DOI: 10.48137/2074-2975_2022_9-10_96 УДК 339.92
Международные институты -механизм развития глобальной транспортной системы
Илькин АББАСАЛИЕВ
Международные транспортные коридоры (МТК) представляют собой динамично развивающийся организм, порождающий синергетический эффект совершенствования транспортной инфраструктуры на всех уровнях:
- национальном;
- региональном;
- глобальном.
Поэтому важнейшую координирующую роль в их создании и развитии играют международные институты. Существует и обратная связь: необходимость совершенствования транспортной инфраструктуры инициирует институционализацию международного сотрудничества в этом направлении.
Так, развитие МТК «Восток - Запад» инициировало разработку дорожной карты (2021-2023 гг.) формирования евразийских транспортных коридоров в ЕАЭС. Дорожная карта включает комплекс мер по:
- созданию условий для технической и организационной адаптации маршрутов и коридоров;
- формированию единых тарифов;
- упрощению таможенных процедур;
- разработке интеллектуальных систем на транспорте и технологий быстрой передачи информации;
- развитию придорожных сервисов.
АББАСАЛИЕВ Илькин Сахиб оглы - аспирант Дипломатической академии МИД России. E-mail: ilkin.abbasaliyev@yahoo.com
Ключевые слова: транспортные коридоры, международные организации, транспортная инфраструктура, ЕАЭС.
Значительным потенциалом дальнейшего развития транспортной инфраструктуры, в том числе и МТК, обладает Евразийский экономический союз.
Не до конца реализован иранский потенциал в увеличении грузооборота по МТК «Север - Юг». Конечно, на наращивание активности иранской стороны влияют внешние факторы, а именно санкции США, которые препятствуют расширению товарооборота. Однако и слабое развитие иранской транспортной инфраструктуры оказывает в этом смысле негативное влияние (например, больше половины автотранспорта ИРИ старше 30 лет). Для Ирана развитие транспортных коридоров, соединяющих его со странами ЕАЭС, является жизненно важным.
В 2019 г. Иран и Россия договорились о выделении иранской стороне кредита в размере 5 млрд долл. Для финансирования были отобраны 35 проектов, в том числе в сфере развития транспорта [1].
Значительным импульсом в развитии МТК «Север - Юг» явилось временное Соглашение по созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном [2]. В соглашении предусмотрено расширение экспортного потенциала Ирана на рынках ЕАЭС, в том числе за счёт снижения
импортной пошлины на 502 наименования иранских товаров.
В свою очередь Иран предоставляет льготы на ввоз более 800 товаров из стран ЕАЭС.
На продукты животноводства пошлины снижены с 26 до 5-10%, бобовые культуры с 55 до 5-10%, растительное масло с 20 до 10%, аккумуляторы с 55 до 10%, арматуру с 32 до 4% и др.
Эти товары составляют больше половины российского и казахстанского экспорта в Иран. В 2020 г. товарооборот Ирана со странами ЕАЭС достиг величины 2,9 млрд долл., что на 18% превысило показатели 2019 г. [3].
Скрытые резервы ЕАЭС в развитии МТК имеются и по линии углубления сотрудничества с другими странами Персидского залива, особенно в связи с ростом производства сельхозпродукции в странах союза. Совокупный экспорт ЕАЭС этой группы товаров ежегодно составляет почти 60 млрд долл. Кроме зерновых культур большую долю в экспорте ЕАЭС в страны Персидского залива составляют молочные продукты (прежде всего из Белоруссии), мясная продукция, фрукты, орехи, табак и др.
Самым крупным покупателем пищевых продуктов в ЕАЭС являются ОАЭ [4].
1 Парламент Ирана разрешил правительству взять кредит у России // URL: https://ria. ru/20190218/1551045493.html
2 Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года (ратифицировано ФЗ от 28 ноября 2018 г. № 429-ФЗ, вступило в силу 27 октября 2019 г.) // URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/00012-1910280037
3 РСМД: Торговля Ирана с ЕАЭС и перспективы её развития // URL: httpsw://russiancouncil. ru/analytics-and-comments-analytics/torgovlya-irana-s-eaes-i-perspektivy-ee-razvitiya/
4 Анализ по доступу сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государств -членов ЕАЭС на рынок Персидского залива. М., 2019. С. 12-21.
