Гаврилюк Т.С.
аспирантка Государственного университета управления
большая четверка
международные компании
на российском рынке услуг аудита
Успех компании на мировой арене определяется множеством факторов, среди которых большое значение имеют качество и достоверность финансовой отчетности. Предприятия разного размера и организационно-правовой структуры выступают потребителями услуг аудита. Для транснациональных корпораций (ТНК) наличие аудированной финансовой отчетности является неотъемлемой чертой
работы на международных рынках.
Доля присутствия филиалов иностранных ТНК в России неуклонно растет. 2006 год был ознаменован существенным ростом объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в отечественную экономику. По данным Центрального Банка, за 2006 год объем привлеченных ПИИ вырос более чем в два раза по сравнению с 2005 годом и составил 28,3 млрд. долларов США (1). В то же время, многие российские компании уже вышли или активно стремятся выйти на международные рынки. Цели здесь могут быть разными - торговля акциями на мировых площадках, доступ к иностранным рынкам заимствований, привлечение стратегических инвесторов и другие. По суммарному показателю вывезенных ПИИ, по оценкам экспертов ЮНКТАД, Россия вышла в 2006 году на третье место в мире после Гонконга и Британских Виргинских островов (2).
С приходом иностранных ТНК в Россию у них возникла потребность в услугах аудита. Сети международных аудиторских фирм выполняют заказы крупнейших корпораций, осуществляя услуги как материнским компаниям, так и дочерним структурам, аллоциро-ванным по всему миру. Большой сегмент мирового рынка аудиторских услуг поделен между четырьмя широко известными фирмами-гигантами - их называют компаниями «большой четверки»: Рпсешс^егЬоизеСоорегэ (РшС), КРМО, Ernst&Young, Deloitte&Touche ТоИт^эи. Все они имеют более чем столетнюю историю и образовались в результате многочисленных слияний и поглощений фирм отрасли.
Компании «большой четверки» имеют глобальный охват: каждая из них представлена более чем в 140 странах мира и имеет численность
■ийское предпринимательство, 2008, № 3
персонала 120-150 тысяч человек (3). Они открыли свои подразделения в нашей стране в конце 1980-х -начале 1990-х годов, причем первой это сделала Ernst&Young в 1989 году. Фактически международные аудиторские компании изначально пришли в Россию вслед за своими клиентами - иностранными ТНК. Однако, придя в Россию, компании «большой четверки» приобрели среди клиентов крупнейшие российские компании - ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Роснефть», ОАО «Мечел» и прочие, которым необходимо подтверждение финансовой отчетности для выхода на международные рынки, привлечения средств на рынках заимствований.
Все компании «большой четверки» заявляют о динамичном росте в России и странах СНГ В настоящее время основной объем выручки этих компаний от услуг, оказываемых российским компаниям, приходится на аудит в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Так, с целью гармонизации стандартов финансовой отчетности и поощрения прихода иностранных инвесторов, в России постановлением Правительства от 6 марта 1998 года была учреждена программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО (4).
Российские ТНК обычно заказывают аудит отчетности по международным стандартам у компаний «большой четверки», а аудит отчетности по российским стандартам отдают российским аудиторским компаниям.
Объем рынка российского ауди-
та можно оценить с некоторой долей приближенности. По данным Министерства финансов РФ, в 2006 году 80265 организаций подлежали обязательному аудиту (5). Помимо этого ряд компаний проводил добровольный аудит. Также указанная цифра не включает аудит по международным стандартам отчетности. В мае 2007 г агентство Discovery Research Group опубликовало обзор аудиторско-консалтинговых компаний России. По итогам 2006 года, объем рынка 150 групп этого сектора увеличился на 37-39% и достиг отметки в 27-28 млрд. рублей. По данным Российской коллегии аудиторов, в 2006 году на рынке работало 10-12 тысяч аудиторов (6). Осенью 2007 года Министерство финансов РФ впервые провело исследование российского рынка аудита. До этого соответствующие оценки проводили сами компании, а также аналитические и рейтинговые агентства. Результаты, опубликованные министерством, оказались неожиданными. Исследование показало, что «большая четверка» аудиторских компаний по итогам
мировой рынок аудиторских услуг поделен между компаниями «большой четверки»: PricewaterhouseCoopers,
KPMG, Ernst&Young, Deloitte&Touche Tohmatsu
