Научная статья на тему 'Международные конкурсные торги в контексте развития электронной торговли'

Международные конкурсные торги в контексте развития электронной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНКУРСНЫЕ ТОРГИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / INTERNATIONAL COMPETITIVE BIDDING / ECONOMIC DIPLOMACY / ELECTRONIC COMMERCE / CONTRACT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллов Виктор Николаевич

Рецензия на учебное пособие А.Н. Захарова. Международные конкурсные торги: учеб. пособие / А.Н. Захаров; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. мировой экономики. 3-е изд. перераб. и доп. М.: МГИМО Университет, 2018. 248, [1] с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириллов Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International competitive bidding in the context of e-commerce development

Review of the textbook by A.N. Zakharov. International Competitive Bidding: studies. 3rd ed. Moscow: MGIMO University, 2018. 248, [1] p.

Текст научной работы на тему «Международные конкурсные торги в контексте развития электронной торговли»

Вестник МГИМО-Университета. 2018. 5(62). С. 165-173 РО! 10.24833/2071-8160-2018-5-62-165-173

РЕЦЕНЗИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНКУРСНЫЕ ТОРГИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

В.Н. Кириллов

Государственный университет управления

Рецензия на учебное пособие А.Н. Захарова. Международные конкурсные торги: учеб. пособие / А.Н. Захаров; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. мировой экономики. - 3-е изд. перераб. и доп. М.: МГИМО - Университет, 2018. 248, [1] с.

Ключевые слова: международные конкурсные торги, экономическая дипломатия, электронная торговля, контрактная система

В учебном пособии излагаются вопросы организации закупок и размещения заказов посредством международных конкурсных торгов (МКТ), а также их дипломатической поддержки. Приводится мировой опыт организации международных конкурсных торгов развитыми странами, такими как США, Германия, а также международными финансовыми организациями. Показаны специфика и направления совершенствования конкурсных торгов в России. Представлен обзор изменений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, вступивших в силу в 2018 г. Издание предназначено для студентов МГИМО, изучающих курсы «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Внешнеэкономическая деятельность», «Международные конкурсные торги», «Дипломатическая поддержка МКТ», «Экономическая дипломатия», «Энергетическая дипломатия», «Международная энергетическая безопасность», «Экономическая безопасность России».

По структуре учебное пособие состоит из введения, семи основных частей, заключения, вопросов и заданий для самопроверки, трёх приложений и библио-

Ж 181, УДК 339.56

Поступила в редакцию 30.082018 г.

Принята к публикации 10.10.2018 г.

графического списка. В приложении представлен обзор изменений законодательства о контрактной системе, вступивших в силу в 2018 г., аннотированный план проведения занятий по дисциплине «Международные конкурсные торги» (МКТ) и план семинарских занятий по курсу МКТ. Во Введении автор учебного пособия подчёркивает, что международные конкурсные торги (тендеры) являются весьма распространённым инструментом современной международной торговли, практикуемым государственными и негосударственными организациями как развитых, так и развивающихся стран.

В первой части учебного пособия «Международные конкурсные торги как эффективная форма современной мировой торговли» показано, что значение МКТ определяется тем, что они являются важным инструментом в современном механизме рыночного хозяйства: содействуют развитию внешней торговли, которая, в свою очередь, служит средством обеспечения более высоких темпов роста национальной экономики. Во второй части «Международные конкурсные торги в современных мирохозяйственных отношениях» автор справедливо подчёркивает, что использование тендеров позволяет эффективно осуществлять операции купли-продажи как покупателям, так и продавцам большой группы преимущественно капитало- и наукоёмких товаров и услуг. В третьей части «Экономическая дипломатия и МКТ» показана роль экономической дипломатии в организации МКТ. Нельзя не согласиться с автором учебного пособия, что механизмы экономической дипломатии как наиболее последовательной формы выражения интересов государства и бизнеса на международной арене при грамотном функционировании являются основным источником повышения конкурентоспособности страны и ликвидирует проблемы, связанные с неэффективным проведением конкурсных торгов. В четвёртой части «Опыт развитых стран по проведению МКТ на закупку продукции, работ и услуг» автор учебного пособия справедливо подчёркивает, что зарубежный опыт осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд позволяет значительно повысить эффективность использования бюджетных ассигнований и снизить вероятность злоупотреблений. В пятой части «Роль международных организаций в развитии МКТ» по оценке автора пособия показано, что с помощью МКТ международные финансовые организации ежегодно экономят около 30 млрд долл. США. За годы своей работы на мировом рынке именно они накопили наибольший опыт в сфере организации закупок и размещения заказов. В шестой части «Электронная торговля - перспективное направление развития МКТ в XXI веке» показано, что за последние десятилетия в сфере связи произошла технологическая революция. Стремительное развитие электронного обмена данными радикально изменило способы осуществления торговых операций, которые, в свою очередь, ещё более упростили процедуру внешнеторговой сделки, и мы, как подчёркивает автор учебного пособия, являемся свидетелями мощного вторжения в практику торговых операций нового процесса — электронной торговли — ключевого направления экономического развития в XXI в. В связи с