С 1981 г. действует Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, в который входят ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, Кувейт и Катар. Сотрудничество стран ЕАЭС с этой организацией открывает большие возможности по наращиванию товарооборота со странами Персидского залива, а следовательно, развития МТК «Север - Юг».
Деятельность по совершенствованию МТК ведётся и на региональном уровне, в частности, в рамках Большого евразийского партнёрства, инициатива формирования которого принадлежит президенту России В. В. Путину. Главной задачей в рамках партнёрства является интеграция транспортной стратегии ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс - один путь». В Евразийской экономической комиссии сформирован перечень приоритетных направлений в транспортной сфере.
30 декабря 1991 г. на совещании глав Правительств СНГ образовано Координационное транспортное совещание (КТС).
В его составе на постоянной основе действуют шесть отраслевых советов, в том числе Совет по международным транспортным коридорам СНГ.
В рамках СНГ согласованные шаги по совершенствованию МТК осуществляются на основе Соглашения о согласованном развитии международных транспортных коридоров 2009 г., в соответствии с которым действует отраслевой совет [5].
Значительный вклад в продвижение евразийских МТК вносит Тарифная конференция железнодорожных администраций стран -участниц Тарифного соглашения государств СНГ.
На площадке этого форума рассматриваются вопросы проведения согласованных «сквозных тарифов», ставок при осуществлении комбинированных и мультимодальных перевозок [6].
Модернизация транспортных систем участков панъевропейских коридоров, в которых участвует Россия, осуществляется совместно с Белоруссией в соответствии с Планом мероприятий по формированию и функционированию объединённой транспортной системы Союзного государства. Реализуются мероприятия по сокращению времени доставки грузов между Москвой и Минском и модернизации инфраструктуры по перевалке контейнеров.
Транспортное сотрудничество России и Белоруссии осуществляется в рамках Координационной комиссии по формированию и развитию объединённой транспортной системы Союзного государства, образованной 18 декабря 1996 г., а также специально создаваемых рабочих групп. Вопросы формирования единого транспортного пространства обсуждались 19 ноября 2019 г. на заседании Совета Министров Союзного государства, а в рамках международного форума и выставки «Транспорт России» мини-
5 Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств - участников СНГ от 20 ноября 2009 г. // URL: docs.cntd.ru// https://docs.cntd.ru/document/902270703
6 Тарифное Соглашение железнодорожных администраций (Железных дорог) государств -участников Содружества Независимых Государств / Министерство транспорта Российской Федерации // URL: https://mintrans.gov.rU/documents/8/10304
стры транспорта двух стран подписали схему автомобильных дорог Союзного государства и План мероприятий по их совершенствованию [7].
На научно-практической конференции «Союзное государство: достижения, проблемы, перспективы» (декабрь 2019 г.) министр транспорта Белоруссии А. Иванов отметил, что построение единого транспортного пространства позволит обеспечить скоординированное развитие транспортных комплексов и повысить эффективность перемещения пассажиров и грузов. А это, в свою очередь, станет отправной точкой для активации подобных процессов рядом стран в рамках ЕС и других образований [8].
Шанхайская организация сотрудничества рассматривает формирование региональных МТК на специальной рабочей группе при участии глав железнодорожных ведомств, входящих в организацию государств. Практический результат деятельности рабочей группы воплощается в подготовленных межправительственных соглашениях, касающихся благоприятных условий для международных перевозок в рамках шести региональных маршрутов.
В 2019 г. в г. Дяньюньган (КНР) состоялся круглый стол государств -членов Шанхайской организации сотрудничества на тему расширения торгово-логистического сотрудничества в рамках ШОС. Эксперты отметили важность реализации крупномасштабных совместных проектов в сфере транспорта, логистики и коммуникаций, позволяющих:
- расширять взаимный товарооборот;
- создавать новые рынки;
- давать импульс региональному развитию.
Одним из механизмов интенсификации создания и развития МТК участники круглого стола считают формирование мультимодальных логистических центров как важных пунктов, информационная, логистическая и инфраструктурная связь которых является катализатором для развития МТК. Другим направлением ускорения для МТК участники круглого стола назвали развитие скоростных железнодорожных и автомобильных магистралей [9].
