Научная статья на тему 'Международное взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с фальшивомонетничеством, совершенным организованными преступными группами'

Международное взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с фальшивомонетничеством, совершенным организованными преступными группами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
476
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВО / ОРГАНИЗОВАННЫЕ ПРЕСТУПНЫЕ ГРУППЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COUNTERFEITING / ORGANIZED PREVENT GROUP / INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асатрян Хачатур Ашотович, Асатрян Арменуи Ашотовна

В статье отмечается, что фальшивомонетничество наносит ущерб экономическим связям как внутри государства, так и во внешнеэкономической деятельности, представляя тем самым серьезную угрозу. В этой связи авторы предприняли попытку рассмотреть способы взаимодействия между сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющих расследования фальшивомонетничества, совершенных организованными преступными группами, а также поднять проблемы, существующие в международном и внутригосударственном сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Domestic and international cooperation of law enforcement agencies in combating money counterfeiting by organized criminal groups

The article notes that counterfeiting is detrimental to economic relations both within the state and in foreign economic activity, thus providing a serious threat. In this connection, the author attempted to consider ways of interaction between law enforcement bodies are carrying out investigation of counterfeiting, committed by the organized criminal groups, as well as to raise the problems, existing in the international and domestic cooperation.

Текст научной работы на тему «Международное взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с фальшивомонетничеством, совершенным организованными преступными группами»

КРИМИНАЛИСТИКА

УДК 343.98:343.359 ББК 67.523.12

Х.А. Асатрян А.А. Асатрян

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВОМ, СОВЕРШЕННЫМ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ

В статье отмечается, что фальшивомонетничество наносит ущерб экономическим связям как внутри государства, так и во внешнеэкономической деятельности, представляя тем самым серьезную угрозу. В этой связи авторы предприняли попытку рассмотреть способы взаимодействия между сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющих расследования фальшивомонетничества, совершенных организованными преступными группами, а также поднять проблемы, существующие в международном и внутригосударственном сотрудничестве.

Ключевые слова: фальшивомонетничество, организованные преступные группы, взаимодействие.

Kh.A. Asatryan A.A. Asatryan

DOMESTIC AND INTERNATIONAL COOPERATION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN COMBATING MONEY COUNTERFEITING BY ORGANIZED CRIMINAL GROUPS

The article notes that counterfeiting is detrimental to economic relations both within the state and in foreign economic activity, thus providing a serious threat. In this connection, the author attempted to consider ways of interaction between law enforcement bodies are carrying out investigation of counterfeiting, committed by the organized

criminal groups, as well as to raise the problems, existing in the international and domestic cooperation.

Keywords: counterfeiting, organized prevent group, interaction.

Изготовление и сбыт фальшивых денег приобрели в настоящее время характер транснационального бизнеса. Объективными причинами активизации данного вида преступной деятельности являются:

1) экономическое сотрудничество государств и взаимные платежи, осуществляемые между ними;

2) интенсивное развитие международного туризма;

3) развитие специализации международных преступных организаций разных стран на отдельных стадиях этого преступного бизнеса — изготовлении, накоплении, реализации.

В этой связи требуется организация оптимального взаимодействия правоохранительных органов разных стран на основе и в соответствии с Женевской конвенцией 1929 г. по борьбе с подделкой денежных знаков, к которой СССР присоединился в 1931 г. В послевоенный период еще около 50 стран присоединились к Женевской конвенции, что показывает тенденцию роста фальшивомонетничества по всему миру, его международный характер и желание государств путем взаимного информирования бороться с данным преступлением.

С.Ю. Петряев справедливо отмечает: «Фальшивомонетничество является преступлением, которое носит не региональный, а государственный и международный характер, борьба с этим явлением должна носить централизованный характер: необходима централизация для обеспечения координации на государственном и международном уровнях» [1, с. 70].

Международная Женевская конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков состоит из 28 статей. В них говорится об основных началах международно-правового сотрудничества в борьбе с фальшивомонетничеством, закреплены виды преступлений, относящихся к категории фальшивомонетничества (ст. 3), определено положение, закрепляющее принцип международного рецидива фальшивомонетничества (ст. 6).

Государства-участники взяли на себя обязательства применять в равной степени карательные меры в отношении фальши-

вомонетчиков, не делать различий между подделкой национальных и иностранных денежных знаков и ценных бумаг. Необходимо отметить, что эти обязательства не могут быть поставлены в зависимость от каких-либо условий взаимности, вытекающих из закона или из договора. Несмотря на это, есть государства, которые не соблюдают требования, предусмотренные в ст. 5. Так, например, в Японии, которая является участником Женевской конвенции, лиц, виновных в подделке японских иен, приговаривают к пожизненной каторге, а лиц, изготовивших фальшивые доллары США, — к каторге от двух лет. Данные случаи, на наш взгляд, подлежат критике со стороны международного сообщества, и в отношении таких стран должны быть применены жесткие меры.

