассматривать как совокупность трех основных направлений: правотворчества, правоприменения, формирования и развития правовой культуры общества с учетом основополагающих положений международных правовых актов. С середины девяностых годов прошлого века прослеживается тенденция гуманизации пенитенциарной политики России [18, с. 115—120; 8, с. 43].
Гуманизация (от франц. humaniser, от лат. humanus — человеческий) — реализация принципа
мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию [2, с. 17— 26]. Благо человека согласно гуманизации - конечная цель общества. Отношения равенства, справедливости и человечности — норма отношений между людьми. В пенитенциарной области гуманизация — это система правовых, нравственных, психологических, эстетических, экономических и технических мер, направленных на исправление преступника в период отбывания наказания, перевоспитание его в правопослушного члена общества. В основе гуманизации пенитенциарной политики — человеколюбие, признание права осужденных на человеческое достоинство, уважение общечеловеческих ценностей и создание для этого подлинно человеческих условий в местах отбывания наказаний [3, с. 75].
Следует сказать, что Россия не является первопроходцем в гуманизации пенитенциарной политики. Пенитенциарная наука как совокупность исторических, теоретических и практических све-
дений об устройстве и управлении исполнением наказаний различных видов возникла в США и некоторых странах Западной Европы в конце XVIII в. [17, с. 30—32; 13, с. 59—62]. Работы отечественных авторов на эти темы появились значительно позже. Особое место в истории российской пенитенциарной системы занимает правление Екатерины II, проводившей в жизнь многие прогрессивные проекты в различных областях жизни общества в духе политики «просвещенного абсолютизма». Именно в екатерининскую эпоху сделаны первые и существенные шаги в области человеколюбивых преобразований отечественной уголовно-исполнительной науки. Основой реформирования стали гуманистические идеи западноевропейских мыслителей (Ч. Бекка-риа, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо и др.). Передовые зарубежные уголовно-правовые учения и традиции оказали на формирование и развитие российской пенитенциарной политики огромное влияние. Это труды известного итальянского юриста Ч. Беккариа, особенно его трактат «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.) [19, с. 27—31].
Положения этого трактата использованы Екатериной II в Наказе комиссии о составлении проекта нового уложения и проекте закона «Об устройстве тюрем» 1787—1788 гг. При его составлении императрица использовала выводы Ч. Беккариа, И. Бен-тама, других видных правоведов того времени, а также опыт организации тюремных систем передовых европейских стран. Проект содержал около ста статей, каждая из которых была посвящена отдельному вопросу тюремного дела [6, с. 10—11].
Здесь впервые закреплялась задача нравственного исправления преступников, и «если императрице не удалось внести улучшение в тюремную жизнь и создать некоторую определенность в вопросе тюремного заключения, то общие реформы ее в государстве силою вещей положили начало периоду коренных преобразований тюрем на обширном пространстве всей русской империи» [5, с. 3].
Наказ 1767 г. содержал в себе как личные взгляды императрицы и идеи европейских просветителей, так и теоретические и практические достижения уголовно-правовой мысли того времени [16, с. 212—214]. В нем впервые четко выражено отношение правительства к уголовной и уголовно-исполнительной политике, хотя идеи Наказа
претворились в жизнь лишь отчасти. Но даже это свидетельствовало о возрастающем внимании общественности к вопросам применения отдельных видов наказаний, а также их исполнения.
Много сделал для преобразования мест заключения и тюремного режима, в том числе и в России, выдающийся английский филантроп Дж. Говард [1, с. 264—267], который впервые привлек внимание общественности и правящих кругов к тогдашнему состоянию тюрем. Говард дважды (в 1781 и 1789 гг.) посетил Россию с целью ознакомления с условиями существования русских заключенных. В память о нем в Лондоне учреждено общество для изучения преступности и помощи людям, освобождаемым из мест заключения [10, с. 24].
Смена исторических эпох и социально-экономического уклада жизни, развитие межгосударственных связей, цивилизации и гуманистических начал вызвали необходимость разработки общих международных принципов в организации деятельности пенитенциарных учреждений. В этих целях в 1846 г. по инициативе прогрессивных деятелей состоялся первый международный конгресс во Франкфурте-на-Майне, за ним последовали второй в 1847 г. в Брюсселе и третий в 1857 г. во Франкфурте. Все эти конгрессы носили неофициальный, частный характер [15, с. 246—247].
