УДК: 341 ББК: 67.412.1
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОСТАТОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОРГАНОВ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ГРИЦАЕВ,
заместитель начальника кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.
E-mail: sgritsaev@yandex.ru ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ МОРГУН, адъюнкт кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: dmorghun@mail.ru Научная специальность 12.00.10 — международное право;
европейское право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Приводится краткая характеристика Международных остаточных механизмов для уголовных трибуналов, входящих в систему органов международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции). Проведено исследование Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов для исполнения основных функций Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии и Международного уголовного трибунала по Руанде, а также Остаточного механизма для Специального суда по Сьерра-Леоне.
Ключевые слова: международное уголовное право, международное уголовное правосудие, международная уголовная юстиция, Международный уголовный суд, Международный уголовный трибунал, Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов, Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии, Международный уголовный трибунал по Руанде, Специальный суд по Сьерра-Леоне.
Annotation. In the article the brief description of the Mechanism for International Criminal Tribunals and the Residual Special Court for Sierra Leone, in the system of international criminal justice.
Keywords: international criminal law, international criminal justice, the International Criminal Court, the Mechanism for International Criminal Tribunals, the Residual Special Court for Sierra Leone.
После 2010 года в системе органов международного уголовного правосудия (далее — ОМУП) появились новые виды учреждений, которые образованы на основе апробированных в 90-е гг. прошлого столетия способов: посредством принятия резолюции Советом Безопасности ООН и путем заключения соглашения государством с ООН. Речь идет о так называемых «международных остаточных механизмах для уголовных трибуналов»: Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов для исполнения основных функций Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии (далее — МТБЮ)
и Международного уголовного трибунала по Руанде (далее — МУТР), а также Остаточный механизм для Специального суда по Сьерра-Леоне. Вкратце рассмотрим данные инстанции.
На основании резолюции Совета Безопасности 1966 (2010) от 22 декабря 2010 г.1 Совет Безопасности учредил Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов (далее — МОМУТ) ввиду принятой концепции завершения работы МТБЮ и МУТР2. МОМУТ представляет собой специальную международную судебную инстанцию, которая после закрытия Трибуналов должна выполнять ряд их существенно
важных функций, включая суд над скрывшимися от правосудия лицами, относящимися к числу самых старших руководителей, подозреваемых в том, что они наиболее ответственные за преступления3.
Анализ Устава МОМУТ, утвержденного одноименной резолюцией Совета Безопасности, позволяет выделить особенности учрежденного ОМУП4.
Во-первых, МОМУТ является продолжателем материальной, территориальной, временной и персональной юрисдикции МТБЮ и МУТР, а также их прав и обязанностей;
Во-вторых, МОМУТ полномочен осуществлять судебное преследование лиц, которым МТБЮ или МУТР вынес обвинение и которые относятся к числу самых старших руководителей, подозреваемых в том, что они наиболее ответственны за преступления, подпадающие под юрисдикцию МОМУТ;
В-третьих, МОМУТ полномочен осуществлять в соответствии с положениями Устава судебное преследование:
• любого лица, которое намерено и сознательно вмешивается или вмешивалось в отправление правосудия им или Трибуналами;
• свидетеля, который намеренно и сознательно дает или дал ложные показания МОМУТ или Трибуналам;
В-четвертых, МОМУТ не полномочен издавать никаких новых обвинительных заключений в отношении каких-либо лиц помимо указанных (ст. 1 Устава МОМУТ)5.
Нормами Устава Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов предусмотрено выполнение функций по рассмотрению апелляций на судебные решения и приговоры МТБЮ и МУТР, которые находятся в юрисдикции МОМУТ, а также рассмотрение ходатайств о пересмотре судебных решений МТБЮ И МУТР (ст. 23, ст. 24 Устава).
Кроме рассмотренных аспектов нормами Устава предусмотрены разносторонние вопросы сотрудничества субъектов международного права с учреждаемым ОМУП: процедура передачи дел в национальную юрисдикцию, сотрудничество и судебная помощь, финансовые вопросы, исполнение приговоров, обустройство архивов МТБЮ и МУТР, являющихся собственностью ООН6.
Следует отметить, что учрежденный МОМУТ и национальные суды имеют параллельную юрисдикцию в отношении судебного преследования лиц, подпадающих под его юрисдикцию, при этом юрисдикция
данного Механизма имеет приоритет по отношении к юрисдикции национальных судов; на любом этапе производства по делу МОМУТ может официально просить национальные суды передать ему это дело в соответствии с Уставом и Правилами процедуры и доказывания (ст. 5)7.
Принятые Правила процедуры и доказывания МО-МУТ в содержательном аспекте повторяют аналогичные Правила МТБЮ и МУТР.
