Научная статья на тему 'Международные правовые акты и их влияние на гуманизацию пенитенциарного законодательства России'

Международные правовые акты и их влияние на гуманизацию пенитенциарного законодательства России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
430
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / POLITICS / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / СИСТЕМА / SYSTEM / АКТЫ / INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмин Станислав Иванович, Пертли Лариса Федоровна

В статье освещается деятельность международных конгрессов, содержание принятых ими резолюций по борьбе с преступностью и их влияние на гуманизацию пенитенциарного законодательства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of international legal instruments in humanization of russia's penitentiary legislation

The article observes the practices of the international congresses, the content of their anti-crime resolutions and their role in humanization of Russia's penitentiary legislation.

Текст научной работы на тему «Международные правовые акты и их влияние на гуманизацию пенитенциарного законодательства России»

УДК 343.815+94(47) ББК 67.409

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ГУМАНИЗАЦИЮ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ

СТАНИСЛАВ ИВАНОВИЧ КУЗЬМИН,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

ЛАРИСА ФЕДОРОВНА ПЕРТЛИ,

кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории, уголовно-исполнительной системы, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства НИИ ФСИН России г. Москвы

E-mail: larisa.pertli@mail.ru

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье освещается деятельность международных конгрессов, содержание принятых ими резолюций по борьбе с преступностью и их влияние на гуманизацию пенитенциарного законодательства России. Ключевые слова: политика, гуманизация, законодательство, система, акты.

Annotation. The article observes the practices of the international congresses, the content of their anti-crime resolutions and their role in humanization of Russia's penitentiary legislation.

Keywords: politics, humanization, legislation, system, instruments.

Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) политика, как неотъемлемая часть общегосударственной внутренней политики, определяет цели, задачи, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства в сфере исполнения уголовных наказаний, исправления осужденных, предупреждения совершения осужденными и иными лицами новых преступлений. В соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации содержание пенитенциарной политики определяет Президент Российской Федерации. Реализацию уголовно-исполнительной политики следует рассматривать как совокупность трех основных направлений: правотворчества, правоприменения, формирования и развития правовой культуры общества с учетом основополагающих положений международных правовых актов. С середины девяностых годов прошлого века прослеживается тенденция гуманизации пенитенциарной политики России [18, с. 115—120; 8, с. 43].

Гуманизация (от франц. humaniser, от лат. humanus — человеческий) — реализация принципа

мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию [2, с. 17— 26]. Благо человека согласно гуманизации - конечная цель общества. Отношения равенства, справедливости и человечности — норма отношений между людьми. В пенитенциарной области гуманизация — это система правовых, нравственных, психологических, эстетических, экономических и технических мер, направленных на исправление преступника в период отбывания наказания, перевоспитание его в правопослушного члена общества. В основе гуманизации пенитенциарной политики — человеколюбие, признание права осужденных на человеческое достоинство, уважение общечеловеческих ценностей и создание для этого подлинно человеческих условий в местах отбывания наказаний [3, с. 75].

Следует сказать, что Россия не является первопроходцем в гуманизации пенитенциарной политики. Пенитенциарная наука как совокупность исторических, теоретических и практических све-

дений об устройстве и управлении исполнением наказаний различных видов возникла в США и некоторых странах Западной Европы в конце XVIII в. [17, с. 30—32; 13, с. 59—62]. Работы отечественных авторов на эти темы появились значительно позже. Особое место в истории российской пенитенциарной системы занимает правление Екатерины II, проводившей в жизнь многие прогрессивные проекты в различных областях жизни общества в духе политики «просвещенного абсолютизма». Именно в екатерининскую эпоху сделаны первые и существенные шаги в области человеколюбивых преобразований отечественной уголовно-исполнительной науки. Основой реформирования стали гуманистические идеи западноевропейских мыслителей (Ч. Бекка-риа, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо и др.). Передовые зарубежные уголовно-правовые учения и традиции оказали на формирование и развитие российской пенитенциарной политики огромное влияние. Это труды известного итальянского юриста Ч. Беккариа, особенно его трактат «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.) [19, с. 27—31].

