Научная статья на тему 'Международное торговое право в условиях глобализации'

Международное торговое право в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1178
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифоров В. А.

Статья посвящена вопросам взаимодействия международного тор гового права и права внешнеторговой деятельности Российской Феде рации в условиях глобализации, тенденциям в развитии правовых ном Российской Федерации в связи с приведением их в соответствие с нор мами и правилами ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Trade Law in the situation of Globalization

The article is devoted to the questions of cooperation of international trade law and the law on international trade activity of Russian Federation in the situation of globalization, tendencies in the development of legislative norms of Russian Federation because of bringing them in the accordance with norms and rules of WTO.

Текст научной работы на тему «Международное торговое право в условиях глобализации»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА (ПО ИТОГАМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ “КАМАЗОВСКИЕ ЧТЕНИЯ”)

В.А. Никифоров, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой международного и международного частного права Орловского государственного университета.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТОРГОВОЕ ПРАВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена вопросам взаимодействия международного торгового права и права внешнеторговой деятельности Российской Федерации в условиях глобализации, тенденциям в развитии правовых ном Российской Федерации в связи с приведением их в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Процессы глобализации, происходящие в современном мире, предъявляют новые требования к международному и внутреннему праву государств, их взаимодействию и взаимовлиянию. Однако было бы правильнее говорить не о глобализации, а об интернационализации внутреннего права государств, отражающей "растущее влияние на внутреннее право международного права и правовых систем других государств", в том числе и на правовое регулирование внешнеторговой деятельности России.

Внешнеторговая деятельность является по преимуществу предметом регулирования публичного права каждого государства, за пределами набора методов государственного (публично-правового) регулирования внешнеторговая деятельность "саморегулируется" рыночным, частноправовым инструментарием.

Осуществляя регулирование внешнеторговой деятельности, государство определяет, кто может выступать в качестве субъектов внешнеторговых контрактов, при этом оно может ограничивать субъектный состав внешнеторговых сделок в конкретных областях или допускать к совершению сделок в отношении конкретной группы товаров только субъектов, отвечающих установленным им требованиям.

Используя сложившиеся в процессе развития мировой торговли разнообразные методы экспортно-импортного регулирования, государство устанавливает режим пересечения товарами его таможенных границ, предусматривает для экспорта и (или) импорта определенных товаров обязательное лицензирование, устанавливает особые требования к подтверждению качества товара, при необходимости ограничивает количество экспорта или импорта товара.

Большинство норм экспортно-импортного регулирования, имея публично-правовую природу, проникают в правовой режим внешнеторговых сделок посредством механизма применения императивных норм, предусмотренного п. 1 ст. 11 92

ГК РФ, являясь императивными нормами, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права.

Обращение к публично-правовому аспекту правового режима внешнеторговых контрактов позволяет создать его целостную систему, кроме того, в связи с предстоящим присоединением России к ВТО вопрос приведения Российского законодательства в соответствие с нормами и правилами этой организации является одним из самых актуальных. При этом, согласно параграфу 4 статьи XVI Соглашения об учреждении ВТО, корректировки требуют не только федеральное, но и региональные законодательства, иные нормативные акты и административные решения Правительства России и ее субъектов. В первую очередь это касается вопросов государственной поддержки производства и экспорта продукции, которые, согласно требованиям ВТО, строго регламентированы, ограничены и должны быть транспарентными.

Поэтому ко времени присоединения к ВТО Россией и ее регионами должны быть пересмотрены действующие и приняты новые законодательные акты, регулирующие взаимоотношения в сферах применения соглашений ВТО. Часть этих актов должна быть изменена или принята вне зависимости от состояния переговорной позиции России, в первоочередном порядке. Другая их часть может быть принята или изменена только по результатам переговоров. Это касается законодательства, регулирующего условия доступа на рынки в сфере услуг и оказания государственной поддержки российским товаропроизводителям.

