Научная статья на тему 'Международные и национальные нормы регулирования сотрудничества евразийских государств в области защиты и стандартизации объектов энергетики'

Международные и национальные нормы регулирования сотрудничества евразийских государств в области защиты и стандартизации объектов энергетики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
техническое регулирование в области использования объектов энергетики / атомная энергетика / technical regulation in the use of energy facilities / legal regime for the atom energy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ступаков Валерий Иванович

соглашения евразийских государств на региональном уровне направлены на сближение подходов в управлении энергетикой и объектами энергетики. Это касается установления и применения обязательных требований, обеспечения единства систем идентификации, классификации и систем кодирования, обязательности оценки соответствия требовани-ям международных организаций. Также рассматриваются меры государственного управления объектами энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ступаков Валерий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL AND NATIONAL STANDARDS FOR THE REGULATION OF COOPERATION BETWEEN EURASIAN STATES IN THE FIELD OF PROTECTION AND STANDARDIZATION OF ENERGY FACILITIES

the agreements of the Eurasian States at the regional level are aimed at convergence of approaches in the manage-ment of energy and energy facilities. This applies to the establishment and application of mandatory requirements, ensuring the unity of identification systems, classification and coding systems, mandatory conformity assessment requirements of international organizations. Measures of state management of power facilities are also considered.

Текст научной работы на тему «Международные и национальные нормы регулирования сотрудничества евразийских государств в области защиты и стандартизации объектов энергетики»

18. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

18.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ И СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ЭНЕРГЕТИКИ

Ступаков Валерий Иванович, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и административного права

Место работы: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

galina.v.petrova@mail.ru

Аннотация: соглашения евразийских государств на региональном уровне направлены на сближение подходов в управлении энергетикой и объектами энергетики. Это касается установления и применения обязательных требований, обеспечения единства систем идентификации, классификации и систем кодирования, обязательности оценки соответствия требованиям международных организаций. Также рассматриваются меры государственного управления объектами энергетики.

Ключевые слова: техническое регулирование в области использования объектов энергетики, атомная энергетика.

INTERNATIONAL AND NATIONAL STANDARDS FOR THE REGULATION OF COOPERATION BETWEEN EURASIAN STATES IN THE FIELD OF PROTECTION AND STANDARDIZATION OF ENERGY FACILITIES

Stupakov Valery I., PhD at law, associate Professor, head of the chair of international law Work place: Institute of International law and economy of the name A.S. Griboedov

galina.v.petrova@mail.ru

Annotation: the agreements of the Eurasian States at the regional level are aimed at convergence of approaches in the management of energy and energy facilities. This applies to the establishment and application of mandatory requirements, ensuring the unity of identification systems, classification and coding systems, mandatory conformity assessment requirements of international organizations. Measures of state management of power facilities are also considered. Keywords: technical regulation in the use of energy facilities, legal regime for the atom energy

Мировые тенденции регионального и международного уровня таковы, что происходит сближение подходов государств на региональном и международном уровне по нормативно-правовому и нормативно-техническому регулированию в области использования объектов энергетики.

Сотрудничество государств в сфере энергетики неуклонно расширяется. К примеру, Национальный ядерный центр Минэнерго Республики Казахстан (НЯЦ РК) и Международная организация по термоядерной энергии (ITER, ИТЭР) 12 июня 2017 года подписали соглашение по техническому сотрудничеству в области использования управляемого термоядерного синтеза1.

Страны СНГ подписали 26 мая 2017 года Соглашение государств-участников СНГ, сближающее нормативно-правовые позиции технического регулирования стандартных требований эксплуатации объектов атомной энергетики2. Актуальность

1 Соглашение о сотрудничестве между Национальным ядерным центром Казахстана и ИТЭР http://neftegaz.ru/news/view/161973-Kazahstan-idet-v-termoyad.-Podpisano.

2 Страны СНГ на заседании Совета глав правительств СНГ подписали

26 мая 2017 года Соглашение государств-участников СНГ о сближении

подходов по нормативно-правовому и нормативно-техническому регу-

лированию, оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и

такого соглашения вызвана необходимостью дополнения международно-правового регулирования договорными нормами многостороннего межправительственного соглашения, регулирующего сотрудничество стран СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях3.