В 1870 г. небольшая группа реформаторов тюремного дела в США выработала Декларацию о принципах, в которой подчеркивалась ответственность общества за перевоспитание правонарушителей. На заседании группы, которое состоялось в Цинциннати, было отмечено, что образование, религия и обучение промышленным специальностям являются важными факторами успеха тюремного дела; дисциплина в тюрьме должна обеспечивать самоуважение каждого заключенного; сотрудничество заключенного с персоналом лучше всего можно обеспечить путем применения системы приговоров к лишению свободы на срок, зависящий от его поведения [12, с. 116—119].
Признанием необходимости определения единых подходов к организации работы мест заключения на государственном уровне стал первый тюремный конгресс, состоявшийся в Лондоне в 1872 г. Результатам работы тюремного конгресса 1872 г. стало образование Международной комиссии по пенитенциарным
вопросам. В дальнейшем проведение международных тюремных конгрессов стало системой.
М. Н. Галкин-Враской, ставший впоследствии первым начальником Главного тюремного управления (далее — ГТУ), более двух лет провел за границей, занимаясь осмотром различных мест заключения и исследованием западных тюремных систем. Собранные в ходе этой поездки сведения долгое время были единственным пособием по тюрьмо-ведению, которое и сегодня не потеряло актуальности. Проведение любой реформы немыслимо без анализа и обобщения опыта аналогичных преобразований в других странах, поэтому обращение российских тюремных реформаторов к зарубежным достижениям при решении многих вопросов, в том числе в части либерализации условий содержания заключенных, не было случайным [14, с. 32—35].
Формирование пенитенциарной политики России происходило под влиянием сочинений Ч. Бекка-риа, И. Бентама, Дж. Говарда. Широкое распространение получила переводная литература исследуемого профиля. Зарубежный пенитенциарный опыт наиболее полно обобщен в трудах таких известных тюремных деятелей, как А.А. Пассек, М.Н. Галкин-Враской, В.А. Сологуб, которые не только изучали иностранные тюремные системы, но и выявляли наиболее приемлемые для России элементы организационно-правовых основ их деятельности.
Большую работу по анализу зарубежной практики исполнения наказаний в целях использования в России провела комиссия по тюремному преобразованию при подготовке реформы 1879 г. Членами комиссии были изучены тюремные системы Австрии, Англии, Бельгии, Великого Герцогства Ба-денского, Германии, Голландии, Дании, Ирландии, Италии, Королевства Прусского, Норвегии, Саксонии, США, Франции, Швеции, Швейцарии. После отмены крепостного права правительство в лице Министерства юстиции и ГТУ старалось при каждом удобном случае демонстрировать свою приверженность к западноевропейской науке, и одной из первостепенных задач тюремного ведомства было присоединение России к международному пенитенциарному сообществу. Россия не только направляла своих представителей на тюремные конгрессы, но и в 1890 г. сама стала хозяйкой IV Международного тюремного конгресса в Санкт-Петербурге и Первой
международной тюремной выставки. На конгрессах выступали такие видные отечественные ученые, как И.Я. Фойницкий, Н.С. Таганцев, а также руководители тюремного ведомства [4, с. 150—154].
Решения и рекомендации международных тюремных конгрессов оказали серьезное влияние на уголовно-исполнительную политику России, особенно в части создания бытовых условий содержания заключенных и их медицинского обеспечения. Зародившиеся по инициативе частных прогрессивных деятелей в целях совершенствования функционирования мест заключения на гуманистических началах, защиты личности преступника от бесчеловечного отношения международные тюремные конгрессы внесли весомый вклад в улучшение условий содержания заключенных многих государств, в том числе России.
В дальнейшем, приобретя характер межгосударственного сотрудничества в вопросах совершенствования пенитенциарных систем, международные тюремные конгрессы состоялись в 1872 г. в Лондоне, 1878 г. в Стокгольме, 1890 г. в Петербурге, 1895 г. в Париже, 1900 г. в Брюсселе, 1905 г. в Будапеште, 1910 г. в Вашингтоне. Безусловно, решения данных конгрессов внесли определенный вклад в либерализацию условий содержания арестантов в местах заключения России.