Конвенция определяет орган, который в рамках национального законодательства производит дознание по делам о подделке денежных знаков, — Центральное бюро. Данное бюро должно тесно взаимодействовать с эмиссионными органами, милицейскими (полицейскими) властями внутри страны, центральными бюро других стран.

В соответствии с Женевской конвенцией проводятся международные конференции по координации деятельности государств, крупнейших банков и эмиссионных учреждений в борьбе с подделкой денежных знаков и разрабатываются новые направления противодействия данному явлению.

Особую роль при взаимодействии и расследовании фальшивомонетничества выполняет Международная организация уголовной полиции (Интерпол), являющаяся крупным межправительственным органом. В МВД, ГУВД, УВД 59 субъектов РФ созданы филиалы НЦБ Интерпола, которые вносят достойный вклад в дело борьбы с международной преступностью. Непосредственно реализацией задач в сфере борьбы с подделкой денежных знаков занимается одно из самых главных подразделений Интерпола — Международный центр по борьбе с фальшивомонетчиками и подделывателями ценных бумаг.

Функции Интерпола заключаются в организации взаимодействия полиций государств-членов для борьбы с преступлениями, носящими международный характер. Данный орган обладает огромными информационными ресурсами, доступными правоохранительным органам различных стран. Российская Федера-

ция в силу своей территориальной особенности нуждается в сотрудничестве такого типа. Общеизвестно, что в Россию ввозятся поддельные денежные знаки как из стран Европейского союза, так и из стран СНГ. Поэтому правоохранительные органы РФ должны расследовать и пресекать данный вид преступления путем тесного и взаимного сотрудничества с правоохранительными органами соседних государств. В данной борьбе российским правоохранительным органам огромную помощь может оказать обширная картотека Интерпола, состоящая из трех разделов:

1) сведения о личности уголовников, насчитывающие 2 млн карточек с данными о 800 тыс. особо опасных преступников;

2) фотоснимки и отпечатки пальцев приблизительно 150 тыс. преступников;

3) регистрационные сведения о преступлениях, имеющих международный характер, по которым легко определить, где, когда и кем были совершены аналогичные преступления в прошлом [2, с. 246].

Интерпол ведет комплексную статистику случаев фальшивомонетничества для распознания новых подделок и оповещения о них стран-членов. Такая обширная информационная база формируется на основе сообщений, исходящих со стороны различных национальных бюро о фактах совершения фальшивомонетничества.

Согласно приказу МВД РФ, Минюста РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ, ФСНП РФ и ФПС РФ от 26 июня 2000 г. «Об утверждении Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов РФ по линии Интерпола», штаб-квартира Интерпола должна быть информирована о каждом факте обнаружения фальшивой валюты со стороны правоохранительных органов, их обнаруживших, по следующим учетным формам, принятым в международном сообществе:

1. Учетно-регистрационная форма 88-Ш «О факте изъятия фальшивых денежных знаков» — оформляется при обнаружении поддельных денежных знаков иностранных государств. В течение трех суток правоохранительные органы направляют данную форму в НЦБ Интерпола на каждый обнаруженный фальшивый денежный знак.

На основании полученных учетно-регистрационных форм НЦБ Интерпола готовит и направляет соответствующее сообщение в Генеральный секретариат, где каждой подделке присваивается индекс (индикатив), состоящий из трех частей, например 12.А.2436. Каждая часть этого индекса расшифровывается следующим образом: 12 — валюта (доллар США); буквой «А» в банке данных Генерального секретариата помечаются подделки всех государств Американского континента; последнее число — порядковый номер, под которым зарегистрирована в картотеке конкретная подделка валюты одного и того же государства — в данном случае США.

2. Учетно-регистрационная форма 88-2^ «О факте обнаружения нелегальной типографии, печатных и литейных форм». Данная форма также должна быть направлена правоохранительными органами в НЦБ Интерпола в течение трех суток.

На основе анализа международного опыта борьбы с фальшивомонетничеством Интерпол вырабатывает рекомендации по совершенствованию средств защиты национальных денежных знаков, обобщает опыт работы полиции разных стран по раскрытию фактов подделки денежных знаков и других платежных средств, выявлению типографий и мастерских, где они производятся, установлению и изобличению изготовителей и сбытчиков, закреплению вещественных доказательств.

Международная организация уголовной полиции издает специальный бюллетень «Подделки и подлоги», а также другие справочные издания, которые способствуют правоохранительным органам и банкам выявлять фальшивые денежные знаки и ценные бумаги.

