Российский журнал менеджмента Том 5, № 1, 2007. С. 182-186
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АККРЕДИТАЦИИ РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ
Международные аккредитации МИРБИС
М. Портер в одной из своих статей заметил, что для бизнеса главное быть не лучшим, а уникальным. Если перенести идею на сферу бизнес-образования, то встает вопрос: что может сделать современную российскую школу бизнеса уникальной?
Набор программ? Он примерно одинаковый у всех.
Преподаватели? Об уникальности состава преподавателей пока можно только мечтать.
Слушатели и студенты? Все имеют наше добротное, местами не очень системное высшее образование, опыт работы в одинаково сложных условиях российского рынка.
Материальная база? Да, пожалуй, материальная база, как и потенциальные возможности развития за счет умелого управления, еще отличают нас друг от друга.
И все же...
Отличает школы бизнеса друг от друга технология обучения: как они организуют свои программы, как работают со слушателями и студентами, насколько гибки и индивидуализированы предлагаемые программы, насколько тесно вплетены в учебный процесс исследовательские проекты преподавателей и слушателей. И еще — как организован контроль, насколько учтены карьерные предпочтения слушателей, как обеспечивается формирование профессиональных компетенций бизнесменов и менеджеров, которые бизнес заказывает
школам и без которых выпускник останется со «своими совершенствами», но часто без карьеры.
Еще одно различие российских школ бизнеса — в разной степени близости к бизнесу и «связке» с ним в реализации программ, а также в том, что называют международностью, а лучше интернационализацией, поскольку это слово больше показывает процесс, чем первое, более статичное по внутреннему смыслу. Именно вся совокупность собственных компетенций школы бизнеса как «профессионала» на рынке бизнес-образования, скорее всего, и делает ее уникальной.
Тест № 1
Как российской школе бизнеса определить, соответствуют ли технологии обучения и подходы к реализации задач программы МВА общепринятым международным стандартам?
Возможные варианты ответов:
1) спросить об этом выпускников;
2) спросить бизнес — работодателей и заказчиков;
3) спросить руководителей программы;
4) спросить слушателей МВА;
5) спросить международные организации, которые занимаются оценкой качества программ бизнес-образования по канонизированным показателям.
Как в большинстве тестов, практически каждый вариант ответа может быть не без лукавства принят как правильный, но самый близкий к реальности все же пятый.
И здесь нужно говорить о международных аккредитациях, которые для того и существуют, чтобы, в идеале, выделить лучших из числа хороших.
Международная аккредитация представляет собой всестороннюю оценку качества программы относительно утвержденных норм, прежде всего качественных, реже — количественных. По существу, это признание ее соответствия международному стандарту, но на жестком рынке стандартный продукт не продашь — требуется свое особое лицо программы, привлекательные характеристики, то, что мы называем конкурентными преимуществами. Аккредитация — это одинаковые стартовые условия для стайеров, а каждый потом проходит дистанцию по-своему. Здесь-то и выходят на первый план технологии обучения, которые обеспечивают уникальность программы и подтверждены престижной международной аккредитацией.
Поскольку набор на программы МВА МИРБИС идет на 85% с открытого рынка, поступающих на МВА интересуют такие особенности программы, которые помогли бы им сделать выбор в пользу именно МИРБИС. Необходимо преимущество, которое в дальнейшем сделает диплом МВА более весомым и конкурентоспособным. В 2003 г. Московская международная школа бизнеса МИРБИС подала заявку в Международную ассоциацию МВА (АМВА) на аккредитацию своих программ МВА.
АМВА — одна из самых престижных в мире организаций выпускников и слушателей программ МВА, созданная в 1967 г. АМВА активно участвует в развитии «движения МВА», укреплении позиций программ МВА на международном рынке бизнес-образования. Она во многом помогает учиться и работать в условиях глобального рынка, где требования к менеджерам-профессионалам одинаковы вне зависимости от страны проживания, родного языка, происхождения. Важны только предыдущий опыт, знания, профессиональные, коммуникативные и социокультурные компетенции, умение работать в команде, креативность, лидерские качества.
