Научная статья ■УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-73-77 EDN: https://elibrary.ru/uqipkd NIION: 2015-0066-4/23-760 MOSURED: 77/27-011-2023-04-959
Международные концепции обеспечения общественной безопасности с использованием национальных информационно-телекоммуникационных систем «Безопасный город» в ведущих странах мира
Руслан Ансарович Низаметдинов
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, ruslan.nizametdinovl999@yandex.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается применение информационно-телекоммуникационных систем в обеспечении общественной безопасности в ведущих странах мира на примере аппаратно-программных комплексов «Безопасный город». Анализируются конструкции систем обеспечения безопасности на основе применения информационно-телекоммуникационных технологий «Безопасного города», а также делается вывод о доминантной составляющей в данной сфере технологий Китая.
Ключевые слова: общественная безопасность, внедрение, развитие, технологии наблюдения, мировое пространство, международный опыт, система «Безопасный город», правовое регулирование, технологические платформы из Китая, системы обеспечения общественной безопасности
Для цитирования: Низаметдинов Р. А. Международные концепции обеспечения общественной безопасности с использованием национальных информационно-телекоммуникационных систем «Безопасный город» в ведущих странах мира // Вестник экономической безопасности. 2023. № 4. С. 73-77. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-73-77. EDN: UQIPKD.
Original article
International concepts of ensuring public safety using national information and telecommunication systems «Safe City»
in the leading countries ofthe world
Ruslan A. Nizametdinov
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, ruslan.nizametdinovl999@yandex.ru
Abstract. This article discusses the use of information and telecommunication systems in ensuring public safety in the leading countries of the world using the Safe City hardware and software systems as an example. The designs of security systems based on the use of information and telecommunication technologies of the «Safe City» are analyzed, and a conclusion is made about the dominant component in this area of China's technologies.
Keywords: public safety, implementation, development, surveillance technologies, world space, international experience, Safe City system, legal regulation, technology platforms from China, public safety systems
For citation: Nizametdinov R. A. International concepts of ensuring public safety using national information and telecommunication systems «Safe City» in the leading countries of the world. Bulletin of economic security. 2023;(4):73-7. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-73-77. EDN: UQIPKD.
В настоящее время мировые страны сталкиваются с рисками и вызовами, противоречиями и проблемами, которые необходимо решать путем модернизации национальных систем и возможностей обеспечения общественной безопасности. Несомненно, модернизация системы и потенциала современного состояния обще© Низаметдинов Р. А., 2023 № 4 / 2023
ственной безопасности является неизбежным требованием для предотвращения и устранения внешних угроз и установления прочной гарантии комплексного строительства современного государства, что, в свою очередь, определяет социальную стабильность в обществе и является предпосылкой национального процветания [4].
Bulletin of economic security - 73
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
В административно-правовой науке существует множество определений термина «общественная безопасность», однако вне зависимости от основы, по которой определяются критерии обеспечения общественной безопасности, содержание может меняться, но сущность будет неизменна [3, с. 69].
Общественная безопасность как правовая категория, с одной стороны, тесно связана с политическим, экономическим и социальным развитием государства, а с другой, общественная безопасность, должна основываться не только на складывающейся ситуации, но и постоянно совершенствовать систему и механизмы по эффективной защите жизни, здоровья, имущества граждан, а также безопасному функционированию организаций, предприятий, учреждений вне зависимости от форм собственности.
В современных реалиях развития социума, от государственных органов требуется создать всеобъемлющую многоуровневую структуру безопасности и реагирования на чрезвычайные ситуации, повсеместно внедрять систему обеспечения общественной безопасности инновационные формы и методы, включая информационно-телекоммуникационные технологии и системы искусственного интеллекта, которые с высочайшей точностью позволяют осуществлять точный мониторинг и раннее предупреждение, а также динамическую оценку рисков, что конечным итогом позволит трансформировать различные модели управления общественной безопасностью в превентивную.
Многие государства и крупнейшие мировые города по всему миру используют различные технологические платформы в процессе обеспечения общественной безопасности, как и национальные так и разработанные ведущими технологическими транснациональными компаниями.