Примечательно, что рассматриваемый ОМУП поскольку создается как преемник двух самостоятельных международных трибуналов, имеет два отделения: для МТБЮ с местопребыванием в Гааге и для МУТР с местопребыванием Аруше (ст. 3)8. Оба отделения уже начали свою работу: отделение МОМУТ в Аруше, начало работу с 1 июля 2012 г., а отделение в Гааге с 1 июля 2013 г.9
Что касается временных рамок мандата, МОМУТ будет функционировать в течение первоначального периода, составляющего четыре года10. Совет Безопасности ООН проведет до конца этого первоначального периода, а позднее будет проводить каждые два года обзор хода работы данного Механизма, включая его работу над завершением своих функций, и после каждого такого обзора МОМУТ будет продолжать функционировать в течение еще двух лет, если Совет Безопасности ООН не примет иного решения.
В настоящее время сложилась весьма парадоксальная ситуация: после «запуска» МОМУТ с его отделениями параллельно с ним работали и Трибуналы, которые он должен был заменить11. С учетом того, что МУТР в конце 2015 г. завершил свой мандат, а резолюцией Совета Безопасности ООН S/RES/2256 (2015) от 21 декабря 2015 г. мандат МТБЮ вновь был продлен до 31 декабря 2016 г. 12, данная тенденция продолжает иметь место.
За этот период тройственного взаимодействия всем связанным друг с другом ОМУП удалось достичь следующих результатов: МТБЮ занимался рассмотрением трех апелляций и судебным производством по четырем делам, по которым обвиняемыми проходят высокопоставленные политические и военные деятели; МУТР завершил в 2013 г. производство по своим основным делам в первой инстанции, рассмотрел апелляции и официально прекратил свою деятельность; в декабре 2015 г. Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов вынес свое первое решение по апелляции13.
Второй международный остаточный механизм —
Остаточный механизм для Специального суда по Сьерра-Леоне (далее ОМСССЛ) — был учрежден на основании соглашения между правительством Сьерра-Леоне и ООН от 11 августа 2010 г.14 (далее — Соглашение). Подписанный сторонами договор был одобрен Парламентом Сьерра-Леоне 15 декабря 2011 г., после чего 01 февраля 2012 г. был подписан закон о ратификации двустороннего соглашения по Остаточному механизму15. Нормами Соглашения предусмотрено, что данный временный ОМУП создан с целями выполнения остаточных функций Специального суда по Сьерра-Леоне после его закрытия 2013 г.16: защита свидетелей, надзор за исполнением приговоров; ведение судебных дел и управление архивами Специального суда17.
Анализ Соглашения 2010 г. и иных правовых актов, регламентирующих его деятельности, позволяют разделить все функции ОМСССЛ на две категории: текущие и временные функции (ad hoc). К текущим задачам данного ОМУП, как отмечено, относится:
• техническое обслуживание, сохранение и управление архивами Специального суда по Сьерра-Леоне, которые постепенно будут перемещены в Национальный архивный фонд Голландии с дублированием копий документов во Фритаун;
• защита свидетелей и их поддержка при получении угроз в их адрес за показания и содействие в раскрытии преступлений;
• помощь национальным органам прокуратуры Сьерра-Леоне при получении правительственных запросов о предоставлении фактических данных и важной информации в рамках национального расследования, уголовного преследования, конфискации и разбирательства по делам о предоставлении убежища;
• надзор за исполнением приговоров.
К временным функциям (ad hoc) относятся следующие:
• реализовывать гарантии прав осужденных лиц в случае получения от них каких-либо запросов;
• обеспечение соблюдения и исполнения судебных приказов, а также наказание лиц, систематически их нарушающих;
• рассмотрение исков о компенсации;
• препятствование двойному осуждения лиц: в рамках ОМУП и национальной судебной системы;
• обеспечение в случае необходимости адвокат-
ской защиты и помощи в разрешении юридических вопросов18.
Таким образом, подводя итоги краткого анализа особенностей функционирования так называемых «остаточных механизмов», создаваемых с целями реализации стратегии завершении деятельности органов международного уголовного правосудия системы ad hoc, отметим, что, во-первых, в наши дни создано два таких механизма. Во-вторых, их функции по сути своей схожего характера: осуществление суда над скрывающимися от правосудия лицами, защита гражданских лиц, жертв и свидетелей, рассмотрение дел, квалифицируемых как «неуважение к суду», контроль за исполнением приговоров, вынесение судебных решений по делам, отнесенным к их компетенции и управление архивами органов международной уголовной юстиции, продолжателями которых они созданы.
1 Отметим, что при голосовании по данной резолюции Российская Федерация воздержалась. Комментирую данный шаг, Постоянный представитель Российской Федерации при ООН В. Чуркин отметил: «Принятие сегодняшней резолюции — это вынужденный шаг Совета, вызванный затягиванием трибуналами своей деятельности. Мы твердо исходим из того, что принятая сегодня резолюция — последняя о сроке деятельности трибуналов, и они будут полностью свернуты к концу 2014 г.». См. подробнее: Международным трибуналам дали срок // Радио ООН. URL: http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/77822 (дата обращения: 15.02.2016).