этим наиболее перспективным направлением развития МКТ станет их интернационализация и осуществление в электронном виде. В седьмой части «Специфика и направления совершенствования конкурсных торгов в России» автор пособия анализирует итоги госзакупок в 2017 г. и изменения законодательства РФ по госзакупкам с 2018 г. Представлен обзор изменений законодательства о контрактной системе, вступивших в силу в 2018 г. Нельзя не согласиться с автором учебного пособия, что процесс глобализации в целом и мирохозяйственных отношений в частности оказывает своё воздействие и на МКТ, позволяя максимально использовать преимущества конкурентных механизмов над традиционными способами организации закупок и размещения заказов на мировом рынке товаров, работ и услуг.

В связи с актуальностью и злободневностью данной проблемы, на мой взгляд, следует расширить шестую часть учебного пособия «Электронная торговля - перспективное направление развития международных конкурсных торгов в XXI веке». Автор справедливо подчёркивает, что произошедшее в XXI в. радикальное изменение способов осуществления торговых операций, в том числе, внешнеторговых сделок, обусловлено не только бурным развитием технологий и средств электронной связи, но и ростом понимания возникающих возможностей использования информационно-коммуникационных технологий для развития и переформатирования системы мировой торговли в целом. Таким образом, на современном этапе можно говорить об общемировой тенденции формирования платформы цифровой экономики, сопровождаемой переосмыслением участниками торговых сделок самой системы понятий электронной торговли и направлений развития её составляющих. Так, среди целей реформирования структуры Правительства РФ, в ходе которого было образовано Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, одной из основных целей следует назвать - формирование правовой базы для развития цифровой экономики1.

Нельзя не согласиться с автором также и в том, что в современных условиях развитие электронной торговли подразумевает её качественное переосмысление. Электронная коммерция, активно развивающаяся на протяжении более десяти лет, демонстрирует необходимость перехода от восприятия информационно-коммуникационного пространства в качестве инструмента информационного обмена к рынку проведения сделок - части комплексной сети международной торговли. В контексте наблюдаемых тенденций можно ожидать, что наиболее перспективным направлением развития международных конкурсных торгов в рамках платформы цифровой экономики станет обеспечение транс-граничности механизма проведения процедур за счёт нивелирования значения географического фактора в торгово-закупочной деятельности. Для формирования глобального рынка международных конкурсных торгов необходимо про-

1 Медведев рассказал о задачах министерства цифрового развития // РИА Новости. 21.05.2018. [Электронный ресурс]. ШЬ https://ria.ru/politics/20180521/1521021668.html (дата обращения: 22.05.2018).

ведение взаимной адаптации существующих национальных правил и норм к общему пространству электронной торговли, выработка и принятие единых международных стандартов проведения конкурсных процедур на электронных площадках. В частности, Российской Федерацией законодательно подготовлен переход к конкурентным закупкам в электронной форме (внесены соответствующие изменения в Закон N 44-ФЗ, вступившие в силу с 1 июля 2018 г.). Закон регулирует возможность проводить в форме конкурентных закупок открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, осуществлять запрос котировок и запрос предложений, и здесь большую роль приобретают консалтинговые услуги [1].

Автор учебного пособия справедливо подчёркивает, что уровень развития современных информационно-коммуникационных технологий обеспечивает формирование электронной среды международного бизнеса и является основным драйвером роста онлайн-экономики. За предыдущие десятилетия в мире произошло значительное увеличение объёма рынка электронной торговли и числа её участников, в том числе благодаря технологиям информационного обмена, снизившим себестоимость бизнес-процессов, перенесённых в интернет-среду. Так, по оценке автора, с 1996 г. - начального этапа развития интернет-торговли, объём операций на рынке электронной торговли вырос с 300 млрд до 20 трлн долл.