В многогранной деятельности по
созданию евразийских транспортных коридоров значительное место занимает Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) и её Комитет по внутреннему транспорту (КВТ), основанный, как и Комиссия, в 1947 г.
С 1963 г. Отдел устойчивого транспорта ЕЭК выполняет роль инструмента 56 объединённых государств в создании условий для развития безопасного и эффективного евразийского транспортного сообщения.
С 2002 г. под эгидой этой организации стал реализовываться проект по евро-азиатским транспортным связям (ЕАТС), при осуществлении которого особое внимание было уделено МТК. В рамках первого этапа
7 http://www.soyuz.by
8 Иванов А. Транспорт и его инфраструктура играют одну из ключевых ролей в повышении благосостояния наших народов // URL: https://www.postkomsg.com/actual_comment/223840/
9 Информационное сообщение по итогам круглого стола государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://rus.sectsco.org/news/20191207/611485.html
проекта (2002-2007 гг.) были определены основные евро-азиатские транспортные маршруты (автомобильные, железнодорожные и внутренние водные), а также впервые был проведён анализ препятствий для транспортных и грузовых потоков на маршрутах следования [10].
Основной целью второго этапа реализации проекта (2008-2013 гг.) стало согласование девяти железнодорожных и девяти автомобильных маршрутов из рассматриваемых 311.
Третий этап (с 2013 г.) направлен на повышение оперативной пропускной способности и стыкуемости наземных транспортных соединений между Европой и Азией.
Осуществление третьего этапа ЕАТС явилось основой целого ряда международных инициатив и совместных документов, например, таких как резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 69/213 «Роль транспортных и транзитных коридоров в обеспечении международного сотрудничества в целях устойчивого развития» [11], резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 70/197 «На пути к обеспечению всестороннего взаимодействия между всеми видами транспорта в целях содействия соз-
данию устойчивых мультимодаль-ных транспортных коридоров» [12] и др.
Важную роль в развитии евразийских транспортных коридоров играет Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД), созданная в 1956 г. профильными министрами.
Объединяя железнодорожные ведомства 28 евразийских стран, ОСЖД выполняет важную функцию организации перевозок между Европой и Азией, согласования транспортной политики стран континента, совершенствования транспортного права в сфере железнодорожных перевозок, сотрудничества в области продвижения экологических стандартов работы железнодорожного транспорта, повышения его конкурентоспособности в сравнении с другими видами транспорта, эксплуатации железнодорожных магистралей [13].
В 2009 г. Комиссией ОСЖД по транспортной политике и стратегии развития разработана схема железнодорожных транспортных коридоров ОСЖД [14], для создания которой были использованы панъевропейские железнодорожные маршруты, ТЕЛСЕКЛ, маршруты Трансазиат-
10 Евро-азиатские транспортные связи. Введение в действие наземных транспортных соединений между Европой и Азией. ООН. Нью-Йорк и Женева, 2020. С. 2-3.
11 ООН. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 19 декабря 2014 г. 69/213. Роль транспортных и транзитных коридоров в обеспечении международного сотрудничества в целях устойчивого развития // URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares69d213_ru.pdf
12 ООН. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 22 декабря 2015 г. 70/197. На пути к обеспечению всестороннего взаимодействия между всеми видами транспорта в целях содействия созданию устойчивых мультимодальных транзитных коридоров // URL: https:// undocs.org/ru/A/RES/70/197
13 Положение об Организации сотрудничества железных дорог (IV издание) от 1 июля 2002 г. (с изм. и доп., утв. XXX сессией Совещания Министров ОСЖД в Вильнюсе с 11 по 14 июня 2002 года) // URL: https://docs.cntd.ru/document/902095300
14 Схема железнодорожных транспортных коридоров ОСЖД // URL: https://osjd.org/api/ media/resources/c/51/121/809
ских железных дорог, разработанных ЭСКАТО ООН.
Коридоры ОСЖД делятся на три вида: широтного направления (Восток - Запад), меридиальные (Север -Юг) и занимающие промежуточное положение между меридиальными и широтными ТК.
Всего ОСЖД приняты 13 железнодорожных транспортных коридоров. Среди них самый длинный коридор в мире - Транссиб - протяжённостью 24 800 км.