Наибольшее количество проблем и претензий к российскому законодательству у членов ВТО возникает по вопросам таможенного администрирования, стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия, применения санитар-

© В.А. Никифоров, 2008

ных и фитосанитарных мер, валютного регулирования и контроля, а также защиты прав интеллектуальной собственности.

В этих целях Правительство РФ своим распоряжением в редакции от 21.06.2002 г № 832-р утвердило "План мероприятий по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО". Во исполнение Плана в настоящее время приняты новые федеральные законы, выполняющие базовые требования ВТО к законодательству РФ. Это: новый Таможенный Кодекс РФ, четвертая часть ГК РФ, федеральные законы "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О техническом регулировании", "О специальных, защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" и другие.

Правовой режим внешнеторговых контрактов отличается комплексным характером регулирования, которое включает международно-правовые и национально-правовые источники, принадлежащие к правовым системам двух или нескольких государств.

Сложность регулирования возрастает в связи с тем, что в него вовлекаются национально-правовые нормы, не только принадлежащие к разным правовым системам, но к тому же имеющие разноотраслевое происхождение, являясь частноправовыми и публично-правовыми нормами.

В связи с этим актуальность данной работы является, на наш взгляд, вполне обоснованной. В предлагаемой работе приводятся основные положения, изменения и отличия перечисленных выше базовых федеральных законов в области внешнеторговой деятельности от ранее действующих редакций федеральных законов.

Сложность и неопределенность регулирования внешнеэкономической деятельности обуславливается, по мнению ведущих ученых, и "возможностью регулирования внешнеэкономических сделок нормами права различных стран, а также неадекватностью содержания этих норм, которые в большинстве своем предназначены для регламентации внутренних сделок по отношению к международным операциям". Причем ученые подчеркивают, что именно унификация права международной торговли способствует преодолению этих препятствий.

Анализ правового регулирования международной торговли предполагает комплексный подход, определяемый комплексной природой международной торговли. С точки зрения К. М. Шмиттгоффа, "право международной торговли имеет дело с реалиями деловой жизни, в которой переплетаются и взаимодействуют купля-продажа, финансирование, страхование, перевозка, разрешение споров, предъявление исков, т. е. правовые институты, которые обычно анализируются отдельно. Утонченность и нюансировка - это

основные черты современного права международной торговли, и, игнорируя их, нельзя понять комплексную природу международной торговли".

Именно такой комплексный подход к механизму публично- правового и частноправового регулирования внешнеэкономической деятельности, на наш взгляд, отвечает современным тенденциям глобализации мировой экономики и интеграционным процессам в области международного публичного и международного частного права.

Международное торговое право является основной частью международного экономического права, равно как и внешнеторговая деятельность является основной частью внешнеэкономической деятельности государства.

Внутреннее право, регулирующее внешнеторговую деятельность, также является основной частью права внешнеэкономической деятельности.

Каждое государство, в зависимости от установленной им формы организации внешнеторговых отношений, определяет условия выхода на внешний рынок для национальных хозяйствующих субъектов, а также порядок допуска на национальный рынок и правовой режим для иностранных субъектов внешнеторговой деятельности. Государство в некоторых ситуациях увеличивает свое присутствие в экономике. Обычно это происходит в наиболее прибыльных и стратегических отраслях, в том числе и в форме "государственной корпорации". Данная проблема также является предметом нашего рассмотрения.

В современных условиях глобализации экономики особенную роль в экономической, политической, социальной жизни приобретают транснациональные корпорации. Их деятельность также нуждается в теоретическом, правовом осмыслении и является также предметом нашего исследования.

Комплексная природа международной торговли определяет комплексный подход к праву, регулирующему внешнеторговую деятельность, который предполагает взаимодействие и взаимопроникновение механизмов публично-правовой и частноправовой природы правового регулирования купли-продажи, финансирования, страхование, перевозки, таможенного регулирования, разрешение споров, предъявление исков.

