Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТИТУТЫ - МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТИТУТЫ - МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЕАЭС

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Аббасалиев Илькин Сахиб Оглы

Автор говорит о международных организациях как системных центрах международных транспортных коридоров. Значение международных ин ститутов в развитии транспортных коридоров заключается в проведении их оперативного мониторинга и информационного сопровождения, что позволяет своевременно устранять тупиковые направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL INSTITUTIONS AS A MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT OF THE GLOBAL TRANSPORT SYSTEM

The author speaks about international organizations as system centers of functioning of international transport corridors. The importance of international institutions in the development of transport corridors lies in their operational monitoring and information support, which allows timely recognition of dead-end development directions and removal of obstacles.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТИТУТЫ - МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2022_9-10_96 УДК 339.92

Международные институты -механизм развития глобальной транспортной системы

Илькин АББАСАЛИЕВ

Международные транспортные коридоры (МТК) представляют собой динамично развивающийся организм, порождающий синергетический эффект совершенствования транспортной инфраструктуры на всех уровнях:

- национальном;

- региональном;

- глобальном.

Поэтому важнейшую координирующую роль в их создании и развитии играют международные институты. Существует и обратная связь: необходимость совершенствования транспортной инфраструктуры инициирует институционализацию международного сотрудничества в этом направлении.

Так, развитие МТК «Восток - Запад» инициировало разработку дорожной карты (2021-2023 гг.) формирования евразийских транспортных коридоров в ЕАЭС. Дорожная карта включает комплекс мер по:

- созданию условий для технической и организационной адаптации маршрутов и коридоров;

- формированию единых тарифов;

- упрощению таможенных процедур;

- разработке интеллектуальных систем на транспорте и технологий быстрой передачи информации;

- развитию придорожных сервисов.

АББАСАЛИЕВ Илькин Сахиб оглы - аспирант Дипломатической академии МИД России. E-mail: ilkin.abbasaliyev@yahoo.com

Ключевые слова: транспортные коридоры, международные организации, транспортная инфраструктура, ЕАЭС.

Значительным потенциалом дальнейшего развития транспортной инфраструктуры, в том числе и МТК, обладает Евразийский экономический союз.

Не до конца реализован иранский потенциал в увеличении грузооборота по МТК «Север - Юг». Конечно, на наращивание активности иранской стороны влияют внешние факторы, а именно санкции США, которые препятствуют расширению товарооборота. Однако и слабое развитие иранской транспортной инфраструктуры оказывает в этом смысле негативное влияние (например, больше половины автотранспорта ИРИ старше 30 лет). Для Ирана развитие транспортных коридоров, соединяющих его со странами ЕАЭС, является жизненно важным.

В 2019 г. Иран и Россия договорились о выделении иранской стороне кредита в размере 5 млрд долл. Для финансирования были отобраны 35 проектов, в том числе в сфере развития транспорта [1].

Значительным импульсом в развитии МТК «Север - Юг» явилось временное Соглашение по созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном [2]. В соглашении предусмотрено расширение экспортного потенциала Ирана на рынках ЕАЭС, в том числе за счёт снижения

импортной пошлины на 502 наименования иранских товаров.

В свою очередь Иран предоставляет льготы на ввоз более 800 товаров из стран ЕАЭС.

На продукты животноводства пошлины снижены с 26 до 5-10%, бобовые культуры с 55 до 5-10%, растительное масло с 20 до 10%, аккумуляторы с 55 до 10%, арматуру с 32 до 4% и др.

Эти товары составляют больше половины российского и казахстанского экспорта в Иран. В 2020 г. товарооборот Ирана со странами ЕАЭС достиг величины 2,9 млрд долл., что на 18% превысило показатели 2019 г. [3].

Скрытые резервы ЕАЭС в развитии МТК имеются и по линии углубления сотрудничества с другими странами Персидского залива, особенно в связи с ростом производства сельхозпродукции в странах союза. Совокупный экспорт ЕАЭС этой группы товаров ежегодно составляет почти 60 млрд долл. Кроме зерновых культур большую долю в экспорте ЕАЭС в страны Персидского залива составляют молочные продукты (прежде всего из Белоруссии), мясная продукция, фрукты, орехи, табак и др.

Самым крупным покупателем пищевых продуктов в ЕАЭС являются ОАЭ [4].