В Преамбуле Соглашения стран СНГ «О сближении подходов по нормативно-правовому и нормативно-техническому регулированию, оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологическому обеспечению в области использования атомной энергии в мирных целях» от 26 мая 2017г. (далее - Соглашение) провозглашается «целесообразность проведения согласованной политики в области использования атомной энергии в мирных целях по нормативно-правовому и нормативно-техническому регулированию, оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологическому обеспечению, принимая во внимание принципы и подходы к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, отраженные в стандартах безопасности Междуна-

метрологическому обеспечению в области использования атомной энергии в мирных целях http://government.ru/news/27821/.

3 Ступаков В.И. Сотрудничество стран СНГ в области безопасности использования объектов атомной энергетики // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.-№2.-2017.

Проблемы экономики и юридической практики

1'2018

родного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и других международных организаций»4.

Согласно статье 1 Соглашения «целями Соглашения являются сближение подходов государств - участников Соглашения в области нормативно-правового и нормативно-технического регулирования, оценки соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологического обеспечения в отношении продукции (в том числе импортируемой в государства - участники СНГ), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии в мирных целях, процессов проектирования (включая изыскания), конструирования, производства, строительства, монтажа, наладки, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации (демонтажа), хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения продукции, а также выработка согласованной политики и определение основных направлений деятельности в сфере технического регулирования в области использования атомной энергии в мирных целях»5.

Государствами евразийского пространства, объединенными в СНГ, проводится согласованная политика в области использования объектов энергетики, принимая во внимание принципы и подходы к обеспечению безопасности при использовании объектов энергетики, включая объекты атомной энергии в мирных целях, отраженные в стандартах безопасности других международных организаций.

Указанным Соглашением стран СНГ устанавливаются унифицированные международные нормативно-правовые основания для совершенствования основ интеграционного сотрудничества стран СНГ в области безопасности использования ядерной энергетики. Вышеприведенные договоренности государств СНГ являются частью большой стратегии создания единого рынка энергоресурсов и энергетических систем евразийских государств. При этом Соглашение закладывает условия расширения совместных действий стран СНГ в сфере создания стандартов ядерной безопасности, безопасности технического регулирования и конструирования монтажа и эксплуатации объектов атомной энергетики в мирных целях.

Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 26 июня 2017 года № 749 «Об утверждении правил определения зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии и правил обеспечения особого правового режима зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии»6, которым устанавливаются защитные меры в целях

4 Преамбула Соглашения государств-участников СНГ о сближении подходов по нормативно-правовому и нормативно-техническому регулированию, оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологическому обеспечению в области использования атомной энергии в мирных целях от 26 мая 2017г. http://pravo.by/upload/ docs/op/N01700005_1513285200.pdf

5 Статья 1 Соглашения государств-участников СНГ о сближении подходов по нормативно-правовому и нормативно-техническому регулированию, оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологическому обеспечению в области использования атомной энергии в мирных целях от 26 мая 2017г. http://pravo.by/upload/docs/op /N01700005_1513285200.pdf

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2017 года № 749 «Об утверждении правил определения зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии и правил обеспечения особого правового режима зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии» http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71607664/

повышения уровня антитеррористической защищенности объектов использования атомной энергии.

Согласно пункту 9 Постановления от 26 июня 2017 года № 749 «Об утверждении правил определения зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии и правил обеспечения особого правового режима зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии» (далее-Постановление) установлено, что «в зоне безопасности проводятся мероприятия по выявлению фактов подготовки или совершения противоправных действий в отношении объекта, в том числе проверка наличия согласования разрешений на въезд на транспортном средстве, воздушном или водном судне и на вход на территорию зоны безопасности»7. Далее говорится, что «границы зоны безопасности обозначаются на местности, в том числе в акватории водного объекта, а также на береговой полосе водного объекта, путем установки предупреждающих знаков»8.