Положения этого трактата использованы Екатериной II в Наказе комиссии о составлении проекта нового уложения и проекте закона «Об устройстве тюрем» 1787—1788 гг. При его составлении императрица использовала выводы Ч. Беккариа, И. Бен-тама, других видных правоведов того времени, а также опыт организации тюремных систем передовых европейских стран. Проект содержал около ста статей, каждая из которых была посвящена отдельному вопросу тюремного дела [6, с. 10—11].

Здесь впервые закреплялась задача нравственного исправления преступников, и «если императрице не удалось внести улучшение в тюремную жизнь и создать некоторую определенность в вопросе тюремного заключения, то общие реформы ее в государстве силою вещей положили начало периоду коренных преобразований тюрем на обширном пространстве всей русской империи» [5, с. 3].

Наказ 1767 г. содержал в себе как личные взгляды императрицы и идеи европейских просветителей, так и теоретические и практические достижения уголовно-правовой мысли того времени [16, с. 212—214]. В нем впервые четко выражено отношение правительства к уголовной и уголовно-исполнительной политике, хотя идеи Наказа

претворились в жизнь лишь отчасти. Но даже это свидетельствовало о возрастающем внимании общественности к вопросам применения отдельных видов наказаний, а также их исполнения.

Много сделал для преобразования мест заключения и тюремного режима, в том числе и в России, выдающийся английский филантроп Дж. Говард [1, с. 264—267], который впервые привлек внимание общественности и правящих кругов к тогдашнему состоянию тюрем. Говард дважды (в 1781 и 1789 гг.) посетил Россию с целью ознакомления с условиями существования русских заключенных. В память о нем в Лондоне учреждено общество для изучения преступности и помощи людям, освобождаемым из мест заключения [10, с. 24].

Смена исторических эпох и социально-экономического уклада жизни, развитие межгосударственных связей, цивилизации и гуманистических начал вызвали необходимость разработки общих международных принципов в организации деятельности пенитенциарных учреждений. В этих целях в 1846 г. по инициативе прогрессивных деятелей состоялся первый международный конгресс во Франкфурте-на-Майне, за ним последовали второй в 1847 г. в Брюсселе и третий в 1857 г. во Франкфурте. Все эти конгрессы носили неофициальный, частный характер [15, с. 246—247].

В 1870 г. небольшая группа реформаторов тюремного дела в США выработала Декларацию о принципах, в которой подчеркивалась ответственность общества за перевоспитание правонарушителей. На заседании группы, которое состоялось в Цинциннати, было отмечено, что образование, религия и обучение промышленным специальностям являются важными факторами успеха тюремного дела; дисциплина в тюрьме должна обеспечивать самоуважение каждого заключенного; сотрудничество заключенного с персоналом лучше всего можно обеспечить путем применения системы приговоров к лишению свободы на срок, зависящий от его поведения [12, с. 116—119].

Признанием необходимости определения единых подходов к организации работы мест заключения на государственном уровне стал первый тюремный конгресс, состоявшийся в Лондоне в 1872 г. Результатам работы тюремного конгресса 1872 г. стало образование Международной комиссии по пенитенциарным

вопросам. В дальнейшем проведение международных тюремных конгрессов стало системой.

М. Н. Галкин-Враской, ставший впоследствии первым начальником Главного тюремного управления (далее — ГТУ), более двух лет провел за границей, занимаясь осмотром различных мест заключения и исследованием западных тюремных систем. Собранные в ходе этой поездки сведения долгое время были единственным пособием по тюрьмо-ведению, которое и сегодня не потеряло актуальности. Проведение любой реформы немыслимо без анализа и обобщения опыта аналогичных преобразований в других странах, поэтому обращение российских тюремных реформаторов к зарубежным достижениям при решении многих вопросов, в том числе в части либерализации условий содержания заключенных, не было случайным [14, с. 32—35].

