Научная статья на тему 'Международные компании в социально - экономическом развитии регионов'

Международные компании в социально - экономическом развитии регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / BUSINESS / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОМПАНИИ / INTERNATIONAL COMPANIES / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гузенко Андрей Андреевич

В статье рассматривается реализация международными компаниями социальной политики, опираясь на принципы социальной ответственности. Принцип социальной ответственности можно рассматривать на наш взгляд как комплексный показатель, включающий несколько уровней оценки условий труда работников предприятия, реализующих этот принцип; программы, которые реализуются за пределами предприятия и которые способствуют созданию более благоприятных социальных условий для проживающего на соответствующей территории населения. Много внимания уделено компаниям Danone и Nestle, и их социальным обязательствам перед работниками и регионами базирования. Предмет статьи определение роли международных компаний в социально-экономическом развитии регионов (на примере Саратовской области). Цель выявление места международных компаний в региональном социально-экономическом пространстве. Область применения результатов в стратегическом планировании развития регионов с учетом инвестиционной привлекательности и социальной ответственности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COMPANIES IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

The article examines the implementation of social policies by international companies, based on the principles of social responsibility. The principle of social responsibility can be viewed, in our opinion, as a complex indicator that includes several levels of assessment of the working conditions of employees of the enterprise that implement this principle; programs that are implemented outside the enterprise and which contribute to the creation of more favorable social conditions for the population living in the respective territory. Much attention is paid to companies Danone and Nestle, and their social obligations to employees and home regions. The subject of the article is the definition of the role of international companies in the social and economic development of regions (on the example of the Saratov region). The purpose is to identify the place of international companies in the regional socio-economic space. The scope of application of the results is in the strategic planning of the development of regions taking into account the investment attractiveness and social responsibility of business.

Текст научной работы на тему «Международные компании в социально - экономическом развитии регионов»

УДК: 338.2 DOI: 10.22394/2071-2367-2018-13-2-176-186

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОМПАНИИ В СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОМ

РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ

Гузенко АЛ.1

В статье рассматривается реализация международными компаниями социальной политики, опираясь на принципы социальной ответственности. Принцип социальной ответственности можно рассматривать на наш взгляд как комплексный показатель, включающий несколько уровней оценки условий труда работников предприятия, реализующих этот принцип; программы, которые реализуются за пределами предприятия и которые способствуют созданию более благоприятных социальных условий для проживающего на соответствующей территории населения.

Много внимания уделено компаниям Danone и Nestle, и их социальным обязательствам перед работниками и регионами базирования.

Предмет статьи - определение роли международных компаний в социально-экономическом развитии регионов (на примере Саратовской области).

Цель - выявление места международных компаний в региональном социально-экономическом пространстве. Область применения результатов - в стратегическом планировании развития регионов с учетом инвестиционной привлекательности и социальной ответственности бизнеса.

Ключевые слова: бизнес, социальная ответственность, международные компании, социально-экономическое развитие, развитие региона.

Гузенко Андрей Андреевич - аспирант кафедры экономики и таможенного дела, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 410031, г.Саратов, ул. Соборная 23/25, e-mail: seriousAndrey-93@mail.ru

INTERNATIONAL COMPANIES IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

GUZENKO A. A. - Postgraduate student of the Department of Economics and Customs of the Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin, Branch of RANEPA (Russian Federation, Saratov), e-mail: seriousAndrey-93@mail.ru

The article examines the implementation of social policies by international companies, based on the principles of social responsibility. The principle of social responsibility can be viewed, in our opinion, as a complex indicator that includes several levels of assessment of the working conditions of employees of the enterprise that implement this principle; programs that are implemented outside the enterprise and which contribute to the creation of more favorable social conditions for the population living in the respective territory. Much attention is paid to companies Danone and Nestle, and their social obligations to employees and home regions.

The subject of the article is the definition of the role of international companies in the social and economic development of regions (on the example of the Saratov region).

The purpose is to identify the place of international companies in the regional socio-economic space. The scope of application of the results is in the strategic planning of the development of regions taking into account the investment attractiveness and social responsibility of business.