Особого внимания заслуживает опыт европейского сотрудничества по борьбе с фальшивомонетничеством. Государства ЕС организовали единую систему учета криминальных сведений. Создан центральный банк электронной информации, аккумулирующий данные о лицах, совершивших преступления или представляющих оперативный интерес, в том числе в сфере изготовления и сбыта поддельных денежных знаков и ценных бумаг. Полиция каждого государства — члена ЕС, имея компьютерную связь с центральным банком криминалистически значимой информации, может постоянно получать необходимые сведения.

В рамках международно-правового сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с фальшивомонетничеством наибольший интерес представляет Соглашение «О сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью» (Москва, 25 ноября 1998 г.). В п. 4 ст. 2 данного соглашения говорится о сотрудничестве сторон в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии и расследовании ряда преступлений, в том числе и фальшивомонетничества.

Уровень международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, достигнутый между Российской Федерацией и странами СНГ, несомненно, выше, чем между Российской Федерацией и иными государствами, не являющимися членами Содружества Независимых Государств.

Данное обстоятельство успешно используется членами организованных преступных групп для непривлечения к уголовной ответственности за совершенные ими преступления. Будучи осведомленным об отсутствии с тем или иным государством соглашения о выдаче, преступники укрываются на его территории от уголовного преследования государства, где они совершили преступление.

Основополагающим международно-правовым документом, регулирующим отношения государств — членов Содружества Независимых Государств в сфере оказания правовой помощи, является Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 января 1993 г., вступившая в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 г. [3, с. 31].

Часть 2 раздела 4 Минской конвенции посвящается проблемам выдачи. 16 статей, в которых оговариваются основания к выдаче, условия, при которых лицо не может быть выдано запрашивающей стороне, излагаются реквизиты требования о выдаче, регламентируется порядок выдачи и иные вопросы.

Помимо Минской конвенции некоторые проблемы борьбы с организованной преступностью разрешаются в многосторонних и двухсторонних соглашениях между различными ведомствами государств — членов СНГ.

Достаточно разветвленная система соглашений действует между МВД РФ и министерствами внутренних дел иностранных государств. Например, Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств — членов СНГ предоставляет возможность исполнять запросы и просьбы по уголовным делам и делам оперативного учета, обмениваться оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицам, содействовать в проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий.

В связи с международным характером фальшивомонетничества борьба с ним может быть успешной только при условии взаимодействия правоохранительных органов различных стран друг с другом. Противодействие фальшивомонетничеству осуществляется путем обмена имеющейся информации, опытом работы и т. д. Все это помогает в раскрытии преступлений, а также способствует предупреждению совершения новых.

В заключение хотелось бы отметить, что международное сотрудничество в области борьбы с подделкой денежных знаков и ценных бумаг находится на высоком уровне в связи с эффективным и оперативным взаимодействием правоохранительных органов. В то же время ряд положений Женевской конвенцией 1929 г. по борьбе с подделкой денежных знаков устарел, и ее текст требует ревизии. В первую очередь это относится к расширению понятия «денежные знаки», так как кроме них подделывается большое количество векселей, чеков, аккредитивов, знаков почтовой оплаты и других ценных бумаг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петряев С.Ю. Некоторые возможности борьбы с подделкой и сбытом денежных знаков // Экспертная практика. — 1995. — № 38. — С. 70-73.

2. Польской Г.Н. Тайны «монетного двора» / Г.Н. Польской. — М. : Финансы и статистика, 1996. — 254 с.

3. Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи / сост. П.В. Крашенинников, В.П. Кружков. — М. : Спарк, 1996. — 344 с.

Информация об авторах

Асатрян Хачатур Ашотович — кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики и судебных экспертиз, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, тел. 24-00-14, e-mail: asatryanha@mail.ru.

Асатрян Арменуи Ашотовна — магистрант кафедры криминалистики и судебных экспертиз, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Information about the authors

Asatryan Khachatur Ashotovich — Ph.D. in jurisprudence, Do-cent Criminalistics. Baikal State University of Economics and Law, Lenin st., 11, Irkutsk, 664003, тел. 24-00-14, e-mail: asatryanha@mail.r.

Asatryan Armenui Ashotovna — Undergraduate Baikal State University of Economics and Law, 664003, Lenin st., 11, Irkutsk.

УДК 343.9 ББК 67.52

Р.Н. Боровских

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ

В статье освещаются вопросы совершенствования криминалистических мер противодействия преступлениям в сфере страхования. В качестве одного из наиболее перспективных направлений такого противодействия автор рассматривает возможность создания адресных межотраслевых рекомендаций. В работе формулируются методологические основы разработки таких рекомендаций, их «традиционные» и «нетрадиционные» адресаты (потребители), анализируется содержание таких рекомендаций, приводится характерный пример.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.