Так, на I Международном тюремном конгрессе в Лондоне в июле 1872 г. были приняты принципы пенитенциарной науки [7, с. 29—33] о соответствии тюремных зданий и условий содержания заключенных целям исправления и строгой экономии, в соответствии с которыми эти здания должны быть недорогими, простыми, удобными, в достаточном количестве, но не более того. Указанные принципы легли в основу Закона от 11 декабря 1879 г. «Об основных положениях, имеющих служить руководством при преобразовании тюремной части и при пересмотре Уложения о наказаниях», а также плана сооружения новых тюремных зданий и переустройства существующих тюрем империи новыми, принятого в 1911 г.
Решение II Международного тюремного конгресса в Стокгольме в августе 1878 г. об учреждении в каждом государстве центрального управления для руководства всей пенитенциарной системой было положено в основу тюремной реформы в России 1879 г., что привело к улучшению условий содержания арестантов.
Принятые на III Международном тюремном конгрессе в Риме в ноябре 1885 г. принципы продовольствия заключенных с гигиенической и пенитенциарной точек зрения были взяты за основу при упорядочении организации питания заключенных и введении суточных норм питания в 1912 г.: требование первичного и периодических медицинских осмотров и взвешиваний заключенных, а также введение особого продовольственного режима для ослабленных заключенных были реализованы в нормах инструкций и наставлений по санитарной части, а также в принятии улучшенной нормы питания для больных арестантов [11, с. 17—20].
Решения VI Международного тюремного конгресса в Барселоне в августе 1900 г. относительно санитарной и врачебной части в тюрьмах отразились во введении в штаты тюрем и исправительных арестантских отделений (1903 г.) медицинского персонала, медицинских карточек (санитарных листков) на каждого арестанта (с 1912 г.), обязательных ежеквартальных медицинских осмотров (с 1911 г.).
Постановления VII Международного тюремного конгресса в Будапеште в августе 1905 г. были взяты за основу при подготовке особого совещания, выработавшего правила борьбы с развитием туберкулеза в местах заключения (циркуляр от 8 июля 1910 г. № 28), а также при принятии решения о строительстве специальных тюрем и отделений для больных туберкулезом в 1913 г. [9, с. 179—184].
На тюремных конгрессах основное внимание уделялось разработке международных стандартов обращения с заключенными. В результате обсуждения указанных проблем Международная комиссия по пенитенциарным вопросам разработала в 1926 г. первый вариант Правил обращения с заключенными, которые впоследствии в 1933 и 1951 гг. были пересмотрены. В 1949 г. до передачи функций Международной комиссии по пенитенциарным вопросам ООН Специальный консультативный комитет ООН рекомендовал Специальной комиссии пересмотреть Правила обращения с заключенными с учетом материалов рабочего документа, подготовленного Международной комиссией по пенитенциарным вопросам.
После упразднения Международной комиссии по пенитенциарным вопросам функции по организации борьбы с преступностью и разработке проблем исполнения уголовных наказаний вошли в
сферу деятельности ООН, основным организационным звеном которой в этом деле стали Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1955 г. на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Минимальные стандартные правила, которые два года спустя Экономический и Социальный Совет в своей резолюции 663-С (XXIV) от 31 июня 1957 г. одобрил и предложил правительствам государств — членов ООН неуклонно ими руководствоваться. На Конгрессе рассмотрены принципиально важные в пенитенциарном деле вопросы: о комплектовании, подготовке и статуте пенитенциарного персонала, его невоенном характере, об открытых пенитенциарных и исправительных заведениях, об исправительных работах и о предупреждении детской преступности.
На втором Конгрессе ООН по вопросам предупреждения преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в 1960 г. в Лондоне, обсуждались проблемы, связанные с новыми формами преступности среди несовершеннолетних, необходимость создания специальных служб полиции для предупреждения преступности несовершеннолетних, вопросы краткосрочного лишения свободы и интеграции тюремного труда с национальной экономикой, включая оплату труда заключенных.
Значительное место в обсуждении проблем пенитенциарной системы на третьем Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившем в Стокгольме в 1965 г., было отведено альтернативам тюремного заключения, режиму открытой среды.