В соответствии с пунктом 15 Постановления «условиями особого правового режима зоны безопасности ограничиваются полеты летательных аппаратов (включая воздушные суда и беспилотные летательные аппараты) над территорией зоны безопасности, указанные ограничения не распространяются на летательные аппараты, используемые в целях физической защиты и (или) обеспечения антитеррористической защищенности объекта»9.

Постановление Правительства Республики Казахстан № 282 от 24.05.2017 «О подписании Соглашения государств-участников СНГ о сближении подходов по нормативному правовому и нормативно-техническому регулированию, оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологическому обеспечению в области использования атомной энергии в мирных целях»10 подтвердило факт присоединения Казахстана к унифицированным нормам СНГ о сближении подходов к регулированию в сфере атомной энергетики.

Идет сближение подходов государств СНГ в энергетике и недропользовании. Особенности международно-правового

7 Абзац 2 Пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2017 года № 749 «Об утверждении правил определения зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии и правил обеспечения особого правового режима зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии» http://www.garant.ru/products/ipo/prime ^^71607664/

8 Абзац 4 Пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2017 года № 749 «Об утверждении правил определения зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии и правил обеспечения особого правового режима зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии» http://www.garant.ru/products/ipo ^N1^^^71607664/

9 Пункт 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2017 года № 749 «Об утверждении правил определения зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии и правил обеспечения особого правового режима зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии» http://www.garant.ru/products/ipo/prime ^^71607664/

10 Постановление Правительства Республики Казахстан №282 от 24.05.2017 «О подписании Соглашения государств-участников СНГ о сближении подходов по нормативному правовому и нормативно-техническому регулированию, оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологическому обеспечению в области использования атомной энергии в мирных целях»https://kadry.mcfr.kz/article/1763-npa-2017-goda-ohrana-truda

регулирования в энергетике находятся под влиянием Международной Энергетической Хартии 2015., а также международных организаций по энергетике, нефти и газу по выработке единых условий унифицированного поведения субъектов в сфере энергетики и недропользования11.

Общий подход касается и правил отбора образцов, приоритета обеспечения энергетической безопасности при установлении и применении (использовании) обязательных требований к продукции и процессам.

Недопустимы противоречия положений и требований к углеводородной и ядерной продукции и процессам, установленным в документах по стандартизации, требованиям безопасности в отношении продукции и процессов; обеспечения высокого уровня культуры безопасности. В частности, при обращении (реализации) на территориях сотрудничающих евразийских государств СНГ продукции и процессов, предназначенных для определенного объекта использования атомной энергии в мирных целях, не исключается проведение оценки соответствия продукции и процессов требованиям национальных нормативных правовых актов, на территории государства которой расположен данный объект12.

Пункт 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 30 июля 2008 года № 426-З «Об использовании атомной энергии (в редакции Законов Республики Беларусь от 09.11.2009 г. № 53-З, 22.12.2011 г. № 326-З)»13 определяет «понятие аварийной готовности, как способности оперативно принимать меры, которые эффективно, надежно и своевременно препятствуют или снижают вероятность возникновения радиационной аварии при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии, аварийное реагирование предусматривает выполнение мер, направленных на ликвидацию, ограничение или снижение последствий радиационной аварии, возникшей при осуществлении деятельности по исполь-

14

зованию атомной энергии» .

Пункт 3 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 30 июля 2008 года № 426-З «Об использовании атомной энергии» указывает, что «атомная электростанция представляет собой ядерную установку для производства электрической и тепловой энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определенной территории, на которой для осуществления этой цели используются ядерный реактор (реакторы) и комплекс необходимых для его функционирования систем, устройств, оборудования и сооружений, ввод в эксплуатацию ядерной установки или ее пункта хранения выглядит процессом, во время которого системы и компоненты постро-

11 Меркушова О.В. Перспективы сближения законодательств государств-членов ЕАЭС о промышленной деятельности, включая энергетику и недропользование: государственно-частные партнерства (ГЧП), концессии, соглашения о разделе продукции (СРП) // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- №3.- 2017

12 Ступаков В.И. Сотрудничество стран СНГ в области безопасности использования объектов атомной энергетики // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.-№2.-2017

13 Закон Республики Беларусь от 30 июля 2008 года №426-З « Об использовании атомной энергии» (в редакции Законов Республики Беларусь от 09.11.2009 г. №53-З, 22.12.2011 г. №326-З) http://base.spin-form.ru/show

14 Статья 2 Закона Республики Беларусь от 30 июля 2008 года №426-З

« Об использовании атомной энергии» (в редакции Законов Республики

Беларусь от 09.11.2009 г. №53-З, 22.12.2011 г. №326-З) http://base.spin-

form.ru/show

енных ядерной установки или пункта хранения приводятся в работоспособное состояние и оцениваются на их соответствие проекту указанных объектов»15.