Так, например, в 27 странах Европейского союза конструировались системы обеспечения безопасности на основе применения информационно телекоммуникационных технологий еще до начала Европейских интеграционных процессов, что в настоящий момент позволяет выделить различные типы систем обеспечения безопасности в Европейском союзе:
• западноевропейский: в странах этого субрегиона (Франция, Германия, Австрия и пр.) сохраняется традиционный подход к государству - «ночному сторожу», и по этой причине комплексные системы обеспечения безопасности чаще строятся на уровне муниципалитетов и регионов (например, федеральных земель в ФРГ и Австрии). При этом современные вызовы ставят перед государствами задачу централизации и унификации аппарата реагирования, однако в силу общественной критики на национальном уровне реализовано крайне небольшое количество функциональных подсистем «безопасного города» (по 10-15), в первую очередь связанные с природной и транспортной безопасностью и правопорядком [1];
• североевропейский: Норвегия, Исландия, Дания, Швеция, Финляндия. В данных странах системы обе-
спечения безопасности развиваются наиболее интенсивно при позитивном отношении общества к таким государственным инициативам. Так созданная в Финляндии система «Эрика» является одной из передовых аналогов «безопасного и умного города» в рамках всего Евросоюза. Данная система, как и другие системы скандинавских стран обеспечивают координацию ведомств в борьбе с различными угрозами (природные и транспортные угрозы), что в принципе является аналогом российской Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• восточноевропейский: следует констатировать, что в силу исторического опыта, в странах этого региона сфера ответственности государства гораздо шире, чем в Западной Европе. По этой причине в большинстве стран региона (Чехия, Польша, Латвия и пр.) комплексные системы обеспечения безопасности реализованы практически исключительно на национальном уровне, причем зачастую их нормативная правовая база относится еще к социалистическому периоду. При этом страны, испытавшие значительное влияние сопредельных более развитых государств (Чехия от Австрии, Эстония от Финляндии) в последние годы перенимают тенденции государств соседнего региона: в Эстонии строится модернизированная система «безопасного и умного города» по типу финской системы «ЭРИКА», а в Чехии все чаще применяется регионалистики подход, т. е. полномочия государства в сфере обеспечения безопасности передаются на уровень краев;
• южноевропейский: страны Южной Европы наиболее активно в Европейском союзе внедрили наднациональные системы обеспечения безопасности. По этой причине сегодня в таких странах, как Испания, Италия и Греция, некогда крупные национальные системы обеспечения безопасности были трансформированы в модель взаимодействия наднациональной системы с регионами при достаточно пассивном участии национального аппарата [1].
В большинстве стран Ближнего Востока существуют лишь отдельные элементы, связанные с системой комплексного обеспечения безопасности среды жизнедеятельности. Так, власти Алжира используют сеть видеокамер для мониторинга общественной безопасности и борьбы с преступностью; в настоящее время семь крупных городов Алжира покрыты обширной городской системой видеонаблюдения. В Египте присутствует довольно обширная система видеонаблюдения. Одним из элементов системы является национальная диспетчерская служба, которая осуществляет прием и обработку сообщений граждан о возникновении происшествий и нарушении правопорядка через единый номер «122» [2, с. 86].
Предшественником «Безопасного города» в Китайской народной республике является проект «Золотой щит», предложенный Министерством общественной безопасности в 1998 году. Его основной целью является использование современных информационных и комму-
никационных технологий для повышения эффективности работы органов общественной безопасности, а также реализация потребности динамического управления социальным обеспечением и расследованием и раскрытием преступлений.
«Безопасный город Китая» - это сверхкрупная всеобъемлющая система управления информацией, возглавляемая Министерством общественной безопасности для поддержания социальной стабильности и гармонии, система и система защиты человека, а также предотвращение и контроль стихийных бедствий. Основным компонентом безопасного города Китая является система видеонаблюдения, которая использует платформу обмена данными на уровне города для реализации совместного использования ресурсов [5].
Страны и города по всему миру теперь используют технологические платформы общественной безопасности и наблюдения из Китайской Народной Республики (КНР). Движущие силы этой тенденции сложны и связаны с расширением геополитических интересов Китая, усилением рыночной власти его технологических компаний и условиями в государствах-получателях, которые делают китайские технологии привлекательным выбором, несмотря на проблемы безопасности и конфиденциальности. Как «выталкивающие», так и «притягивающие» факторы способствуют более широкому использованию китайской технологии наблюдения: страны, которые имеют стратегическое значение для КНР, с большей вероятностью примут ее, как и страны с высоким уровнем преступности.
Основной задачей «Безопасного города» в Китайской народной республике является построение комплексной системы управления городской полицией с системой видеонаблюдения в качестве основного органа, широкое внедрение в деятельность полиции достиже-
100 80
>
го
3
I 60
1Л
а»
4-*
С
3
8 40
ч-
О
а;
.а
Е
= 20
ний науки и техники, полная мобилизация сил и средств различных государственных органов, городского управления в провинциях по совместной защите общества от различных угроз.
