Научная статья на тему 'Международные индикаторы участия населения в непрерывном образовании'

Международные индикаторы участия населения в непрерывном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
358
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ ССЫЛКИ / CONTINUOUS EDUCATION / FORMAL EDUCATION / INFORMAL EDUCATION / SUPPLEMENTARY EDUCATION / NON-FORMAL LEARNING / SELF-EDUCATION / INTERNATIONAL COMPARISON / LIFE-LONG EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Предлагаемый материал содержит данные о непрерывном образовании населения в России и странах Европы, а также информацию об особенностях измерения основных индикаторов. Показатели по России сформированы в разрезе основных социально-демографических групп, сопоставимых с группами, представленными на сайте Евростата. Источником информации являются последние опросы, проведенные Институтом статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ совместно с фондом «Общественное мнение » и Аналитическим центром Юрия Левады, а также данные Обследования рабочей силы стран Евросоюза (EU Labour force survey).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL INDICATORS OF POPULATION PARTICIPATION IN CONTINUOUS EDUCATION

The article contains data on continuous education of the population in Russia and European countries, as well as information on the particular techniques of measuring the basic indicators. Indicators for Russia have been formed on a cross-cut of basic socio-demographic groups present on the Eurostat site. The sources of data are the latest joint surveys conducted jointly by the Institute of Statistic Rsearch and Knoledge Economy of HSE, The «Public Opinion» foundation, and The Yury Levada Analytic Center, as well as from the EU Labour Force Survey.

Текст научной работы на тему «Международные индикаторы участия населения в непрерывном образовании»

Статья поступила в редакцию в апреле 2010 г. международные индикаторы участия НАСЕЛЕНИЯ В непрерывном ОБРАЗОВАНИИ1

Аннотация Предлагаемый материал содержит данные о непрерывном образовании населения в России и странах Европы, а также информацию об особенностях измерения основных индикаторов. Показатели по России сформированы в разрезе основных социальнодемографических групп, сопоставимых с группами, представленными на сайте Евростата. Источником информации являются последние опросы, проведенные Институтом статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ совместно с Фондом «Общественное мнение» и Аналитическим центром Юрия Левады, а также данные Обследования рабочей силы стран Евросоюза (EU Labour force survey). Ключевые слова: непрерывное образование, образование в течение всей жизни, формальное образование, неформальное образование, дополнительное образование, информальное обучение, самообразование, международные сопоставления. Представленные в данном материале основные индикаторы участия населения в непрерывном образовании получены в результате обследований, проведенных ГУ-ВШЭ по сопоставимой с Евростатом методике в рамках проектов Минобрнауки России по образовательной проблематике. При разработке методологии исследований использовались следующие понятия. Непрерывное образование, или образование в течение всей жизни (life-long learning), включает все целенаправленные виды образовательной деятельности, формальные и неформальные, осуществляемые на непрерывной основе с целью совершенствования знаний,навыков и умений. Формальное образование (formal education) включает образование разных уровней (среднее общее, среднее полное, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное), которое осуществляется в образовательных учреждениях. 1 Материал подготовлен заведующей отделом социологических исследований Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ (ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ) канд. соц. наук О.Р. Шуваловой.

178

Международные индикаторы участия населения в непрерывном образовании

ш

Дополнительное, или неформальное, образование (non-formal education) включает организованные виды обучения, которые не являются частью программ формального образования: курсы повышения квалификации, профессиональные и любительские курсы; лекции, семинары, тренинги, проводимые на рабочих местах на регулярной основе или разовые; программы дополнительного обучения в образовательных учреждениях, включая подготовительные курсы, второе высшее образование, МВА и т. п. Самообразование, или информальное обучение (informal learning), — это неформальное индивидуальное обучение, которое в отличие от формального образования и дополнительного образования осуществляется самостоятельно и не фиксируется в дипломе или ином документе, но вносит вклад в расширение знаний и умений.

