Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКОМУ И ИНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ: ОПЫТ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЯПОНИИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКОМУ И ИНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ: ОПЫТ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЯПОНИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политический экстремизм / терроризм / сепаратизм / КНР / Япония / противодействие экстремизму / координация деятельности / экстремизм / экстремистские идеологии / экстремистские материалы / political extremism / terrorism / separatism / China / Japan / countering extremism / coordination of activities / extremism / extremist ideologies / extremist materials

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Янгиров Ильназ Ильгизович

В статье представлено формирование, причины и основные цели существующих и функционирующих систем противодействия политическому экстремизму в ведущих азиатских странах, для сравнительного анализа и последующего принятия опыта и сотрудничества в это сфере. Оценка эффективности, концептуальные подходы и возможность использования в отечественной политической действительности тех или иные решений, аспектов, подходов в сфере противодействия экстремизму, терроризму, сепаратизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL CONCEPTS FOR THE FORMATION OF A SYSTEM OF COUNTERING POLITICAL AND OTHER EXTREMISM: THE EXPERIENCE OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA AND JAPAN

The article presents the formation, causes and main goals of existing and functioning systems for countering political extremism in leading Asian countries, for comparative analysis and subsequent adoption of experience and cooperation in this area. Evaluation of effectiveness, conceptual approaches, and the possibility of using certain decisions, aspects, approaches in the field of countering extremism, terrorism, separatism in domestic political reality.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКОМУ И ИНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ: ОПЫТ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЯПОНИИ»

УДК 343.3

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКОМУ И ИНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ: ОПЫТ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

И ЯПОНИИ

Янгиров Ильназ Ильгизович

Аспирант,

ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологии»

В статье представлено формирование, причины и основные цели существующих и функционирующих систем противодействия политическому экстремизму в ведущих азиатских странах, для сравнительного анализа и последующего принятия опыта и сотрудничества в это сфере. Оценка эффективности, концептуальные подходы и возможность использования в отечественной политической действительности тех или иные решений, аспектов, подходов в сфере противодействия экстремизму, терроризму, сепаратизму.

Ключевые слова: политический экстремизм, терроризм, сепаратизм, КНР, Япония, противодействие экстремизму, координация деятельности, экстремизм, экстремистские идеологии, экстремистские материалы.

Современная политическая действительность в глобальном плане находиться в состоянии нарождающегося конфликта, по мнению гражданского общества и лидеров некоторых государств. Подобная оценка является сугубо субъективной и политической, однако подобные настроения в общественном информационном поле создаёт необходимые основы для формирования девиантных или просто экстремистских идей, источником которых является страх перед неопределённым будущем.

Следует понимать, что экстремизм - это качество или состояние, подразумевающее за собой пропаганду и приверженность к крайним мерам и взглядам. И существует ещё множество других определений такого существенного, в наше время, термина: Экстремизм в любом виде - это особая форма политического насилия, отличающаяся жестокостью, целеустремленностью и эффективность [5]. Экстремизм -как противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основном конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений [13]. Экстремизм - это идеология и практика использования крайних, как правило, противозаконных мер для достижения поставленных целей, связанных с нарушением неотъемлемых конституционных прав граждан, интересов общества и государства. И т. д. и т. п.

Обобщая множество представленных и непредставленных расшифровок термина экстремизм, мы можем прийти к тому, что это приверженность к идеологии радикальных взглядов, технологий и инструментов, для достижения политических целей и отчуждения политических, религиозных, социальных и иных групп от аппарата принятия решений и их исполнения.

И все государства, которые на данный момент существуют и функционирует на нашей планете, понимают опасность данного явления и принимают все возможные меры по регулированию подобных событий, начиная от контроля и заканчивая нивелированием последствий. Построение эффективной системы противодействий политическому и иному экстремизму во многих странах имеет собственные как сильные, так и слабые стороны, что зависят от географической, социальной и культурной обстановки в стране. И уже сейчас, наиболее преуспевающие в построение системы

противодействия государства активно обмениваются опытом, теоретическим и практическим, для формирования глобальной системы подавления экстремизма в его самой радикальной форме, от идей шовинизма до инструментов терроризма.