Необходимость комплексного изучения правового регулирования международной торговой деятельности обосновывается в трудах К.М. Шмиттгоффа, А.С. Комарова, международного экономического права - в исследованиях И.И. Лу-кашука, В.М. Шумилова.

Исторические аспекты развития международного торгового права и права внешней торговли России исследуются в трудах ГФ. Шершеневича, М.П. Бардиной, И. И. Лукашука, М.М. Богуславского и др.

Проблемы взаимодействия международного и национального (внутреннего) права посвящены

работы Л. П. Ануфриевой, В. В. Гаврилова, В. Леви, Д. Б. Левина, И. И. Лукашука, Р. А. Мюллерсона и др.

Вопросы правового регулирования внешнеторговых отношений рассматриваются в исследованиях М. П. Бардиной, М. М. Богуславского, Н. Г. Вилковой, И. С. Зыкина, А. С. Кокина, Л. А. Лунца, Т. Н. Нешатаевой, В. С. Позднякова, М. Г. Розенберга, О. Н. Садикова, Е. Т. Усенко, Г. А. Ухтеева и др.

Анализ правоприменительной деятельности МКАС при ТПП РФ содержится в работах А. С. Комарова, М. Г. Розенберга.

Проблемы влияния глобализационных процессов на развитие права исследуются в трудах И. В. Зенкина, И. И. Лукашука, Е. Г. Лукьяновой, В. М. Шумилова и др.

Правовое регулирование имеет свой, специфический механизм, имеющий универсальный характер для правовых систем всех юридических типов, который представляет собой единую систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения, состоящую из трех компонентов: 1) юридических норм, являющихся основой правового регулирования, 2) правовых отношений, субъективных прав и юридических обязанностей, 3) актов реализации прав и обязанностей.

Глобализация - это объективный и неизбежный процесс, который содержит в себе и позитивные, и негативные черты, но не становится от этого менее объективным, включает в себя все более усложняющийся комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, который проявляется в расширении потока товаров, технологий и финансовых средств, в неуклонном росте и усилении влияния международных институтов гражданского общества, в глобальной деятельности транснациональных корпораций, и др.

В юридической литературе используются как альтернативные глобализации следующие традиционные понятия: интернационализация, объединение, интеграция в общемировом масштабе на универсальной основе, предполагающая формирование универсального межгосударственного механизма, обеспеченного со стоны государств общей гарантией, опирающаяся на нормативные возможности и гуманистический авторитет права.

Внешнеторговая деятельность, являющаяся основной частью внешнеэкономической деятельности, определяется как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

В теоретических изысканиях, посвященных правовому регулированию, центральное место занимает понятие "внешнеторговая сделка", которое на данный момент в законе не имеет своего определения.

Для отнесения коммерческой - торговой сделки к международной целесообразно выделение двух признаков: частноправового - местонахождения (домициля) субъектов коммерческой деятельности в разных государствах и публично-правового - осуществление этими субъектами трансграничных (международных) обменов продуктами своей предпринимательской деятельности.

Следовательно, к международным коммерческим (внешнеторговым) сделкам можно отнести сделки, являющиеся формой осуществления предпринимательской деятельности, совершаемые коммерческими предприятиями (предпринимателями), находящимися на территории разных государств и направленные на осуществление трансграничных обменов продуктами (предметами, объектами) предпринимательской деятельности.

Можно выделить следующие характерные закономерности и тенденции развития международно-правового регулирования экономических отношений в период глобализации:

■ Большое значение норм "мягкого права".

■ Наличие полулегальных норм - норм "серой зоны".

■ Наличие в современном международном праве не только координационных, но и субординационных связей, присущих внутреннему праву, императивных норм и принципов, а также признаков "наднациональности", которые проявляются в процессе экономической интеграции, в деятельности международных экономических организаций.

■ Дальнейшее развитие международного экономического права в диалектической борьбе -противоречиях между субординационным (двусторонним) и координационным (многосторонним) методами регулирования с постоянным перемещением акцента в сторону многостороннего регулирования.