Необходимо отметить, что в первой четверти XXI века Китай является страной с самым быстрым развитием видеонаблюдения в мире, и 100-процентный охват камер наблюдения уже может быть достигнут в крупных городах первого уровня. Согласно последним данным отраслевой исследовательской компании ШБ Магкй, в Китае установлено 176 миллионов камер наблюдения в общественных и частных местах, включая аэропорты, вокзалы и улицы, по сравнению с примерно 50 миллионами в США. Ожидается, что количество камер, установленных в Китае, увеличится до 626 миллионов в течение трех лет [5].
Успешное развитие технологических платформ по обеспечению общественной безопасности и наблюдения позволило использовать данные китайские технологические платформы наблюдения по крайней мере в 80 странах мира с 2008 года. Большинство этих внедрений произошло в последние несколько лет (см. рис. 1) [6].
Эти оценки сосредоточены на технологических платформах наблюдения, используемых специально для охраны правопорядка и общественной безопасности. В этом смысле измерение отличается от некоторых других исследований аналитических центров, в которых обсуждается более широкое использование информационных технологий или технологий наблюдения в КНР и в других странах. Проекты, основанные на указанных выше типах платформ, обычно называются проектами «Безопасный город» ) - термин, используемый
крупнейшим мировым поставщиком этих платформ, компанией Huawei, - которые включают платформу интеграции данных и аналитики, которая поддерживает
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Рис. 1. Внедрение китайских технологических платформ наблюдения и общественной безопасности
№4/ 2023 Bulletin of economic security__- 75
0
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рис. 2.Исполъзование Китайских технологических платформ наблюдения для обеспечения общественной безопасности в мире [5]
или более высокотехнологичных центров управления и контроля.
В качестве примера расширения технологических платформ наблюдения в сфере обеспечения общественной безопасности, разработанных компанией Huawei, можно предложить подписание 29 соглашений между КНР и Филиппинами, результатом которых стало учреждение проекта «Проект безопасных Филиппин», в рамках которого Департамент внутренних дел и местного самоуправления Филиппин (01ЬС) согласился сотрудничать с Huawei и Китайской международной телекоммуникационной и строительной корпорацией (С1ТСС) для строительства Система наблюдения с 12 ООО камер, направленных на обеспечение общественной безопасности. В рамках сделки были поставлены цели по снижению преступности на 15 % и сокращению времени реагирования на происшествия на 25 %, (примерная смета проекта 400 млн долларов и строительством интегрированного центра управления, связи и операций (позже именуемый Интеллектуальным центром управления, управления и связи, 1С4), который будет заниматься видеонаблюдением, а также управлением информацией и аналитикой, связывая Филиппинскую национальную полицию, Б1ЬС, национальная система 911, а также пожарные и пенетрационных службы. В случае с Филиппинами заинтересованность правительства страны-получателя в снижении уровня преступности и готовность Китая предоставить финансирование для развития проекта помогли воплотить его в жизнь, в то время как озабоченность о безопасности и конфиденциальности китайских технологий вызвали серьезные споры и противодействие в законодательном органе Филиппин.
Споры по поводу таких проектов происходят не только в Индо-Тихоокеанском регионе. На Мальте пра-
вительство учредило компанию под названием «Безопасный город Мальта», которая, в свою очередь, вступила в государственно-частное партнерство с Huawei (у Huawei также есть проект 5в на Мальте). Однако граждане возражали против использования распознавания лиц, и официальные лица США выразили обеспокоенность мальтийской прессе тем, что данные «могут оказаться в Пекине... (и быть) использованы в авторитарных целях». Впоследствии директор проекта заявил, что Huawei не будет эксплуатировать оборудование и не будет иметь прямого доступа даже для оказания технической поддержки, добавив, что «данные будут храниться на Мальте и останутся на Мальте в соответствии с политикой безопасности и хранения данных». Аналогичным образом проект Huawei «Безопасный город» в столице Сербии Белграде стал предметом разногласий между Министерством внутренних дел Сербии и наблюдательными органами гражданского общества, которые выразили обеспокоенность по поводу совместимости видеонаблюдения с Законами Сербии о защите данных и конфиденциальности [6].
Все больше стран с высоким уровнем преступности сравнительно чаще перенимают эти технологии, вместе с тем и ведущие страны мира, также перенимают эти технологии так как технологии системы «Безопасного города» стали играть большую роль в системах обеспечении общественной безопасности.