Важно подчеркнуть, что сформировавшийся на сегодняшний день глобальный рынок электронной торговли способствовал одновременному развитию норм регулирования взаимодействия между участниками торгов и правил формирования инфраструктуры бизнеса, к которым относится обеспечение правовых основ сделок в сфере электронной торговли, в том числе, за счёт использования сертифицированных систем электронного документооборота, электронных подписей2.

Необходимо, на мой взгляд, расширить и седьмую часть учебного пособия «Специфика и совершенствование конкурсных торгов в России». И здесь важно подчеркнуть, что для совершенствования системы электронной торговли в России и обеспечения возможности её интеграции в международную среду электронной коммерции, важно сформировать комплексную стратегию законодательного обеспечения этих процессов. В рамках этого в подготовленном Минпромторгом России совместно с представителями бизнес-сообщества проекте «Стратегии развития электронной торговли в Российской Федерации до 2025 г.», рассматривается широкий спектр отношений, опосредованных в электронной форме и осуществляемых как на внутреннем рынке, так и при трансграничных торговых операциях в сегментах розничной и оптовой торговли3.

2 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.) [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/file s/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 16.05.2018).

3 Проект Стратегии развития торговли в Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс]. URL: www.minpromtorg.gov.ru/common/upload/content/strat_torg.doc (дата обращения:16.05.2018).

Автор пособия справедливо указывает, что в процессе формирования условий выхода России на мировые товарные рынки важная роль отводится развитию национальной системы электронной торговли в условиях цифровой экономики. Лидерами электронной торговли продолжают оставаться технологически развитые государства: США, Япония, Австралия, ЕС, Канада, Корея, Сингапур. При этом, на мой взгляд, важно отметить тенденцию к росту азиатского сегмента электронной торговли, замедлению роста рынка в США и Канаде, при повышении активности европейских, латиноамериканских, ближневосточных компаний. Среди проблем развития международной системы электронной коммерции можно выделить неоднородность уровня развития технологической оснащённости и низкую степень согласованности и подготовленности национальных законодательных баз4.

Кроме того, и здесь нельзя не согласиться с автором учебного пособия, на формирование среды информационной торговли в России оказывает влияние ухудшение режима международного взаимодействия, обусловленное экономическим и политическим давлением на Россию. В свою очередь на российском рынке электронной торговли предлагаются ответные ограничительные меры. Например, сообщается, что: «Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила ввести НДС и отменить беспошлинный порог на ввоз товаров для интернет-ретейлеров из стран, поддерживающих "недружественные действия" в отношении России. Размер сбора составит не менее 30%, что, по мнению АКИТ, соответствует сборам при классическом импорте (18 % НДС и таможенная пошлина в 10-15 %). Инициатива распространится, прежде всего, на eBay и Amazon. По подсчётам экономистов, нововведение увеличит госбюджет РФ на 30 млрд руб.»5. Предполагается, что данные меры станут стимулом к развитию импортозамещения, а также поддержит российскую промышленность и торговлю. Актуальность предпринимаемых мер также подтверждается статистическими данными, согласно которым доля иностранных интернет-площадок на российском рынке составляет 36 % от всего объёма рынка интернет-торговли.

За последние годы на рынке электронной торговли произошёл целый ряд технологических преобразований, в том числе внедрение широкомасштабных систем планирования ресурсов предприятия, а в последнее время - внедрение систем электронной коммерции для бизнеса. Электронные госзакупки - это решение для повышения контроля над внедрением процедур государствен-

4 Директива 2013/11/EU Европейского парламента и Совета от 21 мая 2013 г. относительно альтернативного разрешения споров в сфере потребления, вносящая поправку в Регламент (ЕС)№2006/2004 и Директиву 2009/22ЕС (Директива по АРС в сфере потребления)* [Электронный ресурс]. URL: https://www.mediacia.com/m_docs/ □¡гесйуеАйВгш^^дата обращения: 16.05.2018).

5 Бондаренко У. Ввести налог в 30 % для интернет-магазинов «недружественных» стран [Электронный ресурс]. URL: http://www.the-village.ru/village/city/news-city/309539-akit (дата обращения: 16.05.2018). Guide to Enactment of the UNCITRAL Model Law on Public Procurement. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.uncitral.org/pdf/ english/texts /procurem/ml-procurement-2011/Guide-Enactment-Model-Law-Public-Procurement-e.pdf (дата обращения: 15.05.2018).