Keywords: business, social responsibility, international companies, social and economic development, development of the region.

В условиях глобализации значительно расширился и принял интенсивный характер выход международных компаний на российский рынок. В последнее время значительно активизировался процесс выхода международных компаний на региональные рынки, локализации дочерних компаний и филиалов международных компаний в субъектах РФ. Локализация структурных подразделений международных компаний в регионах России имеет важное значение как для нашей страны, так и для международных компаний как крупных игроков на российском рынке. Локализация международных компаний в регионах

России связана с достижением определенных стратегических целей: закрепление своих позиций на новых рынках сбыта, обеспечение повышенного спроса на производимую продукцию и получение стабильного дохода за счет конкурентных преимуществ и емкости российского рынка, а также минимизации конкурентных рисков.

Для регионов России с присущей для них в определенной степени асимметрией социально - экономического развития ввиду географической и природно - климатической специфики, удаленности от центра важное значение имеет анализ возможного вклада международных компаний в социально -экономическое развитие регионов, в качестве которых, как правило, выступают субъекты РФ.

В условиях формирования инновационного сектора в экономике России и определения ее возможности специализации на инновациях и высоких технологиях в международном разделении труда в мировой хозяйственной системе важно заинтересовать и стимулировать международные компании создавать предприятия высокотехнологичных отраслей в российских регионах, а также совместно с российскими предприятиями реализовывать научно -исследовательские проекты. Привлечение международных компаний в качестве партнеров к участию в формировании инновационного сектора в экономике России и в особенности в регионах является важной стратегической задачей в экономической политике страны.

В свою очередь выполнение вышестоящих задач возможно при решении ряда конкретных задач:

- выявление приоритетных высокотехнологичных отраслей в регионах России и определение степени и факторов привлекательности региональных инновационных секторов экономики для международных компаний;

- определение совместных проектов по созданию и реализации научных разработок по развитию высокотехнологичных отраслей в регионах, определение рисков для экономики России в случае участия международных компаний в формировании инновационного сектора экономики;

- формирование и развитие региональных инновационных систем и определение доли и степени участия международных компаний в этом процессе;

- анализ и определение возможных форм участия международных компаний в формировании региональных инновационных систем с учетом адаптации зарубежного опыта к российской действительности.

Привлечение международных компаний к стратегическому партнерству по формированию инновационного сектора экономики региона позволяет

использовать частные инвестиции иностранных компаний. На наш взгляд, участие международных компаний в формировании инновационного сектора экономики региона состоит в участии иностранного капитала в инвестировании в создание и развитие предприятий высокотехнологических отраслей экономики, переходе к последующему непосредственному участию в фундаментальных исследованиях, к участию в организации промышленного производства и продвижении продукции на национальный и международный рынки.

Участие международных компаний в формировании инновационного сектора в экономике регионов России позволит усилить взаимосвязь участников инновационных процессов с учетом адаптации международного опыта и внедрить передовые методы коммерциализации совместных с российскими компаниями научных разработок.

Наряду с формированием инновационного сектора экономики на региональном уровне международные компании участвуют в реализации социальной политики, опираясь и осуществляя принцип социальной ответственности. Под социальной ответственностью понимаются осуществление мер по развитию персонала компании, обеспечение безопасных условий труда, охрана жизни и здоровья работников, развитие местного сообщества1.

Принцип социальной ответственности можно рассматривать, на наш взгляд, как комплексный показатель, включающий несколько уровней оценки условий труда работников предприятия, реализующих этот принцип; программы, которые реализуются за пределами предприятия и которые способствуют созданию более благоприятных социальных условий для проживающего на соответствующей территории населения2.

Первый уровень социальной ответственности предполагает, что международная компания добросовестно выполняет свои обязанности перед государством, на территории которой она локализирована, и работниками, которые трудятся в данной компании, по поводу своевременных выплат заработной платы; недопущения нарушений норм трудового законодательства стран локализации, а также осуществления налоговых выплат.

Второй уровень социальной ответственности направлен на выявление интересов работников, занятых в международной компании, и предоставление

1 Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: Учебное пособие. - Казань, 2008.