Пункт 8 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 30 июля 2008 года № 426-З «Об использовании атомной энергии» «деятельность по использованию объектов энергетики связана с размещением, проектированием, сооружением, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, ограничением эксплуатационных характеристик, продлением срока эксплуатации, выводом из эксплуатации энергетической (ядерной) установки или пункта хранения, а также с обращением с материалами, отработавшими ядерными материалами или эксплуатационными ра-16

диоактивными отходами» .

На основании анализа международных соглашений СНГ и законодательства о безопасности атомной энергетики стран СНГ можно сделать вывод, что ядерная безопасность на уровне договоренностей стран СНГ отражает стремления государств полноценно защитить своих граждан и природную среду от опасного воздействия ионизирующего излучения ядерной установки или ядерных материалов.

Относительно международного сотрудничества Беларуси с другими государствами в сфере атомной энергетики статьи 4243 Закона Республики Беларусь от 30 июля 2008 года № 426-З «Об использовании атомной энергии» устанавливает, что международные договоры Республики Беларусь в области использования атомной энергии предусматривают обмен информацией в этой области. Согласно статьям 42-43 Закона Республики Беларусь от 30 июля 2008 года № 426-З «Об использовании атомной энергии» Беларусь сотрудничает с «иностранными государствами, Международным агентством по атомной энергии и иными международными организациями в области использования атомной энергии, который осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, ввоз и вывоз ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, отработавших ядерных материалов, эксплуатационных радиоактивных отходов, работ и услуг при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии, включая их передачу для демонстрации на выставках, проведения совместных работ и в иных целях некоммерческого характера, осуществляются в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, международными обязательствами Республики Беларусь о нераспространении ядерного оружия и международными договорами Республики Беларусь в области использования атомной энергии»17.

Федеральный закон Российской Федерации «Об использовании атомной энергии (с изменениями на 3 июля 2016 года)

15 Закон Республики Беларусь от 30 июля 2008 года №426-З « Об использовании атомной энергии» (в редакции Законов Республики Беларусь от 09.11.2009 г. №53-З, 22.12.2011 г. №326-З) http://base.spin-form.ru/show

16 Ступаков В.И. Сотрудничество стран СНГ в области безопасности использования объектов атомной энергетики // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.-№2.-2017

17 Статьи 42-43 Закона Республики Беларусь от 30 июля 2008 года №426-З « Об использовании атомной энергии» (в редакции Законов Республики Беларусь от 09.11.2009 г. №53-З, 22.12.2011 г. №326-З) http://base.spinform.ru/show

Проблемы экономики и юридической практики

1'2018

от 21.11.1995 N 170-ФЗ18 также, как подобные законы стран СНГ, устанавливает особый правовой режим.

Согласно статьи 23 Федерального закона РФ «Об использовании атомной энергии (с изменениями на 3 июля 2016 года) от 21.11.1995 № 170-ФЗ «государственное регулирование безопасности при использовании объектов энергетики предусматривает деятельность соответствующих федеральных органов исполнительной власти, направленную на организацию разработки, утверждение и введение в действие норм и правил в области использования объектов энергетики, выдачу разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования объектов энергетики, осуществление стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, аккредитации, оценки соответствия, осуществление надзора за безопасностью, проведение экспертизы и проверок (инспекций), контроля за разработкой и реализацией мероприятий по защите работников объектов энергетики и охране окружающей среды в случае аварии при использовании объектов энергетики»19.