ных закупок товаров, рабочей силы или услуг. Конечной целью процедуры государственных закупок является договор или рамочное соглашение, которое может быть связано с электронной системой. Правила функционирования электронной системы государственных закупок основаны на законодательстве государств-участников6. Правила регулирования охватывают все предписанные элементы процедуры, начиная с его инициирования в соответствии с определённым планом закупок до заключения соглашений и позволяет внедрение следующих процедур и методов закупок: открытая процедура; ограниченная процедура; закупки у аффилированной компании; согласованная процедура без предварительной публикации уведомления о контракте и другие.

Важно подчеркнуть, что категория закупаемых товаров оказывает непосредственное влияние на политику закупки. Согласно международной терминологии группы закупаемых товаров делятся на две категории: закупки товаров, непосредственно участвующих в производстве основной продукции компании, и товаров, косвенно участвующих (сопутствующих) в производстве. Другими словами, прямыми материалами являются те, которые добавляют ценность конечным продуктам, таким как сталь, используемая в автомобилестроении, в то время как косвенные материалы обычно связаны с деятельностью организации, но не являются частью конечного продукта. Сюда входят также логистические услуги, компьютерное оборудование и профессиональные услуги. Прямые закупки составляют большую часть в общих затратах предприятия, они являются приоритетными среди менеджеров компании. Однако исследования показывают, что 41% прироста дохода уходит на покрытие стоимости непрямых закупок, а эффективное управление ними позволяет сэкономить 25% текущих расходов.

Среди преимуществ внедрения системы электронных закупок автор справедливо выделяет три ключевых фактора:

• во-первых, системы электронных закупок могут дополнять стратегию организации поиска источников энергии и улучшать взаимодействие с поставщиками;

• во-вторых, процесс создания заказа на поставку, который обычно является дорогостоящим и трудоемким, может быть значительно автоматизирован благодаря использованию технологии электронных закупок, что приведёт к значительному сокращению затрат на весь процесс закупок;

• наконец, системы электронных закупок позволяют получить доступ к информации для подготовки детальной отчётности и проведения анализа, которая не всегда может быть получена в процессе проведения традиционного вида закупок.

Автор пособия также справедливо подчёркивает, что повышение уровня автоматизации процесса закупок позволяет добиться наибольшей эффектив-

6 Guide to Enactment of the UNCITRAL Model Law on Public Procurement. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www. uncitral.org/pdf/english/texts /procurem/ml-procurement-2011/Guide-Enactment-Model-Law-Public-Procurement-e. pdf (дата обращения:15.05.2018).

ности от внедрения системы электронных закупок. Автоматизация заказа на поставку устраняет многие промежуточные этапы в процессе закупки, тем самым уменьшая стоимость транзакции. Автоматизация заказа на поставку является основной функцией в любой системе электронных закупок. Вместо традиционной цепочки совершения закупок, включающей все этапы согласования, система электронных закупок направляет заказ на поставку электронным способом - автоматически определяет маршрут согласования на основе таких правил, как организационная иерархия, пределы возможных расходов и типы товаров. Система электронных закупок обеспечивает возможность контроля процесса закупок на всех этапах процесса для всех участников.

На мой взгляд, необходимо отметить, что электронная торговля имеет ряд важных преимуществ перед традиционной, среди которых, и здесь нельзя не согласиться с автором пособия, можно выделить: возможность обеспечения трансграничного характера торговли, позволяющего привлекать новых участников и осваивать новые рынки сбыта за рубежом; снижение издержек производства за счёт использования новых технологий в цикле закупочного процесса организации.

Автор совершенно прав, когда подробно анализирует передовой опыт развития электронных закупок в зарубежных странах. Рассматривает примеры использования национальных систем электронных закупок в проектах, финансируемых Всемирным банком, а также показатели в сфере электронных закупок в Италии. Анализируется подход, используемый Всемирным Банком при осуществлении электронных закупок и описанный в его рамочном документе по закупкам. Задачей Всемирного Банка, и здесь автор совершенно прав, является содействие рациональному использованию средств Заёмщиком при добросовестном подходе к обеспечению устойчивого развития. В правилах закупок Всемирного Банка приведены основные положения об использовании электронных закупок в рамках проектов, финансируемых Всемирным Банком, в том числе для различных операций в сфере закупок, при этом система электронных закупок должна отвечать требованиям Всемирного Банка7. В связи с расширением виртуальных рынков возможности для участников торгово-экономических отношений в электронной торговле возрастают. Электронная коммерция включает в себя проведение торговых сделок с помощью инструментов сети Интернет, что значительно облегчает процесс международной торговли.