Международное сотрудничество по развитию транспортной инфраструктуры, в том числе МТК, осуществляется в рамках Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП).
Это некоммерческая транспортная ассоциация, в состав которой входит 96 компаний из 23 стран СНГ, Азии и Европейского союза.
За 20 лет своей деятельности организация стала авторитетной площадкой эффективного международного сотрудничества в осуществлении железнодорожных перевозок по Транссибу. КСТП работает в тесном взаимодействии с ОСЖД, Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, ЕАЭС, ЭСКАТО ООН и др.
В планах организации (на основе сотрудничества ОАО РЖД и Breittspur Planungsgesellshaft mbH - BPG, администраций Австрии, Словакии и Украины) реализация проекта расширения МТК «Запад - Восток» за счёт продления широколинейной железнодорожной линии Кошице -
Вена. Этому проекту присвоен международный рейтинг «умного» устойчивого развития ООН [15].
Продвижению проектов Трансазиатских коридоров грузовых перевозок способствует Экономическая комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ESCAP). Идея объединения усилий государств по созданию безопасного и комфортного перемещения грузов по азиатскому пространству актуализировалась в 60-е годы. Но политические события и конфликты не позволили в прошлом веке в полной мере реализовать явно назревшую проблему.
Следующая попытка объединить усилия национальных железных дорог на уровне экспертных сообществ была предпринята в 90-е годы. Транзитная Азиатская железная дорога потенциально включала 117,5 тыс. км уже функционирующих железных дорог, проходящих по территории 28 стран. С начала 2000-х годов экспертные сообщества активно работали над определением тех из них, которые имеют международное значение. При этом экспертиза касалась минимальных технических требований, предъявляемых к магистралям, обеспечивающим контейнерные перевозки, и при достижении таковых осуществлялись пробные контейнерные железнодорожные рейсы.
В результате проделанной работы были сформированы четыре основных коридора: Северный, Южный, соединение Северного и Южного коридоров через территории России, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, Ирана и юго-восточ-
15 Проект строительства железнодорожной колеи до Вены отвечает целям устойчивого развития ООН // URL: https://icctt.com/news/article_post/proekt-stroitelstva-shirokoj-zhelemodorozhnoj-kolei-do-veny-otvechaet-celyam-ustojchivogo-razvitiya-oon
ное ответвление, благодаря которому доступ к Северному и Южному коридорам получили Сингапур, Малайзия и Камбоджа [ 16].
В 1997 г. была учреждена программа Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), принимающая участие в становлении и развитии МТК. Организация, получившая официальный статус в 2001 г., представляет собой партнёрство 11 стран и поддерживается шестью многосторонними международными структурами [17].
В рамках программы проходят ежегодные министерские конференции, определяющие общее руководство, основополагающие решения и стратегии, в том числе в транспортной сфере. Контроль над программой и институциональное управление осуществляет Азиатский банк развития. Секретариат ЦАРЭС располагается в штаб-квартире АБР в Маниле.
В 2001-2013 гг. ЦАРЭС поддержало более 146 проектов, предоставив 17,7 млрд долл. для 98 проектов по строительству автомобильных и железных дорог.
За это время при его содействии было построено 4487 км автомобильных магистралей вдоль транспортных коридоров, и 3700 км завершаются,
сооружено 3190 км железнодорожного полотна и продолжается сооружение 2500 км.
На 16-й Министерской конференции ЦАРЭС в 2017 г. была утверждена Стратегия ЦАРЭС - 2030. В обсуждении стратегии приняли участие 350 представителей государств -участниц программы. При составлении стратегии эксперты руководствовались принципами расширения региональной интеграции, активизации политического диалога государств, привлечения к сотрудничеству структур гражданского общества, построения открытой, инклюзивной платформы ЦАРЭС [18].
Акцент в Стратегии-2030 делается на укрепление доверия между членами организации для снижения нефизических торговых и логистических барьеров. Особое внимание уделяется тем странам, где процедурные и инфраструктурные узкие места отрицательно влияют на общую эффективность всей сети в целом. Результативности инвестиционных проектов ЦАРЭС способствуют осуществляемые в рамках программы исследования эффективности транспортных коридоров и оптимизация маршрутов грузопотоков.