2 Колесников Д.В., Строков М. А. Концепция социальной ответственности бизнеса: теоретический аспект II Вестник государственного и муниципального управления. -2017. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/^

им льгот и социальных услуг, а также создание благоприятных жилищных условий для проживания их и их семей. Интересы работников следует классифицировать следующим образом: обучение персонала и повышение квалификации, а также включение работников компании в социальные программы, реализуемые на уровне предприятия.

Наконец, третий уровень социальной ответственности обязывает руководство международной компании разрабатывать программы, которые должны реализовываться на региональном уровне и которые затрагивают интересы населения, проживающего на территории, на которой осуществляется деятельность международной компании. Третий уровень социальной ответственности можно конкретизировать следующим образом: компания берет на себя обязательства по строительству и модернизации объектов транспортной инфраструктуры, строительству дорог в регионе, проведению мероприятий по городскому благоустройству территорий, связанных с улучшением освещения улиц, непосредственным благоустройством территорий, близко расположенных к предприятию1.

Кроме того, следует отметить, что ряд международных компаний, в числе которых можно выделить производителя молочной продукции Danone, приняли решение об участии в строительстве современных отечественных заводов в рамках своей отраслевой специализации. Так, например, Danone участвовал в строительстве завода в Московской области. В результате, компания Danone и отечественная компания ЮНИМИЛК объединились, и объединенная компания «Danone - ЮНИМИЛК» стала крупнейшим производителем молочной продукции в России. С 2013 года эта компания известна в России как «группа компаний Danone в России» в результате присоединения к ней других производителей молочной продукции.

Анализируя деятельность международных компаний с точки зрения реализации принципа социальной ответственности, можно согласиться с тем, что социальная ответственность является своеобразным добровольным вкладом бизнеса в общественную жизнь страны с целью поддержки экономики страны базирования, развития ее социальной сферы и защиты экологии2.

Таким образом, следует подчеркнуть, что принцип социальной

1 Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: Учебное пособие. - Казань, 2008.

2 Бобров В. В. Социальная ответственность международной компании в регионах России.// Регионология. - №4. - 2014.

ответственности реализуется не только в рамках международных компаний, но и распространяется на территорию базирования, удовлетворяя интересы населения соответствующей территории.

Реализуя принцип социальной ответственности, международные компании обращают особое внимание на разработку комплекса мер по безопасности сотрудников своей компании, среди которых большой удельный вес занимают работники, принятые на работу компанией и проживающие на территории базирования компании. Комплекс мер по безопасности сотрудников включает мероприятия, направленные на повышение культуры безопасного поведения работников, на совершенствование системы управления безопасностью труда на предприятии. Во главу угла заложена забота сотрудников компании о собственной безопасности и безопасности коллег. При разработке такого рода мероприятий компания ориентируется на упреждении несчастных случаев и их предотвращении с помощью организационных инструментов изменения поведения людей в результате осознания ими возможной безопасности отдельных своих действий или проявлений. В рамках проводимых мероприятий по безопасности поведения большое внимание уделяется повышению культуры безопасности, поскольку культура безопасности и культура поведения работников рассматриваются как определенные достижения бизнеса.

Проводимые мероприятия по безопасности дают желаемый эффект в результате широкой вовлеченности в организацию и выполнение этих мероприятий не только персонала, но и руководителей. Как показывает практика, риск возникновения несчастных случаев в деятельности международных компаний сводится практически к нулю. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что каждый сотрудник компании уверен в безопасности на своем рабочем месте.

Принцип социальной ответственности включает также организацию социальной защищенности сотрудников, которая прежде всего проявляется в заботе об их здоровье. С этой целью международные компании, как правило, заключают договор добровольного медицинского страхования со страховыми компаниями России. Группа компаний Данон в России заключила такой договор с компанией «АльфаСтрахование». Следует особо обратить внимание на то, что страховые компании способны разработать индивидуальные страховые программы, включающие амбулаторно - поликлиническое обслуживание, консультативно - диагностическое обслуживание и планово - экстренную медицинскую помощь. Эти программы оплачиваются из прибыли получаемой компанией. Наряду с этим «группа компаний Danone в России» участвует в

реализации региональных социальных проектов, поддерживает талантливых молодых специалистов и оказывает помощь молодым специалистам, желающим работать в сельском хозяйстве в России1.