Для международных сопоставлений использованы индикаторы непрерывного образования населения, полученные в Обследовании рабочей силы стран Евросоюза (EU Labour force survey). Следует иметь в виду, что на портале Евростата термин life-long learning встречается дважды, и данные, представленные в обоих случаях, существенно различаются по своему содержанию и периодичности сбора.

Первый индикатор life-long learning (adult participation in education and training) учитывает долю респондентов в возрасте 25-64 лет, участвовавших в формальном и дополнительном образовании за последние четыре недели, предшествовавшие опросу (рис. 1). Он входит в состав структурных индикаторов в системе основных показателей рынка труда2. Данные собираются ежеквартально с 1997 г., усредняются и публикуются ежегодно. Этот показатель используется для расчета Сводного индекса инновационного развития (Summary innovation index, SII).

Второй раз термин life-long learning встречается на сайте Евростата в тематическом разделе, характеризующем образовательную активность взрослого населения3. Он служит обобщающим названием для большой группы показателей, полученных по результатам единовременного опроса, проведенного в рамках Обследования рабочей силы в 2003 г. путем включения в опросный лист специального модуля life-long learning. Интегральный показатель называется participation in any learning activities и учитывает удельный вес населения в возрасте 25-64 лет, участвовавшего в любых видах обучения за последние двенадцать месяцев (рис. 2). В том же разделе представлены, правда пока еще не полностью, результаты специального

2

3

Сайт Евростата, структурные индикаторы, раздел «Занятость» http://epp. eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/structural_indicators/indicators/ employment

Сайт Евростата, тематическая группа Population and social conditions, блок Education and training, раздел Training http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/ page/portal/education/data/database

179

Статистика и социология образования

обследования непрерывного образования Adult education survey, проведенного в 2007 г. Они во многом сопоставимы с обследованием 2003 г., но на сайте выложены не все данные, а только сведения об участии населения в формальном и дополнительном образовании (participation rate in education and training) без учета самообразования (рис. 3).

Показатели отличаются периодом времени, о котором спрашивают респондентов: в одном случае — четыре недели, предшествующие опросу, в другом — последние двенадцать месяцев, а также набором форм образовательной активности: в первом случае учитывается только участие в формальном и дополнительном образовании, во втором кроме этих форм включается также самообразование. Общей чертой, пожалуй, является только ограничение возраста опрашиваемых: от 25 до 64 лет.

В ГУ-ВШЭ проводилось измерение непрерывного образования как первым, так и вторым методом.

Таблица 1 Участие населения России в формальном

и дополнительном образовании за последние четыре недели, данные 2009 г. (% от численности опрошенных в возрасте 25-64 лет)

Проходили ли вы в течение последних четырех недель обучение для получения образования, повышения квалификации или иное обучение (включая курсы, семинары, стажировки, частные уроки)? Укажите все виды обучения, которое _____________вы проходили в последние четыре недели_______

Профессиональные конференции, семинары, тренинги на регулярной основе (еженедельные, ежемесячные, ежегодные) 2,4

Единовременные (разовые) профессиональные лекции, конференции, семинары, тренинги, совещания по обмену опытом, летние школы, стажировки 2,0

Курсы повышения квалификации 4,3

Курсы для безработных 0,3

Профессиональные курсы для получения новой профессии 0,7

Курсы по обучению любым любительским занятиям, не связанным с вашей работой (курсы вождения автомобиля, языковые курсы, компьютерные курсы, обучение рисованию, музыке, танцам, вязанию и т. д.) 0,9

Частные уроки с преподавателем, инструктором 0,3

Обучение в общеобразовательном учреждении (школе, гимназии, лицее) 0,06

Обучение в профессиональном лицее, училище для получения начального профессионального образования 0,04

Обучение в техникуме, колледже для получения среднего профессионального (среднего специального) образования 0,2

Обучение в вузе (институте, университете, академии) для получения высшего образования 1,2

