Научная статья на тему 'Международные обязательства Российской Федерации в области защиты прав человека'

Международные обязательства Российской Федерации в области защиты прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4271
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / INTERNATIONAL TREATIES / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / OBLIGATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карташкин В. А.

Конституция Российской Федерации провозгласила естественный характер прав человека и превосходство международного права над национальным законодательством. В статье рассматриваются международные обязательства страны в области защиты прав человека, вытекающие из Конституции и ратифицированных РФ международных договоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International obligations of Russian Federation in the field of human rights protection

Russian Constitution proclaimed the natural character of human rights and supremacy of international law over national legislation. The article describes the international obligation of the country in the field of human rights protection proceeding from the constitution and the ratified international treaties of Russia.

Текст научной работы на тему «Международные обязательства Российской Федерации в области защиты прав человека»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (1)

В.А. Карташкин

Сектор прав человека Институт государства и права РАН

ул. Знаменка, 10, Москва, Россия, 119019

Конституция Российской Федерации провозгласила естественный характер прав человека и превосходство международного права над национальным законодательством. В статье рассматриваются международные обязательства страны в области защиты прав человека, вытекающие из Конституции и ратифицированных РФ международных договоров.

Ключевые слова: конституция, международные договоры, права человека, законодательство, обязательства.

Современное международное право предписывает государствам принимать законодательные, административные и иные меры для выполнения взятых на себя обязательств в области прав человека. При этом следует иметь ввиду, что все государства мира обязаны соблюдать основные права и свободы человека, как гражданские и политические, так и социально-экономические и культурные. Перечень этих прав зафиксированный во Всеобщей декларации, Пактах о правах человека и других ключевых международных документах является общепризнанным, и они приобрели в настоящее время характер jus cogens.

В Российской Федерации за последние десятилетия приняты существенные меры для гарантирования и реализации основных прав и свобод человека. Впервые в отечественной правовой истории наше государство признало естественный характер прав человека, записав в Конституции страны 1993 г., что они неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17). Более того, российская Конституция признала примат международного права над национальным законодательством. Как гласит ч. 4 ст. 15 Конституции, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами на всей территории Российской Федерации при осуществлении правосудия на основе общепризнанных принципов и норм и международных договоров Пленум Верховного Суда страны в 2003 г. принял специальное постановление [4]. Ссы-

лаясь на Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ [5], Верховный Суд заявил, что «положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты» (п. 3). Здесь, в частности, речь идет о положениях тех международных договоров, которые требуют от государств-участников принять законодательные и иные акты для выполнения взятых на себя обязательств.

В Постановлении Пленума Верховного Суда подробно разъясняется применение в Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров. Верховный Суд специально подчеркнул, что их «неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта» (п. 9).

Придавая важное значение правильному применению судами общей юрисдикции Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколов к ней, Пленум Верховного Суда в 2013 г. принял по этому вопросу специальное постановление [3].

В этом Постановлении Верховный Суд указал, что правовые позиции Европейского суда по правам человека должны учитываться при применении законодательства Российской Федерации. В частности, как подчеркнул Верховный Суд, «содержание прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должно определяться с учетом содержания аналогичных прав и свобод, раскрываемого Европейским Судом при применении Конвенции и Протоколов к ней» (п. 3). Более того, при пересмотре судебных актов в связи с нарушением Конвенции или Протоколов к ней суды должны учитывать позицию Европейского суда (п. 20). Придавая важное значение правильному применению принципа презумпции невиновности, закрепленному в Конституции и законодательстве страны, Пленум указал, что в «судебном акте не должны использоваться формулировки, из содержания которых следовало бы, что то или иное лицо совершило преступление, тогда как в отношении указанного лица отсутствует вступивший в законную силу обвинительный приговор или постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию» (п. 15).

Ограниченный объем доклада не позволяет автору подробно остановиться на всех тех мерах, которые принимаются в Российской Федерации для обеспечения прав и свобод, закрепленных в Конституции и международных договорах. Однако нельзя не отметить развивающийся процесс вовлечения гражданского общества в контроль за деятельностью правительства.

Наряду с Уполномоченным по правам человека и Советом по развитию гражданского общества и правам человека учреждены должности Уполномо-

ченного по правам ребенка и Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Россия является одной из стран, которая ратифицировала подавляющее большинство ключевых соглашений по правам человека, предусматривающих учреждение соответствующих конвенционных контрольных органов. Наша страна регулярно и своевременно отчитывается перед этими органами, направляя им доклады о принимаемых мерах по претворению в жизнь взятых на себя обязательств и о прогрессе, достигнутом в имплементации прав человека.

Россия ратифицировала и большинство дополнительных протоколов к ключевым международным соглашениям, предусматривающих процедуру рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушение прав человека.

Рекомендации, высказанные конвенционными контрольными органами при рассмотрении докладов и индивидуальных жалоб, наша страна тщательно рассматривает и многие из них выполняет.

Россия активно участвует в процедуре Универсального периодического обзора. В текущем году наша страна представила уже второй национальный доклад [1]. В этом докладе отмечаются как достижения по выполнению международных обязательств, так и неблагоприятные факторы, затрудняющие осуществление прав человека. К этим факторам относятся произвол в принятии решений государственными и муниципальными служащими, недостаточная оперативность реагирования и эффективность судов, низкая культура общественно-политического диалога в обществе и другие.