Международные компании, работающие на рынке России, реализуют принцип социальной ответственности, оказывают поддержку образовательной деятельности и медицинской сфере. Участие в социально - экономическом развитии региона, территории базирования компании предполагает, что оказание содействию регионального развития выступает частью общей стратегии компании. При этом следует обратить внимание на тот факт, что деятельность международных компаний, направленная на социально -экономическое развитие региона, является не проведением разовых отдельных мероприятий, а включением ряда последовательных мероприятий в этом направлении в стратегию социально - экономического развития региона. Примером этого являются экологические проекты, а также инвестиции в медицину и образование2.

Реализация принципа социальной ответственности международными компаниями заключается и в проведении мероприятий, направленных на сохранение общественного благополучия, которое можно представить как оказание помощи детям - сиротам, проведение благотворительных акций для людей с инвалидностью и социально не защищенных слоев населения.

Осуществление различных видов спонсорской деятельности, проводимых международными компаниями, можно рассматривать как высший уровень социальной ответственности.

Как показывает практика, международные компании при разработке и реализации программ социально ответственного бизнеса осуществляют их совместно с государственными органами территории локализации, некоммерческими объединениями, а также при взаимодействии с профсоюзными и общественными организациями. Проводимые социальные мероприятия международными компаниями в регионах позволяют повысить эффективность труда работников, занятых в международных компаниях, стабильно закрепить на рабочих местах квалифицированных специалистов, снизить безработицу и текучесть кадров, что в конечном итоге укрепляет позиции компании и дает возможность получить дальнейшее закрепление и продвижение в регионе. Получая имидж социально ответственного бизнеса, международные компании могут рассчитывать на льготное налогообложение, а

1 Жаркова M. Danone 15000, главный проект компании II Danone России. -2013. - № 1.

2 Там же.

также соучастие в федеральных и региональных инвестиционных проектах.

Разрабатываемые международными компаниями концепции социальной ответственности бизнеса можно подразделить на три группы.

К первой группе относится концепция корпоративного альтруизма, которая предполагает, что международные компании выполняют роль значимых субъектов общественной жизни как в регионах, так и на территории страны, где они реализуют свою хозяйственную деятельность. Такой подход к разработке концепции социальной ответственности свидетельствует о том, что международные компании стараются придать проводимым ими социальным мероприятиям такую же ответственность, какую несет и государство.

Ко второй группе следует отнести концепцию социальной ответственности, которую можно охарактеризовать как концепцию разумного эгоизма. Согласно ей, международные компании думают прежде всего об извлечении личной выгоды и лишь косвенно оказывают содействие государству страны их локализации по социальной поддержке населения. Целью данной компании, которая опирается на разумный эгоизм, является выполнение перед страной их базирования своевременной и полной уплаты налогов, открытое и прозрачное ведение бизнеса и внимательное отношение к работникам, занятым на их предприятиях. С этих позиций можно считать, что проводимые ими социальные мероприятия направленые лишь только на работников, занятых в международных компаниях.

Наконец, можно выделить третью группу концепций социальной ответственности, к которой следует отнести корпоративный эгоизм. Концепция корпоративного эгоизма практически сводит к нулю социальные мероприятия, направленные на поддержку населения на территории базирования международных компаний.

Тем не менее, несмотря на вышеуказанные подходы концепций, опирающихся на принципы социальной ответственности, следует отметить, что в последнее время все большее число международных компаний -производителей продуктов питания - поддерживают идею о создании значимых долгосрочных ценностей для блага всего общества. Такой подход получил название «создание общих ценностей».