■ Международно-правовое регулирование различных интеграционных процессов, образования единого мирового экономического пространства в условиях противоречия между глобализацией и государственной формой существования современных обществ, между государственными стратегическими интересами отдельных государств и групп государств.

■ Более тесная, чем в общем международном праве, связь в международных экономических отношениях между международным и внутренним правом в силу взаимного проникновения хозяйственной деятельности разных государств при тенденции к расширению объектной сферы международного права, постепенного перехода в международно-правовую сферу регулирования большого числа вопросов внутренней компетенции государств.

■ Правовое обеспечение реализации принципа равенства, или недискриминации.

■ Правовое обеспечение принципа преференций для развивающихся стран, режима благоприятствования.

■ Правовое обеспечение реализации принципа взаимности, или взаимной выгоды.

■ Укрепление международно-правового режима международных экономических отношений: всемирный характер, унификация международноправовых норм, реализация принципа приоритета международно-правовых норм.

■ Правовое регулирование деятельности транснациональных корпораций.

■ Правовое обеспечение принципа либерализации торговли.

■ Правовое обеспечение принципа защиты национального рынка.

■ Легализация и правовое обеспечение принципа дифференциации правовых режимов в системе международно-правового регулирования международно-экономических отношений.

■ Правовое регулирование унификации инвестиционных режимов.

■ Развитие международно-правового регулирование на рынке труда.

Международное и внутригосударственное право, будучи самостоятельными правовыми системами, имеющими свою природу, свою сферу действия, свой объект регулирования и свой механизм действия, находятся в постоянном взаимодействии, которое опосредуется волей госу-дарств-участников международного общения.

Изучение юридического механизма функционального взаимодействия международных и национальных правовых норм привело к появлению в международно-правовой доктрине теории трансформации, инкорпорации и имплементации, в которых даются разные представления о содержании юридического механизма осуществления норм международного права в рамках внутригосударственных правопорядков, рассматривается вопрос о том, могут ли международные правовые нормы применяться в сфере внутригосударственных отношений непосредственно, т. е. без провозглашения их частью внутреннего права и без трансформации международных договоров во внутригосударственные законы. По нашему мнению, наиболее правильный, утвердительный, ответ на этот вопрос дает теория имплементации.

В современных условиях глобализации наблюдаются следующие интеграционные процессы в области международного и национального права, целью которых является согласование принципов правового регулирования государств на основе норм международного права, определение этапов и совместных мер по развитию национальных законодательств, выработка общих правовых позиций: гармонизация законодательств государств, согласование концепций и программ, выработка общих понятий и оценок, упорядоченность правовых действий, т. о. обеспечение единства в

многообразии; унификация законодательств,

создание единообразных актов и норм, заменяющих или действующих субсидиарно с национальными нормами, т. е. осуществление единообразного регулирования правовых отношений; стандартизация законодательств, создание технико-юридических норм, обязательных для применения при совершении действий технико-экономического и иного характера; трансформация, исполнение государством международно-правовых норм путем их трансформации в национальные законы и подзаконные акты; имплементация, исполнение государством международно-правовых норм путем включения их в национальную правовую систему.

Международное торговое право складывалось исторически из торговых обычаев, закрепленных впоследствии в Торговых кодексах, затем стали заключаться двусторонние договоры, и лишь во второй половине 20 века появилась тенденции к многостороннему регулированию.

В развитии мировой торговли и международного торгового права можно выделить следующие этапы:

- итальянский (XI - первая половина XV века) характеризуется господством сословных начал, торговое право выражается всецело в обычаях, которые различались по местностям. Ведущую роль в становлении торговых обычаев играла в тот период Италия, выполняющая роль посредницы между Западной Европой и Азией;

- французский период (вторая половина XV века - до середины XIX века) ознаменовался появлением Французского торгового кодекса, который получил широкое распространение во многих странах Европы, прежде всего Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии и др.