Выполняя координирующую роль центров системной организации евразийских транспортных коридоров, международные организации являются важным механизмом сотрудничества стран в сфере транспорта.
Международные институты:
- способствуют минимизации организационных, экономических и логистических ресурсов, необходимых для организации МТК;
16 Трансконтинентальные транспортные коридоры. М.: Центр стратегических исследований «Платформа XXI», 2017. С. 5.
17 Программа Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) // URL: http//www.carecprogram.org /index php?page=carec.countrnes
18 ЦАРЭС 2030. Соединяя регионы для совместного и устойчивого развития. Азиатский банк развития, 2017.
- направляют усилия для преодоления политических препятствий при формировании и совершенствовании МТК;
- реализуют всеобщий эффект от функционирования МТК на основе баланса национальных интересов.
Международные организации активно способствуют континентальной транспортной интеграции, благодаря развитию транспортных коридоров по Восток - Запад и Север - Юг. Они обеспечивают интеграцию евразийских транспортных коридоров в глобальную транспортную систему и интенсифицируют внедрение инновационных технологий для совершенствования транспортного сообщения через транспортные коридоры.
Библиография • References
Анализ по доступу сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
государств - членов ЕАЭС на рынок Персидского залива. М., 2019. - 56 с. [Analiz po dostupu sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya
gosudarstv - chlenov EAES na rynok Persidskogo zaliva. M., 2019. - 56 s.] Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая
2018 года (ратифицировано ФЗ от 28 ноября 2018 г. № 429-ФЗ, вступило в силу 27 октября 2019 г.) // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/00012-1910280037
[Vremennoe soglashenie, vedushchee k obrazovaniyu zony svobodnoj torgovli mezhdu Evrazijskim ekonomicheskim soyuzom i ego gosudarstvami-chlenami, s odnoj storony, i Islamskoj Respublikoj Iran, s drugoj storony, ot 17 maya 2018 goda (ratificirovano FZ ot 28 noyabrya 2018 g. № 429-FZ, vstupilo v silu 27 oktyabrya
2019 g.) // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012-1910280037]
Евро-азиатские транспортные связи. Введение в действие наземных транспортных соединений между Европой и Азией. ООН. Нью-Йорк и Женева, 2020. - 291 с. [Evro-aziatskie transportnye svyazi. Vvedenie v dejstvie nazemnyh transportnyh
soedinenij mezhdu Evropoj i Aziej. OON. N'yu-Jork i ZHeneva, 2020. - 291 s.] Иванов А. Транспорт и его инфраструктура играют одну из ключевых ролей в повышении благосостояния наших народов // URL: https://www.postkomsg.com/ actual_comment/223840/ [Ivanov A. Transport i ego infrastruktura igrayut odnu iz klyuchevyh rolej v povyshenii blagosostoyaniya nashih narodov // URL: https://www.postkomsg.com/actual_ comment/223840/]
Информационное сообщение по итогам круглого стола государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // URL: http://rus.sectsco.org/ news/20191207/611485.html [Informacionnoe soobshchenie po itogam kruglogo stola gosudarstv-chlenov SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva // URL: http://rus.sectsco.org/ news/20191207/611485.html] ООН. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 19 декабря 2014 г. 69/213. Роль транспортных и транзитных коридоров в обеспечении международного
сотрудничества в целях устойчивого развития // URL: https://unctad.org/ system/files/official-document/ares69d213_ru.pdf [OON. Rezolyuciya, prinyataya General'noj Assambleej 19 dekabrya 2014 g. 69/213. Rol' transportnyh i tranzitnyh koridorov v obespechenii mezhdunarodnogo sotrudnichestva v celyah ustojchivogo razvitiya // URL: https://unctad.org/ system/files/official-document/ares69d213_ru.pdf] ООН. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 22 декабря 2015 г. 70/197. На пути к обеспечению всестороннего взаимодействия между всеми видами транспорта в целях содействия созданию устойчивых мультимодаль-ных транзитных коридоров // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/197 [OON. Rezolyuciya, prinyataya General'noj Assambleej OON 22 dekabrya 2015 g. 70/197. Na puti k obespecheniyu vsestoronnego vzaimodejstviya mezhdu vsemi vidami transporta v celyah sodejstviya sozdaniyu ustojchivyh mul'timodal'nyh tranzitnyh koridorov // URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/197] Парламент Ирана разрешил правительству взять кредит у России / / URL: https: / /
ria.ru/20190218/1551045493.html [Parlament Irana razreshil pravitel'stvu vzyat' kredit u Rossii // URL: https://ria.