За 18 лет работы на российском рынке бизнес-образования МИРБИС приобрела значительный опыт международных аккредитаций и оценки качества своих программ. В 1998 г. был проведен комплексный аудит efmd по системе EQUIS (European Quality Improvement System — Европейская система совершенствования качества образования в области экономики и менеджмента). В 1997 г. была аккредитована программа МВА МИРБИС для обучения по «двойному диплому» МВА с Лондонским университетом Гилдхолл, затем в 1998 г. — программа магистра «Стратегии управления человеческими ресурсами», которую МИРБИС успешно ведет уже 8 лет совместно с Университетом Лондон Метрополитен.
За аккредитацией АМВА в 2006 г. последовала аккредитация программы бакалавра экономики со специализациями. Программа бакалавра экономики МИРБИС стала первой в России, получившей аккредитацию efmd по Европейской системе совершенствования качества отдельных программ бизнес-образования EPAS.* С 2006 г. АМВА начала аккредитацию программ магистра менеджмента — PEMM. В июле-августе 2006 г. МИРБИС стала первой бизнес-школой в России и одной из четырнадцати в мире, которые получили эту аккредитацию.
Любая аккредитация — это очень трудоемкий и длительный процесс. Обычно за 2-3 месяца до визита экспертов представляется отчет о самоаудите. Это два тома по 100-120 страниц: один содержит описание программы, представляемой на аккредитацию, и описание всей деятельности школы бизнеса, второй — приложения: статистику, характеризующую данную программу, описание модулей, резюме преподавателей, исследовательские проекты и многое другое, что отличает школу и аккредитуемую программу.
Вообще аккредитация — это знак качества, который формально присвоен одному
* См. подробнее: Третья конференция Европейского фонда развития менеджмента по высшему управленческому образованию. 2005. Российский журнал менеджмента 3 (4): 183-187.
из продуктов школы бизнеса. Но на самом деле он, как нимб, освещает всю деятельность школы, привлекая к ней внимание рынка, потребителей, бизнеса.
Для МИРБИС результаты трех аккредитаций налицо. Программы МВА МИРБИС стали гораздо более известны как программы высокого качества с серьезной международной составляющей. Увеличилось количество претендентов на обучение, существенно укрепила свои позиции программа Executive MBA, где отбор особенно жесткий. Значительно чаще стали читать лекции и вести часть модулей зарубежные преподаватели. Руководители компаний и топ-менеджеры проводят мастер-классы для слушателей и выпускников МВА, со стороны зарубежных коллег возрос интерес к совместным исследованиям в области организации бизнес-образования. Два года подряд студенты МИРБИС участвовали в международных исследованиях, проводимых АМВА, GMAC и международной консалтинговой компанией JWT, — «Женщины в МВА-2005 г.» и «МВА в странах с новой рыночной экономикой».
Кроме того, в 2006-2007 гг. «запущены» новые программы со специализациями — МВА Hi-Tech, МВА — Управление инновациями, МВА — IT-менеджмент, МВА — Управление инвестиционными проектами в строительстве. Ими руководят представители компаний — лидеров соответствующих отраслей. Вошла в практику разработка новых программ своего рода треугольником — бизнес + МИРБИС + международный партнер, т. е. совместно с представителями бизнеса и зарубежными школами бизнеса.
Тест № 2
Почему именно сейчас, когда российская экономика мало-помалу стала выходить на неплохие показатели в целом, так активизировались международные аккредитующие организации и отдельные зарубежные школы в выражении своих симпатий и интереса к российскому бизнес-образованию?