- германский (середина XIX века - 1870 г.) период ознаменовался правовым и экономическим объединением различных германских княжеств, вдохновленных совместной защитой отечества от Наполеона, появлением таможенных союзов, попыток кодификации торгового права.

- британский (с 1870 по 1918 г.г.) период, связанный с формированием предпосылок будущей глобализации международной торговли;

- англо-американский (с 1918 по 1945 гг) период ознаменовался тем, что многие тенденции в развитии торговых отношений и торгового права, зародившиеся в "британский" период, получили свое развитие на данном историческом этапе, но главенствующую роль в формировании направлений международного торгово-экономического развития ведущих стран мира стали играть два государства: Великобритания и США;

- период (с 1946 - 90-ые г 20 в.) экономического противостояния ("холодной войны") социалистической и капиталистической двух мировых систем.

- период глобализации (с 90-гг. XX в. по на-

стоящее время) - новый этап в развитии международных торговых отношений, ознаменовавшийся созданием Всемирной торговой организации - ВТО.

В России нет исторических традиций в пользу обособленного торгового права, права внешнеторговой деятельности. И в настоящее время, как и в эпоху Московского княжества, как и в период конца XIX - начала XX веков, нельзя говорить о самостоятельной системе русского торгового права, оно является частью гражданского права. Это справедливо в отношении и публично-правового, а особенно частноправового регулирования внешнеторговых отношений.

В основе деятельности международных межправительственных организаций лежит не соглашение частных субъектов, а международный договор, который конституирует учредительный акт международной организации, существующей и действующей в области международного публичного права. Однако международная организация не может осуществлять своей международно-правовой деятельности без того, чтобы не быть субъектом хозяйственного оборота. Следовательно, определенные действия международных межправительственных организаций подпадают под действие норм международного частного права.

Деятельность ВТО, МВФ, МБРР, ЮНСИТРАЛ, УНИДРУА и других международных организаций, регулирующих мировую экономику, унифицирующих нормы международного права, в условиях глобализации, призвана совершенствовать экономическое взаимодействие и вырабатывать механизмы правового регулирования международных экономических отношений, обеспечивая баланс интересов всех участников на основе равных для них принципов справедливой конкуренции, защиты отечественной экономики и устранения неоправданных препятствий международной торговле.

В отечественной правоприменительной практике наблюдается тенденция все более широкого использования международно-правовых норм, принципов и прецедентов, как для непосредственного разрешения дела, так и в качестве инструмента для обоснования правовых позиций при выработке решений, а также непосредственного использования международных норм процессуального характера.

Анализ основных источников государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ показывает, что в настоящее время практически создан новый публично-правовой блок регулирования, состоящий из системообразующего Закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" 2003 г и законов, имеющих специальную сферу государственной регламентации внешнеторговой деятельности и постепенно приближающий российское внешнеторговое законодательство к стандартам ВТО.

Анализ основных источников частноправового регулирования внешнеторговой деятельности в

РФ показывает, что в настоящее время национальное правовое регулирование внешней торговли РФ входит в блок гражданского права, основным нормативным актом, регулирующим эти отношения, является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Можно выделить следующие основные направления развития публичного и частного права внешнеторговой деятельности РФ в условиях глобализации:

■ углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права;

■ интернационализация и гомогенизация внутреннего права;

■ признание приоритета международного права над внутренним;

■ интенсивное изменение внутреннего права под влиянием международного;

■ стандартизация права;

■ гармонизация российского законодательства с законодательством стран СНГ и Европы;

■ расширение и углубление правового регулирования;

■ существенное увеличение количества нормативно-правовых актов на всех уровнях российского законодательства: федеральном, региональном, муниципальном;

■ изменение системы источников права;

■ тенденция к децентрализации правового регулирования, к перераспределению роли и объема центрального и местного законодательства;

■ динамика роста источников российского законодательства: более быстрые темпы роста объема законодательства субъектов Федерации и муниципальных образований на фоне увеличения общего объема всех нормативно-правовых актов в РФ;

■ социализация права, в результате расширение социальной деятельности государства увеличение сферы действия публичного права;

■ размывание границ между частным и публичным правом, нарастание комплексного нормативного регулирования общественных отношений;

■ активное вторжение публичного (административного) права в сферу частного права;

■ нарастание процессуальности (процедурнос-ти) в правовом регулировании;

■ тенденция политизации права в условиях развития глобализационных процессов;

■ тенденции демократизации и гуманизации права;

■ экологизация права в результате возрастания роли экологического фактора в жизни общества.