2 См. подробнее: Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/2193 (2014) от 18 декабря 2014 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N14/705/68/PDF/N1470568. pdf?OpenElement (дата обращения: 15.02.2016); Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/2194 (2014) от 18 декабря 2014 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N14/705/38/PDF/ N1470538.pdf?0penElement (дата обращения: 15.02.2016).
3 Резолюция Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 1966 (2010) от 22 декабря 2010 г. // Официальный сайт Организации объединенных Наций. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N10/706/10/PDF/N1070610. pdf?0penElement (дата обращения: 12.02.2016).
4 Устав Международного остаточного механизма для Уголовных трибуналов (МОМУТ). Резолюция Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 1966 (2010) от 22 декабря 2010 г. // Официальный сайт Организации объединенных Наций. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N10/706/10/ PDF/N1070610.pdf?0penElement (дата обращения: 12.02.2016).
5 Устав Международного остаточного механизма для Уголовных трибуналов (МОМУТ). Резолюция Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 1966 (2010) от 22 декабря 2010 г. // Официальный сайт Организации объединенных Наций.
URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N10/706/10/ PDF/N1070610.pdf?OpenElement (дата обращения: 12.02.2016).
6 About the Mechanism for International Criminal Tribunals // Mechanism for International Criminal Tribunals. URL: http://www. unmict.org/en/about (дата обращения: 12.02.2016).
Устав Международного остаточного механизма для Уголовных трибуналов (МОМУТ). Резолюция Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 1966 (2010) от 22 декабря 2010 г. // Официальный сайт Организации объединенных Наций. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N10/706/10/ PDF/N1070610.pdf?0penElement (дата обращения: 12.02.2016).
8 Устав Международного остаточного механизма для Уголовных трибуналов (МОМУТ). Резолюция Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 1966 (2010) от 22 декабря 2010 г. // Официальный сайт Организации объединенных Наций. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N10/706/10/ PDF/N1070610.pdf?0penElement (дата обращения: 12.02.2016).
9 Резолюция Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 1966 (2010) от 22 декабря 2010 г. // Официальный сайт Организации объединенных Наций. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N10/706/10/PDF/N1070610. pdf?0penElement (дата обращения: 12.02.2016).
10 Соответственно для отделения по МТБЮ этот период начинает отсчитываться с 2013 г., а для отделения по МУТР — с 2012 г.
11 Бирюков П.Н., Пронин А.В. Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов. Бритва Оккама на оборот // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. N 2. С. 11-14.
12 Резолюция Совета Безопаности Организации Объединенных Наций S/RES/2256 (2015) от 21 декабря 2015 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N15/447/36/PDF/ N1544736.pdf?0penElement (дата обращения: 25.02.2016).
13 Доклад Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций о работе Организации за 2015 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https:// documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N15/228/30/PDF/
N1522830.pdf?OpenElement (дата обращения: 12.02.2016); Third annual report of the International Residual Mechanism Criminal Tribunals ( from 1 July 2014 to 30 June 2015) // Mechanism for International Criminal Tribunals. URL: http://www.unmict.org/sites/ default/files/documents/150731-third-annual-report.pdf (дата обращения: 12.02.2016).
14 The RSCSL Agreement and Statute Concluded between the United Nations and the Government of Sierra Leone // Special Court for Sierra Leone. URL: http://www.rscsl.org/Documents/ RSCSL%20Agreement%20and%20Statute.pdf (дата обращения: 12.02.2016).
15 The Residual Special Court Its Operations and Mandate // Special Court for Sierra Leone. URL: http://www.rscsl.org/ (дата обращения: 12.02.2016).
16 Специальным судом к моменту окончания его деятельности завершены, включая апелляционную стадию, судебные процессы по обвинению трех бывших лидеров Революционного Совета Вооруженных Сил (РСВС), двух членов Сил Гражданской Обороны (СГО) и трех бывших руководителей Объединенного Революционного Фронта (ОРФ). В апреле 2012 г. Судебная палата признала виновным в пособничестве в совершении международных преступлений и планировании их совершения бывшего президента Либерии Чарльза Тейлора и приговорила его к 50 годам тюрьмы, В сентябре 2013 г. Апелляционная камера Специального суда по Сьерра-Леоне оставила в силе данный обвинительный приговор.
17 The RSCSL Agreement and Statute Concluded between the United Nations and the Government of Sierra Leone // Special Court for Sierra Leone. URL: http://www.rscsl.org/Documents/ RSCSL%20Agreement%20and%20Statute.pdf (дата обращения: 12.02.2016).
18 The Mandate of the Residual Special Court for Sierra Leone // Special Court for Sierra Leone URL:http://www.rscsl.org/ RSCSL-Mandate.html (дата обращения: 12.02.2016); The RSCSL Agreement and Statute Concluded between the United Nations and the Government of Sierra Leone // Special Court for Sierra Leone. URL: http://www.rscsl.org/Documents/RSCSL%20Agreement%20 and%20Statute.pdf (дата обращения: 12.02.2016).