1 Парламент Ирана разрешил правительству взять кредит у России // URL: https://ria. ru/20190218/1551045493.html

2 Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года (ратифицировано ФЗ от 28 ноября 2018 г. № 429-ФЗ, вступило в силу 27 октября 2019 г.) // URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/00012-1910280037

3 РСМД: Торговля Ирана с ЕАЭС и перспективы её развития // URL: httpsw://russiancouncil. ru/analytics-and-comments-analytics/torgovlya-irana-s-eaes-i-perspektivy-ee-razvitiya/

4 Анализ по доступу сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государств -членов ЕАЭС на рынок Персидского залива. М., 2019. С. 12-21.

С 1981 г. действует Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, в который входят ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, Кувейт и Катар. Сотрудничество стран ЕАЭС с этой организацией открывает большие возможности по наращиванию товарооборота со странами Персидского залива, а следовательно, развития МТК «Север - Юг».

Деятельность по совершенствованию МТК ведётся и на региональном уровне, в частности, в рамках Большого евразийского партнёрства, инициатива формирования которого принадлежит президенту России В. В. Путину. Главной задачей в рамках партнёрства является интеграция транспортной стратегии ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс - один путь». В Евразийской экономической комиссии сформирован перечень приоритетных направлений в транспортной сфере.

30 декабря 1991 г. на совещании глав Правительств СНГ образовано Координационное транспортное совещание (КТС).

В его составе на постоянной основе действуют шесть отраслевых советов, в том числе Совет по международным транспортным коридорам СНГ.

В рамках СНГ согласованные шаги по совершенствованию МТК осуществляются на основе Соглашения о согласованном развитии международных транспортных коридоров 2009 г., в соответствии с которым действует отраслевой совет [5].

Значительный вклад в продвижение евразийских МТК вносит Тарифная конференция железнодорожных администраций стран -участниц Тарифного соглашения государств СНГ.

На площадке этого форума рассматриваются вопросы проведения согласованных «сквозных тарифов», ставок при осуществлении комбинированных и мультимодальных перевозок [6].

Модернизация транспортных систем участков панъевропейских коридоров, в которых участвует Россия, осуществляется совместно с Белоруссией в соответствии с Планом мероприятий по формированию и функционированию объединённой транспортной системы Союзного государства. Реализуются мероприятия по сокращению времени доставки грузов между Москвой и Минском и модернизации инфраструктуры по перевалке контейнеров.

Транспортное сотрудничество России и Белоруссии осуществляется в рамках Координационной комиссии по формированию и развитию объединённой транспортной системы Союзного государства, образованной 18 декабря 1996 г., а также специально создаваемых рабочих групп. Вопросы формирования единого транспортного пространства обсуждались 19 ноября 2019 г. на заседании Совета Министров Союзного государства, а в рамках международного форума и выставки «Транспорт России» мини-

5 Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств - участников СНГ от 20 ноября 2009 г. // URL: docs.cntd.ru// https://docs.cntd.ru/document/902270703

6 Тарифное Соглашение железнодорожных администраций (Железных дорог) государств -участников Содружества Независимых Государств / Министерство транспорта Российской Федерации // URL: https://mintrans.gov.rU/documents/8/10304

стры транспорта двух стран подписали схему автомобильных дорог Союзного государства и План мероприятий по их совершенствованию [7].

На научно-практической конференции «Союзное государство: достижения, проблемы, перспективы» (декабрь 2019 г.) министр транспорта Белоруссии А. Иванов отметил, что построение единого транспортного пространства позволит обеспечить скоординированное развитие транспортных комплексов и повысить эффективность перемещения пассажиров и грузов. А это, в свою очередь, станет отправной точкой для активации подобных процессов рядом стран в рамках ЕС и других образований [8].

Шанхайская организация сотрудничества рассматривает формирование региональных МТК на специальной рабочей группе при участии глав железнодорожных ведомств, входящих в организацию государств. Практический результат деятельности рабочей группы воплощается в подготовленных межправительственных соглашениях, касающихся благоприятных условий для международных перевозок в рамках шести региональных маршрутов.

В 2019 г. в г. Дяньюньган (КНР) состоялся круглый стол государств -членов Шанхайской организации сотрудничества на тему расширения торгово-логистического сотрудничества в рамках ШОС. Эксперты отметили важность реализации крупномасштабных совместных проектов в сфере транспорта, логистики и коммуникаций, позволяющих:

- расширять взаимный товарооборот;

- создавать новые рынки;

- давать импульс региональному развитию.