Формирование пенитенциарной политики России происходило под влиянием сочинений Ч. Бекка-риа, И. Бентама, Дж. Говарда. Широкое распространение получила переводная литература исследуемого профиля. Зарубежный пенитенциарный опыт наиболее полно обобщен в трудах таких известных тюремных деятелей, как А.А. Пассек, М.Н. Галкин-Враской, В.А. Сологуб, которые не только изучали иностранные тюремные системы, но и выявляли наиболее приемлемые для России элементы организационно-правовых основ их деятельности.

Большую работу по анализу зарубежной практики исполнения наказаний в целях использования в России провела комиссия по тюремному преобразованию при подготовке реформы 1879 г. Членами комиссии были изучены тюремные системы Австрии, Англии, Бельгии, Великого Герцогства Ба-денского, Германии, Голландии, Дании, Ирландии, Италии, Королевства Прусского, Норвегии, Саксонии, США, Франции, Швеции, Швейцарии. После отмены крепостного права правительство в лице Министерства юстиции и ГТУ старалось при каждом удобном случае демонстрировать свою приверженность к западноевропейской науке, и одной из первостепенных задач тюремного ведомства было присоединение России к международному пенитенциарному сообществу. Россия не только направляла своих представителей на тюремные конгрессы, но и в 1890 г. сама стала хозяйкой IV Международного тюремного конгресса в Санкт-Петербурге и Первой

международной тюремной выставки. На конгрессах выступали такие видные отечественные ученые, как И.Я. Фойницкий, Н.С. Таганцев, а также руководители тюремного ведомства [4, с. 150—154].

Решения и рекомендации международных тюремных конгрессов оказали серьезное влияние на уголовно-исполнительную политику России, особенно в части создания бытовых условий содержания заключенных и их медицинского обеспечения. Зародившиеся по инициативе частных прогрессивных деятелей в целях совершенствования функционирования мест заключения на гуманистических началах, защиты личности преступника от бесчеловечного отношения международные тюремные конгрессы внесли весомый вклад в улучшение условий содержания заключенных многих государств, в том числе России.

В дальнейшем, приобретя характер межгосударственного сотрудничества в вопросах совершенствования пенитенциарных систем, международные тюремные конгрессы состоялись в 1872 г. в Лондоне, 1878 г. в Стокгольме, 1890 г. в Петербурге, 1895 г. в Париже, 1900 г. в Брюсселе, 1905 г. в Будапеште, 1910 г. в Вашингтоне. Безусловно, решения данных конгрессов внесли определенный вклад в либерализацию условий содержания арестантов в местах заключения России.

Так, на I Международном тюремном конгрессе в Лондоне в июле 1872 г. были приняты принципы пенитенциарной науки [7, с. 29—33] о соответствии тюремных зданий и условий содержания заключенных целям исправления и строгой экономии, в соответствии с которыми эти здания должны быть недорогими, простыми, удобными, в достаточном количестве, но не более того. Указанные принципы легли в основу Закона от 11 декабря 1879 г. «Об основных положениях, имеющих служить руководством при преобразовании тюремной части и при пересмотре Уложения о наказаниях», а также плана сооружения новых тюремных зданий и переустройства существующих тюрем империи новыми, принятого в 1911 г.

Решение II Международного тюремного конгресса в Стокгольме в августе 1878 г. об учреждении в каждом государстве центрального управления для руководства всей пенитенциарной системой было положено в основу тюремной реформы в России 1879 г., что привело к улучшению условий содержания арестантов.

Принятые на III Международном тюремном конгрессе в Риме в ноябре 1885 г. принципы продовольствия заключенных с гигиенической и пенитенциарной точек зрения были взяты за основу при упорядочении организации питания заключенных и введении суточных норм питания в 1912 г.: требование первичного и периодических медицинских осмотров и взвешиваний заключенных, а также введение особого продовольственного режима для ослабленных заключенных были реализованы в нормах инструкций и наставлений по санитарной части, а также в принятии улучшенной нормы питания для больных арестантов [11, с. 17—20].