ru/20190218/1551045493.html] Положение об Организации сотрудничества железных дорог (IV издание) от 1 июля 2002 г. (с изм. и доп., утв. XXX сессией Совещания Министров ОСЖД в Вильнюсе с 11 по 14 июня 2002 года) // URL: https://docs.cntd.ru/ document/902095300 [Polozhenie ob Organizacii sotrudnichestva zheleznyh dorog (IV izdanie) ot 1 iyulya 2002 g. (s izm. i dop., utv. XXX sessiej Soveshchaniya Ministrov OSZHD v Vil'nyuse s 11 po 14 iyunya 2002 goda) // URL: https://docs.cntd.ru/document/902095300] Программа Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) // URL: http//www.carecprogram.org /index php?page=carec. countrnes
[Programma Central'noaziatskogo regional'nogo ekonomicheskogo sotrudnichestva (CARES) // URL: http//www.carecprogram.org /index php?page=carec.countrnes| Проект строительства железнодорожной колеи до Вены отвечает целям устойчивого развития ООН // URL: https://icctt.com/news/article_post/proekt-stroitelstva-shirokoj-zheleznodorozhnoj-kolei-do-veny-otvechaet-celyam-ustojchivogo-razvitiya-oon [Proekt stroitel'stva zheleznodorozhnoj kolei do Veny otvechaet celyam ustojchivogo razvitiya OON // URL: https://icctt.com/news/article_post/proekt-stroitelstva-shirokoj-zheleznodorozhnoj-kolei-do-veny-otvechaet-celyam-ustojchivogo-razvitiya-oon]
РСМД: Торговля Ирана с EAЭC и перспективы её развития // URL: httpsw:// mssiancounciLm/analytics-and-comments-analytics/torgovlya-irana-s-eaes-i-perspektivy-ee-razvitiya/ [RSMD: Torgovlya Irana s EAES i perspektivy eyo razvitiya // URL: httpsw:// mssiancounciLm/analytics-and-comments-analytics/torgovlya-irana-s-eaes-i-perspektivy-ee-razvitiya/] Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств - участников СНГ от 20 ноября 2009 г. // URL: docs.cntd.ru//https://docs.cntd.ru/document/902270703 [Soglashenie o soglasovannom razvitii mezhdunarodnyh transportnyh koridorov, prohodyashchih po territorii gosudarstv - uchastnikov SNG ot 20 noyabrya 2009 g. // URL: docs.cntd.ru//https://docs.cntd.ru/document/902270703]
104
0Б0ЗPEBATEЛЬ-0BSERVER
9-10/2022
Схема железнодорожных транспортных коридоров ОСЖД // URL: https://osjd.
org/api/media/resources/c/51/121/809 [Skhema zheleznodorozhnyh transportnyh koridorov OSZHD // URL: https://osjd.
org/api/media/resources/c/51/121/809| Тарифное Соглашение железнодорожных администраций (Железных дорог) государств - участников Содружества Независимых Государств / Министерство транспорта Российской Федерации // URL: https://mintrans.gov.ru/ documents/8/10304 [Tarifnoe Soglashenie zheleznodorozhnyh administracij (ZHeleznyh dorog) gosudarstv -uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv / Ministerstvo transporta Rossijskoj Federacii // URL: https://mintrans.gov.ru/documents/8/10304| Трансконтинентальные транспортные коридоры. М.: Центр стратегических исследований «Платформа XXI», 2017. - 14 с. [Transkontinental'nye transportnye koridory. M.: Centr strategicheskih issledovanij
«Platforma XXI», 2017. - 14 s.| ЦАРЭС 2030. Соединяя регионы для совместного и устойчивого развития.
Азиатский банк развития, 2017. - 35 с. [CARES 2030. Soedinyaya regiony dlya sovmestnogo i ustojchivogo razvitiya. Aziatskij
bank razvitiya, 2017. - 35 s.| http://www.soyuz.by
Статья поступила в редакцию 14 июля 2022 г.