Статья 43 ФЗ «Об использовании атомной энергии (с изменениями на 3 июля 2016 года) от 21.11.1995 № 170-ФЗ определяет, что «при проектировании, строительстве и эксплуатации космических и летательных аппаратов с ядерными установками или радиационными источниками, а также с использованием энергии радиоактивных веществ должны соблюдаться нормы и правила в области использования атомной энергии, а также требования к охране окружающей среды, в случае возникновения неисправности на борту космического или летательного аппарата с ядерной установкой либо радиационными источниками, которая может привести к незапланированному возвращению ядерных материалов или радиоактивных веществ на Землю, оповещение заинтересованных государств и оказание им в случае необходимости помощи осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации»20.

Можно сказать, что политика стран СНГ в области использования объектов атомной энергетики, унифицируется для решения глобальных проблем безопасности современного ядерного потенциала.

Статья 49 ФЗ «Об использовании атомной энергии (с изменениями на 3 июля 2016 года) от 21.11.1995 № 170-ФЗ регулирует «режим обеспечения физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, который предусматривает единую систему планирования, координации, контроля и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на предотвращение несанкционированного проникновения на территорию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, предотвращение несанкционированного доступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам, предотвращение их хищения или порчи; своевременное обнаружение и пресечение любых посяга-

18 Федеральный закон Российской Федерации «Об использовании атомной энергии (с изменениями на 3 июля 2016 года) от 21.11.1995 N 170-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8450/

19 Статья 23 Федерального закона Российской Федерации «Об использовании атомной энергии (с изменениями на 3 июля 2016 года) от 21.11.1995 N 170-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8450/

20 Статья 43 Федерального закона Российской Федерации «Об использовании атомной энергии (с изменениями на 3 июля 2016 года) от 21.11.1995 N 170-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8450/

тельств на целостность и сохранность ядерных материалов и радиоактивных веществ, своевременное обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, физическая защита осуществляется на всех этапах проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации указанных объектов использования атомной энергии, а также при обращении с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ»21. Закон Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» от 12 января 2016 года № 442-У принят в рамках обязательств Казахстана как перед МАГАТЭ, так и перед странами-участниками СНГ по соблюдению международных стандартов строительства ядерных установок, организации пунктов захоронения ядерных отходов, обеспечению ядерной физической безопасности, организации государственного учета ядерных материалов, экспорта и импорта в области использования атомной энергии.

Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» от 12 января 2016 года № 442-У «решение о строительстве и районе строительства ядерных установок принимается Правительством Республики Казахстан при согласии местных представительных органов, на территории которых планируется строительство установки или пункта захоронения, с учетом потребностей в них для решения хозяйственных задач страны и отдельных ее регионов; наличия необходимых условий для размещения указанных объектов, отвечающих требованиям законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии»22.

Закон Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» от 12 января 2016 года № 442-У в статье 9 требует «экспертного подтверждения отсутствия угрозы безопасности со стороны объектов атомной энергетики, а также со стороны расположенных вблизи гражданских и военных объектов»23. То есть особое внимание как в законах других стран СНГ в нем уделяется требованиям экологического законодательства Республики Казахстан, оценке возможных социальных и экономических последствий размещения объектов атомной энергетики для промышленного, сельскохозяйственного и социального развития региона24.

Согласно статьи 3 Закона Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» от 12 января 2016 года № 442-У «задачами государственного регулирования в области использования атомной энергии являются эффективная защита жизни и здоровья людей, их имущества, обеспечение охраны окружающей среды, поддержание ядерной, радиационной, ядер-

21 Статья 49 Федерального закона Российской Федерации «Об использовании атомной энергии (с изменениями на 3 июля 2016 года) от 21.11.1995 N 170-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8450/

22 Статья 5 Закона Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» от 12 января 2016 года № 442-Уhttp://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=81917

23 Статья 9 Закона Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» от 12 января 2016 года № 442-Уhttp://base.spinform.ru /show_doc.fwx?rgn=81917

24 Преамбула Закона Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» от 12 января 2016 года № 442-Уhttp://base.spinform.ru /show_doc.fwx?rgn=81917

ной физической безопасности, режима нераспространения ядерного оружия при использовании атомной энергии»25.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Республики Казахстан от 24 мая 2016 года № 301 26 государство применяет разносторонние меры противодействия негативным последствиям воздействия ядерных предприятий.