В отечественной правоприменительной практике наблюдается тенденция все более широкого использования международно-правовых норм, принципов и прецедентов как для непосредственного разрешения дела, так и в качестве инструмента для обоснования правовых позиций при вы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

работке решений, а также непосредственного использования международных норм процессуального характера.

Влияние процессов глобализации на правоприменительную практику в России осуществляется по нескольким направлениям:

■ приведение в соответствие с международными стандартами правовых норм, регламентирующих правоприменительную деятельность, и, прежде всего, охранительный процесс (инкорпорация международно-правовых норм во внутригосударственное право). Это привело к значительному обновлению законодательной базы в сфере процессуального регулирования.

■ применение норм, принципов и прецедентов международного права в российской правовой системе. Наиболее широкую практику в этом отношении имеет Конституционный Суд РФ, который использует потенциал международных источников права для обоснования своих правовых позиций при выработке решений. Расширяется практика непосредственного применения норм международного происхождения при разрешении конкретных дел в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в первую очередь Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ.

■ влияние глобализационных процессов на правоприменительную деятельность в России -трансформации организационного уровня правоприменения, совершенствование организации и деятельности правоприменительных институтов (системы судебной власти и органов исполнительной власти), обеспечение их соответствия международным стандартам.

Государство во внутренних и международных отношениях должно способствовать развитию национальной экономики, создавая благоприятные условия для деловой активности внутри страны и

вне ее, осуществляя дипломатическую защиту своих физических и юридических лиц, регулируя допуск иностранных государств, физических и юридических лиц к деятельности на своей территории следующим образом: а) тарифными мерами, устанавливающими импортные и экспортные таможенные пошлины на свои и иностранные товары; б) нетарифными мерами: квотами, техническими барьерами, лицензированием импорта, системой государственных закупок и т.п.

Для всех субъектов внешнеторговой деятельности, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, согласно Закону "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", в настоящее время действуют общие принципы, определяющие их правовое положение:

■ принцип равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация, в соответствии с которым все участники внешнеторговой деятельности должны иметь равные права и обязанности, равные условия деятельности;

■ принцип защиты государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

■ принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам, принцип приоритета экономических мер над административными.

В результате указанных изменений воздействия государства на их деятельность российские субъекты внешнеторговой деятельности поставлены в одинаковые условия с другими участниками международного рынка, вступают в договорные отношения с иностранными партнерами, руководствуясь своими коммерческими интересами и условиями конкуренции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лукашук И. И. Глобальная ответственность государств// Правовая система России в условиях глобализации: Сборник материалов "круглого стола"/ Под ред. Н. П. Колдаевой, Е. Г Лукьяновой. - М.: Ось-89, 2005. - С.21.

2. Комаров А. С. Предисловие к русскому изданию// Шмиттгофф К. М. Экспорт: право и практика международной торговли: Пер. с англ. - М.: Юрид. лит., 1993. - С.5.

3. Шмиттгофф К. М. Экспорт: право и практика международной торговли: Пер. с англ. - М.: Юрид. лит., 1993. - С.9.

Nikiforov V. A.

International Trade Law in the situation of Globalization

The article is devoted to the questions of cooperation of international trade law and the law on international trade activity of Russian Federation in the situation of globalization, tendencies in the development of legislative norms of Russian Federation because of bringing them in the accordance with norms and rules of WTO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.