Одним из механизмов интенсификации создания и развития МТК участники круглого стола считают формирование мультимодальных логистических центров как важных пунктов, информационная, логистическая и инфраструктурная связь которых является катализатором для развития МТК. Другим направлением ускорения для МТК участники круглого стола назвали развитие скоростных железнодорожных и автомобильных магистралей [9].

В многогранной деятельности по

созданию евразийских транспортных коридоров значительное место занимает Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) и её Комитет по внутреннему транспорту (КВТ), основанный, как и Комиссия, в 1947 г.

С 1963 г. Отдел устойчивого транспорта ЕЭК выполняет роль инструмента 56 объединённых государств в создании условий для развития безопасного и эффективного евразийского транспортного сообщения.

С 2002 г. под эгидой этой организации стал реализовываться проект по евро-азиатским транспортным связям (ЕАТС), при осуществлении которого особое внимание было уделено МТК. В рамках первого этапа

7 http://www.soyuz.by

8 Иванов А. Транспорт и его инфраструктура играют одну из ключевых ролей в повышении благосостояния наших народов // URL: https://www.postkomsg.com/actual_comment/223840/

9 Информационное сообщение по итогам круглого стола государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://rus.sectsco.org/news/20191207/611485.html

проекта (2002-2007 гг.) были определены основные евро-азиатские транспортные маршруты (автомобильные, железнодорожные и внутренние водные), а также впервые был проведён анализ препятствий для транспортных и грузовых потоков на маршрутах следования [10].

Основной целью второго этапа реализации проекта (2008-2013 гг.) стало согласование девяти железнодорожных и девяти автомобильных маршрутов из рассматриваемых 311.

Третий этап (с 2013 г.) направлен на повышение оперативной пропускной способности и стыкуемости наземных транспортных соединений между Европой и Азией.

Осуществление третьего этапа ЕАТС явилось основой целого ряда международных инициатив и совместных документов, например, таких как резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 69/213 «Роль транспортных и транзитных коридоров в обеспечении международного сотрудничества в целях устойчивого развития» [11], резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 70/197 «На пути к обеспечению всестороннего взаимодействия между всеми видами транспорта в целях содействия соз-

данию устойчивых мультимодаль-ных транспортных коридоров» [12] и др.

Важную роль в развитии евразийских транспортных коридоров играет Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД), созданная в 1956 г. профильными министрами.

Объединяя железнодорожные ведомства 28 евразийских стран, ОСЖД выполняет важную функцию организации перевозок между Европой и Азией, согласования транспортной политики стран континента, совершенствования транспортного права в сфере железнодорожных перевозок, сотрудничества в области продвижения экологических стандартов работы железнодорожного транспорта, повышения его конкурентоспособности в сравнении с другими видами транспорта, эксплуатации железнодорожных магистралей [13].

В 2009 г. Комиссией ОСЖД по транспортной политике и стратегии развития разработана схема железнодорожных транспортных коридоров ОСЖД [14], для создания которой были использованы панъевропейские железнодорожные маршруты, ТЕЛСЕКЛ, маршруты Трансазиат-

10 Евро-азиатские транспортные связи. Введение в действие наземных транспортных соединений между Европой и Азией. ООН. Нью-Йорк и Женева, 2020. С. 2-3.

11 ООН. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 19 декабря 2014 г. 69/213. Роль транспортных и транзитных коридоров в обеспечении международного сотрудничества в целях устойчивого развития // URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares69d213_ru.pdf

12 ООН. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 22 декабря 2015 г. 70/197. На пути к обеспечению всестороннего взаимодействия между всеми видами транспорта в целях содействия созданию устойчивых мультимодальных транзитных коридоров // URL: https:// undocs.org/ru/A/RES/70/197

13 Положение об Организации сотрудничества железных дорог (IV издание) от 1 июля 2002 г. (с изм. и доп., утв. XXX сессией Совещания Министров ОСЖД в Вильнюсе с 11 по 14 июня 2002 года) // URL: https://docs.cntd.ru/document/902095300

14 Схема железнодорожных транспортных коридоров ОСЖД // URL: https://osjd.org/api/ media/resources/c/51/121/809

ских железных дорог, разработанных ЭСКАТО ООН.