Аспирантура, ординатура, адъюнктура, докторантура и т. д. 0,1

Обучение для получения квалификации МВА (мастер делового администрирования) 0,1

В течение последних четырех недель нигде не обучался (не обучалась) 89,7

Показатели: участие в формальном и дополнительном образовании 10,3

180

Международные индикаторы участия населения в непрерывном образовании

ш

участие в формальном образовании 1,7

участие в дополнительном образовании 8,9

Источник: ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ, результаты специального обследования

«Георейтинг», проведенного в 2009 г. совместно с фондом «Общественное мнение» (ФОМ) по национальной репрезентативной выборке населения субъектов Российской Федерации в возрасте 18-74 лет (опрошено по 500 человек в каждом субъекте Российской Федерации, общий объем выборки 43 500 человек, подвыборка респондентов в возрасте 25-64 лет составила 29 284 человека). Для расчета показателей в целом по России применялась процедура взвешивания исходя из численности населения каждого субъекта РФ. Ошибка выборки не превышает 1 %.

Таблица 2 Участие населения России в непрерывном

образовании за последние двенадцать месяцев, данные 2008 г.

(% от численности опрошенных в возрасте 25-64 лет)

Проходили ли вы в течение последних 12 месяцев обучение для получения образования?

Послевузовское 0,2

Высшее профессиональное 1,4

Среднее профессиональное 0,4

Начальное профессиональное 0,4

Среднее общее (полное) 0,4

Курсы повышения квалификации 5,4

Профессиональные конференции, семинары, тренинги на регулярной основе 1,4

Единовременные (разовые) профессиональные лекции, конференции, семинары, тренинги 3,2

Профессиональные курсы (для получения новой профессии) 1,6

Любительские курсы (домоводства, кройки и шитья, водительские и т. п.) 2,3

Второе высшее образование 0,5

МВА 0,0

Обучение безработных 0,0

Подготовительные курсы 0,3

Использовали ли вы в течение последних 12 месяцев какие-либо другие виды обучения или способы приобретения новых знаний и навыков (за исключением тех, которые являлись составной частью обучения в тех учебных заведениях или на тех курсах, о которых мы уже говорили)?

Занимались самообразованием с использованием печатных материалов (профессиональных книг, журналов и т. п.) 12,8

Посещали заведения, ориентированные на передачу знаний (библиотеки, музеи, выставки, театры, кинотеатры и т. п.) 4,4

Слушали/смотрели учебные передачи по радио, ТВ 3,1

Обучались с использованием аудио- и видеозаписей, компьютеров и других технических средств 3,1

Проходили онлайн интернет-обучение 2,1

Обучались под руководством наставников, коллег на своем рабочем месте 5,6

181

Статистика и социология образования

Таблица 3 Основные показатели в целом по выборке

и по социальным группам, 2008 г. (% от численности опрошенных в каждой социальной группе)

Участие в ... Все в возрасте 25-64 лет Пол Возраст Образование* Заня- тость Род занятий

М Ж СО 1 LO СМ LO 1 LO СО (О 1 LO LO ВПО СПО СО Ниже СО Работающие Неработающие Специалисты** Служащие Рабочие

непрерывном образовании 24,8 44,1 55,9 33,3 57,4 9,3 35,7 41,2 18,2 4,9 85,1 14,9 53,2 12,2 19,7

формальном и дополнительном образовании 14,2 39,6 60,4 36,8 57,4 5,8 37,6 43,8 14,8 3,8 89,6 10,4 62,9 13 13,6

формальном образовании 2,7 47,9 52,1 61,9 36,6 1,4 34,7 47,5 14,4 3,4 75,8 24,2 43,9 20,3 11,5

дополнительном образовании 12,1 37,1 62,9 33,9 59,6 6,5 38,4 42,8 14,3 4,5 91,3 8,7 66,6 10,9 13,8

самообразовании 20,9 44,1 55,9 31,2 58,9 9,9 37,6 40,6 17,7 4,0 84 16 54,3 11,5 18,2

* ВПО — имеющие высшее и незаконченное высшее образование, СПО — имеющие среднее профессиональное образование, СО — имеющие среднее полное образование.