По преамбуле Закона Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» от 12 января 2016 года №442-У «ядерная физическая безопасность осуществляется для защиты объекта использования атомной энергии от несанкционированного изъятия, хищения ядерных материалов или незаконного захвата ядерной установки; для защиты объектов использования атомной энергии от диверсии, для смягчение или сведение к минимуму радиологических последствий возможной диверсии на объектах использования атомной энергии».27 На основании вышеприведенного можно сказать, что законы об использовании атомной энергии стран СНГ являются гармонизированными с точки зрения сближения общих правовых принципов, институтов и норм организации системы безопасности использования атомной энергии.

Список литературы:

1. Соглашение государств-участников СНГ о сближении подходов по нормативно-правовому и нормативно-техническому регулированию, оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологическому обеспечению в области использования атомной энергии в мирных целях, подписанное на заседании Совета глав правительств СНГ 26 мая 2017 года http://government.ru/news/27821/

2. Федеральный закон Российской Федерации «Об использовании атомной энергии (с изменениями на 3 июля 2016 года) от 21.11.1995 N 170-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8450/

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2017 года № 749 «Об утверждении правил определения зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии и правил обеспечения особого правового режима зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии» http://www.garant.ru/products /ipo/prime/doc/71607664/

4. Закон Республики Беларусь от 30 июля 2008 года №426-З « Об использовании атомной энергии» (в редакции Законов Республики Беларусь от 09.11.2009 г. №53-З, 22.12.2011 г. №326-З) http://base.spinform.ru/show

5. Закон Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» от 12 января 2016 года № 442-Уhttp://ne1tegaz.ru/news/view/161973-Kazahstan-idet-v-termoyad.-Podpisano

6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 мая 2016 года № 301 «Об утверждении Правил выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения» http://neftegaz.ru/news/view/161973-Kazahstan

7. Меркушова О.В. Перспективы сближения законодательств государств-членов ЕАЭС о промышленной деятельности, включая энергетику и недропользование: государственно-частные партнерства (ГЧП), концессии, соглашения о разделе продукции ( СРП) // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- №3.- 2017

8. Ступаков В.И. Сотрудничество стран СНГ в области безопасности использования объектов атомной энергетики // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.-№2.-2017

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Ступакова В.И. «Международные и национальные нормы регулирования сотрудничества евразийских государств в области защиты и стандартизации объектов энергетики»

В статье рассмотрены актуальные проблемы согласованная государствами политики в области использования объектов энергетики по нормативному правовому и нормативно-техническому регулированию, оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологического обеспечения, принимая во внимание принципы и подходы к обеспечению безопасности при использовании объектов энергетики, включая объекты атомной энергии в мирных целях, отраженные в стандартах безопасности других международных организаций. Имеется сравнительный анализ законодательства евразийских государств в области использования объектов энергетики.

Материалы подкреплены ссылками на документы международного уровня. Высказанные выводы аргументированы теоретическими основами. Анализ проблем проведен системно и отвечает требованиям научной статьи. Статья Ступакова В.И. представляет научный и практический интерес для развития науки международного информационного и энергетического права и может быть опубликована в 2018 году в журнале «Проблемы экономики и юридической практики» рекомендованном ВАК.

Рецензент:

доктор юридических наук,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессор кафедры административного

и финансового права МГИМО (У) МИД России

Петрова Г.В.

25 Статья 3 Закона Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» от 12 января 2016 года № 442-Уhttp://base.spinform.ru /show_doc.fwx?rgn=81917

26 Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 мая 2016 года № 301 «Об утверждении «Об утверждении Правил выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения» «площадка размещения ядерной установки или пункта захоронения должна определяться с учетом возможных внешних воздействий природного и (или) техногенного характера; возможного переноса радиоактивных веществ; возможности предотвращения ущерба населению и окружающей среде в результате эксплуатации ядерной установки или пункта захоронения или в результате возникновения инцидентов или аварий». http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=81917

27 Преамбула Закона Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» от 12 января 2016 года № 442-У http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=81917

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.