Решения VI Международного тюремного конгресса в Барселоне в августе 1900 г. относительно санитарной и врачебной части в тюрьмах отразились во введении в штаты тюрем и исправительных арестантских отделений (1903 г.) медицинского персонала, медицинских карточек (санитарных листков) на каждого арестанта (с 1912 г.), обязательных ежеквартальных медицинских осмотров (с 1911 г.).

Постановления VII Международного тюремного конгресса в Будапеште в августе 1905 г. были взяты за основу при подготовке особого совещания, выработавшего правила борьбы с развитием туберкулеза в местах заключения (циркуляр от 8 июля 1910 г. № 28), а также при принятии решения о строительстве специальных тюрем и отделений для больных туберкулезом в 1913 г. [9, с. 179—184].

На тюремных конгрессах основное внимание уделялось разработке международных стандартов обращения с заключенными. В результате обсуждения указанных проблем Международная комиссия по пенитенциарным вопросам разработала в 1926 г. первый вариант Правил обращения с заключенными, которые впоследствии в 1933 и 1951 гг. были пересмотрены. В 1949 г. до передачи функций Международной комиссии по пенитенциарным вопросам ООН Специальный консультативный комитет ООН рекомендовал Специальной комиссии пересмотреть Правила обращения с заключенными с учетом материалов рабочего документа, подготовленного Международной комиссией по пенитенциарным вопросам.

После упразднения Международной комиссии по пенитенциарным вопросам функции по организации борьбы с преступностью и разработке проблем исполнения уголовных наказаний вошли в

сферу деятельности ООН, основным организационным звеном которой в этом деле стали Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1955 г. на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Минимальные стандартные правила, которые два года спустя Экономический и Социальный Совет в своей резолюции 663-С (XXIV) от 31 июня 1957 г. одобрил и предложил правительствам государств — членов ООН неуклонно ими руководствоваться. На Конгрессе рассмотрены принципиально важные в пенитенциарном деле вопросы: о комплектовании, подготовке и статуте пенитенциарного персонала, его невоенном характере, об открытых пенитенциарных и исправительных заведениях, об исправительных работах и о предупреждении детской преступности.

На втором Конгрессе ООН по вопросам предупреждения преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в 1960 г. в Лондоне, обсуждались проблемы, связанные с новыми формами преступности среди несовершеннолетних, необходимость создания специальных служб полиции для предупреждения преступности несовершеннолетних, вопросы краткосрочного лишения свободы и интеграции тюремного труда с национальной экономикой, включая оплату труда заключенных.

Значительное место в обсуждении проблем пенитенциарной системы на третьем Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившем в Стокгольме в 1965 г., было отведено альтернативам тюремного заключения, режиму открытой среды.

В 1970 г. в Киото обсуждению статуса Минимальных стандартных правил обращения с заключенными в свете последних достижений в исправительной политике, участия общественности в предупреждении преступности, организации научно-исследовательской работы в целях определения политики в области социальной защиты была посвящена работа четвертого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Обращено внимание на необходимость очень гибкого применения Правил с тем, чтобы в полной мере учитывать особенности местных условий, коренящиеся в истории, традициях, социально-

экономических структурах и социально-культурных интересах различных регионов и стран.

На пятом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Торонто в 1975 г. рассмотрены положения пенитенциарной системы в XX в. ее модели и типы учреждений, применяемые в разное время и различных странах и их эффективность, перспективы развития тюрем и их возможности для содержания опасных преступников, препятствия на пути осуществления реформ в области исправительной деятельности.