Возможные варианты ответов: 1) хотят помочь в подготовке российского
управленческого корпуса;
2) хотят привлечь российских руководителей — выпускников программ МВА к работе в своих компаниях по всему миру;
3) хотят выйти на российский рынок в партнерстве с российскими коллегами по бизнес-образованию, чтобы готовить руководителей бизнеса как «менеджеров вселенной» (global managers);
4) хотят узнать особенности российского рынка через аккредитации и/или партнерства с национальными школами;
5) хотят сами выйти на российский рынок бизнес-образования, конкурируя с национальными игроками, которые здесь уже давно работают.
На наш взгляд, третий, четвертый и, самое главное, пятый ответ являются верными. Это естественно и логично. Появление новых игроков будет способствовать усилению рынка, повышению качества и росту конкуренции. Российским школам нужно об этом всегда помнить и тщательно готовиться к длительному турниру, опираясь на свои уникальные компетенции.
Международные аккредитации программ российских школ бизнеса — еще один шаг к интернационализации российского бизнес-образования в целом. Как любой бенч-маркинг, аккредитации помогают понять, где мы находимся относительно признанных мировых лидеров. В то же время международная аккредитация — не факт, а процесс, поскольку вслед за ней необходимо очень много работать по устранению недостатков, которые были отмечены в ходе экспертной оценки работы школы или отдельной программы. Иначе есть опасность, что следующей аккредитации уже не будет. В образовании, как и в бизнесе, нет и не может быть остановки, есть только движение — вперед или назад.
И тем не менее международные аккредитации — АМВА, РЕММ, ЕРАS, ECBE — делают те немногие российские школы, которые их получили, «своими среди чужих». Аккредитованные школы становятся как бы «одной крови» с теми, кто имеет эту аккредитацию по всему миру. Пока они выделяются среди национальных школ тем, что получили международную оценку качества
своей работы и таким образом значительно укрепили свой бренд. Но это только пока, поскольку процессы интернационализации бизнес-образования остановить нельзя —
сам бизнес заставляет школы адекватно реагировать на изменения в деловой среде. Аккредитованных российских школ с каждым годом будет все больше.
Е. В. Зубкова
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС
ж ж ж
Программы МВА ИМИСП: опыт аккредитации АМВА
В отрасли бизнес-образования в глобальном масштабе существует несколько общепризнанных и авторитетных систем аккредитации (AMBA, EQUIS/efmd, EPAS/ efmd, IQA/CEEMAN, AACSB и т. д.). Процедуре аккредитации подлежат как бизнес-школы в целом, так и отдельные программы, направления. Все аккредитующие системы в определенном смысле слова борются за зоны влияния и конкурируют между собой. Однако в фокусе интересов всех подобных организаций в последние годы находятся быстрорастущие рынки образовательных услуг — Юго-Восточная Азия, Китай, Индия, Восточная Европа, Россия.
Аккредитация АМВА в системе аккредитаций
Ассоциация МВА (Association of MBAs, http://www.mbaworld.com), созданная в 1967 г. (штаб квартира находится в Лондоне), определяет свою миссию как служение интересам сообщества МВА («The Advocate for the MBA»). К этому сообществу АМВА относит будущих слушателей программ МВА, помогая им выбрать достойную программу; компании-работодатели, удостоверяя уровень квалификации обладателей дипломов МВА; и, наконец, бизнес-школы, предоставляя возможность соотнести качество их программ с лучшими мировыми стандартами. Базовые принципы аккредитацион-ной процедуры — независимость, интернациональный и рыночно-ориентированный характер. Критерии аккредитации опреде-
ляются Консультативным Советом АМВА, в котором представлены бизнес-школы, уже имеющие аккредитацию. Непосредственно проведением аудита занимаются эксперты, делегированные аккредитованными бизнес-школами; численность этой интернациональной команды составляет более 100 человек.
Аккредитация АМВА является между-народнопризнанным эталоном качества программ МВА. Получение аккредитации свидетельствует о соответствии программ высочайшим стандартам бизнес-образования. Ассоциацией МВА аккредитованы программы МВА таких европейских бизнес-школ, как INSEAD, IMD, London Business School, Cranfield School of Management, Manchester Business School, Warwick Business School, RSM Erasmus University и др. Общее количество образовательных учреждений с аккредитованными АМВА программами составляет 119*, расположены эти школы в 62 странах.