Наша страна в этом плане опирается на опыт Западных стран, которые признаны наиболее либерально-демократичными и эффективными по мнению общества в плане построения и формирование систем противодействия радикальным идеям. Однако, по причине нарастающей напряженности, многие информационные каналы и дипломатические мосты заморожены на неопределенное время. И это сыграло в некотором случае и положительную роль, так как теоретики и практики противодействия экстремизму обратились к странам-соседям и иным глобальным политическим игрокам, в том числе и к странам Дальнего Востока.

В Японии, проблема политического экстремизма и терроризма как его крайний формы имеет свои специфические черты и проявления [1]. И правая и левая экстремистская идеология в «стране восходящего солнца» имеет свои основы и питательную среду. Для нашего Отечества, которые в годы Второй Мировой Войны успело повоевать с японскими силами, было бы очень неприятно узнать, что в годы после окончания, ультраправые националисты не раз пытались вновь прийти к власти, используя для этого самые разные инструменты: от написания книг и трактатов для пропаганды среди населения и заканчивая террористическими атаками, убийством политиков и поднятие восстаний, путчей, в рядах Японских Сил Самообороны. XX век для Японии стал настоящей катастрофой, так как возникшее «новое правое крыло» стало сильной, агрессивной и активной политической силой, раз за разом предпринимая попытки покушения на жизни высокопоставленных чиновников, от бывшего премьер-министра до мэра.

И, как если бы этого было мало, голову поднимает и левые силы в стране. Влияние идей марксизма и анархизма были идеологически подхвачены и обоснованы Канити Курудой, который провозгласил самой главной целью уничтожение государственной власти и бюрократии с господством Коммунистической партии Японии. Шестидесятые годы проходили в тяжелом противоборстве полиции с митингующими, а спустя какие несколько лет численность левых экстремистских организаций в стране выросло вдвое. Левые идеологи экстремизма тоже не боялись запачкать руки, активно противостоя власти: от закидывания бомбами государственных зданий и заканчивая захватами самолётов и ударами по посольствам Западных партнёров в стране. И как будто этого было мало, по данным японской полиции, боевики японского происхождения замечены в связке с Северо-Корейскими спецслужбами, в которой на данный момент всё ещё существует коммунистический строй.

И хотя количество членов экстремистских групп, по сути, малочисленны и составляют невозможно малый процент от общего населения страны, и формально не представляют серьезной угрозы для правительства, власти Японии обеспокоены тем примером, что они могут подать своими актами насилия. На счастье, насильственные протесты радикалов проходят по мнению общества по причине маргинальных целей и значимой поддержкой не обеспечены. Всё это говорит о том, что как общественность, так и правительство, относиться к подобным действиям терпимо, если они экстремисты находятся в неких определённых общественным сознанием формах и границах поведения. Для современной Японии, подобные выходки являются ничем иным как неотъемлемым свойством функционирующей демократии. И если не считать наиболее радикальные действия, большинство беспорядков и митингов проходят в установленных формах: группы получают законные разрешения и придерживаются назначенных маршрутов под присмотром полиции. Плакаты, мегафоны - разрешены, и даже редкие стычки с полицией и нарушения движения транспорта редко приводят к арестам.

Подобные реверансы в сторону власти и со стороны власти говорит о том, что наиболее радикальные элементы и акторы политического экстремизма в Японии практически мгновенно выходят с границ страны, отдаваясь под суд как международный терроризм, а не внутренний экстремизм. С одной стороны, это очень удобно и позволяет сконцентрировать ресурсы целого мира, если не политического блока в решение данной

проблемы: задержания и отправки под суд радикалов. С другой же стороны, это ставит под сомнение собственные силы Японии, их возможность самостоятельно принимать решений и действовать исходя из них. Это ещё не лишение суверенитета, но тревожный знак несамостоятельности уголовный системы в стране, её слабости по отношению к внутренним противникам действующей власти. Однако, целостность страны не подлежит сомнениям, а их собственная система противодействия не даёт сбоев, как в плане сохранения демократических гражданских институтов, так и в плане функционирования государства и правительства. Возможно, их особой подход и путь, что жизнеспособен только в подобных условиях, может привести к положительным последствиям в итоге.