2006 года занимала в России 31% рынка аудита (доля доходов в совокупных доходах всех аудиторских компаний), тогда как широкое экспертное мнение до сих пор оценивало ее долю в 70-80% (7). Трудности в оценке этого рынка также связаны с деятельностью так называемых «карманных» аудиторов, которые за умеренную плату и без необходимых проверок представляют необходимое заключение. Помимо «большой четверки» к крупнейшим российским компаниям - участникам аудиторских сетей относятся: «БДО Юникон» (сеть BDO International), «BKR-Интерком-Аудит», «Росэкспертиза» (MRI), «РСМ Топ-Аудит» (RSM Int.), «ФБК» (PKF) и другие. Таким образом, в настоящее время наблюдается тенденция интеграции отечественных аудиторско-консалтинговых компаний в мировые сети. Пятой по величине аудиторской организацией, представленной на российском рынке, является ЗАО «БДО Юникон», основанное в 1989 году. Первая широкая известность к ней пришла в 1996 году, когда компания была определена аудитором Центрального банка РФ. Организация считает поворотным моментом в своей истории вступление в 2002 году в международную сеть BDO International, объединяющую ведущие компании 111 стран мира. Это существенно расширило клиентскую базу «БДО Юникон» и привело к росту выручки. ЗАО «БДО Юникон» получило аккредитацию при Комитете по надзору за финансовой отчетностью публичных компаний (PCAOB) США и Агентстве США по международному развитию (USAID). Аккредитация
дает право проводить аудит проектов, финансируемых данными международными организациями, на территории Российской Федерации и стран СНГ. По данным Министерства финансов, в 2006 году в Москве средняя аудиторская организация имела следующие характеристики:
- количество лет ведения аудиторской деятельности - 6,7 лет;
- количество сотрудников - 17,8 человек (из них аудиторов - 8,1);
- количество клиентов - 21,6;
- доходы всего - 9,3 млн. рублей;
- доходы от проведения аудита в расчете на одного клиента - 223,9 тыс. рублей;
- доходы в расчете на одного аудитора - 595,7 тыс. рублей. Данные цифры сильно отстают от показателей компаний «большой четверки». По информации журнала «Эксперт», в 2005 году пятьдесят крупнейших корпораций мира заплатили за услуги аудиторов 1,8 млрд. долларов (что составляет в среднем 36 млн. долларов на одну компанию). В среднем ТНК платят за аудиторские услуги 0,52% чистой прибыли (8).
Несмотря на усиление влияния «большой четверки», у российских компаний есть своя ниша на рынке. Это, например, малые и средние предприятия, которые, с одной стороны, не в состоянии заплатить за услуги PricewaterhouseCoopers, KPMG, Ernst&Young, Deloitte&Touche Tohmatsu. С другой стороны, они не являются публичными, что не требует заключения аудиторской компании с мировым именем. Дифференциация аудиторского бизнеса и поляризация наиболее успешных компаний, их резкий
российское предпринимательство, 2008, № 3
отрыв от остальной массы фирм во многом были следствием накопления ими и сохранения на долговременной основе специфических конкурентных преимуществ, связанных с управлением квалифицированным персоналом, фирменной культурой, методологией и стандартами качества оказываемых услуг. Для повышения конкурентоспособности российским аудиторским компаниям следует, прежде всего, укрупняться, привлекать в штат иностранных специалистов, повышать уровень подготовки сотрудников в части владения международными стандартами, развивать региональную сеть, оказывать широкий спектр сопутствующих услуг. Основными преимуществами таких компаний являются безупречная репутация и многолетняя работа на рынке, профессионализм и независимость.
Литература
1. Бюллетень банковской статистики. - 2007. - №8. - С. 15.
2. Хейфец Б.А. Пасынки глобализации // Эксперт. - 2007. №4. - С. 17-22.
3. Годовые отчеты за 2006 г компаний PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, KPMG, Deloitte&Touche Tohmatsu.
4. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 года №283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
5. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации за 2006 г - Министерство финансов РФ. - 2007. [Электронный ресурс]. -Электрон. Дан. - Режим доступа: www. minfin.ru. - Загл. с экрана.
6. Рынок аудиторско-консалтинго-вых услуг в России: итоги 2006 г. -Маркетинговое агентство Discovery research group. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.drgroup.ru/page/research/ fr/m183.html. - Загл. с экрана.
7. Буза В., Кочева О. Четверка с минусом // Коммерсант - деньги. - 2007. №30 (636). - С. 32-36.
8. Шапран В. В плену у «большой четверки» // Эксперт Украина. - 2006. -№43 (92). - С. 34-36.
Gavrilyuk, T.S.
postgraduate student, State University of Management Multinational companies in the Russian audit services market
The paper investigates the Russian audit market and presents a review of the activities of major multinational companies, the so-called "big four". There is given a bird's-eye view of characteristic aspects of auditing services, and a review of the process of transnationalization of activities of auditing firms. Multinational auditing firms originally arrived in Russia in the wake of their customers, major transnational corporations, and later saw major Russian businesses join their clientele. A review is presented of competitive mechanisms in the auditing services market.