Коридоры ОСЖД делятся на три вида: широтного направления (Восток - Запад), меридиальные (Север -Юг) и занимающие промежуточное положение между меридиальными и широтными ТК.

Всего ОСЖД приняты 13 железнодорожных транспортных коридоров. Среди них самый длинный коридор в мире - Транссиб - протяжённостью 24 800 км.

Международное сотрудничество по развитию транспортной инфраструктуры, в том числе МТК, осуществляется в рамках Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП).

Это некоммерческая транспортная ассоциация, в состав которой входит 96 компаний из 23 стран СНГ, Азии и Европейского союза.

За 20 лет своей деятельности организация стала авторитетной площадкой эффективного международного сотрудничества в осуществлении железнодорожных перевозок по Транссибу. КСТП работает в тесном взаимодействии с ОСЖД, Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, ЕАЭС, ЭСКАТО ООН и др.

В планах организации (на основе сотрудничества ОАО РЖД и Breittspur Planungsgesellshaft mbH - BPG, администраций Австрии, Словакии и Украины) реализация проекта расширения МТК «Запад - Восток» за счёт продления широколинейной железнодорожной линии Кошице -

Вена. Этому проекту присвоен международный рейтинг «умного» устойчивого развития ООН [15].

Продвижению проектов Трансазиатских коридоров грузовых перевозок способствует Экономическая комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ESCAP). Идея объединения усилий государств по созданию безопасного и комфортного перемещения грузов по азиатскому пространству актуализировалась в 60-е годы. Но политические события и конфликты не позволили в прошлом веке в полной мере реализовать явно назревшую проблему.

Следующая попытка объединить усилия национальных железных дорог на уровне экспертных сообществ была предпринята в 90-е годы. Транзитная Азиатская железная дорога потенциально включала 117,5 тыс. км уже функционирующих железных дорог, проходящих по территории 28 стран. С начала 2000-х годов экспертные сообщества активно работали над определением тех из них, которые имеют международное значение. При этом экспертиза касалась минимальных технических требований, предъявляемых к магистралям, обеспечивающим контейнерные перевозки, и при достижении таковых осуществлялись пробные контейнерные железнодорожные рейсы.

В результате проделанной работы были сформированы четыре основных коридора: Северный, Южный, соединение Северного и Южного коридоров через территории России, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, Ирана и юго-восточ-

15 Проект строительства железнодорожной колеи до Вены отвечает целям устойчивого развития ООН // URL: https://icctt.com/news/article_post/proekt-stroitelstva-shirokoj-zhelemodorozhnoj-kolei-do-veny-otvechaet-celyam-ustojchivogo-razvitiya-oon

ное ответвление, благодаря которому доступ к Северному и Южному коридорам получили Сингапур, Малайзия и Камбоджа [ 16].

В 1997 г. была учреждена программа Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), принимающая участие в становлении и развитии МТК. Организация, получившая официальный статус в 2001 г., представляет собой партнёрство 11 стран и поддерживается шестью многосторонними международными структурами [17].

В рамках программы проходят ежегодные министерские конференции, определяющие общее руководство, основополагающие решения и стратегии, в том числе в транспортной сфере. Контроль над программой и институциональное управление осуществляет Азиатский банк развития. Секретариат ЦАРЭС располагается в штаб-квартире АБР в Маниле.

В 2001-2013 гг. ЦАРЭС поддержало более 146 проектов, предоставив 17,7 млрд долл. для 98 проектов по строительству автомобильных и железных дорог.

За это время при его содействии было построено 4487 км автомобильных магистралей вдоль транспортных коридоров, и 3700 км завершаются,

сооружено 3190 км железнодорожного полотна и продолжается сооружение 2500 км.

На 16-й Министерской конференции ЦАРЭС в 2017 г. была утверждена Стратегия ЦАРЭС - 2030. В обсуждении стратегии приняли участие 350 представителей государств -участниц программы. При составлении стратегии эксперты руководствовались принципами расширения региональной интеграции, активизации политического диалога государств, привлечения к сотрудничеству структур гражданского общества, построения открытой, инклюзивной платформы ЦАРЭС [18].

Акцент в Стратегии-2030 делается на укрепление доверия между членами организации для снижения нефизических торговых и логистических барьеров. Особое внимание уделяется тем странам, где процедурные и инфраструктурные узкие места отрицательно влияют на общую эффективность всей сети в целом. Результативности инвестиционных проектов ЦАРЭС способствуют осуществляемые в рамках программы исследования эффективности транспортных коридоров и оптимизация маршрутов грузопотоков.