Иная ситуация у другого, более могущественного в экономическом плане, игрока и вечного соперника Японии в регионе - Китая. Кроме опасности расширения экстремисткой идеологии внутри страны, такой как идея сепаратизма со стороны Тибетского автономного района или же Тайваня, Китайской Народной Республике угрожают в западной части страны ряд террористических мусульманских организаций. И на фоне роста террористических угроз, расширение идеологии экстремистских идеологий и технологий, Пекин призывает международное сообщества для созданий координированный системы противодействия, по согласованным международным стандартам [10].

В которые входит активное участие ООН и его Совета безопасности для повышенной эффективности и единства координации согласованных действий, ведь подразумевается комплексный подход, который включает в себя меры, принятые как в сфере политики и экономики, так и безопасности с разведкой. С дальнейшей целью ликвидации как симптомом политического экстремизма, так и причин в целом, для устранения источников возникновения в дальнейшем. Любая военная операция в этом плане должна отвечать Уставу ООН и соответствовать её резолюциям. Международное сообщество должно быть незыблемым и объективным, подавляя и ликвидируя террористическую и экстремистскую угрозу невзирая на её формы, против кого или во имя чего были предприняты противоправные действия. Нельзя, по мнению Пекина, идентифицировать терроризм как этнический или религиозный. Нельзя допускать двойных стандартов оценки данного действия, идеологии, актора политики.

Китай, оформил и принял закон по противодействию террористической деятельности, который позволяет вооруженным силам Китая участвовать в контртеррористических миссиях за пределами страны, обмениваться разведданными в это процессе и включать новые разработки в принятую военную доктрину. Вместе с тем, Китай уверен, что жесткие меры не позволят искоренить проблему и предлагает методы реабилитации экстремисткам и террористам, с последующим наблюдением как во время уголовного наказания, так и после. КНР разрешает себе, согласно документу, принятому в 2019 году, использовать превентивные меры и обмениваться опытом.

И тем не менее, в настоящее время, диалог между Китаем и его зарубежными партнёрами осложнен, так как обе стороны не сошлись в приверженности к одному подходу противодействия. Камнем преткновения с зарубежными коллегами стало философско-идеологическая оценка экстремизма, терроризма и сепаратизма в Китае. «Три силы зла», в КНР, неразделимы и это вызывает непонимание мирового сообщества. А китайская модель противодействия основывается на концепции верховенства закона, но с китайской спецификой, что также является формальной преградой для обмена опытом в плане противодействия политическому экстремизму, терроризму и сепаратизму [11].

Китай активно придерживается собственной точки зрения, выступает против любого вида терроризма и намерено укреплять сотрудничество с мировым сообществом для нанесение комплексного удара по данной сфере, от экстремизма до терроризма. Пекин оказывает гуманитарную поддержку любой стране, что так или иначе пострадала от действий террористов. И подобную политику, по результатам многих опросов в стране поддерживают, китайцы одобряют решительные действия своего правительства в мировой системе противодействий политическому экстремизму, терроризму и сепаратизму [7].

Исходя из всего вышесказанного, можно придти к определённым выводам, что Азиатский опыт противодействий политическому экстремизму, терроризму и даже сепаратизму несёт в себе особенности региона, нации и культуры, социальной и политической. Для нашей страны, которая на данный момент времени находиться в определенной политической изоляции, сотрудничество с представленными выше странами будет нести положительный характер, хотя в плане комплексных мероприятий и акций двух стран или более в плане теоретически-практического осмысления и формирования эффективной системы противодействия политическому и иному экстремизму в регионе в целом.

Список использованных источников

1. Алексеев Олег Николаевич Экстремизм в Японии как общественно политическая проблема // Теория и практика общественного развития. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekstremizm-v-yaponii-kak-obschestvennopoliticheskaya-problema (дата обращения: 23.05.2024].