При всей четкости, понятности и прозрачности процедуры аккредитации АМВА придерживается весьма принципиального подхода в отношении программ, представляемых к аккредитации: по утверждению одного из менеджеров аккредитационной службы АМВА, из семи представленных программ, согласно статистике, статус аккредитованной получает лишь одна.
* Данные на конец 2006 г. Из 119 аккредитованных школ 87 европейских (из них 5 - российские), 21 американская (из Северной и Южной Америки), 9 — из Азии, Австралии и Новой Зеландии, 2 — африканские.
Аккредитованные АМВА бизнес-школы образуют элитарную международную сеть с благоприятными возможностями сотрудничества, в частности используя специальные конференции и семинары, организуемые АМВА.
АМВА на российском рынке
Активность представителей АМВА в России началась несколько лет назад благодаря контактам с Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО). В диалогах официальных представителей АМВА с руководителями РАБО прослеживалась взаимная заинтересованность в сотрудничестве. Стоит отметить грамотные и последовательные действия менеджера по аккредитации АМВА г-на Питера Кэллэдайна (Peter Calladine), представлявшего интересы АМВА в России, проделавшего большую работу по продвижению глобального бренда АМВА на российском рынке бизнес-образования.
Возрастающее значение именно российского сегмента рынка МВА подчеркивается тем, что свою юбилейную конференцию, посвященную 40-летию Ассоциации, АМВА проведет в Москве в мае 2006 г.
ИМИСП и АМВА: настоящее
ИМИСП (Санкт-Петербургский международный институт менеджмента) — первая по времени основания бизнес-школа в Санкт-Петербурге, созданная в 1989 г. в результате сотрудничества Ленинградского государственного университета и бизнес-школы SDA Bocconi (Милан, Италия), отметившая в 2006 г. десятилетие первого набора МВА и запустившая 25-ю группу программы МВА. Общее количество выпускников МВА ИМИСП, включая программы, реализованные для корпоративного рынка (МВА Газпром, МВА UTC, МВА Ямбурггаздобы-ча), приближается к 1 тыс. человек.
Качество продукта МВА ИМИСП, подтвержденное временем, уверенность в сво-
их силах, наличие аккредитаций качества РАБО и СЕЕМА^ приверженность европейской модели бизнес-школы способствовали вступлению ИМИСП на путь многоступенчатой процедуры аккредитации «в формате АМВА». Аккредитационная процедура включала в себя стратегический аудит портфеля МВА ИМИСП, глубинные интервью с носителями ключевой компетенции (штатными преподавателями ИМИСП), топ-менеджментом Института, круглые столы с выпускниками и работодателями, а также со слушателями программ МВА. В итоговом заключении экспертов, наряду с констатацией высокого качества самой программы МВА, были отмечены впечатляющий уровень лояльности слушателей, выпускников и сотрудников Института, а также более чем убедительные карьерные успехи выпускников программы МВА ИМИСП.
ИМИСП и АМВА: будущее
Оценить в «коротком периоде» эффект от получения аккредитации АМВА непросто. Безусловно, это дополнительный аргумент, используемый ИМИСП для продвижения МВА и усиливший потенциал бренда ИМИСП в целом; новый коммуникативный канал для диалога с профессиональным бизнес-образовательным сообществом; еще один шаг на пути интеграции ИМИСП и России в глобальный рынок.
Стоит, однако, отметить, что вектор стратегического развития ИМИСП в среднесрочной перспективе предполагает в первую очередь взаимодействие с русскоязычной аудиторией менеджеров, инвестирующих в свое профессиональное развитие и получающих в ИМИСП образовательные и консалтинговые продукты самого высокого качества. В этом контексте аккредитация АМВА портфеля программ МВА ИМИСП — лишь подтверждение высокопрофессионального статуса института на международном уровне.
Е. Н. Бондаревская ИМИСП