В 1970 г. в Киото обсуждению статуса Минимальных стандартных правил обращения с заключенными в свете последних достижений в исправительной политике, участия общественности в предупреждении преступности, организации научно-исследовательской работы в целях определения политики в области социальной защиты была посвящена работа четвертого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Обращено внимание на необходимость очень гибкого применения Правил с тем, чтобы в полной мере учитывать особенности местных условий, коренящиеся в истории, традициях, социально-
экономических структурах и социально-культурных интересах различных регионов и стран.
На пятом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Торонто в 1975 г. рассмотрены положения пенитенциарной системы в XX в. ее модели и типы учреждений, применяемые в разное время и различных странах и их эффективность, перспективы развития тюрем и их возможности для содержания опасных преступников, препятствия на пути осуществления реформ в области исправительной деятельности.
Шестой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Каракасе в 1980 г. принял резолюцию по альтернативам тюремному заключению, в которой рекомендовал государствам — членам ООН продолжить активный поиск в этом направлении, в том числе и путем ликвидации правовых препятствий в законодательстве. Специальная резолюция посвящена разработке мер, направленных на возвращение заключенных к общественной полезной деятельности. На Конгрессе детально обсуждена проблема применения смертной казни.
Большой вклад в защиту прав несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, внес седьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Милане в 1985 г., разработавший Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).
На восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в 1990 г. в Гаване, разработаны Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, а также Основные принципы обращения с заключенными. Конгресс определил области предупреждения преступности и уголовного правосудия, в которых возможна разработка новых стандартов, в число которых включены профессиональная подготовка персонала уголовного правосудия, типовые учебные программы в области правосудия несовершеннолетних, заключение под стражу, права человека и правовой статус заключенных и задержанных, трудовая деятельность и получение образования в тюрьме, обращение с заключенными-наркоманами и лицами, зараженными вирусом иммунодефицита человека или страдающими син-
дромом приобретенного иммунодефицита. Конгресс также принял Минимальные стандартные правила в отношении лиц, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), и определил основные направления борьбы с коррупцией.
Девятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшийся в 1995 г. в Каире, особое внимание обратил на необходимость совершенствования системы подготовки и повышения квалификации тюремного персонала, настоятельно рекомендовал расширять применение мер, не связанных с тюремным заключением, в вопросах исполнения уголовных наказаний укреплять координацию между пенитенциарной системой и более широкой системой уголовного правосудия, а также расширять обмен информацией и техническое сотрудничество на международном региональном и национальном уровнях.
В части выполнения на практике Минимальных правил обращения с заключенными Конгресс предложил государствам-членам обмениваться мнениями относительно улучшения условий содержания заключенных, в рамках национальных государств доводить информацию о фактических условиях содержания заключенных в пенитенциарных учреждениях до сведения широкой общественности, профсоюзных организаций, научных учреждений и соответствующих неправительственных организаций, стимулировать и оказывать поддержку проведению исследований, касающихся пенитенциарных систем, осуществляемых научными кругами и неправительственными организациями; обеспечить открытость информации о пенитенциарных системах.
Десятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся в апреле 2000 г. в Вене. На его рассмотрение выносились следующие вопросы: укрепление законности и упрочение системы уголовного правосудия, международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью, новые вызовы XXI в., эффективное предупреждение преступности в соответствии с новейшими достижениями, правонарушители и жертвы, ответственность и справедливость в процессе правосудия.
Таким образом, решения и рекомендации Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с заключенными определили не только
основные направления дальнейшего совершенствования отечественной пенитенциарной политики и практики исполнения уголовных наказаний, но и основное содержание этого процесса. Следует отметить, что изменения, которые проявились в политике в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, в законодательстве и практике его применения, осуществлялись на достигнутой за предшествующие годы нормативной и материальной базе пенитенциарной системы, ее персонала и апробированных многолетней практикой формах и методах работы с осужденными. Отброшены были лишь те компоненты, которые противоречили международным стандартам обращения с осужденными либо не вписывались в новые социально-экономические, правовые условия жизни Российского государства и общества. Преемственность во всем положительном была не только сохранена, но и существенно развита, что нашло свое отражение и в современном уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации.
Литература
1. Говард Дж. Энциклопедический словарь. М., 1940.