Шестой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Каракасе в 1980 г. принял резолюцию по альтернативам тюремному заключению, в которой рекомендовал государствам — членам ООН продолжить активный поиск в этом направлении, в том числе и путем ликвидации правовых препятствий в законодательстве. Специальная резолюция посвящена разработке мер, направленных на возвращение заключенных к общественной полезной деятельности. На Конгрессе детально обсуждена проблема применения смертной казни.

Большой вклад в защиту прав несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, внес седьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Милане в 1985 г., разработавший Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

На восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в 1990 г. в Гаване, разработаны Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, а также Основные принципы обращения с заключенными. Конгресс определил области предупреждения преступности и уголовного правосудия, в которых возможна разработка новых стандартов, в число которых включены профессиональная подготовка персонала уголовного правосудия, типовые учебные программы в области правосудия несовершеннолетних, заключение под стражу, права человека и правовой статус заключенных и задержанных, трудовая деятельность и получение образования в тюрьме, обращение с заключенными-наркоманами и лицами, зараженными вирусом иммунодефицита человека или страдающими син-

дромом приобретенного иммунодефицита. Конгресс также принял Минимальные стандартные правила в отношении лиц, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), и определил основные направления борьбы с коррупцией.

Девятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшийся в 1995 г. в Каире, особое внимание обратил на необходимость совершенствования системы подготовки и повышения квалификации тюремного персонала, настоятельно рекомендовал расширять применение мер, не связанных с тюремным заключением, в вопросах исполнения уголовных наказаний укреплять координацию между пенитенциарной системой и более широкой системой уголовного правосудия, а также расширять обмен информацией и техническое сотрудничество на международном региональном и национальном уровнях.

В части выполнения на практике Минимальных правил обращения с заключенными Конгресс предложил государствам-членам обмениваться мнениями относительно улучшения условий содержания заключенных, в рамках национальных государств доводить информацию о фактических условиях содержания заключенных в пенитенциарных учреждениях до сведения широкой общественности, профсоюзных организаций, научных учреждений и соответствующих неправительственных организаций, стимулировать и оказывать поддержку проведению исследований, касающихся пенитенциарных систем, осуществляемых научными кругами и неправительственными организациями; обеспечить открытость информации о пенитенциарных системах.

Десятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся в апреле 2000 г. в Вене. На его рассмотрение выносились следующие вопросы: укрепление законности и упрочение системы уголовного правосудия, международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью, новые вызовы XXI в., эффективное предупреждение преступности в соответствии с новейшими достижениями, правонарушители и жертвы, ответственность и справедливость в процессе правосудия.

Таким образом, решения и рекомендации Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с заключенными определили не только

основные направления дальнейшего совершенствования отечественной пенитенциарной политики и практики исполнения уголовных наказаний, но и основное содержание этого процесса. Следует отметить, что изменения, которые проявились в политике в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, в законодательстве и практике его применения, осуществлялись на достигнутой за предшествующие годы нормативной и материальной базе пенитенциарной системы, ее персонала и апробированных многолетней практикой формах и методах работы с осужденными. Отброшены были лишь те компоненты, которые противоречили международным стандартам обращения с осужденными либо не вписывались в новые социально-экономические, правовые условия жизни Российского государства и общества. Преемственность во всем положительном была не только сохранена, но и существенно развита, что нашло свое отражение и в современном уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации.

Литература

1. Говард Дж. Энциклопедический словарь. М., 1940.

2. Давыдова Н.В., Пертли Л.Ф. Пенитенциарная медицина: история и люди: учебное пособие; Федеральная служба исполнения наказаний, Науч.-исслед. ин-т. М., 2011.

3. Давыдова Н.В., Пертли Л.Ф. Пенитенциарная медицина: история и люди. М., 2013. Вып. 2.

4. Ибрагимов О.А. Экономико-организационные проблемы комплектования профессиональных кадров в уголовно-исполнительной системе // Актуальные вопросы экономики, права и образования: сборник научных статей. Рязань: Филиал Московского института экономики, менеджмента и права, 2009.