Серьезное отношение России к процедуре Универсального юридического обзора демонстрируется тем, что после первого доклада и принятых Советом по правам человека рекомендаций была создана специальная рабочая группа, которая проанализировала результаты УПО и наметила меры по реализации принятых выводов. К ним следует отнести реформу органов внутренних дел; предпринятые усилия по повышению уровня независимости судов и обеспечению их открытости; принятые меры по борьбе с коррупцией; ратификацию Конвенции о правах инвалидов и многие другие.

Вместе с тем следует отметить, что Российская Федерация не является участницей ряда международных соглашений по правам человека. К ним относятся Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей; Второй дополнительный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни; Факультативный протокол к Конвенции о правах детей; Римский статут Международного уголовного суда и др.

Вопросы ратификации этих международных договоров широко обсуждаются в парламенте, российским гражданским обществом, правительственными и неправительственными организациями. Однако единого мнения в этом отношении не существует.

Смертная казнь, например, остается в России de facto, но не de jure, поскольку в стране среди широкой общественности существует большая оппозиция ее законодательной отмене.

Ратификация ряда соглашений осложняется тем, что положения некоторых из них противоречат Конституции. Согласно, например, Римскому статуту Международного уголовного суда он применяется ко всем лицам без какого бы то ни было различия, включая глав государств и правительств, а также глав парламента. В соответствии с Конституцией РФ президент страны, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью (ст. 91 и 98). Они не могут быть задержаны, арестованы и даже подвергнуты обыску. Статут предусматривает, что в отношении любого гражданина того или иного государства МУС может выдать ордер на арест, и государство-участник обязано принять меры для его ареста и последующей выдачи. Согласно же Конституции РФ российский гражданин не может быть выдан другому государству (ч. 1 ст. 61).

Говоря о международных обязательствах России, следует иметь ввиду, что общепризнанные принципы и нормы международного права с момента возникновения не остаются неизменными, они зарождаются, зреют и в конечном итоге могут исчезнуть.

Существование и правовое содержание принципов и норм зависит от развития международных отношений. Поэтому их нормативное содержание не остается неизменным. Принцип уважения прав человека, например, как он был зафиксирован в Уставе ООН первоначально не означал гарантию и защиту основных прав и свобод личности. В настоящее же время соблюдение этого принципа предполагает защиту прав человека и пресечение их преступных нарушений [2. С. 66-75].

Изменилось содержание и принципа невмешательства во внутренние дела государств. Устав ООН запрещал Организации Объединенных Наций вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю юрисдикцию государств, в том числе в вопросы, относящиеся к соблюдению прав человека. Единственное исключение делалось только в отношении гл. VII Устава ООН, предусматривающей применение Организацией по решению Совета Безопасности принудительных мер в отношении государств, действия которых являются угрозой миру, нарушением мира или актом агрессии. В связи с принятием девяти ключевых и многих других договоров в сфере прав человека Организация Объединенных Наций получила право «вмешиваться» во внутренние дела государств и принимать решения и рекомендации по вопросам, относящимся к этой области [2. С. 66-75].

Международные обязательства государств постоянно расширяются как в связи с принятием новых договоров, так и с происходящими изменениями содержания принципов и норм международного права. Россия, как и все государства мира, обязана выполнять общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, участницей которых она является.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Доклад автора на Международной конференции (семинаре) «Актуальные вопросы защиты прав детей в практике Российской Федерации и Финляндии». Москва, 24 октября 2013 г. Российский университет дружбы народов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Док. ООН. Л/НЯС/24Л4 от 8 июня 2013 г.

[2] Карташкин В.А. Международная защита прав человека и внутренняя юрисдикция государств // Обозреватель. — 2013. — № 2. — С. 66-75.

[3] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» // Российская газета. — 2013. — № 6121. — 5 июля.

[4] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2003. — № 12.

[5] Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 29. — Ст. 2757.

INTERNATIONAL OBLIGATIONS OF RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF HUMAN RIGHTS PROTECTION

V.A. Kartashkin

Sector of Human Rights Institute of State and law

10, Znamenka st., Moscow, Russia, 119019

Russian Constitution proclaimed the natural character of human rights and supremacy of international law over national legislation. The article describes the international obligation of the country in the field of human rights protection proceeding from the constitution and the ratified international treaties of Russia.

Key words: constitution, international treaties, human rights, legislation, obligations.

REFERENCES

[1] Dok. OON. A/HRC/24/14 ot 8 iyunya 2013 g.

[2] Kartashkin V.A. Mezhdunarodnaya zashhita prav cheloveka i vnutrennyaya yurisdikciya go-sudarstv // Obozrevatel'. — 2013. — № 2. — S. 66-75.

[3] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Rossiyskoy Federacii ot 27 iyunya 2013 goda № 21 «O primenenii sudami obshhey yurisdikcii Konvencii o zashhite prav cheloveka i os-novnykh svobod ot 4 noyabrya 1950 goda i Protokolov k ney» // Rossiyskaya gazeta. — 2013. — № 6121. — 5 iyulya.

[4] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 10 oktyabrya 2003 g. № 5 «O primenenii sudami obshhey yurisdikcii obshhepriznannykh principov i norm mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnykh dogovorov Rossiyskoy Federacii» // Byulleten' Verhovnogo Suda Rossiyskoy Federacii. — 2003. — № 12.

[5] Federal'nyy zakon «O mezhdunarodnykh dogovorakh Rossiyskoy Federacii» ot 15.07.1995 № 101-FZ (red. ot 25.12.2012) // Sobranie zakonodatel'stva RF. — 1995. — № 29. — St. 2757.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.