2. Давыдова Н.В., Пертли Л.Ф. Пенитенциарная медицина: история и люди: учебное пособие; Федеральная служба исполнения наказаний, Науч.-исслед. ин-т. М., 2011.
3. Давыдова Н.В., Пертли Л.Ф. Пенитенциарная медицина: история и люди. М., 2013. Вып. 2.
4. Ибрагимов О.А. Экономико-организационные проблемы комплектования профессиональных кадров в уголовно-исполнительной системе // Актуальные вопросы экономики, права и образования: сборник научных статей. Рязань: Филиал Московского института экономики, менеджмента и права, 2009.
5. Краинский Д.В. Материалы к исследованию истории русских тюрем в связи с историей учреждения Общества попечительного о тюрьмах. Чернигов, 1912.
6. Кузьмин С.И., Яковлева О.Н., Макар-чук О.И., Железная Ю.Ю. История исполнения уголовных наказаний в тюрьмах и колониях-поселениях России: учебное пособие; Федеральная служба исполнения наказаний, Науч.-исслед. ин-т. М., 2010.
7. Малинин Ф.Н. Постановления шести международных тюремных конгрессов и система-
тический указатель к ним // Тюрем. вестн. 1904. № 9.
8. Пертли Л.Ф. Организационно-правовые основы условий содержания заключенных в дореволюционной России: монография / под науч. ред. С.И. Кузьмина; Федеральная служба исполнения наказаний, Научно-исслед. ин-т. Москва, 2011.
9. Пертли Л.Ф. Правовые основы медико-санитарного обеспечения заключенных в дореволюционной России (1831—1917 гг.). // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 2.
10. Пертли Л.Ф. Материально-бытовое обеспечение осужденных в исправительных учреждениях России: практическое пособие: Москва, 2006.
11. Пертли Л.Ф. К вопросу о питании заключенных: международные рекомендации и иностранный опыт. Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1.
12. Пертли Л.Ф. Влияние зарубежного пенитенциарного опыта на уголовно-исполнительную политику Российской Империи в сфере материально-бытового и медицинского обеспечения заключенных. В сборнике: Зарубежный опыт исполнения уголовных наказаний: сборник научных статей. ФКУ НИИ ФСИН России. Москва, 2010.
13. Пертли Л.Ф. Об организации медицинской помощи больным туберкулезом заключенным в местах лишения свободы в Российской Империи в начале XX века. В сборнике: Реформирование уголовно-исполнительной системы. Проблемы медико-социальной адаптации лиц, отбывающих наказания и освобождающихся из мест лишения свободы: материалы международной научно-практической конференции. 2010.
14. Пертли Л.Ф. Первый начальник Главного Тюремного Управления Российской Империи Михаил Николаевич Галкин-Враской // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 3 (142).
15. Пертли Л.Ф. Уголовно-исполнительная политика Российской Империи в отношении несовершеннолетних арестантов. В сборнике: Актуальные проблемы деятельности воспитательных колоний ФСИН России: материалы международной научно-практической конференции. 2008.
16. Фумм А.М., Яковлева О.Н. Общие тенденции в развитии отечественного законодательства о наказаниях в конце XV—XVII вв. // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 4—5.
17. Фумм А.М. Первый российский съезд тюремных деятелей: вопросы организации труда арестантов // УИС: право, экономика, управление. 2015. № 4.
18. Фумм А.М., Яковлева О.Н. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: новые грани старых проблем // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 8.
19. Фумм А.М. Уголовно-исполнительные нормы как основа пенитенциарной политики Российского государства XVIII века // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 4 (8).
References
1. GovardDzh Entsiklopedicheskii slovar'. M., 1940.
2. Davydova N.V., Pertli L.F. Penitentsiarnaya meditsina: istoriya i lyudi: uchebnoe posobie; Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanii, Nauch.-issled. in-t. Moskva, 2011.
3. Davydova N.V., Pertli L.F. Penitentsiarnaya meditsina: istoriya i lyudi. Moskva, 2013. Vypusk 2.
4. Ibragimov O.A. Ekonomiko-organizatsionnye problemy komplektovaniya professional>nykh kadrov v ugolovno-ispolnitel>noi sisteme // Aktual>nye voprosy ekonomiki, prava i obrazovaniya: sbornik nauchnykh statei. Ryazan>: Filial Moskovskogo instituta ekonomiki, menedzhmenta i prava, 2009.