5. Краинский Д.В. Материалы к исследованию истории русских тюрем в связи с историей учреждения Общества попечительного о тюрьмах. Чернигов, 1912.

6. Кузьмин С.И., Яковлева О.Н., Макар-чук О.И., Железная Ю.Ю. История исполнения уголовных наказаний в тюрьмах и колониях-поселениях России: учебное пособие; Федеральная служба исполнения наказаний, Науч.-исслед. ин-т. М., 2010.

7. Малинин Ф.Н. Постановления шести международных тюремных конгрессов и система-

тический указатель к ним // Тюрем. вестн. 1904. № 9.

8. Пертли Л.Ф. Организационно-правовые основы условий содержания заключенных в дореволюционной России: монография / под науч. ред. С.И. Кузьмина; Федеральная служба исполнения наказаний, Научно-исслед. ин-т. Москва, 2011.

9. Пертли Л.Ф. Правовые основы медико-санитарного обеспечения заключенных в дореволюционной России (1831—1917 гг.). // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 2.

10. Пертли Л.Ф. Материально-бытовое обеспечение осужденных в исправительных учреждениях России: практическое пособие: Москва, 2006.

11. Пертли Л.Ф. К вопросу о питании заключенных: международные рекомендации и иностранный опыт. Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1.

12. Пертли Л.Ф. Влияние зарубежного пенитенциарного опыта на уголовно-исполнительную политику Российской Империи в сфере материально-бытового и медицинского обеспечения заключенных. В сборнике: Зарубежный опыт исполнения уголовных наказаний: сборник научных статей. ФКУ НИИ ФСИН России. Москва, 2010.

13. Пертли Л.Ф. Об организации медицинской помощи больным туберкулезом заключенным в местах лишения свободы в Российской Империи в начале XX века. В сборнике: Реформирование уголовно-исполнительной системы. Проблемы медико-социальной адаптации лиц, отбывающих наказания и освобождающихся из мест лишения свободы: материалы международной научно-практической конференции. 2010.

14. Пертли Л.Ф. Первый начальник Главного Тюремного Управления Российской Империи Михаил Николаевич Галкин-Враской // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 3 (142).

15. Пертли Л.Ф. Уголовно-исполнительная политика Российской Империи в отношении несовершеннолетних арестантов. В сборнике: Актуальные проблемы деятельности воспитательных колоний ФСИН России: материалы международной научно-практической конференции. 2008.

16. Фумм А.М., Яковлева О.Н. Общие тенденции в развитии отечественного законодательства о наказаниях в конце XV—XVII вв. // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 4—5.

17. Фумм А.М. Первый российский съезд тюремных деятелей: вопросы организации труда арестантов // УИС: право, экономика, управление. 2015. № 4.

18. Фумм А.М., Яковлева О.Н. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: новые грани старых проблем // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 8.

19. Фумм А.М. Уголовно-исполнительные нормы как основа пенитенциарной политики Российского государства XVIII века // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 4 (8).

References

1. GovardDzh Entsiklopedicheskii slovar'. M., 1940.

2. Davydova N.V., Pertli L.F. Penitentsiarnaya meditsina: istoriya i lyudi: uchebnoe posobie; Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanii, Nauch.-issled. in-t. Moskva, 2011.

3. Davydova N.V., Pertli L.F. Penitentsiarnaya meditsina: istoriya i lyudi. Moskva, 2013. Vypusk 2.

4. Ibragimov O.A. Ekonomiko-organizatsionnye problemy komplektovaniya professional>nykh kadrov v ugolovno-ispolnitel>noi sisteme // Aktual>nye voprosy ekonomiki, prava i obrazovaniya: sbornik nauchnykh statei. Ryazan>: Filial Moskovskogo instituta ekonomiki, menedzhmenta i prava, 2009.

5. Krainskii D.V. Materialy k issledovaniyu isto-rii russkikh tyurem v svyazi s istoriei uchrezhdeniya Ob-shchestva popechitel'nogo o tyur'makh. Chernigov, 1912.