Выполняя координирующую роль центров системной организации евразийских транспортных коридоров, международные организации являются важным механизмом сотрудничества стран в сфере транспорта.

Международные институты:

- способствуют минимизации организационных, экономических и логистических ресурсов, необходимых для организации МТК;

16 Трансконтинентальные транспортные коридоры. М.: Центр стратегических исследований «Платформа XXI», 2017. С. 5.

17 Программа Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) // URL: http//www.carecprogram.org /index php?page=carec.countrnes

18 ЦАРЭС 2030. Соединяя регионы для совместного и устойчивого развития. Азиатский банк развития, 2017.

- направляют усилия для преодоления политических препятствий при формировании и совершенствовании МТК;

- реализуют всеобщий эффект от функционирования МТК на основе баланса национальных интересов.

Международные организации активно способствуют континентальной транспортной интеграции, благодаря развитию транспортных коридоров по Восток - Запад и Север - Юг. Они обеспечивают интеграцию евразийских транспортных коридоров в глобальную транспортную систему и интенсифицируют внедрение инновационных технологий для совершенствования транспортного сообщения через транспортные коридоры.

Библиография • References

Анализ по доступу сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

государств - членов ЕАЭС на рынок Персидского залива. М., 2019. - 56 с. [Analiz po dostupu sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

gosudarstv - chlenov EAES na rynok Persidskogo zaliva. M., 2019. - 56 s.] Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая

2018 года (ратифицировано ФЗ от 28 ноября 2018 г. № 429-ФЗ, вступило в силу 27 октября 2019 г.) // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/00012-1910280037

[Vremennoe soglashenie, vedushchee k obrazovaniyu zony svobodnoj torgovli mezhdu Evrazijskim ekonomicheskim soyuzom i ego gosudarstvami-chlenami, s odnoj storony, i Islamskoj Respublikoj Iran, s drugoj storony, ot 17 maya 2018 goda (ratificirovano FZ ot 28 noyabrya 2018 g. № 429-FZ, vstupilo v silu 27 oktyabrya

2019 g.) // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012-1910280037]

Евро-азиатские транспортные связи. Введение в действие наземных транспортных соединений между Европой и Азией. ООН. Нью-Йорк и Женева, 2020. - 291 с. [Evro-aziatskie transportnye svyazi. Vvedenie v dejstvie nazemnyh transportnyh

soedinenij mezhdu Evropoj i Aziej. OON. N'yu-Jork i ZHeneva, 2020. - 291 s.] Иванов А. Транспорт и его инфраструктура играют одну из ключевых ролей в повышении благосостояния наших народов // URL: https://www.postkomsg.com/ actual_comment/223840/ [Ivanov A. Transport i ego infrastruktura igrayut odnu iz klyuchevyh rolej v povyshenii blagosostoyaniya nashih narodov // URL: https://www.postkomsg.com/actual_ comment/223840/]

Информационное сообщение по итогам круглого стола государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://rus.sectsco.org/ news/20191207/611485.html [Informacionnoe soobshchenie po itogam kruglogo stola gosudarstv-chlenov SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva // URL: http://rus.sectsco.org/ news/20191207/611485.html] ООН. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 19 декабря 2014 г. 69/213. Роль транспортных и транзитных коридоров в обеспечении международного

сотрудничества в целях устойчивого развития // URL: https://unctad.org/ system/files/official-document/ares69d213_ru.pdf [OON. Rezolyuciya, prinyataya General'noj Assambleej 19 dekabrya 2014 g. 69/213. Rol' transportnyh i tranzitnyh koridorov v obespechenii mezhdunarodnogo sotrudnichestva v celyah ustojchivogo razvitiya // URL: https://unctad.org/ system/files/official-document/ares69d213_ru.pdf] ООН. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 22 декабря 2015 г. 70/197. На пути к обеспечению всестороннего взаимодействия между всеми видами транспорта в целях содействия созданию устойчивых мультимодаль-ных транзитных коридоров // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/197 [OON. Rezolyuciya, prinyataya General'noj Assambleej OON 22 dekabrya 2015 g. 70/197. Na puti k obespecheniyu vsestoronnego vzaimodejstviya mezhdu vsemi vidami transporta v celyah sodejstviya sozdaniyu ustojchivyh mul'timodal'nyh tranzitnyh koridorov // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/197] Парламент Ирана разрешил правительству взять кредит у России / / URL: https: / /

ria.ru/20190218/1551045493.html [Parlament Irana razreshil pravitel'stvu vzyat' kredit u Rossii // URL: https://ria.