5. Krainskii D.V. Materialy k issledovaniyu isto-rii russkikh tyurem v svyazi s istoriei uchrezhdeniya Ob-shchestva popechitel'nogo o tyur'makh. Chernigov, 1912.
6. Kuzmin S.I., Yakovleva O.N., Makarchuk O.I., Zheleznaya Yu.Yu. Istoriya ispolneniya ugolovnykh nakazanii v tyur>makh i koloniyakh-poseleniyakh Rossii: uchebnoe posobie; Federal>naya sluzhba ispolneniya nakazanii, Nauch.-issled. in-t. M., 2010.
7. Malinin FN.Postanovleniya shesti mezh-dunarodnykh tyuremnykh kongressov i sistematicheskii ukazatel> k nim // Tyurem. vestn. 1904. № 9.
8. Pertli L.F. Organizatsionno-pravovye osnovy uslovii soderzhaniya zaklyuchennykh v dorevolyutsionnoi Rossii: monografiya / pod nauch. red. S.I. Kuz>mina; Federal>naya sluzhba ispolneniya nakazanii, Nauchno-issled. in-t. Moskva, 2011.
9. Pertli L.F. Pravovye osnovy mediko-sanitarnogo obespecheniya zaklyuchennykh v dorevolyutsionnoi Rossii (1831—1917 gg.). // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2009. № 2.
10. Pertli L.F. Material>no-bytovoe obespechenie osuzhdennykh v ispravitel>nykh uchrezhdeniyakh Rossii: prakticheskoe posobie: Moskva, 2006.
11. Pertli L.F. K voprosu o pitanii zaklyuchennykh: mezhdunarodnye rekomendatsii i inostrannyi opyt. Ugolovno-ispolnitel>noe pravo. 2012. № 1.
12. Pertli L.F. Vliyanie zarubezhnogo penitentsiarnogo opyta na ugolovno-ispolnitel>nuyu politiku Rossiiskoi Imperii v sfere material>no-bytovogo i meditsinskogo obespecheniya zaklyuchennykh. V sbornike: Zarubezhnyi opyt ispolneniya ugolovnykh nakazanii: sbornik nauchnykh statei. FKU NII FSIN Rossii. Moskva, 2010.
13. Pertli L.F. Ob organizatsii meditsinskoi pomoshchi bol>nym tuberkulezom zaklyuchennym v mestakh lisheniya svobody v Rossiiskoi Imperii v nachale XX veka. V sbornike: Reformirovanie ugolovno-ispolnitel>noi sistemy. Problemy mediko-sotsial>noi adaptatsii lits, otbyvayushchikh nakazaniya i osvobozhdayushchikhsya iz mest lisheniya svobody: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2010.
14. Pertli L.F. Pervyi nachal>nik Glavnogo Tyuremnogo Upravleniya Rossiiskoi Imperii Mikhail Nikolaevich Galkin-Vraskoi // Vedomosti ugolovno-ispolnitel>noi sistemy. 2014. № 3 (142).
15. Pertli L.F. Ugolovno-ispolnitel>naya politika Rossiiskoi Imperii v otnoshenii nesovershennoletnikh arestantov. V sbornike: Aktual>nye problemy deyatel>nosti vospitatel>nykh kolonii FSIN Rossii: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2008.
16. Fumm A.M., Yakovleva O.N. Obshchie tendentsii v razvitii otechestvennogo zakonodatel'stva o nakazaniyakh v kontse XV—XVII vv. // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 4-5.
17. Fumm A.M. Pervyi rossiiskii s»ezd tyuremnykh deyatelei: voprosy organizatsii truda arestantov // UIS: pravo, ekonomika, upravlenie. 2015. № 4.
18. Fumm A.M., Yakovleva O.N. Ugolovno-ispolnitel>nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: novye grani starykh problem // Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost>. 2015. № 8.
19. Fumm A.M. Ugolovno-ispolnitel'nye normy kak osnova penitentsiarnoi politiki Rossiiskogo gosudarstva XVIII veka // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2014. № 4 (8).