2. Васильев Л. Е. О некоторых аспектах борьбы Китая с силами «трех зол» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-nekotoryh-aspektah-borby-kitaya-s-silami-treh-zol (дата обращения: 23.05.2024].

3. Вероника Николаевна Панасенко. Оценка опыта противодействия экстремизму и терроризму в Китайской Народной Республике // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56]. С. 191-197.

4. Ищенко С. А. Административно-правовые и другие аспекты экстремизма в современном обществе (история, становление и развитие] // Административное право и процесс. 2018. № 5. С. 13-22.

5. Казанцев В. Е. Политика Китая по противодействию идеологии терроризма и профилактике экстремизма / В. Е. Казанцев. - Текст: электронный // Инновационный потенциал молодежи: культура, духовность и нравственность: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции

6. Казанцев В. Е. Политика Китая по противодействию идеологии терроризма и профилактике экстремизма / В. Е. Казанцев. - Текст: электронный // Инновационный потенциал молодежи: культура, духовность и нравственность: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 2-6 декабря 2019 г.]. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. -С. 158-162. - URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/83601 (23.05.2024]

7. Койбаев Борис Георгиевич, Золоева Зарина Тамерлановна ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ // Гуманитарные и юридические исследования. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-protivodeystviya-ekstremizmu-i-terrorizmu-v-kitayskoy-narodnoy-respublike (дата обращения: 23.05.2024].

8. Курочкин И. А. О некоторых аспектах противодействия терроризму в Китайской Народной Республике // Научное сообщество студентов XXI столетия. общественные науки: сб. ст. по мат. LXIV международная студ. науч.-практическая конференция. № 4(63]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibac.info/archive/social/4(63].pdf (дата обращения: 23.05.2024].

9. Курочкин, И. А. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями террористической и экстремистской направленности в Китайской Народной Республике / И. А. Курочкин. - Текст: непосредственный // Новый юридический вестник. - 2019. - № 1 (8]. - С. 72-75. - URL: https://moluch.ru/th/9/archive/113/3812/ (дата обращения: 23.05.2024].

10. Манцуров А. Ю. Правовые основы борьбы с терроризмом в китайской народной республике как составляющая обеспечения национальной безопасности // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXI междунар. науч.-практ. конф. № 5 (56]. Новосибирск: СибАК, 2016

11. Фролова И. Ю. Особенности национальной политики КНР на современном этапе // Проблемы национальной стратегии. М. : РИСИ, 2018. № 5 (50].

12. Хлебушкин, А. Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации: Автореф. дис... канд. юрид. наук / Хлебушкин Артем Геннадьевич; Саратовский юридический институт МВД России. - Саратов, 2007. - 215 с. -Текст: непосредственный.

INTERNATIONAL CONCEPTS FOR THE FORMATION OF A SYSTEM

OF COUNTERING POLITICAL AND OTHER EXTREMISM: THE EXPERIENCE

OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA AND JAPAN_

Yangirov I.I.

The article presents the formation, causes and main goals of existing and functioning systems for countering political extremism in leading Asian countries, for comparative analysis and subsequent adoption of experience and cooperation in this area. Evaluation of effectiveness, conceptual approaches, and the possibility of using certain decisions, aspects, approaches in the field of countering extremism, terrorism, separatism in domestic political reality.

Keywords: political extremism, terrorism, separatism, China, Japan, countering extremism, coordination of activities, extremism, extremist ideologies, extremist materials.

Учредитель журнала: Тихонова Жанна Сергеевна Издательство: Индивидуальный предприниматель Тихонова Жанна Сергеевна Адрес Издательства: 346715, РОССИЯ, обл. РОСТОВСКАЯ, р-н АКСАЙСКИЙ Печатается в типографии: Издательство профессиональной прессы и литературы «Профпресслит», ИП Нефедов Д.В., г. Ростов-на-Дону Подписано в печать 05.06.2024г. Выход в свет 10.06. 2024г. Тираж 500 экз. Заказ № РПР-021/11-24. Цена свободная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.