** В группу «специалисты» вошли предприниматели, руководители, специалисты. Комментарии.

1. За 12 месяцев респонденты могли проходить обучение как в сфере формального образования, так и на курсах дополнительного образования, а также заниматься самообразованием, поэтому интегральный показатель ниже, чем сумма по разным видам. Так, в формальном и дополнительном образовании одновременно участвовали 0,5 % опрошенных; в формальном образовании и самообразовании — 1,6 %, в дополнительном образовании и самообразовании — 9; во всех трех видах обучения — 0,2 % респондентов.

2. Представлены результаты исследований, проведенных ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ совместно с Центром Юрия Левады в 2006 и 2008 г. по всероссийской репрезентативной выборке (опрошены 1600 человек в возрасте 18 лет и старше, подвыборка респондентов в возрасте 25-64 лет составила 1135 человек). Ошибка выборки не превышает 3,5 %.

Источник: ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ. Данные за 2006 г. опубликованы в статистическом ежегоднике «Образование в Российской Федерации». М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

182

Рис. 1.

Международные сопоставления участия населения в формальном и дополнительном образовании за последние четыре недели (% от численности опрошенных в возрасте 25-64 лет)

30

28

25

а

о.

5

23

20 19

q

ф

СО

17

14 13

К о; к о; J3 к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S S S Ct I і аз 5 ф S аз S I ф

аз о; I— со q со

q о о. ю о о. о о. ф о я

X S е X Ct О

10 10 ю

о

о

о

CL

О

О

2

с;

8 8 7 7 7 7 б б 5 5 5 3 3

□ □ □ □ □ ш CZ

Us К к к К К к аз к аз аз К к

03 2 О. ф X ф т Э- і аз о. S аз q о. J3 q Ф L0 со н аз с; q аз 1- X J3 q аз q 2 >. ь 1- S с; J3 q О X аз со о q 1 I ф со

|_ X о. о О

а-

ф

о.

а

о.

>.

о

X

q

о

L0

Комментарий. Представлена доля респондентов, участвовавших хотя бы в одном из перечисленных в табл. 1 видов обучения. Следует иметь в виду, что в европейских странах данные собираются ежеквартально, а затем усредняются за год. В России было проведено единовременное обследование в сезон высокой образовательной активности (1-9 декабря 2009 г.), но при организации ежеквартальных обследований усредненный показатель может оказаться ниже.

Источники:

по России — ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ;

по странам Европы — электронный ресурс Евростата в режиме доступа

http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do? tab=table&init=1&plugin=1&language=en&pcode=tsiem080

00

00

Международные индикаторы участия населения в непрерывном образовании

Словения

00

4^

Рис. 2.

89

82

Международные сопоставления участия населения в непрерывном образовании за последние 12 месяцев (% от численности опрошенных в возрасте 25-64 лет)

Интегральный показатель: участие в непрерывном образовании

Статистика и социология образования

86

78

81

70

Участие в... □ формальном образовании

□ дополнительном образовании

□ самообразовании

Комментарий. Представлена доля респондентов, участвовавших хотя бы в одном из перечисленных в табл. 2 видов обучения. Источники:

по России (2008 г.) — ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ, см. табл. 2;

по странам Европы (2003 г.) — электронный ресурс Евростата в режиме доступа http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/education/data/database

со

сл

Международные индикаторы участия населения в непрерывном образовании

00

CD

Рис. 3. Международные сопоставления участия населения в формальном и дополнительном

образовании за последние 12 месяцев (% от численности опрошенных в возрасте 25-64 лет)

Участие в ... ■ формальном и дополнительном образовании

□ формальном образовании

I I плпл пимто пи и/Л Л Л nfriTOOnDOUMI/l

Комментарий. Представлена доля респондентов, участвовавших хотя бы в одном из перечисленных в табл. 2 видов обучения. Источники:

по России (2008 г.) — ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ;

по странам Европы (2005-2008 гг.) — электронный ресурс Евростата в режиме доступа http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/education/data/database

Статистика и социология образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.