Корреляции, существующие между уровнями насильственных преступлений и внедрением различных национальных и транснациональных технологий наблюдения и охраны правопорядка, предполагают о вывод о том, такие платформы как реальное потенциальное решение важных проблем, стоящих перед их населением.
В заключении можно сказать, что использование системы «Безопасный город» в мировой практике - это,
прежде всего, потребность в управлении общественной безопасностью, а также в предотвращении и контроле социальной защиты населения. Не вызывает сомнений, что крупномасштабная и комплексная система Безопасный город может удовлетворить потребности в управлении всех привлекаемых сил и средств по обеспечению общественной безопасности, в частности: городского управления, управления дорожным движением, управления в условиях чрезвычайных ситуаций, в условиях распространения пандемий и эпидемий и т. д. Из всего этого следует, что система «Безопасный город» имеет огромное значение и внедрение ее уже показало свою эффективность в мире.
Список источников
1. Кувшинов Д. Л. Как устроена система безопасности в странах Евросоюза? Интернет-портал организационно-методического и нормативно-технического обеспечения мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город» // URL: https://apkbg.info/ opinions-ru/kak-ustroena-sistema-bezopasnosti-v-stranax-evrosoyuza (дата обращения: 12.02.2023).
2. Колеганов С. В., Кувшинов Д. Л., Пигина С. В., Федотов А. В., Щедров И. Ю., «Безопасный город» в регионах мира: сравнительный анализ с российской концепцией. «Технологии гражданской безопасности», том 18, 2021, № 3 (69) (дата обращения: 12.02.2023).
3. Микаилов С. М., Богомолов А. Н. Общественная безопасность как понятие и как стратегический национальный приоритет в сфере обеспечения национальной безопасности II Молодой ученый. 2017. № 39 (173). С. 68-71; Виноградова О. П. Отдельные вопросы понимания категории «общественная безопасность» / О. П. Виноградова, П. В. Елфимов II Личность, право, государство. 2019. № 1. С. 86-94. EDN: TZJFOP (дата обращения: 12.02.2023).
4. Dealing with demand for China's global surveillance exports URL: https://www.brookings.
edu/articles/how-china-is-responding-to-escalating-strategic-competition-with-the-us (дата обращения: 12.02.2023).
5. ChinaDigital Space URL: https://chinadigitaltimes-net.translate.goog/space (дата обращения: 12.02.2023).
6. China's global surveillance exports. URL: https:// www.brookings.edu/wp (дата обращения: 12.02.2023).
References
1. Kuvshinov D. L. How is the security system in the EU countries? Internet portal for organizational, methodological and regulatory and technical support of measures for the construction and development of the agro-industrial complex «Safe City» II URL: https://apkbg.info/ opinions-ru/kak-ustroena-sistema-bezopasnosti-v-stranax-evrosoyuza (accessed: 12.02.2023).
2. Koleganov S. V, Kuvshinov D. L., Pigina S. V., Fedotov A. V., Shchedrov I. Yu. «Safe city» in the regions of the world: a comparative analysis with the Russian concept. Civil Security Technologies, Volume 18, 2021, No. 3 (69) (accessed: 12.02.2023).
3. Mikailov S. M., Bogomolov A. N. Public security as a concept and as a strategic national priority in the field of ensuring national security II Young scientist. 2017. No. 39 (173). P. 68-71; Vinogradova O. P. Separate questions of understanding the category «public security» / O. P. Vinogradova, P. V. Elfimov II Personality, law, state. 2019. No. 1. P. 86-94. EDN TZJFOP (accessed: 12.02.2023).
4. Dealing with demand for China's global surveillance exports II URL: https://www.brookings.edu/ articles/how-china-is-responding-to-escalating-strategic-competition-with-the-us (accessed: 12.02.2023).
5. China Digital Space II URL: https:// chinadigitaltimes-net.translate.goog/space (accessed: 12.02.2023).
6. China's global surveillance exports II URL: https:// www.brookings.edu/wp (accessed: 12.02.2023).
Информация об авторе
P. А. Низаметдинов - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров (по кафедре административного права) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the author R. A. Nizametdinov - Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel (at the Department of Administrative Law) of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 04.05.2023; одобрена после рецензирования 03.07.2023; принята к публикации 04.09.2023.
The article was submitted 04.05.2023; approved after reviewing 03.07.2023; accepted for publication 04.09.2023.
№ 4 / 2023
Bulletin of economic security
77