Международные компании, такие как Shell, Nestle, Nike, Exxon Mobile, работающие на российском рынке достаточно долгий период времени, признали необходимость руководствоваться при разработке стратегии бизнеса созданием «общих ценностей». Разделяя концепцию создания общих ценностей, международные компании - производители продуктов питания - стремятся

выполнять свои социальные обязательства как в сфере обеспечения населения продуктами здорового питания, так и в сфере здравоохранения и популяризации здорового образа жизни. Кроме того, в своей стратегии они пытаются реализовать идею рационального использования водных ресурсов и осуществления эффективных сельскохозяйственных проектов в странах их локализации. Рациональное использование водных ресурсов рассматривается ими как социальная ответственность не только перед отдельно взятой страной, но и перед всем миром за сохранность дефицитных природных ресурсов для будущих поколений.

Пропаганда идей ведения эффективного сельского хозяйства в регионах стран базирования международных компаний также направлена на то, чтобы сохранить плодородие земель и природные богатства, исключая варварскую экспансию сельскохозяйственных угодий.

В рамках стратегии создания «общих ценностей» большой интерес вызывает программа поддержки молодых специалистов, разрабатываемая международной компанией Nestle. В рамках данной программы предлагается осуществление профессиональной подготовки и принятие участия в трудоустройстве молодых специалистов в результате дополнительного создания рабочих мест в данной компании, а также создание условий для прохождения практики и проведения стажировок молодых специалистов на предприятиях. Большое внимание данная компания уделяет производству здоровых продуктов питания для детей, реализуя программу «Первые сто дней жизни и здоровые дети», а также «Безопасность и сохранность продуктов питания». В результате реализации этих программ оценка работы этой компании признана высокой со стороны таких организаций, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Компания Nestle активно сотрудничает с работниками сферы здравоохранения по вопросам совершенствования детского питания, а также проводит научные исследования по дальнейшему совершенствованию производства продуктов питания для детей младшего возраста. В настоящее время компания большое внимание уделяет производству продуктов для материнского питания. Следует особенно подчеркнуть заслугу международной компании Nestle за предоставление полной информации о производимых ею продуктах.

Nestle стремится выполнять свои социальные обязательства в рамках инициативы «международного альянса производителей продуктов питания и напитков», а также европейского соглашения об ограничении рекламы

продуктов питания, предназначенных для детей1.

Компания Nestle совместно с международной ассоциацией справедливого труда большое внимание уделяет проблемам использования детского труда и выявления их негативных последствий. Это позволяет оценить деятельность компаний как борца за социальную справедливость и реализацию принципа социальной ответственности.

В Саратовской области международные компании представлены компаниями Henkel, Bosch, British American Tobacco. Следуя принципам социальной ответственности, Henkel большое внимание уделяет развитию образования, науки, здоровью и спорту в области. С 2015 года реализуется образовательная программа «Мир исследователей Henkel», направленная на привлечение детей к изучению химии путем проведения занимательных занятий в школах области. Осуществляя благотворительную миссию, компания Henkel оказывает финансовую и материальную поддержку домам-интернатам для детей-сирот и престарелых, малообеспеченным семьям, ветеранам, школам и детским садам.

Учитывая важность развития социальной сферы в регионе локализации, Henkel инвестирует в объекты социальной инфраструктуры в городе Энгельсе. Инвестиционные проекты были направлены на восстановление трёх детских садов в городе Энгельсе, принявших 120 детей. Эта компания также приобрела и установила комплект оборудования для детской игровой площадки2.

Библиография/References:

1. Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: Учебное пособие. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008.

2. Колесников Д.В., Строков М.А. Концепция социальной ответственности бизнеса: теоретический аспект II Вестник государственного и муниципального управления. - 2017. - №1. - С. 99-105.

3. Бобров В.В. Социальная ответственность международной компании в регионах России II Регионология. - 2014. - №4. - С. 141- 147.

1 Козырева И.В., Гегечкори О.Н. Опыт корпоративной социальной ответственности международных компаний на рынке пищевых производителей II Вестник молодежной науки. -2016. - №1 (3).

2 «Хенкель» помогает открыть детский сад в Энгельсе II Электронный ресурс. - URL: https://www.henkel.ru/blob/467220/1cbcfc7702bd570060bc6a12b1267f80/data/2015-01-15.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.