6. Kuzmin S.I., Yakovleva O.N., Makarchuk O.I., Zheleznaya Yu.Yu. Istoriya ispolneniya ugolovnykh nakazanii v tyur>makh i koloniyakh-poseleniyakh Rossii: uchebnoe posobie; Federal>naya sluzhba ispolneniya nakazanii, Nauch.-issled. in-t. M., 2010.

7. Malinin FN.Postanovleniya shesti mezh-dunarodnykh tyuremnykh kongressov i sistematicheskii ukazatel> k nim // Tyurem. vestn. 1904. № 9.

8. Pertli L.F. Organizatsionno-pravovye osnovy uslovii soderzhaniya zaklyuchennykh v dorevolyutsionnoi Rossii: monografiya / pod nauch. red. S.I. Kuz>mina; Federal>naya sluzhba ispolneniya nakazanii, Nauchno-issled. in-t. Moskva, 2011.

9. Pertli L.F. Pravovye osnovy mediko-sanitarnogo obespecheniya zaklyuchennykh v dorevolyutsionnoi Rossii (1831—1917 gg.). // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2009. № 2.

10. Pertli L.F. Material>no-bytovoe obespechenie osuzhdennykh v ispravitel>nykh uchrezhdeniyakh Rossii: prakticheskoe posobie: Moskva, 2006.

11. Pertli L.F. K voprosu o pitanii zaklyuchennykh: mezhdunarodnye rekomendatsii i inostrannyi opyt. Ugolovno-ispolnitel>noe pravo. 2012. № 1.

12. Pertli L.F. Vliyanie zarubezhnogo penitentsiarnogo opyta na ugolovno-ispolnitel>nuyu politiku Rossiiskoi Imperii v sfere material>no-bytovogo i meditsinskogo obespecheniya zaklyuchennykh. V sbornike: Zarubezhnyi opyt ispolneniya ugolovnykh nakazanii: sbornik nauchnykh statei. FKU NII FSIN Rossii. Moskva, 2010.

13. Pertli L.F. Ob organizatsii meditsinskoi pomoshchi bol>nym tuberkulezom zaklyuchennym v mestakh lisheniya svobody v Rossiiskoi Imperii v nachale XX veka. V sbornike: Reformirovanie ugolovno-ispolnitel>noi sistemy. Problemy mediko-sotsial>noi adaptatsii lits, otbyvayushchikh nakazaniya i osvobozhdayushchikhsya iz mest lisheniya svobody: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2010.

14. Pertli L.F. Pervyi nachal>nik Glavnogo Tyuremnogo Upravleniya Rossiiskoi Imperii Mikhail Nikolaevich Galkin-Vraskoi // Vedomosti ugolovno-ispolnitel>noi sistemy. 2014. № 3 (142).

15. Pertli L.F. Ugolovno-ispolnitel>naya politika Rossiiskoi Imperii v otnoshenii nesovershennoletnikh arestantov. V sbornike: Aktual>nye problemy deyatel>nosti vospitatel>nykh kolonii FSIN Rossii: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2008.

16. Fumm A.M., Yakovleva O.N. Obshchie tendentsii v razvitii otechestvennogo zakonodatel'stva o nakazaniyakh v kontse XV—XVII vv. // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 4-5.

17. Fumm A.M. Pervyi rossiiskii s»ezd tyuremnykh deyatelei: voprosy organizatsii truda arestantov // UIS: pravo, ekonomika, upravlenie. 2015. № 4.

18. Fumm A.M., Yakovleva O.N. Ugolovno-ispolnitel>nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: novye grani starykh problem // Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost>. 2015. № 8.

19. Fumm A.M. Ugolovno-ispolnitel'nye normy kak osnova penitentsiarnoi politiki Rossiiskogo gosudarstva XVIII veka // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2014. № 4 (8).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.