ru/20190218/1551045493.html] Положение об Организации сотрудничества железных дорог (IV издание) от 1 июля 2002 г. (с изм. и доп., утв. XXX сессией Совещания Министров ОСЖД в Вильнюсе с 11 по 14 июня 2002 года) // URL: https://docs.cntd.ru/ document/902095300 [Polozhenie ob Organizacii sotrudnichestva zheleznyh dorog (IV izdanie) ot 1 iyulya 2002 g. (s izm. i dop., utv. XXX sessiej Soveshchaniya Ministrov OSZHD v Vil'nyuse s 11 po 14 iyunya 2002 goda) // URL: https://docs.cntd.ru/document/902095300] Программа Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) // URL: http//www.carecprogram.org /index php?page=carec. countrnes

[Programma Central'noaziatskogo regional'nogo ekonomicheskogo sotrudnichestva (CARES) // URL: http//www.carecprogram.org /index php?page=carec.countrnes| Проект строительства железнодорожной колеи до Вены отвечает целям устойчивого развития ООН // URL: https://icctt.com/news/article_post/proekt-stroitelstva-shirokoj-zheleznodorozhnoj-kolei-do-veny-otvechaet-celyam-ustojchivogo-razvitiya-oon [Proekt stroitel'stva zheleznodorozhnoj kolei do Veny otvechaet celyam ustojchivogo razvitiya OON // URL: https://icctt.com/news/article_post/proekt-stroitelstva-shirokoj-zheleznodorozhnoj-kolei-do-veny-otvechaet-celyam-ustojchivogo-razvitiya-oon]

РСМД: Торговля Ирана с EAЭC и перспективы её развития // URL: httpsw:// mssiancounciLm/analytics-and-comments-analytics/torgovlya-irana-s-eaes-i-perspektivy-ee-razvitiya/ [RSMD: Torgovlya Irana s EAES i perspektivy eyo razvitiya // URL: httpsw:// mssiancounciLm/analytics-and-comments-analytics/torgovlya-irana-s-eaes-i-perspektivy-ee-razvitiya/] Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств - участников СНГ от 20 ноября 2009 г. // URL: docs.cntd.ru//https://docs.cntd.ru/document/902270703 [Soglashenie o soglasovannom razvitii mezhdunarodnyh transportnyh koridorov, prohodyashchih po territorii gosudarstv - uchastnikov SNG ot 20 noyabrya 2009 g. // URL: docs.cntd.ru//https://docs.cntd.ru/document/902270703]

104

0Б0ЗPEBATEЛЬ-0BSERVER

9-10/2022

Схема железнодорожных транспортных коридоров ОСЖД // URL: https://osjd.

org/api/media/resources/c/51/121/809 [Skhema zheleznodorozhnyh transportnyh koridorov OSZHD // URL: https://osjd.

org/api/media/resources/c/51/121/809| Тарифное Соглашение железнодорожных администраций (Железных дорог) государств - участников Содружества Независимых Государств / Министерство транспорта Российской Федерации // URL: https://mintrans.gov.ru/ documents/8/10304 [Tarifnoe Soglashenie zheleznodorozhnyh administracij (ZHeleznyh dorog) gosudarstv -uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv / Ministerstvo transporta Rossijskoj Federacii // URL: https://mintrans.gov.ru/documents/8/10304| Трансконтинентальные транспортные коридоры. М.: Центр стратегических исследований «Платформа XXI», 2017. - 14 с. [Transkontinental'nye transportnye koridory. M.: Centr strategicheskih issledovanij

«Platforma XXI», 2017. - 14 s.| ЦАРЭС 2030. Соединяя регионы для совместного и устойчивого развития.

Азиатский банк развития, 2017. - 35 с. [CARES 2030. Soedinyaya regiony dlya sovmestnogo i ustojchivogo razvitiya. Aziatskij

bank razvitiya, 2017. - 35 s.| http://www.soyuz.by

Статья поступила в редакцию 14 июля 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.