Значительный интерес для российского бизнеса, на мой взгляд, представляет создание механизма, с помощью которого компании, относящиеся к категории малого бизнеса, могут участвовать в тендерах, объявляемых организациями-членами системы ООН. Международные торги, проводимые в системе международных организаций ООН, обеспечивают компаниям, в том числе

7 Правила закупок для заемщиков ФИН. Закупки в рамках финансирования инвестиционных проектов. Товары работы неконсультационные и консультационные услуги. Июль 2016 года [Электронный ресурс]. URL:http://pubdocs. worldbank.org/en/289581506018876505/Procurement-Regulations-Russian.pdf (дата обращения: 16.05.2018).

российским, заинтересованным в укреплении своих позиций на рынках сбыта своей продукции и услуг, взаимодействие с поставщиками из всех стран мира8.

Таким образом, как подчёркивает автор, внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему мировой и национальной торговли не только обеспечивает участникам МКТ новые возможности развития, позволяя компаниям расширить круг потребителей и предоставив производителю, возможность получать и анализировать сведения о предпочтениях потребителей, но и открывает новые возможности для оптимизации стратегий закупочной деятельности в целом, что в условиях цифровизации мировой экономики является необходимым условием конкурентоспособности Российской Федерации. В этом как раз и заключается научная новизна учебного пособия, что выгодно его отличает от других работ по данному направлению [2; 3]. Также хотелось бы отметить скрупулёзное отношение автора учебного пособия к статистическому сопровождению текста, что серьёзно повышает научную и практическую ценность работы и во многом отличает её от других учебников на аналогичную тему.

Рецензируемое учебное пособие, на мой взгляд, будет весьма полезно для студентов и аспирантов, изучающих курсы «Международные конкурсные торги», «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Внешнеэкономическая деятельность», «Дипломатическая поддержка МКТ», «Экономическая дипломатия», «Энергетическая дипломатия», «Международная энергетическая безопасность», «Экономическая безопасность России» и др.

Список литературы:

1 The role of consulting companies in encouragement of foreign direct investment. Proceedings

of 2017 Tenth International Conference «Man- 3 agement of Large-Scale System Development» (MLSD) Russia, Moscow, V.A. Trapeznikov Institute of Control Sciences, October 2 - 4, 2017.

2 Bikhchandani S. On the Right-of-First-Refusal /S. Bikhchandani, S. Lippman, R. Ryan // Advan-

Об авторе:

tages in Theoretical Economics. 2005. No. 5. Pp. 1-2.

Lengwiler Y., Wolfstetter E. Corruption in Procurement Auctions. Handbook of Procurement. Theory and Practice for Managers / ed. by Y. Lengwiler, E. Wolfstetter ; D. Piga and Spagnolo. Cambridge University Press, 2006. 562 p.

Виктор Николаевич Кириллов - д.э.н, профессор кафедры мировая экономика Государственного университета управления. 109542, Москва, Рязанский проспект, д.99. E-mail: kirillov44@yandex.ru.

8 Глобальный рынок ООН United Nations Global Marketplace (UNGM). Российский экспортный центр. 2016 Электронный ресурс]. URL: https://www.exportcenter.ru/upload/tenders/how-UNGM.pdf (дата обращения: 19.02.2017).

INTERNATIONAL COMPETITIVE BIDDING IN THE CONTEXT OF E-COMMERCE DEVELOPMENT

V.N. Kirillov

DOI 10.24833/2071-8160-2018-5-62-165-173

State University of Management

Review of the textbook by A.N. Zakharov. International Competitive Bidding: studies. 3rd ed.

Moscow: MGIMO - University, 2018. - 248, [1] p.

Key words: international competitive bidding, economic diplomacy, electronic commerce,

contract system

References

1 The role of consulting companies in encouragement of foreign direct investment. Proceedings of 2017 Tenth International Conference «Management 3 of Large-Scale System Development» (MLSD). Russia, Moscow, V.A. Trape-znikov Institute of Control Sciences, October 2-4, 2017. (In Russian)

2 Bikhchandani S. Lippman S., Ryan R.

On the Right-of-First-Refusal. Advantages in Theoretical Economics. 2005, no. 5, pp. 1-2.

Lengwiler Y., Wolfstetter E. Corruption in Procurement Auctions. In Handbook of Procurement. Theory and Practice for Managers. Ed. by Y. Lengwiler, E. Wolfstetter ; D. Piga and Spagnolo. Cambridge University Press, 2006. 562 p.

About the author:

Victor N. Kirillov - Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of world economy. State University of Management. 109542, Moscow, Ryazansky prospect, 99. E-mail: kirillov44@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.